Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе.

Ключевые понятия:
Основы взаимодействия в системе «человек - среда обитания». Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере.


Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о безопасности жизнедеятельности сводятся к:

  • идентификации опасности техносферы;
  • разработке и использованию средств защиты от опасностей;
  • их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;
  • обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;
  • разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки - сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности.

Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и по средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и т.п.).

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.

В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности. Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек - среда обитания».

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.

Защита от естественных опасностей - стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) - более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Техногенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом от неустранимости отходов или побочных воздействий производств. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними, определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту: электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п. Возникновение опасностей в также случаях связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.

Энергетические уровни техногенных опасностей существенно возросли в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику (рисунок 1), огромные запасы углеводородного сырья, химических и бактериологических веществ. В итоге история человечества породила очередной парадокс - в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.


Рисунок 1. Уровни энергии, которыми владеет человек.


Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.

Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО в 1985-1990 г.г. около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала.

Анализ данных по принудительной гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. По статистике утопленники составляют около 8% от общего числа людей, ежегодно погибающих принудительной смертью, самоубийцы - 19% лица, неосторожно обращающиеся с оружием - 0,26%.

Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные. В 1999 году от СПИДа на планете умерло 3 миллиона человек, а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн человек. В России численность ВИЧ-инфицированных (зарегистрированных) к октябрю 2000 года составило 56 тысяч человек, а прирост их численности достигает около 10 тысяч человек в год.

В настоящее время в перечень реально действующих негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболеераспространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются: запылённость и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности и тяжёлый физический труд и др. К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций и т.д.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, табачный дым, бактерии и аллергены.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек - среда обитания». Все опасности классифицируют по ряду признаков (см. таблицу 1).

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.


Таблица 1. Классификация опасностей.

Признак классификации Вид (класс)
1 По видам источников опасности Естественные Антропогенные Техногенные
2 По видам потоков в жизненном пространстве Энергетические Массовые Информационные
3 По величине потоков в жизненном пространстве Допустимые Предельно допустимые Опасные Чрезвычайно опасные
4 По моменту возникновения опасности Прогнозируемые Спонтанные
5 По длительности воздействия опасности Постоянные Переменные, периодические Кратковременные
6 По объектам негативного воздействия Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия
7 По количеству людей, подверженных опасному воздействию Личные Групповые (коллективные) Массовые
8 По размерам зоны воздействия Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные
9 По видам зон воздействия Действующие в помещении Действующие на территориях
10 По способности человека идентифицировать опасности органами чувств Ощущаемые Неощущаемые
11 По виду негативного воздействия на человека Вредные Травмоопасные
12 По вероятности воздействия на человека и среду обитания Потенциальные Реальные Реализованные

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Экологичность источника опасности - состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на человека, биосферу или техносферу.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него. Реально существующие сегодня системы безопасности показаны на таблице 2.

Таблица 2. Системы безопасности.

Вид безопасности Поле безопасности Объект защиты Система безопасности
1 Опасности среды деятельности Человек Безопасность (охрана труда)
2 Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища – опасности техносферы Человек Безопасность жизнедеятельности человека
3 Опасности техносферы Природная среда Охрана природной среды
4 Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, взрывы, ионизирующие воздействия Человек Природная среда Материальные ресурсы Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и взрывозащитная, радиационная защита.
5 Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество Нация Системы безопасности страны Национальная безопасность
6 Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.) Человечество Биосфера Техносфера Глобальная безопасность
7 Опасности космоса Человечество Планета Земля Космическая безопасность

По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:

  • Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
  • Систему охраны природной среды;
  • Систему государственной безопасности;
  • Систему глобальной безопасности.

Контрольные вопросы:

  1. Цель БЖД как науки?
  2. Дайте определение жизнедеятельности?
  3. Взаимодействие между человеком и средой обитания?
  4. Дайте определение техносфере?
  5. Виды опасности?
  6. Что понимаются под системой безопасности?

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.

Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

"Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 утверждены должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.

Важную роль в становлении и развитии курса ОБЖ сыграли принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании", федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" в курс ОБЖ введен раздел "Основы военной службы".

В настоящее время подготовка учащихся образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе преподавания курсов "Окружающий мир" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (федеральным компонентом образовательных стандартов), государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования и примерными программами, согласованными с МЧС России и утвержденными Минобразованием России.

Правовую основу содержания и методики преподавания ОБЖ также составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" , изданное в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" , определившего в качестве одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) - "обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий", а в числе лиц, подлежащих обучению - учащихся учреждений общего образования.

Значительный вклад в повышение статуса учебной дисциплины ОБЖ внес совместный приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 "О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности" , утвердивший План основных совместных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Сейчас обучение старшеклассников основам военной службы регламентируется совместным Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" , зарегистрированным в Минюсте РФ 12 апреля 2010 г. (регистрационный N 16866). Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 мая 2010 г. N 18.

До настоящего времени легитимным документом, определяющим содержание курса ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений является программа, рекомендованная Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 1997 года (авторы: Е. Л. Вишневская, В. Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, В. Н. Воробьев). Этой программой предусматривается непрерывное изучение материала курса ОБЖ с 1 по 11 классы с учетом возрастных особенностей детей.

Особенностью школьного курса ОБЖ является то, что он опирается на множество документов разных уровней: от законов РФ до ведомственных инструкций.

1. Законы:

  • Конституция РФ;
  • Концепция национальной безопасности РФ;
  • Военная доктрина РФ;
  • Доктрина информационной безопасности РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • ФЗ О безопасности;
  • ФЗ О гражданской обороне;
  • ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • ФЗ Об образовании;
  • ФЗ Об обороне;
  • ФЗ О статусе военнослужащих;
  • ФЗ О воинской обязанности и военной службе;
  • ФЗ О безопасности дорожного движения;
  • ФЗ О пожарной безопасности;
  • ФЗ О радиационной безопасности населения;
  • ФЗ О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения;
  • ФЗ О борьбе с терроризмом;
  • ФЗ О полиции;
  • ФЗ О безопасности гидротехнических сооружений;
  • ФЗ О государственной тайне;
  • ФЗ О защите прав потребителей;
  • ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов;
  • ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах;
  • ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • ФЗ О противодействии экстремистской деятельности;
  • ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях;
  • ФЗ О чрезвычайном положении;
  • ФЗ Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей;
  • ФЗ Об авторском праве и смежных правах;
  • ФЗ Об информации, информатизации и защите информации;
  • ФЗ Об ограничении курения табака;
  • ФЗ Об оружии;
  • ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

    2. Постановления Правительства РФ:

    • Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны;
    • О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
    • Об установлении тождества наименования должности "преподаватель -организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".

      3. СанПиНы:

      • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступает в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.

        4. ГОСТы по безопасности:

        • ГОСТ Р 22.0.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения;
        • ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные ЧС. Термины и определения;
        • ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных ЧС. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
        • ГОСТ Р 22.0.07-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ИСТОЧНИКИ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ И ИХ ПАРАМЕТРОВ;
        • ГОСТ Р 22.0.08-96 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ВЗРЫВЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.0.11-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.01-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.02-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.06-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.07-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
        • ГОСТ Р 22.1.08-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.1.09-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.2.05-94 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. НОРМИРУЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ И ТОЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ В СОСТАВЕ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВИЛА;
        • ГОСТ Р 22.2.07-94 ВЕЩЕСТВА ВЗРЫВЧАТЫЕ ИНИЦИИРУЮЩИЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ;
        • ГОСТ Р 22.6.01-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЗАЩИТА СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.7.01-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.8.05-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.8.06-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.8.07-99 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ ОПАСНЫМИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ НА АКВАТОРИЯХ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ;
        • ГОСТ Р 22.9.01-95 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра безопасности жизнедеятельности

Реферат на тему

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнил:

студент II курса группы И,ФБФ, Фаттахов Э.М.

Руководитель:

Ишмухаметов И.Б.

Стерлитамак

План:

1.Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.

2.Основы национальной безопасности.

3.Продовольственная безопасность.

4.Экологическая безопасность.

5.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия,

термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

По сфере возникновения

По масштабу последствий

По ведомственной принадлежности

частные (выходит из строя установка, аппаратура и т.д.)

на промышленных предприятиях

ЧС техногенного характера

локальные (происходит на территории одного пред приятия, пострадавших не более 10 человек)

на сельскохозяйственных объектах

ЧС социально-криминального характера

местные (происходит на территории населенного пункта, пострадавших от 10 до 15 человек)

в строительстве

ЧС экологического характера

территориальные (занимает территорию одного субъекта России, пострадавших от 50 до 100 чело век)

в лесном хозяйстве

ЧС биологического характера

региональные (последствия охватывают территорию нескольких субъектов Рос сии, пострадавших от 100 до 500 человек)

в жилищной сфере

ЧС военного характера

федеральные (происходит на территории одной страны, пострадавших от 500 до 1000 человек)

трансграничные (глобальные), выходящие за пределы одной страны, пострадавших может быть более 1 тыс. человек

По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Некоторые авторы предлагают четырехуровневую систематизацию чрезвычайных ситуаций (А.Н. Лисин). Он предлагает разделить их на группы (природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС), типы (геофизические, геологические и др.), виды (землетрясения, наводнения), классы (литосферные, атмосферные и др.) (рис. 1).

ЧС природного характера (стихийные бедствия)

Чрезвычайные ситуации

Рис.1. Схема классификации ЧС

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Основными задачами БЖД являются:

Распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

Снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

Обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

2. Основы национальной безопасности

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:

Сохранение стабильности конституционного строя;

Обеспечение территориальной целостности государства;

Создание единого правового пространства;

Становление правопорядка и демократического общества;

Обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;

Защита личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;

Укрепление духовных, нравственных ценностей общества;

Воспитание патриотизма человека.

Во внешней политике соблюдение национальных интересов предполагает:

Обеспечение суверенитета и укрепление позиции России во всем мире;

Развитие экономических, политических и других связей со всеми странами;

Соблюдение и защита прав и свободы гражданина России.

Несмотря на определенные усилия со стороны Президента и Правительства, для укрепления национальной безопасности России остается еще множество факторов, угрожающих наци, шальной безопасности страны:

В экономике: нестабильность банковской системы; экспорт сырья и импорт предметов потребления; отток научных кадров и другие страны; неразумная приватизация рентабельных предприятий; коррупция в государственной структуре и т.д.;

Во внутриполитической сфере: продолжающиеся межнациональные конфликты; рост и развитие религиозного экстремизма, терроризма и преступности; расслоение людей на богатых и бедных и т.д.;

В социальной сфере: реформы в системе образования, я и социальной защиты; распространение наркомании, алкоголизма, курения среди молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; продолжающееся сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни и т. д.;

В международной сфере: расширение НАТО; появление вблизи России военных баз других стран; осложнение межгосударственных отношений с соседними странами; территориальные претензии других стран;

В информационной среде: преобладание в средствах массовой информации культа насилия и агрессии; пропаганда и реклама табака, спиртных напитков;

В воспитательной сфере: свертывание работы спортивных и культурных учреждений, особенно детских; недостаточное финансирование учебно-воспитательных программ; ликвидация многих молодежных организаций;

В военной сфере: нескончаемая реформа военных сил; ослабление военной мощи России; уменьшение военного присутствия России в странах СНГ; активизация спецслужб других стран на территории страны;

В экологической сфере: бесконтрольный вывоз природных ресурсов России в другие страны; низкая экологическая культура населения; превращение России в мировую свалку радиоактивных отходов; продолжающееся ухудшение экологической ситуации в стране.

В таких условиях Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.

3. Продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность - неотъемлемая составляющая часть национальной безопасности, одно из коренных условий реализации права человека на жизнь, поскольку основой жизни является питание. К жизненно важным продуктам относятся: зерно, картофель, мясо, молоко, яйца, рыба, овощи, фрукты, соки, которые являются основой рациона питания населения.

Наиболее показательным критерием продовольственной безопасности России является соотношение между необходимым и фактическим уровнем производства пищевых продуктов. Нынешнее обилие продуктов крайне неустойчивое, т.к. наполнение внутреннего рынка импортными товарами создают иллюзию насыщенности.

В настоящее время потребление ценных продуктов у большинства населения существенно отстает от физиологических норм.

Физиологические нормы питания - это научно обоснованные нормы потребления пищевых продуктов, при которых полностью удовлетворяется физиологическая потребность человека в необходимых веществах и энергии. Она установлена Международной продовольственной организацией при ООН (ФАО) и составляет 3000 калорий в день. В России потребляют 2300 калорий, из них 2000 калорий за счет импортных продуктов. Уровнем голода считается 1600 калорий.

Критерием прожиточного уровня в России является стоимость потребительской корзины, характеризуемой набором продуктов питания, товаров и услуг одним человеком в год.

В потребительскую корзину в целом по Российской Федерации на одного человека входит следующий набор продуктов питания: хлебные продукты - 122 кг, картофель - 110 кг, овощи 98 кг, свежие фрукты - 24 кг, сахар - 21 кг, мясопродукты - 27 кг, рыбопродукты - 13 кг, молоко - 235 литров, яйца - 142 шт., масло -11 кг.

На сегодняшний день продуктовый набор возможно пополнить в основном за счет импортных продуктов, нередко вредных дня здоровья. Большинство из ввозимых в Россию продуктов питания трансгенные и не всегда проходят лабораторный анализ. Это способствует поступлению на отечественный рынок экологически некачественных загрязненных продуктов питания, не находящих спроса в странах-экспортерах. Классическим примером тому являются куриные «ножки Буша». Попытка правительства России отказаться от импорта этого некачественного и вредного для здоровья населения продукта привела к экономическому нажиму со стороны США. Это является ярким примером утраты продовольственной зависимости России от импорта продуктов.

В России официальная стоимость продуктового набора потребительской корзины определяется в 1400 рублей. Прожиточный минимум в России в среднем на душу населения составляет 2600 рублей. Почти половина этой суммы тратится на питание.

Современный рацион городского жителя строится на излишнем употреблении продуктов с большим количеством животных жиров, консервантов.

Из-за избыточного употребления этих продуктов питания одним из самых распространенных заболеваний стал атеросклероз. Это болезнь сосудов, приводящая к инсульту и инфаркту. Факторами риска атеросклероза, кроме жирной пищи, являются недостаточная двигательная активность, курение и стресс.

Согласно экспертам, для обеспечения продовольственной безопасности России и экологической безопасности человека при питании необходимо:

Поднять пошлину на импортные продукты;

Ввести гарантированные закупки отечественной сельхозпродукции по фиксированным ценам;

Усилить контроль качества отечественной продукции, меры охраны окружающей среды;

Создавать условия сельскохозяйственным работникам дня производства конкурентоспособной продукции;

Сократить употребление животных жиров до минимума;

Больше употреблять свежих овощей и фруктов;

По возможности стараться заменять сливочное масло

растительным;

Одним из главных блюд в рационе должна быть каша;

Нужно быть умеренным в еде;

Калорийность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

4.Экологическая безопасность

Человечество долгое время находилось в непосредственной зависимости от окружающей среды. В процессе эволюции оно начало оказывать влияние на саму природу, причем не всегда положительное. Человек издавна рассматривал окружающую среду как источник ресурсов, стремясь улучшить условия своего существования. По мере роста объемов производства и населения скорость воздействия на окружающую среду стали слишком велики.

В настоящее время назрела необходимость охраны чистоты воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира.

В нашей стране охрана окружающей среды закреплена Конституцией РФ (ст. 42 и 58) и Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» (1993). Приняты Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира.

В Республике Башкортостан, где нагрузка производственных отходов на природу очень велика, на защиту окружающей среды и охраны здоровья населения обращают пристальное внимание. Так, 2003 год был объявлен «Годом охраны здоровья», 2004 г. - «Годом физической культуры и спорта», 2005 г. - «Годом экологии и охраны окружающей среды», 2006 г. - «Годом благоустройства».

Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

Экологическая система (экосистема) - это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.

В экологической системе Земли различают следующие оболочки:

Литосфера («литос» - камень) - это внешняя твердая оболочка Земли (кора). Она состоит из трех слоев:

Осадочный - до 25 км;

Гранитный - от 25 до 45 км;

Диаметр Земного шара равен - 12,74 тыс. км.

Гидросфера («гидро» - вода) - водная оболочка Земли, которая включает:

Океаны и моря — 94%;

Под чумные воды - 3,5%;

Ледники и снега - 2%;

Поверхностные воды — 0,4%.

Атмосфера воздушная оболочка Земли, которая состоит...... Дующих

1М1и1.()с1| о] 8 до 15 км;

Стратосфера - от 20 до 55 км;

Мезосфера - от 55 до 80 км;

Термосфера - от 800 до1000 км;

Ионосфера - до 3000 км.

Среди всех оболочек Земли особое место занимает биосфера. Она охватывает верхнюю часть литосферы (осадочный слой), всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы - тропосферу. Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов. Верхний предел жизни биосферы ограничен интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей, нижний - высокой температурой земных недр. Наибольшая концентрация живой массы (биомасса) в биосфере наблюдается у поверхности суши и мирового океана. В этих оболочках наиболее благоприятные условия для живых организмов - температура, влажность, содержание кислорода и питательных веществ.

Ноосфера - результат нового, современного этапа эволюции органического мира, связанный с появлением человека индустриального общества. Человечество является частью биосферы, которое долгое время находилось в непосредственной зависимости от окружающей среды. В процессе эволюции человек начал оказывать влияние на саму природу, причем не всегда положительное. В данное время деятельность человечества сказывается на изменении состава атмосферы, гидросферы, литосферы.

Академик В.И. Вернадский (1914) ввел новое понятие -«ноосфера», которое переводится как «разумная оболочка Земли». Он высказал мнение, что необходимо наладить разумное использование природных богатств, не нарушая закономерностей, существующих в биосфере.

В настоящее время назрела необходимость охраны чистоты воздуха, воды, почвы, фауны, флоры на основе биологических знаний. Санитарная охрана биосферы стала важнейшей проблемой всего человечества.

Каждый гражданин должен быть убежден в необходимости сохранять, восстанавливать и расширять зеленые пространства, охранять животных и способствовать их размножению.

В образовательных учреждениях на высоком уровне должна быть поставлена работа по экологическому воспитанию и образованию учащихся.

Загрязнение окружающей среды

Расширяя сферу своей деятельности, человечество начало создавать искусственную среду обитания - техносферу, ставшую основным источником опасности. Одной из главных опасностей, которые несет окружающая среда, являются различные загрязнители. Различают следующие виды загрязнителей:

Химические (ксенобиотоки) - это чужеродные для организма человека химические соединения;

Биологические - болезнетворные микроорганизмы (бактерии, вирусы);

Физические (шум, излучение, тепловое загрязнение и т.д.).

Ксенобиотиками являются многие органические и неорганические вещества, тяжелые металлы (свинец, ртуть и др.). Каждое из этих химических веществ может стать причиной отравления и заболеваний. Человек может отравиться от бытовой химии (лекарства, краски, клей, средства от тараканов, грызунов и др.). В последнее время источниками отравлений и заболеваний человека являются пищевые добавки.

Шумовое загрязнение. Уровень естественного шумового фона равняется 20-30 децибел (дБ). Гигиенические нормы допустимого шума составляют для дневного времени - 40 дБ, для ночного - 30 дБ. Звук в 130 дБ вызывает болевое ощущение, а 150 становится непереносимым, а в 180-смертельным.

Таблица 2 Влияние шума на организм человека

Пример шумового воздействия

Воздействия

Отрицательный эффект

Реактивный самолет

Разрыв барабанной перепонки

Удар грома, сирена, рок-музыка

Порог боли у человека

Мотоцикл, трактор, отбойный олоток.

Серьезная угроза для слуха

Любой шум достаточной интенсивности и длительности приводит к снижению слуховой чувствительности. Доказано отрицательное влияние шума на многое чувствительные системы организма, особенно на нервную.

Для защиты организма от шумового влияния необходимо:

Установить в автомобили звуконепроницаемые стекла;

Дома не включать громкую музыку;

Быть осторожным на дискотеках;

Небезопасно постоянное прослушивание плеера. Меры экологической безопасности в повседневной жизни:

Во время загазованности и смога желательно не выходить на улицу;

Не желательно курить в закрытом помещении, в машине;

Нельзя купаться в незнакомых водоемах, находящихся вблизи промышленных предприятий;

Перед употреблением овощи и фрукты обязательно мыть;

Нельзя собирать и употреблять в пищу грибы, ягоды, растущие вдоль автомагистралей, около промышленных предприятий, свалок и т.д.;

Не сжигать мусор, сухие листья во дворе. Мероприятия для уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду:

На производстве следует применять безотходную технологию;

Необходимо устанавливать пылезащитные и газоулавливающие фильтры;

Строить очистные сооружения, отвечающие современным требованиям;

На химических предприятиях следует применять сорбенты, которые способны поглощать вредные выбросы;

Строительство промышленных предприятий должно вестись с учетом «розы ветров» и не ближе 15 км от населенного пункта;

Регулярно производить озеленение городов;

Осуществлять жесткий контроль за наличием нитратов и пестицидов в продуктах питания;

Повысить уровень экологического образования населения, особенно молодого поколения и т.д.;

При работе на стройке защитить органы слуха наушниками.

В образовательных учреждениях следует соблюдать следующие гигиенические требования:

· стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими уборку влажным способом;

· полы должны быть без щелей и иметь дощатое покрытие;

· регулярно проводить проветривание учебных классов;

· температурный режим в классных помещениях должен быть в пределах 18-20° С;

· влажность допускается в пределах 40-55 %;

· допустимая концентрация углекислого газа (СО 2) - 0,1 %;

· в учебных кабинетах уровень освещенности должен быть не менее 300 лк;

· очистку и мытье стекол проводить не менее 2 раз в год;

· в классах выращивать комнатные растения;

· нельзя обклеивать стены обоями, потолки - пенопластовыми плитками.

5. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности

жизнедеятельности

Российская Федерация является демократическим, правовым государством с республиканской формой правления. Каждый гражданин России должен хорошо знать законы и нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение безопасности человека.

Основным законом государства является Конституция Российской Федерации, где изложены права и свободы человека и гражданина. Главными положениями Конституции РФ, гарантирующие личную безопасность гражданина, его семьи являются:

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свободы человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 6. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федераций.

Статья 19. Государство гарантирует равенства прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,

Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В Конституции Российской Федерации также отражены определенные обязанности человека по обеспечению безопасности государства и самого гражданина:

Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992)

В этом законе рассматривается:

Правовая основа обеспечения безопасности человека и государства;

Порядок организации и финансирования органов безопасности;

Контроль за законностью деятельности органов безопасности;

Статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи.

Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» (1994)

Закон определяет полномочия, обязанности Федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Согласно этому закону организации обязаны обеспечивать создание, подготовку И поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС в составе невоенизированных формирований, обеспечивать проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС.

Закон определяет права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от ЧС.

Граждане РФ имеют право:

На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

Использовать для защиты от ЧС средства индивидуальной и коллективной защиты и другое имущество;

Быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания и о мерах необходимой безопасности;

Участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

На социальную защиту при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС.

Граждане обязаны:

Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экономической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

Изучить основные способы защиты населения и территории ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанных областях;

Выполнять установленные правила поведения при возникновении ЧС.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (1994) определяет общие, правовые, экономические и социальные основы пожарной безопасности России. Установлены отношения между органами государственной власти и предприятиями, учреждениями, организациями, а также обязанности должностных лиц в области пожарной безопасности. Закон предусматривает права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Раздел 1. Ст. 34. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности Граждане имеют право на:

Защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

Возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

Участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

Получение информации по вопросам пожарной безопасности, в "том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

Участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности;

Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения ложа ров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответ ствующими органами местного самоуправления;

При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

До прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Выполнять предписания, постановления и иные законным требования должностных лиц пожарной охраны.

Весьма важным является то, что законом предусмотрено обучение детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности.

Федеральный закон «Об обороне» (1996) определяет:

Основы и организацию обороны РФ;

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц;

Силы и средства, привлекаемые для обороны;

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны.

Законом предусмотрены права и обязанности граждан РФ и области обороны.

Федеральный закон «О гражданской обороне» (1998) определяет основные понятия, правовые основы и задачи в области гражданской обороны, а также полномочия органов власти и организации, силы и средства гражданской обороны.

Законом установлены права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (1995) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Задачами икона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, кипит интересов общества и государства путем предупреждении ДТП, снижение тяжести их последствии. Закон определяет права и обязанности участников дорожного движения.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995) определяет права и обязанности спасателей. Законом установлены основные задачи и состав аварийно-спасательных служб, порядок их создания и привлечения к ликвидации ЧС.

6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

В связи с ростом угрозы войны и развитием авиации предполагаемого противника Правительством Российской Федерации в 1932 г. Было принято решение о создании системы противовоздушной обороны (ПВО), которая сыграла огромную роль по защите населения и территории страны в годы Великой Отечественной войны.

В 1961 г. ПВО была преобразована в систему гражданской обороны (ГО), основной задачей которой явилась защита территории и населения СССР от оружия массового поражения предполагаемого противника.

В начале 90-х годов существовали две системы, отвечающие за безопасность страны: РС ЧС решала задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время; ГО выполняла роль противостояния противнику в случае войны.

Отдельно функционировали две организации: государственный комитет по гражданской обороне (ГКГО) и государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

Указом Президента Российской Федерации в 1994 г. было создано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии (МЧС), которое объединило задачи двух комитетов. Следующим этапом создания Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС) стал Федеральный закон (1994) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера».

Основными задачами Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РС ГО и ЧС) являются:

Проведение единой Государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС.

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и от оружия массового поражения.

Оповещение и информирование населения об угрозе ни падения противника и при возникновении ЧС;

Ликвидация ЧС;

Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

Выполнение мероприятий гражданской обороны;

Оказание гуманитарной помощи;

Подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

Обеспечение функционирования объектов и отраслей в ЧС;

Пропаганда среди населения значимости РСЧС в общей системе безопасности страны.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоит из территориальных (создаются в субъектах РФ) и функциональных (создаются Федеральными органами власти) подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Таблица 3

Территориальная подсистема

Функциональная подсистема

Федеральный

Правительство РФ

МЧС России

Региональный

Представительство Президента РФ

Федеральное агентство МЧС России

Территориальный

Правительство субъектов РФ

Главное Управление МЧС России

Администрация населенного пункта

Управление гражданской защиты

Объективный

Руководство объекта

Комиссия по ГЗ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, органы управления, силы и средства, системы связи и оповещения, финансовые и материальные ресурсы. Одной из основных задач РСЧС является осуществление гуманитарной помощи, как на территории России, так и за рубежом. Для этого имеются необходимые силы и средства: аэромобильный спасательный отряд, автомобильные и инженерные бригады, воинские подразделения МЧС и т.д.

В последние годы в связи с увеличением чрезвычайных ситуаций и чистыми военными конфликтами возросло участие МЧС РФ в миротворческих операциях.

Литература:

В процессе работы над учебным пособием автор пользовался материалами таких признанных и известных ученых, методистов и специалистов в области «Безопасности жизнедеятельности», как Марков В.В., Репин Ю.В., Петров С.В., Белов С.В., Гастюшин А.В., Сапронов В.И., Смирнов А.Т., Цвилюк Г.Е, Якупов А.А. и др.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» введён в школах нашей страны сравнительно недавно, в 1991 году. Вводился он нелегко и постепенно. До этого, правда, существовал другой, но похожий предмет - «Начальная военная подготовка». На уроках «НВП» учили не только разбирать и чистить автомат, но и, например, оказывать первую медицинскую помощь, рассказывалось, как вести себя при пожаре и в других опасных ситуациях.

Однако новая дисциплина, «Основы безопасности жизнедеятельности», задумывалась более глубокой. Предмет призван был воспитывать культуру безопасности в обществе. Курс состоит из трех тематических разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, военная безопасность государства.

В ряду школьных предметов предмет ОБЖ стоит особняком . И на это есть ряд причин. Вот лишь главные: ОБЖ единственный предмет в школе, где к преподавателю можно обращаться как по имени и отчеству, так и по воинскому званию; предмет ОБЖ преподаётся с элементами воинской дисциплины; предмет ОБЖ выводит юношей 10-х классов в мае на стрельбы из боевого оружия. ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. ОБЖ — это предмет, в котором учитель не имеет права на ошибку . От того, насколько хорошо преподаватель научит ребенка основам выживания, зависит жизнь самого школьника и окружающих его людей. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться - школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде, если ошибётся учитель ОБЖ - это может стоить жизни ребёнка или окружающих людей.

Поэтому и методика преподавания предмета, немного другая, не стандартная для школы. И критерии оценки работы преподавателя ОБЖ должны быть иными, отличными от критериев оценки работы преподавателя истории, географии, математики. В том числе оценка записей в блог и выставляемых материалов на сайте «Мультиурок» по предмету «ОБЖ». Всё, что записывается мной в блоге, точно также используется и на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».

Предмет ОБЖ преподавать наиболее эффективно могут кадровые офицеры запаса министерства Обороны или профессиональные спасатели-офицеры МЧС, люди, многократно побывавшие в экстремальных и боевых ситуациях, которые могут дать учащимся не только книжные знания, но и передать свой личный опыт преодоления экстремальных ситуаций, опыт выживания в них. В результате получается живой, заинтересованный разговор, не оставляющиё учащихся равнодушными и остающийся в памяти учеников практически навсегда.

Для подготовки преподавателя ОБЖ «с нуля» необходимо затратить 11 000 учебных часов. По времени эта подготовка занимает почти девять лет. За это время можно сделать два выпуска преподавателей с дипломом бакалавра. Это, пожалуй, главная причина, почему педагогические ВУЗы не берутся за подготовку преподавателей ОБЖ. И остается одна категория, которая более-менее подготовлена для работы преподавателем ОБЖ в школе - это кадровые офицеры министерства Обороны.

Качество работы преподавателя ОБЖ на две трети зависит от качества выполненной работы учителем истории, биологии, химии, географии, физики, учителем физической культуры. Ведь практически на каждом занятии преподаватель ОБЖ опирается на ранее приобретённые учащимся знаниями по этим предметам. Образно говоря, на уроках ОБЖ шлифуются ранее приобретённые знания - с основным упором на безопасность, на правила выживания в чрезвычайной ситуации. Подготовка школьной команды к соревнованиям «Школа безопасности» тоже не обходится без участия преподавателя физической культуры. Все тестовые задания и школьных и муниципальных и региональных олимпиадных заданий предусматривают собирательность предмета ОБЖ, необходимость серьезных знаний по истории, географии, биологии, химии, физике. Прошло более двадцати пяти лет со времени введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьный курс. Наработался опыт преподавания. Стало понятно, что преподавать, как преподавать, что требовать от учащихся.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера. Вся работа преподавателей ОБЖ с учащимися строится на основе здоровье сберегающих технологий.

Военно-патриотическое воспитание - это самое важное направление деятельности преподавателя ОБЖ. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодёжи потому, что их деды, отцы, близкие, являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может дать быстрый эффект в ближайшем будущем. Школа Мужества, пройденная старшими поколениями, достойна того, чтобы школьники о ней знали и чтобы они гордились, что в нашей стране - России любые проблемы, возникающие перед народом, всегда будут решены независимо от их сложности.

Преподавание предмета ОБЖ - это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина - патриота, любящего свою Родину - Россию. И готового в любой момент встать в строй защитников Отечества в Вооружённых Силах России - должно быть, и есть главное в работе преподавателя ОБЖ. Подводя итог сказанному, еще раз хочется отметить, что без оснащённого оборудованием и наглядными пособиями кабинета ОБЖ, без преподавателя ОБЖ - кадрового офицера министерства Обороны сегодня невозможно в полном соответствии с программой курса решать задачи, поставленные министерством Образования РФ, министерствами Обороны и МЧС - задачи, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. По выживанию в мире грозном и все более непредсказуемом, предвоенном, по воспитанию личности любящей своё Отечество и способной встать на защиту своей Родины-России.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности. Уметь защищаться от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого - педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного и техногенного, так и социального характера. В том числе и в экстремальных ситуациях. В учебниках практически ничего нет по патриотическому воспитанию учащихся, хотя примеров героизма наших сегодняшних офицеров и солдат очень много. Патриотическое воспитание - это практически две трети работы учителя ОБЖ, как в классе, так и во внеаудиторной работе.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Без наличия в школе комплекса учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», и прежде всего кабинета, сегодня очень сложно добиться необходимого эффекта в подготовке школьников к самостоятельной жизни, к выживанию в мире нарастания опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экономического, военного, социального и техногенного характера. Сложно, не имея необходимой учебно-материальной базы по предмету ОБЖ в школе, решать задачи развития и модернизации Российского образования, по воспитанию личности, любящей свою Родину, способной встать на защиту своей Родины.

Не мало претензий можно высказать и в отношении учебников по ОБЖ, полученных школами Моздокского района в 2013 году. По большей части они написаны «сухим», формальным, «взрослым» языком. Изобилуют ненужными теоретическими сведениями, определениями, формулировками, перегружая и без того переполненную избыточной информацией школьную программу. Тексты для учебников изобилуют сложными для понимания и «корявыми» с литературной точки зрения объяснениями. Многое из этого проще было бы показывать на практике или с помощью видео просмотров.

И самое главное, в учебниках по ОБЖ практически ничего нет по военно-патриотическому воспитанию, что сейчас очень востребовано жизнью. Примеров героизма в сегодняшней российской армии много. Это и подвиг майора Солнышкина, который спасая жизнь солдату, лег на гранату. Это и подвиг лейтенанта Александра Прохоренко в Сирии, вызвавший огонь на себя когда оказался в окружении боевиков ИГИЛ. И таких примеров можно приводить много. Ничего подобного в учебниках ОБЖ нет.

Программный материал курса ОБЖ не согласован с другими предметами: физикой, географией, биологией, химией. Пример: в 10 классе в I полугодии в модуле «Гражданская оборона» изучается тема «Ядерное оружие», а соответствующий этой теме раздел физики «Квантовая механика» изучается в 11 классе во II полугодии. И такое несогласование по всем разделам курса ОБЖ. Учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» подлежит пересмотру как концептуально, так и тематически, поскольку она уже совершенно не согласуется с требованиями сегодняшнего дня . Уже в календарно-тематические планы 2014-2015 учебного года было внесено примерно 30% новизны, тем занятий, которых нет в учебниках, в планы 2016-2017 учебного года добавлено ещё 10-15% новизны.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН - призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Главный продукт своей деятельности, который школа должна предъявить обществу - это подготовленный к самостоятельной жизни молодой гражданин, хорошо обученный, знающий историю, культуру своей страны, горячо любящий свою Родину - Россию и готовый защищать её интересы в политике, в дипломатии, с оружием в руках. Именно об этом говорит мой личный опыт тринадцатилетнего преподавания предмета в школе, из которых восемь лет я являюсь руководителем районного методического объединения преподавателей ОБЖ.

По предмету ОБЖ нет школьного экзамена, но каждый учащийся, каждый человек экзамен по ОБЖ сдаёт ежедневно и всю свою жизнь - таков результат многовекового опыта, накопленного человеком. Поэтому в своих блогах я много внимания уделяю истории России, СССР, патриотизму воинов России и русского народа, международной политике, «горячим точкам» планеты. Всё вместе взятое и есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - и преподаваемое и изучаемое в школьном курсе. Эта информация, в том числе и для модераторов сайта.