Создание вцик. Вцик и снк рсфср как центральные органы государственной власти

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) , по действующей Конституции РСФСР , высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в РСФСР в периоды между Съездами Советов ; был впервые организован 1-м Съездом Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в июне 1917 как всероссийский центр для приведения в исполнение решений Съезда с одной стороны и для руководства работой местных советов - с другой. Первоначальный его состав был менышевистско-эсеровским. Просуществовав в таком составе до Октябрьской революции , он был заменен вновь избранным на 2-м Съезде Советов (октябрь 1917) новым ВЦИК с большинством, принадлежащим к партии большевиков - из 102 членов ВЦИК большевиков было 62 чел.

После Октябрьской революции ВЦИК делается органом высшей государственной власти. Это положение Всерос. Центральн. Исполнит. Комитета юридически закрепляется Конституцией РСФСР 10 июля 1918.

По действующей Конституции 1925, ведению ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР , утверждение бюджета , установление госуд. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, равно как и контроль над их собиранием и расходованием, утверждение кодексов, право амнистии , установление границ автономных республик , а также разрешение споров как между ними, так и споров между автономными республиками и друг. частями республики, отмена постановлений всех местных съездов советов, в том числе и съездов автономных республик и областей, окончательное утверждение положений об автономных областях и предварительное, до внесения на Всероссийский Съезд Советов, утверждение конституций автономных республик.

ВЦИК может вносить частичные изменения в действующую Конституцию РСФСР, за исключением основных ее начал, представляя их на окончательное утверждение Всероссийского Съезда. ВЦИК наблюдает за проведением Конституции РСФСР и исполнением постановлений Всероссийских Съездов, направляет всю деятельность правительства по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ВЦИК и Совнаркома. Он созывает очередные и чрезвычайные Съезды Советов, образует Совнарком и народные комиссариаты. Все декреты, устанавливающие общие нормы экономической и политической жизни или вносящие коренные изменения в практику гос. органов, а также в бюджет РСФСР, обязательно должны поступать на рассмотрение ВЦИК. ВЦИК избирается Всероссийским Съездом Советов в количестве членов по определению Съезда. Для исполнения своих функций ВЦИК созывается Президиумом ВЦИК на сессии. В своей деятельности ВЦИК подотчетен Всероссийскому Съезду Советов. Из своей среды ВЦИК избирает Президиум, который и является высшим органом власти в промежутки между сессиями ВЦИК. Права и обязанности членов ВЦИК определяются особым положением о членах Всероссийского Центр.Исполн.Комитета от 24 октября 1925.

Советский период истории нашей страны изобилует разного рода сокращениями, которые встречались повсюду: в названиях государственных органов власти, в партийных институтах, в названиях специализированных объектов правопорядка и просто в названиях общественных организаций разных уровней. Одним из них стал и ВЦИК. Расшифровка названия этого органа означает сферу его полномочий и их уровень.

Создание новой системы управления

С момента октябрьского государственного переворота 1917 года власть в стране перешла в руки Их первоочередной задачей стало формирование новых органов власти, которые бы выполняли поставленную ими задачу по превращению страны в Глава партии В. И. Ленин, изучив принципы устройства власти европейских государств, не признавал принципа Кроме того, он считал, что в условиях становления нового государства этот принцип может лишь навредить, не позволив в нужные и краткие сроки провести необходимые преобразования и должным образом их проконтролировать. По его предложению, полностью одобренному лидерами партии, появляется специальный орган, сочетающий в себе черты как законодательной, так исполнительной и судебной власти. Итак, что такое ВЦИК в период с 1917 по 1937 год?

Первоначально его компетенция распространялась на территорию РСФСР, при этом представители Украины, Белоруссии и республик Закавказья также могли быть членами ВЦИК. Расшифровка аббревиатуры звучит как «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет», тем самым подчеркивая его главенствующее положение среди всех органов власти советской республики.

В конце 1917 года в функциональных полномочиях этого института произошли небольшие изменения: был сформирован Президиум ВЦИК, который стал оперативным подразделением комитета. Довольно часто полномочия ВЦИК использовали совершенно иные органы власти, хотя по иерархии они все находились ниже него.

Инициативу перехватывал проще говоря, Правительство страны. Все постановления этого органа имели такую законодательную форму, как декрет ВЦИК. Если тщательно разобраться, то это законы, принимаемые высшим законодательным органом власти. Сравнивая с современностью, можно сказать, что это нормативно-правовые акты, издаваемые Государственной Думой РФ.

Структурно-фунцкиональные пертурбации

За свою достаточно непродолжительную историю комитет подвергался множественным реформам и изменению сферы его полномочий, причем уже на Восьмом съезде советов границы его действий были определены законодательными рамками, однако спустя некоторое время ему были возвращены контролирующие и исполнительные функции. При этом признавалось, что верховным органом власти страны является Всероссийский съезд советов, а в перерывах между его заседаниями - ВЦИК. Расшифровка может несколько обескуражить, однако литера «И» обозначающая «исполнительный» на самом деле предполагала, что комитет принимает участие в назначении членов СНК, который и являлся главным исполнительным органом советской власти. Конституция, принятая в 1918 году, поставила уже на высшем законодательном уровне ВЦИК на второе место в организационной структуре власти РСФСР, а затем и СССР.

Строение и подчинение

Вторая Конституция, принятая в 1925 году, окончательно утвердила устоявшуюся систему государственной власти РСФСР и СССР: с этого периода ВЦИК имел в своем составе несколько подразделений и отделов. Структура этого важного института государства была трехстепенной:

Однако структурные изменения происходили практически постоянно: так, в период с 1923 года стал действовать так называемый Малый Президиум. Его организация была связана с тем, что количество обращений в ораны комитета значительно возросло, возникла необходимость увеличить количество работы. Позже это подразделение ликвидируется в связи с передачей части полномочий другим институтам власти. К моменту ликвидации структура комитета имела следующее строение:

  • Секретариат Президиума ВЦИК.
  • Приемная председателя ВЦИК.
  • Финансовый отдел, сектор кадров и информационно-инструкторская группа.

Сходства и различия органов власти Российской империи и СССР

Если проводить параллель между аналогичными органами Российской империи и Советского Союза, то ВЦИК можно поставить в один ряд с царским Сенатом, сфера полномочий и организационная структура этих органов власти была практически идентична за некоторыми небольшими различиями. В обоих случаях отсутствовало разделение властей, а один институт государства выполнял массу разнообразных действий, зачастую дублируя и подменяя работу другого. Во втором случае это приобрело более упорядоченный характер. Чтобы яснее представить всю громоздкость аппарата управления в РСФСР и СССР, можно отметить, что существовал еще и Центральный Исполнительный Комитет, наряду с ВЦИК. Расшифровка первого от второго разнится только наименованием «Всероссийский», а функции были практически идентичными. ВЦИК СССР продолжал работу до 1938-го, когда был создан постоянно действующий Верховный Совет - главный орган власти страны Советов.

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917-1937 гг.).

На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях. Российской республики», а затем - первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституции 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов - по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов - через делегатов городских Советов, Выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР - Всероссийского съезда Советов - подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917-1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК - представительный орган трудящихся - избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г, он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Совет - не менее трех раз в год.

С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4раза, в неделю, затем до 21/11 1918 г.- 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2-3 раза в неделю.

В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИКа. Он избирался ВЦИКом очередного созыва.

Рабочим аппаратом ВЦИКа и его Президиума были отделы; военный (1917-1918 гг.), финансовый {1917-1938 гг.), хозяйственно-продовольственный (1917-1938 гг.), автомобильный (1917-1922 гг.) крестьянский (1918-1922 гг.), кассационный (1918 - 1922 гг.), казачий (1918-1921 гг.), советской пропаганды (1918 г.), национальностей (1919-1937 гг.). связи (1919-1922 гг.), врачебно-санитарный (1917 г.), справочный стол (1917-1918 гг.), управление Кремлем и домами ВЦИКа (1919-1921 гг.). Сначала большинство отделов не имело четких и законодательно оформленных положений о своей работе. Постановлением Президиума ВЦИКа 13/VI 1921 г. его аппарат был реорганизован. Он состоял из управления делами ВЦИКа (секретариаты Президиума ВЦИКа и Председатели ВЦИКа, общий, финансово - учетный и хозяйственный отделы, архив), организационного отдела (подотделы: связи с местами, организационный, статистический, редакционный), отдела частных заявлений, транспортного отдела, комендатуры Кремля, клуба, библиотеки и автобоевого отряда. В дальнейшем эта структура неоднократно менялась и к 1937 г. приняла следующий вид: секретариат Президиума ВЦИКа, приемная Председателя ВЦИКа, финансовый отдел, сектор кадров, хозяйственный отдел инструкторско-информационная группа.

В связи с принятием новой Конституции в 1936 г. ВЦИК. Президиум ВЦИКа и аппарат Президиума ВЦИКа были ликвидированы 3/XII 1938 г.

В разное время при ВЦИке, Президиуме ВЦИКа были созданы временные и постоянные органы:


Комиссия по проверке советских служащих.

Образована 21/ХII 1917г. для проверки личного состава работников аппарата ВЦИКа и наркоматов. Закончила работу в 1918 г. и была ликвидирована.

Комиссия по выработке Конституции. Образована 3/IV 1918 г. Закончила работу 18/VII 1919 г.

Центральное агентство ВЦИКа по снабжению и распространению произведений печати. Образовано 23/XI 1918 г. В состав Агентства вошли Контрагентство ВЦИКа а отдел распространения издательства ВЦИКе. Постановлением Президиума ВЦИКа 10/IX 1919 г. передано в веление Государственного издательства.

Комиссия по ликвидации эвакуированных Советов. Образована в 1918 г. для учета и приема имущества советских учреждений, эвакуированных из оккупированных районов. Ликвидирована 7/Y 1919 г.

Ликвидационная комиссия ВЦИКа по делам Бакинского совнаркома. Образована 21 /IX 1918 г.. Комиссия собирала сведения о бакинских советских организациях, о бакинских работниках, расстрелянных английскими интервентами, а также сведения о денежной отчетности, имуществе и товарах, эвакуированных из Баку и захваченных интервентами. Ликвидирована в 1919 г.

Административная комиссия при Президиуме ВЦИКа. 2I/IX 1918 г. при Президиуме ВЦИКа была создана Административная комиссия по установлению областных единиц советской республики из представителей ВЦИКа, НКВД, НКФ, НК труда, ВСНХ, НКЗ и Госконтроля.

Для разработки вопроса о новом административно-хозяйственном делении РСФСР согласно решению VII Всероссийского съезда Советов была образована новая Административная комиссия, первое заседание которой состоялось17/1 1920 г. Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особоуполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения я военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказ 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предмета клялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвовании внутри России и за границей.

В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям и России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была обрадована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность век военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западною фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы" документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. Совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на пес возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две, недели. Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе,

Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;

2) о местных органах власти;

3) по национальным республикам и областям;

4) по бюджету.

Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

Комиссия поземельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампании в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Ликвидирована 10/II 1937 г. в связи с принятием новой Конституции РСФСР.

Комиссия по восстановлению в правах гражданства. Образована в 1925 г. Решения Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Ликвидирована 3/XII 1938 г.

Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов по муниципализации строений при Президиуме ВЦИКа. 24/V 1926 г. при Президиуме ВЦИКа была образована Комиссия по демуниципализации домовладений. В ее состав вошли представители наркоматов юстиции и внутренних дел. 4/VI 1926 г. она стала называться Комиссией по рассмотрению жалоб на муниципализацию домовладений при Председателе ВЦИКа, 6/VIII 1927 г. - Комиссией по рассмотрению ходатайств о муниципализации строений при Президиуме ВЦИКа, 27/VIII 1927г. - Комиссией по предварительному рассмотрению вопросов по муниципализации строений. Решения Комиссии входили в силу после утверждения ил Президиумом ВЦИКа. Она пользовалась его аппаратом. Ликвидирована 10/VIII 1933 г. в связи с окончанием работ.

Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок при Президиуме ВЦИКа. 20/IX 1926 г. при Президиуме ВЦИКа была образована Комиссия по улучшению труда и быта трудящихся женщин для общего руководства работой по организации и расширению применения труда женщин, массовому вовлечению их в социалистическое строительство, повышению культурного уровня и переустройству их быта. В состав Комиссии входили представители наркоматов просвещении, здравоохранения, юстиции, социального обеспечения, финансов, ВСНХ и ВЦСПС. 30/V 1930 г. она была преобразована в К-т по улучшению труда и быта работниц и крестьянок, который обслуживался аппаратом Президиума. Состав К-та был значительно расширен: в него вошли представители наркоматов просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, труда, земледелия, юстиции, РКИ, ВСНХ, Госплана, ВЦСПС, Деткомиссии ВЦИКа, женского сектора ЦК ВКП(б), Коммунистической академии, Моссовета, Центросоюза и Колхозцентра.

20/XI 1929 г. на Комитет были возложены функции по руководству борьбой с проституцией, для осуществления которых постановлением Президиума ВЦИКа. При Комитете был создан Центральный тег по борьбе с проституцией. Местными органами Комитета являлись одноименные комитеты при президиумах ЦИКов АССР край (обл. рак) исполкомах. Ликвидированы местными органами 10/VII 1932 г., а функции переданы вновь образованным секторам по работе среди женщин в составе орготделов президиумов ВЦИКа и ЦИКов АССР, край (обл., райисполкомов).

Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИКа. Образована 8/IV 1929 г. из представителей наркоматов внутренних дел, юстиции, просвещения, ВЦСПС, уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР 30/V 1931 г. было утверждено положение о Комиссии, на которую возлагалось предварительное рассмотрение проектов законов о культах, вопросов о закрытии молитвенных зданий, учет религиозных объединений. Ей предоставлялось право издавать обязательные постановления по вопросам культов. Все ведомства РСФСР обязаны были согласовывать свои мероприятия в области культов с Комиссией. Ее рабочий аппарат состоял из ответственного секретаря и консультантов. Местными органами Комиссии являлись одноименные комиссии при ЦИКах АССР и край(обл)-исполкомах. Ликвидирована 20/IV 1934г. в связи с образованием, при Президиуме ЦИКа СССР одноименной комиссии.

Совет культурного строительства при Президиуме ВЦИКа. Образован 30/IV 1931 г. под председательством наркома просвещения из представителей наркоматов финансов, РКИ, Колхозцентра, общества "Долой неграмотность", ЦК Союза железнодорожников и ЦК Союза рабочих земледельческих совхозов. Совет работал сессионно, собираясь не реже 4 раз в год, и пользовался аппаратом Президиума ВЦИКа. Совет бил тесно связан с Комитетом по всеобщему обучению при СНК РСФСР. Ликвидирован 1/IX 1934 г. в связи с образованием одноименного совета в составе Наркомата просвещения РСФСР.

Комиссия по предварительному рассмотрению ходатайств о присвоении знаний Героя Труда. Образована 13/III 1931 г. Ликвидирована 20/VII 1937 г.

Комиссия ВЦИКа по вопросам оседания кочевого и полукочевого населения. Образована 20/IV 1934 г. из представителей Наркомата земледелия, Госплана, Киргизской и Казахской АССР. Комиссия проверял работу по оседанию кочевого населения и помогала местным учреждениям Казахстана и Киргизии в организации этой работы. Ликвидирована 31/VIII 1934 г. в связи с ее завершением.

Комиссии по руководству ходом соревнования городов. Образована 1/IV 1934г. В состав Комиссии вошли 9 членов ВЦИКа. Ликвидирован, 20/V 1936 г.

Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о присвоении званий народных артистов РСФСР и заслуженных деятелей искусства, науки и техники. Образована 20/V 1934 г. Ликвидирована 20/VII 1937 г.

Комиссия по распределению фонда им. А.С. Бубнова. Образована в 1935 г. для оказания денежной помощи работникам народного образования. Ликвидирована 2/XI 1938 г.

Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 27/VI1 1936 г. Ликвидирована в конце 1936 г.

Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о присвоении почетных званий РСФСР. Образована 20/V11 1937 г. из Комиссии по присвоению званий народных артистов РСФСР и Комиссии по присвоению званий Героя Труда РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917—1937 гг.)

На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской республики», а затем — первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституция 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов — по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов — через делегатов городских Советов; выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР — Всероссийского съезда Советов — подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917—1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК — представительный орган трудящихся — избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г. он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Советов — не менее трех раз в год.

С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4 раза в неделю, затем до 21/11 1918 г.— 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2—3 раза в неделю. В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями

Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особо уполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения в военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказанием помощи. 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предотавлялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвованиях внутри России и за границей.

В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям в России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была образована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность всех военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западного фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI. 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы, документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии. 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на нее возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две недели.

Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе, Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;
2) о местных органах власти;
3) по национальным республикам и областям;
4) по бюджету.

Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

Комиссия по земельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампаний в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)
Тип
Тип Исполком Всероссийского съезда Советов
Государство РСФСР РСФСР ( -)
Делегаты от других республик:
Украинская ССР Украинская ССР (до )
Белорусская ССР Белорусская ССР (до )
ЗСФСР ЗСФСР (до )
История
Дата основания
Дата упразднения
Предшественник Временный совет Российской республики и Временное правительство России
Преемник Президиум Верховного Совета РСФСР
Структура

Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

Общая характеристика

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

Состав

Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

Законодательная деятельность