Защита населения от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Основные инженерно-технические мероприятия по защите населения


Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в законе Р.Ф. о предупреждении и ликвидации ЧС техногенного и природного характера принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;



5




Предоставление населению защитных сооружений (ЗС) ГО – Предоставление населению защитных сооружений (ЗС) ГО – основной способ защиты населения путем его укрытия в существующих ЗС и их ускоренного возведения при возникновении военной угрозы специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, техники и материальных ценностей от воздействия современных средств поражения противника, а также от опасностей некоторых ЧС техногенного и природного характера– Защитное сооружение гражданской обороны











Убежище защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия химических и радиоактивных веществ Убежище – защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия химических и радиоактивных веществ Основные помещения 1. Помещение для укрываемых 2. Пункт управления 3. Медицинский пункт Вспомогательные помещения 4. Фильтровентиляционное помещение 5. Дизельная электростанция 6. Санитарный узел 7. Помещение для ГСМ и электрощитовая 8. Помещение для продовольствия 9. Вход с тамбуром 10. Аварийный выход с тамбуром















Противорадиационное укрытие защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии Противорадиационное укрытие – защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии


Сооружения приспособленные под укрытия Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зданий повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, коэффициент защиты оборудованных подвалов деревянных домов повышается примерно до 100, каменных домов – до Необорудованные погреба ослабляют радиацию в 7-12 раз, а оборудованные – в раз. 30


31 Оборудование ПРУ В ПРУ следует предусматривать естественную или вентиляцию с механическим побуждением Естественная вентиляция предусматривается в ПРУ вместимостью до 50 человек Водоснабжение ПРУ проектируется, как правило, от наружной водопроводной сети населенных пунктов, эксплуатируемой по условиям мирного времени. условиям мирного времени. При отсутствии водопроводной сети – обеспечение водой При отсутствии водопроводной сети – обеспечение водой из переносных баков из расчета 2 л/ сутки на 1 укрываемого из переносных баков из расчета 2 л/ сутки на 1 укрываемого Канализование ПРУ, при наличии сети канализации осуществляют с устройством промывных уборных со сбросом сточных вод в канализационную систему. При отсутствии канализации необходимо устройство пудр-клозетов или выгребов с возможностью очистки Электроснабжение ПРУ осуществляется от внешних сетей города, предприятия или населенного пункта, аварийное от аккумуляторных батарей, фонариков и ручных(вело)генераторов


Простейшие укрытия Перекрытая щель Открытая щель Размеры щели Глубина 1,8-2,0 м, ширина поверху 1,0-1,2 м, понизу 0,8 м Каждому укрываемому отводится 0,5 м Щель строится на человек


Быстровозводимые защитные сооружения предназначены для коллективной защиты людей в условиях военного времени от поражающих факторов современного оружия и от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций при техногенных и природных катастрофах в мирное время без использования средств индивидуальной защиты БВУ из сборных элементов БВУ заводской готовности


34 Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях быстро ии организованно занять места в помещении быстро и и организованно занять места в помещении выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы(звена) по обслуживанию выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы(звена) по обслуживанию защитного сооружения содержать в готовности СИЗ содержать в готовности СИЗ поддерживать чистоту и порядок поддерживать чистоту и порядок оказывать помощь личному составу группы(звена) в обслуживании защитного сооружения оказывать помощь личному составу группы(звена) в обслуживании защитного сооружения соблюдать правила техники безопасности соблюдать правила техники безопасности беспрекословно выполнять все распоряжения коменданта (старшего) защитного сооружения; без надобности не ходить по помещению убежища или укрытия, не курить, самостоятельно не включать и не выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, не открывать и не закрывать двери, соблюдать тишину.


Список используемой литературы Основы Безопасности Жизнедеятельности 8 класс 2.А. Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, С.В.Петров. 3.Тетрадь. Основы Безопасности Жизнедеятельности 8 класс Г.Ф. Фёдоров

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Защита населения от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на химически и радиационно опасных объектах, взрыво и пожароопасных объектах, а также во время возникновения стихийных бедствий, катастроф и, конечно, в случае применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения- является одной из главных задач ГО и ЧС. Так как потерю материальных ценностей невозможно сравнить с потерей людских ресурсов.

Как известно, для защиты населения в ЧС используются различные способы и средства. Среди них важное значение придается укрытию населения в защитных сооружениях

Для решения защитных мероприятий заблаговременно планируются и проводятся в комплексе основные способы защиты:

n укрытие населения в защитных сооружениях;

n рассредоточение и эвакуация населения из опасных районов и расселение их в загородной зоне;

n использование населением средств индивидуальной защиты.

На этом занятии мы рассмотрим один из основных способов защиты: - укрытие населения в защитных сооружениях.

Инженерная защита населения включает комплекс мероприятий по накоплению фонда убежищ и укрытий, их содержанию и приведению в готовность для укрытия населения в ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально- возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, причем они должны охватывать все категории населения.

Задачи инженерной защиты населения решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.

Начиная с 80-х годов уже прошлого столетия вероятность внезапного применения ОМП и невозможности в связи с этим проведения эвакуационных мероприятий в короткие сроки- укрытие населения в наше время становится основным и наиболее надежным способом защиты.

На современном этапе полностью исключить угрозу военной опасности нельзя, несмотря на то, что в последние годы приняты решения о сокращении ядерного потенциала, запрещении и уничтожении химического оружия. В настоящее время упор делается на более высокоточное оружие, оружие на новых физических принципах.

В федеральном законе “О гражданской обороне” в качестве главной задачи предусмотрена защита населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ о опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Под этими опасностями понимают:

n поражающие факторы современного оружия,

n вторичные факторы поражения, возникающие при разрушении потенциально опасных объектов;

n а также лишения и угрозы, связанные с государственным терроризмом и нарушением среды обитания человека.

Целью защитных мероприятий в соответствии с законом является предотвращение или максимальное снижение возможности поражения населения.

Эти мероприятия планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженного конфликта

Мероприятия по защите персонала потенциально опасных объектов, по защите населения в зонах возможного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг них, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 ч.) проводятся заблаговременно, в мирное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

n укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

n повышение устойчивости систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и пр.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

n выполнение ряда градостроительных требований(мероприятий), позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также обеспечить ввод в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий, а также в соответствии со строительными нормами и правилами к защитным сооружениям относятся: УБЕЖИЩА и противорадиационные укрытия (ПРУ) (СНиП П-11-77г).

Указом президента РФ от 8 мая1993г. ,№643 “О гражданской обороне” (п.3) определено, что руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, независимо от форм собственности(являющиеся одновременно по должности соответствующими начальниками ГО). Несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества гражданской обороны.

Проведение общих инженерно-технических мероприятий обеспечивает решение основных задач, направленных на защиту людей, повышение устойчивости экономики и проведение АС и ДНР. Однако по ряду причин этим не исчерпывается решение всех задач по повышению устойчивости работы объектов полиграфии в условиях угрозы возникновения ЧС. Это объясняется тем, что такие мероприятия нужно учитывать главным образом при проектировании и строительстве новых объектов.

Кроме того, эти мероприятия выполняются в основном в мирное время, а в повышении устойчивости работы ОЭ значительную роль могут сыграть мероприятия, проводимые при угрозе возникновения ЧС мирного и особенно военного времени и по сигналу ГО. И конечно же, общие требования и мероприятия Норм проектирования ИТМ ГО не могут полностью учесть специфику производства на конкретных объектах различных отраслей народного хозяйства. Поэтому при решении вопросов повышения устойчивости работы ОЭ должны разрабатываться дополнительные инженерно-технические мероприятия (ИТМ), учитывающие конкретные особенности объекта экономики. Для их разработки необходимо проведение исследований устойчивости работы объекта и его элементов в условиях ЧС, которые осуществляются заблаговременно в мирное время на всех объектах экономики.

Этапы ГО и ЧС:

На первом этапе проводят мероприятия, направленные на организацию исследований.При этом определяют объем исследований, необходимые силы и средства для своевременного и качественного их проведения. Создают расчетно-исследовательские группы в состав которых включают специалистов цехов и служб объекта, способных квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта. При оценке устойчивости всего объекта такие группы возглавляются главным инженером, главными специалистами и начальниками служб объекта. Исследованием устойчивости работы цехов объекта руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя, возглавляемую главным инженером объекта.Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и штабом ГО объекта.

К таким документам относятся:

приказ начальника ГО объекта;

план проведения исследований;

задания расчетно-исследовательским группам

и другие документы.

В приказе указываются:

цель исследований и сроки его проведения;

объем предстоящих работ (устойчивость каких структурных подразделений и систем исследуется);

состав расчетно-исследовательских групп по направлению исследований (группы руководителя, начальника отдела капитального строительства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, заместителя директора по снабжению и сбыту, штаба ГО и др.);

вид отчетности и сроки представления;

осуществление контроля за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследования, с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и видов отчетности.Задание каждой расчетно-исследовательской группе должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию данной группой, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам.Организационный этап заканчивается проведением начальником ГО объекта совещания исполнителей, на котором они получают основные указания по порядку и особенностям проведения предстоящих исследований, и подготовкой расчетно-исследовательских групп по изучению методики оценки, проведению инженерных расчетов и разработке ИТМ по повышению устойчивости элементов и систем объекта.

На втором этапе проводится непосредственная оценка устойчивости работы отдельных элементов и систем объекта, а также объекта в целом.Этот этап является наиболее ответственным.Он включает оценку расчетно-исследовательскими группами всех факторов, влияющих на устойчивость работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени, а именно:

оценку защиты рабочих и служащих объекта;

оценку физической устойчивости объекта;

оценку устойчивости системы управления производством;

оценку устойчивости материально-технического снабжения и производствен ных связей;

оценку подготовленности объекта к восстановлению нарушенного производства.

В ходе оценки устойчивости работы элементов и систем объекта каждая из расчетно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости выявленных неустойчивых элементов, систем, приборов. Эти предложения являются основой для разработки на третьем этапе исследований сводного плана организационных и инженерно-технических мероприятий и других планирующих документов, направленных на повышение устойчивости работы объекта в условиях ЧС.

На третьем этапе результаты, полученные в ходе исследований, обобщаются, составляется отчетный материал, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени.

В частности, такими планирующими документами являются:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на объекте полиграфии (экономики)», а одним из приложений к «Плану...» является «Календарный план мероприятий объектового уровня РС ЧС при угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий». Примерная структура и содержание «Плана...» приведены в приложении №19.Примерная структура и содержание «Плана гражданской обороны объекта полиграфии (экономики)» приведены в приложении 20, а в приложении 8 к «Плану...» приводится «План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта полиграфии (экономики) в военное время».

В этих планах и в приложениях к ним указываются проводимые мероприятия, их объем, стоимость, источники финансирования, привлекаемые силы и средства, требуемые материалы, ответственные исполнители и сроки выполнения мероприятий.В календарном плане выделяют три группы мероприятий в зависимости от времени их проведения: мероприятия, проводимые в мирное время до возникновения ЧС, при возникновении ЧС (при угрозе нападения противника) и по сигналу «Воздушная тревога». Эти «Планы...» в части выполнения инженерно-технических мероприятий, проводимых силами и средствами объекта экономики, утверждаются начальником ГО объекта, доводятся до сведения исполнителей под роспись.По итогам исследований штаб ГО объекта составляет отчет, который вместе с выводами, рекомендациями и планами проводимых инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в ЧС мирного и военного времени направляются в министерство (Комитет или в Главк) и в соответствующий штаб ГО для согласования и утверждения.Выполнение мероприятий, включенных в «План...» осуществляется следующим образом: мероприятия мирного времени проводятся в процессе очередного ремонта, реконструкции или переоборудования объекта, а если это возможно, то в более ранние сроки, указанные в плане (чаще всего мероприятия первой группы составляются в виде отдельного плана).

Осуществление инженерно-технических мероприятий второй группы начинается при угрозе возникновения ЧС военного времени. Поскольку требования по срокам и полноте их проведения повышены, их реализуют в соответствии с разрабатываемым на объекте планом-графиком наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта при угрозе возникновения ЧС военного времени.В план-графике наращивания мероприятий отражаются проводимые инженерно-технические мероприятия и время их проведения (в течение первых суток - с точностью до одного часа, последующих - до суток).

В план-график включают следующие группы инженерно-технических мероприятий по:

защите рабочих и служащих;

повышению устойчивости зданий и сооружений и технологического оборудования;

противопожарной безопасности;

устойчивости энерго-, водо-, газоснабжения;

повышению надежности производственных связей;

повышению устойчивости управления производством;

подготовке к восстановлению нарушенного производства.

Инженерно-технические мероприятия, проводимые по сигналу «Воздушная тревога» направлены на непосредственное укрытие рабочих и служащих в защитных сооружениях ГО, безаварийную остановку производства, укрытие уникального и ценного оборудования и светомаскировку. Время на проведение этих инженерно-технических мероприятий сильно ограничено. Поэтому все мероприятия должны быть детально спланированы. Составляется специальный график безаварийной остановки производства по сигналу «Воздушная тревога». Порядок действия операторов заносится непосредственно в их должностные инструкции.Мероприятия, проводимые на объекте по повышению устойчивости его работы и включаемые в планы, можно разделить на инженерно-технические, технологические и организационные.

Инженерно-техническими мероприятиями обеспечивается повышение устойчивости промышленных зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций предприятий к воздействию поражающих факторов ЧС.

Технологическими мероприятиями осуществляется повышение устойчивости совершенствования технологии производства запланированной продукции в ЧС, исключающей возможность возникновения вторичных поражающих факторов, для быстрого восстановления производства при получении объектом повреждений.

Организационными мероприятиями предусматриваются заблаговременная разработка и планирование действий личного состава штаба, служб и формирований ГО, а также рабочих и служащих объекта в условиях ЧС.Из всего комплекса мероприятий, повышающих устойчивость работы ОЭ в условиях ЧС особенно важное значение имеет проведение инженерно-технических мероприятий, которые требуют наибольших затрат. Они будут экономически обоснованы в том случае, если они разработаны на основе исследований устойчивости работы объекта в условиях ЧС и максимально увязаны с мероприятиями, проводимыми в мирное время для обеспечения безаварийной работы объекта полиграфии, улучшения условий труда и совершенствования производственного процесса.

Особенно эффективны инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости работы при новом строительстве, так как в процессе проектирования в большинстве случаев можно добиться наиболее полного сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО без существенного их удорожания. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции, капитального ремонта или выполнения других ремонтно-строительных работ.


Защита населения страны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени - одна из важнейших государственных задач. Как в прошлом, так и в настоящее время одним из путей решения этой задачи наряду с другими является накопление фонда защитных сооружений ГО.

Накопление фонда защитных сооружений проводится заблаговременно, путем нового строительства по текущим планам и приспособления существующих помещений под защитные сооружения ГО.

В "Основных принципах защиты населения" отмечается, что защита предполагает создание необходимых условий для сохранения жизни, предотвращение или максимальное снижение потерь граждан. Одним из необходимых условий является проведение заблаговременных инженерных мероприятий, укрытие, в случае чрезвычайной ситуации, всего населения в защитных сооружениях с разумной достаточностью, как по вместимости, так и по степени защиты сооружений ГО.

В связи с этим, усилия по выполнению задач инженерной защиты населения должны быть сосредоточены на разработке необходимой правовой и нормативно-методической базы, механизма материально-технического и финансового обеспечения превентивных мероприятий, координации деятельности министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Инженерная защита представляет собой комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на исключение или максимальное снижение людских потерь при применении противником средств ОМП и возникновении ЧС природного и техногенного характера. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

Объем и содержание ИТМ защиты населения, правила и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых документов по вопросам защиты населения и территории от ЧС и от опасностей возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях, производственных, общественных и жилых зданиях, а так же в специальных защитных сооружениях гражданской обороны (ЗС ГО);

Противорадиационное укрытие их тонких бревен или жердей: 1 – вход в укрытие; 2 - перекрытие из бревен; 3 – грунтовая засыпка; 4 – вытяжная труба.

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а так же устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнения ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а так же создать условия ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Из опыта Великой Отечественной войны и других войн известно, что наилучшая защита населения от любых средств нападения обеспечивается либо путем укрытия в ЗС ГО, либо выводом его за пределы зон поражения.

К началу ВОВ в стране было построено значительное количество убежищ. Только в Москве можно было укрыть около 400 тыс. человек. За месяц до первого воздушного налета на Москву было сооружено 19500 землянок и щелей на 236 тыс. человек. К концу 1941 года в столице удалось подготовить 1029 газоубежищ с ФВУ и 6125 бомбоубежищ, а так же приспособить для укрытия станции метрополитена. Таким образом уже к концу года в убежищах капитального типа могли укрываться почти 1,4 млн. человек – практически все оставшееся, после эвакуации, население города. Благодаря использованию этих ЗС удалось значительно снизить потери среди населения. После войны работа по накоплению фонда ЗС была продолжена, при этом, начиная с 1956 года, основное внимание уделялось возведению таких ЗС, которые бы надежно защищали от поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

Так же как и раньше на сегодняшний день основным способом защиты населения от современных средств ОМП, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на потенциально опасных объектах, остается укрытие персонала и населения в ЗС.

Статью прислал: Manila