Значение смоленский василий григорьевич в православной энциклопедии древо. Логинов василий григорьевич - смоленский военный некрополь

/ Смоленские

Смоленские. Род священника Смоленского Василия Григорьевича (церкви с. Амерево, пос. Фряново), погибшего в лагерях.

Первое известное колено

1. СМОЛЕНСКИЙ Григорий , из духовных. Вероятно, это он – в 1870 г. окончил Моск. духовную семинарию, служил священником в Богородском уезде. [ http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/moskvasem.html ]

Второе колено

2/1. СМОЛЕНСКИЙ Василий Григорьевич (23.2.1876-п.1930), священник Знаменской ц. с. Амерево и пос. Фряново. Арестован ок. 1930, сослан (по сведениям родных – в Минусинск), погиб в лагерях. По Анкете 1830 г. (в ЩГА) родился 23.2.1876. После окончания Московской духовной семинарии (по 1-му разряду) в 1896 он служил с 1.8.1896 по 27.1.1900 законоучителем и учителем церковно-приходской школы при Николаевской Берлюковой пустыни. В 1900-1918 – священник Николаевской села Никольского-Колчево тож церкви Подольского уезда. По прошению прихожан перемещен в священники Знаменской церкви с. Амерева Московского уезда 30.3.1918. Лишен избирательных прав в 1926, но 18.1.1927 был восстановлен. По болезни уволен за штат 25.12.1929. С 14.2.1930 – по просьбе прихожан священник Фряновской церкви: «Служу временно до возвращения Фряновского священника Николая Дмитриевича Кудрявцева, сосланного в C еверный край». Но и сам попал там же под удар доносов и репрессий и был сослан. 10 июня 1931 года Тройкой НКВД приговорен к 5 годам ИТЛ, но потом этот срок заменили ссылкой в Казахстан. По сведениям невестки его Марии Григорьевны , о. Василий был отправлен в Минусинск и умер на этапе.
ж. Мария Николаевна 1878-п.1923.

Третье колено

3/2. Серафим Васильевич 18.5.1904. Обучался в Перервинском 2-х классном дух. училище. Как сбын священника лишен избирательных прав в 1926, но был восстановлен в правах 18.1.1927.

4/2. Владимир Васильевич (14.8.1906 –п.1930). Обучался в Перервинском 2-х классном дух. училище и в шк. II ст. в 1930-х переехал в Свердловскую область (по семейной легенде «послан для проведения коллективизации»). Сыновья и внуки священника были лишены избирательных прав еще в 1925-1927. Среди восстановленных в правах его нет.
ж. Мария Григорьевна 1907-1996.

5/2. Дмитрий Васильевич 9.9.1908 –п.1927. Как сын священника лишен избирательных прав в 1926, но был восстановлен с отцом в правах 18.1.1927.

6/2. Михаил Васильевич 5/22.11.1909-16.7.1989. Учился в Амеревской шк. II ст.
ж. Елена Викторовна.

7/2. Николай Васильевич, 1913 г.р. Учился в Амеревской школе.

Четвертое колено

8/4. Елизавета Владимировна 14.8.1926-23.5.1985.
м. МИХАЙЛОВ Николай Петрович

9/4. Вячеслав Владимирович 1928. Живет в Свердловской области, г. Серов, нач НТО НИИ.
ж. Надежда Ильинична.

10/4. Алексей Владимирович 10.10.1929-9.7.1993. Ок. 4 кл. шк., раб. в колхозе, служил в ВМФ, после службы работал в колхозе, механиком на шелкоткацкой фабрике в Щелкове, вальцовщиком на Щелковском листопрокатном заводе.
ж. АГАПОВА Вера Дмитриевна 1.4.1935, из Рязанской обл.

11/6. Надежда Михайловна , умерла (она занималась поисками сведений об о. Василии Смоленском).

12/7. Любовь Николаевна 1937 г.р.

13/7. Евгений Николаевич , умер ранее 2000 г..

Пятое колено

14/9. Марина Вячеславовна 1961. Серов.

15/9. Наталья Вячеславовна 1956. Серов.

16/10. Владимир Алексеевич 1.12.1957, Амерево. Ок. Мос. лесотех. ин-т, раб. на ф-ке «Красный Октябрь», Москва.
ж1. АФОНЬКИНА Светлана Федоровна, из Тверской области. Разведены.
ж2. ТРУСОВА Татьяна Егоровна.

17/10. Юрий Алексеевич 30.7.1961. Окончил Щелковское ПТУ 31 (газовое хозяйство). Раб. в Лосино-Петровском.
ж1. Галина.
ж2. Людмила.

18/13. Александр Евгеньевич 1963, в Москве.

Шестое колено

19/16. Мария Владимировна 20.10.1977, Щелково. От 1-го брака. Окончила МОПИ. Живут в пос. Сверловском.
м. ЛЕГОНЬКОВ Юрий Леонидович.

20/16. Светлана Владимировна 9.8.1883. От 1-го брака. Училась в Приборостроительном инт-те (Москва). Работает программистом.

21/17. Алексей Юрьевич 20.8.1988, Щелково. От 1-го брака. Учится в Щелковском Политехническом колледже (бывший Химико-технологический техникум).

Седьмое колено

22/19. ЛЕГОНЬКОВ Константин Юрьевич 12.4.2006. Крещён в церкви с. Амерево 1.10.2006 отцом Александром Рождественым.

Источники:

1. Щелковский горархив. Фонд церквей. Иоанно-Предтечевская церковь во Фрянове. Анкета настоятеля о. Василия Смоленского, март 1930 г.; там же, фонд Щелковского волостного совета – сведения о лишенных избирательных прав и восстановленных, 1928.

2. Там же, фонд ЗАГС. Метрические книги Знаменской церкви с. Амерева.

3. Там же. Фонд Щелковской волости 1920-х гг. Дела о лишении избирательных прав и восстановлении.

4. Сообщено Владимиром Алексеевичем Смоленским, Москва.

5. Клировые ведомости Знаменской церкви с. Амерева за 1910 и 1922 г.//ЦИАМ ф.2127 оп. 1 д. 475 (лл. 11-18) и 476 (СФ) лл. 10об-11.

6. Исследования Надежды Голубятниковой//ГАРФ, дела о сосланных.

Обучался в Московской духовной семинарии . После окончания семинарии служил законоучителем и учителем церковно-приходской школы при Николаевской Берлюковской пустыни .

С 11 сентября года по 1 сентября года состоял бесплатно законоучителем в церковно-приходской школе грамоты при селе Чирикове Подольского уезда.

В году рукоположен в сан священника . 27 января года определен в священники к Николаевскому храму села Никольское-Колчево Подольского уезда (ныне Московская обл., Красно-Пахорский р.).

1 ноября года был утверждён в должности помощника благочинного 2-ого округа Подольского уезда.

30 сентября года был утверждён в должности члена Благочиннического совета 2-ого округа Подольского уезда на второе трёхлетие.

18 октября года был утверждён в должности члена Благочиннического совета 9-ого округа Подольского уезда на трёхлетие.

С 30 марта по 25 декабря - священник Знаменской церкви своего родного села Амерева Московского уезда (Московская обл., Щелковский р.). Был лишен избирательных прав, как "служитель культа". Недвижимости не имел, кроме дома на церковной земле.

  • Серафим (род. 18 мая 1904), обучался в 1-м классе Перервинского духовного училища "на собственном содержании", затем инвалид, жил отдельно,
  • Владимир (род. 14 июля 1906), обучался в 1-м классе Перервинского духовного училища "на епархиальном содержании", счетовод на химзаводе,
  • Дмитрий (род. 9 сентября 1908), рабочий ф-ки "Буревестник" в Москве, состоял в колхозе с. Амерево,
  • Михаил (род. 5 ноября 1909), колхозник в с.Амерево,
  • Николай (род. 1 февраля 1913), конторщик с.Соболево Щелковской фабрики.

23 декабря г. о.Василий подал прошение его Преосвященству Иоанну, епископу Воскресенскому: "Ввиду весьма трудных семейных и вообще жизненных обстоятельств прошу... уволить меня за штат по слабости здоровья". 25 декабря г. согласно прошению, протоиерей о.Василий Смоленский был уволен за штат по болезни.

Приходской Совет Иоанно-Предтеченской церкви с.Фряново Щелковского района обратился с прошением к Владыке Иоанну, епископу Воскресенскому об определении к ним на место арестованного и сосланного в Северный край настоятеля о. Николая Кудрявцева - протоиерея Василия Смоленского.

В мае г. епископ Иоанн послал благочинному Щелковского района протоиерею села Маврино о.Василию Успенскому резолюцию: "Благословляю прот.Василия Смоленского временно исполнять должность настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви с. Фряново (Московская о., Щелковский р.), о чем от 15 мая 1930 г. дается запись Вам для надлежащего распоряжения".

С 14 февраля 1930 г. о.Василий Смоленский служил и проживал в с. Фряново , жена его осталась проживать в с. Амерево. Из письма о. Василия: "Служу временно до возвращения Фряновского священника Николая Дмитриевича Кудрявцева , сосланного в северный край".

В Иоанно-Предтеченском храме трудилась и была ближайшей помощницей о.Василия монахиня Елисавета (Соболева) . Часто посещали храм и имели духовное общение с о.Василием проживавшие в тот момент в соседних селах монахини из закрытых к тому времени монастырей Александра и Евгения Ефимовы из д.Головино и монахиня Агриппина (Махонькова) , жившая в с.Еремино и трудившаяся в церкви с.Рязанцы.

5 августа г. на квартире протоиерея Василия Смоленского, уехавшего к жене в с. Амерево, был произведен обыск, но ничего найдено не было.

В декабре г. на Фряновскую церковь был наложен непосильный налог.

В апреле 1931г. власти решили закрыть церковь. Протоиерей Василий Смоленский и прихожане храма, в том числе монахини Е.Соболева, А.Ефимова, Е.Ефимова и А.Махонькова старались защитить храм от закрытия.

Протоиерей Василий Смоленский был арестован 22 мая г. Одновременно были арестованы монахини Александра и Евгения Ефимовы, Елисавета (Соболева) и Агриппина (Махонькова) . Все они проходили по одному делу. Дело было начато 22 мая 1931 г. и окончено 27 мая 1931 г.

Из материалов дела (показания свидетелей):

"На второй день Пасхи у меня в доме был поп Смоленский, который говорил: "Смотрите, большевики хотят закрыть нашу церковь. Обложили большим налогом, чтобы скорее ее закрыть, но это им не удастся" .

"...Поп Смоленский всячески старался запугивать своими антисоветскими проповедями во время богослужения.... 19 мая 1931г. он говорил: "Враги Церкви окружают нас, не дают свободно молиться. Душат налогами. На нашу церковь наложили непосильный налог. Пожертвуйте, граждане, кто сколько может, для того, чтобы не погубить нашу церковь". Благодаря его проповеди были собраны с молящихся средства для покрытия налога на церковь. Кроме этого, во время сбора денег народ плакал...".

Из "Характеристики", данной на о.Василия председателем с/с:

"...Проявил себя как а/с элемент, агитирующий против Соввласти, в этом использовал, преимущественно, монашек Соболеву, Махонькову, Волкову и двух монашек Ефимовых... Кроме этого, в 1931г. он подговорил церковного старосту чтобы последний поехал в Москву ходатайствовать об открытии церкви, что и было сделано, а также поп Смоленский использовал для этой цели монашек, которые также занимались хождением по дворам, агитируя граждан за открытие церкви. Вся а/с агитация проходила под углом и для срыва мероприятий Соввласти"

Из показаний "свидетелей":

"12.02.-с.г. во время молебна, монашка Соболева и поп Смоленский были у меня дома и... Смоленский говорил: "Конечно, у коммунистов ничего не выйдет, т.к. они очень жмут крестьян налогом" .

"В мае с.г. поп Смоленский мне говорил: "Ты, наверное, состоишь в ударной бригаде и строишь Пятилетку, но все это напрасно, т.к. скоро будет война, и все это будет разрушено. Коммунисты переживают сейчас большие затруднения и чтобы выкрутиться, хотят начать войну. Но Советской власти осталось существовать 5 лет, а потом все будет по-старому".

"21.05.-с.г. на праздник "Николы" поп Смоленский вместе с монашкой Соболевой был в д.Аксеново, где среди группы крестьян он говорил: "Колхоз для вас гибель, нужно из него уходить. Вы заблуждаетесь, опомнитесь, что вы делаете!".

"21 мая 1931г. на праздник Николая Чудотворца поп Смоленский и монашка Соболева направились по приходу в Аксеново, зачастую заходили к беднякам, колхозникам и подолгу сидели и поп Смоленский проводил агитацию против колхоза...".

"... Установлено, что во Фряновском участке Щелковского района имеется а/с группировка монашек, руководимая попом пос.Фряново, которая ведет а/с агитацию среди окружающих деревень, а также и среди рабочих Интернациональной фабрики, следствием чего тормозится коллективизация, проведение различных кампаний на селе, а также среди отсталой части деревни возникает а/с настроенность.

Церковь пос.Фряново являлась сборищем окружающих деревень с одной стороны на почве моления. С другой стороны - священник церкви Смоленский В.Г., соприкасавшийся с приходившими монашками Ефимовой А.Я., Ефимовой Е.В., Соболевой Е.А. и Махоньковой А.Ф., будучи настроен антисоветски, также обрабатывал монашек, давая им установки вести а/с агитацию.

Активировало вышеуказанную группу церковников то обстоятельство, что в апреле с/г рабочие Интернациональной фабрики постановили закрыть эту церковь. После этого вышеуказанные монашки во главе с попом стали будировать крестьян окружающих деревень, дабы противостоять предполагаемому закрытию церкви. Для этого они использовали отдельные встречи с крестьянами, хождение по домам. Во время молебнов церковники повели активную а/с агитацию, касающуюся не только закрытия церкви, но и проводимых на селе общественно-политических кампаний, против каковых они также настраивали крестьян... Церковники также вели открыто а/с агитацию среди крестьян-единоличников и колхозников.

Во время Пасхальных хождений по домам поп Смоленский и монашки Соболева, Ефимовы, Махонькова вели а/с агитацию среди крестьян и рабочих, настраивая их против Соввласти.

Для более широкой а/с деятельности поп Смоленский давал установку монашкам вести в деревнях а/с деятельность по месту их жительства, что монашками и делалось.

Обвиняемые своих связей между собой не отрицают, ссылаясь на то, что связи их вызваны лишь совместным молением, но в антисоветской деятельности, направленной к срыву и противодействию мероприятиям Соввласти виновными себя не признали".

Из показаний о.Василия на допросе:

"...Мне хорошо знакомы монахини: Елизавета Соболева, Евгения и Александра из с.Головино, Аграфену Федоровну из д.Еремино - не знаю. Я с ними ничего [против Соввласти] не говорил. Также я не проводил с верующими а/с агитации. Себя виновным не признаю. Больше ничего показать не могу...".

В деле сохранились письма от сыновей о. Василия. Прошение из села Алешина, с просьбой приехать служить к ним в храм. Есть справки из сельсовета на приглашение священника. Сохранился паспорт о. Василия.

Дело было вынесено на заседание "тройки" при ПП ОГПУ по Московской обл., которая 10 июня г. приговорила всех проходивших по делу к 5 годам ссылки в Казахстан этапом.

На все запросы, посланные в различные инстанции Казахстана, пришли ответы, что сведений о Смоленском Василии Григорьевиче - нет. Домой из Казахстана он не вернулся.

Судьба неизвестна . По сведениям родных сослан в Минусинск , погиб в лагерях.

Награды

  • 6 мая года во внимание к примерно усердной службе и полезной духовно-просветительской деятельности пастора награждён набедренником ,
  • 6 мая года награждён скуфьёй ,
  • имеет юбилейный крест и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

Использованные материалы

  • Копии листов дела № 75493, взятые в ГА РФ г. Москва. Копии взяты в феврале 2008 года. Копии листов дела переданы в ПСТБУ и во Фряновскую церковь.
  • Щелковский горархив. Фонд памятников. Иоанно-Предтечевская церковь во Фрянове. Анкета настоятеля о. Василия Смоленского, март 1930 г.
  • Там же, фонд ЗАГС. Метрические книги Знаменской церкви с. Амерева.
  • Там же. Фонд 1920-х гг. Дела о лишении избирательных прав и восстановлении.
  • Сообщение правнука Владимиром Алексеевичем Смоленским, Москва.
  • Сведения из архива, переданные Надеждой Голубятниковой
    • ЦИАМ, Ф.1371. Оп.1.Д.40.Лл.75-75об.

Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельеве Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Смоленского.
В 1891 году Василий Петрович Смоленский окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к Казанскому храму села Ламишино Звенигородского уезда. Первая деревянная церковь была основана здесь в 1670 году, а каменный храм начали строить при отце Василии в 1902 году. 11 сентября 1905 года новый храм был освящен епископом Можайским Серафимом. В 1908 году церковь была расписана.
В 1929 году власти решили храм закрыть. Для этой цели в сентябре в ОГПУ были вызваны на допрос два молодых комсомольца.
Семнадцатилетняя комсомолка, секретарь местной ячейки ВЛКСМ, сообщила следователю, что она разговаривала с отцом Василием на улице по вопросу устраиваемого в Великую Субботу анти-пасхального спектакля и ответила на его вопрос угрозой: «Еще посмотрим, кому будет плохо и хорошо». Свою неприязнь к священнику она высказала следователю на допросе, охарактеризовав деятельность отца Василия такими словами: «Наш район слишком верующий. Смоленский у крестьян на хорошем счету. В отношении религии Смоленский производит большое влияние на окружающее население, что отмечается в период антирелигиозных кампаний, когда крестьяне активно противоречат мероприятиям комсомола».
Комсомолка вместе с родителями проживала по соседству с отцом Василием. Спустя годы она вспоминала о событиях тех лет: «Отец Василий был очень простым, сердечным, порядочным. Семья у него была дружная, трудолюбивая. Отец Василий был уважаемым всеми на хуторе человеком. После революции просил меня, в то время бывшую секретарем комсомольской ячейки, не ставить во время Страстной седмицы спектаклей для молодежи, проводившихся в противовес богослужениям в храме. Под страхом выселения семьи меня заставили подписать показания против отца Василия об угрозах в адрес комсомольцев. Всю оставшуюся жизнь меня мучила совесть за эти показания на глубоко уважаемого мною человека».
По доносу этой комсомолки и еще одного комсомольского активиста из соседней деревни ОГПУ арестовало отца Василия 19 октября 1929 года и заключило в Бутырскую тюрьму.
В анкете арестованного, которую следователь разрешил отцу Василию заполнить самостоятельно, о своем прошлом он написал: «По наговору (ложному доносу) был взят в Звенигородский арестантский дом 7 сентября 1918 года и после разбора дела следователем был выпущен на волю, пробыв в заточении семь дней».
Продержав отца Василия в Бутырской тюрьме две недели, 2 ноября 1929 года его вызвали на допрос.
- Антисоветской деятельностью я нигде, никогда не вел. В частных разговорах я воздерживаюсь от политических тем. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет, - сказал отец Василий следователю.
- Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию?
- Никому никогда я не угрожал.
- Говорили вы комсомольцу Воронцову, что если он не прекратит вовлекать детей в пионеры, то ему будет плохо?
- Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.
18 ноября 1929 года тройка ОГПУ приговорила священника Василия Смоленского к высылке в Северный край на три года.
Ссылку отца Василия отправили отбывать в город Онегу. 14 августа 1933 года он вернулся в родное село, однако вскоре священнику пришлось покинуть Ламишино и уехать в село Холмец Шаховского района Московской области. Так пришлось сделать в связи с запретом проживать в стокилометровой зоне от Москвы.
24 октября 1933 года отец Василий был назначен на служение в Никольскую церковь села Холмец, где он прослужил до мая 1941 года. В 1934 году протоиерей Василий Смоленский был награждён митрой.
В мае 1941 года отца Василия в административном порядке из Московской области выселили. Он уехал на жительство в село Ново-Никольское Ярославской области, но и там местные власти отказали ему, как священнослужителю, в регистрации.
Отец Василий уехал в село Кончеево Кармановского района Смоленской области, где проживал с 20 сентября по 15 октября 1941 года. В связи с наступлением немецких войск и приближением фронта, протоиерей Василий уехал обратно в село Холмец.
Через несколько дней после его приезда село было занято фашистами. При них отец Василий открыл храм, который во время его отсутствия советской властью был закрыт. В селе стало регулярно совершаться богослужение. Службы посещали жители соседних деревень Костино и Артемки.
В январе 1942 года войска Красной армии освободили от немцев село Холмец, однако церковь сразу не закрыли, и отец Василий продолжал совершать в ней богослужения до начала марта, когда его арестовали по обвинению в пособничестве немцам. в марта начались допросы.
- Вам известно, за что вы арестованы?
- О причинах моего ареста мне неизвестно.
- Вы арестованы за антисоветскую подрывную деятельность, Предлагаю вам дать показания в данном разрезе.
- Антисоветской подрывной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю.
- О приближении немцев к селу Холмец вам было известно?
- Да, было известно.
- Почему же вы из села Холмец от немцев не побежали?
- В селе Холмец я остался со всеми верующими.
- То есть стали дожидаться немцев?
- Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
- Где и кому служить?
- Являясь служителем культа в селе Холмец, я остался служить в церкви верующим.
- Когда вы открыли церковь?
- Церковь я открыл 26 октября 1941 года, когда село уже было занято немцами.
- Почему же вы сразу не открыли церковь?
- Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий. - Покажите о вашей связи с немцами.
- В доме, где я проживал, вместе со мной жили два офицера и их денщики. Перед отступлением немцев из села дня за два в моем доме размещался немецкий штаб.
- На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
- Я их только слушал, сам ничего не говорил.
- Кто из граждан села вызывался в немецкий штаб?
- При мне немцы никого в штаб из граждан села не вызывали.
- Покажите, какие вы получили задания от немцев при их отступлении из села Холмец?
- Никаких заданий от немцев я не получал.
- Когда немцев Красная армия выгнала из села?
- Точно не помню, но примерно 17 января 1942 года немцы были выгнаны из села частями Красной армии.
- Вас когда арестовали?
- 2 марта 1942 года.
- Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
- Таких молебнов я не служил.
- А проповеди произносили?
- И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немецкой армии, я не произносил.
- Вы говорите неправду.
- Я показываю так, как было.
- Покажите о своей предательской деятельности.
- Предательской деятельностью я не занимался.
Следствие было закончено. До вынесения приговора отец Василий, содержавшийся после ареста в Таганской тюрьме, заболел и был помещен в тюремную больницу.
Протоиерей Василий Смоленский умер 12 июня 1942 года в тюремной больнице и погребен в безвестной могиле. 15 июля 1942 года Особым Совещанием при НКВД отец Василий, к тому времени уже умерший, был приговорен к расстрелу.

ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. 5 1 836, д. 34002.
АМП. Послужной список, Воспоминания Э. Куслапу и Н. Горшковой

ЛОГИНОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Младший лейтенант, Герой Социалистического Труда

Родился 4 декабря 1921 года в деревне Бабиничи (ныне - Краснинский район Смоленской области). Окончил семь классов школы и Гжатский зооветеринарный техникум.

В июле 1941 года Логинов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Гжатским районным военным комиссариатом Смоленской области. Окончил Рижское военное пехотное училище. В декабре 1942 года был направлен в действующую армию. Участвовал в Сталинградской битве, будучи командиром стрелковой роты 1392-го стрелкового полка 422-й стрелковой дивизии. 25 января 1943 года во время разгрома окружённой в Сталинградской немецкой армии Логинов был тяжело ранен в ногу. После длительного лечения он был признан не годным к дальнейшей службе и уволен из Вооружённых Сил по инвалидности 2-й группы.

Вернувшись на Смоленщину, Логинов работал на комсомольских должностях в Смоленске и области. В 1951-1954 годах был начальником политотдела машинно-тракторной станции в Эстонской ССР. После возвращения в Смоленскую область Логинов работал вторым секретарём Андреевского райкома КПСС, затем председателем Андреевского райисполкома. Окончил Смоленский государственный педагогический институт. С 1959 года - на работе в сельском хозяйстве. В течение двух лет руководил колхозом имени Трофимова Днепровского района. В 1961-1972 годах возглавлял племзавод "Дугино". Проявил большие организаторские способности, сумев добиться больших успехов в деле улучшения породы скота и повышения его продуктивности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1966 года за выдающиеся успехи в развитии сельского хозяйства Василий Григорьевич Логинов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот".

В 1972-1973 годах Логинов работал директором Сычёвского треста племсовхозов, в 1973-1976 годах - председателем Смоленского обкома профсоюза работников государственной торговли и потребкооперации. На протяжении своей партийной и хозяйственной работы он неоднократно избирался членом Смоленского обкома, членом бюро Сычёвского райкома КПСС, депутатом сельского, районного, областного Советов депутатов трудящихся. Кроме того, в 1970 году избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва. В 1976 году вышел на пенсию. Проживал в Смоленске. Умер 15 февраля 1986 года, похоронен на Новом кладбище Смоленска.

Был также награждён орденами Октябрьской Революции (08.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985) и "Знак Почёта" (10.03.1958), медалью "За боевые заслуги" (06.11.1947) и другими медалями.

Источники:

1) Учётная карточка награждённого к 40-летию Победы.

2) Наградной лист.

Свя-щен-но-му-че-ник Ва-си-лий ро-дил-ся в 1869 го-ду в се-ле Са-ве-лье-во Ки-я-сов-ской во-ло-сти Сер-пу-хов-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье пса-лом-щи-ка Пет-ра Ми-хай-ло-ви-ча и его су-пру-ги Ев-до-кии Алек-сан-дров-ны Смо-лен-ских. Окон-чив в 1891 го-ду Мос-ков-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию, Ва-си-лий в том же го-ду был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка ко хра-му Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в се-ле Ла-ми-ши-но Пят-ниц-кой во-ло-сти Зве-ни-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии.
В 1918 го-ду отец Ва-си-лий был по лож-но-му до-но-су аре-сто-ван и за-клю-чен в зве-ни-го-род-скую тюрь-му, от-ку-да он был осво-бож-ден через семь дней, по-сле то-го как де-ло бы-ло разо-бра-но, и он, по при-зна-нии его неви-нов-ным, вер-нул-ся слу-жить в Ка-зан-ский храм.
Од-на-ко оче-ред-ное уси-ле-ние го-не-ний на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь не ми-но-ва-ло его. В сен-тяб-ре 1929 го-да мест-ные ком-со-моль-цы, вы-зван-ные к сле-до-ва-те-лю ОГПУ, да-ли по-ка-за-ния про-тив свя-щен-ни-ка. Некая ком-со-мол-ка по-ка-за-ла, что од-на-жды свя-щен-ник, встре-тив-шись с ней, по-здо-ро-вал-ся и спро-сил, прав-да ли, что ком-со-моль-цы со-би-ра-ют-ся устра-и-вать спек-такль в Страст-ную пят-ни-цу. И узнав, что это прав-да, за-ме-тил, как бы им от это-го не бы-ло пло-хо, и по-со-ве-то-вал этот во-прос про-ду-мать. Она по-ка-за-ла так-же, что в их рай-оне жи-вет очень мно-го ве-ру-ю-щих лю-дей, сре-ди ко-то-рых свя-щен-ник поль-зу-ет-ся боль-шим ав-то-ри-те-том, что ме-ша-ет про-во-ди-мым ком-со-мо-лом ме-ро-при-я-ти-ям, од-на-ко ни-ка-ких ан-ти-со-вет-ских вы-ступ-ле-ний со сто-ро-ны свя-щен-ни-ка не за-ме-ча-лось. Ком-со-мо-лец со сво-ей сто-ро-ны по-ка-зал, что ему дей-стви-тель-но по-встре-чал-ся на до-ро-ге свя-щен-ник и, узнав, что ком-со-моль-цы со-би-ра-ют-ся ор-га-ни-зо-вать пи-о-нер-ский от-ряд, про-сил не по-ка-зы-вать де-тям ни-че-го ху-до-го.
19 ок-тяб-ря 1929 го-да отец Ва-си-лий был аре-сто-ван и за-клю-чен в Бу-тыр-скую тюрь-му в Москве; бу-дучи до-про-шен, он ска-зал:
- Ан-ти-со-вет-ской де-я-тель-но-сти я ни-где, ни-ко-гда не вел. Чи-та-е-мые мною про-по-ве-ди но-сят чи-сто ре-ли-ги-оз-ный ха-рак-тер, и ни-че-го в них ан-ти-со-вет-ско-го нет.
- Угро-жа-ли ли вы ком-со-моль-цам рас-пра-вой за то, что они ве-дут ра-бо-ту по без-бо-жию? - спро-сил его сле-до-ва-тель.
- Ни-ко-му ни-ко-гда я не угро-жал.
- Ни-че-го по-доб-но-го я ему не го-во-рил. Счи-таю, что воз-ве-ден-ное на ме-ня об-ви-не-ние яв-ля-ет-ся ло-жью.
На этом до-про-сы бы-ли за-кон-че-ны. 18 но-яб-ря 1929 го-да Осо-бое Со-ве-ща-ние при Кол-ле-гии ОГПУ при-го-во-ри-ло свя-щен-ни-ка к трем го-дам ссыл-ки в Се-вер-ный край, и он был от-прав-лен в го-род Оне-гу.
14 ав-гу-ста 1933 го-да отец Ва-си-лий вер-нул-ся из ссыл-ки до-мой, но мест-ные вла-сти при-ка-за-ли ему, как от-бы-вав-ше-му на-ка-за-ние, вы-ехать из се-ла за 101 ки-ло-метр от Моск-вы, и он по-се-лил-ся в се-ле Хол-мец Ша-хов-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти и с 24 ок-тяб-ря то-го же го-да стал слу-жить в Ни-коль-ской церк-ви в этом се-ле. Имея к это-му вре-ме-ни все цер-ков-ные на-гра-ды, он ко дню свя-той Пас-хи в 1934 го-ду был на-граж-ден мит-рой.
В ав-гу-сте 1936 го-да в хра-ме в се-ле Чер-лен-ко-во со-сто-я-лась бе-се-да, на ко-то-рой при-сут-ство-ва-ли слу-жив-ший здесь свя-щен-ник, диа-ко-ны и мо-на-хи-ни, она кос-ну-лась про-во-ди-мых со-вет-ской вла-стью по-ли-ти-че-ских су-деб-ных про-цес-сов; на со-об-ще-ние об этом од-но-го из диа-ко-нов, диа-кон Иоанн Фе-ли-цын за-ме-тил, что их все рав-но всех пе-ре-бьют. Участ-ни-ки раз-го-во-ра ста-ли ему го-во-рить, чтобы он вел се-бя осто-рож-нее. Все это до-шло до НКВД, и 19 сен-тяб-ря 1936 го-да диа-кон Иоанн Фе-ли-цын был аре-сто-ван, а участ-ни-ки бе-се-ды вы-зва-ны в ка-че-стве сви-де-те-лей, где под-твер-ди-ли ими слы-шан-ное. Вме-сте с ни-ми был до-про-шен 23 сен-тяб-ря и про-то-и-е-рей Ва-си-лий, так как бы-ло из-вест-но, что он зна-ком с аре-сто-ван-ным диа-ко-ном. По ма-ло-ду-шию он вме-сте со все-ми под-твер-дил все пред-ло-жен-ное сле-до-ва-те-лем.
В мае 1941 го-да про-то-и-е-рею Ва-си-лию бы-ло при-ка-за-но в адми-ни-стра-тив-ном по-ряд-ке по-ки-нуть пре-де-лы Мос-ков-ской об-ла-сти, и он вы-ехал в се-ло Но-во-Ни-коль-ское Яро-слав-ской об-ла-сти, и в хра-ме в се-ле Хол-мец за от-сут-стви-ем свя-щен-ни-ка бо-го-слу-же-ния пре-кра-ти-лись. В Но-во-Ни-коль-ском отец Ва-си-лий че-ты-ре ме-ся-ца до-би-вал-ся от мест-ных вла-стей, чтобы ему раз-ре-ши-ли слу-жить, но раз-ре-ше-ния ему не да-ли, и он уехал в де-рев-ню Кон-че-е-во Смо-лен-ской об-ла-сти; здесь его за-ста-ла вой-на; ко-гда фронт при-бли-зил-ся вплот-ную к де-ревне и ста-ла слыш-на близ-кая ка-но-на-да ар-тил-ле-рий-ских ору-дий, он, ухо-дя от нем-цев, вер-нул-ся в се-ло Хол-мец, ку-да, впро-чем, вско-ре во-шли пе-ре-до-вые ча-сти немец-кой ар-мии, и отец Ва-си-лий при-нял ре-ше-ние воз-об-но-вить бо-го-слу-же-ние.
26 ок-тяб-ря 1941 го-да в хра-ме со-сто-я-лась пер-вая служ-ба, а за-тем бо-го-слу-же-ния ста-ли со-вер-шать-ся ре-гу-ляр-но. При от-кры-тии хра-ма нем-цы сфо-то-гра-фи-ро-ва-ли свя-щен-ни-ка и сфо-то-гра-фи-ро-ва-лись вме-сте с ним, а пе-ре-вод-чик по-жерт-во-вал свя-щен-ни-ку де-сять немец-ких ма-рок.
В ян-ва-ре 1942 го-да нем-цы по-ки-ну-ли Хол-мец и в него во-шли ча-сти Крас-ной ар-мии. Про-то-и-е-рей Ва-си-лий про-дол-жал слу-жить в хра-ме. Ком-му-ни-сти-че-ские вла-сти, несмот-ря на вой-ну, не из-ме-ни-ли сво-е-го от-но-ше-ния к хри-сти-ан-ству, и, как толь-ко ото-дви-га-лась ли-ния фрон-та, на осво-бож-ден-ной от ок-ку-пан-тов тер-ри-то-рии тут же воз-об-нов-ля-лись го-не-ния. От пре-сле-до-ва-ний не спа-са-ли ни тяж-кие бо-лез-ни, ни воз-раст - про-то-и-е-рею Ва-си-лию ис-пол-ни-лось в то вре-мя семь-де-сят три го-да. 2 мар-та 1942 го-да он был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в том, что воз-об-но-вил при нем-цах бо-го-слу-же-ние, и за-клю-чен в Та-ган-скую тюрь-му в Москве. На-ча-лись мно-го-днев-ные до-про-сы.
- От-веть-те, что вас за-ста-ви-ло стать на путь пре-да-тель-ства и по-соб-ни-че-ства немец-ким ок-ку-пан-там? - спро-сил его сле-до-ва-тель.
- На путь пре-да-тель-ства и по-соб-ни-че-ства нем-цам я не вста-вал, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы утвер-жда-е-те, что в се-ло Хол-мец, от-ку-да вы бы-ли вы-се-ле-ны, при-е-ха-ли до за-ня-тия его нем-ца-ми. На ка-ком же ос-но-ва-нии вы сно-ва вер-ну-лись в се-ло?
- В се-ло Хол-мец я из де-рев-ни Кон-че-е-во бе-жал от нем-цев.
- Бе-жа-ли от нем-цев и при-бе-жа-ли к нем-цам?! От-веть-те, как вас по-ни-мать?
- Ко-гда я при-е-хал в се-ло Хол-мец, их там не бы-ло.
- О при-бы-тии нем-цев в се-ло Хол-мец вам бы-ло из-вест-но?
- Да, бы-ло из-вест-но.
- По-че-му же из се-ла Хол-мец вы от нем-цев не по-бе-жа-ли?
- В се-ле Хол-мец я остал-ся со все-ми ве-ру-ю-щи-ми.
- То есть оста-лись до-жи-дать-ся нем-цев?
- Нет, нем-цев я не ждал, а остал-ся слу-жить.
- Где и ко-му слу-жить?
- Яв-ля-ясь свя-щен-но-слу-жи-те-лем, в се-ле Хол-мец я остал-ся слу-жить в церк-ви ве-ру-ю-щим.
Вы утвер-жда-е-те, что в се-ле Хол-мец оста-лись яко-бы с це-лью служ-бы ве-ру-ю-щим, по-че-му то-гда сра-зу по-сле сво-е-го при-ез-да не от-кры-ли цер-ковь?
- Я был боль-ной, а за-тем ко-ле-бал-ся в воз-мож-но-сти от-кры-тия церк-ви, а ко-гда при-шли нем-цы, я ее от-крыл без вся-ких пре-пят-ствий.
- На ка-кие те-мы вам при-хо-ди-лось раз-го-ва-ри-вать с немец-ки-ми офи-це-ра-ми?
- В раз-го-во-рах немец-кие офи-це-ры за-яв-ля-ли, что Моск-ву ско-ро возь-мут и к весне вой-ну с Со-вет-ским Со-ю-зом по-бе-до-нос-но за-кон-чат.
- Что вы им в свою оче-редь го-во-ри-ли?
- На их за-яв-ле-ния я толь-ко го-во-рил: «что Бог вам даст».
- Сколь-ко раз вы слу-жи-ли мо-ле-бен о по-бе-де немец-кой ар-мии?
- Та-ких мо-леб-нов я не слу-жил.
- А про-по-ве-ди про-из-но-си-ли?
- И про-по-ве-дей о том, чтобы по-бе-да бы-ла на сто-роне нем-цев, я не про-из-но-сил.
- Вы го-во-ри-те неправ-ду.
- Я по-ка-зы-ваю так, как бы-ло.
- По-ка-жи-те о сво-ей пре-да-тель-ской де-я-тель-но-сти.
- Пре-да-тель-ской де-я-тель-но-стью я не за-ни-мал-ся.
10 ап-ре-ля след-ствие бы-ло за-кон-че-но, и 15 ап-ре-ля утвер-жде-но об-ви-ни-тель-ное за-клю-че-ние: про-то-и-е-рей Ва-си-лий об-ви-нял-ся в том, «что, на-хо-дясь на вре-мен-но ок-ку-пи-ро-ван-ной тер-ри-то-рии немец-ки-ми за-хват-чи-ка-ми, во-шел в тес-ную связь с немец-ким ко-ман-до-ва-ни-ем, стал их ак-тив-ным по-соб-ни-ком...» .
Про-то-и-е-рей Ва-си-лий Смо-лен-ский скон-чал-ся в боль-ни-це Та-ган-ской тюрь-мы 12 июня 1942 го-да и был по-гре-бен в без-вест-ной мо-ги-ле. Де-ло его, од-на-ко, про-дол-жа-ло рас-смат-ри-вать-ся и 10 июля 1942 го-да бы-ло от-прав-ле-но на рас-смот-ре-ние Осо-бо-го Со-ве-ща-ния при НКВД. 15 июля 1942 го-да Осо-бое Со-ве-ща-ние при-го-во-ри-ло про-то-и-е-рея Ва-си-лия к рас-стре-лу. Од-на-ко при-го-вор над ним уже со-вер-шить-ся не мог.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка. Май».
Тверь. 2007. С. 387-392