Какой договор относится к организационным договорам. Договор в гражданском праве

В качестве самостоятельного договорного типа организационные договоры составляют богатое множество отдельных видов. Среди них можно выделить:

1) договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению ресурсами и сбыту товаров. Названные договоры предусматривают различные формы сотрудничества производственных или оптовых торговых организаций для обеспечения устойчивого сбыта товаров, а также снабжения сторон необходимыми ресурсами. Достижение указанных целей ведет к повышению прибыли, получаемой сотрудничающими сторонами.

Основной формой взаимодействия является создание несколькими производственными либо оптовыми торговыми организациями на договорной основе снабженческих или сбытовых структур. Образуемые организации являются подконтрольными по отношению к своим учредителям, что принципиально отличает их от независимых в организационно-экономическом отношении посредников.

Порядок деятельности создаваемой снабженческой или сбытовой организации определяется заключаемым ее учредителями организационным договором. В таком договоре, в частности, предусматривается расширение объемов сбыта товаров за счет предложения к продаже имеющегося у сторон более широкого (чем у каждого в отдельности) ассортимента изделий, разведения конкурирующих товаров на разные потребительские рынки и др. Относительно снабжения предусматриваются возможность и порядок займа одними из учредителей ресурсов из имеющихся неиспользуемых запасов других партнеров, обмена различных ресурсов и т.п. Определяется порядок распределения прибыли от деятельности снабсбытовой структуры пропорционально вложенному капиталу либо уровню продаж товаров каждого учредителя;

2) договоры об образовании контрактных объединений. Таковы договоры о простом товариществе, о создании финансово-промышленной группы, договоры между центральным и зависимыми звеньями холдинга о принятии управленческих решений и др.

Договоры о создании контрактного объединения требуют урегулирования в них разных вопросов в зависимости от характера стоящих перед субъектами задач. Так, заключение договора о создании простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ) предполагает определение в нем: а) видов и стоимости имущества и иных благ, вносимых каждым из товарищей в общее дело; б) порядка учета общего имущества товарищей, а также произведенной продукции и полученных доходов на отдельном балансе; в) поручения о ведении общих дел одному из товарищей; г) систематического распределения прибыли, полученной товарищами в результате совместной деятельности;

3) договоры об организации перевозок грузов. Они заключаются при необходимости осуществления систематических перевозок грузов и носят преимущественно долгосрочный характер.


Договоры об организации перевозок позволяют сторонам решать широкий круг вопросов их взаимоотношений в связи с перевозками грузов. Они определяют общие условия выполнения отдельных договоров перевозки. В самих отдельных договорах эти вопросы не могут получить решения в силу краткосрочного характера таких договоров. Именно поэтому необходимы долгосрочные договоры организационного содержания.

В договоре об организации перевозок грузов могут полно и детально определяться положения, единые для транспортной деятельности сторон. Так, в договоре согласовываются минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно), определяются условия о месте передачи и приема вагонов, порядке погрузки (выгрузки) грузов, видах и количестве механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и др. Могут быть предусмотрены условия, отражающие специфические особенности перевозки определенных видов грузов и подлежащие учету при каждой конкретной отправке таких грузов;

4) организационный характер носят договоры, заключаемые между организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов. Таковы узловые соглашения организаций железнодорожного и водного транспорта, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов автотранспортными организациями на станции (порты, пристани, аэропорты) и др. Предметом таких договоров являются взаимоотношения между различными транспортными организациями по поводу перевозки грузов.

Существует немало других организационных договоров, которые могут использоваться для содействия торговому обороту.

УДК: 34.347

Еремин А.А.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

CONCEPT AND CLASSIFICATION OF ORGANIZATIONAL CONTRACTS

Ключевые слова: договор, организационные отношения, организационный договор, рамочный договор, предварительный договор, Гражданский кодекс.

Keywords: the contract, organizational relations, the organizational contract, the frame contract, the preliminary contract, the Civil code.

Аннотация: в статье исследуется понятие организационных отношений, автор рассматривает различные подходы к классификации организационных договоров, применяемых в гражданском обороте. В науке гражданского права дискуссионными остаются вопросы о понятии и признаках организационного договора. Представлено мнение автора относительно понятия и правовой природы организационного договора.

Abstract: in article the concept of organizational relations is investigated, the author considers various approaches to classification of the organizational contracts applied in a civil turn. In a civil law science debatable there are questions on concept and signs of the organizational contract. The opinion of the author concerning concept and the legal nature of the organizational contract is presented.

Давно обращено внимание на наличие в предмете правового регулирования любой отрасли двух «пластов» общественных отношений: «организуемых» общественных отношений, складывающихся по поводу осуществления насущных потребностей людей во всех сферах жизни, и организационных отношений, направленных на упорядочивание (нормализацию) процессов в организуемых отношениях.1 Последние обладают относительной самостоятельностью и требуют самостоятельного правового регулирования. Их субъекты наделяются правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей, входящих в содержание «организуемых» правоотношений. Вследствие наличия самостоятельного предмета правового регулирования (организационных отношений) в праве выделяется особая разновидность норм - организационно-правовые нормы. В цивилистике проблема организа-

1 См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 10. С. 56; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 30.

ционных отношений исследуется с различных точек зрения. Концепция гражданско-правового регулирования организационных отношений была выдвинута на теоретическом уровне О.А. Красавчиковым сорок лет тому назад2, выделившим три основных признака, позволяющие включить организационные отношения в состав предмета гражданско-правового регулирования. Эти отношения:

1) возникают по инициативе самих участников правоотношения;

2) строятся на началах равенства (координации) субъектов, а не субординации (власти и подчинения);

3) направлены на упорядочение организуемых (имущественных) отношений, вследствие чего выполняют применительно к последним служебную функцию3.

2 См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения. С. 50-57; Он же. Структура предмета гражданско-правового регулирования социалистических общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права: Сб. учен. тр. Вып. 13. Свердловск, 1970.

3 См.: Красавчиков О.А. Категории науки граждан-

Данная проблема исследовалась и ранее профессором С.Н. Братусем, который, признавая наличие организационных общественных отношений, не видел их в качестве элемента предмета гражданско-правового регулирования.1

Проблема организационных отношений являлась и является предметом серьезной полемики, связанной в первую очередь с трудностью дифференциации предмета этих отношений в системе частноправового регулирования, поскольку этот вид отношений невозможно отнести ни к имущественным, ни к личным неимущественным отношениям субъектов права. Прежде всего потому, что объектом организационного отношения является деятельность его субъектов, направленная не на прямой экономический результат, а на создание условий для его скорейшего и более эффективного достижения.

Активное использование различных организационных договоров ставит проблему их определения. Полагаем, к видам организационных договоров надо отнести: предварительный договор, рамочный (собственно организационный) договор, включая договор на проведение торгов, соглашение о процедуре переговоров.3 Однако организационные начала в гражданско-правовом регулировании являются неотъемлемой частью любых отношений, в том числе и имущественных. Организационно-правовые отношения могут возникать из различных юридических фактов, в том числе и из договоров. Напомним, что под организационно-правовыми отношениями понимаются "такие построенные на началах координации и суб-

ского права // Избр. труды: В 2 т. Т. 1. - М.: Статут, 2005. С. 46 - 53.

1 См.: Братусь С.Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в СССР // Вопросы общей теории советского права: Сб. статей. - М.: Госюриздат, 1960. С. 104; Он же. Предмет и система советского гражданского права. - М.: Госюриздат, 1963. С. 66. См., например: Кирсанов К.А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

2 См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 1. М., 2009. С. 851. См., также: Кирсанов К. А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

3 См.: Подузова Е.Б. Организационные договоры в гражданском праве. - М.: Проспект, 2014.

ординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо формирование социальных образований"4.

В цивилистической науке дискуссионными остаются вопросы о понятии, признаках и видах организационных договоров. В судебной практике неоднозначно решается вопрос о квалификации тех или иных договоров в качестве организационных. Так, согласно одному из первых в российской юридической литературе определений организационный договор - это взаимное соглашение двух или более сторон, направленное на организацию, упорядочивание взаимоотношений и создание предпосылок, необходимых и достаточных для вступления его участников в иные общественные отношения имущественного характера5. Указывается также, что организационным является договор, который направлен на организацию организационно-правовых связей между его участниками6. В последующих определениях организационного договора подчеркивается его направленность на организацию иных отношений сторон, а также то, что в течение всего действия организационного договора осуществляется деятельность по управлению8. Отмечается, что по организационному договору стороны обязуются выполнить определенные договором совместные действия, направленные на возникновение иного гражданского обязательства между теми же или иными лицами и (или) на его исполнение в соответствии с

4 Красавчиков, О.А. Гражданские организа-ционно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики: 1925 - 1989: Сборник статей. - М.: Статут, 2001. С. 163.

5 Васева, Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 69.

6 Советское гражданское право: Учебник. Т. I / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С. 445. Автор главы -О.А. Красавчиков.

7 Гражданское право: Учебник. Т. III / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2008. С. 182. Автор главы -Е.А. Суханов; Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2005. С. 277; Данилова Л.Я. Органи-зационные гражданско-правовые договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1. С. 13 - 14.

8 Правовое регулирование социально-эконо-мических отношений в условиях реформ / Под науч. ред. З.М. Фат-кудинова, З.А. Ахметьяновой. Казань, 2004. С. 217. Автор параграфа - Ю.С. Харитонова.

условиями организационного договора1. К данным определениям примыкает объяснение рамочного (организационного) договора как соглашения, целью которого является организация длительных деловых отношений, для достижения которой требуется заключение (как правило, между теми же сторонами) договоров-приложений, отдельные условия которых согласовываются в базовом договоре2.

Все большее внимание в юридической литературе стало уделяться понятию и сущности организационного договора. Возросший интерес к указанному виду договоров вызван их частым применением на практике. Так, например, конструкция организационных договоров широко применяется в сфере предоставления транспортных услуг3, в стро-ительстве4, в предпринимательской сфере при установлении долгосрочных партнерских отношений. Однако, несмотря на столь широкое практическое применение, в законодательстве Российской Федерации не нашлось отражения легально закрепленного понятия организационного договора. Поэтому в настоящее время силы многих ученых направлены на выработку данного понятия. Следует сказать, что большинство ученых, занимающихся изучением правовой природы организационных договоров, смешивают два понятия - организационного и рамочного договоров, считая их синонимами.

Под организационным договором, на наш взгляд, следует понимать соглашение об организации длительных правовых связей в виде потока разнообразных деловых отношений, направленных на повышение эффективности соответствующего вида предпринимательской деятельности. Т. Е. Ключевым моментом организационного договора, отражающего его сущность, является цель заключения, а именно организация длительных партнерских отношений. В данном случае основными характеристиками рассматриваемого вида договоров будут служить непосред-

1 Морозов, С.Ю. Система транспортных организацион-ных договоров: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 132.

2 Ефимова, Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. М., 2006. С. 3.

3 Долинская В.В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 8. С. 15.

4 Ершов О.Г. Предварительный договор в строительстве // Право и экономика. 2010. № 11. С. 8.

5 Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) догово-

ры. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 46.

ственно стороны, заключившие данное соглашение, и его условия (предмет, сроки, права и обязанности сторон).

Договоры, из которых возникают названные отношения, в гражданско-правовой доктрине принято именовать организационными. Несмотря на то, что различные виды таких договоров все больше освещаются в юридической литературе, до настоящего времени не было серьезных попыток выделить их сущностные черты, на основании которых можно было бы выработать правила, которые распространялись бы одинаково на все виды организационных договоров. К сожалению, нет также единой классификации организационных договоров.

К числу организационных договоров обычно юристы относят как договоры, направленные на организацию договорных отношений (связей), так и договоры, направленные на организацию совместной деятельности. Указывается, что организационными договорами являются, в частности, предварительный договор (ст. 429 ГК РФ)6 и договор простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ7). В судебной практике предварительный договор и договор простого товарищества также относят к числу организационных договоров. В качестве организационного также квалифицируется договор об организации перевозки грузов, договор, устанавливающий порядок совершения и исполнения в будущем разовых

агентских сделок, соглашение об организации взаиморасчетов11.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

8 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2004 г. по делу № А17-181/1; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2010 г. № 17АП-2240/2009-ГК // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

9 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2010 г. по делу № А43-8233/2010 // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

10 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2009 г. № Ф09-9813/09-С5 // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

11 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2001 г. по делу № Ф09-604/01-ГК // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. От 05.05.2014 № 129-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. От 21.07.2014 № 224-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Васева, Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О.А. Красавчиков. - Свердловск, 1980.

4. Горшенев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972.

5. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 1. - М., 2009.

6. Гражданское право: Учебник. Т. III / Под ред. Е.А. Суханова. - М., 2008.

7. Данилова, Л.Я. Организационные гражданско-правовые договоры // Законы России:

Опыт, анализ, практика. - 2009. - № 1. - С. 13 - 14.

8. Долинская, В.В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика.

2009. - № 8. - С. 15.

9. Ефимова, Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. - М., 2006.

10. Ершов, О.Г. Предварительный договор в строительстве // Право и экономика. -

2010. - № 11. - С. 8.

11. Красавчиков, О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики: 1925 - 1989: Сборник статей. - М.: Статут, 2001.

12. Красавчиков, О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. - 1966. - № 10. - С. 56.

13. Красавчиков, О.А. Структура предмета гражданско-правового регулирования социалистических общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права: Сб. учен. тр. Вып. 13. - Свердловск, 1970.

14. Красавчиков, О.А. Категории науки гражданского права // Избр. труды: В 2 т. Т. 1.

М.: Статут, 2005.

15. Кирсанов, К.А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2008.

16. Морозов, С.Ю. Система транспортных организационных договоров: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011.

17. Правовое регулирование социально-экономических отношений в условиях реформ / Под науч. ред. З.М. Фаткудинова, З.А. Ахметьяновой. - Казань, 2004.

18. Подузова, Е.Б. Организационные договоры в гражданском праве. - М.: Проспект,

19. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России. - М., 2005.

20. Советское гражданское право: Учебник. Т. I / Под ред. О.А. Красавчикова. - М.,

Е. Б. Подузова

Монография


Организационные договоры в гражданском праве


ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике и дальнейшее развитие рыночных отношений приводят к увеличению потребности субъектов гражданского права в установлении стабильных деловых связей. Данная потребность реализуется, в частности, посредством планирования заключения в будущем договора (договоров). Такое планирование становится необходимым как при осуществлении предпринимательской деятельности, так и вне рамок таковой.

В последнее время для планирования заключения в будущем договора (договоров) в различных сферах деятельности широко используются организационные договоры. Они заключаются, например, в сфере грузовых перевозок, в сфере страхования, в кредитно-расчетной сфере.

Следует отметить, что в Общей части Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, посвященные организационному договору. Кроме того, в Особенной части Гражданского кодекса РФ закреплены не все виды организационных договоров, применяемых в отдельных сферах деятельности. В Гражданском кодексе РФ предусмотрены лишь конструкции предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), договора об организации перевозки (ст. 798 ГК РФ), генерального полиса (ст. 941 ГК РФ). Однако закрепление данных конструкций на законодательном уровне не решает множества теоретических и практических проблем. В проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организационным отношениям и организационным договорам не уделено достаточного внимания.

В науке гражданского права дискуссионными остаются вопросы о понятии, признаках, правовой природе, видах организационных договоров, о субъектном составе, содержании, способах обеспечения, ответственности за неисполнение организационных договоров.

Судебной практике не свойственно единообразие в разрешении споров, связанных с организационными договорами, поскольку неоднозначно решается вопрос о квалификации тех или иных договоров в качестве организационных.

В деловой практике в содержание различных видов организационных договоров зачастую включают условия, не соответствующие их правовой природе и целевой направленности.

Недостаточная разработанность понятия и природы организационного договора, его видов, необходимость унификации судебной практики и приведения деловой практики в соответствие с законом определили тематику и содержание настоящей работы.

В монографии «Организационные договоры в гражданском праве» подробно рассматриваются общая конструкция организационного договора, а также его отдельные виды и разновидности, проведен анализ действующего российского и зарубежного законодательства, судебной и деловой практики, рассмотрены основные перспективы развития российского гражданского законодательства об организационных договорах.

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗУЮЩИХ ДОГОВОРОВ

§ 1. Понятие организационных отношений и их место в системе гражданских отношений

С середины XX в. в юридической литературе исследуется проблема обоснованности выделения группы организационных отношений среди иных общественных отношений, а также их правовая природа.

Согласно одному из мнений, организационные отношения возникают и существуют в сфере государственного управления1, поскольку управление и организационная деятельность государства – это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений2. Организационные отношения являются отношениями власти и подчинения и относятся к предмету административного права3.

Иной позиции придерживается О. А. Красавчиков, который полагает, что в каждой отрасли права, особенно в праве гражданском, имеется немало организационных норм, которые регулируют соответствующие организационные отношения и принадлежность которых к предмету регулирования административного права исключена4. При этом под организационными отношениями понимаются построенные на началах координации или субординации социальные связи, направленные на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо на формирование социальных образований5.

По мнению автора, организационные отношения имеют ряд особенностей. Содержание организационного отношения складывается из организационных действий (неимущественных, неличных, нетрудовых и т. д.), направленных на упорядочение (нормализацию) организуемых отношений. Данное отношение имеет объектом упорядоченность отношений, а целью – организованность соответствующего акта (процесса)6.

В дальнейшем иные юристы, наряду с административными организационными отношениями, признавали и гражданско-правовые организационные отношения. При этом в качестве квалифицирующего признака данных отношений также выделяли их направленность на упорядочение иных общественных отношений7.

Мы присоединяемся к мнению О. А. Красавчикова относительно определения понятий организационного отношения и гражданско-правового организационного отношения, построенного на началах равенства их участников8.

В литературе была высказана точка зрения, согласно которой выделяемые О. А. Красавчиковым гражданско-правовые организационные отношения следует именовать отношениями координационными, поскольку отсутствие подчиненности в общественных отношениях исключает их организационный характер9.

Считаю, что с данной позицией сложно согласиться. Сам термин «организация» имеет несколько значений. Во-первых, под организацией понимается внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого. Во-вторых, организация определяется как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В-третьих, под организацией понимается объединение людей, совместно реализующих программу или цель10. Таким образом, при организации общественных отношений взаимодействие участников не ограничивается подчинением одной стороны другой стороне, осуществление такого взаимодействия возможно и на началах координации. Поэтому применение термина «организационные отношения» исключительно к отношениям власти и подчинения представляется неверным.

В качестве признаков организационных отношений указывается, что данные отношения складываются ради реализации «чужого» интереса, заложенного в организуемых отношениях, при этом субъектный состав участников организационных отношений, построенных на началах координации и организуемых отношений, совпадает11.

По нашему мнению, поскольку субъекты гражданского права вступают в организационные отношения для упорядочивания иных отношений, которые в дальнейшем возникнут между теми же субъектами, в организуемых отношениях заложены интересы субъектов организационных отношений. Данные отношения складываются ради реализации интересов их участников, а не «чужого» интереса.

В литературе отмечается ряд иных особенностей гражданско-правового организационного отношения. В данном отношении отсутствуют явно выраженные обязанная и управомоченная стороны, поскольку обязанности в организационном обязательстве носят не встречный, а взаимный характер. Отсутствие встречного предоставления предопределяет то, что организационные отношения в чистом виде должны носить безвозмездный характер, при этом в отличие от общего правила, в соответствии с которым безвозмездное обязательство носит односторонний характер, безвозмездное организационное отношение характеризуется двух- или многосторонним характером. Часть организационных обязательств предусматривает формирование определенных общественных отношений в будущем. Для таких обязательств характерно исполнение в определенный срок12. Полагаю, что к данной позиции следует присоединиться.

Как указывается, назначение организационных отношений заключается в обслуживании иных гражданских правоотношений (организуемых правоотношений)13.

Организационные отношения направлены на упорядочение организуемых отношений. Организация отношений включает их обслуживание. Мы разделяем мнение, что организационные отношения характеризуются как обслуживающие организуемые отношения.

В науке гражданско-правовые организационные отношения подразделяются на определенные виды.

Как отмечается в литературе, в зависимости от содержания данные отношения делятся на группы организационно-предпосылочные (образующие), организационно-делегирующие, организационно-контрольные и организационно-информационные отношения. Организационно-предпосылочные отношения характеризуются тем, что в результате становления и реализации данных отношений происходит завязка, а в определенных случаях и развитие отношений имущественно-правовых. Посредством реализации организационно-делегирующих отношений происходит наделение определенными полномочиями одних лиц по осуществлению известного рода действий от имени других, т. е. делегирование полномочий. Организационно-контрольные отношения отличаются тем, что содержащиеся в них права дают возможность одному субъекту гражданского права контролировать действия другого субъекта, состоящего с первым в определенном гражданском правоотношении. Суть организационно-информационных отношений сводится к тому, что в силу гражданских организационных прав и обязанностей стороны имущественного правоотношения обязаны обмениваться определенного рода информацией14.

При классификации договоров коммерческого права в качестве особой группы должны выделяться организаци­онные договоры. Они представляют собой самостоятель­ный тип договоров коммерческого (и гражданского) права, включающий в себя целый ряд разнообразных видов таких договоров. Названные договоры требуют отдельного рас­смотрения в силу своей распространенности и высокой зна­чимости.

Определение сущности организационных договоров пред­ставляет известную сложность. Дело в том, что организацион­ные договоры могут служить вспомогательной частью «ос­новных» имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим орга­низационные договоры могут быть обособлены от имуще­ственных, выполняя самостоятельные функции в организа­ции взаимоотношений субъектов торговой деятельности.

Впервые на необходимость выделения организационных неимущественных отношений и регулирующих их органи­зационных договоров обратил внимание О.А. Красавчи­ков. Он также предложил выделить договоры, в которых на первый план выходит организационное начало. - Взгляды О.А. Красавчикова встретили как поддержку, так и резкие возражения. Основным контрдоводом было то, что в ст. 2 ГК РСФСР (а ныне в ст. 2 ГК) организационные отношения не названы в числе объектов регулирования гражданского права. В ней говорится, что гражданское пра­во регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Подобный аргумент явно несостоятелен. Во-первых, само правовое регулирование общественных отношений означа­ет, прежде всего, внесение в них должной организованнос­ти. Во-вторых, как показывает практика, объективное су­ществование правовых явлений совершенно не зависит от того, урегулированы они законом или нет.

Кроме того, утверждение о законодательной неурегули­рованности организационных договоров не соответствует действительности. Транспортные уставы и кодексы на про­тяжении многих десятилетий предусматривали и преду­сматривают заключение организационных договоров. В настоящее время ст. 798 ГК устанавливает необходимость заключения договоров об организации перевозок грузов. Организационный характер носят договоры о простом то­вариществе (гл. 55 ГК), о создании финансово-промышлен­ных групп, холдингов и др.

Таким образом, организационные договоры представля­ют распространенную группу, нуждаясь в специальном рассмотрении.

Отличия организационных и имущественных договоров мо­гут быть проведены по ряду признаков, прежде всего по предме­ту договора и согласованной цели участников договора.

Предметом организационных договоров служит опреде­ление наиболее общих условий взаимосвязанной деятельнос­ти, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами отдельных имущественных договорах. Весьма важно то обстоятельство, что соответствующий уровень организованности отношений создается не в результате за­конодательного регулирования, как в публичном праве, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъ­явления самих договорных контрагентов. Закрепление принципа свободы договора, автономии воли лиц расширя­ет возможности использования организационных догово­ров в сфере торгового оборота.


Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездный характер и имеет целью получение иму­щества или иного блага. В отличие от этого целью органи­зационных договоров служит создание возможностей и предпосылок для более успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышение координирован­ности и согласованности совершаемых в дальнейшем иму­щественных операций.

Организационное содержание и направленность рас­сматриваемых договоров не являются самоцелью, а ориен­тированы на последующие имущественные отношения сто­рон, связаны с ними. Таким образом, организационные договоры рассчитаны на последующий учет их содержания, а нередко - на детализацию и конкретизацию их условий в отдельных имущественных договорах.

Можно предложить следующее определение. Организа­ционный договор - это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, опреде­ляющее процедуру возникновения и общие условия ис­полнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повыше­ние эффективности этой деятельности.

Отсюда проистекает ряд отличительных черт органи­зационных договоров. Поскольку организационные догово­ры направлены преимущественно на регламентацию буду­щих имущественных отношений сторон, они, как правило, носят долгосрочный или бессрочный характер. Лишь в уста­новленных законом случаях они заключаются на годичный или иной краткий срок.

Организационные договоры упорядочивают имуществен­ные отношения субъектов, но на уровне не единичного обяза­тельства, а определенной их совокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общие требова­ния к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в пределах его действия. Данная функция орга­низационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора

Организационные договоры могут являться предпосыл­кой заключения его участниками любых видов имуществен­ных договоров. Так, участники контрактного объединения в дальнейшем способны заключать между собой самые раз­личные договоры, вытекающие из взаимосвязанного харак­тера их деятельности. Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием заключения и испол­нения договоров определенного вида. Например, транспорт­ные организационные договоры определяют отдельные ус­ловия выполнения договоров на перевозку конкретных партий грузов.

Из названных функций организационного договора про­истекает впечатление его обслуживающего характера, вспомо­гательной роли по отношению к заключаемым отдельным имущественным договорам. Такой взгляд будет неточным. Организационные договоры значимы сами по себе, имеют собственную ценность, состоящую в достигаемом на их основе повышении организованности взаимосвязанной деятельности субъектов, что дает непосредственный экономический эффект. Вместе с тем, поскольку организационный договор не преду­сматривает достижение конкретного имущественного ре­зультата, он остается по своей природе организационным.

Крайне важно использование такой функции организа­ционных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. Здесь следует выделять два аспекта: 1) четкое опре­деление условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров; 2) включение в договоры обязанностей, преду­сматривающих меры по непосредственному совершенство­ванию взаимосвязанной деятельности. Таково, например, включение в организационные транспортные договоры ус­ловий о расширении фронтов одновременной погрузки и выгрузки, оборудовании их дополнительными механизмами для ускорения погрузочно-разгрузочных работ и др. В по­добных случаях организационный договор начинает вклю­чать в себя отдельные элементы имущественного договора, однако общая цель - направленность на улучшение органи­зации взаимосвязанной деятельности - остается неизмен­ной. Между тем сущность договора определяется основной целью, а не сопутствующими условиями.

Спецификой организационных договоров является то, что предусматриваемые ими организационные, производ­ственные, технологические усовершенствования осуществ­ляются за счет одной из сторон. Затраты на указанные цели не компенсируются другой стороной, не распределя­ются между участниками. Однако положительный резуль­тат произведенных улучшений используется одновременно обоими участниками договора.

Тема: Организационные договоры в торговом обороте

1. Сущность организационных договоров

2. Основные виды организационных договоров

3. Особенности отдельных организационных договоров

1. Сущность организационных договоров

Организационный договор это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Определение сущности организационных договоров представляет известную сложность. Дело в том, что организационные договоры могут служить вспомогательной частью "основных" имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим организационные договоры могут быть обособлены от имущественных, выполняя самостоятельные функции в организации взаимоотношений субъектов торговой деятельности.

Транспортные уставы и кодексы на протяжении многих десятилетий предусматривали и предусматривают заключение организационных договоров. В настоящее время ст. 798 ГК РФ устанавливает необходимость заключения договоров об организации перевозок грузов. Организационный характер носят договоры о простом товариществе (гл. 55 ГК РФ), о создании финансово-промышленных групп, холдингов и др.

Предметом организационных договоров служит определение наиболее общих условий взаимосвязанной деятельности, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами разовых, отдельных договорах. Весьма важно то обстоятельство, что соответствующий уровень организованности отношений создается не в результате законодательного регулирования, как в публичном праве, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъявления самих договорных контрагентов. Закрепление принципа свободы договора, автономии воли лиц расширяет возможности использования организационных договоров в сфере торгового оборота.

Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездный характер и имеет целью получение имущества или иного блага. В отличие от этого целью организационных договоров служит создание возможностей и предпосылок для более успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышение координированности и согласованности совершаемых в дальнейшем имущественных операций.

Организационное содержание и направленность рассматриваемых договоров не являются самоцелью, а ориентированы на последующие имущественные отношения сторон, связаны с ними. Таким образом, организационные договоры рассчитаны на последующий учет их содержания, а нередко на детализацию и конкретизацию их условий в отдельных имущественных договорах.

Поскольку организационные договоры направлены преимущественно на регламентацию будущих имущественных отношений сторон, они, как правило, носят долгосрочный или бессрочный характер. Лишь в установленных законом случаях они заключаются на годичный или иной краткий срок.

Организационные договоры упорядочивают имущественные отношения субъектов, но на уровне не единичного обязательства, а определенной их совокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общие требования к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в пределах его действия. Данная функция организационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора.

Организационные договоры могут являться предпосылкой заключения его участниками любых видов имущественных договоров. Так, участники контрактного объединения в дальнейшем способны заключать между собой самые различные договоры, вытекающие из взаимосвязанного характера их деятельности. Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием заключения и исполнения договоров определенного вида. Например, транспортные организационные договоры определяют отдельные условия выполнения договоров на перевозку конкретных партий грузов.

Спецификой организационных договоров является то, что предусматриваемые ими организационные, производственные, технологические усовершенствования осуществляются за счет одной из сторон. Затраты на указанные цели не компенсируются другой стороной, не распределяются между участниками. Однако положительный результат произведенных улучшений используется одновременно обоими участниками договора.

2. Основные виды организационных договоров

1) договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению ресурсами и сбыту товаров . Названные договоры предусматривают различные формы сотрудничества производственных или оптовых торговых организаций для обеспечения устойчивого сбыта товаров, а также снабжения сторон необходимыми ресурсами. Достижение указанных целей ведет к повышению прибыли, получаемой сотрудничающими сторонами.

Основной формой взаимодействия является создание несколькими производственными либо оптовыми торговыми организациями на договорной основе снабженческих или сбытовых структур. Образуемые организации являются подконтрольными по отношению к своим учредителям, что принципиально отличает их от независимых в организационно-экономическом отношении посредников.

Порядок деятельности создаваемой снабженческой или сбытовой организации определяется заключаемым ее учредителями организационным договором. В таком договоре, в частности, предусматривается расширение объемов сбыта товаров за счет предложения к продаже имеющегося у сторон более широкого (чем у каждого в отдельности) ассортимента изделий, разведения конкурирующих товаров на разные потребительские рынки и др. Относительно снабжения предусматриваются возможность и порядок займа одними из учредителей ресурсов из имеющихся неиспользуемых запасов других партнеров, обмена различных ресурсов и т. п. Определяется порядок распределения прибыли от деятельности снабсбытовой структуры пропорционально вложенному капиталу либо уровню продаж товаров каждого учредителя;

2) договоры об образовании контрактных объединений . Таковы договоры о простом товариществе, о создании финансово-промышленной группы, договоры между центральным и зависимыми звеньями холдинга о принятии управленческих решений и др.

Договоры о создании контрактного объединения требуют урегулирования в них разных вопросов в зависимости от характера стоящих перед субъектами задач.

Так, заключение договора о создании простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ) предполагает определение в нем:

а) видов и стоимости имущества и иных благ, вносимых каждым из товарищей в общее дело;

б) порядка учета общего имущества товарищей, а также произведенной продукции и полученных доходов на отдельном балансе; в) поручения о ведении общих дел одному из товарищей;

г) систематического распределения прибыли, полученной товарищами в результате совместной деятельности;

3) договоры об организации перевозок грузов. Они заключаются при необходимости осуществления систематических перевозок грузов и носят преимущественно долгосрочный характер.

Договоры об организации перевозок позволяют сторонам решать широкий круг вопросов их взаимоотношений в связи с перевозками грузов. Они определяют общие условия выполнения отдельных договоров перевозки. В самих отдельных договорах эти вопросы не могут получить решения в силу краткосрочного характера таких договоров. Именно поэтому необходимы долгосрочные договоры организационного содержания.

В договоре об организации перевозок грузов могут полно и детально определяться положения, единые для транспортной деятельности сторон. Так, в договоре согласовываются минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно), определяются условия о месте передачи и приема вагонов, порядке погрузки (выгрузки) грузов, видах и количестве механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и др. Могут быть предусмотрены условия, отражающие специфические особенности перевозки определенных видов грузов и подлежащие учету при каждой конкретной отправке таких грузов;

4) организационный характер носят договоры, заключаемые между организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов . Таковы узловые соглашения организаций железнодорожного и водного транспорта, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов автотранспортными организациями на станции (порты, пристани, аэропорты) и др. Предметом таких договоров являются взаимоотношения между различными транспортными организациями по поводу перевозки грузов.

3. Особенности отдельных организационных договоров

Более подробного рассмотрения требуют два вида организационных договоров, имеющих непосредственное отношение к правовому регулированию торгового оборота.

Первый это соглашения о межрегиональных поставках товаров , заключаемые между органами исполнительной власти российских регионов.

Предметом таких соглашений является определение конкретных поставщиков и покупателей и общих условий договоров поставки, оформляемых на основании межрегиональных соглашений.

Особенностью соглашений является то, что заключают их одни субъекты, а фактическое осуществление поставок производится совершенно другими лицами по самостоятельно оформляемым договорам. Отсюда возникает необходимость в организационных мерах,