Законодательная основа административно-правовых отношений. Административное право

Источники административного права

Замечание 1

Административно-правовые отношения базируются на законодательной основе, которая представляет собой целостную систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Нормы административного права, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, имеют первостепенное значение. В настоящее время в правотворческом процессе существуют три основных приема изложения норм административного права в нормативно-правовых актах:

  • прямой, когда все аспекты нормы изложены в статье непосредственно;
  • отсылочный, когда присутствует отсылка от одной статьи к другой в одном нормативно-правовом акте;
  • бланкетный, когда статья дает отсылку не к другой статье, а к иному порядку правовой регулировки, например, правилам претворения в жизнь какого-нибудь вида работы, условиям международного договора и т. д.

Нормативно-правовые акты представляют основной вид источников административного права, как внешних конкретных форм выражения правовых норм.

Среди данных источников необходимо назвать следующие:

Конституция РФ

Замечание 2

Конституция РФ является главным законом страны, отражающим общие положения по всем отраслям права, в том числе и по административному. В этой области она, прежде всего, разделяет возможности федеральных государственных органов и органов власти субъектов РФ по части административного законодательства.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Конституция предусматривает, что федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона. Но при этом субъекты Федерации могут издавать не только законы, но и иные правовые акты. Однако форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Законодательство об административных правонарушениях сегодня разделяется на две отдельные ветви:

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Данная структура специфична и тем, что в ее составе присутствуют разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их зону ответственности и подведомственность им дел, а также выполнение распоряжений о наложении административных взысканий.

Не многим отличается действующий Кодекс от КоАП РСФСР 1984 г., его структуру вполне даже можно считать преемственной. Отличие состоит в том, что новый Кодекс помимо прочего включает актуальные сегменты, приуроченные к Общим положениям, Особенной части, субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, производству по данным делам, выполнению распоряжений по ним.

Замечание 3

Кодекс об административных правонарушениях учитывает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых согласно с ним законов субъектов РФ о административных правонарушениях.

Федеральные законы об административных правонарушениях до подключения их в КоАП используются на территории РФ непосредственно. К ведению РФ КоАП относит, прежде всего, установление:

  1. совместных положений и основ законодательства об административных правонарушениях;
  2. списка видов административных санкций и инструкций их применения;
  3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  4. производства по делам об административных правонарушениях;
  5. выполнения распоряжений о наложении административных взысканий.

По мере обновления и изменения некоторых статей административного законодательства, обновляется с учетом поправок и КоАП.

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Республики Беларусь и должны соответствовать ей. Административная ответственность регулируется многими нормативно-правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены .

С 1 марта 2007 г. Законом Республики Беларусь от 31.12.2006 № 208-З на территории Беларуси введены в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", согласно которым они являются единственными законами об административных правонарушениях, устанавливающими порядок административного процесса, действующий на территории нашей страны. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность и устанавливающие порядок административного процесса, подлежат включению в данные кодексы. Так как до вступления в силу КоАП и ПИКоАП административная ответственность устанавливалась многими актами Главы государства (в том числе в отношении правоотношений, ответственность за которые кодексами не предусмотрена), необходимо было провести ревизию действующих нормативных правовых актов с целью приведения их в соответствие с КоАП и ПИКоАП, что и было осуществлено с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116 "О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности" и Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2007 № 2 "Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности".

Зачем потребовалось принимать сразу два законодательных акта, казалось бы, регулирующих правоотношения в одной области? Прежде всего, каждый из них решает разные тематические задачи, поскольку Указ № 116 не только вносит изменения в другие указы Главы государства, а уже не актуальные - признает утратившими силу, но и направлен на продление действия после 1 марта 2007 г. отдельных актов Президента Республики Беларусь, содержащих положения об административной и экономической ответственности, не реализованных в КоАП и ПИКоАП. Задачи же Декрета № 2 сводятся к приведению в соответствие с новыми кодексами как в целом некоторых декретов Главы государства, так и их отдельных положений. Рассмотрим в связи с этим те особенности, которые заложены в каждом из названных актов Президента применительно к новым административным правоотношениям, действующим с 1 марта 2007 г.

Указом № 116 внесены изменения и дополнения в 34 указа Главы государства, изданных в разные годы, и регулирующих различные общественные отношения. В то же время все они в той или иной степени затрагивают вопросы административных отношений и экономической ответственности, и зачастую расходятся с новыми кодексами в правовой оценке одних и тех же событий и фактов. В качестве примера приведем правовые акты Президента Республики Беларусь, в которые внесены как однотипные изменения, так и специфические применительно к конкретной проблеме. Примечательно, что во многих указах Главы государства помимо административной ответственности (или вместо нее) предусматривалась и экономическая ответственность. В то же время объединение в один акт различных видов ответственности, имеющих разную основу возникновения, характерно в основном для последних нескольких лет. В более ранний период нормотворчества эти меры воздействия не смешивались, и к одним и тем же правоотношениям не применялись.

Например, Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 109 "О мерах по повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии" энергоснабжающим организациям было предоставлено право отключать от источников электрической и тепловой энергии юридических и физических лиц, допустивших одно из следующих административных нарушений: самовольное присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения; присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения без использования средств учета расхода энергии или нарушение схем подключения этих средств; устройство электропроводок и прокладку трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами энергоснабжения. Дополнительно с лиц, виновных в совершении названных действий, взыскивался штраф в 5-кратном размере от суммы причиненного ущерба. Меры экономической ответственности Указ не предусматривал.

В качестве примера применения понятия "экономическая ответственность" за совершенные административные правонарушения можно назвать Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь". Данным законодательным актом предусмотрено наложение штрафов за реализацию товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) с определением этого действия как применение меры экономической ответственности. Причем нарушение порядка формирования и применения цен (тарифов) отнесено к категории административных правонарушений.

В Порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673, уже введены понятия "экономическое правонарушение", "экономическая ответственность" и "экономическая санкция". Данное при этом определение экономической санкции подразумевает установленную актами законодательства меру государственного принуждения, имеющую характер имущественного или неимущественного воздействия и применяемую к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правоотношений. Указом № 116 все эти и иные несоответствия законодательства исключены. Вместо понятия "экономическая санкция" во все 34 указа Главы государства введено понятие "административное взыскание". Значимые изменения произошли с содержательной частью Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций". По установленным в нем правилам Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство торговли Республики Беларусь и иные органы имеют право контроля внешнеторговых операций в рамках определенных полномочий. При осуществлении этих функций они наделены правом применять экономические санкции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Беларуси: - за несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций; - продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по определенному Советом Министров перечню, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке; - превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной стоимостью полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; - экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента; - несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет; - несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо.

Указом № 7 предусмотрены и иные нарушения, за которые применяются экономические санкции, а также определены основания, при наступлении которых санкции не применяются, запрещено применение обратной силы в случае принятия актов законодательства, устанавливающих ответственность за экономические правонарушения в сфере внешнеторговой деятельности. Указом № 116 данные нормы из Указа № 7 исключены. Не менее значимые изменения внесены в Положение об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2000 № 318. Наряду с определением плательщиков обязательных страховых взносов, объекта для начисления взносов, механизма их уплаты, в главе 4 Положения №318 отражена ответственность плательщиков: - за нарушение ими установленных сроков постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения; - представление в банк платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в меньшей сумме, чем фактически начислено; - отзыв неисполненных платежных поручений на уплату обязательных страховых взносов и иных платежей без согласия органов Фонда; за неуплату обязательных страховых взносов и иных платежей; - сокрытие, занижение объекта для начисления обязательных страховых взносов; - несвоевременное представление или представление в органы Фонда недостоверной отчетности в виде начисления экономических санкций, представленных штрафами разного размера. В этой же главе Положения № 318 предусмотрено, что должностные лица плательщиков, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, обязанные уплачивать обязательные страховые взносы в Фонд, несут административную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством. Поскольку КоАП и ПИКоАП содержат соответствующие нормы, глава 4 полностью исключена из Положения № 318. Как реализованные в КОАП и ПИКоАП исключены из Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 № 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" положения, касающиеся установления административной ответственности за необоснованное уклонение поставщика от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки; нарушение порядка обращения с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями; нарушение законодательства о залоге, аренде, ином распоряжении государственным имуществом; невнесение в учредительные документы юридического лица изменений и дополнений или непредставление учредительных документов для государственной регистрации и за другие нарушения. Аналогичным изменениям подверглись и иные указы Главы государства.

Особо следует остановиться на Положении о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от экономической ответственности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.2005 № 481, которое изложено в новой редакции. Данный правовой акт стал распространяться только на подготовку документов об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий в виде штрафов и пени, уплачиваемых (взыскиваемых) после уплаты причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин). В целом текст Положения № 481 не изменился, прежними остались и требования к содержанию ходатайства, перечню документов, прилагаемых заявителем к нему, сроки рассмотрения ходатайства. Изменилась лишь терминология, применяемая в Положении № 481, поскольку из него исключены нормы, касающиеся освобождения от экономических санкций. Что касается Декрета № 2, то им внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования", регламентирующий государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта", регулирующий производство, оборот и рекламу алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, и другие декреты. Из ряда актов Главы государства по прилагаемому к Декрету № 2 перечню исключены структурные элементы, касающиеся применения административной ответственности за некоторые виды противоправных действий. В то же время как в Декрете № 2, так и в Указе № 116 предусмотрено действие определенных актов Главы государства, устанавливающих административную и экономическую ответственность, не включенную в КОаП и ПИКоАП, до вступления в силу законов о внесении изменений и дополнений в эти кодексы.

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Украины, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (ст. 8 Конституции Украины).

Административная ответственность регулируется многими нормативно-правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены.

Важным источником правоохранительных норм в свое время были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, принятые Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. В них впервые были кодифицированы наиболее важные материальные и процессуальные нормы, относящиеся к административной ответственности, определены задачи и закреплена система законодательства об административных правонарушениях, установлены понятие и структура административного правонарушения, виды административных взысканий, общие правила и сроки их наложения, закреплены система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок исполнения, обжалования и опротестования постановлений о наложении административных взысканий.

В регулировании административной ответственности особая роль принадлежит КоАП, который принят 7 декабря 1984 г. (введен в действие с 1 июня 1985 г.). КоАП состоит из пяти разделов: I. Общие положения; И. Административное правонарушение и административная ответственность; III. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; IV. Производство по делам об административных правонарушениях; V. Исполнение

постановлений о наложении административных взысканий. Разделы содержат 33 главы, а последние - статьи.

В КоАП кодифицировано законодательство Украины об административной ответственности. Наряду с материальными нормами этот акт содержит административно-процессуальные нормы, которые регулируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

Параллельно с КоАП действуют нормы, которые устанавливают административную ответственность, но они содержатся в законодательных межотраслевых актах (Воздушный, Таможенный кодексы, законы Украины «О борьбе с коррупцией», «Об охране государственной границы», «О правовом режиме чрезвычайного положения» и др.).

В систему законодательства об административных правонарушениях входят законы, нормы которых не включены в КоАП. Вопросы административной ответственности регулируются также указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины. Акты, содержащие административные санкции, могут издавать сельские, поселковые, городские, областные советы по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать также правила благоустройства городов и других населенных пунктов, правила торговли на колхозных рынках, правила соблюдения тишины в общественных местах. Эти правила в КоАП не включены, но в нем за их нарушение предусмотрена административная ответственность, поэтому они тоже являются нормативной основой административной ответственности.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются деяния, являющиеся административными правонарушениями, и ответственность за них.

Задачами КоАП являются охрана прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения прав, чести и достоинства других граждан, правил общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Выполнение этих задач зависит от правильного применения действующего законодательства об административных правонарушениях, соблюдения законности.

Роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постоянно растет. Резко увеличилось количество составов административных правонарушений, более строгими стали санкции за проступки. Установлена ответственность за действия, которые раньше вообще не относились к административным правонарушениям (неуважение к суду, коррупция, нарушение налогового законодательства и др.).

Административная ответственность вводится вместо уголовной (декриминализация). Проведенная в процессе реформы уголовного права декриминализация обусловливает расширение сферы применения мер административного воздействия.

Одновременно увеличивается и число правонарушений, за которые наряду с дисциплинарными и гражданско-правовыми мерами применяются административные взыскания (коррупция, недобросовестная конкуренция и др.).

Значительное место административное принуждение занимает в борьбе с пьянством, наркоманией, посягательствами на собственность, обеспечении нормальной деятельности представителя власти, выполнении требований должностных лиц, государственных органов, правил общественной безопасности, охраны природы.

Важным является вопрос об отграничении административных правонарушений от уголовных, дисциплинарных и гражданско-правовых. Законом предусмотрен ряд конкретных признаков, по которым уголовное правонарушение отличается от административного. В связи с этим для правильной квалификации необходимо сравнить ст. 9 КоАП Украины и ст. 11 Уголовного кодекса Украины, проанализировать их содержание и только после этого (и в соединении с фактическими обстоятельствами совершения правонарушения, с учетом последствий противоправных действий) решить вопрос о привлечении виновного лица к уголовной или административной ответственности.

Административная ответственность отличается от дисциплинарной тем, что субъект административного проступка не находится в служебной зависимости от органа или должностного лица, привлекающего его к административной ответственности. Дисциплинарный проступок является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности - это противоправное деяние (действие либо бездействие) работника, который нарушает установ-

ленный на предприятии, в организации или учреждении внутренний трудовой распорядок. Этот проступок может проявиться в нарушении служебной, в том числе трудовой, дисциплины и влечет предусмотренную законом дисциплинарную ответственность, выраженную в наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные правонарушения большей частью связаны со служебными, трудовыми обязанностями лица. Однако не всегда это условие является необходимым для отнесения проступка к дисциплинарным. Например, отдельные действия работников транспорта, совершенные при исполнении служебных обязанностей, рассматриваются как административные правонарушения (выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям).

При отграничении административной ответственности от гражданско-правовой необходимо иметь в виду, что последняя наступает за нарушение обязательств, вытекающих из гражданско-правовых соглашений, т. е. соглашений, возникающих между равноправными сторонами, а административная ответственность, наоборот, предусматривает неравенство сторон отношений.

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.



Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.

Основные черты административной ответственности:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут бытьфизические лица и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

д) административные взыскания применяются, широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ж) Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Основания административной ответственности:

    нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

    фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

    процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к адм. ответственности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ. В основе – административный проступок.

Применение административного взыскания

Перечень субъектов определен законодательно

Сравнительная простота порядка привлечения

Регулируется нормами административного права

СУБЪКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ . Административный орган. Должностное лицо. Суд

СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ

Два месяца со дня совершения или обнаружения проступка. Месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие. Конфискация. Лишение специального права

Административный арест. Административное выдворение. Дисквалификация

54Правовые основы административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц является КоАП. Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц ещё не кодифицировано.

Для того, чтобы привлечь лицо к админ. Правонарушению, попадающему под КоАП необходимо процессуальное оформление правонарушения, для привлечения лица действие должно быть зафиксировано должностным лицом. Но они должны действовать в пределах своих полномочии.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. в КоАП об адм. ответственности закрепляется понятие должн. лица.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.