Как правильно складывать руки при благословении. Как просить благословения у батюшки так, чтобы высшие силы вас услышали

Как взять благословение у священника

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!) либо (как это принято у большинства церковного народа) "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение "благословите!" - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением -то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству - вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите" ответить поклоном.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время - у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, - в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке - на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Скажите, пожалуйста, что означает благословение священника?

Правда ли, что если я взяла благословение у одного батюшки, то через 15 минут после этого, встретив другого священника, я не должна брать у него благословение, потому как это уже бессмыслица получается? Как поступить, если, войдя в комнату, я увижу нескольких священников - у кого из них первого надо взять благословение? Или брать благословение у всех?

Подобные вопросы часто смущают новоначальных христиан.

Ответить на них мы попросили клирика храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина, протоиерея Алексия Тюкова.

Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый член "Символа веры": "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Человек, принимающий благословение от священнослужителя, по своей вере принимает его от Самого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку епископа или священника, благословившего его, он воздает не только почитание лицу, носящему священный сан, но его поцелуй относится, в первую очередь, к Самому Господу нашему Иисусу Христу, Чьим Именем нас благословил священник.

В наших межличностных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, мира. И эти словесные благопожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться братским поцелуем, заключить встретившегося человека в дружеские объятия. В лоне Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание, наш духовный поиск, к этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения. Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение. Мы же не будем объяснять встреченному священнику или епископу, что пятнадцать минут назад уже брали благословение, поэтому Вы уж извините, я у Вас благословение брать не буду. Не стоит смущать человека и давать ему повод думать о вас, как о человеке недостаточно церковном и мало стремящемся к духовной жизни.

Бывают жизненные ситуации, когда невозможно взять благословение у всех встретившихся нам на тот момент священников, к примеру, если мы находимся в автобусе, где сидят священнослужители, или в салоне самолета. Естественно, мы не можем проходить по всему салону, поднимая каждого священнослужителя и испрашивая у него благословение. В этом случае мы возьмем благословение у ближайшего находящегося к нам священника, а другим священникам, слегка поклонившись, явим тем самым свое уважительное отношение. Так же мы будем поступать и если находимся в какой-то аудитории, на конференции, собрании, где можем встретить множество священнослужителей. В этом случае возьмем благословение у ближайшего или у знакомого нам священника, если можем к нему подойти, никого не побеспокоив, а другим священникам или епископам, которые находятся в обозримом для нас пространстве, уважительно поклонимся. И это будет церковным поведением и не вызовет какого-то негативного отношения к нам.

Церковная Священноиерархия

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.
Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.

Архиерей - это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в приходе называется Настоятелем.

Диаконы – Низшая степень Священства. Они помогают при совершении таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов («отшельников» – в переводе) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:
Патриарх родоначальник,
Митрополит человек из главного рода,
Епископ блюститель,
Архиепископ старший Пастырь.

Патриархи или Митрополиты являются главными (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах.

Как правильно обращаться к прихожанам

Поскольку мы едины во Христе, «брат» или «сестра» – это наилучшее обращение верующих между собой. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры» .

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, обращаются только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости» . Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника» . И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как правильно обратиться к священнику

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя , например, «отец Владимир» . К диакону можно обращаться «отец диакон» , к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день». При встрече говорят «Благословите». Если вы знаете имя священника, то говорите: «Благословите, отец (имя)», если имени священника вы не знаете, то скажите просто: «Благословите, батюшка».

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче» . Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к священнику. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Андрей», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец» , как это принято в католических странах, не стоит . Святость человека познается по его смерти. Говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче» ).
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».

К Архиереям, Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка» , как к облеченным церковной властью.

При письменном обращении к:

Патриарху «Ваше Святейшество»;
Архиепископу или Митрополиту «Ваше Высокопреосвященство»;
Епископу «Ваше Преосвященство»;
Протоиерею, Игумену, Архимандриту «Ваше Высокопреподобие»;
Иерею, Иеромонаху, Монаху (Монахине) «Ваше Преподобие»;
Диакону и Иеродиакону «Ваше Благовестие».

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану , все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины — по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят — женщины (тоже по старшинству).
Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».
Если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, на улице и т.п.) вы можете подойти к нему для получения благословения, даже, если на священнике мирская одежда. Но только в том случае, если будете уверены, что не помешаете его личным делам, и не поставите его своим обращением в неловкое положение.
В случае невозможности взять благословение, можно ограничиться приветствием в виде легкого поклона.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня фиолетовый или темно-красный , знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых зеленый . В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное Воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в ч ерных облачениях , в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых , в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых , Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих . Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет , вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.


Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.


Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.


Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.


Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?

Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.

Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?

Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"

Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".

А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.

Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".

Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?

Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.

Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?

Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".

Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:

Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.

Батюшка говорит:

Бог благословит.

И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:

Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.

Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:

Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...

А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.

Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Владыка, как «работает» благословение? Если, например, врач предписывает есть мясное, а батюшка благословляет строгий пост, кого слушаться?

Как вы сказали, «работает» по слову Священного Писания: «По вере вашей да будет вам». Человек верит, что через священника или архиерея получит прямой ответ от Господа, и готов это слово в точности исполнить.

Давайте вспомним, для чего вообще нам нужен пост. Посты установлены Церковью для пользы человека, чтобы освятить его, оградить от влияния злых духов, ведь «сей род ничем не исходит» – только молитвой и постом.

Можно сказать, что - это и наше послушание церковное. Святые отцы определили именно такое количество постов и постных дней, чтобы помочь спасению души, и если мы доверяем им, доверяем Церкви, значит, выполним все постановления. Если примем, что пост - это благословение Церкви, нам будет легко его соблюдать. Многие церковные люди говорят, что с нетерпением ожидают поста, а когда он заканчивается, чувствуют некую скорбь: так не хочется с ним разлучаться, настолько ты привык, настолько тебе легко.

Тому, кто внимательно читает Евангелие, в какой-то момент может показаться, что Иисус Христос пренебрегал постом, потому что не постился, как другие, и вёл образ жизни не такой, как окружающие: посещал дома грешников и мытарей, всё время был на людях, в центре внимания. И когда фарисеи упрекали Его, Господь отвечал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11). Но надо помнить, что служение Христа на земле было кратким – чуть более трёх лет, поэтому Он сконцентрировался на самом важном. Когда же оставил Своих учеников, вознёсся на небо, тогда вернулись все посты и установления, и апостолы стали их соблюдать, как и было предсказано: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Высшая цель поста - это, как я уже сказал, освящение человека, примирение с Богом, пребывание в Его любви. Но без физического упражнения достичь такой духовной высоты невозможно. Вот для чего нужен пост: он дисциплинирует, учит самоограничению, самопожертвованию.

Когда же человек болеет, сама болезнь становится для него неким ограничением, ставит его в такие условия, когда он чем-то стеснен, бывает, не может даже с постели подняться, жить полноценной жизнью, и должен смиряться. Недуг лишает мирских радостей, приводит в состояние покоя, когда мы углубляемся в себя, ищем духовные корни болезни, задумываемся над своей жизнью. К этому, собственно, ведёт и пост. Так что можно сказать, кто болеет, тот уже постится.

Кого слушать: врача или священника. Если человек доверяет Церкви, возлагает всю свою надежду на Бога, что Бог направит ум этого священника, вразумит правильно дать благословение, он идёт и спрашивает. И каждый священник, наверное, когда просят благословение, подходит к этому очень серьёзно, ведь тебе готовы довериться полностью, а ты, как священнослужитель, должен взять на себя ответственность, что человеку делать дальше.

Когда я даю благословение, прежде всего узнаю, как человек живет, какой у него график, сколько свободного времени на молитву, чтобы благословение не было непосильной нагрузкой.

Любой священник, если желает помочь, постарается вникнуть в жизнь человека и подберет такое молитвенное правило и такую меру воздержания в пище, которые помогут выздороветь и физически, и духовно. И если человек с верой принимает благословение духовника, тогда всё у него получается.

Но безрассудно доверять тому, что скажет батюшка, не надо. Нужно смотреть, преподается ли благословение в церковной традиции, насколько оно соизмеримо с силами самого человека, его жизненного графика, физических и нравственных, душевных сил.

10 акафистов не благословляю

- Как вы сами определяете, когда надо давать благословение, а когда нет?

Человек, который ищет благословения, должен понимать, что тем самым он добровольно отдает себя в послушание духовнику.

Вот приходят за благословением читать в день 10 акафистов. Я не благословляю. Потому что человек может иметь такое благое желание, и ему кажется, что он это осилит. Но начинать нужно всегда с малого. Вначале читайте один, потом, возможно, будет больше, и так далее.

Или просят благословение не есть мяса. Если человек церковный и понимает, на какой шаг идет, и у него есть для этого возможности – тогда такое благословение дается. Оно поможет верующему идти по этому пути, так как дальше придут искушения, и ему не обойтись без помощи Божьей.

Даёте ли вы благословение, если знаете, что человеку будет трудно услышать и принять ваше слово? Или пожалеете?

Это уже будет в некоторой степени епитимия, лекарство для души. Каждый священнослужитель должен заботиться о здоровье своих прихожан, духовных чад, и иногда приходится давать такие благословения, которые, на первый взгляд, могут людям не нравиться.

Например, просит кто-то или освобождения от поста. Жалуется, что недостаточно сил, но священник видит, что это от малодушия, и в этот момент человека нужно просто поддержать. Духовник не даёт благословения и тем самым укрепляет веру. А человек потом удивляется, как ему удалось всё выдержать, и радуется тому, как мудро с ним священник поступил, что не дал повода расслабиться.

Мы все немощны и ищем послабления. Каждый оправдывает себя даже перед своей совестью. Но это - убаюкивание себя, а нужно трезво посмотреть, взбодриться, и тогда даже то, что на первых порах казалось невозможным, с благословением становится реальным. В данном случае благословение - это как молитвенное укрепление человека в деле, в его служении, в его жизни.

На что нельзя благословить

Не является ли поход к священнику «за благословением» попыткой переложить ответственность за свою жизнь и поступки на другого человека?

Да, в некоторой степени ответственность ложится на духовника, но лично я стараюсь придерживаться позиции, что любое благословение должно быть принято с согласием. Если человек не готов довериться, лучше повременить и благословения не давать. А если вижу, что люди готовы, всё у них для этого есть, но нет решимости, в таком случае слово пастыря становится для них как толчок, и дальше они с радостью идут по этому пути. Бывает, человеку трудно сделать первый шаг и когда, доверившись духовнику, он этот шаг делает, то выходит на качественно иной уровень, более высокий.

Такое благословение, например, иногда нужно студентам, которые окончили семинарию, женились, но не решаются принимать священный сан.

- Доводилось ли вам давать такое благословение, которое бы полностью меняло жизнь людей?

Люди сами должны решать, как им менять свою жизнь. Священник может быть только советчиком.

Вот буквально в этом году ко мне обратилась семейная пара за благословением на усыновление. Они думали только одного ребенка взять, а оказалось, что в детдоме находятся ещё четверо его родных братиков и сестричек, и самый маленький болен СПИДом. И эти родители очень переживали, смогут ли понести такой крест. Они советовались со священником, потом подошли ко мне. Это было перед началом Великого поста. И мы с ними решили так: весь Великий пост будем усиленно молиться об этом, чтобы Господь открыл Свою волю, а мы за это время укрепимся в вере, определимся с намерениями, и тогда уже будет видно.

Когда наступила Пасха, супруги подошли ко мне и сказали, что… готовы. И тогда уже я дал им архиерейское благословение.

Был и такой случай. Один бизнесмен колебался, брать ли в семью ещё одного ребенка из детдома. И также, после молитвы, как следует всё обдумав и посоветовавшись, он получил такое благословение.

В ситуации решительного выбора священник не может делать его за своих духовных чад. Ты пускаешь неродного ребенка в свою семью и будешь стараться окружить его любовью и заботой, чтобы он почувствовал себя родным - на это нельзя благословить. Человек должен быть готов.

Есть люди, которые боятся и желают переложить тяжелый жизненный выбор на плечи священника. Когда с такими вопросами приходят ко мне, стараюсь объяснить, что в своей жизни мы сами должны принимать решения.

Как вы относитесь к тому, что духовник не благословляет, например, жениться? Или наоборот, рекомендует конкретным юноше и девушке создать семью? Действительно ли священники обладают каким-то духовным даром или, может, это житейский навык такой - видеть, кто кому подходит, и какой путь кого ждет?

Если говорить о церковной традиции, то Православная Церковь знает старцев, которые имели дар прозорливости, из собственного духовного опыта видели, кто может подходить друг другу по темпераменту, характеру, совместимости. Но в настоящее время этот дар присутствует только у отдельных личностей.

Может, священник знает сокровенную духовную жизнь молодого человека и девушки, видит их настроение, что они симпатизируют друг другу, но не имеют решимости. Тогда он может попробовать им предложить создать семью. Но это при единственном условии - что люди ведут церковный образ жизни, слово духовника для них авторитетно, и в дальнейшем они смогут также с ним советоваться.

Но есть и очень пагубная практика, я бы сказал, душевредная, когда священник берет на себя право решать судьбы людей: одним благословляет жениться, другим уходить в монастырь, иным говорит, что не нужно детей рожать, поскольку наступили последние времена. Кто такое может знать? Мы что, пророки? Пророки - «до Иоанна» (Мф. 11:13), а дальше всё, пророчество прекратилось, и сейчас человек каждый день должен уповать на милость и волю Божью.

Мы не можем прекратить исполнять свои прямые обязанности. Если есть семья, пусть в ней рождаются дети. Если молодой человек хочет служить Богу в монастыре, не нужно преграждать ему доступ и благословлять жениться только потому, что священник так рассудил. Можно посоветовать повременить, испытать себя, пожить в обители в качестве послушника, но вершить судьбы людей - категорически неприемлемо.

Учитесь мыслить самостоятельно

По каким вопросам можно обращаться за благословением: только по очень важным или по всем? Спрашивают ли у вас, например, купить или продать поросят, вышивать ли в воскресенье? Что вы отвечаете?

Да, бывают и такие вопросы. Но они только на первый взгляд кажутся недостойными внимания, а на самом деле, это жизнь человека, и для него это очень важно.

Преподобный Амвросий Оптинский мог часами говорить с женщиной об индюшатах. Когда его спрашивали: «Батюшка, здесь же столько людей ждут вас для разговоров на серьезные духовные вопросы», он отвечал: «Понимаете, её индюшата - это вся ее жизнь, мы и говорим о её жизни, о том, что её беспокоит».

Так и человек переживает, волнуется: удастся ли ему совершить сделку - продать квартиру или даже тех же поросят. И для большей уверенности в помощи Божьей он подходит за благословением.

Но желательно, чтобы христианин имел некий навык и по мелким бытовым вопросам не бегал за советами, а решал сам. Должен быть внутренний стержень, чувство, которое подсказывает человеку, согласуются ли его поступки и слова с православной церковной традицией, стои т ли он сам на твердом камне Евангельских заповедей или уклонился в сторону.

Так и у нас. Бывает, спрашивают, можно ли на праздники на дачу съездить. Стараюсь вникать в каждый вопрос, но наставлять людей так, чтобы впоследствии они сами могли рассмотреть, противоречат ли их намерения заповедям Божьим, уставу церковному, и если нет, то можно действовать, и не обязательно при этом каждый раз заручаться благословением священника. Не всё ребёнка молочком кормить, он должен расти и вкушать уже твердую пищу.

Что делать человеку, если он получил благословение, с которым, скажем так, не согласен, и понимает, что так поступать не сможет. Можно ли «отменить» благословение?

Совет на будущее: с каким бы то ни было вопросом о благословении подходите только к тому священнику, которого вы хорошо знаете и которому доверяете.

Иное дело, если священник свое благословение навязал или как-то по-иному принуждает вас к его исполнению. В таком случае можно обратиться к архиерею.

Но всё же, чтобы не попадать в такие ситуации, нужно воспитывать в себе доверие к священнику и ответственность за свою жизнь. Если вопросы реально сложные, взвесьте всё как следует и примите решение, а затем просто спросите у священника совет. Когда ситуация непростая, мнение людей может пролить свет на проблему, в том числе, и бесценный духовный опыт батюшки.

Беседу вела Юлия Коминко