Святая мелания елецкая чем помогает. Елецкий знаменский монастырь на каменной горе

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • К оглавлению: книга «Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе».
  • Книга «Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе».

    Восстающий из руин

    Когда отгремели последние залпы победного салюта 1945-го, в Елец стали возвращаться инокини разоренного Знаменского монастыря, у которых закончились сроки пребывания в лагерях и ссылках. Руины возлюбленной обители и затворенные двери городских храмов встречали их. Лишь в кладбищенской церкви во имя Казанской иконы Божией Матери теплились свечи и совершались службы. А потохлу и стали некоторые из вернувшихся матушек подвизаться при храме алтарницами. О судьбах этих последних Знаменских монахинь, опочивших в Ельце , и похороненных на старом здешнем городском кладбище, поведала елецкая старожилка В. М. Полева.

    Вот камень, под которым упокоена монахиня Матрона, отошедшая ко Господу в 1958 году. Отбывала срок «в таёжном краю, в глухих местах». С ней разделяли лагерные тяготы матушки Акулина и Пелагея. Вместе и вернулись, вместе трудились в Казанской церкви. Рядом покоятся ныне.

    Не оставлена памятью людской и могила матушки Марии (в миру - Гридневой или, по документам, - Гриневой). 10 лет отбыла она в лагерях, добиралась в Елец без копейки денег, где пешком, где людскою милостью. И все же сподобил Господь ее благополучно преодолеть огромное расстояние, чтобы упокоится в конце-концов в благословеной святителем Тихоном елецкой земле.

    Монахиню Меланию вспоминают как «молчаливую». Имела от Господа благодать молитвенную, а потому часто звали ее читать Псалтирь по усопшим. Мелания читала всю ночь стоя. Когда же предлагали присесть, отвечала коротко: "Я трудиться пришла, а не сидеть". Отпевал ее архимандрит Исаакий (Виноградов).

    Кстати будет заметить, что этот славный не только в Ельце иерей, весьма многое сделал для того, чтобы покоить столь многое претерпевших в советских лагерях каменногорских молитвенниц.

    Он, а позднее - и соратник его на поле битвы духовном - иеросхимонах Нектарий (Овчинников) немало потрудились, не только помогая тем матушкам, что приходили в храм и были известны. По их благословению, как вспоминает В. М. Полева, бывших Знаменских монахинь, втайне доживавших свой век по елецким квартирам, специально разыскивали, чтобы утешить и дать им возможность по-христиански отойти в мир лучший.

    Вот, например, история монахини Анастасии. После разгона монастыря она поселилась у одной учительницы, пасла ее коз. Но в конце 1930-х мать Анастасия была арестована и осуждена на 10 лет. После ссылки вернулась в Елец , пришла к той же учительнице. «Примешь?». «Не могу я тебя принять, - говорит со слезами учительница. - И прогнать не могу. Если согласишься в подвале жить и никуда не выходить, то оставлю». Анастасия согласилась. Так и жила в вынужденном затворе. Знала об этом только соседка. Уж и Сталин умер, а.она все в подвале жила. Но вот умерла и приютившая Анастасию учительница. А тут еще дом покосился, крыша под снегом проваливаться начала. Пришла комиссия, чтобы решить, что с таким жильем делать. Начали осматривать дом, и обнаружили мать Анастасию в подвале, где пол снегом был занесен. К счастью, времена уже другие были. Члены комиссии только заахали сочувственно, как же, мол, так жить можно и предложили ее оформить в дом престарелых. Но мать Анастасия только и сказала начальнику комиссии: «Это, деточка, ничего. В Сибири куда страшнее было. Так что, никуда я отсюда не пойду». И оставили ее в покое, пока с аварийным домом бумажная волокита тянулась.

    «Так и доживала она в подвале, - рассказала нам В. М. Полева. - Только, как все это открылось, мы узнали, рассказали отцу Николаю Овчинникову из Вознесенского собора. Он тут же денег дал. "Идите, - говорит, - наймите монтера, пусть ей свет в подвал проведет. Да печку туда поставьте". Так, с его благословения, мы матушку Анастасию и дохаживали. И похоронили. Было это уже в начале 1960-х».

    Некоторые из бывших монахинь Знаменского монастыря трудились в миру. Так еще одна матушка, носившая имя Анастасия, трудилась по возвращении из ссылки на кирпичном заводе.

    По сохранившимся архивным документам известна судьба Марии Нагавкиной, осужденной на 5 лет по «Задонскому делу» в 1929 году. Она благополучно пережила заключение, была участницей Великой Отечественной войны, дослужилась до офицерского чина. После Победы продолжала службу в Советской Армии. В 1950 году, 16 апреля, генерал-майор Российский, и.о начальника контрразведки «Северной группы войск», базировавшейся на территории Польши, запрашивал «в порядке проверки» уголовное дело Нагавкиной М. С. «офицера Советской Армии, находящейся за пределами СССР»...

    Вот, собственно и все, что на сегодня известно о судьбах бывших монахинь и послушниц Каменногорья. А ведь было их на момент прихода к власти безбожников, объявивших себя властью рабочих и крестьян, около 300. Но уже к концу 1960-х годов об этом мало кто помнил. Так что, хоть и минула остатки монастырских стен и башен Каменногорья горькая судьба взорванных в те годы елецких церквей, казалось, что и их со временем ждет тот же горький жребий - быть разрушенными если не дерзновенной рукой человека, то уж точно - неумолимым временем.

    Меж тем случилось иное - разрушена и повержена оказалась та самая власть, что от имени народа ополчалась восемь десятилетий против церкви Православной. Все чаще открывались двери возрожденных храмов, стали восставать из небытия и иноческие обители...

    В конце 1990-х годов инициативная группа православных ельчан взялась за возрождение порушенной обители.

    На обращение помочь в расчистке от строительного мусора и зарослей на занятой жилой застройкой территории монастыря, ремонте колокольни на первых порах откликнулось немало добровольцев из числа горожан. Вывезли немало мусора, расчистив руины, установили установили крест, обустроили и предполагаемое место упокоения чтимой подвижницы благочестия - затворницы Елецкой Мелании. Сюда потянулись верующие, стали приезжать паломники.

    Но основные труды по возрождению Знаменского монастыря начались, когда Елец стал вторым по значению городом основанной в 2003 году епархии Липецкой и Елецкой. Возглавивший епархию преосвященнейший епископ Никон (Васин), чуть ли не с первых дней возымел попечение о действительном возрождении древней елецкой святыни, становление которой проходило некогда под окормлением святителей Митрофана и Тихона.

    И в Светлую седмицу 2004 года епископ Липецкий и Елецкий Никон благословил архимандрита Севастиана (Щербакова) быть духовником возобновляемой сестрической общины Каменногорья и осуществлять координацию восстановительных работ.

    Вместе с архимандритом Севастианом в Елец , на «пепелище» некогда знаменитого монастыря, во второй половине июня 2004-го прибыли 25 матушек, избравших для спасения стезю монашескую, дабы своими трудами и молитвами способствовать скорейшему возрождению древнего Знаменского монастыря.

    Первым делом выкупили у тех, кто по воле власти заселил бывшие монастырские кельи, два практически брошенных домика. В них и разместились.

    Спать первое время приходилось на деревянных нарах в 2 яруса. Трудиться - от рассвета до заката, расчищая заросли кустарника, густо покрывшие бывшую монастырскую территорию, убирая строительный мусор. Но матушки не роптали на скудость жизни и выпавшие на их долю тяготы.

    А мы и не должны привязываться к вещам, - рассказывала в одном телеинтервью тех первых дней сестра Херувима - старшая монахиня Елецкого монастыря. - Не положено. И слава Богу, что быт у нас настолько скромный. Постель вот такая, очень скромная. Убогая, можно сказать. Постель, духовные книги и наше облачение, - чего еще желать? И за то спасибо, что Господь посылает нам возможность руками потрудиться во славу Его.

    Старания матушек нового Каменногорья столь много успевших сделать за лето и начало осени первого своего года не остались незамеченными и высшей церковной властью. 7 октября 2004-го в Патриаршей резиденции в Троице-Сергиевой Лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором, в числе прочих вопросов заслушан был рапорт преосвященного епископа Липецкого и Елецкого Никона о благословении на открытие в городе Ельце Липецкой области Знаменского женского монастыря. И Синод постановил благословить открытие Елецкого Знаменского женского монастыря. Так, спустя три четверти века, вновь появилась в реестре монастырей российских и возобновленная каменногорская община.

    А уже в середине декабря возобновляемая монастырская звонница обрела голос - епископ Липецкий и Елецкий Никон освятил в Ельце колокола женского Знаменского монастыря. Чин освящения совершен был с большой торжественностью. Сначала правящий архиерей отслужил праздничную литургию в Вознесенском соборе, а затем крестный ход проследовал через весь город до Знаменского монастыря. По освящении, колокола, числом семь, обретенные попечением местных христолюбивых благотворителей, были подняты на звонницу старинной, чудом уцелевшей колокольни. И с тех пор вновь звучит над округой Знаменский благовест.

    В 2005 году завершены были строительные работы на комплексе у святого источника, включающем часовню, святой колодец и купель. Освящение закладного камня часовни во имя состоялось 12 июня года предшествующего, накануне праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. На полное же завершение довольно серьезного объема работ потребовалось меньше года. При огромном стечении ельчан и паломников из других приходов епархии епископ Липецкий и Елецкий Никон освятил часовню и купель, возведенные у издревле почитающегося святого источника, струящего свои воды из-под Каменной горы. Сюда из обители ведет крутая, мощеная камнем лестница, недавно отремонтированная и снабженная изящными коваными перилами. Полностью отремонтированы и южные Святые ворота.

    Велось строительство и непосредствено на расчищенной территории монастыря. Так что за минувшее с первых дней время, попечением архимандрита Севастиана и матушки Херувимы удалось обеспечить вполне сносный быт для сестер. По осени 2006 года с здесь спасались 11 монахинь, из коих три облачены были в схиму, и 5 рясофорных послушниц да еще те, кто только проходит искус послушания. Всего 45 насельниц.

    Для сестричества выстроен общежительный келейный корпус. Рядом - трапезная (площадью 200 кв. м.) в два зала - для насельниц и для паломников. Есть современно оборудованные прачечная и баня.

    Наладилось в обители и свое подсобное хозяйство. Небольшое, но для невеликих монашеских бытовых запросов весьма полезное. На свободной земли занялись огородничеством. Завели коров и кур. Есть лошади - помощницы в делах огородничества и во внутренних перевозках. Завели овец романовской породы - тут и шерсть на пряжу и овчины на «тулупчики».

    Но главное попечение - о восстановлении разоренного за годы советской власти. Серьезная работа проведена по укреплению и частичному восстановлению сохранившихся стен и башен с южной стороны монастырской ограды.

    К ноябрю 2006 года полностью был завершен внешний ремонт колокольни со Святыми вратами. Построены небольшие кирпичные домики, где разместились кельи руководства обители и административные ее службы. А вот до полного возрождения старательно разрушенного большевиками Знаменского храма пока еще далеко. Хотя за 2006 год сделано было очень многое - завершен нижний и выведены под кровлю стены верхнего яруса. Причем, храм не просто строится, а восстанавливается по старинному проекту, разысканному местным архитектором и краеведом А. В. Новосельцевым.

    Но, чтобы прежнее здание храма во всей красе вновь вознеслось над Каменной горой, надо немало потрудиться. А главное - для этого нужны деньги. И, вполне понятно, при «рыночном» нынешнем строительстве, счет идет на миллионы рублей...

    Немалые деньги нужны и на решение одной из самых больных на сегодня проблем возрождаемой обители - освобождение территории монастыря от появившихся по воле прежней власти в старинных кельях квартирантов. Новая, «несоветская», власть от решения этой проблемы попросту устранилась. А потому и приходится обители за свой счет переселять тех, кто проживает ныне в бывших монастырских кельях. К июлю 2006 года было выкуплено 7 домиков. В одном из первых таковых и была, кстати, устроена домовая церковь обители во имя иконы Божией Матери Знамение - до недавнего времени единственный действовавший храм на территории современного Каменногорья.

    Еще одна малая церковка добавилась к домовой уже в конце 2006 года. За лето-осень завершен был монтаж срубной деревянной церкви во имя святителя Николая, чудотворца Мир Ликийских , установленной ныне в восточной части монастырской территории, близ места, которое почитается как могила матушки Мелании, Затворницы Елецкой. Этот храм сооружен в воспоминание о действительно бывшей когда-то малой деревяной церковке во имя чтимого Русью малоазийского святителя. Новую церковь украсил иконостас работы мастеров из Софрино. Там же изготовлена и церковная утварь, специально заказанная к освящению храма.

    А еще передан в ведение Знаменского монастыря расположенный несколькими кварталами ближе к центру города старинный храм с главными престолами во имя образа Спаса Нерукотворного и Рождества Христова. Его восстановление силами обители уже завершено. Здесь с 2006 года совершаются службы.

    Откуда же берутся средства на масштабное это строительство и возобновление порушенного? «Помощью Божией и милостью людскою», - смиренно улыбается архимандрит Севастиан.

    Но, заметим, милости этой здесь не ждут, сложа руки, а активно ищут. В том числе, используя такой старинный способ, как «кружечный сбор». Стоят в людных местах на елецких улицах Знаменские матушки с кружками для сбора подаяний, едут в другие города с надеждой на отзывчивость и щедрость сердец православных. И Господь, видя такое их рвение, отворяет многие сердца, подвигая благотворить возрождаемой на Каменной горе обители и малых мира сего и великих...

    «Ей суждено было, многое претерпев, стать истинным украшением процветшего здесь в веке XIX цветника духовного »

    24 июня 2016 года исполнится 180 лет со дня кончины великой подвижницы и молитвенницы монастыря затворницы Мелании.

    История Меланьи Затворницы заслуживает особого внимания. Её жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность могут служить поучительным примером.

    Меланья Пахомова родилась в 1759 году в бедной семье в Ламской слободе Ельца. Родители её рано умерли, оставив старшим в семье брата Меланьи. Она с детских лет тянулась к иноческой жизни. Посещала монастырь, слушала монахинь и уговаривала брата отпустить её к ним навсегда. Но брат и думать не хотел об этом. Кроме того, Меланья заботилась о своей младшей сестре — Екатерине, болезненной и слабой от природы. Три года после смерти родителей Меланья работала в доме, помогая во всём брату. В свободные часы она бегала на место сгоревшего женского монастыря, где ещё жили старицы в кельях. Здесь она слушала рассказы из Евангелия и Псалмы, которые производили на неё большое впечатление. В один из таких дней Меланья почувствовала страстное желание уйти сюда, на Каменную гору к старицам и жить в келье, молясь Богу. Простая семейная жизнь показалось ей вдруг совершенно противной.

    И осенью 1778 года она пришла в общину на каменной горе. Меланья заняла самую ветхую келью, в которой никто не жил, и первая зима здесь показалась ей страшным испытанием. С первых дней своей монашеской жизни Меланья ревностно соблюдала все правила монастырской жизни, и даже более того, аскетизм её превосходил духовные подвиги местных стариц. Питалась она только водой и хлебом, а дни проводила в молитве. Она была неграмотна, но знала наизусть Псалтырь и многие места Евангелия, запомнив их на слух.

    Единственной её отрадой были дни, когда приходила в гости сестра Екатерина. Они были рады видеть друг друга и всегда долго беседовали. Меланья никогда не сожалела о своем уходе из дома, напротив, была уверена в правильности избранного пути.

    Три года жизни на Каменной горе были наполнены трудностями и лишениями. Однако Меланья становилась сильней в вере, трудности только укрепляли её. Вскоре она познакомилась с Тихоном Задонским, который был поражен её аскетизмом.

    Сестра Меланьи всё чаще приходила к ней, так как жизнь её в доме брата была довольно тяжелой. Придя однажды к сестре, Екатерина решила остаться у неё навсегда. Эта была особенно радостная весть для Меланьи, поскольку сестра была единственным настоящим другом, беззаветно преданным и послушным во всем. Монастырское предание сообщает, что Екатерину старицы прозвали Исидорой, сравнивая со святой подвижницей, жившей в древности и прославившейся своим беспрекословным послушанием.

    Молчаливая, кроткая Екатерина стала опорой Меланьи в её жизни, теперь вместе они несли тяжкий крест благочестивой жизни. Рассказывали о том, что жизнь сестёр была наполнена сплошными молитвами с потоками слез. Старицы дивились такому благочестию юных Меланьи и Екатерины. Между тем сёстры менее всего думали о земной жизни. Старая их келья приходила в ветхость. Приезжавшие к старицам люди дивились тому, как можно было жить в таком доме. Когда сёстрам давали милостыню, они все раздавали, ничего не оставляя себе. Даже подаренные им шубы они считали греховной одеждой и редко использовали. Когда Меланья и Екатерина посетили в Задонске святителя Тихона, они просили его благословения на изучение грамоты, чтобы читать святые книги. Тихон запретил это делать. «На что вам учиться по книгам? — сказал святитель, — Вас благодать Божья свыше научит».

    Меланья очень строго относилась к себе и требовала того же от сестры. Рассказывают, как однажды монахиня из соседней кельи угостила их огурцами. Обрадованная подаркам Екатерина, разломив и посолив огурец, собиралась его съесть, как вдруг Меланья с укором сказала ей: «Что ты делаешь?! Это плотоугодие! ». Немедленно Екатерина бросила огурец на землю. Не выдержав тяжелой жизни, Екатерина скончалась в 1804 году.

    22 года сёстры прожили в одной келье, и Меланья сильно скучала по сестре. Наконец, Меланья решила принять на себя юродство, которое исполняла столь усердно, что многие ельчане принимали её за безумную. В эти годы, как сообщает нам житие, Меланья подвергалась всяческим искушениям, но она, однако, не поддавалась обольщению. Искушения Меланьи были плотские и подступали к ней незаметно. Это и появившаяся вдруг привычка к питью чая, гордыня, явление бесов под видом ангелов и прочее. Пост и молитва помогали Меланье в борьбе с искушениями. Келья, в которой жила Меланья, была так ветха, что даже мох, которым заросли стены, осыпался, а труба никогда не закрывалась, и потому жила она в постоянном холоде.

    Вскоре Меланья оставила свое юродство и приняла другой еще более тяжёлый путь — обет добровольного затворничества. 6 августа 1819 году она навсегда заперлась в своей ветхой, полутемной и холодной келье. Подвиг затворничества — один из самых трудных в православном христианстве, решались на такой способ немногие святые подвижники.

    Слух о затворнице на Каменной горе начал распространяться повсюду, и уважение к Меланье ельчан усилилось еще больше. К ней шли люди из Ельца и окрестностей, считая, что она имеет дар исцеления от болезней. Ей приносили большую милостыню, но она ничего не оставляла себе, выбрасывая всё подальше от кельи в окно. Вскоре руки Меланьи покрылись язвами, которые неустанно кровоточили.

    Однако искушения, посылаемые ей в виде бесов и плотских желаний, были не так сильны, как зависть к ней со стороны некоторых стариц. Особенно долго досаждала Меланье монахиня Елпидифора, которая старалась сделать всё, чтобы затворница вышла из своей кельи. Она страстно желала доказать, что Меланья не святая, а самая обычная, гордая и заносчивая женщина. В начале она положила ей под окна больную родственницу, бесконечно стонавшую день и ночь, уверяя, что здесь, на солнце и свежем воздухе, ей будет лучше. Многие монахини ждали, что Меланья выйдет из кельи, не выдержав такого соседства, однако затворница так и не появилась. Наступала осень, и больной родственнице Елпидифоры нельзя было оставаться на улице. Тогда завистники решили привязать под окном ветхой кельи козу. Голодное животное без конца блеяло и мешало молитве и сосредоточению Меланьи.

    Жизнеописание так описывает этот случай: «Бедное животное, привыкшее к свободе, блеянием своим горько выражало свою неволю, и до того надоело уединенной затворнице, что ей оставалось дать место злобе и уйти из своего затвора…». Не выдержав, Меланья вышла из кельи и отломала загородку от окна, освободив козу. Здесь ей представился во всей своей красоте ясный солнечный день. На миг задумалась она о своём отшельничестве. Но этого только и надо было завистливым к ней соседям, которые давно подстерегали её. Елпидифора, а за ней и другие «с воплями как безумные» накинулись на Меланью, опрокинув на земли и избивая её. Затем монахини втолкнули ее обратно в келью. Устыдившись своего поступка, старицы решили отправить Меланью в Орёл в дом для умалишённых, объявив её безумной, но настоятельница не дала этого сделать.

    Таким образом, путём смирения и унижения шла блаженная Меланья по жизни. Последние её искушения были связаны с видениями бесов, которые приходили к ней каждую ночь. Однако затворническая жизнь обернулась для Меланьи духовными дарованиями. Ельчане считали, что она имела дар предвидения и исцеления больных, часто обращались к ней за советами в решении своих житейских дел.

    Высокая подвижническая жизнь смиренной отшельницы низвела на нее благодать Божию и праведный Бог щедро обогатил Свою избранницу и верную рабу. Она могла прозревать будущее. В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, она силою молитв наставляла многих на правый, спасительный путь.

    24 июня 2016 года по окончании Божественной Литургии будет отслужена Панихида по великой угоднице Божией затв. Мелании. Приглашаются все желающие, вместе помолится и почтить ее память. Молитвами затворницы Мелании спаси нас Господи!

    Иеромонах Афанасий Медведев-Таврический.
    Благословенный лик Придонья (часть II) — Липецк, 2000.

    Преподобная Мелания затворница
    Елецкая, старица (+ 1836 г.)

    Любя безмолвие, созерцание, ты с юности спешила в храм. Ты, преподобная Меланья, блюлася и греховных ран. Молитвою встречая утро, спасения искала суть. И непорочный, целомудрый в девицах избрала ты путь.

    С тобой жила Екатерина, вдвойне любимая сестра, в обители богохранимой для вас была светла пора. Юродство во Христе оставив, ушла в пожизненный затвор - нередко в Ангельския стаи твой проникал духовный взор.

    Себя смиряла власяницей, молитвой долгой и постом, и легко-крылой голубицей душа парила над Ельцом. Терпела клевету, злоречье: враг неприязненный не спал.

    К концу клонился жизни вечер, тебя Жених Предвечный ждал…

    И по Господнему веленью тебя объял последний сон… Несешь ты верным утешенье, и от недугов исцеленье и утешаешь горький стон. И огненным столпом дивились в ту полночь люди над Ельцом. Нам испроси у Бога милость, молись о нас перед Творцом!

    Смогу воспеть тебя едва ли я, твой след досель неизгладим и свет доныне негасим, трудолюбивая Меланья, — пришли хвалу делам твоим!.. Ты возлюбила подвиг тесный, красу души искать взялась, Христовой стала ты невестой. Она всесильна Божья Власть!

    Усердный труд Уединенье. Ты, как над сотами пчела. Серьезна жизнь, невесела; имея о душе раденье, нектар духовный собрала, — любосмиренна и светла. И, согреваясь верой крепкой, молитву знала, Божий храм. И в том отшельничестве редком душевный свободилась ран.

    Ты обрела Господню милость: в Елецкой Каменной горе навек Мелания вселилась в девичьем том монастыре. Как стража на часах,- трезвенье. Тебе хотелось выше стать, принять от Спаса озаренье, в молитвах испытать горенье, стяжать Христову благодать.

    Терпенье — в подвиге едином. И очищение души. Жила с тобой Екатерина- как две свечи вы хороши! И расцвела обитель Знаменья: Боголюбивая Мелания, знать, тако восхотел Христос. Струился на горе той Каменной родник молитвы, светлых слез…

    Послушная премудрым старицам ты от зари и до зари Затвор. А в келье останется? — кувшин воды. И сухари. Одежда ветхая, в заплатах. И лишь по праздникам — калач. Какая узкая палата! Каков он, неутешный плач!

    И в житии том достохвальном минуло целых двадцать лет. Смерть Катерины. Год печальный. «Иди одна стезей побед!. Суровый подвиг. Пост. Лишенья. Жесток, но радостен затвор. Ты для врага была мишенью. Всезлобен он. И искушенья. С великим старцем разговор…

    Твоя душа все возвышалась. Духовный посещал восторг. В моленьях ночи оставались, но вот опять алел восток. И тою бодренной молитвой ты от Христа стяжала дар. И вражья нипочем ловитва, горяч и славен твой удар. Труды пред Господом немалые, заступница всего Ельца, Боголюбивая Мелания, — нам испроси к себе внимания, благословение Творца. Молись о нас с тем же старанием. И Спас не отвратит Лица, нас не оставит без венца!

    28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира в Михаило-Архангельском храме села Демшинка Добринского церковного округа состоялась Божественная Литургия.
    31.07.2019 Липецкая Епархия 28 июля, в воскресной школе Казанского храма города Грязи состоялась встреча прихожан с гостьей из города Ростов-на-Дону Валентиной Феоктистовой,
    31.07.2019 Липецкая Епархия 6-ой год подряд в детском археологическом лагере Аргамач, в селе Аргамач-Пальна Елецкого района, проходит православная летняя лагерная смена «Преображение».
    30.07.2019 Allelets.Ru

    День Крещения Руси Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, духовными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у дошкольников такие черты характера,
    29.07.2019 Отдел образования 26 июля руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Виктор Архипкин совершил чин освящения поликлиники Областной больницы №2 г. Липецка.
    28.07.2019 Липецкая Епархия 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, активисты Липецкого православного общества «Трезвение», действующего при храме преподобного Сергия Радонежского г. Липецка, совершили поездку в г. Чаплыгин.
    26.07.2019 Липецкая Епархия

    Владимир Губанов

    Из книги «Православные чудеса в XX веке».

    Непридуманные рассказы

    Прозорливая Меланья

    В Елецком Знаменском монастыре затворница Меланья славилась своей прозорливостью.Как‑то раз монахиня Любовь, которая долго страдала опухолью, ло-мотой и тяжкой болезнью в ногах, по-слала к ней свою послушницу просить её свя-тых молитв.Мелания дала послушнице щепотку чаю и при-казала немедленно напоить больную.На утро больная почувствовала себя лучше и решила, положившись на Господа, больше не беспокоить затворницу из‑за своего здоровья. Спустя некоторое время, уже по другому де-лу она вновь послала свою послушницу к Мелании.

    На пути послушница размышляла в себе: «Ис-тинно, наша затворница — угодница Божия!».С этою мыслью и творя молитву, она и постучала в окно Меланьи. Дверь сразу отворилась, и Мелания жёстко сказала ей:

    — Как ты называешь меня?! Я нищая, слепая! Если ты будешь так называть меня, забудь сюда дорогу! Скажи больной монахине, пусть через не-дельку купит калачиков, да сама ко мне и принесёт.

    Так и сбылось. Больная выздоровела без ле-карств, к удивлению всех, и в назначенный день сама принесла калачи своей исцелительнице.

    Подарки хорошие и плохие

    Две женщины пришли к Мелании просить её мо-литв и благословения.

    Одна из них, бедная, приготовила ей калач и со-вестилась, что ничего, кроме этого, не может ей больше предложить. Другая, чтобы угодить Мелании, накупила всякой снеди — калачей, кренделей… Однако помышляла в себе: «Куда ей столько?».
    Только подошли они к её окну и, сотворив мо-литву, постучались, как дверь распахнулась, и Мелания ска-зала, обращаясь к первой:
    — Что‑то я проголодалась, дай‑ка мне твой калач, — и поце-ловала его.
    Затем, обращаясь к другой сказала:
    — Вот накупила добра! Сухие да чёрные! Ешь са-ма, мне они не нужны.
    И не взяла их.
    По дару и благодарение. Какою мерою меряем, такою и нам воздастся от Бога.

    Чудо сошествия огня при крещении


    Это было в алтайской деревне в 1919-1920-х годах в Православном Храме.
    Крестили одного алтайца. Стоял большой чан воды, в которой он должен был креститься… Крёстным отцом у него был его дядя, то-же алтаец, уже крещёный.
    Во время чтения священником молитвы с призы-ванием Святого Духа на сию воду, новокрещаемый оставался спокоен, а вот его дядя вдруг в ужасе и удивлении закричал:
    — Это и со мной так было?! Это и со мной так было?!
    Оказывается, в этот момент он увидел, как -из-под ку-пола церкви на воду в чане сходит огонь.
    После крещения крестивший священник подробно расспросил крестника о происшествии и доложил архиерею. Тот послал отца Инно-кентия расследовать это дело под присягою. Всё подтвердилось.
    Дух Святой в виде огня сошёл на воду, как на апостолов в день Пятиде-сятницы.

    (Из книги: «О вере, неверии и сомнении», митрополит Вениамин [Федченков], 1992 г.).

    «Есть, есть, есть!»


    В Москве во время гражданской войны жили две сестры — Ирина и Анастасия.
    В их квартире жила ещё их подруга Надежда, она была маловерная, не тверда в вере Христовой.
    Анастасия ушла на фронт медицин-ской сестрой, там она заболела сыпным тифом и умерла. Когда Ирина и Надежда получили горестное из-вестие о смерти Анастасии, у Надежды появилась мысль: «Вот если бы пришла ко мне Настя и сказала, есть ли что в том мире или нет».
    В ту же ночь Ирина видит во сне свою покой-ную сестру Анастасию, и та говорит ей:
    — Скажи Наде: «Есть, есть, есть!».
    И она исчезла.
    Проснувшись, Ирина недоумевала: «Что это значит? Что озна-чают эти непонятные слова?».
    Когда она рассказала Надежде свой сон, та по-бледнела и в изнеможении опустилась на стул. Она по-лучила ответ на свой вопрос, что тот мир действи-тельно существует.
    По промыслу Божию Анастасия явилась не самой На-дежде, а сестре Ирине, которая не знала о мыслях Надежды. Это ещё больше убедило последнюю: тот мир есть!


    Причастники и соборники

    Рассказ матушки Елены (служительницы церкви Рождества Богородицы села Никольско-Трубецкого Московской области).


    У одной благочестивой женщины умер родственник. Она молилась Богу о его спа-сении, чтобы по смерти уна-следовал он Жизнь вечную, регулярно заказывала сорокоусты, панихиды, подавала записки о его упокоении… В общем, де-лала всё, что только могла. Не ведая о его судьбе в том мире, она очень мучилась и смиренно просила:
    — Господи, если угодно Тебе, открой мне, что стало с ним после смерти, где он?
    И вот однажды, через несколько дней после такого обращения к Богу, она видит сон: длинная-предлинная очередь, и очередь эта куда‑то движется, народ куда‑то идёт, колонной. А в конце идут какие‑то оборванные, неопрятные, очень измождённые люди… И в самом хвосте колонны, поза-ди всех плетётся её покойный родственник. Она спрашивает его:
    — И ты идёшь?
    — Иду, — ответил он грустно.
    — Что же ты так отстаёшь? — спросила она.
    Он вздохнул и сказал, указывая на идущих впе-реди:
    — Да то кто? Всё причастники да соборники. А я — кто?.. — И он горестно махнул рукой…
    Велика сила Православных Таинств! И здесь, и на том свете — как помогают! Бог один везде!..
    Православный ловит рыбу

    Эту историю рассказал священник, отец Ио-анн из балашихинского храма Рожде-ства Богородицы. Произошла она на Украине в то время, когда она ещё не отделилась от Советского Союза. Его дядя отправился на рыбалку. В том месте живёт много неправославных: католиков, униатов, членов самых различных сект.
    Приходит на речку. Раскладывает удочки. Всё крестит истово, по‑православному. Крестит и реку перед собой. Проходит несколько минут — и на крючке болтается рыба. Он снимает её с крючка, снова закидывает удочку, крестится. Опять рыба. И так одну за другой… Неподалёку ловят и другие рыбаки. Но у них не клюёт. Некоторые подсаживаются к нему поближе, но из этого всё равно ничего не выходит. Наловив полный садок, он, победоносно посмотрев на инославных, идёт домой. Они садятся на его место, но у них всё равно не клюёт.

    «Я думаю, — говорит отец Иоанн, — что это было для назидания им, неправославным, а не потому, что мой дядя такой уж благочестивый. Этим чудом Господь хотел показать, какая вера по‑настоящему истинная».

    13.01.2014 2765

    Продолжение II главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

    Меланья Затворница

    Отец твой давно ждёт тебя. Не медли!

    Святитель Тихон Задонский
    Из книги «Сокровище духовное, от мира собираемое»

    История Меланьи Затворницы заслуживает особого внимания. Её жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность могут служить поучительным примером.

    Главным источником для воссоздания жизни Меланьи служит её жизнеописание, составленное в 1873 году на основании рассказов о ней, документов и местных монастырских записей.

    Меланья Пахомова родилась в 1759 году в бедной семье в Ламской слободе Ельца. Родители её рано умерли, оставив старшим в семье брата Меланьи, который был посредственным человеком, рассчитывавшим удачно выдать сестру замуж. Однако Меланья с детских лет тянулась к иноческой жизни. Она посещала Знаменский монастырь, слушала монахинь и уговаривала брата отпустить её к ним навсегда. Но брат и думать не хотел об этом. Кроме того, Меланья заботилась о своей младшей сестре - Екатерине, болезненной и слабой от природы. Три года после смерти родителей Меланья работала в доме, помогая во всём брату. В свободные часы она бегала на место сгоревшего женского монастыря, где ещё жили старицы в кельях. Здесь она слушала рассказы из Евангелия и Псалмы, которые производили на неё большое впечатление. В один из таких дней Меланья почувствовала страстное желание уйти сюда, на Каменную гору к старицам и жить в келье, молясь Богу. Простая семейная жизнь показалось ей вдруг совершенно противной.

    Долго не решалась Меланья уйти из дома, бросить сестру и брата. Однако одно событие окончательно подтолкнуло её на иноческий путь. Брат всё чаще заговаривал с ней о замужестве, хотя Меланья и слушать об этом не хотела. Однажды брат прямо объявил ей, что она почти помолвлена, и он уже обо всём договорился, найдя ей подходящего жениха.

    Эта новость была ужасна для Меланьи, теперь ей ясно представлялась перспектива провести жизнь в домашней суете и рутинных делах, видела она, что ждет её «жизни мышья беготня…». Но совсем не того желала душа её, и в тот же день она сбежала из дома.

    Свой приют Меланья нашла в соседнем доме Абрамовых, где она часто бывала до этого. Тщетно искал её брат, хотя и была она совсем рядом. Но нельзя вечно прятаться у соседей, и для девушки настало время вернуться в дом. Брат Меланьи, видя её совершенную непреклонность, дал согласие на уход к старицам на Каменную гору. Однако он отказался дать ей хоть что-нибудь из вещей, и Меланья ушла только в собственной одежде. Это важное событие случилось поздней осенью 1778 года, когда ей было всего 19 лет.

    Каменная гора в те годы представляла собой развалины старого женского монастыря, поросшие кустарником и деревьями. Здесь в небольших кельях жили старицы, которые вели монашескую жизнь, подчиняясь во всём одной из своих сестёр - Олимпиаде, строгой и энергичной женщине.

    Меланья заняла самую ветхую келью, в которой никто не жил, и первая зима здесь показалась ей страшным испытанием. С первых дней своей монашеской жизни Меланья ревностно соблюдала все правила монастырской жизни, и даже более того, аскетизм её превосходил нормы жизни местных стариц. Питалась она только водой и хлебом, а дни проводила в молитве. Она была неграмотна, но знала наизусть Псалтырь и многие места Евангелия, запомнив их на слух.

    Единственной её отрадой были дни, когда приходила в гости сестра Екатерина. Они были рады видеть друг друга и всегда долго беседовали. Меланья никогда не сожалела о своем уходе из дома, напротив, была уверена в правильности избранного пути.

    Три года жизни на Каменной горе были наполнены трудностями и лишениями. Однако Меланья становилась сильней в вере, трудности только укрепляли её. Вскоре она познакомилась с Тихоном Задонским, который был поражен её аскетизмом.

    Сестра Меланьи всё чаще приходила к ней, так как жизнь её в доме брата была довольно тяжелой. Слабая физически и переболевшая оспой, оставившей на её лице шрамы, Екатерина была незавидной невестой. Придя однажды к сестре, Екатерина решила остаться у неё навсегда. Эта была особенно радостная весть для Меланьи, поскольку сестра была единственным настоящим другом, беззаветно преданным и послушным во всем. Монастырское предание сообщает, что Екатерину старицы прозвали Исидорой, сравнивая со святой подвижницей, жившей в древности и прославившейся своим беспрекословным послушанием.

    Молчаливая, кроткая Екатерина стала опорой Меланьи в её жизни, теперь вместе они несли тяжкий крест благочестивой жизни. Рассказывали о том, что жизнь сестёр была наполнена сплошными молитвами с потоками слез. Старицы дивились такому благочестию юных Меланьи и Екатерины. Между тем сёстры менее всего думали о земной жизни. Старая их келья приходила в ветхость. Приезжавшие к старицам люди дивились тому, как можно было жить в таком доме. Когда сёстрам давали милостыню, они все раздавали, ничего не оставляя себе. Даже подаренные им шубы они считали греховной одеждой и редко использовали.

    Когда Меланья и Екатерина посетили в Задонске святителя Тихона, они просили его благословения на изучение грамоты, чтобы читать святые книги. Тихон запретил это делать. «На что вам учиться по книгам? - сказал святитель, - Вас благодать Божья свыше научит».

    Меланья очень строго относилась к себе и требовала того же от сестры. Рассказывают, как однажды монахиня из соседней кельи угостила их огурцами. Обрадованная подаркам Екатерина, разломив и посолив огурец, собиралась его съесть, как вдруг Меланья с укором сказала ей: «Что ты делаешь?! Это плотоугодие!». Немедленно Екатерина бросила огурец на землю. Не выдержав тяжелой жизни, Екатерина скончалась в 1804 году.

    22 года сёстры прожили в одной келье, и Меланья сильно скучала по сестре. Наконец, Меланья решила принять на себя юродство, которое исполняла столь усердно, что многие ельчане принимали её за безумную. В эти годы, как сообщает нам житие, Меланья подвергалась всяческим искушениям, но она, однако, не поддавалась обольщению. Искушения Меланьи были плотские и подступали к ней незаметно. Это и появившаяся вдруг привычка к питью чая, гордыня, явление бесов под видом ангелов и прочее. Пост и молитва помогали Меланье в борьбе с искушениями. Келья, в которой жила Меланья, была так ветха, что даже мох, которым заросли стены, осыпался, а труба никогда не закрывалась, и потому жила она в постоянном холоде.

    Вскоре Меланья оставила свое юродство и приняла другой еще более тяжёлый путь - обет добровольного затворничества. 6 августа 1819 году она навсегда заперлась в своей ветхой, полутемной и холодной келье. Подвиг затворничества - один из самых трудных в православном христианстве, решались на такой способ немногие святые подвижники.

    Слух о затворнице на Каменной горе начал распространяться повсюду, и уважение к Меланье ельчан усилилось еще больше. К ней шли люди из Ельца и окрестностей, считая, что она имеет дар исцеления от болезней. Ей приносили большую милостыню, но она ничего не оставляла себе, выбрасывая всё подальше от кельи в окно. Вскоре руки Меланьи покрылись язвами, которые неустанно кровоточили.

    Однако искушения, посылаемые ей в виде бесов и плотских желаний, были не так сильны, как зависть к ней со стороны некоторых стариц. Особенно долго досаждала Меланье монахиня Елпидифора, которая старалась сделать всё, чтобы затворница вышла из своей кельи. Она страстно желала доказать, что Меланья не святая, а самая обычная, гордая и заносчивая женщина. В начале она положила ей под окна больную родственницу, бесконечно стонавшую день и ночь, уверяя, что здесь, на солнце и свежем воздухе, ей будет лучше. Многие монахини ждали, что Меланья выйдет из кельи, не выдержав такого соседства, однако затворница так и не появилась. Наступала осень, и больной родственнице Елпидифоры нельзя было оставаться на улице. Тогда завистники решили привязать под окном ветхой кельи козу. Голодное животное без конца блеяло и мешало молитве и сосредоточению Меланьи.

    Жизнеописание так описывает этот случай: «Бедное животное, привыкшее к свободе, блеянием своим горько выражало свою неволю, и до того надоело уединенной затворнице, что ей оставалось дать место злобе и уйти из своего затвора…». Не выдержав, Меланья вышла из кельи и отломала загородку от окна, освободив козу. Здесь ей представился во всей своей красоте ясный солнечный день. На миг задумалась она о своём отшельничестве. Но этого только и надо было завистливым к ней соседям, которые давно подстерегали её. Елпидифора, а за ней и другие «с воплями как безумные» накинулись на Меланью, опрокинув на земли и избивая её. Затем монахини втолкнули ее обратно в келью. Устыдившись своего поступка, старицы решили отправить Меланью в Орёл в дом для умалишённых, объявив её безумной, но настоятельница не дала этого сделать.

    Таким образом, путём смирения и унижения шла блаженная Меланья по жизни. Последние её искушения были связаны с видениями бесов, которые приходили к ней каждую ночь. Однако затворническая жизнь обернулась для Меланьи духовными дарованиями. Ельчане считали, что она имела дар предвидения и исцеления больных, часто обращались к ней за советами в решении своих житейских дел.

    Скончалась Меланья в 1836 году в возрасте 77 лет, 17 лет проведя в затворничестве. Популярность её в Ельце была огромна, узнав о смерти затворницы, толпы народа шли поклониться ей, а её могила очень скоро стала местом особого почитания.

    Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

    Затворница Мелания

    В 1759 г. в слободе Ламской, Елецкого уезда, Орловской губ. в бедной, но благочестивой семье однодворцев, некиих Пахомовых, родилась дочь - Мелания, будущая затворница Знаменского Елецкого монастыря, стяжавшая своею строгою жизнью добрую память в народе, неизгладимую даже доныне (Знаменский-Богородицко-Красногорский на Каменной горе монастырь основ. в XVII ст., до 1683 мужской, затем женский, упразднен в 1764, причем находившимся в монастыре монахиням было предоставлено право жить по-прежнему в келлиях, под начальством избранной ими руководительницы, но на свои средства, возобновлен вновь в 1822 г).

    "С дней отрочества - говорит составитель жизнеописания подвижницы Божией - уже почувствовала она влечение к уединенной, созерцательной жизни".

    Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою Мелания не искала удовольствий в мире; каждый праздник, каждый, непосвященный сельской работе день, она была в храме Божием, наслаждаясь молитвою, вникая в чтение и пение церковное.

    Ничто мирское не привлекало ее; она жаждала последовать Христу, и когда, после смерти родителей, ей предстояло вступить в брак, то тайно скрылась из дома своего и поселилась послушницею в Знаменской обители, недалекой от ее родной слободы.

    Тщетно родные просили целомудренную Меланию вернуться в мир и вступить в замужество, обещая в случае ее несогласия лишить ее дома, наследства и даже любви родственной.

    Я возлюбила Жениха небесного, а не земного, и из любви к Нему, сохраню себя в непорочном девстве! - говорила, недостигшая еще двадцатилетнего возраста, но уже твердая в своей воле, юная послушница.

    Не искала Мелания и тленного, вещественного наследства родителей; возложив всю надежду на Господа и на Его Пречистую Матерь, она не покинула обители, но осталась в ней навсегда.

    Вот как описывает один из выдающихся архипастырей жизнь Малании в Знаменской обители.

    "Дух ее горел желанием подвигов, о которых она внимательно слушала при чтении житий святых отцов и к которым Дух Божий тайноводствовал ее сердце".

    "В ночное время она не давала себе покоя, но, бодрствуя беспрестанно повторяла стихи псалмов и была как бы живой орган Святого Духа, бряцающий немолчную хвалу Господу".

    "Всегда воздержанная в пище, она вскоре могла довольствоваться хлебом и водою и то в меру".

    День и ночь ревностно подвизалась Мелания в посте и молитве, с горячею верою и покорностью принимая внушения стариц-монахинь, беспрекословно следуя их наставлениям.

    Немного лет пожила Мелания одинокою в тесной келлии. Господь послал ей для совместной жизни - родную сестру ее Екатерину, удалившуюся из дома родных ради спасения душевного. Строга была жизнь подвижниц в Знаменской обители, но Мелания терпеливо переносила все, поучая и сестру свою следовать ей и всю себя отдать для служения Богу, для подвигов и молитв.

    "Поистине, чудное и достохвальное их было жительство - читаем мы в жизнеописании сестер-подвижниц. В келлии у них, кроме кувшина с водою и малого запаса сухарей, ничего не было. Одежда их была ветхая и часто подновляемая заплатами. Рукоделиями они занимались не часто, хотя умели и могли хорошо работать; а было у них другое делание, высокое, духовное: они имели обильный источник слез и плакали ежедневно о грехах своих неутешным плачем".

    Двадцать два года прожила Екатерина, разделяя с сестрою подвиги молитвенные и мирно отошла ко Господу, предсказав Мелании, что она достигнет спасения, но путем более трудным, чем избранный ею.

    Смерть любимой сестры опечалила Меланию; долго не могла она успокоить себя, изливая скорбь свою пред Господом и не находя утешения; желая усилить свои молитвенные труды, решила испытать новый вид подвижничества - юродство.

    По попущению Божию, враг человеческий - диавол, злобствующий на подвижницу, восстал на нее искушениями.

    Тоска, скука, нечестивые помыслы стали одолевать Меланию, но твердо боролась она с одолевающими ее искушениями врага.

    День и ночь проводила она в непрерывных трудах, в строгом посте, молитве, коленопреклонении, сердечных воздыханиях и слезах.

    Одно из искушений, а именно явление глубокою ночью духа тьмы в образе "ангела светла", так поразило Меланию, что она уже отчаивалась довести до конца свой подвиг-юродство. Но Господь неожиданно послал ей духовную помощь и утешение в лице подвижника, старца Илариона Троекуровского, вместе с двумя своими сподвижниками, - с одним из елецких городских иереев и юродивым Иоанном, - посетившего Знаменский монастырь в день престольного праздника соборного храма обители.

    Мелания с горькими слезами умоляла старца Илариона и его благочестивых друзей научить, вразумить ее в борьбе с хитрыми обольщениями врага.

    Оставь юродство! Сиди в своей келлии и приготовь себя к совершенному безмолвию и затворнической жизни! - дали совет Мелании друзья Троекуровского подвижника.

    Исполни это, а я буду молиться за тебя и Господь поможет тебе! - утешал ее и Иларион.

    Мелания выслушала наставление и, со свойственною ей решимостью на всякий новый подвиг, дала обещание посвятить себя великому духовному труду - добровольному затворничеству.

    В августе 1819 г. Мелания привела свое обещание в исполнение: приобщившись Св. Таин и помолившись с особенным усердием пред Знаменскою чудотворною иконою Богоматери в соборном храме монастыря, она вошла в свою полутемную, тесную келлию и не выходила уже из нее до дня своей кончины

    Уединившись от людей, Мелания всецело отдалась новым подвигам и, оплакивая свои согрешения, смиренно углубилась в покаяние, беспрестанно молитвенно взывая к Богу.

    Душа ее, объятая пламенем божественной любви, возвышалась нередко до духовного восторга; она, не замечая времени, стояла на молитве иногда по целым суткам.

    Удивлялись инокини обители высокой жизни затворницы.

    Возможно ли, спрашивали они Меланию, соблюдать такое бодрствование в молитве и победить естественную немощь сна?

    Возможно, - отвечала им подвижница, - ибо я от юности приучила себя к бодрствованию в ночное время. Пост и безмолвие помогли мне в этом, а к тому же, когда отягощает меня сон, то за волосы, к стене где набиты гвозди, привязывала я голову, дабы, если в дремоте и наклонюсь, то тотчас могла бы воспрянуть вновь. Высоко подвижническая жизнь смиренной затворницы Мелании низвела на нее благодать Божию и праведный Господь щедро обогатил верную рабу Свою необыкновенными дарами, - она могла прозревать, будущее, - иным из посещавших ее она говорила иносказательно, а иным ясно предсказывала в далеком будущем перемену их обстоятельств.

    В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, а нередко силою молитвы и телесные недуги людей, наставляя их к богоугодной, истинно христианской жизни, старица Мелания мирно почила о Господе 11 июля 1836 г.

    Могила подвижницы находится вблизи монастырской соборной Знаменской церкви и многие из посещающих обитель, в нетщетной надежде получить небесную помощь и утешение по молитве рабы Божией Мелании, служат по ней панихиды.