Субъекты мчп. Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика

Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.

К понятию «субъекты международного частного правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего правосубъектностью обозначают признанную законом возможность иметь права и обязанности при возникновении в будущем конкретных правоотношений. Иными словами, правосубъектность рассматривается в качестве общей юридической предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями. Считается также, что правосубъектность является обобщающей категорией, включающей в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Более подробно эти вопросы будут освящены далее.

Приобретая по основаниям, допускаемым законом, субъективные права и обязанности, правосубъектные лица становятся участниками конкретных правоотношений. В любом международном частном правоотношении должно быть не менее двух сторон - управомоченной и обязанной. Управомоченной стороной выступает обладатель субъективного права, обязанной стороной - носитель правовой обязанности. Достаточно часто каждый из участников правоотношения одновременно является управомоченной и обязанной стороной.

Как правило, в правоотношении участвуют конкретные лица - продавец и покупатель, арендатор и арендодатель и т.д. Однако в некоторых правоотношениях, например в правоотношениях собственности, на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (все так называемые третьи лица), которые должны воздерживаться от нарушения права собственности.

Субъектный состав участников правоотношения может меняться в результате различных событий и действий, в частности в случаях смерти физических лиц, ликвидации и реорганизации юридических лиц, совершения сделок и т.п. Переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), которое заменяет его в правоотношении, называется правопреемством.

Различают два вида правопреемства - универсальное (общее) и сингулярное (частное).

При универсальном правопреемстве правопреемник замещает правопредшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается. Примером такого правопреемства служит наследование, в результате которого к наследникам переходят все права и обязанности умершего, кроме погашаемых с его смертью.

Под частным понимается правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях. Так, в результате уступки права требования субъективное гражданское право, а при переводе долга - гражданско-правовая обязанность могут перейти к другим лицам, которые заменят своих правопредшественников в конкретных правоотношениях.

По общему правилу право допускает правопреемство в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешает его в отношении личных неимущественных прав и обязанностей. Однако это правило имеет исключения. Например, по авторскому договору или по наследству к правопреемнику может перейти право на обнародование произведения, которое является личным неимущественным правом.

Предыдущая

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей - международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает "свои" нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правовых отношениях участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании.

Введение
1. Виды субъектов международного частного права.
2.Государство как субъект международного частного права.
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса

Тема: Субъекты МЧП

По дисциплине: Международное право

Работу выполнила:
студентка 5 курса, ФММ
Краснова И.Н.

Работу проверила:

Кондратьева Е.М.

Нижний Новгород

3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права

Заключение

Список литературы

Введение.
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей - международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает "свои" нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правовых отношениях участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.
В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а право - это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.
Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.
В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда - государства, их основные особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.

  1. Виды субъектов международного частного права.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом"1.
Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.
К числу субъектов международного частного права относятся:
1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);
3) государства;
4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
5) международные межправительственные организации;
6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви)2.
Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.
Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного нрава.
Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.
В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических - личный статус и "национальность"; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.

2.Государство как субъект международного частного права.

В отличие от физических и юридических лиц ("полноправных" субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе "компетентной" национальной правовой системы не возникнет.
Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства - обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.
В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом - изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств6:
* судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);
* иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
* иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
* иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.
Для преодоления иммунитетного "барьера" физические и юридические лица, вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых государство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).
Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношениях международного характера.
От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации заключает договор международной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником договора является государство - Российская Федерация со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, области, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, автономные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства - Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.
К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.
Нормой, специально посвященной регулированию гражданских отношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положение является отсылочным и содержит правило о том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе "О соглашениях о разделе продукции" 1995г. в ст.23 содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.
Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" "О разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции" от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был принят сам Закон "О соглашениях о разделе продукции" 1995г.7
В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократившись в количестве, представляют за рубежом интересы российского государства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает международным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государству. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью "оптимизации системы управления внешнеэкономическими связями Российской Федерации" было принято решение о ликвидации торговых представительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает структурный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торговых представительств.

3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, так же, как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны "контрагента" физического или юридического лица.
В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.
Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов.
Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные межправительственные организации (специализированные учреждения) ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях).
Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО, является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке.
Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом - соответствующими международными договорами.
С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах. Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор компетентного правопорядка.
В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к применимому праву. Очень часто таким правом "объявляется" национальное право государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так, например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась, норма, указывающая, что рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на национальное право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства.
Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным "зависеть" от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет "комплексное" право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие - внутренними правилами, выработанными самой организацией.

Заключение

Тему своей работы, я считаю актуальной, так как субъекты занимают центральное положение не только в международном частном праве, но и в праве вообще.
Международное частное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку отношения между субъектами внутреннего права существуют в международной жизни.
Субъект в целом определяется как носитель прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми предписаниями.
При изучении темы своей работы, я выяснила, что нормами МЧП регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права субъектов. Имущественные и личные неимущественные права иностранцы имеют наравне с российскими гражданами, а российские наравне с иностранцами, если это не противоречит закону.
Для государства, как субъекта МЧП в пределах своей юрисдикции устанавливаются собственные правила регулирования, т.е. регламентация одинаковых отношений в какой бы то ни было области внутригосударственного права имеет свое специфическое регулирование в законодательстве разных государств.
В настоящее время развитие сотрудничества между субъектами МЧП, ведет к необходимости усовершенствовать нормы МЧП, преодолению коллизий.

Список используемой литературы.

1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ ч.1.
3. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4.07.91 (с изменениями и дополнениями).
4. Ануфриева Л.П. Международное частное право Т.1. Общая часть. М., 2000
5. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1994
6. Звеков В.П. Международное частное право М., 2000
7. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в международных отношениях. М., 1995.


Юридические лица.

      Привязка к месту учреждения ЮЛ (плюсы: легко определить, минус: учредители получают возможность злоупотреблять) (СССР, РФ, Лат. Америка)

      Привязка к фактическому месту нахождения основного органа управления - «критерий реальной осёдлости» (Европа) – однако в отношении ЮЛ других стран ЕС должно руководствоваться первым правилом.

      Место осуществления основной деятельности (развивающиеся страны)

      Критерий контроля (зависит от принадлежности участников)

Варианты нормативно-правового регулирования статуса ЮЛ:

    Стандарты по обращению с иностранными инвестициями

    Унификация норм корпоративного законодательства – ВТО, 10 директив ЕС

    Создание наднациональных правовых форм (ЕС)

  • 1985 год – Европейское объединение с общими экономическими целями.
  • 2002 год – Европейская Компания (по сути АО, вступил в силу в 2004 году)
  • 2004 год – Европейское кооперативное общество

Ещё планируются фонды, ООО, Общества взаимного страхования.

Публично-правовые образования как субъекты МЧП

  • 1. Государства
  • 2. Субъекты Федерации
  • 3. Обособленные территории (Шотландия)
  • 4. Межправительственные международные организации

Международные организации – близки по своей природе юридическим лицам, а значит, имеют с ними в значительной степени общие проблемы. Они, как правило, создаются в форме коммерческих лиц и отличаются тем, что участниками в них являются Суверенные государства. Так как они создаются на территории какого-то одного государства, то подчиняются и его правилам о юридических лицах.

Этот субъект имеет двойственную природу.

Базово вышеперечисленные образования являются субъектами публичного права. Но государства всё больше вступает в гражданско-правовые отношения как с внутренними субъектами, так и субъектами иностранных государств.

Двойственность состоит в том, что государство само создаёт тот режим, в котором осуществляются действия, сделки, порождающие гражданско-правовые отношения. Участвуя в таких отношениях, публично-правовое образование вынуждено подчиняться таким правилам.

  • 3 основных режима иностранцев.
  • 1. Пограничный режим – порядок пересечения границы в обоих направлениях лицами и имуществом.
  • 2. Правовое положение иностранных субъектов на территории Государства.
  • 3. Правовое положение имущества иностранного субъекта.

    Все государства вне зависимости от размера, населения и развития признаются суверенными. И взаимоотношения между ними строятся на началах суверенного равенства. Ни одно государство не может быть подчинено юрисдикции другого государства без его согласия.

Но вступая в обязательства, суверенное государство становится обязанной стороной.

Когда надо привлечь к суду или тем более обратить взыскание на имущество, встаёт проблема преодоления иммунитетного барьера.

      Юрисдикционный иммунитет (изъятие государства и его органов из-под действия юрисдикции другого государства)

      Иммунитет собственности государства (невозможность обращения взыскания на имущество, находящееся в собственности государства по решению иностранных судов без его согласия).

В свете этих проблем были выработаны две доктринальные концепции:

    Концепция абсолютного иммунитета

    Концепция ограниченного иммунитета (функционального)

Концепция абсолютного иммунитета являлась консервативной и традиционной. Согласно ей:

  • - Иски к иностранному государству не могут быть рассмотрены в судебных инстанциях другого государства без его согласия
  • - В порядке обеспечения такого иска имущество, находящееся в собственности государства, не может быть подвержено принудительным мерам.
  • - Недопустимо обращение мер принудительного воздействия в отношении имущества иностранного государства без его согласия.

То есть по сути всякое воздействие возможно только с согласия государства.

До середины 20 века почти все государства стояли на этой доктрине. Она до сих пор формально записана в большинстве нормативных актов этих государств.

Но такое понимание отпугивает инвесторов, кредиторов. А значит постепенно государства вынуждены были от этой концепции отходить.

С 50х годов 20 века действует уже Концепция ограниченного иммунитета.

Она основана на разделении функций государства на публично-правовые и частноправовые. Когда государство добровольно ставит себя в положение субъекта частного права, возможно как предъявление иска, так и операции с его имуществом.

Внутри этой концепции сформировалось два направления:

    «Субъективное» - более консервативное.

Допускает ограничение иммунитета государства, но только в случае непосредственного (формализованного) выражения согласия.

Чаще всего это согласие даётся

      в рамках международного договора, заключённого государством,

в том числе и многостороннего (Европейская Конвенция об иммунитете Государств 1972 года установила круговую ответственность участников).

Примером двусторонних соглашений могут быть «Соглашения о взаимной защите капиталовложений», в тексте которых указывается: «государства ограничивают свой иммунитет и допускают обращение с иском и соответствующие имущественные последствия».

      В контракте с иностранным субъектом, в самом тексте которого даются ограничения.

    «Объективное» - более радикальное.

Согласно ему, всякий факт заключения гражданско-правового контракта является признаком добровольного соглашения государства на ограничение своего иммунитета (то есть без специальных упоминаний).

Господство этого направление – в перспективе.

На практике лучше уточнить, есть ли соответствующий международный договор, и если его нет – лучше прямо включить в договор.

Государства пытаются применять обе концепции в той мере, в какой им это выгодно.

В отношениях внедоговорного характера государства стараются придерживаться традиционной концепции.

Вообще, свою позицию по этому вопросу государства обычно оформляют отдельным законом – «Об иммунитете государства и его собственности», а также она содержится в нормативных актах об инвестициях.

Варианты возможных отношений с Субъектом – публично-правовым образованием.

    предоставление и получение кредитов

    осуществление эмиссии государственных ценных бумаг с последующим их распространением

    выступление поручителем по займам субъектов государства, физических и юридических лиц.

    Инвестиционные соглашения (а. концессионное, б. соглашение о разделе продукции)

    Заказчик в договоре международной купли-продажи и строительного подряда

    Вкладчик в договоре банковского вклада в банках иностранного государства.

РФ – федеративное государство. Может выступать на внешнем рынке (в том числе может выступать во множестве лиц: Субъекты, Федерация)

Осуществляют свои действия через исполнительные органы.

Базовый принцип:

    РФ не несёт ответственности по договорным обязательствам субъектов, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией

    Субъекты РФ не отвечают по обязательством Федерации

РФ и Субъекты всегда настаивают на применении российского права.

Имущество.

РФ отвечает по долгам всем своим имуществом, не закреплённым за юридическими лицами, учреждёнными государством – то есть «казной».

В первую очередь взыскание обращается на имущество, непосредственно задействованное в хозяйственной деятельности.

Не допускается обращение взыскания на отдельные виды имущества: военная техника, оборонная – то есть имущество, необходимое для осуществления государством его публично-правовых функций.

    Коллизионное право, касающееся вещно-правовых отношений в РФ

Понятие субъекта международного частного права. Основные и не основные субъекты. Государство как субъект международного частного права. Иммунитет государства. Понятие международных диагональных правоотношений. Юридические лица – субъекты международного частного права. Общая характеристика и виды юридических лиц в России и в зарубежных странах.

Физические лица – субъекты международного частного права. Правовое положение иностранцев на территории России. Правовое положение российских граждан за границей. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Международные организации – субъекты международного частного права. Транснациональные корпорации.

Субъект международного частного права - лицо, обладающее по международному частномy праву способностью осуществлять права и юридические обязанности (физическиe и юридическиe лица, а также государство)

Основными субъектами являются такие акторы, международные отношения которых всегда регулируются нормами МЧП. К этой группе субъектов относятся физические лица, юридические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные организации, политические партии, муниципалитеты, субъекты федераций.

^ Неосновные субъекты - это государство, международные межгосударственные организации и нации, которые борются за свою независимость. Данные образования участвуют в основном в международных публичных отношениях и становятся субъектами МЧП только в том случае, когда они вступают в отношения с невластными субъектами или властными, но не суверенными субъектами (например, с субъектами федераций). Если государство вступает в отношения с другим государством, то такого рода отношения регулируются нормами международного публичного права. Но если государство заключает контракт с юридическим лицом, то такого рода отношения будут регулироваться нормами МЧП. Это так называемые диагональные отношения.

В системе международных отношений центральное место занимает государство. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности. С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но с другой - властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении.

Государство - политическая организация, которая занимает главенствующее положение в международном праве.



Государство характеризуется тремя признаками: определенная территория (пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства); население (индивиды, находящиеся и проживающие в пределах определенной территории); государственная власть, с помощью которой осуществляется государственный суверенитет.

Государство как основной субъект международного частного права обладает суверенитетом. Суверенитет является неотъемлемым свойством государства, который представляет собой верховенство государства на своей территории, независимость на своей территории и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами.

Государство обладает универсальной международной правоспособностью: государство создает нормы международного права; устанавливает ответственность за их нарушение; определяет международный правопорядок и т. д.

Государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты (физические лица, юридические лица) гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Государство имеет права и обязанности:

Основные права: право на независимость; право на мир; право на международное сотрудничество; право на участие в международных договорах без какой-либо дискриминации; право на коллективную или индивидуальную самооборону и др.

Основные обязанности: суверенное государство должно уважать суверенитет и интересы других суверенных государств; государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. Это исходит из общего принципа международного права - равный не имеет власти над равным, т.е. государства равны, независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития и т.д., разрешать все споры мирным путем; не применять силу и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости других государств; выполнять свои международные обязательства; уважать и не нарушать права человека; обязанность поддерживать индивидуально или совместно с другими государствами международный мир и безопасность и др.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами».

Из этой статьи следует три положения:

государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;

государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений;

нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124), по аналогии, применяются и к государству.

государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции.

Существует два варианта определения иммунитета государства в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать: либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. В целом это будут две стороны одного и того же явления.

1. Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

2. Иммунитет - это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции при сохранении ограничений в отношении действий и имущества иностранного государства, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.

Не во всех случаях участия государства в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: или спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д.

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из следующих элементов: судебного иммунитета; иммунитета от применения мер по предварительному обеспечению иска; иммунитета по принудительному исполнению судебного решения; иммунитета собственности государства; иммунитета от применения иностранного права.

Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства.

Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения. В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.

Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.

Иммунитет от применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, т.к. он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок.

Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в т.ч. и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Ограниченный иммунитет. Уже из названия ясно, что данный вид иммунитета исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа (критерия) - деления деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в т.ч. универсальной.

Статья 127 Гражданского кодекса РФ гласит, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Под национальностью юридического лица понимается личный закон организации и ее государственная принадлежность.

Критерии определения «национальности» юридических лиц решаются по-разному в различных государствах:

Критерий инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано.

2. Критерий оседлости - юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление, административный центр.

3. Критерий центра эксплуатации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная хозяйственная деятельность.

Понятие «национальность» юридического лица не имеет и не может иметь того значения, которое оно имеет в применении к физическому лицу. «Национальность» означает в применении к физическому лицу его гражданство - государственную принадлежность.

В соответствии со ст. 1202 Гражданского кодекса РФ:

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

требования к наименованию юридического лица;

вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным юридическим лицом признается такое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе, в соответствии с законодательством указанного государства, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Правовое положение иностранных юридических лиц определяется торговыми договорами, договорами об избежании двойного налогообложения и т.д.

Наиболее распространенными правовыми режимами в сфере экономической деятельности для иностранных участников являются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 ГК. «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо».

Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации.

Согласно п. 2 ст. 1202 на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

статус организации в качестве юридического лица;

организационно-правовая форма юридического лица;

требования к наименованию юридического лица; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в т.ч. вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей.

В торговых договорах с иностранными государствам определяется,

во-первых, к какому государству относится соответствующее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип определения «национальности» юридических лиц;

во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц;

в-третьих, содержатся правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. По торговым договорам иностранным юридическим лицам обычно предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Термин «физические лица» применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношении от лиц юридических. С позиций МЧП к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства. Это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для проблематики международного частного права имеет значение и определение понятий беженца и переселенца.

Положение иностранцев в России определяется, прежде всего, Конституцией РФ (принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства обладают в РФ правами и обязанностями наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом «О беженцах».

Под беженцем в Законе «О беженцах» понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны, не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Положение иностранцев в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ 1993 г. В соответствии с ч. 3 ст. 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Использование иностранными гражданами своих прав в Российской Федерации не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц.

Важное значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы общего международного права зафиксированы в следующих актах:

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, 1948 г. В этой декларации провозглашаются основные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, политические и гражданские права, право на свободу мысли, совести, религии и другие личные права). Зафиксированы основные принципы: принцип свободы, принцип равенства и др. Всеобщая декларация содержит нормы, носящие декларативный характер, т.е. рекомендательный, но, несмотря на это, декларация играет важную роль в утверждении прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,16 декабря 1966 г.) и др.

В этих двух актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина по отношению к Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Иностранный гражданин подчиняется праву своего государства, а также праву государства, на территории которого он находится.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» дает следующие понятия: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства; двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 6 «Двойное гражданство» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» предусматривает следующее:

Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О средствах массовой информации» определил ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание (ст. 19.1.). Такие ограничения заключаются в следующем:

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин либо лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации, либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1195 Гражданского кодекса РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Данная статья определяет две коллизионные привязки: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица.

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

В соответствии со ст. 19 Гражданского кодекса РФ, в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов, гражданин несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Не допускается приобретение прав и обязанностей под именем другого лица.

В соответствии со ст. 1199 Гражданского кодекса РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.

Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечитель определяется по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

Статья 1201 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Международные организации

Для того, чтобы существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН – юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО – французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ и др. – юридические лица кантона Женева, МВФ – юридическое лицо федерального округа Колумбия, МАГАТЭ – австрийское юридическое лицо. Хозяйственная деятельность международных организаций носит достаточно широкий характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением ООН, осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики -> программа перепоручение проведения исследований национальным институтам -> договоры, которые имеют гражданско-правовую природу.

Международные организации становятся правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах. В этой связи правосубъектность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира межгосударственной (межправительственной) институции.

физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.- - Правовое положение физических лиц в гражданских правоотношениях раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Гражданской правоспособностью физического лица считается - его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Гражданская правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявления его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявления судебного решения о безвестном отсутствии.

Под гражданской дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Юридические лица как субъекты международного частного права

Правовое положение юридических лиц в международном частном праве раскрывается через категорию правоспособности юридического лица.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека. При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Государство как субъект международного частного права

Государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организациями , юридическими лицами и отдельными гражданами других государств, выступая при этом субъектом международного частного права. Различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства:

  • правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями;
  • правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.

Участие государства в отношениях, регулируемых международным частным правом , имеет свою специфику, которая заключается в следующем:

  • государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;
  • к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;
  • в силу своего суверенитета государство имеет иммунитет, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;
  • в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Литература

  • Ануфриева Л. П. Международное частное право. Т 2. – М. – 2000
  • Богуславский М. М. Международное частное право. – М., 1999
  • Международное частное право: Учебник /Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г. К. Дмитриева. – М.: ТК Велби, изд-вл Проспект, 2003

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Субъекты международного частного права" в других словарях:

    Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью), когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия

    Комиссия международного права вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН состоящий из тридцати четырех юристов международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном… … Википедия

    Дворец мира. Резиденция Академии международного права Академия международного права (фр. … Википедия

    Международное частное право это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом. Содержание 1… … Википедия

    Совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом. Содержание 1 Субъекты… … Википедия

    - (международное морское частное право) подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложнённые иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Организация (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии … Википедия

    Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обход закон … Википедия

Книги

  • Международное частное право. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х томах. Том 1. Гриф УМО вузов России , Петрова Г.В.. Учебник включает основные общие и специальные положения, отражающие его природу и специфику. С учетом теоретических основ классической и современной российской изарубежной юридической науки…