Можно ли научиться ораторскому искусству? Несколько советов по освоению ораторского мастерства.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Научиться убеждать - значит, научиться грамотно владеть своей речью.

Слова французских ученых Ж. Шандезона и А. Лансестра точно раскрывают такое качество нашей речи, как убеждение. Уметь убеждать сложно, но если это качество присуще человеку, успех будет несомненен.

Развитие ораторского искусства

Еще М. Ломоносов говорил, что склонить собеседника к своему мнению - это и есть красноречие. Именно красноречие, а не краснобайство. Со времен античности риторику считают искусством убеждения. Аристотель говорил о науке, как о способности уметь убеждать всеми возможными способами.

А его учитель, древнегреческий оратор Платон считал, что владея риторическим умением можно управлять «…умами». Так оно и есть: ведь только красноречивый человек способен убедить своего собеседника.

Как научиться ораторскому искусству?

Уметь убеждать, значит уметь воздействовать на сознание одного человека или группы людей. Если слова вызывают у собеседника уверенность в их правоте, и выдвигаемые идеи логически аргументируются - речь убедительна.

Любое суждение должно быть обоснованно. Уверенное обоснование какой-то темы или идеи приводит к прочному убеждению собеседника. Убеждение, происходящее в порыве эмоционального внушения, прочным не бывает. Нередки случаи, что подписанный сегодня, под напором обаятельного консультанта, договор, назавтра расторгнут.

Что мешает постичь истину, а что помогает ее понять?

Четыре препятствия достижения истины были определены еще в 13 веке английским философом Беконом. И, несмотря на прошедшие века, они актуальны и в современном обществе. Итак, постичь истину мешают:

  • непонимание вопроса;
  • нежелание признаться в этом;
  • предрассудки и предубеждения;
  • привычка подчиняться мнению большинства.

Русский писатель и критик А. Герцен писал: «Как мало можно взять логикой, когда человек не хочет убедиться…». Отсюда следует, что успех убеждения для понимания истины зависит от:

  • настроения аудитории или отдельного собеседника;
  • ранее сложившегося отношения к вопросу;
  • готовности вникнуть в проблему;
  • личного отношения к оратору.

Делая вывод, можно сказать, что успех убеждения зависит, прежде всего, от убежденности самого оратора, его профессионализма в данном вопросе и наличие авторитета у слушателей.

Обучение ораторскому искусству

Чтобы убедительная речь принесла свои плоды, надо точно знать взгляды, точку зрения по данному вопросу клиента, которого предстоит убедить. На этом основании оратор и будет строить обоснование своей идеи.

Формулировка тезиса

Мысль, в которой следует убедить слушателей, надо строить четко и ясно. Кроме того, это должно звучать так, чтоб собеседники могли почувствовать личную заинтересованность и значимость проблемы. К примеру, продавец должен заинтересовать покупателя в покупке таким образом, что тот почувствует желание его приобрести.

Если это не прослеживается, слова звучат не убедительно и не возникает желания вникать в поставленный вопрос. Суждение, которое понятно, легче обосновывается.

Аргументы убеждения

Условно аргументы убеждения можно разделить на логические и психологические. Логические аргументы воздействуют на разум, а психологические - на чувства. Но четкого разграничения не существует, так как аргумент может быть одновременно и логическим, и психологическим.

К примеру, убеждая в экономической выгоде делового проекта, употребляют оба вида доводов. Чтоб выбрать правильный аргумент убеждения, следует досконально изучить отношение собеседника к решаемой теме. Если человек совсем не расположен к звучащим предложениям, надо основной упор сделать на психологических аргументах и только потом переходить к логическим.

Самое важное в убедительной речи - это умение оратора склонить слушателя на свою сторону. Этому можно быстро научиться самому, используя психологические доводы и воздействуя на различные чувства. Еще Цицерон, живший в 1 веке нашей эры, писал, что люди судят чаще всего под воздействием любви, ненависти, радости, скорби, страха, раздражения, чем с точки зрения истины.

Конечно, современный деловой мир, как правило, не поддается эмоциям, но в нем живут такие же люди. И эмоциональное воздействие подбирать к ним можно научиться. Нужно только хорошо представлять актуальные потребности тех людей, на которых воздействуете.

Например, чтоб соответствовать определенному кругу успевающих бизнесменов, возникает желание приобрести марку машины, как у них. Информация о продаже такой машины способна вызвать сильные эмоциональные чувства.

Насущные потребности человека разнообразны. Американский психолог А. Маслоу сгруппировал их в виде пирамиды, наверху которой оказалась потребность в самореализации. На нижней ступени пирамиды нашли свое место потребности физиологические. Но только когда они человеком более или менее удовлетворяются, тогда приходит очередь потребностей более высоких уровней пирамиды.

Если удалось определить, что больше всего в данный момент волнует клиента или делового партнера, успех убеждающего воздействия обеспечен. Вот и весь секрет убеждения. Подбирая эмоциональные аргументы, очень важно понимать, какие чувства они вызовут у собеседника.

Один политический деятель, во время предвыборной кампании, выпустил 4 буклета: для женщин, мужчин, молодежи и сельских жителей. На всех были разные лозунги, соответствующие эмоциональному настроению ректората.

Действенные доводы можно подобрать только в случае хорошего знания интересов клиентов или партнеров. Чем больше о них знаешь, тем больше шансов повлиять на собеседника.

Но полностью все предусмотреть до личной встречи невозможно. Надо быть готовым к тому, что придется не только убеждать, но и переубеждать. Французский психолог Ж. Пиаже считал, что успех в таком случае будет зависеть от того, насколько хорошо оратор сможет встать на сторону собеседника, чтоб доказать истину с его точки зрения.

«Клиента убеждает не то, что мы говорим, а то, что он понимает», - говорил известный французский маркетолог М. Шапотен о выборе логических аргументов. Они должны быть понятны клиенту. Для этого надо обязательно ссылаться на авторитетный для собеседника источник.

Делая обобщение сказанному, можно четко определить, что аргументы должны быть:

  • понятны;
  • эмоционально значимыми;
  • приемлемы;
  • авторитетны;
  • наглядны.

К эмоционально значимой группе аргументов относятся: аргумент к личности, аргумент к публике и аргумент к авторитету. Аргумент к личности - это ссылка на качества и поступки человека, чье мнение обсуждается. Аргумент к публике - ссылка на мнение общества. Аргумент к авторитету - ссылка на авторитетного в обсуждаемой сфере человека.

Приемы убеждения. Подать информацию достоверно помогут сравнительные и сопоставительные факторы. Такое психологическое воздействие основано на контрасте: если привести противоположные факты, впечатление от обсуждаемых фактов будет больше.

При обсуждении вопроса роста продукции можно привести сравнительный анализ цифр выпуска за определенное время. Замечательным убедительным способом служат примеры из жизни великих людей разных эпох, прошедших путь от простого человека до известного. А вот ссылка на личный опыт даст результат только в случае, если человек является авторитетом для собеседников.

Как научится ораторскому искусству видео урок:

При общении с членами семьи или коллегами порой появляются конфликты, недопонимание, взаимные упреки, ссоры. Их количество можно свести к минимуму, если освоить искусство коммуникаций. Тогда отношения с окружающими станут более гармоничными.

Проведите самоанализ. Попробуйте взглянуть на себя со стороны как на собеседника, чтобы понять, в чем кроются ваши ошибки. Порой такой визуализации становится достаточно, чтобы выявить слабые места и начать над ними работу. Вообразите, приятно, полезно ли вам было бы общение с таким человеком, как вы. Подумайте, насколько вы бываете интересны, внимательны, агрессивны, милы или категоричны.

Чтобы овладеть искусством общения, необходимо разобраться со своими внутренними проблемами или выявить, признать их наличие, дабы не проецировать свое неудовлетворение, недовольство каким-то жизненными обстоятельствами на окружающих. Ведь отсюда и берутся грубость, мнительность, необъективность, эгоизм , которые мешают построению искренних, открытых, честных, эффективных отношений с другими людьми.

Помните, что смыслом общения является не только высказывание собственных мыслей, но и получение обратной связи. Поэтому важно научиться слушать других. В противном случае вы не получите никакой новой информации или не так поймете сказанное вашим собеседником. Развивайте свое умение слушать, будьте внимательны к другим людям, постарайтесь глубоко вникать в тему разговора. Кстати, окружающие ждут от вас такую же обратную связь.

Научитесь отбрасывать стереотипы, которые мешают правильно понимать другого человека. Навешивая на окружающих ярлыки, вы лишаете себя возможности погрузиться в другой мир. Так вы остаетесь при своем мнении, ничего не получая от общения. Воздержитесь от категоричных высказываний, необъективных советов. Постарайтесь не просто высказывать свое мнение, а осознать, какими принципами живет человек.

Избавьтесь от привычки высказываться слишком резко. Некоторых людей это может сильно задеть. Если вы привыкли напрямую говорить все, что думаете об окружающих, не щадя их чувств, не удивляйтесь тому, что какая-то их часть упорно избегает общения с вами. Во-первых, вы ставите свое мнение слишком высоко. Возможно, никто и не ждет от вас комментариев, когда вы нелестно высказываетесь о чем-то или ком-то. Во-вторых, негативные замечания могут обидеть и оттолкнуть других людей.

Уважайте чувства других людей. Бывает, что один человек делится своими переживаниями с другими, а в ответ получает якобы ободряющие комментарии, призывающие относиться ко всему проще, не заморачиваться и не расстраиваться из-за всякой ерунды. Если вы относитесь к таким советчикам, подумайте, этого ли от вас ждут. Порой окружающим нужно сочувствие и принятия их права ощущать те или иные эмоции.

Не становитесь манипулятором. Некоторые люди пользуются порядочностью и добротой других, вызывают у них чувство вины. Рано или поздно с такими личностями прекращается общение, и они остаются в одиночестве. Как бы люди вам не доверяли, их терпению может прийти конец. Они осознают, что вы их используете, и пресекут это. А вам придется очень долго восстанавливать собственную репутацию. Играйте по правилам. Нельзя только получать от других, ничего не давая взамен. Ведь общение – взаимовыгодный процесс.

Какого пола ваше мышление?

Наукой доказано, мужчины и женщины думают по-разному. Мужчины показывают лучшие результаты в тестах на пространственное мышление. Женщины говорят более длинными и сложными предложениями, чем мужчины. Мужчины используют правое полушарие в работе над абстрактными проблемами, в то время как у женщин задействованы сразу оба полушария. Ответьте на вопросы нашего теста и узнайте, насколько у вас мужской или женский склад мышления.опубликовано

Прекратите быть навязчивой. Навязчивость и соблазн взаимоисключаемы. Чем отчаяннее вы, тем менее привлекательны вы будете. Самое последнее, что вы хотите сделать – это заставить человека почувствовать себя под давлением. Если вы хотите соблазнить кого-то достаточно независимого, вы можете преуспеть, если узнаете, как приручить свободолюбивого мужчину.

  • Даже если вы чувствуете, как становитесь навязчивой, не сдавайтесь. Подумайте об этом так: ваши потребности будут удовлетворены, но, может быть, не сейчас. Позднее удовольствие.
  • Будьте беззаботны, когда вы соблазняете того самого. Будьте, в пределах разумного, немного безрассудной: сделайте что-то рискованное или неожиданное, чтобы он продолжал гадать. Вы можете отправиться на пляж посреди ночи. Поехать в незапланированное путешествие на пару дней. Попробуйте создать атмосферу тайны.

Расслабьтесь. Чем комфортнее вы будете себя чувствовать, тем комфортнее будет человеку, который находится рядом с вами, и тем более открыт от будет к вашей симпатии.

Не находитесь постоянно в зоне доступа. Людям нравится проводить время с людьми, которые занимаются чем-то увлекательным и интересным, потому что они радуются тому, что кто-то делится своим драгоценным временем с ними. Так чего же вы достигнете, если вы пытаетесь встретиться с ними или поговорить каждую минуту? Ничего. Лучше не докучать второму человеку вашим временем и позволить отношениям развиваться в разумном ритме.

  • В некоторых случаях, если человек приглашает вас на свидание, не соглашайтесь сразу же. Скажите, что вы проверите ваше расписание, а затем согласитесь. Даже если у вас нет никаких дел, сохраняйте спокойствие. Так, вы улучшите свой социальный образ с помощью просто трюка.
  • Стоит сказать, что вы должны заполнить ваше расписание реальными событиями и реальными людьми. Нет замены для реальности. Вы действительно будете счастливее и почувствуете себя более цельным, когда вы выйдете из дома, если вы сидите дома и бьете баклуши.
  • Эффективно используйте язык тела. Двигайтесь уверенно. Большинство людей привлекают не тихони, а те, кто уверен в себе. Не забывайте улыбаться и, если это возможно, установите физический контакт, если выдался подходящий и ненавязчивый момент.

  • Не будьте слишком откровенны. Оставьте место для фантазии. Вы не должны рассказывать о себе все другому человеку: загадка всегда привлекательна. Это заставляет людей понять, что они не знают вас полностью, и эта тайна излучает соблазнительную ауру.

    • Боритесь с желанием рассказать этому человеку всю историю вашей жизни и особенно ваших родителей. Дело не в том, что ваши родители неинтересные; они просто не очень соблазнительные!
    • Если вас заставляют рассказывать все о себе, рассказывайте в общем, но не определенные детали. Вы можете объяснить, откуда вы, как выросли, и какие планы по спасению мира у вас были, но это должно происходить в ходе разговора, а не как большой, длинный монолог.
  • Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.

    История возникновения

    Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.

    Цицерон — один из известнейших ораторов Древнего Рима

    Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.

    Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.

    Появление в России

    В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.

    Михаил Васильевич Ломоносов

    Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.

    Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.

    • используйте правильный темп. Важная особенность, требующая усвоения. Следить за скоростью разговора нужно обязательно, так как слишком быстрая речь не успевает усваиваться слушателем, медленная усыпляет, заставляет становиться невнимательным к фразам. Старайтесь выделять важные моменты интонацией, менять высоту голоса. Это привлекает внимание, не дает собеседнику скучать;
    • общайтесь с людьми. Для улучшения навыков общения недостаточно рассказывать о вещах дома. Требуется практика, заключающаяся в общении вживую. Для снятия накопившегося напряжения при длительном рассказе, нужно употреблять шутки, которые можно заранее приготовить;
    • используйте отступления. Поговорки, юмор, цитаты великих людей делают речь менее сухой, позволяют делать речь более доказательной;
    • поставьте голос. Произношение должно быть четким, правильным. Следует выговаривать согласные, чисто произносить любые звуки;
    • говорите о темах, которые интересует окружающих. Начать можно и с одного верного утверждения, после чего плавно подвести к другому, необходимому для достижения цели;
    • поддерживайте нейтралитет. Оратор должен стремиться достигать со всеми соглашения. Даже если собеседник или несколько человек неправы, следует сказать «Да, верно, но…», после чего можно доказывать свою точку зрения.

    Совершенствование речи

    Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:

    1. Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
      • разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
      • разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
      • использовать круговые движения рук в локтях;
    2. Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
      • языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
      • губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
      • надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
      • про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
      • руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
    3. Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
      • чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
      • проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.

    При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.

    По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.

    Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.

    Чтобы научиться хорошо говорить – нужно, прежде всего, говорить!

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я задам вам другой:

    А что нужно делать, чтобы научиться бегать?

    У меня есть только один ответ:

    Чтобы научиться бегать нужно бегать!

    • А чтобы научиться бегать быстрее – нужно бегать быстрее!

    А чтобы научиться хорошо говорить – Нужно говорить!

    Что же нужно иметь оратору, чтобы хорошо выступить перед людьми? Допустим:

    1. Текст. Желательно живой и интересный.
    2. Умение этот текст рассказать. Ярко и эмоционально.
    3. Уверенность в себе.

    У вас это есть? Вы этим обладаете?

    Если да – поздравляю! Но, извините, эта статья не для вас.
    Если нет? – Читайте дальше!

    Можно научиться хорошо выступать? Можно!

    В моей практике все те, кто учился ораторскому искусству, стали обладать этими качествами через несколько занятий. И даже – самые застенчивые. Те, которых приходилось “выводить на сцену за руку”, после обучения стали хорошими ораторами.

    И знаете главный секрет обучения?

    Как научиться хорошо говорить?

    Знаете! Потому что вы ответили на главный вопрос: «Как научиться быстро бегать?»

    Как научиться говорить перед людьми?

    Говорить перед людьми! И чем чаще – тем лучше

    Конечно же, поначалу может получаться плохо. Не стоит сразу браться за большие выступления. И нет смысла ставить себе целью “длинные забеги”.

    • Первый в мире марафонец, как известно, добегался…

    Но есть смысл стараться чуть больше, чем вы уже умеете.

    Маленькое предостережение. Не нужно себя напрягать через нежелание. Результат будет тот, к которому вы стремитесь – нежелание.

    Давайте разберёмся с тем, что у вас уже есть. С тем, что вы уже умеете. А вы, наверняка, умеете:

    • говорить (родители научили)
    • что-то говорить (иначе бы вы не говорили вовсе)
    • держаться перед людьми (кому-то вы это рассказывали)

    Ура! Поздравляю! Этого уже достаточно.

    Можете возразить, что все вышеперечисленное вы делаете плохо .
    Хорошо! Ключевое слово: «делаете ».

    Если вы что-то умеете “делать плохо”, значит, это вы умеете делать!

    С этого можно начинать. Хуже, чем вы уже говорите, у вас не получится.

    Это ваше естественное положение, честное по отношению к себе и окружающим.

    Говорите так, как вы уже умеете, но главное – говорите. Используйте любую возможность, любых людей – и говорите.

    Если вы нацепили себе умную маску и мудро молчите, создавая вид компетентного человека – то вы себя развиваете, как слушателя . А в плане ораторства топчетесь на месте, успешно обманывая себя, что так лучше.

    В вашем окружении, наверняка, есть люди, умеющие и любящие говорить. Как они такими стали?

    В любой компании людей наступает момент, когда неловкое молчание необходимо нарушить разговором. И этот кто-то, кто начинает говорить, в последствии становится хорошим рассказчиком. И каждый раз, год за годом этот человек, всё больше и больше практикуясь, развивается в умении говорить перед людьми.

    • Он и сейчас развивает свои уже развитые способности, а вы по привычке слушаете.

    А вам это доступно?
    Да! Используйте любую ситуацию и говорите. С родственниками, друзьями, любимыми и на работе. Чтобы научиться говорить – нужно говорить! И не важничайте. Говорите, как умеете, а не «как по-круче».

    Что делать, чтобы научиться хорошо выступать?


    Не все умеют хорошо выступать. Но ведь этому можно научиться!

    Задам риторический вопрос: «Что нужно делать, чтобы научиться плавать?»

    • Заметьте, страх воды есть у многих людей, так же, как и страх публичных выступлений.

    Есть люди, которые научились плавать.

    • И уже воды боятся меньше, или совсем не боятся. Есть люди, которые так и не научились плавать.

    Так как же учатся плавать?

    • Я привожу этот пример специально, потому что обучение риторики похоже на обучение плаванью.

    Учиться выступать – подобно обучению плаванию

    Чтобы научиться плавать – нужны соответствующие условия: вода, небольшая глубина, чтобы не бояться утонуть, и желание. Конечно же, есть любители забросить ученика сразу на глубину: захочет выжить – выплывет. Но такой экстрим может научить выступать плавать, а может еще больше испугать ученика.


    Чтобы научиться хорошо говорить – нужно говорить!
    • Это не наш метод!

    На небольшой глубине можно отрабатывать отдельно движения руками.

    • Кому небольшая глубина – по пояс, кому – по колено.

    Потом движения руками. При поддержке тренера. Важно – просто лечь на воду и почувствовать, что вода держит, пусть немного, но держит сама. И достаточно нескольких гребков руками или ногами, чтобы поддерживать себя в воде.

    • Когда же человек посчитает, что уже поплыл? – Тот момент, когда его уже никто не держит, и нет под ногами дна, он сам себя держит. Этот момент и есть первое ощущение: «Поплыл!». Далее первый навык закрепляют. Сначала заплыв на один метр. Потом десять. Потом…

    Чтобы улучшить навык – добавляют новые упражнения. Оттачивают технику.

    Так же и с публичными выступлениями.

    Сначала нужна «небольшая глубина» – несколько человек аудитории, в дружеской обстановке. Перед этими людьми – первые «заплывы»: короткие выступления. Отдельно отрабатывать зрительный контакт, отдельно паузы, отдельно жесты. Потом все соединяется в единую речь .

    • Лучшим “бассейном” является тренинг.

    Сначала речь перед одним человеком, потом перед двумя-тремя. Позже – перед группой в 10 человек. При такой тренировке страх выступлений минимальный. Волнение небольшое, хоть и присутствует.

    • Волнение уменьшается, а уверенность увеличивается.

    Обучаться лучше вместе!

    Спустя время, обычный ученик становится оратором. Его выступления становятся все более уверенными. Отдельные техники (взгляд, жесты, паузы, интонации) отрабатываются в парах, попеременно, где каждый выступает и тренером, и учеником.

    Спустя время, уже освоив все техники, уверенно держась “на воде мелкого бассейна” – можно выплывать на “большую глубину”. Но и там сначала “не заплывать за буйки”.

    Итак, обучение публичным выступлениям – подобно обучению плаванию.

    Только очень важно подобрать для этого хорошего тренера и доброжелательную тренинговую группу.

    Не все люди умеют обучать. И найти такого тренера очень полезно! Впрочем, самому обучиться тоже можно!

    Банальным, наверное, будет писать, что лучше всего обучаться на “живых” тренингах. Так и быстрее и качественнее. Но, если нет такой возможности – записывайтесь на онлайн-обучение . Можно ко мне. Не скажу, что по Скайпу можно обучиться всему ораторскому искусству . Но вот отработать отдельные навыки или проконсультироваться по некоторым вопросам – всегда возможно.