Что такое сионизм мир людей. Сионист: кто это такой, чем занимается? Почему существует антисионизм

Сторонники так называемой теории мирового заговора нередко используют для обозначения злобных сил, желающих поработить или уже поработивших население нашей планеты, названия «иллюминаты» или «сионисты» .

Что собой представляют эти общества, какие идеи распространяют среди своих сторонников, и чем вызван такой неоднозначный интерес к их деятельности?

Иллюминаты – что означает это слово?

Источники движения иллюминатства берут свое начало в глубокой древности, но вот слово, которым оно сегодня обозначается, появилось не так уж давно – всего лишь в восемнадцатом столетии.

Слово «иллюминаты» образовано от латинского «illuminatus» , т.е. просвещенные, озаренные. Подразумевается, что членам общества доступен свет истины, озаряющей их мышление и деятельность, недоступной прочим, темным людям, которые их окружают.

Наиболее часто, говоря об иллюминатстве, подразумевают тайное общество, организованное в 1776 году немецким философом мистического толка А. Вейсгауптом. Целью деятельности общества было объявлено совершенствование людей для построения «нового Иерусалима» — совершенного общества без угнетения, невежества и нищеты. Но на самом деле история иллюминатов уходит корнями глубоко в прошлое.

Исторические корни иллюминатов

Впервые «просветленные» появились на исторической сцене в Греции во втором веке н.э. Секта была образована жрецом мрачной богини Кибелы и практиковала кровавые ритуалы, включая самоистязания и самооскопление.


Считалось, что лишенный плотских желаний человек будет более склонен к духовному совершенствованию. Учение переняло многое от христианства, которое тогда начало распространяться в Европе, но сами христиане сторонились буйных «просветленных», а власти объявили их вне закона.

В пятом-шестом веке в районах современной Сирии среди дервишей приобрело популярность еще одно учение о просветлении. Дервиши поклонялись божественному свету и проповедовали свои религиозные идеи простым людям. Поскольку они противоречили господствующей теологической доктрине, власти вскоре издали приказ, предписывающий ловить и казнить новых «просветленных» с максимальной жестокостью.

В пятнадцатом столетии общества «просветленных» возникли сразу в двух уголках планеты – в мусульманском Афганистане и в католической Испании. Что характерно, и в том, и в другом случае конечной целью учения объявлялось распространение совершенствования на весь мир. Разумеется, последователи идей иллюминатства были подвергнуты жестоким преследованиям.

В Испании ими заинтересовалась инквизиция, так как учение противоречило канонам христианства. Что касается афганских «просветленных», то они собрали небольшую армию и двинулись в поход на завоевание Индии и Персии, после чего очень быстро были разбиты.

Расцвет иллюминатов пришелся на восемнадцатый век, когда мистические тайные общества были в большой моде у представителей разных классов и сословий. Иллюминаты появились не только в Германии, но и во Франции, затем перекочевали в Англию и распространились в других странах Европы.


Нередко иллюминаты мирно уживались с масонами, а одни и те же люди участвовали в обоих обществах одновременно. Возможно, поэтому сегодня многие считают, что иллюминаты и – это разные названия одного и того же общества.

Чего хотели иллюминаты?

Основной идеей иллюминатов являлось просвещение широких масс народа, распространение высоких норм морали, смягчение сословных противоречий и в конечном итоге – замена монархии республикой.

Иллюминаты считали, что все дурные, негативные черты в любом человеке образуются и усиливаются из-за давления окружающей среды. Если уничтожить или уменьшить это давление, люди станут лучше, приблизившись к идеалу.

Кто такие сионисты?

Что касается сионистов, то они появились в конце девятнадцатого века в среде еврейской интеллигенции. Движение сионизма получило свое название от реки Сион, упоминаемой в Библии и Торе как символ утраченной земли Израиля.

Главной целью сионисты считали и до сих пор считают возвращение еврейского народа на землю Израиля. На первый взгляд, ничего плохого в этой цели нет, но ее реализация не предполагает учет мнения других народов, живущих на территории, которую две тысячи лет назад занимало еврейское государство.

Первые еврейские переселенцы прибыли в Израиль еще в восемнадцатом веке. Но враждебное окружение не способствовало развитию этих поселений. В конце девятнадцатого и начале двадцатого столетия поток евреев, переселявшихся в землю обетованную, резко возрос по двум причинам.

Во-первых, многих евреев заставили бросить насиженные места европейские войны и революции, а во-вторых, огромную поддержку переселенцам оказала банкирская семья Ротшильдов, покупавшая для них землю у арабов и финансировавшая обустройство тех, кто хотел поселиться в Израиле.

Вторая мировая война и официальное провозглашение государства Израиль способствовали росту числа евреев, желающих вернуться на родину предков.

Что общего у сионистов и иллюминатов?

Несмотря на то, что сторонники мирового заговора считают сионистов и иллюминатов сообщниками по созданию и функционированию мирового правительства, на самом деле у этих организаций практически нет точек соприкосновения.

Усилия сионистов направлены на то, чтобы собрать всех евреев на обетованной земле Израиля, а иллюминатов сегодня можно назвать приверженцами так называемых «общечеловеческих ценностей».

Определения сионизма, которые появились после Первого Сионистского конгресса, грешат одним: они не учитывают те проявления общности, которые наблюдались в жизни еврейского народа на протяжении его писаной истории. Ближе всего к пониманию сути сионизма подошёл Дуглас Рид (Дуглас Рид (1895-1976) – английский писатель, корреспондент газеты «The Times» . Автор многих книг: «Ярмарка безумия» (1938 год), «Беспредельное бесчестье» (1939 год) и «Пророк в своём Отечестве» (A Prоphet at Home) (1941 год), однако наибольшую популярность ему принесла книга «Спор о Сионе» (1956), которая иногда рассматривается как антисемитская. Д. Рид считал иудаизм выдумкой левитов, созданной в 458 г. до н.э., а Иисус Христос как галилеянин не имел ничего общего с иудеями).

Сионизм по Дугласу Риду – новый метод для достижения старой цели: собрать в загоне и обособить от остального мира рассеянные еврейские общины: «...Сионизм есть истинное возрождение талмудистского геттоизма, цель которого – разрушить то, что дала эмансипация, снова обособить и отделить их от всего чужого...»

Однако всё в действительности значительно сложнее. Сионисты добились политического контроля не только над нееврейскими правительствами, но и над еврейским массами. Сионисты восстановили закон левитов в его фарисейском и талмудистском толковании, во всей его древней силе. Их прошлые действия по отношению к другим народам были, а будущие будут продиктованы этим Законом. Единственной в своём роде характерной особенностью сионизма является его сложная структура, а также его организационная многослойность. – это система множества организаций в десятках стран мира, а также государство – база, опорный пункт этих организаций, «метрополия».

Организационная пестрота и многослойность были предусмотрены уже в самом начале этого движения. «В сионизме находят место всякие политические убеждения», – говорил Т. Герцль на III конгрессе в Базеле. Это означало, что организационно сионист может принадлежать к любой партии, одновременно оставаясь сионистом на практике. На IV конгрессе он призывал усилить движение в «тончайших разветвлениях», а уже на V (1901 г.) давал прямое указание: местные организации – «это индивиды, большие коллективные индивиды, большие и малые, толстые и худощавые, но они должны быть там – как они в действительности, развиваться не по одной модели, а соответственно жизни и являться выражением сионистского движения данной страны». Уже на VII базельском конгрессе говорилось, что исполком Всемирной сионистской организации «содействовал развитию различных партий и фракционных групп, под условием, чтобы Базельская программа оставалась прочным, неизменным фундаментом, на котором все эти различные направления стоят, и чтобы эти группы не забывали, что они являются частью одного целого, которое они должны укреплять, а не разрушать…»

Участие в других партиях, воздействие на их изнутри в своих целях значительно увеличивают возможности сионистов. Прав был В. Жаботинский: «Мы движем значительно большими силами, чем те, которыми сами располагаем. Кто этого не понимает, с тем – если он только не притворяется – нет смысла вообще всерьёз говорить о серьёзных проблемах». В правоте этих слов можно убедиться и сегодня на примере американских и западноевропейских да и российских политических партий. Верно подметил эту особенность сионизма один из руководителей еврейских коммунистических секций при ЦК РКП(б), С. Диманштейн, который писал в 1919 году:

Таким образом, организационная пестрота сионизма отнюдь не является результатом отсутствия единства или разброда. Она сознательно предусмотрена сионистскими стратегами, так как обеспечивает определённую гибкость и маневренность действий, помогает лучше маскироваться. Она приспособлена к охвату сионистским влиянием всех слоёв, всех социальных групп евреев (Владимир Бегун «Вторжение без оружия». Москва, «Молодая гвардия», 1979 г.) и находящихся в их влиянии шабезгоев. Перечень характерных черт, присущих сионизму, не может не вызвать если не восхищение, то во всяком случае, уважение.

«Вейцман пишет, что в России было три группы евреев . К первой их них относились евреи, искавшие "мира в городе" и хотевшие стать лояльными гражданами России, как большинство евреев на Западе стали лояльными немцами, французами и т.д. Эта группа стремилась к эмансипации и состояла, главным образом, из способных и работающих людей, которые боялись власти талмудистов и рады были освободиться от местечкового гнёта. Для Вейцмана эта группа – лишь малочисленные и нетипичные "ренегаты", и как он пренебрегает ими, так и мы должны выбросить их из нашей истории, поскольку ей овладевают обе другие группы... делившиеся по линии, проходившей по вертикали внутри домов и семей, включая дом и семью самого Вейцмана. Обе группы были революционными, то есть они дружно работали по разрушению России.

Они расходились только в своём отношении к сионизму. Группа "революционеров-коммунистов " считала, что полная "эмансипация" будет достигнута, когда мировая революция уничтожит все национальные государства, заменив их собой. Группа "революционеров-сионистов ", полностью признавая необходимость мировой революции для их дела, считала, что эта "эмансипация" наступит только после того, как еврейская нация будет восстановлена в своём государстве. Ясно, что сионистская группа стояла ближе к ортодоксальному талмудизму, поскольку, согласно Закону, разрушение было только средством для достижения господства, а господствующей нации предписано было обосноваться в . В общинах и семьях шли жестокие споры. Коммунисты обвиняли сионизм в подрыве дела революции, которая отрицала "расу и веру"; сионисты отвечали, что революция должна привести к восстановлению избранной нации, для которой раса одновременно являлась и верой.

Тот или иной член семьи возможно искренне придерживался одной или другой точки зрения, однако в действительности всё это не имело никакого значения. Ни одна, ни другая группа не могли бы возникнуть в крепко зажатых в тиски еврейских общинах без согласия раввинов.

Если бы они объявили коммунизм "проступком", а – "соблюдением" талмудистских "законов и предписаний" – в местечках остались бы одни сионисты.

Глядя в будущее поверх голов местечкового еврейства, правящая секта считала обе группы полезными для достижения её конечной цели. .. Начиная с середины прошлого столетия история революции – это коммунизм и сионизм , направляемый из одного центра по разным путям к одной цели…» (Дуглас Рид «Спор о Сионе ». Москва, «Твердь» 1993 г. С. 190, 191)…

в XIX веке - движение евреев за возвращение на свою историческую родину и создание еврейского государства; сегодня - защита интересов этого государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СИОНИЗМ

по названию горы Сион близ Иерусалима), идеология и политика, основанные на концепции «единой еврейской нации» и преследующие цель собирания всех евреев в едином государстве на исторической родине в Палестине. С. тесно связан с религиозным учением иудаизма, являющимся его духовной основой. Зарождение С. в известной мере было ответной реакцией на антисемитизм. Как идейно-политическое движение С. оформился в конце XIX в. С образованием в 1948 Израиля стал его официальной идеологической доктриной, на которой основана и система воспитания личного состава израильской армии. Наиболее радикальные сторонники С. с самого начала в достижении своих целей ориентировались на вооруженные методы, военное насилие. Насильственная колонизация Па-лестины, акты геноцида в отношении ее арабского населения, аннексия территорий соседних государств привели к этническим конфликтам и ряду арабо-израильских войн. С. выступает также как разветвленная международная организация, объединяющая национальные комитеты более 40 стран. Израиль в своей военной политике и военном строительстве широко опирается на поддержку развитых стран Запада, прежде всего, США. В конце ХХ в. в С. возобладало умеренное крыло, сторонники которого выступили за поиск мирных путей разрешения межэтнических и политических противоречий в Палестине, за урегулирование арабо-израильского конфликта мирными средствами.

Отличное определение

Сионизм - это политическая организационная форма иудаизма, светское выражение расистской иудейской доктрины. Иудаизм - духовное содержание сионизма. Ныне международный сионизм состоит из больших и малых, открытых и тайных организаций. Самая крупная и влиятельная из всех открытых - Всемирная Сионистская Организация, имеющая свои филиалы в 60 и странах. В 69 и странах действует сионистская организация под несионистской вывеской - Всемирный еврейский конгресс. Этой организации поручено проникать туда, куда явным сионистам вход затруднен или нежелателен. Однако 10 ноября 1975 года на ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята историческая резолюция № 3379, в которой сионизм всем миром признан одной из форм расизма. Это оценка всего мирового сообщества.

Естественной реакцией людей, отрицающих сионизм, является антисемитизм. Вполне естественно, что обладая немыслимыми рычагами влияния во всем мире, апологеты сионизма действуют по принципам двойных стандартов, когда еврейский народ живет по идеологии национализма, а все остальные народы (особенно белые) обязаны следовать пути интернационализма. Если бы сионизм был бы обыкновенным еврейским национализмом, проповедующим жизнь еврейского народа по своему собственному уму, в своем собственном государстве и при невмешательстве в дела других народов и стран, это движение можно (и нужно) было бы всячески поддерживать и лелеять. Но сегодня сионизм использует националистическую риторику для захвата мирового господства еврейскими функционерами, насаждению общечеловеческих ценностей подчиненным народам и превращению их в бездумное стадо рабов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сионизм (от названия холма Сион в Иерусалиме)

наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая значительное распространение в 20 в. среди еврейского населения капиталистических стран. Современный С. - националистическая идеология, разветвленная система организаций и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание современного С. - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм.

Как политическое течение С. возник в конце 19 в. Он был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися. Во исполнение этих целей идеологи С. выдвинули планы решения «еврейского вопроса» путём создания с помощью великих держав «еврейского государства». Эта идея была изложена, в частности, в книге одного из идеологов С. австрийского журналиста Теодора Герцля «Еврейское государство» (1896). В 1897 в Базеле состоялся 1-й сионистский конгресс, на котором была основана Всемирная сионистская организация (ВСО), провозгласившая официальной целью С. «создание для еврейского народа правоохраняемого убежища в Палестине».

Идеологическая доктрина С. весьма эклектична. Она активнейшим образом использует многие догмы иудаизма, а также включает в себя трансформированные идеологами С. теории буржуазного национализма, социал-шовинизма и др. Её основные положения сводятся к следующему: евреи различных стран мира представляют экстерриториальную «единую всемирную еврейскую нацию»; евреи - «особый», «исключительный», «избранный богом» народ; все народы, среди которых живут евреи, так или иначе - антисемиты; Антисемитизм - явление «извечное»; ассимиляция, т. е. слияние евреев с окружающими их народами, «противоестественна и греховна», евреи-де имеют «исторические права» на «земли библейских предков» (Палестину и прилегающие к ней области), на которых им и надлежит сконцентрироваться и построить «чисто еврейское» «эгалитарное государство». Идеологи С. пытаются доказать «неразрывную связь евреев во всём мире» с С., которому, где бы они ни находились, должны подчинять свои интересы. Ополитизированные догматы иудаизма о «богоизбранности» и мессианстве евреев, а также мифический тезис об их «исключительности» составляют одну из основ имманентно присущего идеологии и практике С. крайнего национализма, шовинизма и расизма. Идеологи С. утверждают, что «еврейский вопрос» - «вечный», «особый» и надклассовый вопрос. Сионисты всячески пропагандируют лживую идею классового мира между трудящимися евреями и еврейской буржуазией («все евреи - братья»). Все формы классовой борьбы среди евреев объявляются идеологами С. национальным предательством. При помощи демагогии и тактических манёвров сионисты всегда стремились и пытаются ныне скрыть антинародную реакционную сущность С., выдавая его за «национально-освободительное движение мирового еврейского народа».

После образования в 1948 по решению ООН государства Израиль (на части территории Палестины) С. стал официальной государственной идеологией Израиля. Главными целями С. провозглашаются безусловная поддержка этого государства евреями всего мира, собирание в Израиле евреев со всего мира, обработка в сионистском духе еврейского населения различных стран. С. ставит задачу расширения этого государства до границ т. н. «Великого Израиля». Для решения этой задачи сионисты используют тезис о «вечном антисемитизме» и вместе с тем нередко прибегают сами к его разжиганию. С. лежит в основе официальной государственной политики Израиля. Государство Израиль объявлено сионистами родиной всех евреев, где бы они ни жили и как бы ни относились к сионизму. На 28-м конгрессе ВСО (состоялся в 1972 в Иерусалиме) в нарушение норм международного права было принято «коллективное обязательство всех национальных (имеются в виду сионистские и просионистские) организаций помогать еврейскому государству при любых обстоятельствах и условиях, даже если это будет наталкиваться на противодействие соответствующих властей» стран, где имеется еврейское население. Главной линией С. всегда была и есть открытая и тайная борьба против социализма, международных коммунистических и национально-освободительных движений, Советского Союза и других социалистических стран. Сразу после победы Октябрьской революции 1917 в России С. развернул активную борьбу против молодого Советского государства. После 2-й мировой войны 1939-45, в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, антикоммунизм и антисоветизм международный С. приняли ещё более широкие масштабы. Общее изменение соотношения сил в мире в пользу социализма, успешное решение национального (в том числе еврейского) вопроса в СССР, последовательная поддержка Советским Союзом национально-освободительной борьбы арабских народов - всё это вызывает усиление антисоветской и антикоммунистической сионистской пропаганды и деятельности. Международный С. стремится подорвать морально-политическое единство народов социалистических стран, оторвать граждан еврейской национальности от участия в строительстве социализма и коммунизма, ведёт подрывные действия против разрядки международной напряжённости, в частности против начавшейся нормализации советско-американских отношений. Являясь одним из ударных отрядов империализма, колониализма и неоколониализма, международный С. активно участвует в борьбе против национально-освободительного движения народов Африки, Азии, Лат. Америки. На Ближнем Востоке сионистские правящие круги Израиля проводят политику агрессии и постоянной территориальной экспансии за счёт арабских народов, и прежде всего арабского народа Палестины. Эта политика превратила Израиль в империалистического жандарма на Ближнем Востоке, была главной причиной арабо-израильских военных конфликтов в 1948-49, 1956, 1967, 1973. С. стал одним из основных союзников империализма в его глобальной борьбе против мирового освободительного движения.

Идеологические концепции и политические планы С. проводятся в жизнь широко разветвленной и строго централизованной системой сионистских и просионистских организаций, руководящие центры которых находятся в США и Израиле. Основной руководящий и координирующий центр международного сионизма - система ВСО - Еврейское агентство (ЕА) для Израиля. Последнее занимается главным образом вопросами иммиграции евреев в Израиль и представляет ВСО в отношениях с израильским правительством. Высшим органом ВСО юридически является Всемирный сионистский конгресс; главную роль в ВСО играет группа деятелей, имеющих тесные связи с определёнными империалистическими кругами США. Исполком ВСО состоит из двух отделений - в Нью-Йорке и Иерусалиме. ВСО направляет и контролирует деятельность сионистских организаций в более чем 60 капиталистических странах. Крупнейшие: Всемирная женская сионистская организация, Всемирная федерация всеобщих сионистов, Всемирное сионистское рабочее движение, Американская сионистская организация. Фактически под контролем ВСО находится формально несионистский Всемирный еврейский конгресс (ВЕК, созданный в 1936), организаций которого действуют в 67 капиталистических странах. К этим центрам прямо или косвенно примыкает множество местных сионистских и просионистских организаций, общественных комитетов и пр., составляющих единую систему международного сионизма. ВСО обладает крупными финансовыми фондами, которые предоставляют ему главным образом еврейские монополисты; часть средств собирается путём поборов, в т. ч. и принудительных, среди еврейского населения. Под контролем или влиянием сионистских организаций находится значительная часть средств массовой информации: в их руках находится большое число издательств, радио- и телекомпаний, кинокомпаний (в США, Западной Европе, в ряде стран Латинской Америки, Африки, в Австралии). Международный С. всегда включал и ныне включает ряд различных идеологических течений, политических фракций и группировок: сионисты-«социалисты», «политические сионисты», «духовные сионисты», «религиозные сионисты», «общие сионисты», «сионисты-ревизионисты» (ныне фашистская партия Херут и родственные ей группировки) и др., что лишь отражает специфические интересы отдельных слоев еврейской буржуазии и нисколько не меняет, а только маскирует его проимпериалистическую сущность.

Разногласия между различными направлениями в С. по существу не выходят за рамки споров по тактическим вопросам и часто являются отражением борьбы в сионистской верхушке за влиятельные посты.

Марксисты всегда отвергали и отвергают теорию и практику сионизма. В. И. Ленин вскрыл реакционную сущность С., подчеркнув, что его догмы реакционны и ложны по своей сущности, противоречат интересам еврейского пролетариата. Он подверг критике тезисы сионистов об особом характере еврейского народа, об отсутствии якобы классовых различий у евреев и мнимой общности их интересов, разъясняя, что цель подобных утверждений состоит в том, чтобы увести трудящиеся массы евреев в сторону от общей классовой борьбы пролетариата. Международное коммунистическое движение разоблачает антинародный реакционный характер С. и деятельность сионистов во всех странах. В документе, принятом международным Совещанием коммунистических и рабочих партий в 1969, содержится призыв «... развернуть самое широкое движение протеста... против расовой и национальной дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими реакционными силами и используются ими для политической дезориентации масс». Последовательную борьбу против С. ведёт, в частности, Коммунистическая партия Израиля (КПИ). Она убедительно показывает, что С. всегда использовался силами крайней реакции и империализмом, что идеология и практика С. противоречат интересам еврейских трудящихся во всём мире и национальным интересам народа Израиля, что борьба против С. - жизненная необходимость как народа Израиля, так и всех прогрессивных сил. КПИ разоблачает якобы «внеклассовый» подход сионистов к «еврейскому вопросу», доказывает, что этот вопрос может быть решен лишь при условии победы демократии и социализма, о чём свидетельствует опыт СССР и других социалистических стран. КПИ выступает за братство и дружбу трудящихся всех стран, против антисоветской клеветнической пропаганды и подрывной деятельности сионистских лидеров и правителей Израиля.

По мере углубления общего кризиса капитализма на современном этапе всё более очевидным становится и кризис идеологии С., несостоятельность всех его концепций: подавляющее большинство евреев отвергает сионистские догмы. Еврейское население СССР (за редким исключением), как и все народы Советского Союза и прогрессивные силы мира, решительно осуждает агрессивный политический курс сионистской правящей верхушки Израиля.

30-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1975) квалифицировала С. как форму расизма и расовой дискриминации.

Во всём мире усиливается закономерный и объективный процесс ассимиляции евреев. Не только в еврейских общинах стран Запада, но и среди израильского населения растет понимание того, что сионистская политика правящих кругов Израиля может привести его население к подлинной национальной катастрофе.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121; т. 8, с. 72; В. И. Ленин, КПСС о пролетарском интернационализме. Сб. документов и материалов, т. 1-2, М., 1974; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; XVII съезд Коммунистической партии Израиля, [Материалы], М., 1973; Иванов Ю., Осторожно: сионизм!, М., 1972; Сионизм: теория и практика, М., 1973; Брагинский И., Классовая сущность сионизма, «Коммунист», 1970, №9; Эрлих В., Банкротство реакционной идеи, «Проблемы мира и социализма», 1973,№3; Дадиани Л., Против идеологии и политики сионизма, «Коммунист», 1975, №18; Вильнер Меир, Борьба против сионизма - борьба классовая, «Проблемы мира и социализма», 1976, № 1.

Л. Дроздов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сионизм" в других словарях:

    - [по названию холма Сион близ Иерусалима] идеология и общественное движение, возникшее в конце XIX в. и провозгласившее своей целью возрождение еврейского национального самосознания и создание еврейского государства в Палестине; включает ряд… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Zionism) Словом Zion в древнееврейском языке обозначали иерусалимскую крепость, а также Царство Небесное. Сионизм означает движение европейских евреев конца XIX в. за создание еврейского государства. Это движение в значительной степени стало… … Политология. Словарь.

    сионизм - а, м. sionisme, нем. Sionismus. По названию горы Сион близ Иерусалима. Буржуазно националистическое течение, возникшее в конце 19 в. среди европейской буржуазии ряда стран. БАС 1. Еврейское национальное движение, проповедующее объединение евреев… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от названия холма Сион в Иерусалиме), идеология, направленная на возрождение еврейского самосознания через поощрение иммиграции евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Возникла в конце 19 в. После образования в 1948 государства … Современная энциклопедия

    - (от названия холма Сион в Иерусалиме) идеология, направленная на возрождение еврейского самосознания через поощрение иммиграции евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Возникла в кон. 19 в. После 1948 ориентирована на всемерную… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от названия холма Сион в Иерусалиме) идеология, направленная на возрождение еврейского самосознания через поощрение иммиграции евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Возникла в конце 19 в. После образования в 1948 г.… … Исторический словарь

Вконтакте

Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения - от лево-социалистических до -религиозных.

До Второй мировой войны сионизм был одним из наиболее крупных общественно-политических движений народа (наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением Бунд и территориализмом).

После Второй мировой войны он стал единственным движением еврейского национализма.

История Сионизма

Предпосылки к возникновению

Несмотря на массовую ассимиляцию , особенно ярко проявившуюся c конца XVIII века в Западной Европе, в XIX веке во многих странах Европы усилились националистические и антисемитские настроения.

Помимо религиозного антисемитизма во второй половине XIX века появился расовый антисемитизм, который отрицал ассимиляцию и концентрировался на этническом происхождении, а не на принадлежности к иудаизму.

Одним из проявлений этой тенденции стало так называемое дело Дрейфуса - ложное обвинение еврейского офицера французской армии в шпионаже. В России с 1821 года начались еврейские погромы. Сионизм во многом возник как реакция на антисемитские тенденции в европейской политике.

Предтечи сионизма

Стремление евреев в Сион

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к . Сион, и присутствовали в еврейской культуре и традиционных ритуалах как символы Родины. Это стремление проявилось в том числе в появлении множества мессий: от Давида Алроя до Шабтая Цви.

С XII века на фоне преследования евреев в христианских странах возникло течение возвращения на древнюю родину. В 1492 году этот поток пополнился еврейскими изгнанниками из Испании, которые основали еврейскую общину в городе . В течение средних веков крупные еврейские общины были в Иерусалиме и Цфате, меньшие - в (Шхеме) и .

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток репатриации из Европы и обновления еврейского национально-религиозного центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Сам Иехуда Хасид, прибыв в страну, вскоре умер. Между его последователями и задолжавшей арабам общиной Иерусалима возникли трения, а арабы-заимодавцы сожгли (1720) и изгнали евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий евреи, прибывавшие из Европы, селились главным образом в Хевроне, Цфате и .

В XVIII-XIX веках было множество разных публикаций с идеей возврата евреям исторической родины. Такие идеи обнародовали французский император Наполеон Бонапарт, русский декабрист Павел Пестель, голландский принц Карл де Линь и многие другие.


неизвестен , Public Domain

Уже в следующем году Герцль руководил первым в Базеле, где была основана (ВСО).


неизвестен , Public Domain

Становление и развитие движения (1904-1917)

От Декларации Бальфура до Билтморской программы (1917-42)

Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название . В нём декларировалось, что Британия

«смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа ».

Как следствие этого, еврейские добровольцы-сионисты сформировали , который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины.

Wickey-nl , CC0 1.0

Арабские протесты против еврейской иммиграции привели к , и в 1920 году на основе еврейской организации самообороны была сформирована новая еврейская военная организация - « » (на иврите «Оборона»).

В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании , объясняя это, кроме прочего, необходимостью

«установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома ».

Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании.

В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.

Основателем этого идеологического направления считается Нахман Сыркин, развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898 г.), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет

«основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности ».

Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Палестине - члены Ха-Поэль ха-Цаир, видевшие в возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах А. Д. Гордона.

Другой теоретик социалистического сионизма, Бер Борохов, пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства». Идеями Б. Борохова руководствовались участники движения Поалей Цион.

Сторонники социалистического сионизма составили костяк и алии; из их рядов вышли почти все лидеры 1920-40-х гг., многие основатели Государства Израиль и его первые руководители.

неизвестен , Public Domain

Согласно воззрениям сионистов-ревизионистов, экономика еврейского государства должна строиться исключительно на принципах свободного рынка.

До середины XX века это направление в сионизме было второстепенным, но впоследствии влияние сионистов-ревизионистов значительно возросло, и представляющая это идеологическое течение партия «Херут» (позже « ») долгое время была одной из правящих партий Израиля.

Религиозный сионизм

Ещё одно идеологическое течение в сионизме, получившее название « », сформулировал раввин Авраам-Ицхак Кук (1865–1935), крупнейший религиозный авторитет начала XX века, бывший главным раввином Страны Израиля в 1921-1935 гг.

Он считал, что сионизм не только не противоречит ортодоксальному иудаизму (как считали тогда многие, и до сих пор считают некоторые ультра-ортодоксальные раввины) - но наоборот, должен стать основой для возрождения иудаизма.

Выразителем этой идеологии в течение многих лет являлась национально-религиозная партия «Мафдаль», позже вошедшее в состав блока «Ихуд а-Леуми» («Национальное единство»).

Развитие сионистской идеи после 1948 года

Постсионизм

Идеи постсионизма опираются на мнение некоторых израильских интеллектуалов из научных и околополитических кругов, о том, что сионизм выполнил свою главную идеологическую миссию. Поскольку Государство Израиль уже создано, сионистская идеология должна уйти со сцены. Теперь израильтяне, как все нации, которые в достаточной безопасности проживают в своих государствах, должны ставить перед собой «нормальные» цели, такие, как повышение уровня жизни и социального и культурного благосостояния населения.

Явление постсионизма весьма сложно и не однопланово - это социальный и социологический процесс. Часто критики склонны ассоциировать постсионизм с антисионизмом.

Идеология и политика постсионизма: слово вместо силы, переговоры вместо противостояния, права человека вместо прав еврейского народа должны были привести к новому Ближнему Востоку.

Воплощению идей постсионизма в жизнь в значительной мере препятствуют непрекращающиеся теракты по отношению к евреям и израильтянам вообще.

Отношение к сионизму

Солидарность с сионизмом среди неевреев

Понятие сионизма как политического движения образовалось в современном смысле в конце XIX века. Тем не менее, в виду различных причин не только евреи поддерживали и поддерживают эту идею.

Некоторые христианские течения, например диспенсационалисты, видят в создании еврейского государства свершение библейских пророчеств. Баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США, лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг говорил:

Как легко должно быть любому понять и поддержать право еврейского народа жить в своей древней Земле Израиля. Все люди доброй воли будут счастливы, исполняя обещание Бога, что Его Народ вернется и в радости отстроит свою разграбленную землю. Это и есть сионизм. Не больше, но и не меньше этого.

Некоторые мусульманские общественные деятели сочувствуют идеям сионистского движения. Например, глава Исламской ассамблеи Италии, шейх Абдул Хади (Массимо Палацци), и некоторые другие. Другие исламские деятели, публично высказывающиеся за сионистские идеи: Магди Аллам, Тауфик Хамид, Ташби Саиид и некоторые другие.

Атмосфера самой конференции и её результаты вызвали неоднозначную реакцию в мире. Ряд источников назвал её трибуной для выражения антисемитизма и ненависти к Израилю. В результате, США и Израиль покинули конференцию в знак протеста против её итоговой резолюции. Государственный секретарь США Колин Пауэлл, отказавшийся от участия в конференции, назвал язык, принятый на конференции, «чудовищным». В 2009 году «Джессика Ньюрайт, директор нью-йоркского офиса Верховного комиссара ООН по правам человека, признала, что конференция 2001 года в Дурбане была омрачена актами антисемитизма, и пообещала, что Женевская конференция („Дурбан-2009“) не повторит этой ошибки». Тем не менее, оценив ситуацию накануне её открытия, конференцию 2009 года решили бойкотировать такие страны, как Австралия, Канада, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша и США. Многие страны Европейского союза, включая Францию и Великобританию, в конечном счёте посетили конференцию, но послали делегации низкого уровня, а Чехия её покинула.

В СССР

Отношение СССР к сионизму с течением времени менялось, но в целом всегда оставалось негативным: сионистская деятельность преследовалась властями, начиная с 1920-х, и вплоть до перестройки. Соответственно, термин «сионист» имел отрицательное значение в СССР. Официально им обозначали придерживающихся идеологии крайнего национализма, шовинизма и расизма среди евреев. На практике советские власти и рядовые антисемиты, как правило, его употребляли не по назначению, в нападках на евреев, от сионизма далёких.

Советские критики сионизма заявляли, что сионизм изначально «был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися ».

В Советской России и СССР в 1919–1989 годы преподавание (за исключением немассового научного изучения на кафедрах востоковедения) было запрещено, многие преподаватели иврита были арестованы. Выезд евреев на постоянное место жительства в Израиль был крайне затруднён.

При создании еврейского государства Советский Союз оказал активное содействие его признанию. Поддержка СССР, вероятно, была обусловлена расчетом советского руководства на то, что у власти в Израиле окажутся социалистические и коммунистические партии просоветской направленности.

В 1947 году советский представитель А. А. Громыко на пленарном заседании 26 ноября решительно высказался за « - арабское и еврейское ». В результате, 29 ноября 1947 года в ООН был принят план раздела Палестины. 17 мая 1948 года (через три дня после провозглашения) Советский Союз, первым среди всех стран мира, признал государство Израиль де-юре.

После активизации антисемитской кампании в СССР его отношение к Израилю резко ухудшилось и социалистические корни сионизма были забыты. Сионизм стал определяться официальной советской идеологией как

наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая распространение в XX веке среди еврейского населения капиталистических стран, националистическая идеология и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание этой идеологии - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм .

21 апреля 1983 был создан Антисионистский комитет советской общественности (АКСО). Его бессменным руководителем был дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Давид Драгунский.

С приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением правительства США (и лично президента Рейгана) были облегчены правила на эмиграцию из СССР. В 1989 году началась массовая репатриация из СССР в Израиль. Большую роль сыграл тот факт, что с октября 1989 в США был ограничен приём еврейских беженцев из СССР. Немало росту репатриации способствовало и проявление антисемитизма. Организация «Память» проводила в 1987-90 годах многочисленные акции против так называeмого «жидо-масонского заговора». Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.

Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. В 1989-1990 годах в Израиль прибыло более 200 тыс. репатриантов из СССР. Всего за период « » в Израиль прибыло более миллиона евреев из СССР и СНГ.

Фотогалерея