Церковь иконы божией матери гребневская в гребнево. Гребневская церковь: от солдатской банидо наших дней

Проезд из Москвы:

1. С Ярославсккого вокзала до пл. "Воронок", далее автобусом № 23 до ост. Гребнево.

2. С Ярославского вокзала до ст. "Фрязино", далее автобусом № 13 до автостанции, затем автобусом № 23 до ост. Гребнево.

Историческая справка:

О строительстве в Гребневе церкви во имя «Пречистыя Богородицы Гребневские» в 1671 году известно из указа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа. Имеются данные, что «…ещё стольник Юрий Петрович Трубецкой … задумал построить на старом месте церковь во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены».

Ныне действующая церковь во имя чудотворной Гребневской иконы Богородицы построена в 1786 году, а освящена в 1791 году митрополитом Платоном (Левшиным).

Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа.

В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.

Предание гласит, что Гребневский образ Пресвятой Богородицы был одним из тех, что вручили казаки благоверному князю Дмитрию Донскому. Победитель Мамая с благодарностью принял этот бесценный дар и «пожаловал казаков многими милостями и жалованием».

Вокруг Гребневских храмов разбит старинный липовый парк с аллеями, отделенный оградой с четырьмя воротами от усадебного парка и кладбища. Ограда была построена в 1854 году помещиком Пантелеевым, а обновлена в середине XX века.

В 1849 году «тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева», владельца села с 1842 года, в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата.

В 1854 году вокруг церкви была сделана ограда с железными решётками на каменных столбах, которая была обновлена в середине XX века.

Храм никогда не закрывался, летом 2016 года было широко отмечено 230-летие со дня его постройки и 225 лет Великого освящения.

диакон Владимир Викторович Лебедев

Друзья, ну чтоже, вот у меня и дошли руки написать о поездке в Усадьбу Гребнево , о которой я уже . На самом деле январь выдался довольно насыщенным и даже в феврале мы уже успели посетить одно , так что впереди Вас ждёт много интересного. Что же касается Гребнево , то ощущения от этой поездки остались крайне неоднозначные. С одной стороны там конечно же потрясающе красиво, так красивые места, красивая природа, красивые храмы и даже руины красивые, но с другой стороны это место поражает своей запущенностью, несмотря на то что находится оно меньше чем в 30-ти километрах от Москвы и то что храмы находятся в хорошем состоянии. Как я и , мы совместили данную поездку с поездкой в , так как находятся они всего в 10-ти километрах друг от друга. Любителям руин и развалин посетить Гребнево надо обязательно, мы же больше любим места не столь запущенные.

До 1577г. село принадлежало графьям Воронцовы м , а в писцовых книгах 1584-86гг. село принадлежит уже Б.Я.Бельскому , племяннику Малюты Скуратова . Во времена смуты усадьба возвращается к Воронцовым , а после переходит к князьям Трубецки м . При князе Д.Т.Трубецком , сподвижнике князя Пожарского , на реке Любосеевке, проводятся гидротехнические работы, по строительству плотины, давшей начало системе Барских прудов, состоящих из водохранилища и нескольких живописных островов, частично дошедших до наших дней. В 1772г. Усадьба переходит княгине А.Д.Трубецкой; матери выдающегося поэта XVIII века — М.М.Хераскова , автора поэмы «Россиада» . С 1781г. Усадьба переходит к Г.И.Бибикову, при котором в 1780-90гг. возводится главный усадебный дом и Храм Гребневской иконы Божьей Матери. После смерти Г.И.Бибикова в 1803г. усадьба переходит к А.А.Строгановой, сын которой, князь С.М.Голицын , к 1820-1830 годам возводит два флигеля, парадные въездные ворота, и Храм Николая Чудотворца. При нем Усадьба приобретает вид, дошедший до наших дней.

Ну и фотографии.
День выдался солнечным, но пробки ждали нас уже на выезде из Москвы.


-15 на градуснике, а по ощущениям, как -20

Собор Святой Троицы в г.Щёлково

Кто бы мог подумать, что столь красивый и необычный собор окажется в центре небольшого городка в Московской области. Жаль, что мы были только проездом.

Едем к Гребнево по красивой лесной дорожке.

Припарковались на автобусной остановке "Усадьба"

Как бы информационный щит.

Скотный двор.

Дорога и пустошь перед усадьбой .


Пришли к парадным въездным воротам - Триумфальной арке.

Усадебная ограда

Она (триумфальная арка) как и сама усадьба в запущенном состоянии и закрыта.


Каретный двор.

Вид на главный усадебный дом в лучах солнца.

Остатки ворот, ведущих к барским прудам.

Красивые заснеженные деревья.

Восточная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Главный усадебный дом.

Какой-то провал снизу.

Балкон усадебного дома с коллонадой и частично сохранившейся кованной оградой.

Состояние крайне печальное.


Вроде как в 1991г., когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены, а жаль.

Восточный флигель, после пожара.

И западный флигель, тоже после пожара.

Вид на триумфальную арку от усадебного дома, судя по зарослям перед ней, её давно никто не пользовался по назначению.

Окошко усадебного дома.

Западный торец усадебного дома.

Западная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Торец западной пристройки.

Южный фасад пристройки, со стороны барских прудов.

Вид на усадебный дом и остатки усадебной ограды через фруктовый сад со стороны прудов.

Вид на спуск к прудам.

Остатки фруктового сада перед усадебным домом.

Идём к южному фасаду усадебного дома.

Тут состояние кажется даже чуть лучше, чем с парадного входа.

Но это только так кажется.


Внутри совсем всё грустно.


Спуск к барским прудам.


Кусочек усадебной ограды, где кстати находится проход к усадебному дому.

Западный флигель.


Как и сам усадебный дом, он в плачевном состоянии.


Восточный флигель.

С уничтоженной в результате пожара кровлей.


Входная группа, украшенная колонами ионического ордера и балконом с балюстрадой.



Вид на главный усадебный дом с территории усадьбы .


Зимняя Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1823г.

Врата на территорию двух храмов.

Роспись.

Информация.

Сам храм.

Табличка с ужасающим набором так и висит со времен РСФСР, а что ей будет.

Тосканский портик.

И ещё один.

Восточный фасад храма.

За храмом скромная детская площадка.

Храм очень красивый.

Крсивейший парадный вход. Храм строился по проекту архитекторов Ольделли и Н.И.Дерюгина.


Парадный вход в храм направлен на запад и во второй половине дня очень эффектно освещается лучами солнца.


Храм получился очень светлым.

Колодец.

Летняя Церковь Гребневской иконы Божьей Матери.

Ротондального типа, крестообразного плана.

Каждый рукав креста украшен портиком дорического ордера.

Красивый фонарь.

Вид на Церковь Николая Чудотворца через лучики солнца.

Один из рукавов храма Гребневской иконы Божьей Матери с портиком.

Роспись на стенах храма, заключается в изображениях авторов 4-ёх канонических

Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было с кладом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА , одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ , которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ . Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».


Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

«Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан» . Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

Реконструкция храма в 1990-х годах

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

В России православные церкви издавна служили духовным символом села или города. Обычно их строили на видном месте или же на перекрёстке дорог. Часто храм в годы лихолетья служил в качестве убежища для верующих и мирян.

В Одинцово, Московской области, таким символом признана Гребневская церковь. Горожане считают её неофициальным символом города, а паломники - духовным центром.

Гребневская церковь в Одинцово. Храм - это духовный центр не только посёлка, но и всего Подмосковья

Первую церковь в Одинцово заложил боярин Артемон Матвеев

Храм в честь Гребневской иконы Божией матери или Гребневская церковь в Одинцово, Московской области - это одна из древнейших исторических построек в городе.

В древности она имела стратегическое значение, так как размещалась на старом Смоленском тракте. Тракт вёл от западных российских границ к Москве. Он считался одно из наиболее важных транспортных артерий вначале Московского, а потом и Российского государства.

в это время в Одинцово построили первую деревянную церковь

На тракте вначале появилось небольшое село, из которого вырос город. Именно здесь в 1673-1679 годах возведена первая деревянная церковь. Как гласят исторические документы, её построили «во имя священномученика Артемона».

Средства на строительство выделил боярин Артемон Сергеевич Матвеев. Он владел в те времена селом Одинцово и считался одним из богатейших людей своего времени.

Портрет Матвеева. И. Фолвейкс, конец XVII век. Первую церковь в Одинцово построил боярин Артемон Сергеевич Матвеев в 1673-1679 годах

Сведений о деревянной церкви практически не сохранилось. Известно лишь, что боярин не жалел средств на её украшение. Кроме того, он приобрёл для храма богатую церковную утварь. Часть её сохранилось до момента постройки новой церкви. Это говорит о том, что он не жалел средств для обустройства храма.

Гребневскую церковь построили вместо старой деревянной церкви в 1790-х годах

в это время старый храм снесли, а на его месте построили каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери

Деревянная церковь в Одинцово со временем обветшала. Ремонтировать её не имело смысла. Именно поэтому во второй половине 1790-х годах старый храм снесли, а на его месте построили каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Строительство оплатила новая владелица села графиня Елизавета Васильевна Зубова.

Графиня Елизавета Васильевна Зубова. 1742-1813 год. С миниатюры, принадлежащей М. Е. Леонтьевой, в Москве

Строительство Гребневской церкви завершили осенью 1801 года. Построили новую церковь рядом со старой во имя священномученика Артемона. Графиня подала преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошение.

В прошении говорилось:

Елизавета Зубова

«… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова».

На прошение епископ дал положительный ответ и 22 ноября 1801 года новую церковь освятил архимандрит Можайского Лужецкого монастыря Феофан.


Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове, вид с южной части. Церковь построена в стиле классицизма

После того как в храме началось богослужение, всю утварь из старой церкви перенесли в новую, за исключением некоторых икон. Архитектурный стиль новой церкви классицизм. Это мода того времени.

Её прихожанами стали крепостные крестьяне графини Елизаветы Васильевны Зубовой. Служили же в построенном Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский.

Во время нашествия Наполеона Гребневскую церковь осквернили французы

Гребневская церковь подверглась осквернению и грабежу солдатами войск Наполеона. Дело в том, что Одинцово стоит на старой Смоленской дороге.

Одна из целей русской армии в войне 1812 года - заставить наполеоновские войска отступать по ней. Именно поэтому вокруг села активно передвигались как русские, так и французские войска. Село несколько раз переходило от одной стороны к другой.


Дмитрий Кардовский. Москва в сентябре 1812 года (уход французов из Москвы). 1908-1913 год. Издание Иосифа Кнебеля. Во время оккупации Одинцово в 1812 году французы осквернили и разграбили Гребневская церковь

В ночь с 31 августа на 1 сентября, после окончания Бородинского сражения, на постой в Одинцово расположились войска 1-й и 2-й Западных русских армий. Священники Гребневском храме постоянно служили молебны о ниспослании победы над врагом.

Кроме того, русские воины поддерживали свой дух, лицезрея святыни, хранящиеся в нём. 2-го сентября Одинцово заняла уже конница Мюрата, что стало известно из перехваченного письма Наполеона.

в этот период при храме отсутствовал священник

Французы по варварски отнеслись к церкви. Они осквернили и разграбили её. С 1813 по 1816 год при храме отсутствовал священник. Клировые ведомости говорят, что заново его освятили 1813 году.

После строительства железной дороги Москва-Смоленск-Брест приход Гребневского храма пополнился дачниками

Толчок к развитию Одинцово дало введение в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест. Произошло это в начале 1870-х годов. Именно тогда рядом с железной дорогой построили пристанционный посёлок Одинцово. Вокруг него стали расти дачи.

К 1890 году их общее число достигло 125. Этому способствовала близость посёлка к Москве и живописная природа в его окрестностях.


Усадьба Шахматово, Московская область, Солнечногорский район. 1894 год. После строительства новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест вокруг Одинцово появилось более 125 усадьб и дач

Дачники пополнили приход Гребневского храма. Именно поэтому ему пришлось расширяться. Прихожане храма попросили пристроить к нему трапезную с двумя приделами. Их просьбу выполнили к лету 1898 года.

Тогда возвели с правой стороны здания придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. С левой же стороны вырос придел во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Строжевского. Построили и новую колокольню из трёх ярусов.

В 1920-30-х годах Гребневскую церковь закрыли, а священнослужителей репрессировали

Во времена гонений в СССР Православной Церкви Гребневская церковь закрылась не сразу. После Революции 1917 года в ней длительное время шли службы. При этом советские власти никакой помощи приходу не оказывали.

Приход сам должен был содержать и ремонтировать храм. Естественно, что сделать церковная община самостоятельно не могла. Что же касается церковной утвари, то согласно постановлению ВЦИК от 23 февраля 1922 года её изъяли из церкви в начале 1920 года.


Снятие драгоценного оклада с иконы во время изъятия церковных ценностей. 1921 год. Приход Гребневской церкви ликвидировали в 1938-1939 годах. При этом церковную утварь изъяли, а саму церковь закрыли и разграбили

Ликвидировали приход Гребневской церкви в 1938-1939 годах. Саму церковь закрыли и разграбили. Здание стали использовать в хозяйственных целях. Священники подверглись преследованиями и репрессиям. В этом священничество храма разделило судьбу всех священников Православной Церкви, живших в то время в России.

Последним настоятелем Гребневской церкви до её закрытия стал протоиерей Александр Ворончев.

Известно, что последним настоятелем церкви стал митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября 1938 года отец Александр служил всенощную в честь иконы Казанской Божией Матери. Прямо в церкви священника арестовали. Его отправили на несколько лет в карельские лагеря, что на Медвежьей горе. Рассказывается о мученической кончине протоиерея. Его вместе с другими заключёнными утопили в озере в трюме катера.


Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Одинцово. 1900-е годы. Последний диакон Гребневской церкви Владимир сослан в лагеря на Север после того, как он отказался отречься от священнического сана и Бога

До наших дней дожила дочь последнего диакона Гребневского храма - Нина Владимировна Запольская. Она рассказала о том, что её отца власти принуждали отречься от Бога и сана. После отказа его арестовывали и сослали в лагеря на Север.

Умер диакон Владимир на поселении в г. Киржач. Она рассказала о том, что в безумии люди осквернили кладбище при церкви: они разрывали могилы и таскали по кладбищу останки покойников в надежде найти драгоценности и кресты.

В советское время здание церкви использовалось в хозяйственных целях

храм был взят государством под охрану

Во время Великой Отечественной войны здание храмов сильно пострадало от артобстрелов. После её окончания здание окончательно перевели в разряд хозяйственных построек. Для этого заложили западный вход в колокольню, пробили в стенах новые дверные и оконные проёмы, убрали иконостасы, а также большую часть росписей стен, ограду храма, колокола, старые полы. При этом 30 августа 1960 года храм государство взяло под государственную охрану.


Гребневская церковь. Одинцово. Наше время. В 1991 году здание Гребневского храма передали РПЦ

В дальнейшем в здании храма размещались различные организации. Здесь работали хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, советские организации. В 1989 году городские власти Одинцово решили перестроить здание церкви под концертный зал.

Православные жители города с этим решением не согласились и начали собирать подписи за передачу здания церкви РПЦ. В марте 1991 года их просьбу удовлетворили, настоятелем переданного Церкви Гребневского храма назначили священника Игоря Борисова.

В 1990-е годы началось возрождение Гребневского храма

в июне этого года в храме прошла первая литургия

Пока здание возвращённого Церкви храма приводилось в порядок, богослужения проходили в маленькой часовне. В июне 1991 года на Троицу молитва уже творилась за первой Литургией в нём. В этом же году при церкви открыли воскресную школу для взрослых, а позже для детей.

С этого момента считается, что приход церкви вернулся в церковную жизнь в полной мере.


Икона Божией матери Гребенская. Книжная гравюра XIX в. После передачи Гребенской церкви в Одинцово РПЦ выяснилось, что из прежнего убранства сохранилась только икона Гребенской Божией Матери и Распятие

Велись работы и по благоустройству храма изнутри. Для этого восстановили росписи в ротонде. Жители города сами принесли в дар церкви иконы и книги. К сожалению, из прежнего убранства Гребенской церкви сохранились только две: икона Гребенской Божией Матери и Распятие. До возвращения в храм они хранились в Покровской церкви с. Акулово.

Из прежнего убранства Гребенской церкви сохранилось всего две святыни.

Полное освящение храма во имя иконы Гребенской Божией Матери произошло 2 июля 1995 года. Его совершил преосвященный Григорий (Чирков), епископ Можайский, викарий Московской епархии.

С 1990 по 2000 год в храме велись масштабные реставрационные работы. Они финансировались за счёт пожертвований прихожан. В результате палехские мастера изготовили и установили резные иконостасы их красного дерева для таких особо чтимых икон, как: Гребенской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и других.

В наше время в Гребенском храме ведется активная духовная жизнь

Церковь в честь Гребенской иконы Божией Матери является главным для целого ряда других храмов. Так к нему приписаны:

  • часовня мч. Иоанна Воина;
  • домовый храм прмц. вел. кн. Елисаветы;
  • храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии;
  • храм иконы Божией Матери «Целительница»;
  • больничный храм свт. Луки Симферопольского;
  • часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник»;
  • храм иконы Божией Матери Владимирская.

Храм - один из центров духовной жизни Подмосковья. При нём работает Воскресная школа. В неё создано 6 групп. Здесь изучается православная традиция, жития святых, Закон Божий, история. Кроме того, при школе работают кружки по интересам для детей и взрослых. Учащиеся школы готовят концерты, ставят спектакли для инвалидов и детского приюта.

При Гребенской церкви в 2000 году открылся Православный Молодёжный центр.

В 2000 году при церкви открылся Православный Молодёжный центр. Его главное направление работы - участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Центр также занимается благотворительностью. При Центре работают кружки. Его воспитанники ездят в паломнические поездки, помогают в городской больнице ухаживать за больными.


Одинцовский округ. Молодёжный православный лагерь. Священники Гребенской церкви каждый год организовывают и ведут молодёжный православный лагерь