Непосредственно образовательная деятельность по ЗКР "Тигрёнок Рома" для подготовительной группы. Совместная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в подготовительной группе: "Прогулка с Веселым Язычком" (дифференциация звуков, )

тический слух

2. Закреплять русские народные сказки и главных действующих героев

3. Развивать умение работать в коллективе

4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу

Оборудование: мяч, дидактические карточки, шарики разной формы, ведерки, разрезная азбука, картинка с изображением Емели, мультимедийная установка

Ход занятия

1. Организация группы на работу

2. Актуализация знаний

Игра с мячом Назови последний звук в слове

Проблемная ситуация

Посмотрите, у меня на карточке записано слово(ЧАЩА), кто скажет сколько в нём букв? Звуков? А есть в слове звуки, которые мы не изучали?(щ)

Правильно, о звуке (Щ) мы с вами еще не говорили.

3. Изучение нового материала

Давайте попробуем все вместе дать характеристику звуку (Щ). Попробуйте его пропеть. (Он не пропевается. Значит, этот звук СОГЛАСНЫЙ).

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

Молодцы! А еще звук (Щ) – всегда мягкий! Артем, как мы будем обозначать звук (Щ)? (Мы будем обозначать звук (Щ) кружком зеленого цвета.)

Молодцы! Характеристику звуку (Щ) дали правильную!

Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мою загадку

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

Правильно, это Емеля. А кто помнит, как называется сказка, в которой Емеля - главный герой? (сказка называется “По щучьему ). Правильно, вспомните, кто помогал Емеле в этой сказке и исполнял все его желания? (Щука). Молодцы! Вот сегодня мы с вами попадем в гости к Емеле и щуке! А кто из вас помнит, какие волшебные слова произносил Емеля, перед тем, как загадать желание? (По щучьему велению, по моему хотению!). Правильно! Будем надеяться, что эти слова и нам сегодня помогут! По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в сказке очутись! А вот и наши сказочные герои – Емеля и щука. Сегодня мы вместе с Емелей познакомимся с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает.

Послушайте пословицы про щуку, как вы их понимаете?

Молодцы! Славно сегодня работаете! Емеле надо у вас поучиться! А отдыхать вы умеете? Давайте немножко отдохнем и расскажем небольшое стихотворение о щуке! (Стихи)

А теперь давайте вместе с нашими героями немного поиграем и узнаем у кого из вас самые внимательные ушки. Как только услышите слово со звуком (Щ) – хлопните в ладоши! По щучьему велению, по моему хотению глазки закрывай и играть начинай!

Игра: “Внимательные ушки”

слова: клещи, щетка, шоколад, щекотка, щипать, шашки, суп, щипцы, шея, зубы, чаща, вопрос, щука, калач, дрессировщик.

Молодцы! Справились с заданием! А теперь для вас следующая игра “Один - много”.

Игра: “Один - много”

(У меня щука, а у меня много щук; У меня плащ, а у меня много плащей. и т. д.)

Ребята, вы справились со всеми заданиями пора нам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Познакомимся с буквой, которая обозначает звук (Щ). Посмотрите, вот она. На что она похожа? (Ответы детей).

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну, что же!

4. Закрепление изученного материала

Вы запомнили, как выглядит буква Щ? Тогда попробуйте найти ее среди других букв. (Дети находят букву среди других букв разрезной азбуки). Молодцы! А теперь будьте внимательны! Емеля приготовил для вас хитрое задание! Посмотрите, сколько он принес для вас шариков! Шарики одинаковые или разные? (Разные) А чем шары отличаются друг от друга? (Они отличаются по цвету, форме и размеру.) Правильно. Слушайте внимательно задание. Вы должны найти шары одинаковые по форме, размеру и одинаковые по цвету и прочитать слова, которые у вам получатся.

Игра: “Собери шары” (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Прочитайте слова, которые у вас получились (щуки, щипцы, чаща, пища, овощи, щиты).

Ой! Ребята, пока мы с вами играли, Емеля приготовил для нас вот такие необычные ведра! Посмотрите на них внимательно – узоры на них какие – то интересные. А вы знаете, что они обозначают? (Они показывают место звука в слове)

Правильно! Давайте поможем Емеле разложить предметы, которые у нас нарисованы на картинках в нужные ведра. Только объясняйте, почему вы выбрали именно это ведерко.

Игра: “Разложи картинки”(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

5. Рефлексия.(Итог)

Молодцы! Справились сегодня со всеми заданиями. Ну, а теперь нам пора прощаться с нашими героями. По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в детском саду очутись!

А какое задание Емели вам больше всего понравилось и почему?

Скажите, кому сегодня было сложно выполнять задания Емели? А кому нет?

Вам сегодня было интересно заниматься с Емелей? Пригласите ли вы еще его в гости?


Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи "Зимний калейдоскоп" в подготовительной к школе группе

Программное содержание: Создать условия для формирования звуковой культуры речи, обобщения знаний воспитанников о звуко-слоговом анализе слова.
Образовательные задачи:
– Закреплять умение дифференцировать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах).
– Закреплять понятия: «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдый/мягкий согласный звук».
– Упражнять в определении места звуков «Л – Ль» в начале, в середине и в конце слов.
– Упражнять в анализе и синтезе слов.
Развивающие задачи:
– Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Развивать фонематический слух; уточнить представления детей о текущем месяце времени года.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать.
– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища.
Оборудование: видео «Чёрно-белый мир», «Калейдоскоп с музыкой», «Артикуляционная гимнастика»; фонограмма «Метель»; песня «Разноцветный мир»; предметные картинки, «Снежок», перфокарты, фломастеры, снежинки, клей, кисточки, заготовки с контуром буквы Л, крупа (гречка, пшено, рис).

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобы и огорчения.
Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике. Но сначала вспомнить, каким цветом обозначают гласный звук - (красным) , твердый согласный – (синим) , мягкий согласный – (зеленым).
Н

I]а стульях по одной предметной картинке и «ловушка»).
(Обратить внимание на ребенка в группе без настроения. Спросить, не случилось ли у него что-то неприятное. Сказать ему, что его пасмурное настроение навеяло меня на грустную сказку).
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран:
Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой.
(Фильм «Черно – белый мир»).
Однажды, путешествуя по одному городу, она повстречала грустных, мрачных, невеселых детей. У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся черно-белая. Есть только черный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. А где и в чем можно увидеть яркие цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: (В руках калейдоскоп). Это моя самая любимая игрушка в детстве.

Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Это такая труба, в которую смотришь, а там совершенно неповторимые и удивительные узоры. Как она называется?
(Ответы детей).
Ты крутишь трубу в руках, а узоры начинают меняться, переливаться. Совершенно завораживающее зрелище. И меня всегда интересовало, кто же их складывает? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Оказывается это всего лишь цветные кусочки стекла, отражающиеся в зеркалах. Цветные кусочки стекла создают чудесные и неповторимые узоры. И радостно, и весело, и расставаться не хочется с этим миром красоты и волшебства.
(На мольберте черно-белый круг из 5 геометрических сегментов).
Воспитатель: У невеселых человечков узор калейдоскопа выглядит так. Вам нравится? Почему не нравится? А что бы вы сделали, чтобы он стал красивым?
(Ответы детей).
(Подвести к тому, чтобы украсить его яркими «стекляшками» из калейдоскопа).
Чтобы раскрасить чёрно-белый узор, необходимо выполнить задания.
Воспитатель: В чем отражаются стекляшки в калейдоскопе?
(Ответы детей).
Я предлагаю Вам взять зеркала – и отразить там свою улыбку.

1.
Артикуляционное упражнение.

(Видео)
Воспитатель: Первое игровое задание выполнено, мы можем открепить черно-белый кусочек от круга на мольберте.
Хотите ли Вы, чтобы появился еще один яркий кусочек узора калейдоскопа? В этом нам поможет «Звуковой замок». Поиграем со звуком Л.
2. Игра «Определите место звука в этих слове».

Воспитатель:
У вас на стульчиках – кармашки. Возьмите картинки.
Внимательно посмотрите на неё и определите место звука Л в слове. Сначала поместят свою картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета на картинке находится в начале слова.


Следующими размещают картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета находится в середине слова.
(Выходят-размещают картинку).
Последними те, у кого данный звук находится в конце слова.
(Выходят-размещают картинку).
Воспитатель: Что мы знаем про звук Л?
(Согласный, звонкий, твердый, (на экране схема). На письме обозначается буквой «Л».
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, в именах которых встречается звук Л.
(Ответы детей).
Воспитатель: Мы можем открепить ещё один кусочек от черно-белого круга.
(Звучит фонограмма метель).
Воспитатель: Что Вы услышали? В каком месяце частые метели?
(В феврале).
С помощью снежка назовите слова, которые соответствуют данному месяцу: (Снежный, вьюжный, поземка, снег, метель, ветер).
Как много вы назвали «зимних» слов. Предлагаю самые длинные слова разделить на слоги.
3. Игровое задание: « Деление на слоги».
Воспитатель: Мы справились с этим заданием и сможем убрать ещё один кусочек от черно-белого круга. Вот видите, как преображается черно-белый круг в яркий узор калейдоскопа.
Метель – вьюга принесла волшебные снежинки. Я вижу по вашим глазам, как хотите быстрее увидеть весь узор калейдоскопа, а для этого я предлагаю поработать с волшебными снежинками. Присаживайтесь за столы. При заполнении перфокарт мы будем пользоваться схемой условных обозначений звуков, она лежит перед вами.
(Гласные – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные –зеленым).
4. Работа с перфокартами.

Воспитатель: Предлагаю друг у друга проверить выполненные задания. Если сделано все правильно - в правом нижнем углу приклейте еще одну снежинку.
Воспитатель: Наступило время убрать ещё один кусочек от черно-белого круга.
Сделать наш мир разноцветным поможет веселая игра.
Физкультминутка «Разноцветная игра». (Аудиозапись)

Воспитатель: Обратите внимание на узор. На нем остался последний кусочек чёрно-белого узора. Чтобы увидеть яркий загадочный узор калейдоскопа, попрошу вас украсить букву Л.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики « Укрась букву Л» .
(Детям на выбор предложена крупа трёх видов (пшено, греча, рис), если времени не хватает, можно перенести на вечер)
Воспитатель: Предлагаю вам, на выбор, заготовки с буквами. Вы можете также выбрать любую крупу. Присаживайтесь за столы и приступайте к работе. Букву нужно обильно намазать клеем и посыпать крупой, немножко придавив её.
(Во время упражнения рассказ воспитателя о международном дне родного языка).
21 февраля ежегодно отмечается международный день родного языка. Этот праздник впервые в нашей стране отмечается на государственном уровне. На протяжении веков наш язык и наша культура были сильнейшими факторами для сохранения русских национальных и духовных ценностей во всем мире».
Воспитатель: У кого из вас в имени встречается звук Л? (если нет у детей, то может быть есть в имени мамы или папы). Кому вы подарите эту красивую букву.
Воспитатель: Мы можем убрать последний кусочек чёрно-белого узора. У нас получилось создать из цветных стекляшек чудесный и неповторимый узор.
(Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Воспитатель: Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.
Рефлексия:
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? Выполняя, какое задание вам было трудно и почему?
А мне очень понравилось, с каким настроением вы сегодня работали. Вы очень старались и были активными. Все задания выполняли старательно и внимательно. Вижу, что настроение …. тоже улучшилось. На память о нашей встрече примите, пожалуйста, эти калейдоскопы. Я уверена, что у вас всегда будет прекрасное настроение. Спасибо вам всем!

Открытый показ для студентов.

Программное содержание:

  • развитие речевого дыхания;
  • закрепить умение различать на слух и в произношении звуки [в] и [в’] ;
  • закрепить умение четко произносить звуки [в] и [в’] , в словах и фразе; продолжать дифференцировать изолированные звуки, по твердости-мягкости, закрепить умение находить место звуков в заданных словах; воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;

Методы и приемы:

игровой - сюрпризный момент, словесный, наглядный.

Оборудование:

Раздаточный материал:

картинки на звуки [в] и [в’] , картинки деревьев, смайлики, синие и зеленые квадраты.

Демонстрационный материал:

конверт с заданиями.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. И послушайте стихотворение.

«Хорошо в лесу в апреле»

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;

На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;

Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились? Какими словами можно определить, что стихотворение о весне? «Пахнет лиственною прелью…» , чем же это пахнет, вы знаете? Это запах прелой листвы. Так вот

«Хорошо в лесу в апреле:

Пахнет лиственною прелью…»

Дети:

1. Развитие речевого дыхания.

Воспитатель: Давайте скажем все вместе, но на одном дыхании. 3 раза

Сейчас только девочки… 2 раза

Василиса, Саша, Арина.

Воспитатель: Очень хорошо.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Мы ведь однажды уже помогли ему. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. Для этого, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети: Да, готовы!

Первое задание.

2. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Послушайте рассказ про весну, в котором поселилась песенка ветра, и Лесовичок просит вас найти все эти слова. Как звучит песенка большого ветра?

Дети: В-В-В

Воспитатель: А маленького?

Дети: В’ В’ В’

Воспитатель: Если услышите песенку маленького ветра – показываете зеленый квадрат, а большого – синий.

Читаю рассказ …

«Пришла весна»

Пришла весна. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца апрельского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнут почки на ветках. Они покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.

И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.

В весеннем лесу дышится легко и свободно. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Воспитатель: Вы меня порадовали.

Следующие задание.

3. Дифференциация изолированных звуков.

Воспитатель: Посмотрите, это большое дерево, какая песенка?

Показываю картинку большого дерева

Дети: В-В-В

Воспитатель: А это маленькое дерево.

Показываю картинку маленького дерева

Дети: В’ В’ В’

Воспитатель: Давайте споем все вместе. 3 раза

Поем песенку, то большого ветерка, то маленького.

Сейчас только девочки… 2 раза

Теперь только мальчики… 2 раза

Ваня. К, Полина, Ваня. Р… по 1 разу

Третье задание.

4. Дифференциация в словах.

Воспитатель: Посмотрите на доске 4 картинки в названии которых поселилась песенка ветра. В этом слове песенка какого ветра?

Дети: Большого

Воспитатель: Правильно. Напомните мне песенку.

Дети: В-В-В

Воспитатель: Какой фишкой обозначим, цветом?

Дети: Синей фишкой.

Воспитатель: А здесь?

Дети: Маленького

Воспитатель: Правильно. Напомните мне и эту песенку.

Дети: В’ В’ В’ зеленой фишкой

Воспитатель: Очень хорошо. Сейчас вы, на своих местах вспомните слова, в которых поселилась песенка ветра большого или маленького, и по одному подойдете, произнесете ваше слово, чтобы все услышали вашу песенку, которая поселилась в вашем слове, возьмете фишку нужного вам цвета и прикрепите к нужному дереву...

Воспитатель: Замечательно. Давайте отдохнем, к нам ветерок прилетел…

Физминутка

Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

И последнее задание.

5. Дифференциация во фразе.

Воспитатель: Давайте произнесем все вместе чистоговорку медленно, потом быстро.

«У Вали - ваза, у Вени – венок»

Воспитатель: Произносим все вместе медленно, потом быстро.

Воспитатель: Хорошо, произносите с разной интонацией.

У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси грустно Миша, Настя, Аня Ж.
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси радостно Диана, Даша
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси удивленно Ваня Р., Ира
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси сердито Кирилл, Дима

У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси задумчиво Саша, Арина, Ваня К
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси спокойно Василиса, Полина, Мариям

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, мы весну выручили. Ветер, наконец, ее отпустит и наступит долгожданная весна. А вот вам подарок от нашего Лесовичка. Что это? Да, это вертушка, будем ловить наш ветерок и большой и маленький. Спасибо…

Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе

по теме «Путешествие в волшебный мир звуков».

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Чвилёва Галина Михайловна

2017 – 2018 уч. г.

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з , развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Продолжать учить не смешивать звуки з и с в речи. Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз.

Развивающие:

Развивать фонематический слух.

Развивать познавательный интерес и речь.

Развивать внимание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к малым фольклорным формам.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать умение слушать.

Материалы:

Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.

Методы и приемы:

Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

В: Ребята, а что такое – волшебство?

Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.

В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

2. Загадки.

    Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д : Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

3. Д/и «Пропали звуки».

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

4. Д/и «Найди звук в слове».

В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.

В ле с у темно

В с е с пят давно

Одна с ова не с пит

На с уку с идит.

Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи счётных палочек).

В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.

В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.

З асияло з арево

З а окном з акат

Ярко- красным пламенем

О з арил з айчат.

Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении шесть слов со звуком –з-.

5. Чистоговорки .

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са выпала роса

За-за-за залетела стрекоза

Си-си-си смотри, не укуси

Зи-зи-зи капусту погрузи

Се-се-се помоги лисе

Зе-зе-зе запаси сена козе

Зы-зы-зы расцвели розы

Сы-сы-сы выросли усы

Су-су-су карамельку сосу

Зу-зу-зу купили мы козу

Уз-уз-уз маленький карапуз

6. Скороговорки.

В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

- У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В : - Заяц Егорка свалился в озерко .

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.

7. Физкультминутка .

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

8. Д/у «Найди место звука в слове».

В: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)

Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.

9. Игра «Секрет».

«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.

Методические указания . Следить за тем, чтобы все дети про­износили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, при­нимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.

10. Рефлексия.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

Вам понравилось наше волшебное приключение?

Какие звуки мы сегодня повторили?

Какие задания вам понравились?

Что вам показалось трудным?

о з еро

з аря во з дух но с с ено о с ина

Программные задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении.
  3. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.
  4. Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре —

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

  1. Мотивационно-побудительный этап

— Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.

Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

  1. Организационно-поисковый этап

2.1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Упражнение для формирования правильного речевого выдоха.

Вдох через нос, выдох через рот.

Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” — сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)

Воспитатель: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?

Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Воспитатель: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.

2.2 Работа со звуками :

Проговаривание чистоговорок

За – жа – за – открываю я глаза.

Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.

Зы – жи – зы – испугались мы грозы.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

Проговаривание слогов по графическому обозначению (карточки по количеству детей, разной степени сложности)

“З” — символ зелёного цвета.

“Ж”символ синего цвета.

2.3 Физкультминутка

Воспитатель называет слова-паронимы.

Дети на слова со звуком “З” делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, на слова со звуком “Ж” — прыжки, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.

Пожар – базар

лежать – лизать

разок – рожок

зевать – жевать

коза – кожа

звать – ждать

2.4 Игра «Назови слова со звуком З или Ж»

Правило: дети по очереди называют слова со звуком З или Ж. За правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры все участники подсчитывают полученные фишки.

2.5 Игра « Продолжи по образцу»

Правило: воспитатель называет слово, дети называют слово соответственно образцу. Образец: кружить – закружить.

Бежать – (забежать),

визжать – (завизжать),

жать – (зажать),

ржать – (заржать),

ржаветь – (заржаветь),

жмуриться – (зажмуриться),

журчать – (зажурчать),

жечь – (зажечь),

жужжать – (зажужжать).

2.6 Разучивание скороговорки по мнемотаблице

На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.