План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: НОД в подготовительной группе по коммуникации "Дружба и друзья". Конспект НОД в образовательной области «Коммуникация» по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовите

Краткое описание

Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Описание

Тема: «Волшебный клубок понимания» Педагог-психолог Ежова И.В. Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет. Цель - формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Программное содержание · учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения; · воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения. · расширить коммуникативные возможности детей; · развить навыки активного слушания; · развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников; · развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств; · научить детей правильно понимать чувства других; · сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом; · сформировать навыки рефлексии. Словарная работа: · активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений; · расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др. Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор. Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате. Педагог : Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?! Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня И гривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога , продолжительность 1-2 минуты ) Педагог : Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими. Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать! Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние. Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием. Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!! У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?! Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…». В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку! Педагог : Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу). Педагог: давайте теперь подвигаемся и покажем, как себя ведут люди с разным настроением, но только покажем это телом, мимикой (лицом) и без слов. Одному из нас на ушко я скажу, кого он будет изображать. все остальные тоже за ним повторяют и должны отгадать, кто же этот персонаж. Все встают и начинают изображать людей, которых называет педагог: мы веселые клоуны, мы строгие учителя, мы грустные продавцы, мы злые грабители и т.п. А теперь давайте попробуем сделать тоже самое, только про зверей: озорные лягушки, счастливые зайчата, злые медвежата, грустные черепахи, сонные котята. Педагог : Теперь мы многое знаем об общении! и теперь поиграем в игру, которая покажет нам, как мы друг друга понимаем! Игра знакомая вам «Камень, ножницы, бумага». Правила её просты, но делаем мы её снова без слов, можно смотреть друг на друга только глазками. Только наша задача чуть-чуть меняется: мы должны как можно быстрее всем нашим дружным кругом показать один и тот же жест: все либо «камень», либо «ножницы», либо «бумагу». Понять друг друга нам помогут лишь наши лица, мимика, взгляд. Начинаем! Педагог: (после того как задание выполнено) Ребята расскажите, что помогло вам справиться с заданием?! Что вы сегодня узнали про общение? Давайте, запомним, что важно друг друга слушать, вежливо общаться друг с другом; нам помогают общаться не только наши слова, но и движения, тело, наши ручки и глазки.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

конспект подготовка.docx

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

педагогов с детьми

подготовительной к школе группы

образовательной области «Коммуникация»

дата проведения НОД

конспект подготовила:

педагог-психолог

Ежова Ирина Вячеславовна

Игровое занятие по развитию коммуникативных навыков в подготовительной к школе группе МДОУ ЦРР – детский сад №35 «Фантастика»

Тема: «Волшебный клубок понимания»

Педагог-психолог Ежова И.В.

Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет.

Цель - формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Программное содержание

    учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения.

    расширить коммуникативные возможности детей;

    развить навыки активного слушания;

    развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников;

    развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств;

    научить детей правильно понимать чувства других;

    сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом;

    сформировать навыки рефлексии.

Словарная работа:

    активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений;

    расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др.

Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор.

Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате.

Педагог : Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?!

Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня И гривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога , продолжительность 1-2 минуты )

Педагог : Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими.

Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать!

Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние.

Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием.

Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!!

У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?!

Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…».

В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку!

Педагог : Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу).

Конспект НОД по образовательной области Коммуникация в подготовительной группе.

Подготовила воспитатель МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка» Калинкина А.Ю.

Тема : «Прекрасная страна слов».

Программные задачи:

Коммуникация: 1. Продолжать развивать умения применять в речи образные выражения.

2.Побуждать детей использовать в речи больше прилагательных эпитетов.

3.Расширять и активизировать словарный запас детей.

Познание: 1.Воспитание интереса к познавательной деятельности, желание

Включаться в организованную речевую деятельность.

2.Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

3.Закреплять умения определять наличие первого звука в слове.

Социализация: 1.Способствовать развитию игровой деятельности детей.

2.Добиваться эмоционального отклика на игровые и музыкальные

Моменты.

Музыка: 1.Использование музыкального сопровождения для создания радостного

И приподнятого настроения.

Худ. творчество : Способствовать развитию эстетических чувств.

Оборудование : Костюм феи, панно с изображением неба, солнца, облаков и моря, игрушка рыбка, игрушка Неваляшка, корзинка, карточки с картинками (дом, енот, трава, индюк), набор букв, аудиозаписи песен «Голубой вагон», «Облака», цветные мелки, листы бумаги.

Словарная работа : Яркое, теплое, красное, жгучее, румяное, золотое, радостное, веселое, голубое, чистое, прозрачное, ясное, белые, пушистые, игривые, легкие, воздушные, синее, соленое, глубокое, теплое, спокойное, красивая, румяная, яркая, веселая.

Предварительная работа: Беседа «Мягкие и колючие слова», Д/и «Узнай по описанию»,отгадывание загадок о природных явлениях, чтение художественных произведений о природных явлениях, разучивание поговорки: «Доброе слово лечит, а злое калечит».

Ход НОД.

Организационный момент (2-3 мин.)

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы совершим с вами интересное путешествие. Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. А теперь, закройте глаза и ожидайте чуда.

(воспитатель переодевается в костюм феи)

Фея: Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Пришла я к вам в гости в эту зимнюю стужу, чтобы одарить вас теплом, согреть вас своим добром и подарить вам улыбки. У меня есть для вас подарки.

Присаживайтесь на стулья и смотрите внимательно (вывешивается панно с небом, солнцем, облаками, морем)

Основная часть (15-20 мин.)

Загадка: Среди поля голубого яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, землю-матушку обходит, светит весело в оконце. ну конечно, это… (Солнце)

Фея: Посмотрите, какое замечательное солнце! Вы наверное так по нему соскучились! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, прогрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно? (Ответы детей)

Фея: Давайте поиграем с солнышком, вставайте в круг и повторяйте за мной движения.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко, погуляй у речки (шевелят пальцами рук)

Солнышко, солнышко, разбросай колечки (быстро сжимают и разжимают кулачки)

Мы колечки соберем, золоченые возьмем (хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь об ладонь)

И назад тебе вернем (поднимают руки вверх и разжимают пальцы)

(дети садятся на стулья)

Фея: Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей). Прекрасно!

Художественное слово : Как быстро по небу бегут облака! Похоже одно на конька-горбунка, другое -на мчащееся авто, а третье похоже не знаю на что!

Фея: А как вы думаете, на что похоже это облако? (Это облако похоже на рыбку.) А вот это облако? (Это облако похоже на цветок.) Какие облака? (Ответы детей) Замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней.

Загадка: Волны катит на просторе к берегам песчаным… (море)

Фея: Да, это море. Оно очень красиво. Назовите слова о море, оно какое? (Ответы детей)

Кто живет в море? (показ игрушки рыбка)

Фея: Хотите послушать забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. Вы не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Если это рыбка- у неё улыбка.

Если это рыбочка- у неё… (улыбочка)

Если это рыбина-у неё… (улыбина)

Если это рыба- у неё… (улыба)

Если это рыбища- у неё (улыбища)

Фея: Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море.

(Фея берет в руки корзинку, на дне лежат конфеты, закрытые салфеткой)

Фея: Дует легкий ветерок

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова-

слова любви, слова добра.

Фея: Я знаю слово, от которого мир вокруг нас становится прекрасней. Это слово- «улыбка»! Ловлю это слово и кладу в кузовок! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в мой кузовок (дети передают кузовок друг другу и называют слова).

Фея: Слова ваши были такие добрые, пусть они превратятся в то, что очень любят дети, смотрите, конфеты! Это вам ребята!

Фея: Дети, предлагаю вам отдохнуть и потанцевать.

Музыкально- ритмическая пауза (песня «Голубой вагон») –движение по показу.

Фея: Вот какой веселый танец у нас получился, а сейчас садитесь, я припасла для вас еще один подарок. Это игрушка. Как она называется? Неваляшка. Давайте расскажем про неё добрыми, красивыми словами. Неваляшка какая? (Ответы детей) Неваляшка тоже знает добрые слова, одно из них она хочет вам загадать. Давайте пройдем за столы. (На доске вывешиваются картинки: дом, енот, трава, индюк. Нужно по первым звукам этих картинок составить слово- ДЕТИ, детям предлагается набор букв и они выкладывают слово, читают его)

Заключительная часть. (5-7 мин.)

Фея: Я подарила вам хорошее настроение? Очень хочу получить подарок от вас, нарисуйте мне на память о нашей встрече добрые рисунки. Я буду рада вашим подаркам.

(Звучит песня «Облака», дети рисуют и дарят свои рисунки, фея благодарит детей.)

Фея: Вспомните пословицу о добрых словах (дети: «Доброе слово лечит, а злое колечит»)

Что есть чудесная страна.

Чайки, небо надо мною-

Все прекрасное, родное.

лечит)

Фея: Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок, над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною-

Все прекрасное, родное.

Это добрые слова, говорите их всегда!

Фея: Спасибо вам дети, за ваши прекрасные рисунки! Перед расставанием я хочу пожелать вам, чтобы вы радовали себя и окружающих прекрасными словами.

А теперь угощайтесь конфетами!


Конспект составил

воспитатель Сафронова Наталья Валерьевна
Конспект занятия

в подготовительной группе

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Сказочное путешествие»

Цель: развитие связной речи детей посредством словесного творчества
Программное содержание:


  1. Образовательная задача:
Способствовать умению сочинять сказку по набору предложенных игрушек, связывая их в единую сюжетную линию. Закреплять умение строить полные предложения, содержательно эмоционально рассказывать придуманную сказку, соблюдая традиции её начала, кульминации и окончания.

Учить детей подбирать рифму к предложенным словам. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Совершенствовать диалогическую форму речи детей.

Совершенствовать умение высказывать собственное мнение, поощрять в детях инициативность, уверенность в своих творческих способностях


  1. Развивающая задача:
Развивать словесное творчество детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Развивать коммуникативные навыки детей: умение сотрудничать друг с другом, помогать друг другу и другим людям. Развивать волевые качества: преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, развивать творческую активность, воображение, память.

3. Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к сочинению собственных сказок; нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
^ Словарная работа: рифма, томат, комплимент; относительные прилагательные: морковное, грибное, огуречное, томатное, шишечное; слова – комплименты, характеризующие человека (красивая, добрая, трудолюбивая, весёлая, милая, прекрасная).
Оборудование: столы, стулья, макет дома бабы Яги, сундук с предметами для сочинения сказки, яблоня с яблоками с заданиями, зеркальце, телефон, клубок, косынка, проектор, ноутбук, мультфильм «Маша и медведь», блокноты, корзинка, мольберт, картинки с изображением овощей, грибов, шишек, перо
Ход:
Воспитатель в костюме феи:

Ребята! Вы попали в волшебную страну – страну сказок. Давайте с вами познакомимся: Меня зовут Фея Фантазия и мне нужна ваша помощь.

В сказочной стране далекой

Приключилась вдруг беда.

Там в большой сундук высокий

Сказку спрятала Яга.

Повернула все вверх дном

Спит там сказка вечным сном.
Воспитатель:

Ребята, вы можете помочь мне найти и разбудить сказку? (дети отвечают)
Воспитатель:

Но прежде чем отправиться в путь, мы должны зайти в волшебную лавку и приобрести волшебные предметы, которые могут пригодятся нам в нашем путешествии. Ребята, как вы думаете, какие волшебные предметы могут продаваться в волшебной лавке? (дети называют волшебные сказочные предметы). Правильно. А посмотрите, что есть в моей волшебной лавке? (дети перечисляют: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, волшебное зеркальце, волшебный клубочек, телефон). Что из этого может пригодиться нам всем одновременно? (волшебное зеркальце, волшебный клубочек, чудо-телефон).

Но купить эти предметы можно не за деньги, а за отгадки (загадывает загадки):

1.Этот герой очень трудолюбив, он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он не смог вытащить. Ему помогала вся семья.

2.В этой сказке есть царь, три сына, стрела, болото.

3.Этот герой очень коварен, он съел маленьких козлят.
Воспитатель: Отправляемся в путь. Но куда, в какую сторону мы пойдем?

(Дети предлагают варианты, выбираем клубочек. Клубочек прикатился к розовой косыночке)
- Ой, девочки, чья косыночка? А кто же тогда её мог потерять? (Дети предлагают варианты).

В какую сказку мы с вами попали?

А хотите узнать, чем сейчас занимается Маша в избушке у медведя? Потихоньку садитесь на стульчики и внимательно смотрите.

(Показ фрагмента мультфильма «Маша и медведь»)
После просмотра воспитатель задает вопросы:

Что делает Маша в избушке у медведя? (Варит варенье)

Из чего Маша варит варенье? (Из шишек, грибов, помидоров, моркови, огурцов)

Как называется варенье сваренное из шишек…? (шишечное, грибное, морковное, огуречное, томатное)

А вы пробовали когда-нибудь шишечное варенье? А если варенье сварено в сказке, то это какое варенье? (Сказочное, волшебное)
Воспитатель:

Свет мой, зеркальце, скажи, И дорожку покажи.

(Открывают зеркальце, в нём нарисовано яблоко)

Ребята, куда мы должны идти? (К яблоньке)

А в какой сказке встречается яблонька? (ответы детей)

Как помогла яблонька детям в сказке? Что она им сказала? (Ответы детей)

Давайте тоже сорвем яблочко, что нам она скажет? (предлагает ребёнку сорвать первое яблочко, на нём изображено картинка). Ребята, яблонька предлагает нам подобрать рифмы к словам. Вы знаете, что такое рифма? (ответы детей). Да, это созвучные слова, с помощью которых можно написать стихотворения.

Дети по очереди срывают яблоки и подбирают рифмы). На последнем яблоке изображена избушки на курьих ножках.

Ребята, что это может означать? (Предположения детей, что нужно идти к избушке)
^ Подошли к избушке. Постучались, но никто не ответил.

Ребята, как же нам связаться с Бабой-Ягой? (Один из вариантов позвонить по чудо-телефон)
Фея набирает номер, в трубке слышится автоответчик бабы Яги:

«Меня нет дома. Но если вы хотите отдохнуть в избушке и уснуть вечным сном – наберите цифру 1; если вы хотите отведать моих жаренных, пареных, копченых мухоморов – наберите цифру 2; если вам нужен сундук со сказками, вы должны мне сказать комплименты, но вы ведь не знаете, что такое комплименты? Ха-ха-ха»

Вы хотите отдохнуть в избушке и уснуть вечным сном? (Нет) А мухоморы пробовать будем? (Нет) Почему? А что мы должны сделать, чтобы забрать сундук? (Сказать комплименты). А что такое комплименты, вы знаете? (Дети произносят комплименты для Бабы-Яги. Звучит скрип, избушка открывается, дети забирают сундучок)

Вы хотите узнать, что находиться в сундучке? Но сундук почему-то не открывается. Подскажите, что можно сделать, чтобы сундук открылся? (Варианты ответов детей). Предлагаю приложить к сундуку ладошки и сказать волшебные слова. (Звучит колокольчик, сундук открылся. Из сундука Фея вместе с детьми достаёт фигурки, расставляют их на столе).
- Ребята, это сказка? Как вы думаете, она проснулась? Что нам сделать, чтобы сказка ожила? (Сочинить и рассказать новую сказку). С каких слов обычно начинается сказка? (Жили-были, давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…..)

Далее воспитатель задает наводящие вопросы: кто, о ком наша сказка, какая она была, в чём жила, где жила, и вот однажды, и встретила, но вдруг откуда не возьмись, что случилось, что произошло дальше, кто помог, как узнал, что он сделал, как помог, чем заканчивается сказка (прослушиваются все варианты детей).

К кому пёрышко попадёт, тот сказку начнёт, а кто возьмёт его дальше, тот сказочку продолжит.
Далее Фея приглашает всех в круг для подведения итога:

Ребята, как вы думаете, нам удалось разбудить сказку? Понравилось вам сочинять сказку? - А как же мы назовём нашу сказку? (выслушиваются варианты, выбирается наиболее интересный). Что было самым трудным для вас в путешествие, что было легко?

Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь. И помните:

Верить в сказку – это счастье!

И тому, кто вертит,

Сказка обязательно отворит все двери.

Сегодня вы были настоящими маленькими сказочниками!

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе по теме:

«Дружба и друзья»

ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Дубровина Ю.С.

Цели:

Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.

Продолжать учить подбирать определения к заданному слову

Развивать выразительность речи.

Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память

Закреплять знание пословиц о дружбе.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова) .

Развивать чувство общности у детей в группе.

Материалы и оборудование: запись музыкального произведения Шаинского

"Дружба крепкая". Презентация «Мои друзья»

Ход занятия:

Орг. момент. Звучит музыка (о дружбе) Дети стоят в кругу.

Тренинговое упражнение

В. - Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» и для того что бы попасть в эту страну мы должны передать свою дружбу друг другу.

Эстафета дружбы.

Начинает воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!

Речёвка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

В: Вот таких хороших, пригожих я приглашаю на занятие. Проходите, садитесь.

В: Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

(Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).

Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».

В: Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный», «самоотверженный», «преданный»

Ответы детей.

В: А что такое дружба и в чём же она заключается?

Ответы детей.

В: Значит дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.

В: У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.

Чтение стихотворения

МЫ РАЗНЫЕ

Я. Дубенская

Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, но безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть, новые звёзды на небе открыть, крепко дружить, не бояться «другого». Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки, вместе рыбачим мы с ним у реки. Нет между нами преград и обид, Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее, ростом повыше, по жизни мудрее, и поменяется мир весь вокруг, но рядом останется преданный друг!

В: Ребята понравилось вам стихотворение? О чём в нём говорится?

В: все мы разные, каждый имеет свои особенности, но мы все люди и мы должны дружить.

Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок").

С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

В: А сейчас представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет покататься на велосипеде. Как вы поступите в этом случае?

Ответы детей.

В: Ну что же, молодцы!

В: А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?

Ответы детей.

В: Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам. Вот в стихотворение "Качели" дети тоже умеют дружить.

Качели.

Представьте, качели - ковер самолет.

На нем отправляюсь в далекий полет.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой.

Потом приземлюсь и друзьям во дворе,

Я дам полетать на волшебном ковре.

В: Я вам приготовила еще одно стихотворение, послушайте повнимательней его.

Подъемный кран.

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий.

Никому его не дам-

Это мой подъемный кран!

В: Что можно сказать об этом ребенке?

Ответы детей.

В: Конечно, в стихотворении говорится о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили:

Кто жаден, тот в дружбе не ладен,

А кто щедрый, тот в дружбе верный.

В: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и

Друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

В: Настоящий друг познается в беде.

В: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?

Один за всех и все за одного.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Нет друга- так ищи, а нашел- береги.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба в делах помощница.

Дружбу помни, а зло забывай.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Друзья – не разлей вода.

Физ. минутка.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

В: Ребятки, мне хочется рассказать вам сегодня еще одну историю:

Гуляли по парку две подружки, шли по тротуару и все им места не хватало: то толкнут друг друга, то перегонят. Увидели они художника и попросили нарисовать их. И вы знаете картина получилась очень странная. ОН нарисовал девочек одетых в одно платье. А подписал картину художник так: "Вместе тесно, а врозь хоть плач".

В: А вы можете объяснить эту картину и пословицу?

Ответы детей.

В: Молодцы, ребята. Друзья - это те, кто всегда рядом и с кем тебе хорошо вместе.

В: Сегодня мы с вами говорили о дружбе и друзьях.

В: Я предлагаю поиграть в игру "закончи фразу" ведь с вами тоже дружат и

выбирают самые хорошие ваши качества.

Послушайте фразу и закончите её: "Я думаю со мной дружат потому что. "

Ответы детей.

В: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы.

Сейчас я предлагаю сесть на стульчики.

Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей,

Небольшое кино. Давайте его посмотрим.

Просмотр презентации «Мои друзья»


Нина Дубровская
Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в подготовительной группе «Мои друзья»

Конспект НОД по ОО «Коммуникация » в подготовительной к школе группе .

Тема : «Мои друзья » . (Составление рассказа по сюжетным картинкам)

Программное содержание :

Учить детей самостоятельно составлять небольшой рассказ по сюжетной картинке.

Учить детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине, опираясь на план.

Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, выражению лица.

Воспитывать отзывчивость на состояние окружающих детей словом и делом.

Продолжать учить подбирать определения к заданному слову; - Развивать выразительность речи.

Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память;

Закреплять знание пословиц о дружбе.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова).

Воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Развивать чувство общности у детей в группе .

Подготовка к занятию : Чтение пословиц о дружбе. Беседы о дружбе : «Драться или договариваться» , «Умнее тот, кто уступает» , «Как играть и не ссориться» . Чтение худ. произведений : В Осеева «До первого дождя» , Г. Циферов «Когда не хватает игрушек» , М. Пляцковский «Урок дружбы» , В. Голявкин «Друзья » . Рассматривание сюжетных картин. Сочинение рассказов и сказок о друзьях . Прослушивание детских песен о дружбе.

Материал : сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; Презентация «Мои друзья » . Аудиозапись песен о дружбе.

Словарная работа : Друг, дружба. Преданный, самоотверженный, отзывчивый, надёжный, щедрый.

Ход занятия:

I Оргмомент. Звучит музыка (о дружбе) Дети стоят в кругу.

Тренинговое упражнение В. - Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» . Скажите, каким должен быть друг? А как надо относиться к другу?

Эстафета дружбы. Начинает воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!» Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло! Здравствуйте, дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю на занятие. Проходите, садитесь правильно и слушайте.

II. - У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)

1. Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.

2. Чтение стихотворения

МЫ РАЗНЫЕ

Я. Дубенская

Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть, Новые звёзды на небе открыть, Крепко дружить, не бояться «другого» . Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки, Вместе рыбачим мы с ним у реки. Нет между нами преград и обид, Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее, Ростом повыше, по жизни мудрее, И поменяется мир весь вокруг, Но рядом останется преданный друг!

Дети читают стихотворения о дружбе.

Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей, Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно. Без друзей нам не прожить .

В. Бердис

Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему, И спросите «Почему?» Это, дети, сделать надо, Плохо плакать одному!

IV - Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю. Чтение письма :

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, я хожу в первый класс. В нашем классе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Миша. Миша – настоящий друг, очень добрый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Миша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»

Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

V. Работа по картине.

1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было? 2. Где находятся ребята? (ребята находятся во дворе) 3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда? (он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.) 4. Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу? (бежала и споткнулась, упала на асфальт) . 5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете? (Оля заплакала от боли, у нее потекла кровь) . 6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице? (Главное - позаботится, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану обязательно следует обработать йодом, зеленкой или другим лекарством, какое посоветуют родители или врачи. Даже к маленькой ранке надо относится с большим вниманием)

7. Что может случится, если вовремя не обработать рану? (Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.)

8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Миша Оле? (он предложил Оле свою помощь : отвести ее домой) .

9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку? (на багажник, на раму)

10. Как поступил мальчик? (хорошо, правильно, замечательно)

11. Как можно назвать такого мальчика? (настоящим другом)

12. Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом? (Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).

(Настоящий друг должен быть : «добрым» , «щедрым» , «верным» , «честным» , «смелым» , «самоотверженным» , «дружелюбным» , «преданным» , «мужественным» , «отзывчивым» , «надежным» .

Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный» , «самоотверженный» , «преданный»

Воспитатель : «Правильно. Таким и должен быть настоящий друг.

VI. Послушайте, какой рассказ по этой картине подготовила Настя .

Образец рассказа :

Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки» . «Кошкой» была Лена, а «мышкой» - Оля. Оля, убегая от «кошки» - Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Миша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Миша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья !

(Анализ рассказа) .

VII. Кто ещё хочет рассказать про детей на картине. (Анализ рассказов) . VIII. Физминутка

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди. (повторить 2 раза)

IX. -Воспитатель : Перед вами на столе картины. Рассмотрите их. Сейчас мы послушаем ваши истории, но сначала я напомню всем, о чём вы должны рассказать. Даётся план рассказа :

Какое время изображено на картине. - Кто на картине? Как зовут? - Что происходит на картине? – Понравились вам герои картины и почему?

В - Кто готов рассказать?

Спрашиваю 3-4 детей. Анализ детских рассказов воспитателем.

Вывод воспитателя. Я сегодня услышала хорошие рассказы о настоящих друзьях . Рассказ воспитателя о дружбе (из личного опыта) .

Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их пожалуйста и подумайте, какая пословица подойдёт к нашим рассказам.

Настоящий друг познается в беде.

В. - Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?

Один за всех и все за одного. - В настоящей дружбе так : сам пропадай, а товарища выручай. - Нет друга- так ищи, а нашел- береги. - Старый друг лучше новых двух. - Человек без друзей , что дерево без корней. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей . - Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. - Дружба и братство дороже богатства. - Дружба в делах помощница. - Дружбу помни, а зло забывай. - Птица сильна крыльями, а человек дружбой. - Друзья – не разлей вода .

X. Коллективное изготовление «книжки-малышки» (подарок Еве. Она давно болеет и не ходит в д/с)

Пальчиковая гимнастика.

Дружба. (пальчиковая гимнастика) Дружат в нашей группе Девочки и мальчики . (Соединять пальцы в "замок") . С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.) Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.) Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями

Выполнение работы.

Воспитатель последним добавляет (приклеивает на обложку) название книги «Мы друзья –товарищи » .

Анализ. Книжка красивая. Еве понравится. Хорошо, что вы порадуете Еву.

Рефлексия :

Воспитатель показывает «цветик-семицветик» . - «Цветик- семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова под музыку «Малыш у реки» (из серии голоса природы)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели. Вели, чтобы Ева выздоровела и пришла к нам.

Воспитатель : «Я думаю, что все ваше пожелание исполнится. Мы с вами послали Еве много любви и добрых чувств. Настоящие друзья должны всегда желать друг другу добра.

И нас можно назвать друзьями . Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.

Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей .

8. Итог. Сегодня мы услышали много рассказов и все они о настоящих друзьях . Как замечательно, что есть такая страна «Дружба» . Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба» . Что вам понравилось?

Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей, небольшое кино. Давайте его посмотрим.

Просмотр презентации «Мои друзья »