Подписание контракта по 44 фз открытый конкурс. Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

В 44-ФЗ проведение конкурса в электронной форме регламентируется статьями 54.1 - 54.7, 55.1, 56.1 и 57.1.

С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить открытые конкурсы в электронной и печатной формах, с 1 января 2019 года их можно будет проводить только в электронной форме.

Извещение о проведении конкурса в электронной форме должно быть опубликовано не менее, чем за 15 рабочих дней до срока окончания подачи заявок. По сравнению с бумажной версией, срок меньше на 5 дней.

Документация по закупке публикуется в единой информационной системе и доступна все время до окончания срока приема заявок.

Если у участников возникают какие-либо вопросы по конкурсной документации, они могут направить запрос на разъяснение положений оператору электронной площадки, но не позднее, чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. Таких запросов каждый поставщик может подать не более 3-х.

Заказчик отвечает на такой запрос в течение 2-х рабочих дней.

Заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. При этом он должен продлить срок приема заявок таким образом, чтобы оставалось не менее 10 рабочих дней.

Важно: изменение объекта закупки и увеличение обеспечения заявки не допускается.

Заявка на открытый конкурс в электронной форме

Заявка на открытый конкурс состоит из двух частей и предложения о цене контракта, они направляются участником оператору электронной площадки в виде 3-х электронных документов.

Ч. 4 ст. 54.4 44-ФЗ регламентирует полный список информации, которая должна содержать первая часть заявки на открытый конкурс в электронной форме.

Также в первой части заявки запрещено указывать какую-либо информацию о поставщике и предлагаемой цене контракта.

Ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ устанавливает пакет документов, который должен предоставить участник во второй части заявки на открытый конкурс в электронной форме.

А именно вторая часть должна содержать:

    наименование участника, адрес, номер контактного телефона, ИНН участника, учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;

    копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    документы, подтверждающие право на получение преимуществ (например, как субъекты малого и среднего предпринимательства);

    документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги национальному режиму ст. 14 44-ФЗ (в случае установления данного требования в документации);

    документы, служащие для выставления баллов по критериям (кроме информации о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки).

Все части заявки подаются одновременно с помощью средств электронной торговой площадки. В течение одного часа после получения заявки ей присваивается идентификационный номер, а участнику направляется уведомление с указанием этого номера.

Срок рассмотрения заявок в электронном конкурсе

Рассмотрение первых частей заявки варьируется от цены контракта:

    при НМЦК свыше 1 млн руб - не может превышать 5 рабочих дней.

Все участники открытого конкурса, допущенные к процедуре закупке вправе подать окончательное предложение по цене контракта.

Окончательные предложения подаются в день, указанный как дата проведения конкурса в электронной форме. Время на подачу ограничено - 3 часа. Участник может отказаться от этой процедуры, тогда окончательным будет считаться изначальное предложение.

Важно: подать окончательное предложение хуже изначального участник не может. Могут быть предложены только лучшие условия.

После этого наступает этап рассмотрения вторых частей заявок:

    при НМЦК менее 1 млн руб - рассмотрение в течение 1 рабочего дня;

    при НМЦК свыше 1 млн руб - не более 3-х рабочих дней.

Исключения составляют закупки, объектом которых являются товары, выполнение работ либо оказание услуг в сфере науки, культуры или искусства. Вторые части таких заявок должны рассматриваться не более 5 рабочих дней.

После рассмотрения вторых частей заявок, в ЕИС публикуется протокол. И в течение одного часа после его размещения, оператор направляет заказчику окончательные предложения.

Если по итогам рассмотрения вторых частей заявок они все были признаны не соответствующими требованиям документации или был допущен только один участник - открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.

После этого, в течение одного рабочего дня, конкурсная комиссия на основании всех протоколов присваивает порядковые номера допущенным заявкам, в порядке уменьшения выгодности предложения.

Победителем признается участник предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно установленным конкурсной документацией критериям.

Заключение контракта в электронном конкурсе

Заключение контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме происходит на электронной площадке.

В течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов, заказчик должен в единой информационной системе разместить проект контракта.

Победителю дается 5 дней на его подписание (считается с даты публикации проекта контракта в ЕИС) или для направления протокола разногласий, в случае, если имеются замечания.

Рассмотрение протокола разногласий осуществляется в течение 3-х рабочих дней с даты его подачи.

В случае подачи протокола разногласий, подписать контракт победителю необходимо в течение 3-х рабочих дней с даты размещения доработанного контракта или документа с причинами отказа.

Сроки заключения контракта

Заключение контракта проходит не ранее, чем через 10 дней с размещения протокола подведения итогов и не позднее 20 дней.

Контракт считается заключенным с момента подписания обеими сторонами. Для получения банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта, воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором расчета. Вы можете узнать стоимость в ведущих банках и заказать БГ всего за пару минут:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт.

Настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предусмотренных конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Конкурс могут признать состоявшимся, если как минимум две организации участвуют в определении победителя торгов. Когда принцип конкуренции нарушен или все участники сходят с дистанции раньше времени, возможными вариантами становятся проведение новой закупки, повторного конкурса или заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Торги в форме конкурса могут не состояться по многим причинам. Само собой разумеется, конкурс не проведут при отсутствии участников, которые могли бы претендовать на заключение контракта. Другие причины связаны с нарушением принципа конкуренции, когда на конкурсе остается одна заявка.

Вместо несостоявшегося открытого конкурса и его разновидностей — двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием — заказчик может осуществить:

  • повторный конкурс;
  • новую закупку;
  • закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Какой именно вариант возможен в том или ином случае, устанавливает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) в частях 1, 2 статьи 55.

Повторный конкурс

Заказчик имеет право провести повторный конкурс, если конкурс не состоялся по причине отсутствия претендентов на заключение контракта. Перечислим эти случаи в порядке упоминания в Законе № 44-ФЗ (здесь и далее):

  • никто не подал на конкурс заявку (ч. 13 ст. 51);
  • ни одна заявка не прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53);
  • участники, получившие за свои заявки первый и второй номера, отказались от заключения контракта (ч. 6 ст. 54);
  • в рамках конкурса с ограниченным участием все участники были признаны не соответствующими единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса никто не предоставил окончательную заявку (ч. 15 ст. 57);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса все заявки не прошли стадию рассмотрения и оценки (ч. 15 ст. 57).

Повторный конкурс также могут признать несостоявшимся. Если это происходит по первым трем причинам, перечисленным выше, делают запрос предложений или выбирают другой способ закупки (ч. 4 ст. 55 Закона № 44-ФЗ).

Особенности проведения повторного конкурса

Правилам проведения повторного конкурса посвящена часть 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик весьма ограничен в изменении условий такого конкурса. Так, возможно следующее. Если во время первого конкурса заказчиком была указана определенная дата исполнения контракта, ее необходимо сдвинуть на столько, на сколько этого требует проведение повторного конкурса.

Можно также увеличить начальную (максимальную) цену контракта, но не более чем на 10 %. При этом допускается ее повторно не обосновывать.

Изменять требования, предъявляемые к участникам закупки, нельзя. При этом в случаях, приведенных в статье 56 Закона № 44-ФЗ, возможно установление единых и дополнительных требований.

Новая закупка

Проведение новой закупки возможно во всех случаях, перечисленных для повторного конкурса. Вместе с тем при двухэтапном конкурсе только таким способом можно осуществить закупку, если причинами его отмены являются (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ):

  • несоответствие всех участников установленным требованиям в рамках предквалификационного отбора;
  • признание по итогам предквалификационного отбора одного участника соответствующим этим требованиям.

Потребность в новой закупке возникнет и в случае, если на двухэтапный конкурс подадут только одну заявку (вне зависимости от наличия стадии предварительной проверки участника по параметру квалификации). Этот вариант закон не рассматривает. Тем не менее очевидно, что проведение таких стадий двухэтапного конкурса, как обсуждение предложений и направление приглашения предоставить окончательную заявку, теряет всякий смысл.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

При несостоявшемся конкурсе неконкурентный способ закупки используют в следующих случаях:

  • один участник подал заявку, которую признали соответствующей конкурсной документации (ч. 13 ст. 51 Закона № 44-ФЗ);
  • одна заявка прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении конкурса с ограниченным участием одного участника признали соответствующим единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • во второй части двухэтапного конкурса один участник предоставил надлежащую окончательную заявку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса одна окончательная заявка успешно прошла рассмотрение и оценку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Каждое решение потребует согласования с контрольным органом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Согласно законодательству России, при определенных случаях заказчик вправе проводить закупку посредством открытого конкурса. При таком способе все документы закупки предоставляются любому желающему в ЕИС (единой информационной системе).

При этой процедуре победившим становится участник, указавший в заявке наилучшие условия исполнения контракта, согласно определенным заказчиком критериям.

Пошаговая инструкция для заказчика

1. Приготовление к закупке.

Заказчик решает организовать торги и выбирает их вид, основываясь на действующие нормативные акты. Заказчиком формируется комиссия конкурса (единая комиссия) из своего штата или приглашается специализированная организация. Заказчик формирует положение о комиссии и последовательность ее деятельности.

2. Приготовление закупочной документации.

Заказчиком формируется конкурсная документация, содержащая сведения согласно Закону : условия выполнения заказа, требования к участнику и требования к документам его заявки, проект государственного контракта и т.д.

После объявления конкурса заказчик вправе вносить в документацию изменения, но не позже чем за пять суток до конца приема заявок. Заказчик может отказаться от организации торгов не позже, чем за пятнадцать суток до последнего дня подачи.

3. Объявление конкурса.

Утвердив извещение и конкурсную документацию, заказчик публикует все сведения в ЕИС в полном виде. Объявление возможно за двадцать суток до вскрытия заявок и более.

Все документы закупки доступны для скачивания каждому желающему безвозмездно.

Заказчик вправе изменить извещение о конкурсе, не позже чем за пять суток до последнего дня подачи заявок. Число возможных изменений неограниченно.

4. Разъяснение документации конкурса.

При поступлении от возможного участника запроса разъяснить документацию, заказчик в срок не более двух рабочих дней готовит и отправляет такому участнику разъяснения, а в течение одного рабочего дня после направления, эти разъяснения публикуются в ЕИС.

5. Прием заявок.

Заказчик принимает конкурсные заявки, обязательно их регистрируя и выдавая подавшему участнику расписку о получении.

6. Открытие конкурсных заявок в письменной и электронной форме.

Комиссия в срок, определенный в извещении, открывает поступившие заявки, направленные в конвертах, а также осуществляет доступ к заявкам, присланным в виде электронного документа.

Члены комиссии формируют и подписывают протокол вскрытия и открытия доступа, и размешает его в ЕИС.

7. Рассмотрение и подведение итогов.

В период до двадцати дней со дня вскрытия заявок, члены комиссии рассматривают предоставленные конкурсные заявки на предмет предложенных условий исполнения заказа, присутствия требуемых документов и копий документов. Участник и его заявка рассматривается с точки зрения соответствия требованиям нормативных документов РФ и условиям документации конкурса.

Производится оценка, основываясь на критериях, установленных заказчиком в документации, и определяется победивший участник. Комиссией формируется соответствующий протокол, который размещается в ЕИС в течение рабочего дня, идущего после дня подписания.

Заказчик возвращает всем участвовавшим, кроме победителя, деньги, направленные ими как обеспечение заявки.

8. Заключение контракта.

Заказчик проверяет наличие обеспечения победителем исполнения контракта, и контракт заключается между обеими сторонами. Период обоюдного подписания контракта регламентирован – от десяти до двадцати суток со дня публикации итогового протокола.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый