Отмена одностороннего расторжения контракта по 44 фз. Претензия после расторжения контракта

    Расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ является санкционированным, если на это согласились обе стороны, имеется решение суда либо же есть причина мотивированного одностороннего отказа. Процедура заканчивается по заранее указанным в договоре обстоятельствам и сопровождается подписанием оферты. При этом в одностороннем порядке прекращение деловых отношений в масштабе государства данного типа не предусмотрено, в других ситуациях отношения аннулируют со штрафными санкциями.

    В каких случаях допускается

    Расторжение контракта по соглашению сторон на основании Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) – это наиболее оптимальный вариант решения несогласованных вопросов.

    Статьей 95 ч. 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта происходит в 3 случаях:

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Эта возможность отмечена в ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Но о самом процессе и порядке процедуры не сказано ничего. Поэтому обратимся к ГК РФ. В ч. 1 ст. 450 ГК говорится, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусмотрена по умолчанию, даже если в содержании документа не прописан этот пункт. Помимо того, в Законе № 44-ФЗ нет указания на то, что подобные сведения вносятся в контракт в обязательном порядке. Следовательно, все ссылки заказчика на то, что порвать контракт нельзя, из-за того что в нем нет упоминания о такой возможности, неправомерны.

Когда договор прекращают по соглашению сторон

Документ по взаимному согласию возможно расторгнуть только в определенных ситуациях, которые предусмотрены ст. 451 ГК РФ. Причем обстоятельства, которые способствуют этому, должны быть вескими. Назовем типы таких обстоятельств:

  • одна из сторон не нуждается в дальнейшем сотрудничестве, поскольку убеждена в невозможности выполнения определенной задачи;
  • последующее сотрудничество не имеет смысла (снос здания, затопление территорий, принятие запрещающего закона и т. д.);
  • партнер не может к сроку исполнить свои обязательства и предлагает расторгнуть договор, не дожидаясь негативных последствий.

Прекращение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий

Сначала нужно разобраться, стоит ли вносить в контракт возможность его расторжения по соглашению сторон. Как правило, это не обязательно. Подобное условие существует по умолчанию.

Порядок действий при прекращении регламентируется статьями ГК РФ:

  1. Составить соглашение о расторжении соответствующего документа и отправить его партнеру на подпись. Оно оформляется аналогично контракту.
  2. Получив подписанный документ, скрепить его своей подписью.
  3. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами или же с той даты, которая в нем указана.
  4. Последний этап – это внесение сведений о расторжении документа в реестр контрактов. Это требуется сделать в течение 3 дней. Вносят дату прекращения, основание, а также наименование, дату и номер соглашения. Детально описывать причину не нужно – лишь указать код «01».

Что делать, если одна из сторон не подписывает документ о расторжении? Вы вправе направить требование прекратить договор в судебный орган. Однако это осуществимо по истечении периода, который был отведен на подписание данной бумаги. Срок указывается в самом договоре, в противном случае он будет составлять 30 дней.

Оформление

Согласно законодательству, требования, которые предъявляются к оформлению соглашения о прекращении договора, минимальны, а форма стандартна для большинства аналогичных документов.

При оформлении нужно обратить внимание на наличие следующих пунктов:

  • шапка;
  • основная часть;
  • реквизиты.

В шапке обязательно приводят:

  • место и дату подписания;
  • данные сторон и их должности.

Если один из партнеров – частное лицо, нужно написать паспортные данные, юрлицо – наименование компании.

В основной части указывают:

Если в документе не указана дата вступления в силу, по умолчанию прекращение соответствующего договора наступает во время его подписания.

Условия

В случае прекращения договора путем подписания соглашения по обоюдному согласию сохраняются условия:

Последствия

На основании ст. 453 ГК РФ единственным последствием для сторон при расторжении документа считается отсутствие взаимных обязательств (за исключением оговоренных гарантийных). Заказчик не вправе внести данные о бывшем партнере в реестр поставщиков из черного списка.

В одностороннем порядке

Возможность расторжения в случае одностороннего исполнения предусмотрена ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при условии что нужные сведения были внесены в контракт в период его заключения. Иначе прекращать договор придется в суде.

Прекращение в одностороннем порядке Закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • если в процессе исполнения стало известно, что поставщик не соответствует предложенным в документе требованиям к участникам закупки;
  • когда поставщик дал недостоверные сведения о своем соответствии заявленным требованиям.

Односторонний отказ от исполнения договора: образец

Решение об одностороннем отказе исполнения включает следующие данные:

  • наименования поставщика и заказчика;
  • номер контракта;
  • положение законодательства, на основе которого было принято решение;
  • факт правонарушения;
  • результат экспертизы;
  • суть требования.

Последствия одностороннего прекращения договора

На основании ст. 453 ГК РФ в случае прекращения действия договора обязательства сторон разрываются. Поставщик не вправе требовать возврата того, что уже было исполнено им до расторжения документа. Причем если основанием для прекращения послужило значительное нарушение условий договора одной из участвующих сторон, иная сторона наделена правом требовать возмещения убытков, которые были получены по вине первой.

Данное правило распространяется как на подрядчиков, так и на заказчиков. Контракт может включать отдельный перечень последствий его прекращения, в дополнение к списку, который установлен законодательством. Если прекращение действия документа в одностороннем порядке осуществляется по инициативе подрядчика, последний будет обязан заплатить лишь сумму нанесенного ущерба.

Расторжение договора в суде

Контракт разрывают в судебном порядке в ситуации, если одностороннее исполнение не предусмотрено в самом документе, а также если стороны не могут прийти к согласию. Каковы последствия в этом случае? Если судебный орган принял решение о прекращении договора по вине поставщика, сведения о нем вносят в реестр недобросовестных исполнителей. Стоит приготовиться и к уплате судебных издержек и штрафов. Если виноват заказчик, то он оплатит все, включая предусмотренный контрактом штраф.

Таким образом, в случае прекращения действия договора по соглашению сторон во избежание последующих спорных моментов необходимо обращать внимание на ряд условий: соблюдение формы этого документа; отсутствие обязательств, которые продолжают свое действие, таких как ответственность за правонарушения и гарантийные сроки. Расторжение производится в письменном виде, а содержание документа должно отражать намерения сторон в полной мере.

Вы сэкономите силы и время, если обратитесь за помощью в оформлении данной бумаги к нашим специалистам. Как уберечься от негативных последствий, объясняют юристы портала, информация доступна для использования на веб-сайте Правовед.RU.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.


Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


Реализация права заказчика


Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.


Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


Реализация права поставщика


Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


Когда ответчик считается официально уведомленным


Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта


После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

При заключении контракта в соответствии с законом № 44-ФЗ, необходимо знать и порядок прекращения контрактных отношений. Расторжение контракта регулируется ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Порядок заключения, исполнения и расторжения контракта по Закону № 44-ФЗ

Данный процесс регулируется параграфом 5 Закона № 44-ФЗ. В статьях данного параграфа сказано, что:

  • исполнение условий контракта - это комплекс мер, которые необходимо реализовать для того, чтобы все условия соглашения были исполнены, в соответствии с действующим законодательством;
  • условия контракта не могут меняться, только по соглашению сторон при наличии обстоятельств, прописанных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  • расторжение контракта возможно по соглашению сторон или в судебном порядке.

Основание и причины для расторжения контракта

Расторжение контракта возможно:

  • в одностороннем порядке, то есть, по инициативе одной из сторон;
  • по соглашению сторон;
  • в судебном порядке.

Претензия после расторжения контракта

Расторгнув контракт, стороны снимают с себя обязательства по выполнению обязанностей. Претензия возможна лишь в досудебном порядке расторжения.

То есть, одна из сторон, являющаяся инициатором прекращения договорных отношений, направляет второй стороне претензию, в которой указывает причины и основания. Также в документе указывается возможность подачи в суд, если противоположная сторона не исправит недочёты и не выполнит свои обязательства в полном размере.

Претензия направляется в письменной форме на адрес контрагента. Если инициатором не получен письменный ответ (срок - в течение 30 дней с момента направления документа) или ответ не устраивает, тогда можно подавать в суд.

Также в «теле» претензии есть возможность указать об уплате штрафа или неустойки за неисполнение своих обязательств, о возмещении убытков и прочем взыскании денежных средств с виновной стороны.

В каких случаях допускается расторжение контракта по 44-ФЗ

Причины прописаны в ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также в статьях ГК РФ, а также в иных нормативных актах.

Обоюдное расторжение контракта

Стороны могут договориться между собой, и прекратить отношения по обоюдному согласию. Для этого необходимо:

  • обговорить условия;
  • изложить их на бумаге;
  • подписать соглашение.

Исполнение условий соглашения является обязательным для обеих сторон отношений. Если этого не происходит, можно оспорить в суде, приведя неопровержимые доказательства.

По инициативе заказчика

При заключении контракта обязательно нужно указать возможность одностороннего прекращения отношений. Эта возможность должна быть обоснована. Например, заказчик:

  • поставил некачественный товар;
  • намеренно указал в заявке неверные сведения о себе или информацию о товаре;
  • не приступал к выполнению прописанных в контракте работ, или выполняет их, но с нарушением сроков.

Любое нарушение должно быть подтверждено. Например, проведена экспертиза и выявлено, что качество товара не соответствует заявленным требованиям. Расторгнуть контракт просто так, без причин, нельзя !

Обратите внимание!

В течение 3 дней после того, как заказчиком было принято решение о расторжении контракта, он должен дать оповещение в ЕИС и уведомить контрагента в письменном виде.

По инициативе поставщика

Этот пункт также должен быть прописан в контракте. Порядок осуществления действий точно такой же, как если бы инициатором выступал заказчик. Поставщик также должен иметь веские основания для прекращения отношений.

Кто бы ни был инициатором, можно требовать только оплаты фактически понесённого ущерба. Компенсации морального вреда законом не предусмотрено.

За неисполнение обязательств

Если одна из сторон не исполняет свои обязательства, это является основанием для расторжения контракта. Недовольная сторона должна направить письменную претензию виновной стороне, и изложить все пункты контракта, которые не исполняются.

Расторжение контракта в ЕИС

Информацию о том, что контракт расторгнут, необходимо разместить в ЕИС. Сделать это нужно в течение одного рабочего дня с даты прекращения отношений .

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о расторжении контракта, второй стороне необходимо направить письменное уведомление. Сделать это можно одним из доступных способов:

  • почтовым отправлением;
  • посредством факсимильной связи;
  • электронным письмом;
  • иными способами.

По решению суда

В судебном порядке контракт расторгается в том случае, если стороны не смогли достичь договорённостей, или в «теле» не предусмотрена возможность расторжения в одностороннем порядке.

Когда суд примет решение о прекращении отношений по вине одной из сторон, то сведения о нём будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков / подрядчиков / заказчиков / исполнителей. Также нужно будет оплатить судебные издержки и фактически понесённые убытки.

В связи с ликвидацией организации

Если одна из сторон фактически прекращает свою деятельность, то контракты с ней «автоматически» расторгаются. Порядок взыскания убытков / неустоек / штрафов происходит в общем порядке по погашению задолженностей.

Если предстоит судебный порядок прекращения отношений, то инициатор должен подать исковое заявление. Оно составляется в соответствии с нормами, прописанными в ст. 130 - 131 ГПК РФ.

Нужно указать следующие сведения:

  • полное наименование арбитражного суда;
  • сведения об истце и ответчике;
  • претензии;
  • реквизиты контракта;
  • требования истца;
  • приложение;
  • дата составления иска;
  • подпись представителя истца и расшифровка.

Образец искового заявления о расторжении контракта

Пример заполнения отчёта о расторжении контракта по 44-ФЗ

Когда контракт фактически прекращает своё действие, нужно обязательно составить отчёт. Это входит в обязанности заказчика. Отчёт размещается в ЕИС.

Пример бланка отчёта выглядит так:

Пример бланка отчёта о расторжении контракта по 44-ФЗ

Как отказаться от контракта и какие последствия ждут поставщика?

Если отказаться от заключения контракта, можно попасть в список недобросовестных поставщиков. Это влечёт за собой снижение цен контракта и другие последствия.

Но если удастся доказать, что отказ произошёл не по свой прихоти, а из-за весомых доказательств, то занесение в реестр можно будет оспорить.

Последствия отказа заказчика заключить контракт

Одно из веских оснований, по которым заказчик может отказаться от заключения контракта, это предоставление поставщиком недостоверной информации. Но, «отказник» должен доказать, что у него были именно уважительные причины для отказа.

Отказ заключить контракт через электронный аукцион

Контракт заключается после того, как будет обозначен победитель электронной процедуры. Он должен подписать контракт в течение 5 дней после того, как выиграет аукцион.

Если у победителя есть какие-либо претензии, он составляет протокол разногласий, и также размещает его на электронной площадке. Если разногласия не улажены, а контракт уже подписан, то расторгнуть его можно через суд. Если же контракт ещё не подписан, то победитель может отказаться от его подписания. Тогда победителем будет считаться следующий участник, имеющий номер 2.

Отказ от заключения контракта с победителем

Любой отказ должен быть обоснован. Если это не так, то оказаться без последствий не получится.

Если так произойдёт, то контракт можно заключить с тем участником, который имеет номер 2.

Можно ли заключить контракт со вторым участником после расторжения

Можно, если налицо виновные действия победителя. Если же заказчик сам отказался от исполнения своих обязательств, то возможности заключить контракт повторно с участником номер 2 для него не предусмотрена.

Возврат обеспечения контракта при расторжении контракта

В ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчик имеет право требовать и получить обеспечение контракта. Кроме того, если в контракте предусмотрен порядок возврата обеспечения после исполнения контракта, заказчик обязан это сделать.

Также в «теле» должен быть прописан порядок удержания или возврата обеспечения на тот случай, если контракт будет расторгнут в одностороннем порядке. Если эти условия не прописаны, суд может посчитать удержание обеспечения незаконным.

Возврат банковской гарантии при расторжении контракта

Эти условия должны быть прописаны в контракте. Как правило, стороны указывают, что банковская гарантия удерживается в пользу заказчика в том случае, если исполнитель не исполняет свои обязанности.

Если договор расторгается в одностороннем порядке по причине неисполнения обязанностей, банковская гарантия остаётся у заказчика. Если же в контракте этих условий не прописано, то свою правоту придётся доказывать через суд.

Частичное расторжение контракта по 44-ФЗ

В п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность частичного расторжения контракта на сумму неисполненных обязательств. Но только если стороны договорятся между собой и подпишут соглашение.

В соглашении стороны указывают нюансы частичного расторжения, подписывают его и применяют его к своей ситуации. Также нужно дать информация ЕИС об расторжении части контракта.

Компенсация при расторжении контракта

При расторжении контракта в одностороннем порядке, инициатор вправе требовать возмещения ему фактически понесённых убытков. Компенсации морального вреда Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Расторжение бессрочного контракта

Это возможно либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. Обязательства по бессрочному договору не могут прекратиться в связи с тем, что срок действия его истёк.

Поэтому либо стороны договариваются между собой о том, что их отношения исчерпали себя, либо идут в суд.

Изменение и расторжение договора контрактации

Данный договор заключается на добровольной основе производителем сельскохозяйственной продукции. Изменение условий данного договора, а также его расторжение возможно, если одна из сторон изъявит письменное желание.

Порядок заключения, изменения и расторжения договора контрактации

Договор заключается непосредственно в хозяйстве. Для этого контрактант присылает своего представителя. В течение 5 дней с момента прибытия представителя, хозяйство должно заключить договор, либо представить протокол разногласий. Важное условие - хозяйство должно быть согласно на заключение договора, его устраивают все условия.

Для расторжения договора или изменения его условий, одна из сторон направляет второй стороне письменное уведомление. В течение 10 дней должен быть дать письменный ответ, содержащий в себе предложения по улучшению качества сотрудничества.

Если стороны не смогут договориться, то контракт будет расторгаться в арбитражном суде.

Заключение

Нужно придерживаться норм Закона № 44-ФЗ. В противном случае, все разногласия будут решаться в судебном порядке, с оплатой издержек и понесённого фактически ущерба.

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

  • «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки .
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа .
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».