Личное подсобное хозяйство. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

Личное подсобное хозяйство – это термин, определяющий законную форму деятельности и частную собственность одновременно. Вступая во взаимоотношения с государственными органами в любой сфере производства необходимо четко знать свои права и обязанности. Стоит изучить все нюансы законодательной базы, плюсы и минусы обладания участком для ведения ЛПХ.

Что такое ЛПХ

Деятельность граждан совместно с членами их семей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на отведенном участке земли получила название личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Это понятие закреплено Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07. 2003. Земли ЛПХ можно купить или взять в аренду, оформив соответствующие документы. Максимальный размер такого земельного надела по закону должен быть не более 0,5 гектара.

Участок ЛПХ – это земельный надел в пределах населенного пункта или за его границами, допустимый размер которого определяет орган местного самоуправления в зависимости от:

  • площади неиспользуемых земель, пригодных для ведения подсобного хозяйства, в пределах данного района;
  • уровня их востребованности.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, находящиеся в государственной и муниципальной собственности выделяются гражданам в соответствии со статьями 9-11 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ. По вопросам их приобретения и оформления соответствующих документов необходимо обращаться в администрацию регионального отдела органа местного самоуправления.

Назначение ЛПХ

Государство выделяет земли ЛПХ гражданам для ведения непроизводственной деятельности, что означает:

  • Не используется наемный труд. Все работы выполняются только членами семьи.
  • Не ставится главной задачей получение дохода. Цель – получить сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки для личной потребности.

Земли сельскохозяйственного назначения – это территории с плодородными почвами, не предназначенные под застройку. Если земельный надел выделяют семье из этой категории, то строительство жилого дома и других капитальных построек на нем запрещаются. Такой земельный надел предназначен, исключительно, для сельскохозяйственного производства. На полевых делянках разрешается возводить временные сооружения без фундамента.

Члены личного подсобного хозяйства могут выбрать для себя любой вид сельскохозяйственной деятельности:

  • животноводство:
  1. скотоводство;
  2. птицеводство;
  3. пчеловодство;
  4. кролиководство и пр.
  • растениеводство:
  1. садоводство;
  2. выращивание декоративных цветов;
  3. бахчеводство;
  4. виноградарство и др.

Гражданин может являться собственником нескольких делянок под ЛПХ. Их суммарная площадь не должна превышать установленную законодательством. Местные органы власти имеют право увеличить площадь наделов под личные подсобные хозяйства до 2,5 га. Переработка сельхозпродукции – еще одна сфера деятельности владельцев ЛПХ.

Излишки продукции, полученные в результате ведения подсобного хозяйства можно продавать. Для этого не требуется иметь патент и кассовый аппарат. Вырученные деньги налогообложению не подлежат. Законом не предусмотрена регистрация деятельности личного подсобного хозяйства как физического или юридического лица, потому что не считается предпринимательством.

Преимущества и недостатки

Перед тем как приобрести ЛПХ, стоит проанализировать все плюсы и минусы, соотнести их с желаниями и возможностями семьи. Ведение личного приусадебного хозяйства имеет:

Преимущества

Недостатки

  • доступность и простота организации;
  • не требует регистрации;
  • право на деятельность существует пока земельный участок является собственностью человека;
  • можно реализовать свои проекты в сфере сельского хозяйства;
  • земельный участок можно арендовать;
  • работа осуществляется на свежем воздухе;
  • органы местного самоуправления должны обеспечить необходимой коммуникацией и объектами инфраструктуры (электричество, водоснабжение, газификация, подъездные пути и пр.);
  • можно получить прописку по адресу дома, построенного на участке;
  • семья обеспечивает себя экологически чистыми продуктами;
  • можно продавать излишки производства;
  • не требуется налоговой отчетности;
  • предоставляются льготы (льготный транспортный налог на технику, освобождение от НДФЛ).
  • ответственность и выполняемая работа ложится полностью на владельца и его семью;
  • хозяйство требует много времени, внимания, труда;
  • ограниченная площадь выделенного надела;
  • высокая ставка земельного налога в пределах населенного пункта;
  • поддержка со стороны власти осуществляется неохотно и не в полном объеме;
  • запрещены виды деятельности, которые подлежат сертификации;
  • запрещено капитальное строительство на наделах ЛПХ, отведенных вне населенных пунктов;
  • следует предоставлять ежегодную информацию в орган местного самоуправления для ведения «похозяйственной книги».

Нужно понимать, что ведя личное подсобное хозяйство, собственнику или арендатору придется соблюдать санитарные, противопожарные нормы, градостроительные регламенты и другие требования муниципалитета по содержанию и эксплуатации земельного участка. Если на участке, расположенном­ за пределами населенного пункта, будет построено здание с фундаментом, по решению специальной комиссии оно будет снесено. На хозяина, совершившего правонарушение, будет наложен штраф за нецелевое использование земли.

Закон о ЛПХ

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует правовые отношения между лицами, ведущими хозяйство, и государственными органами. Статьи 2 и 4 данного закона определяют понятие ЛПХ и условия его ведения. По смыслу они переплетаются со статьей 217 (п. 13) Налогового кодекса РФ, где указано, что для освобождения от налогообложения доходов собственнику ЛПХ необходимо предоставить справку органа местного самоуправления.

В данной справке должен быть подтвержден факт ведения подсобного хозяйства и его размер. Этот документ является подтверждением того, что вся произведенная сельскохозяйственная продукция является частной собственностью. Чтобы успешно работать во благо семьи, желательно изучить постановления регионального отдела органа местного самоуправления, касающиеся ведения ЛПХ на данной территории.

В других статьях закона указано:

Номер статьи

Что регламентирует, какими нормативно-правовыми актами подтверждается

Гражданин может считаться собственником, а его деятельность – законной, после регистрации выделенного участка соответствующим органом. Процесс регистрации закреплен законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997.

Размеры земельных наделов, которые выделяются под ЛПХ определяют местные органы власти, руководствуясь максимальной площадью, указанной в законе. Требования к полевым участками прописаны в нормативном акте «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 27.07.2002.

Гарантирует невмешательство со стороны власти при условии соблюдения требований законодательства. Собственник подсобного хозяйства должен помнить об уголовной ответственности за выращивание растений, содержащих наркотические вещества.

Перечислен перечень имущества, необходимый для ведения хозяйства. Использование инвентаря, транспортных средств, строений и сооружений на земле, находящейся в собственности, не противоречат закону.

Определены меры поддержки хозяйств государственными органами власти. На основании этой статьи и Постановления Правительства РФ от 27.06.1996. № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» собственники ЛПХ могут обращаться в органы местного самоуправления и другие органы власти по вопросам:

  • инфраструктуры;
  • сбыта произведенной продукции (открытие магазинов, рынков и пр.);
  • предоставление новых видов сортов растений и пород животных, земельных наделов под сенокос и выпас скота;
  • бесплатного ветеринарного осмотра;
  • организации ветеринарного обслуживания;
  • предоставление кредитов и субсидий на развитие ЛПХ.

Гласит о способе учета ЛПХ. Данные подаются на добровольных началах и оформляются в виде похозяйственной книги. Форму и порядок ведения ее утверждает орган местного самоуправления. В статье прописаны основные сведения о хозяйстве, подлежащие учету:

  • ФИО, дата рождения хозяина и членов семьи;
  • животноводство: видовой и количественный состав (в том числе пчел пасеки);
  • растениеводство: какова площадь земли, занятой под сельскохозяйственными культурами, виды культур;
  • сельхозтехника, оборудование, транспортные средства, находящиеся в собственности семьи.

Указывает на обязательное пенсионное страхование граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Период ведения личного подсобного хозяйства равен сроку действия документов, подтверждающих право на владение земельным наделом.

Чем отличается ИЖС от ЛПХ

Расшифровка аббревиатуры ИЖС – земля, приобретенная для индивидуального жилищного строительства. Перед тем как решиться на покупку земельной делянки, нужно разобраться, какой вариант приобретения больше подходит:

Пункты различий

Основная цель

производство и переработка сельхозпродукции для собственных нужд

строительство жилья и хозяйственных помещений для личного использования

Ограничения при строительстве

запрещено капитальное строительство (строения с фундаментом) на полевых наделах

жилая постройка должна иметь не более 3 этажей

Способ приобретения земли

можно купить или арендовать

Где выделяется участок земли

приусадебный (в сельской местности) или полевой (за пределами населенного пункта)

в черте города

Цена надела

ниже, чем ИЖС

Кадастровая стоимость

Коммунальные платежи

Экологические условия

лучше, чем ИЖС т.к. земли выделяются в сельской местности

Площадь надела

больше, чем ИЖС

Проект на строительство и его согласование

не требуется

требуется

Срок на строительство

нет ограничений

необходимо построить дом в течение 10 лет от даты регистрации права собственности

Как оформить

Документ о праве собственности на земельный участок необходим хозяину при его продаже или обмене на квартиру. Для получения и регистрации земельного надела как личного подсобного хозяйства необходимо действовать так:

  • Для осознанного выбора изучить информацию, касающуюся ЛПХ:
  1. Законы, нормативно-правовые акты (государственные и региональные), регламентирующие взаимоотношения органов власти и владельца земли.
  2. Критерии выбора земельного участка.
  3. Экономические аспекты ведения личного хозяйства (налогообложение, виды субсидирования и пр.).
  • Получить консультацию компетентного специалиста в местной администрации о:
  1. Возможной площади земельной делянки.
  2. Ее местонахождении.
  3. Наличии инженерных сетей.
  4. Программе поддержки со стороны местного органа самоуправления.
  5. Процедуре, сроках оформления и т.п.
  • Оформить заявление, подать его в администрацию местного органа самоуправления. Кроме личных данных, в нем обязательно нужно указать:
  1. Основание для приобретения.
  2. Способ получения надела (в собственность или в аренду). Право на приватизацию выделенного земельной делянки наступит через 3 года аренды.
  3. Желаемая площадь земельного участка.
  • Предоставить выписку из похозяйственной книги. Ее выдает орган местного самоуправления собственнику или его представителю по копиям доверенности и паспорта доверенного лица.
  • В специальной проектной организации необходимо получить паспорт (схему) выделенного земельного надела.
  • Технический паспорт участка с необходимым пакетом документов сдается в местную администрацию для утверждения границ земельного надела. Глава муниципального образования своим постановлением должен закрепить право перехода собственности к заявителю.
  • Собранный пакет необходимых документов передается в кадастровую палату для закрепления за земельным наделом соответствующего номера и составления плана.
  • Выданные кадастровой палатой документы сдаются в орган местного самоуправления для окончательного подтверждения права собственности на землю.
  • Убедившись, что в документах, подтверждающих право собственности, есть отметка, что участок приобретен для ведения ЛПХ, необходимо зарегистрировать его в областной регистрационной палате.

  • Заявление собственника.
  • Правоустанавливающий документ на участок земли.
  • Градостроительный план участка. Администрация исполкома выдает его бесплатно по заявлению правообладателя земли в течение 30 дней со дня подачи заявления.
  • Схема планировочной организации участка, на которой обозначен объект строительства. Её выполняет застройщик.

По окончании застройки, нужно узаконить жилой дом и подсобные помещения. Чтобы получить свидетельство о праве собственности, необходимо собрать пакет документов и подать его в Росреестр:

  • заявление собственника земельного участка по стандартной форме, предоставить паспорт;
  • правоустанавливающий документ на землю или договор аренды;
  • разрешение на застройку (не требуется до 1 марта 2019 года);
  • проект жилищного строения;
  • акт ввода в эксплуатацию;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Прописаться в построенном жилье могут только члены семьи собственника при условии, что здание соответствует стандартам индивидуального жилого дома:

  • содержит не более 3 этажей;
  • площадь не более 1,5 тысячи квадратных метров.

Существует возможность увеличения площади ЛПХ. Этот процесс называется перераспределением земельных участков. Он возможен, если площадь образуемой делянки земли не превышает максимально допустимые размеры ЛПХ в данном регионе. При этом новый участок не должен:

  • включать в себя части земли, относящиеся к другой категории;
  • выходить за границы населенного пункта;
  • заходить на территорию общего пользования;
  • затрагивать границы застройки.

Иногда стоит поменять целевое назначение выделенной земли, который находится в собственности. Такая необходимость может возникнуть, если обладатель земельного участка решает построить на нем капитальный дом. Например, собственник земли под садоводство, перед началом строительства здания, должен изменить статус своего участка на «разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства». Аналогично (при благоприятных условиях), можно изменить статус участка ЛПХ на земли промышленного назначения.

Градостроительный кодекс РФ регламентирует требования к процедуре утверждения правил землепользования и застройки на территориях местных органов самоуправления. На основании этих правил предполагается следующий порядок действий для изменения статуса земельного надела:

  • Собственник земли подает заявление об изменении правил землепользования и застройки в местную администрацию.
  • Соответствующая комиссия выносит своё заключение относительно данного вопроса.
  • Его согласовывает глава муниципального образования.
  • Проводят публичные слушания по этому вопросу в присутствии собственников соседних земельных участков и недвижимости.
  • Соответствующий орган местного самоуправления утверждает заявленное изменение.
  • Измененный статус земельного участка регистрируют в Госкадастре и ЕГРП.

Видео

В результате рыночных преобразований в Дагестане личные подсобные хозяйства стали доминирующим сектором аграрной экономики. В республике личным подсобным хозяйством занимаются около 400 тыс. семей, за которыми закреплено более 100 тыс. га земель (в среднем по 0,25 га на одно хозяйство, при 0,44 га по стране). Личные подсобные хозяйства производят около 80% валовой продукции сельского хозяйства, 86,8% овощей, 92,5% картофеля, 88,1% плодов, 82,4% мяса, 83% молока от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, что говорит о ключевой роли сектора в жизнеобеспечении региона. Именно этим и было обусловлено принятие в 2003 году федерального, затем и республиканского законов «О личном подсобном хозяйстве», заложивших прочную правовую основу для их устойчивого развития.

В соответствии с законодательством личные хозяйства не подлежат государственной регистрации, их учет согласно упомянутому закону осуществляется в похозяйственных книгах. Однако порядок их ведения до сих пор не был законодательно установлен.

Похозяйственная книга - документ первичного административного учета сельского населения, наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества.
Как известно, похозяйственные книги были введены с 1935 года на основании постановления СНК СССР от 26 января 1934 г. № 185 "О первичном учете в сельских советах", которое устанавливало обязательную для всех сельских советов систему первичного учета. Первоначально они вводились в сельсоветах на 3 года, а с 1986 года – на 5 лет. По истечении срока действия книг в сельсоветах заводились новые книги, но, к сожалению, система организации первичной информации была несколько ослаблена в средине 90-х годов. Последним нормативным актом по этому вопросу было распоряжение Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 294-р. Перезакладка похозяйственных книг и других форм первичного учета в сельских администрациях была произведена в 2001 году. Срок их действия истек 1 января 2007 года.

В условиях формирования рыночных отношений решающим фактором стабильного развития ЛПХ является внедрение в повсеместную практику рыночных механизмов, но основной проблемой для выработки обоснованных и эффективных мер в этом направлении стало отсутствие достоверных сведений, поскольку не было системной работы по обновлению информации в этих книгах.
Поэтому крайне актуальным и своевременным является принятие 30 декабря 2008 г. №302-ФЗ Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Данный закон устанавливает, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Можно сказать, что он предусматривает закрепление реально исполняемых органами местного самоуправления поселений полномочий по ведению похозяйственных книг, а также определяет перечень вносимых в такие книги сведений о личных подсобных хозяйствах.

Кроме того, закон создает правовые основы для получения органами местного самоуправления необходимой информации для решения вопросов в рамках их полномочий по планированию бюджета и социально-экономическому развитию и позволит наладить учет личных подсобных хозяйств и его единообразие, позволит органам местного самоуправления на основании похозяйственных книг выдавать справки гражданам, связанные с заключением сделок гражданско-правового характера, получением государственной поддержки и предоставлением льгот.
Поэтому нужно особо подчеркнуть, что в первую очередь в интересах самих же граждан добровольно предоставлять соответствующие сведения о составе семьи, наличии земель, скота, техники и т.д., поскольку сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах, жизненно важны для них. Вот несколько примеров.

Во-первых, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства служит основанием для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.

Во-вторых, для освобождения от налогообложения доходов от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства согласно подпункту 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ требуется выписка из похозяйственной книги.

В-третьих, выписки из похозяйственных книг нужны для получения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Одновременно с учетом проводимой в республике широкомасштабной работы по переводу ведения похозяйственных книг на электронную основу унификация вносимых в похозяйственные книги сведений предоставит возможность интеграции информационных систем органов местного самоуправления на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства.

Поэтому с учетом слабого развития муниципальной статистики реализация установленных законом норм позволит сформировать развернутую, постоянно обновляемую информационную базу состояния и динамики развития экономики сельских поселений, а значит, значительно увеличатся возможности для развития личных подсобных хозяйств в рамках принимаемых мер по государственной поддержке агропромышленного комплекса.

Как гласит закон, форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств будут устанавливаться уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, которые, надеемся, в ближайшее время будут утверждены. До сих пор эти функции выполняли статистические органы. Теперь дело за органами местного самоуправления, которым предстоит организовать необходимую работу по исполнению требований закона.

Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий ведение личных подсобных хозяйств – Федеральный Закон № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (далее – ФЗ № 112).

Ведение подсобного хозяйства – распространенная форма деятельности среди граждан Российской Федерации. При этом основная цель – производство сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей личные потребности владельца (или пользователя) и членов его семьи в продуктах питания.

Ведение подсобного хозяйства допускается только на определенных земельных участках, подпадающих под описанные законом требования. Также законодательные нормы регламентируют основные аспекты данного вида хозяйственной деятельности.

Несоблюдение действующих норм и регламентов чревато санкционными мерами со стороны представителей власти: от единичного штрафа до изъятия земельного надела.

Личные подсобные хозяйства

Согласно законодательству, предназначенными для ведения личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) земельными участками являются участки, находящиеся в граждан или полученные ими на праве пользования под ведение подсобного хозяйства.

Обязательным требованием является документально подтвержденный вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения ЛПХ».

В случае отсутствия подтверждающих документов, деятельность гражданина может быть признана незаконной.

Критерии отличия ЛПХ от иных видов хозяйственной деятельности также установлены законодательством:

  • Отсутствие наемных рабочих. Вся хозяйственная деятельность осуществляется силами гражданина и его семьи.
  • Вся продукция производится исключительно для личного пользования, вся деятельность прежде всего направлено на удовлетворение потребностей владельца (пользователя) хозяйства и его семьи в продуктах питания.
  • Осуществляемая деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Несмотря на вышеозначенный пункт, законодательство не запрещает продажу любого объема излишков произведенной продукции.

Эксплуатация участков

В Российской Федерации осуществляется по принципу целевого назначения, в соответствии с допустимыми видами возможного использования. В зависимости от назначения каждой категории, земельные участки классифицируются по . Согласно ФЗ № 112, обустройство ЛПХ разрешается на землях населенных пунктов, а также землях сельскохозяйственного назначения. Ведение ЛПХ на земельных участках, расположенных в пределах прочих земель, считается незаконным.

Приусадебные участки

– это территории, расположенные в границах поселений, прежде всего предназначенные для застройки.

Согласно ФЗ № 112, земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и используемые называются приусадебными.

На приусадебных участках разрешается осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также, при условии соблюдения действующих норм и правил, возводить объекты капитального строительства (в том числе жилые дома).

Полевые участки

– это территории с плодородной почвой, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности.

Согласно ФЗ № 112, участки для ведения ЛПХ, расположенные на землях сельхоз назначения, называются полевыми.

Полевые участки предназначены исключительно для хозяйственной деятельности, возведение капитальных (в том числе жилых) строений на них запрещено. Однако допускается строительство некапитальных сооружений вспомогательного назначения – амбаров, навесов, погребов и т.д.

Получение прибыли в ходе целевой эксплуатации участков ЛПХ

В соответствии с ФЗ № 112, реализация продукции, произведенной в ходе эксплуатации участка ЛПХ, не является коммерческой деятельностью.

В соответствии с п.12 ст.217 Налогового Кодекса РФ, доходы от продажи продукции, полученной с ЛПХ, не подлежат налогообложению при условии соблюдения следующих условий:

  • Ни на одном этапе производства не привлекались наемные работники;
  • Площадь используемой земли не превышает установленные законодательством значения.

Таким образом, продажа продукции допустима и не считается коммерческой деятельностью.

Кроме того, законодательством не регламентирован максимально допустимый объем реализуемой продукции.

При продаже нет необходимости в ведении бухгалтерской отчетности, использовании кассового аппарата и уплате налога с полученной прибыли.

Продажа излишков допускается только при наличии официальной регистрации в качестве пользователя и действующей справки, подтверждающей соответствие реализуемой продукции санитарным и иным нормам, установленным законодательством.

Выдача подобных справок, а также регистрация факта ведения ЛПХ осуществляется через администрацию муниципального образования, в пределах которого расположен участок ЛПХ.

Строительство на участках ЛПХ

Согласно ФЗ № 112, на приусадебных участках ЛПХ разрешается возведение жилых домов, а также бытовых, производственных и иных зданий или сооружений при условии соблюдения действующих законодательных норм в части возведения и эксплуатации частных жилых домов.

В то же время эксплуатация полевых участков ЛПХ исключает возможность постройки зданий и сооружений с фундаментом. Однако на полевых участках ЛПХ допускается возведение сооружений временного назначения без закладки фундамента.

Нарушение данного аспекта рассматривается как нецелевое использование земли и чревато различными штрафными санкциями.

Прописка в жилом здании, расположенном на участке ЛПХ

В соответствие с законодательством РФ, дома, возведенные на приусадебных участках ЛПХ, считаются пригодными для проживания. Таким образом, собственник дома и члены его семьи могут оформить регистрацию по месту постоянного проживания при условии соответствия жилого здания действующим правилам и нормативам в части индивидуального жилищного строительства. Проверка соответствия указанным нормативам осуществляется специальной комиссией на момент введения здания в эксплуатацию.

Регистрация по месту постоянного проживания производится на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации права собственности на дом и участок).

Итоги

Ведение ЛПХ подразумевает целевое использование земли для животноводства, пчеловодства, а также иных разрешенных видов сельскохозяйственной деятельности. Существующие законодательные нормы позволяют продавать продукцию, произведенную на участке ЛПХ, без обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

При условии соблюдения действующих норм, подобная деятельность не подлежит налогообложению.

На участках ЛПХ, расположенных в пределах поселений, могут быть возведены строения жилого или вспомогательного назначения. Кроме того, владелец недвижимости (участка и здания), а также члены его семьи могут зарегистрироваться по месту жительства в доме, возведенном на участке ЛПХ при условии соответствия здания действующим нормам жилищного строительства.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Последнее время актуальной темой становится сельское хозяйство, во всяком случаи его мелкие формы в виде небольших фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств. Структура такого бизнеса оптимально подходит под вызовы экономических реалий. По факту, мелкий сельхоз бизнес является чрезвычайно гибким и конкурентно способным механизмом защиты населения от:

  • С одной стороны от дефицита продуктов питания.

В реалиях нарастить производство того или иного продукта можно в течении полу года, к примеру начать или в два раза (с 100 до 200 голов). Конечно, такие объемы кажутся маленькими в масштабах страны, но если речь идет о миллионах ЛПХ, соответственно и наращивание объемов становится очень заметным.

  • С другой обеспечить стабильный, доходный бизнес для миллионов трудоспособных граждан.

По уровню рентабельность большинство направлений сельского хозяйства могут соперничать с торговлей. К примеру, чистая в районе 60%, индюков в районе 100%, свинина способна дать не менее 55% с учетом реализации свежего мяса.

Но кроме таких патриотичных и сугубо меркантильных факторов существует и еще один, простота ведения бизнеса. Дело в том, что государство для мелкого сельскохозяйственного бизнеса придумало и внедрило отдельную форму хозяйствования под название личное подсобное хозяйство (или ЛПХ).