Конституция российской федерации 20 лет. "20 лет Конституции Российской Федерации"

Контекст

Есть старая мудрость: о поправках в новый закон прилежный законодатель должен думать уже через минуту после его окончательного принятия. Все верно - предела совершенству нет.

Эта история в полной мере относится и к российскому Основному закону. Многие юристы и политики все 20 лет с момента его утверждения 12 декабря 1993 года простым большинством голосов граждан России (напомним, что за принятие Конституции проголосовало 58,43% избирателей, против - 41,57%) говорили о совершенстве и филигранности текста. И точно также - многие их коллеги сетовали на упущения и недоработки.

Новое звучание вялотекущим дискуссиям конституционалистов придало выступление президента на встрече со студентами ведущих юридических вузов страны в День юриста 3 декабря. Отвечая на вопрос, при каких обстоятельствах, можно вносить изменения в конституцию страны, : незыблемыми остаются права и свободы граждан, но вопросы функционирования власти и судебных органов могут корректироваться в связи с требованием времени.

Глава государства никакой Америки не открыл. А уже сделанные в последние годы (и проводимые через парламент ныне) правки текста Основного закона формально гражданских прав и свобод не коснулись. При этом все же остается пожалеть, что сформулированные выше правила игры были озвучены только сейчас. Случись это даже несколькими годами раньше, может, изрядного числа попыток то там, то тут Конституцию поправить попросту бы не случилось.

В канун юбилея Основного закона РАПСИ отобрало десять инициатив политиков и законодателей, в разные годы желавших сделать главный документ страны лучше.

Гражданин-эмбрион

Когда: 2012

Инициатор : Виталий Милонов, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга)

Поправка : в статье 17 Конституции РФ фразу "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" предложил изложить в следующей редакции: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента первого сердцебиения". Другими словами, конституционными правами гражданина РФ борец за общественную нравственность и традиционные ценности предложил наделить эмбрион в утробе матери приблизительно со второго месяца беременности.

Причина фиаско: пункт 1 статьи 135 Конституции РФ гласит, что положения главы 2 основного закона не могут быть пересмотрены Федеральным собранием; для этого надо набрать 3/5 голосов членов обеих палат Федерального Собрания и созывать Конституционное совещание для принятия новой Конституции.

Вниманию клана Маклаудов

Когда: 2012

Инициатор: Дмитрий Ицков, основатель движения "Россия 2045"

Поправка : "В Конституции Российской Федерации (глава 2, статья 20) закреплено право граждан на жизнь. Мы считаем, что необходимо правовым способом внести поправки в Конституцию и зафиксировать право граждан на бессмертие. Я уверен, что нашему примеру последуют и другие развитые государства, и этот символический шаг приблизит время, когда массовые и доступные технологии бессмертия будут разработаны и внедрены в жизнь".

Причина фиаско : см. выше

Сеанс конституционного православия

Когда: 2012/2013

Инициаторы : Сергей Бабурин, председатель партии "Российский общенародный союз"; Елена Мизулина, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей)

Поправки : депутат Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции тезис об особой роли православия как основы национальной и культурной самобытности России. По мнению Бабурина, в преамбуле Основного закона, или в 1-й, либо во 2-ой статье следует провозгласить: "Господствующей в Российской Федерации религией является Православие - религия восточно-православной Церкви Христовой".

Причина фиаско : внесение изменений в преамбулу Конституции, согласно федеральному закону от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", не может быть сделано с помощью закона о поправке к Конституции.

Back To the USSR

Когда: 2013

Инициатор : Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

Поправки : исключить из 1-й главы Конституции пункт 2 статьи 13 "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Отказаться от общепризнанных принципов и норм международного права как части правовой системы РФ в пункте 4 статьи 15. Из пункта 1 статьи 17 предложил убрать принципы и нормы международного права как гарантию прав и свобод человека и гражданина в России. "Это шесть статей, которые прямо ссылаются на обязанность исполнять решения иностранных государств на территории нашей страны без согласия России и которые мы намерены исключать".

Причины фиаско : правовые - см. выше; отсутствие политической воли и большого числа сторонников подобных преобразований.

По американской системе

Когда: 1998

Инициаторы : Егор Строев, губернатор Орловской области*; Руслан Аушев, президент Ингушетии; Геннадий Зюганов, лидер КПРФ

Поправка : Изменить статью 81. 1., в которой сказано, что президент РФ избирается "гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Заменить всенародные выборы президента избранием его коллегией выборщиков.

Егор Строев: "Пора изменить порядок избрания президента РФ — отказаться от всеобщих выборов и поручить их "коллегии выборщиков".

Руслан Аушев заявил, что "прямые выборы президента — это неправильно", для избрания президента необходимо на СФ заслушать кандидатов в президенты и их программы, выбрать тайным голосованием фамилии 2-3 кандидатов и потом представить их для всенародного голосования.

Геннадий Зюганов предложил нового президента избрать не всенародным голосованием, а на "собрании выборщиков".

Причины фиаско : отсутствие политической воли; отсутствие большого числа сторонников среди представителей законодательной власти.

Назад в будущее

Когда: 2012

Кто : Владимир Путин, президент РФ

Поправка : Изменение принципа комплектования Совета Федерации. "Знаю, что многие из вас, собственно говоря, да и я, считаем, что когда-то, в конечном счете, мы должны будем перейти к прямым выборам сенаторов, но надо посмотреть на Конституцию. В Конституции записано, что члены верхней палаты представляют законодательную и исполнительную власть субъектов Федерации, поэтому нам тогда нужно подумать об изменении основного закона", - сказал президент.

Причина фиаско : наличие в политической повестке дня более насущных и злободневных задач, сейчас, например, это изменение законодательства о судебной системе страны, в котором нынешнему составу верхней палаты парламента отведена одна из ключевых ролей.

Все переделить

Когда: 2012

Инициатор : Михаил Прохоров, лидер партии "Гражданская платформа"

Поправка : Изменение принципов территориального устройства РФ. В частности, предложил отказаться от сохранения в составе страны национальных территориальных образований, отменить деление на национальные округа и республики в России. "Не лучше ли нам честно и открыто обсудить этот вопрос и перейти к изменению территории с точки зрения экономической целесообразности", - сказал экс-кандидат в президенты.

Причины фиаско : Согласно статье 137 Конституции изменения в статью 65, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", "инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект". А по пункту 1 статьи 12, "Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта".

Околокремлевский мечтатель

Когда: 2012

Инициатор :Сергей Миронов, экс-спикер Совета Федерации, член Государственного совета РФ

Поправка : внести в Конституцию сразу три новые главы: "Россия в союзных государствах", "Гражданское общество" и "Контрольный орган". Наделить депутатов Госдумы правом импичмента министров и главы кабинета.

Причины фиаско : отсутствие политической воли; отсутствие внятно сформулированного проекта или программы.

Хорошо забытое старое

Когда: 1998/2012

Инициаторы : Евгений Наздратенко, губернатор Приморского края; Виктор Черномырдин, премьер-министр России; Александр Лебедь, губернатор Красноярского края; Игорь Юргенс, президент Института современного развития

Поправка: ввести в России пост вице-президента

Виктор Черномырдин (1998): "Если бы сейчас был работающий вице-президент, не было бы никакого ажиотажа по поводу здоровья президента и досрочных президентских выборов. Наверное, этот пост нужен".

В связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания:

1) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;

2) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;

3) осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.

error 404

2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях:

1) женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

2) беременных женщин;

3) женщин старше 55 лет;

4) мужчин старше 60 лет;

5) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

6) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества;

7) инвалидов I и II группы.

3. Освободить от наказания лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Освободить от наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.

5. Освободить от наказания лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.

6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении:

1) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы;

2) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;

3) лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях;

4) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы;

5) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

7. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 16 лет, а также лицами в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавшими наказание в воспитательных колониях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

8. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, ранее не отбывавшими наказание в исправительных учреждениях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 и подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, назначить наказание условно либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

10. Не распространять действие настоящего Постановления на:

1) осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 127 1 , 127 2 , частью второй статьи 128, статьями 131, 132, частью второй статьи 133, статьями 134, 135, 146, 147, частями третьей и четвертой статьи 150, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 159 1 , частями третьей и четвертой статьи 159 2 , частями третьей и четвертой статьи 159 3 , частью третьей статьи 159 4 , частями третьей и четвертой статьи 159 5 , частями третьей и четвертой статьи 159 6 , частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 170 1 , 171, 171 1 , 171 2 , 172, 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 185 1 , 185 2 , 185 3 , 185 4 , 185 5 , 185 6 , 186, 187, 189, 190, 191, 192, 193, 193 1 , 194, 195, 196, 197, 198, 199, 199 1 , 199 2 , 200 1 , 205, 205 1 , 205 2 , 205 3 , 205 4 , 205 5 , 206, 208, 209, 210, 211, частью первой статьи 212, частью третьей статьи 215 2 , частью третьей статьи 215 3 , статьями 221, 222, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 226, 226 1 , 227, 228, 228 1 , 228 2 , 228 3 , 228 4 , 229, 229 1 , 230, 231, 232, 234, 240, 241, 242 1 , 242 2 , частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 282 1 , 282 2 , частью третьей статьи 286, статьями 290, 291, 291 1 , 295, 296, 299, 300, частями второй и третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьями 313, 317, 318, 321, 322 1 , 329, 333, 335, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

3) осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

4) лиц, освобождавшихся после 1993 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

5) осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы.

11. Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.

12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Классный час на тему: «20 лет Конституции России»

Цель: расширить представления детей о Конституции , символике России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

План-конскпект классного часа на День конституции.

1. Организационный момент кл.часа:

Сегодня наш классный час, посвящается Конституции РФ . Вы познакомитесь с основными понятиями:

1.Конституция Российской Федерации.(РФ)

2.Флаг России

3.Герб Российской федерации

4.Гимн РФ

2. Основная часть классного часа:

Конституция -основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята 12 декабря 1993 года . Теперь этот день объявлен Днем конституции России.

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй. Конституция - это закон для всех.

Конституция демократического государства устанавливает основные права и свободаы человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.

История Конституции

В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.

Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.

Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.

В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.

Символика российского государства складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество.

Флаг

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл.

  • Белый цвет- означает мир и чистоту совести
  • Синий - небо, верность и правду
  • Красный - огонь и отвагу.

Герб

Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.

Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением

Гимн

Гимн - это торжественная мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.

История Гимна

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".

В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.

В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"

В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"

После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:

"Как вы думаете, зачем нужен герб?"

"Зачем нужен флаг?",

"Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?".

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

Законы

Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какой национальности они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны - красным днем календаря.

Без закона не будет порядка, а если каждый будет делать все так, как захочет, это может привести к катастрофе.

Права и обязанности граждан России . Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав.

Например,

  • Каждый человек имеет право на свободу слова
  • Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
  • Каждый человек имеет право на работу
  • Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
  • Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
  • Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества

Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например,

  • сохранять и беречь природу
  • защищать Родину.

А какие законы знаете вы?

Ответы детей

3. Заключительная часть:

Мы сегодня многое узнали про Конституцию. Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции.

Вопросы

1.Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря?

2.Что такое Конституция?

3.Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России.

4.Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны?

5.Опишите современный герб России: из каких частей он состоит, что они символизируют?

6.Опишите российский Государственный флаг. Объясните значение его цветов.

Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса

Ответы детей.


С 20-летием Конституции России связаны следующие памятные даты:

  • 12 декабря 1993 года состоялись первые выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту Конституции.
  • В июне 2013 года исполнилось 75 лет законодательной власти Удмуртии . 26 июня 1938 года в соответствии с первой Конституцией Удмуртской АССР состоялись первые выборы в высший орган государственной власти нашей республики – Верховный Совет Удмуртской АССР. 147 граждан республики были избраны депутатами Верховного Совета Удмуртской АССР первого созыва.

Информационные материалы к 20–летию Конституции РФ

  • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ


    Слово «Конституция» латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

    Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

    Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

    Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

    Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

    Конституция Российской Федерации 1993 года определила переход к принципиально новому этапу развития России, содержательной сутью которого стал человек с его правами и свободами, а условиями реализации этих прав и свобод человека и гражданина стала политическая демократия и рыночная экономика. И в этом смысле, принимая в расчет существовавшие в то время исторические условия и реальную картину общественного процесса формирующейся новой российской государственности, можно говорить, что Конституция Российской Федерации опередила свое время, обозначив долгосрочную перспективу развития страны с более чем двенадцативековой историей.

    Конституция Российской Федерации стала системообразующим юридическим актом, выразившим основные политические ценности и определившим лицо обновленной и, вместе с тем, исторически преемственной России, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита – обязанностью Российской Федерации, демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

    Мы отмечаем 20-летие со дня принятия этого фундаментального акта, имеющего принципиальнейшее значение для формирования новой российской государственности, акта, который сам по себе является сложным, акта, который стал неким компромиссом на стадии его формирования, но тем не менее акта, который позволил сохранить российскую государственность, акта, к которому все мы относимся исключительно бережно.

    Бережное отношение к этому акту было продемонстрировано в рамках последних событий, когда двумя проектами Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации вносились поправки в статьи, регулирующие сроки полномочий института президентства в Российской Федерации и Государственной Думы, а также предусматривающие расширение контрольных полномочий парламента в отношении Правительства Российской Федерации.

    Сегодня, с позиции нынешнего времени, можно констатировать тот факт, что Конституция Российской Федерации обладает основными признаками устойчивой системы: при всей незыблемости базовых элементов, закрепивших основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, допускается вариативность организации основных элементов государственной власти и структуры федеративного устройства в рамках жестких правовых норм, установленных самой Конституцией РФ.

    Это можно хорошо проследить на примерах происходившего изменения порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также принятого Государственной Думой в 2008 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» или на примерах происходящего сейчас процесса объединения субъектов Российской Федерации и изменения порядка избрания на должность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

    Норма части первой статьи 1 Конституции России, закрепившая роль права, уже в 1993 году выполняла практическую ориентирующую роль при определении конкретных политико-правовых позиций развивающейся системы.

    Именно поэтому задача построения правового государства в качестве основной конституционной задачи играет ключевую и определяющую роль в вопросе обеспечения стабильности государственной системы и преодоления правового нигилизма.

    Только на основе права как самостоятельного конституционного института, гарантирующего баланс системообразующих элементов политического социума: свободы, власти, закона и общего блага, возможно построение правового государства. Возрас­тание степени свободы личности , приоритета прав человека, также как охрана и обеспече­ние интересов общества в целом — необходимые условия функционирования граждан­ского общества и создания правового государства.

    Современная практика государственно-правового строительства, нацеленная на создание демократического правового государства, обеспечение достойного уровня жизни и свободного развития человека, определяет фундаментальное значение права, правовых институтов и в первую очередь важнейшего из элементов правовой системы - законодательства.

    Существующий или вновь появляющийся закон должен отвечать многим критериям, чтобы стать базой развития правового государства, но главное – в нем должен быть реализован принцип справедливости, т.е. закон должен иметь исключительно правовой характер.

    Преобразования в политической системе России, решение стратегически важных задач в области охраны прав граждан нуждаются в эффективном правовом регулировании в рамках единого правового поля. И в этом случае Конституция Российской Федерации служит тем стержнем, который объединяет процесс создания и формирования как общих, так и специальных норм права.

    Установленные Конституцией Российской Федерации основополагающие принципы, регулирующие основные общественные правоотношения, составляют начало для всех иных отношений, регулируемых другими отраслями права, так как именно в них закреплены основы конституционного строя, политико-территориальное устройство страны, основы правового статуса человека и гражданина, отношения, возникающиепри регулировании организации и деятельности государства, государственной власти, местного самоуправления, и, что очень важно, основы регулирования права собственности.

    Конституция РФ не только создает основу для формирования законодательного поля России, но и дает возможность развития действующего законодательства, при этом само понятие развитое законодательство можно определить только как необходимую, но недостаточную характеристику правового государства.

    В настоящее время существует проблема реализации положений Конституции Российской Федерации, установление эффективных механизмов, соответствующих духу и букве главы 1 и главы 2 Конституции Российской Федерации испособных объединить усилия институтов государственной власти, публичной власти, гражданского общества, нацеленных на создание правового государства.

    В этом направлении работает и Президент Российской Федерации, и Правительство Российской Федерации, и Государственная Дума, все ее комитеты.

    И в этом отношении Конституция Российской Федерации дает простор для актуализации норм права, регулирующих вновь складывающиеся правоотношения.

    Можно говорить, что, к примеру, в основе активно проходивших в последнее время процессов обновления российской избирательной системы и избирательного права лежат причины глубинного характера, связанные с изменением соотношения социальных сил в обществе, формированием принципиально новых отношений во всех сферах государственной и общественной жизни.

    Укрепляющаяся роль политических партий как основных участников избирательных кампаний побуждает граждан проявлять осознанное отношение к формированию политических институтов, служит катализатором увеличения социальной активности граждан, проживающих на огромной территории Российской Федерации. Состоявшиеся в декабре 2011 года выборы депутатов Государственной Думы и в марте 2012 годавыборы Президента Российской Федерации на фоне повышенной активности граждан Российской Федерации свидетельствуют о том, что в Российской Федерации последовательно формируется ядро гражданского общества.

    Между тем, развитие и функционирование обновленной системы избирательного права должно базироваться на обновлении реальных общественных отношений, составляющих содержание общественно-политического института выборов, порядка их организации и проведения на всех уровнях формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на совершенствовании ее законодательной базы.

    Вместе с тем, правоприменительная практика, внесенные в Государственную Думу законопроекты, обращения граждан свидетельствуют о наличии ряда нерешенных вопросов в избирательной сфере, и наша задача состоит в том, чтобы подтвердить необходимость регулирования этих проблем изменением действующего законодательства или совершенствованием процесса правоприменения действующих норм.

    Особое внимание необходимо уделить формированию и организации деятельности конституционных институтов и системы государственной власти в Российской Федерации.

    В течение последних лет происходит масштабное последовательное наступление на причины и условия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, посколькукоррупция наносит огромный ущерб экономическому развитию страны, зачастую делает экономически бессмысленным продолжение деятельности хозяйствующих субъектов, препятствует выходу на рынок новых его участников.

    В этой связи принятие пакета законов, концепция которых направлена в первую очередь именно на устранение условий коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов, стало серьезнейшим шагом в продолжении тяжелейшей работы по формированию правового государства. Важнейшим элементом концепции принятых законов, последним из которых стал Федеральный закон от 7 мая 2013 № 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами",являются приоритетность использования мер упреждения коррупции, а также создания атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

    В результате принятия этих законов формируется комплексная система правовых мер противодействия коррупции.

    Важнейшим институтом, регулируемым Конституцией России, является институт гражданства.

    Стратегическим аспектом, который решается в рамках проблематики российского гражданства, является обеспечение льготных условий и упрощенных оснований приобретения гражданства России бывшими соотечественниками. В 2008 году этот вопрос получил развитие в процессе рассмотрения и принятия Федерального закона от 1 октября 2008 года№ 163-ФЗ «Овнесенииизменениявстатью 14Федеральногозакона «Огражданстве Российской Федерации», которым предусмотрен упрощенный порядок получения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в нашу страну в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа переселения соотечественников работает уже в течение ряда лет и дает положительные результаты. Последовательное социально-экономическое развитие России делает ее привлекательной для бывших соотечественников, когда-то выехавших из России. Обсуждается вопрос об упрощении получения российского гражданства лицами, проживающими в бывших Советских республиках.

    С тематикой российского гражданства тесно связаны вопросы миграции. В 2008 году в плане законодательного регулирования миграционных отношений весьма примечательными событиями стали рассмотрение и принятие Федерального закона от 6 мая 2008 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», посвященный законодательной реализации различных вопросов, связанных с выполнением Российской Федерацией ее международных договоров о реадмиссии, - т.е. согласно терминологии Соглашения о реадмиссии между Российской Федерацией и Европейским сообществом от 25 мая 2006 года,(действующего с 1 июня 2007 года),- международных договоровопередаче запрашивающим государством и принятии запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями этого Соглашения .

    Еще одной проблемой реализации конституционных положений является идея концепции единства государственной власти и разделения ее ветвей. При этом единство нужно понимать не в смысле посягательства на сам принцип разделения властей, ущемления государственно-властных полномочий той или иной ветви власти, а в смысле единства обязательнойответственности за обеспечение государственной целостности, суверенитета, верховенства закона, равноправия в интересах личности, общества, государства.

    Конституция Российской Федерации утвердила судебную власть как самостоятельную и независимую в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей и определила ее компетенцию. В российском законодательстве получили развитие и другие конституционные положения: создана единая система судебной власти Российской Федерации,Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Федерации, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов Федерации; реализованы принципы и гарантии независимости судей, учреждены институты мировых судей , присяжных заседателей, судебных приставов, созданы органы судейского сообщества.

    Все эти меры были направлены на обеспечение независимости судебной власти, но оказались неполными для осуществления действительно доступного и справедливого правосудия. Поэтому усилия Президента Российской Федерации, Правительства и высших судов Российской Федерации сконцентрированы на комплексном исследовании судебной системы, на обеспечении еефункционирования как единого слаженного механизма при всем своеобразии составляющих частей, результатом чего стало внесение в Государственную Думу проектаКодекса административного судопроизводства и инициатива Президента Российской Федерации об объединенииВерховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    В целях совершенствования законодательства о судебной системе, обеспечения гласности и прозрачности судебного процесса был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    Для обеспечения реальной независимости судей от указаний должностных лиц любого уровня в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Государственной Думой в конце весенней сессии 2013 года, все внепроцессульные обращения, поступающие к судье, председателю или заместителю председателя суда, подлежат преданию гласности путем размещения на сайте соответствующего суда в сети «Интернет».

    Продолжает совершенствоваться законодательство и в части повышения личной ответственности судей за принятые решения, совершенные действия и бездействие. Федеральным закономот 30 апреля 2010 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусмотрена денежная компенсация гражданам, дело которых в суде рассматривалось с нарушением разумных сроков, как правило, более 3-х лет. А принятым Государственной Думой в весеннюю сессию 2013 года Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации» усовершенствована система дисциплинарной ответственности судей: введены новые виды дисциплинарных взысканий, детализированы основания и условия привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

    При этом необходимо помнить, что качество правосудия во многом зависит как от по­вышения авторитета судебной власти, профессионализма и моральных качеств судейского корпуса, так и от развития правовой культуры общества. Это обеспечит устойчивое функциониро­вание судебной системы и облегчит доступ граждан к справедливому правосудию.

    По истечении 20 лет со дня принятии Конституции Российской Федерации уместно вспомнить и о критике со стороны представителей научных кругов, которой они указывали на несоответствие баланса в полномочиях Президента Российской Федерации, Парламента и Правительства.

    В этом контексте обратим внимание, что Президент Российской Федерации предложил расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.

    Другое реализованное в федеральных конституционных законах предложение касалось увеличения сроков конституционных полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. И в данном случае это не конституционная реформа, а именно корректировка Конституции, это «уточняющие поправки, не затрагивающие политическую и правовую сущность существующих институтов», которые дадут необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования.

    Мы на деле убедились, что Конституция Российской Федерации, при бережном к ней отношении, действительно является гарантией стабильности российской государственности.

    Неизменность конституционных приоритетов, таких как стабильность основ конституционного строя, стабильность гарантий соблюдения прав и свобод личности, стабильность равенства всех перед законом, стабильность справедливого правосудия, стабильность исполнения законов служат основой доверия граждан к институту государственной власти.

  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ


    В каждой стране парламентаризм как определенная система власти, предусматривающая разделение властей и наличие парламента как представительного органа, обладающего законодательными и контрольными полномочиями, имеет свою специфику, свои исторические корни и предпосылки.

    Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года в разгар первой русской революции. 6 августа 1905 года вышел Высочайший Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы. В результате выборов в Первую Государственную Думу были избраны 490 депутатов. Наибольшее число депутатских мандатов получили представители конституционно-демократической партии (партии кадетов). За все время работы депутаты смогли принять лишь два закона: об отмене смертной казни и о продовольственной помощи населению голодающих губерний. Непримиримость позиций царя и его правительства с позицией большинства Думы привели к её роспуску (просуществовала всего 73 дня).

    Вторая Государственная Дума просуществовала 103 дня. Ею было принято всего около 20 правительственных законопроектов. Во Второй Государственной Думе впервые началось, хотя и не было завершено, обсуждение государственного бюджета. После её роспуска был издан новый избирательный закон, значительно ограничивающий возможности для радикально настроенных низов избирать своих представителей в Государственную Думу.

    Третья Государственная Дума оказалась единственной из всех Государственных Дум, которая проработала предусмотренный законодательством того времени пятилетний срок ее полномочий. Именно в Третьей Государственной Думе впервые состоялось полноценное обсуждение и принятие закона о годовом государственном бюджете; она одобрила правительственную реформу крестьянского землевладения. Результатом ее деятельности также явилось принятие страховых законов по обеспечению рабочих в случаях травматизма и существенное увеличение государственных дотаций земствам на строительство школ и их содержание.

    Законотворческая деятельность Четвертой Государственной Думы была подчинена потребностям военного времени (первая мировая война). Именно под этим углом рассматривались годовые государственные бюджеты и был принят закон о перевооружении армии. Также были приняты законы о кооперации, и ответственности чиновников и др. 26 февраля 1917 года последовал царский Манифест о перерыве в заседаниях Государственной Думы, и больше она в полном составе не собиралась.

    27 февраля 1917 года руководство Четвертой Государственной Думы образовало в Таврическом дворце Временный комитет Государственной Думы. А 25 ноября 1917 года прошли выборы в Учредительное собрание, наибольшее количество голосов получили не большевики, а эсеры. Большевики отдали приказ о разгоне Учредительного собрания - так был прерван первый этап развития парламентаризма в России.

    В первой Конституции Союза Советских Социалистических Республик, принятой в 1924 году был закреплен полный разрыв с основополагающим принципом парламентаризма о разделении властей. Верховным органом государственной власти был провозглашен Всесоюзный Съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Президиум ЦИК СССР стал высшим исполнительным и распорядительным органом власти СССР, действующий во исполнение указаний руководства правящей партии ВКП(б). В 1977 году был образован другой высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР, также состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Деятельность Верховного Совета СССР продолжалась более полувека и внесла существенный вклад, прежде всего, в развитие законодательной базы советского государства.

    С конца 1980-ых годов в русле курса на перестройку и гласность началась демократизация советской политической системы. В октябре 1988 года началась конституционная реформа. Одним из её ключевых элементов стало установление двухуровневой представительной системы, состоящей из Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Высший орган власти того периода - Съезд народных депутатов СССР. За три с небольшим года работы (май 1990 – октябрь 1993), народные депутаты Российской Федерации внесли существенный вклад в становление отечественного парламентаризма и приняли немало законов, которые закрепили многие крупные преобразования в различных сферах жизни российского общества.

    12 декабря 1993 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации.

    Именно в Конституции впервые за историю российской государственности было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие «парламент».

    Парламент провозглашён как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

    Новый этап в развитии парламентаризма внашей стране наступил после установления Конституцией Российской Федерации, что депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. В законотворческом процессе Конституция отвела ведущую роль Государственной Думе.

    Государственная Дума представляет интересы всего населения России, обладающего избирательным правом, являясь его законным представителем. О том, что Государственная Дума РФ является законодательным органом, говорят возложенные на неё полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров.

    Сегодня действует шестой состав депутатов Государственной Думы России, избранный4 декабря 2011 года. 450 депутатов,избранных в составе федеральных списка кандидатов, выдвинутого четырьмя политическими партиями: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально - демократическая партия России», представляют интересы всех регионов России.Председателем Государственной Думы является С.Е. Нарышкин.

    В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном и местном. Региональные парламенты рассматривают и утверждают проекты законов о региональных бюджетах, осуществляя парламентский контроль над бюджетно-финансовой политикой региональных органов исполнительной власти. В целом к исключительным полномочиям каждого регионального парламента относится принятие законов регионального уровня. Также представители регионального парламента принимают решения о наделении полномочий высших должностных лиц регионов, кандидатуры которых вносит Президент Российской Федерации. В законодательных органах субъектов Российской Федерации укоренились парламентские процедуры, накоплен опыт межфракционной работы, депутаты и сотрудники аппаратов приобрели высокопрофессиональный опыт парламентской деятельности. Большое внимание депутаты уделяют обеспечению прямой и обратной связи между парламентариями и избирателями. Аналогичные явления характерны и для работы представительных органов местного самоуправления в современной России.

  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В УДМУРТИИ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В УДМУРТИИ


    26 июня 2013 года исполнилось 75 лет со дня проведения первых выборов в Верховный Совет Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики. Это событие стало заметной вехой истории Удмуртской Республики, всего ее многонационального народа. Законодательному органу Удмуртии исторически была предписана нелегкая судьба, насыщенная важными событиями, ставшими великими испытаниями для народа республики, для страны в целом, политические репрессии 1930-х – 40-х годов, Великая Отечественная война, послевоенное лихолетье, трудовые годы пятилеток, перестройка, распад СССР, принятие Декларации о суверенитете Удмуртской Республики, подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Удмуртии, введение поста Президента Удмуртской Республики, законодательное регулирование социально-экономического развития, политических процессов в жизни многонационального народа Удмуртии – это основные этапы истории республики.

    Верховный Совет дважды принимал Конституцию Удмуртии – 31 мая 1978 года и 7 декабря 1994 года. В итоге за 12 созывов (1938-1995 годы) Верховного Совета была фактически написана новейшая история республики в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, были заложены основы современного республиканского законодательства, традиции парламентаризма и демократии.

    Во главе Верховного Совета всегда стояли знаковые для республики фигуры: Арсений Васильевич Караваев, Агафон Николаевич Вахрушев,Аркадий Филиппович Богданов, Семен Иванович Ворончихин, Геннадий Дмитриевич Красильников, Василий Никитич Захаров, Василий Фомич Машагатов, Екатерина Ивановна Разеева, Валентин Егорович Калинин, Валентин КузьмичТубылов.

    Историй Верховного Совета – это история многонационального народа республики, который вместе с народами всей страны пережил несколько эпох и общественно-экономических формаций.

    Правопреемником Верховного Совета является Государственный Совет Удмуртской Республики, наделенный законодательной и представительной функциями. Сегодня действует пятый состав депутатского корпуса парламента республики.

    Основные этапы:

    · 1938 год на смену действующей системе представительной властипришел новый орган народного представительства – Верховный Совет Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики.

    ·Согласно Конституции УАССР 1937 года Верховный Совет УАССР:

    Являлся высшим органом государственной власти;

    Был наделен широком перечнем полномочий по принятию и изменению Конституции УАССР;

    Осуществлял законодательную власть, утверждал народнохозяйственный план и бюджет республики;

    Контролировал соблюдение законов СССР, РСФСР, УАССР.

    · 25-27 июля 1938 года в Ижевске состоялась первая сессия Верховного Совета УАССР первого созыва. На ней были избраны:

    Президиум Верховного совета республики в составе Председателя, двух заместителей и 11 ее членов;

    Образовано Правительство республики – Совет Народных Комиссаров Удмуртской АССР;

    Сформированы три постоянные комиссии (мандатная, бюджетная и законодательных предложений)

    · К началу 1940 года формирование системы государственной власти и управления Удмуртской АССР на основе новой Конституции республики была завершена.

    В году Великой Отечественной войнымногие депутаты ушли на фронт. К концу первого года войны во всех местных советах республики осталось лишь 47 процентов к общему числу депутатов, избранных в довоенное время. Выборы и сессии не проводились.

    После окончания Великой Отечественной войны активизировалась сессионная работа Верховного Совета. На преодоление последствий трудностей был всецело ориентирован пятилетний план в, одобренный депутатами Верховного Совета в качестве закона.

    · В 50-х годах на сессиях Верховного Совета активно обсуждаются важнейшие проблемы социального и экономического развития республики. Увеличилось число постоянных комиссий – к трем существующим добавились: по промышленности, транспорту и связи, по сельскому хозяйству, по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному строительству и благоустройству, по народному образованию, культуре и спорту, по здравоохранению и социальному обеспечению.

    · Конституция Удмуртской АССР 1978 года расширила полномочия автономной республики. Это сказалось и на возможностях Верховного Совета:

    Верховный Совет мог решать все вопросы, отнесенные к ведению автономной республики Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Удмуртии, впервые получив право принимать Конституцию УАССР, вносил изменения в Конституцию;

    Утверждал государственные планы экономического и социального развития УАССР, ее бюджет, а также отчет о его исполнении;

    Образовывал органы, подотчетные Верховному Совету, принимал законы, постановления и иные нормативные акты автономной республики (ст. 92—97).

    Ст. 96 Конституции Удмуртской АССР предоставляла право законодательной инициативы в Верховном Совете Удмуртской АССР Совету Министров УАССР, постоянным и иным комиссиям, депутатам Верховного Совета автономной республики, Верховному Суду и прокурору Удмуртской АССР, а также общественным организациям в лице республиканских и соответствующих им органов. Следовательно, такое право существенно укрепляло статус автономной республики, расширяло ее возможности участвовать в делах как своей республики, так и РСФСР.

    С 14 декабря 1984 года (10-я сессия 10-го созыва) вошли в практику депутатские запросы.

    · Следующий этап в реформировании высшего органа государственной власти республики связан с началом перестройки.

    · В марте 1990 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета УАССР 12-го созыва – первые выборы на альтернативной основе. В парламент пришли представители разных партий и движений. Председателем Верховного Совета избран В.К.Тубылов, одновременно он возглавил Президиум Верховного Совета УАССР (после 1991 года – Верховный Совет УР). Председатель Верховного Совета, его заместители, руководители постоянных комиссий и их заместители – работали на постоянной основе.

    · 20 сентября 1990 года Верховным Советом УАССР принята Декларация о государственном суверенитете Удмуртии , которая послужила основой для Конституции УР, заключения Федеративного и межреспубликанских договоров и соглашений.

    · 11 октября 1991 года 7-я сессия Верховного Совета УАССР приняла Закон «Об изменении названия Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика (УАССР) наУдмуртская Республика (УР)».

    ·Одно из важнейших событий того периода – принятие 7 декабря 1994 года Конституция Удмуртской Республики . Согласно принятой Конституции, Государственный Совет Удмуртской Республики являлся законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики. Государственный Совет – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртии. Статья 83 Конституции на тот период гласила, что высшим должностным лицом Удмуртской Республики является Председатель Государственного Совета.

    · Первые выборы в новый тип парламента Удмуртии – Государственный Совет Удмуртской Республики – были назначены на 26 марта 1995 года.

    · 19 апреля 1995 года Александр Александрович Волков был избран Председателем Государственного СоветаУдмуртской Республики первого созыва. В Государственном Совете первого созыва работало восемь постоянных комиссий. Действовали три фракции и одно депутатское объединение: фракция «Удмуртия», фракция «Экономическое развитие», сельская фракция, депутатское объединение «Трудовая Удмуртия». Для того чтобы Государственный Совет мог исполнять одну из главных своих функций – контрольную, создана Контрольная палата, затем преобразованная в Контрольный комитет Удмуртской Республики. Первый Государственный Совет Удмуртии был избран в очень сложный период: экономическая нестабильность, спад промышленного производства, митинги и протесты - Государственный Совет становится центром принятия политических решений.

    · 17 октября 1995 года подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики. Этот договор стал первым документом, подписанным в Кремле на двух языках – русском и удмуртском.

    Депутатами первого созыва принято 92 закона и более 200 постановлений. За годы работы Госсовета первого созыва Удмуртия по итогамэкономического развития среди субъектов России заняла 26-е место. Депутаты Госсовета Удмуртии первого созыва сыграли важную роль в преодолении республикой экономического кризиса, в становлении государственности республики, в обретении ею своего лица и своего места в составе Российской Федерации.

    · Второй состав Государственного Совета был сформирован на выборах 4 апреля 1999 года. 20 апреля 1999 года открылась первая сессия, на которойА.А. Волков был повторно избран на пост Председателя.

    · 15 октября 2000 года состоялись первые в истории республики выборы Президента Удмуртии. 3 ноября 2000 года А.А.Волков вступил в должностьПрезидента Удмуртской Республики.

    28 ноября 2000 года Председателем Государственного Совета был избран глава местного самоуправления города МожгиИ.Н. Семёнов. За время своих полномочий Государственный Совет Удмуртии второго созыва принял более 240 законов. Этот депутатский корпус сыграл в судьбе Удмуртии историческую роль, превратив её из парламентской республики в президентско-парламентскую. Парламент этого созыва показал пример оперативной и конструктивной законотворческой работы, эффективного сотрудничества с федеральным центром, органами республиканской исполнительной власти и местного самоуправления.

    · Третий состав депутатского корпуса был избран 6 апреля 2003 года. Его председателем вновь избирается И.Н. Семёнов. В числе главных задач депутатов в те годы становится создание законодательной базы для успешного социально-экономического развития республики. За четыре с половиной года третьим созывом принято 374 закона Удмуртской Республики, десятки республиканских целевых программ. Большая работа проведена по приведению республиканского законодательства в соответствие федеральному. На долю третьего состава депутатов выпало формирование нормативной базы для становления в республике двухуровневой системы местного самоуправления.

    · 2 декабря 2007 года состоялись выборы в Государственный Совет Удмуртской Республики четвёртого созыва. Впервые состав парламента республики был сформирован по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. 50 депутатов были избраны по одномандатным избирательным округам, ещё 50 – по республиканскому избирательному округу. Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики избран Соловьев Александр Васильевич. Действовали четыре депутатские фракции: депутатская фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутатская фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»,депутатская фракция ЛДПР,депутатская фракция КПРФ.

    Продолжая законодательный процесс, депутаты Государственного Совета четвёртого созыва работали над развитием и совершенствованиемрегионального законодательства во всех сферах государственной и социально-экономической жизни республики, принято 325 законов Удмуртской Республики. Наряду с использованием богатого законотворческого опыта предшественников депутаты четвёртого созыва внедрилиновые формы, которые послужили повышению гласности деятельности Государственного Совета, ее открытости перед населением: выездные заседания Президиума Государственного Совета, выездные заседания депутатских фракций ипостоянных комиссий. Вошло в практику проведение на сессиях Госсовета «правительственного часа» для обсуждения наиболее актуальных вопросов социально-экономической жизни Удмуртии.

    В 2009 году начал работу Молодежный парламент при Государственном Совете Удмуртской Республики.

    · 14 октября 2012 года состоялись выборы пятого состава депутатского корпуса Государственного Совета. Выборы во второй раз были проведены по смешанной избирательной системе: 45 депутатов избирались по республиканскому избирательному округу и 45 – по одномандатным избирательным округам. В состав Госсовета пятого созыва вошли 67 депутатов «Единой России», 11 – КПРФ, 6 – ЛДПР, 1 – «Справедливая Россия» и пять самовыдвиженцев.

    ·На первой сессии Государственного Совета, состоявшейся 22 октября 2012 года Председателем Государственного Совета избран А.В. Соловьев. Сформирован состав Президиума Государственного Совета, образовано шесть постоянных комиссий.

    Без проволочек депутаты включились в законотворческий процесс, приняв уже на второй сессии Государственного Совета закон о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

    · 25 апреля 2013 года на пятой сессии Государственного Совета депутаты наделили полномочиями члена Совета Федерации – представителя от Государственного Совета Удмуртской Республики А.В. Соловьева.

    · 25 июня 2013 года на шестой сессии Государственного Совета депутаты избрали Владимира Петровича Невоструева Председателем Государственного Совета.

    С начала деятельности Государственного Совета пятого созыва принято 65 законов Удмуртской Республики, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы развития Удмуртской Республики. Депутаты много внимания уделяют законодательству в области реформирования жилищно-коммунальной сферы, дорожного строительства, поддержки производственных отраслей экономики.

    Основной закон Российской Федерации, принятый всенародным голосованием в условиях сложной политической обстановки в стране, оказался на удивление стабильным. Поправки в него вносились трижды (включая последние, принятые в ноябре), не считая изменения в перечень субъектов РФ, которых было девять. Но мало кто знает, что президентский экземпляр Конституции переплетен в кожу варана красного цвета, а также что Конституция дважды побывала в космосе и находилась там в общей сложности почти год.

    В этом году, 12 декабря, Конституции и Российской Федерации двадцать лет. Она была принята этого же числа в 1993 г., а официальное опубликование и, соответственно, вступ­ление в силу произошло чуть позже, 25 декабря 1993 г. На всенародное голосование 12 декабря 1993 г. пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%.

    Конституция полностью изменила систему высших органов управления в государстве, зафиксировав в ст. 10 классический принцип разделения властей на законодательную (Федеральное Собрание РФ), исполнительную (Правительство РФ) и судебную (Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды РФ). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15).

    День Конституции: отмечать нельзя работать?

    Интересно, что День Конституции России как официальный государственный праздник был учрежден годом позже принятия основного закона страны, в 1994 г. (Указ Президента РФ от 19.09.94 № 1926 «О Дне Конституции Российской Федерации»). Изначально этот день был праздничным нерабочим днем, что было установлено сперва Указом Президента РФ от 09.12.94 № 2167 «О нерабочем дне 12 декабря», а затем закреп­лено в Трудовом кодексе РФ, принятом в 2001 г. (ст. 112).

    Несколько лет спустя, в 2005 г., День Конституции России опять стал рабочим днем (Федеральный закон от 29.12.2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации»).

    Эти изменения были обоснованы чисто техническими причинами: после увеличения новогодних каникул в календаре оказалось слишком много нерабочих дней, что могло пагубно повлиять на экономику. Было решено исключить из их списка День Конституции как праздник, к которому россияне еще не очень привыкли и могли бы безболезненно перенести его «рабочий» статус. Правда, буквально на днях премьер-министр заявил о том, что День Конституции опять планируют сделать нерабочим праздничным днем.

    В этом году в честь 20-летия основного закона страны планируется объявить широкую амнис­тию. Сейчас на рассмотрении депутатов Госдумы находится проект постановления № 403870-6 «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», внесенный в парламент Президентом России 9 декабря.

    Заметим, что за все время действия Конституции РФ амнис­тию в связи с ее годовщиной объявляют впервые. Правда, в 1994 г. была проведена амнис­тия в честь принятия основного закона (постановление ГД ФС РФ от 23.02.94 № ­­63-1 ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации»).

    Три поправки и девять изменений за 20 лет

    За недолгую в общем-то историю существования изменения в Конституцию вносились дважды, оба в 2008 г. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» были внесены изменения в ст. 81 Конституции, которыми срок полномочий президента был увеличен с пяти до шести лет. Также увеличился с четырех до пяти лет срок полномочий Государственной Думы ФС РФ (ст. 96).

    Вторая порция поправок была внесена Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». Этот закон дополнил перечень полномочий парламента новым пунк­том — заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Обе поправки вступили в силу с 31 декабря 2008 г.

    В настоящее время ожидает вступления в силу Закон «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», который был принят 27 ноября 2013 г. пос­ле довольно быстрых подготовки и обсуждения (см. «ЭЖ» 2013, № 48, с. 07 , № 40, с. 07).

    Кроме того, несколько раз была изменена ст. 65 Конституции РФ, в которой содержится перечень наименований субъектов Российской Федерации. При принятии основного закона в этой статье числилось 89 субъектов. В течение 1996—2008 гг. в нее было внесено около десятка изменений. Заметим, что во все остальные нормы Конституции вносятся поправки, а именно в ст. 65 — изменения.

    Так, были переименованы Рес­публики Калмыкия — Хальмг Тангч в Республику Калмыкия (Указ Президента от 10.02.96 № 173), Республика Северная Осетия и Ингушская Республика — в Респуб­лику Северная Осетия — Алания и Республику Ингушетия соответственно (Указ Президента РФ от 09.01.96 № 20), ­­Чувашская Республика — ­­Чаваш республики — в Чувашскую Рес­публику (Указ Президента РФ от от 09.06.2001 № 679), Ханты-Мансийский автономный округ — в Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Указ Президента РФ от 25.07.2003 № 841).

    Но наиболее важные изменения в ст. 65 Конституции РФ были внесены в связи с укрупнением некоторых субъектов РФ:

    ■ Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ образовали Пермский край (Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ);

    ■ Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа были объединены в Красноярский край (Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ);

    ■ вместо Камчатской области и Корякского автономного округа возник Камчатский край (Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ;

    ■ Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области (Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ);

    ■ вместо Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа появился Забайкальский край (Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ).

    После перечисленных изменений количество субъектов РФ сократилось до нынешних 84.

    Закон о поправках должен иметь информативное наименование

    Помимо ст. 134 и 136 Конституции РФ, порядок внесения поправок в основной закон страны и их вступления в силу регламентирован специальным Федеральным законом от 04.03.98 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (далее — Закон № ­­33-ФЗ). Обсуждаемый сейчас Закон о поправке к Конституции, предусматривающий образование единого Верховного суда, также должен пройти предусмотренные Законом № ­­33-ФЗ процедуры. Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3—8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. При этом в одном законе о поправке могут содержаться только взаимосвязанные изменения в текст Конституции, и наименование его должно отражать суть таких поправок.

    Выступить с предложением о внесении поправок могут президент, любая из палат парламента или одна пятая от их членов (депутатов), правительство и представительные органы субъектов РФ (ст. 134 Конституции РФ).

    интересно

    • У Конституции России есть свой сайт www.constitution.ru , на котором размещен текст Конституции, справка о ее принятии и данные о системе органов государственной власти России.
    • Работа над текстом Конституции шла более трех лет, за это время было представлено около 20 вариантов текста основного закона, количество авторов насчитывало более тысячи человек.
    • Президент РФ является гарантом Конституции России. В день инаугурации он приносит присягу на особом экземпляре Конституции, с переплетом из кожи варана красного цвета, на обложке которого размещен серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России». Однако официальных требований к этому «президентскому» экземпляру никогда не было и нет до сих пор.
    • Специальный экземпляр Конституции РФ постоянно хранится в библиотеке Администрации Президента в Кремле и используется только во время инаугурации Президента России. Обе церемонии вступления Владимира Путина в должность Президента России (в 2000 и в 2004 гг.), а также церемония вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева (в 2008 г.) проходили с использованием этого самого специального экземпляра Конституции. Фактически это стало уже традицией, но формально не является обязательным и ничем не предписано: Президент России вправе произносить клятву, возложив руку на любое издание Основного закона.
    • Указом Президента Российской Федерации от 05.08.96 № 1138 было установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.

    За сутки до своей инаугурации, назначенной на 7 мая 2000 г., исполняющий обязанности Президента РФ Владимир Путин Указом от 06.05.2000 № 832 Указ о президентских регалиях отменил. Специальный экземпляр текста Конституции был лишен статуса символа президентской власти.

    • Два экземпляра Конституции России побывали в космосе суммарно 329 дней. В 1999 г. одна из них побывала на орбитальном комплексе «Мир». В 2005 г. вместе с Конституцией Евросоюза Конституция РФ отправилась на борт МКС.