Старец иоанн соколов.

Как-то мы с Мотей были у Батюшки, и он сказал нам: «Прошу и молю, не набрасывайтесь ко всем под благословение, не знаете, кто они, все в шелкоту нарядились. Подойдите ко кресту и идите домой». Потом мне сказал: «Большая трухмалка тебе будет», как я поняла впоследствии, это относилось к выписке. Моте сказал: «Глажка тебе требуется». Это непонятно нам до сих пор. Он ведь всегда говорил очень своеобразно.

Сказал мне один раз: «Ты с простинкой, ты-то с просту, а тебя - с мосту». Ой, сколько раз я летала «с мосту»!

Один раз сидела я у Батюшки, а он такой скорбный сделался и говорит: «Вот было бы мне свободно, сколько бы я принимал, а вот сижу, как в клетке. Дар имею, а передать некому».

Вспоминай слова из проповеди Владыки Николая: «Как же должны мы благодарить Господа за то, что посылает Он миру людей не от мира сего». Эти слова так точно относятся к покойному Батюшке Игумену Иоанну...

Написала вроде бы все точно, что запомнила, прошло уже больше тридцати лет, а так ясно слышится Батюшкин голос, и представляется он сам, благостный. Родился он в 1874 году в день Рождества Богородицы, а умер 5 июля 1958 года.
Как-то я пришла к Батюшке в тот момент, когда Стефанида Сергеевна говорила, что похоронят его на Преображенском кладбище, что она ходила туда и нашла могилку своей племянницы, обложила ее дерном, и что рядом положат Батюшку, на это он промолчал, видно, что был не согласен. Потом Стефанида Сергеевна говорит, что и отпевать его будут там, и назвала, кто из священников. А Батюшка говорит: «Отец...» (он назвал Ваше имя). Она говорит, что Вы из другого города, и не разрешат Вам, а Батюшка все свое, повторяет Ваше шля. Когда же отпевали, то я не помню, как именно, помню только, что не таким чином, как полагалось, а Вы, стоя в алтаре, про себя совершали по положенному чину.

Когда Батюшка Игумен Иоанн был еще жив, но уже ничего не видел, пришла Евпраксия Семеновна, которая не была у него несколько лет, а у нее на Армянском кладбище в оградке похоронены мама и бабушка. Только Евпраксия Семеновна вошла. Батюшка говорит: «Как хорошо, что ты пришла, положи меня в свою оградку на Армянское, там у меня много родных». Когда Батюшка скончался, то Стефанида Сергеевна все же решила похоронить его на Преображенском кладбище, пошла оформлять, а ей не разрешили. Тогда Евпраксия Семеновна пошла на Армянское и в воротах встретила директора; она сказала, что ей нужно похоронить своего дедушку, и директор сразу разрешил.

И еще мне рассказывала Надежда Андреевна (мама Марии), что как-то, когда Батюшка был уже совсем плох, они пришли к нему, но Стефанида Сергеевна их к нему не допустила, и они сидели около стола. Батюшка вдруг говорит Стефаниде Сергеевне, что надо бы ей лечь отдохнуть, она послушалась и легла, и тут же захрапела. А Батюшка подозвал их, поговорил, закончив, сказал «Аминь», и, когда они отошли и сели на прежние места, Стефанида Сергеевна проснулась.

И еще; выше я написала слова Батюшки о том, что Матерь Божия икона «Утоли моя печали» всегда надо мной. И, видимо, он провидел не только настоящее, будущее, но и прошлое. Лет за восемь до этого в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали» меня сбил поезд, шедший задним ходом. Я лежала на правом боку около рельс и чувствовала, как около моей спины крутятся колеса (даже вырвало клок на пальто), и если бы дошел до меня паровоз, то он измолол бы меня поршнем, как в мясорубке, но не дошел, слава Богу, а остановился как раз около меня.

Еще раз как-то шел разговор о нерадивых священниках, на что Батюшка сказал: «По покупателю и продукт».

Сказал мне однажды: «Детка моя, прошу и молю, нет-нет да и заглядывай к Нечаянной Радости». Так и получается, что очень редко могу я там бывать.

А Вам как-то просил передать его просьбу: «Детка моя! Прошу и молю, не давай за всех поручительства».

Вот так все вдруг вспоминается. Ведь времени прошло много, и память стала плохая.

Рассказывала Евдокия Николаевна Дрожина, как она много слышала о Батюшке и очень хотела побывать у него. Попросила свою знакомую, которая к нему ходила, и вместе пошли. Та показала ей, куда войти, а сама не пошла, осталась ждать на улице, так как опасно туда часто явно заходить. Когда Евдокия Николаевна вошла, то Батюшка говорит: «Что это (назвал по имени) там стоит? Пойди, позови ее». Оказывается, что ей-то особенно надо было придти к Батюшке, хоть она этого и не знала. Обе ушли утешенные. В другой раз Евдокия Николаевна в большой скорби шла к Батюшке, а он говорит Стефаниде Сергеевне: «Вот идет, идет какая скорбная» (потом Стефанида Сергеевна это вспомнила). А как Евдокия Николаевна вошла и не успела еще ничего сказать, Батюшка уже на все сам ответил.

Не помню, о чем был разговор, запомнилось только, что Батюшка сказал: «Вот фонарь-то у меня один остался и светит плохо». Но уже не представляю, если бы у него их было два, как бы они освещали. До сих пор даже как-то приходишь в трепет при воспоминании, как он, когда разговаривал, вдруг так озарял одним своим оставшимся глазиком, что и не передать того чувства, как прямо дух захватывало в этот момент, прямо как внутрь заглянет. Я как увижу свет фар подходящего поезда, так вспоминаю его взгляд. Только это свет вещественный, а тот был неземной, благодатный, мгновенный.

В службе Святителю Иннокентию есть слова: «Не Старцы наша возвестиша нам, не Старцы наша поведаша. Сами видели славу Твоего Угодника». Вот и тут никто не сказал, а сами видели мы этого великого Старца.

Бывало, уходя от него, спрошу, можно ли еще придти, а он так благостно отвечает: «Можно, можно, детка моя, будет нужда, приходи, помогу». Так и слышится его голос - «можно, можно». Как-то особенно Батюшка это говорил...

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОЕ

Игумен Иоанн Соколов

(записано сестрами В. Д. Федоровской и З. Д. Прянишниковой)

Родился приблизительно в 1875 г. в богатой семье. Отец был управляющим делами в издательстве Сытина, имел свой небольшой дом на Бутырской улице в Москве напротив церкви Рождества Богородицы, где он был ктитором. Мальчик рано лишился матери.

Воспитывали его отец и бабушка в строго православном духе. Отец не жалел средств на воспитание сына, учил его (помимо гимназии) и языкам, и музыке. Бабушка с любовью принимала странников и монахов-сборщиков - таким образом мальчик рано познакомился с монахами из Оптиной пустыни. Они пригласили погостить его летом и он поехал вдвоем с товарищем. Следующим летом поехал опять - и остался там навсегда. Было ему тогда 16 лет.

Вскоре с ним случилось несчастье. Молодые послушники спускались с колокольни, и Ваня заявил товарищам: «Что вы тихо идете, вот смотрите, как я пойду!» Стал прыгать через две ступеньки и поскользнулся на крутой каменной лестнице, слетел вниз, разбил и переломил бедро. Позвали Старца о. Анатолия, который, покачав головой сказал: «Зачем теперь его наказывать, он сам себя наказал!» Вызвали отца, тот уговаривал сына оставить монастырь и уехать лечиться в Швейцарию к лучшим врачам, которые могут исправить ногу. Но Ваня заявил: «Я пришел в монастырь не для красоты, а для убожества, вот и буду убогим!» После перелома он долго болел и остался на всю жизнь хромым, немного горбатым, маленького роста.

Воспоминания В.Д.Федоровской

В первый раз я видела его мельком в гостях у знакомых в 1939 году. Я зашла к ним за мамой, чтобы отвезти ее домой. За высоким столом сидел маленький старичок, еще не очень седой и бодрый. Я поклонилась ему издали - стол мешал подойти ближе. Он поглядел на меня пристально. «Друг, не скорби! Бог-то - вот Он!» - с этими словами он поднял обе руки кверху. А у меня действительно была на душе скорбь и безпокойство за сына Димитрия, которого неожиданно пришлось проводить на военную службу в другой город.

Скоро пришлось узнать от тех же знакомых, что о. Иоанн выслан из Москвы в Кустанай.Знакомые и друзья собирали для него небольшую сумму денег ежемесячно. После он рассказывал, что в Кустанае не всегда имел постоянное жилье, иногда приходилось ночевать на чужом крылечке, «и не хворал, был здоров, как бык».

Началась война 1941 года. Сын мой Димитрий был отправлен на фронт, и с августа от него не было известий. Наша знакомая написала об этом о. Иоанну и получила ответ: «Зачем Старицы (т.е. мать и бабушка) скорбят о Мите? вернется - с победою!» Так оно и было. Летом 1944 года пришло письмо от Мити, а в 1945 году он вернулся.

(Здесь обрываются записки В. Д.Федоровской. Смерть помешала ей довести их до конца).

Воспоминания З.Д. Прянишниковой.

Вернувшись из ссылки о. Иоанн жил под Москвой в маленьком флигельке у своих друзей. Когда сестра моя Валентина приехала туда в первый раз, ее приняли в большой семье за чайным столом, где сидел и о. Иоанн. Разговоры велись разные, а о. Иоанн стал говорить о том, как некоторые люди утром, не помолясь, вскакивают и сразу берутся за всякие хозяйственные дела, «как кукольники какие-нибудь» (речь у него была своеобразная); утром надо прежде всего положить три поклона - Господу, Царице Небесной и Архангелу Михаилу. Сестра сидела и краснела, чувствуя, что все это говорится по ее адресу: по утрам она спешила приготовить завтрак для родителей и для уходящих на работу, а потом уже читала утренние молитвы, иногда и на ходу. Большой образ архистратига Михаила был в комнате, где она жила с мамой. Еще о.Иоанн говорил, что в Евангелии «не надо искать ни красноречия, ни философии - Христос был простец”. А сестре как раз в ту пору казалось, что в Евангелии мало философии.

Потом и я к нему ездила, иногда с сестрой, иногда одна. Еще раз встречались за чайным столом, потом раза три в его комнатке. «Дедушка» был немногословен, но каждое его слово было с весом; в подробности вдаваться не любил. Как будто слегка юродствовал, произнося некоторые слова подчеркнуто неправильно, например: «ехал сегодня из церкви на метре». Иногда говорил непонятно, словно загадкой, - а может быть, просто мы не умели понять?

У сестры долго и упорно болела левая рука. Врачи предполагали, что это - от сердца; лечили безуспешно. О. Иоанн взял крест (у него был с мощами) и крепко прижал его к этой руке, еще дал маслица от преподобного Сергия и сказал, как им пользоваться. И рука больше не болела.

Удивительно верные характеристики о. Иоанн давал людям, о которых его спрашивали, хотя он их никогда не видел. Я ему рассказывала о своей подруге Нине, когда-то бросившейся под поезд и оставшейся без ног, и горевала, что она неверующая, а Дедушка мне так обрисовал и ее характер, и предполагавшуюся помощницу, которую мы хотели к ней устроить, как будто давно знал обеих. Еще я что-то спрашивала про ту же Нину, а он смотрит на меня с жалостью и твердит: «удерживаться надо, удерживаться!» Только потом я поняла, от какого поступка, не имевшего никакого отношения к Нине, мне надо было удерживаться.
У нас в семье возникали какие-то трудные для мамы и сестры положения. Брат женился в третий раз и поселился с новой женой у нас, племянник Димитрий, вернувшийся с войны, также женился. У них бывали друзья и родные. А наш отец часто страдал от многолюдства и отсутствия привычной тишины. Сестра говорила брату, чтобы он хлопотал о новой квартире, а ему не хотелось никуда переезжать. О. Иоанн на все это сказал: «Он скоро от вас уйдет». Подумали: разменяет прежнюю свою квартиру на две. Вскоре (в сентябре 1946), переходя Бутырскую улицу с группой людей, брат был убит мчавшимся пикапом. Дали знать Дедушке, он прислал одну знакомую сказать маме: «лучше, что так случилось, иначе Николай покончил бы с собой». Мама не хотела верить, но ведь Николай никогда не делился с родными своими переживаниями - ни служебными, ни личными.

У своих друзей о. Иоанн недолго пожил. У них изменились семейные обстоятельства, и ему пришлось уехать. Снимал он маленький домик вроде сторожки в каком-то частном владении по Ярославской ж.д., забыла уже, на какой станции. Домик стоял поодаль от хозяйского дома, но весь на виду, как на ладони. По хозяйству о. Иоанну помогала одна преданная душа - старая, но добрая вдова, совсем неграмотная, Степанида. И здесь мы были у него несколько раз. Он у себя служил молебен с водосвятием и давал освященную воду, чтобы пили ее по глотку утром и вечером: «будешь пить - будешь здорова душою и телом!» Он продолжал ездить поездом в церковь (Сокольники?). Один раз он мне торжественно сказал: «Я сегодня священнодействовал». Я не допытывалась, где именно. У него были друзья среди московских священников. Один раз сестра застала у него о. Иоанна Крестьянкина, тогда служившего в Москве. После его ухода Дедушка сказал про него: «Дивный батя! Постник, как древние». (А Дедушка и сам ел очень немного и был крайне неприхотлив. После войны все было по карточкам, ему несли кто что мог, часто сладкое, конфеты к чаю; он говорил: «Что мне сладкое! Мне бы селедочки с луком - и ничего больше не надо).

Настанет время, говорил о. Иоанн, что надо будет «взойти в неувядаемость и заклеиться в свой уголочек». Это - подлинные его слова, я в тот же день записала. “Надо двух стариков не забывать - преподобных Сергия и Серафима!»

Иногда говорил и о судьбах страны, но не все было понятно. «Вот будет, что убирать (с полей) будет нечего, а потом будет большой урожай, а убирать будет некому». Теперь-то мы видим, как в сельском хозяйстве не хватает людей. «Вот все, что теперь, будут искоренять, - Батюшка, да что же именно? - он повторяет: «Все, что теперь будут искоренять», - и еще что-то в этом же роде, но не уточняя. А когда наступила «ликвидация культа личности», я это вспомнила.

«Будут всем ордена давать, вот и Зоечка приедет ко мне с побрякушкой». В 1954 году давали ордена за долгую службу на одном месте и я получила орден «Знак почета», но к Дедушке не могла его повезти - о. Иоанна уже не было в живых.

Один раз о. Иоанн пытался мне что-то втолковать, а я не могла понять. “Не понимаете?» Повторил. И все равно было все непонятно, как будто на незнакомом языке говорил.

Он очень любил нашу маму, а за ней и нас и обещал и по смерти своей нас не забывать: «Постараюсь дать о вас телеграмму», - и показывает рукою вверх.

В 1948 г. тяжело заболел отец, болел больше месяца. Во Вторник на Страстной поехала я к о. Иоанну. Он был в тот день совершенно измучен, не помню, ездил ли куда или посетители довели его до изнеможения, но он еле говорил от усталости, все-таки меня принял. Был уже вечер. Я рассказала об ухудшении болезни отца. О. Иоанн сидел, смотрел на стол и часто крестил его, как всегда делал. «Сегодня что у нас? Вторник? Вот, если семь часов проживет, то будет жить». Обещал молиться за болящего Димитрия. С тем я и уехала, и не пришло мне в голову, что о. Иоанн оговорился от усталости, что хотел сказать «семь дней», а сказал «семь часов». Он послал кусочек от камня преподобного Серафима, на котором преподобный молился, и велел этот камень класть отцу на грудь, но мы клали на постель рядом, прижав к боку, а то со своей груди больной мог сбросить. В Страстную пятницу отец умер, в 11 часов утра. В тот же день о. Иоанн безпокоился и сказал Степаниде: «А не умер ли наш Димитрюшка?» Позже о. Иоанн говорил, что отец наш прямо восшел в Царство Небесное, потому что умер в такой день - «такой чести немногие и духовные лица сподобляются».

Количество посетителей о. Иоанна постоянно вызывало подозрения у местных властей; один раз к нему приходили, но не арестовали, поговорили и ушли. А потом на него был донос, его забрали и почему-то отправили в Рязань в тюрьму. Через какое-то время его сочли психически больным и пометили в тюремную больницу. И вот неграмотная Степанида ездила к нему, хлопотала за него и в конце концов добилась, назвавшись родственницей, чтобы ей отдали старичка на поруки. В это время Степанида получила хорошую комнату (после сноса домишки, где она жила раньше) в новом районе (Медведково?) и поселила там Дедушку, а сама ютилась за занавеской. О. Иоанн очень ослабел после тюрьмы и стал слепнуть, и Степанида никого не принимала. Сестра ездила туда один раз. Степанида к нам приезжала, привозила от Дедушки благословение и освященную воду.

Степанида была глубоко верующей и всегда прибегала за помощью к Царице Небесной. Маме нашей Степанида рассказывала разные случаи, когда ей чудесно помогала Матерь Божия. «Царица Небесная! Какая же ты милостивая! Я только подумать успела, а ты уже мою просьбу выполнила!» Эта помощь была оказана при хлопотах об освобождении Дедушки из рязанской тюрьмы и о прописке на новом месте; были и другие случаи.

В последний год жизни о. Иоанн совсем ослеп и плохо ориентировался в комнате. Один раз ночью он упал с высокой кровати и Степанида встала над ним в ужасе, думая, кого же звать ночью на помощь. Но... воззвала к Царице Небесной и сама взяла Старца на руки, подняла и положила на кровать.

Умер Дедушка в начале 1950-х г.г. (год точно не помню), 5 июля /н. ст./ Похоронили его в Москве, на Армянском кладбище, где у кого-то было место. На могиле поставлен памятник из черного камня.


Г. в городе Дмитров Московской губернии в бедной семье провинциального диакона. Отец мальчика умер за четыре месяца до его рождения, а когда ему исполнилось 10 лет умерла и его мать.

Осиротевшего мальчика отвезли в Николо-Перервинский монастырь , где он окончил Перервинское духовное училище .

С момента установления Советской власти поступает на пищевую фабрику №10, где служил до года.

Духовенство Вологды было убеждено, что епископ Иоанн является секретным сотрудником НКВД. 26 июня 1937 года на всенощную под праздник Всех святых епископ Иоанн прибыл в храм Рождества Богородицы Настоятель храма протоиерей Константин Богословский , подойдя к архиерею, сказал: "Согласно каноническим правилам... мы вас архиереем не считаем". И отошел от владыки. Никто из стоявших в алтаре священников и членов причта не подошел к епископу взять благословение, всю службу он тихо простоял в алтаре, а затем незаметно покинул Вологду и поехал на новое место назначения в Архангельск .

Не позднее 24 ноября того года был определен архиепископом Ульяновским .

8 сентября 1943 года был участником Собора Русской Православной Церкви .

Трудился над воссоединением с Русской Церковью греко-католиков западных областей Украины и Закарпатья. После немецко-фашистской окупации церковно-административная жизнь на Украине находилась в состоянии полной дезорганизации, храмы были разрушены или запущены, сама Украинская Церковь еще была раздираема расколами, церковный мир был нарушен смутой, священнослужителей было мало, а митрополит Иоанн был единственным архиереем патриаршей ориентации на всей Украине. Благодаря его трудам и заботам и личному такту все церковные распри и споры прекратились и в Церкви на Украине водворился мир.

Вспоминая о том времени, владыка Иоанн говорил: "Работать приходилось много, очень много. Редко-редко когда удавалось лечь спать раньше 2-3 часов ночи. Так трудиться не приходилось и в молодости".

Усилиями митрополита Иоанна был восстановлен и реставрирован Владимирский кафедральный собор .

Архиерейские служения владыки Иоанна отличались особой молитвенностью и, сопровождаемые живым простым и глубоким назидательным словом, всегда привлекали большое число молящихся. Владыка Иоанн часто служил в различных монастырях и церквах Украины.

На покое жил на окраине Киева , в Святошино, ведя строгую иноческую жизнь. Чувствуя приближение смерти владыка Иоанн достойно и по-христиански готовился к ней: он исповедовался и причащался Божественных Христовых Тайн. Перед кончиной он простился со всеми родными и близкими, благословил их.

Скончался 29 марта г. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Как церковно-административный деятель был требовательным и строгим в соблюдении церковных правил и канонов.

Сам испытав и пережив все тяготы бедности и раннего сиротства владыка Иоанн был сострадателен и особенно милостив ко всем обездоленным и нуждающимся. Он был исключительно искренен и доверчив. Личное общение с владыкой Иоанном всегда оставляло неизгладимое впечатление. Владыка много читал, имел широкие разносторонние познания и большой духовный и жизненный опыт, до последних дней своей жизни сохранил замечательную память. При всех своих достоинствах и многих заслугах он оставался очень скромным. Когда в актовом зале Московской духовной академии ему было объявлено об избрании почетным членом Академии, владыка был этим крайне смущен, считая, что он не имеет никаких особых заслуг в области богословской науки.

Сочинения

  • “Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по Крюковым и нотным книгам”. (Диссертация).
  • Слово о Патриархе Сергии в 9-й поминовенный день за заупокойной литургией. “Патриарх Сергий и его духовное наследство”. МП, с. 176. См. также “ЖМП” 1944, № 6, с. 35, 36.
  • “Праздничное приветствие”. “ЖМП” 1944, № 11, с. 9-10.
  • Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви на Украине. Киев, 1945, 9 мая, “ЖМП”, 1945, № 6, с. 7-9.
  • Послание Экзарха всея Украины к пастырям и верующим в Западных областях Украинской ССР. “ЖМП” 1946, № 1, с. 9-11.
  • Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви на Украине (к 30-летию Советской власти). “ЖМП” 1947, № 12, с. 8-10.

Награды

Церковные

  • право ношения креста на клобуке (1941).
  • право ношения двух панагий вне пределов экзархата (25 февраля 1949).
  • орден св. кн. Владимира I-й степени (11 мая 1963)

Государственные

  • медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” (22 ноября 1947, за проведение патриотической работы в период Великой Отечественной войны)

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.333-336.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.264, 265, 268, 281, 297, 299, 306, 307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.703, 975.
  • Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. С.95, 99.
  • Кохно Андрей, прот. Митрополит Иоанн// ЖМП. 1968. N 6. С.27-31.
  • “ЖМП” 1931, № 5, с. 5, 1934, № 20-21, с. 3, № 1, с. 13, 16, 17, № 3, с. 8-9, 1944, № 2, с. 9, № 11, с. 8, 1945, № 3, с. 56-63, № 9, с. 37, 1947, № 11, с. 64, 1948, № 3, с. 52, 1949, № 4, с. 7, 1952, № 1, с. 15-18, 1958, № 4, с. 12, № 5, с. 22, № 6, с. 53, № 9, с. 23, № 10, с. 26, 38, 1960, № 2, с. 39, № 7, с. 7, 1961, № 1, с. 67, № 6, с. 26-28, 1963, № 6, с. 10, № 11, с. 3, 1964, № 5, с. 7.
  • “Правда о религии в России”. МП, 1942, с. 26, 27, 53, 69.
  • “Журнал Засед. Св. Син.” № 18 от 30.X.1947 г., № 3 от 2.III.1948, с. 13а, № 14 от 1.VIII.1958, с. 1, 2.
  • “Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война”, с. 8-10, 22-23, 35-36, 40, 178.
  • Списки архиеерев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 26, 31.
  • ФПС I, № 251, с. 10, II, с. 6, IV, с. 4, V, № 91.
  • ZMP 1968, 6, 27-31: Nekrolog.
  • M Vasil’ Lypkivs’kyj, Vidrozennja Cerkvi v Ukraini 1917-1930. Toronto 1959, S. 246.
  • K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land, Gottingen 1972, 16f., 23, 27f., 107f., 177.
  • Igor Smolitsch 301, 306, 425, 622f., 632.
Предшественник: Иоанникий (Руднев) Преемник: Григорий (Медиоланский) Учёная степень: Имя при рождении: Владимир Сергеевич Соколов Рождение: 5 (17) июня (1818-06-17 )
Москва Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Смоленск Похоронен: Успенский собор (Смоленск) Династия: {{#property:p53}} Принятие священного сана: 5 октября 1842 года Принятие монашества: 29 августа 1842 года Епископская хиротония: 17 января 1865 года Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Епи́скоп Иоа́нн (в миру Влади́мир Серге́евич Соколо́в ; 5 июня , Москва - 17 марта , Смоленск) - епископ Православной Российской Церкви ; с 1866 года - епископ Смоленский и Дорогобужский. Доктор богословия .

Биография

Родился 5 июня 1818 года в Москве, в семье священника .

Обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года - в Московской духовной семинарии . В 1838 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1842 году .

8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии .

С 17 марта 1857 года - ректор и профессор Казанской духовной академии .

Проповедник и публицист

От епископа Иоанна дошло около 90 проповедей, но большинство из них рассеяны по периодическим изданиям и только 30 собраны и изданы под заглавием «Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского» (1871 г. и 2-ое издание 1876 г.).

Епископ Иоанн известен как талантливейший церковный публицист, которого историки русской гомилетики единогласно признают зачинателем общественно-публицистического направления в проповеди XIX века, новатором церковного слова, основателем новой его эпохи .

Напишите отзыв о статье "Иоанн (Соколов, Владимир Сергеевич)"

Литература

  • Романский. Преосвященный Иоанн, еп. Смоленский, его жизнь и проповеднические труды . М., 1877 г.
  • Н. И. Барсов. «Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, как проповедник»

Сочинения

  • «Опыт курса церковного законоведения» (два выпуска).
  • «Догмат о Пресвятой Троице» (богословские академические чтения преосвящ. Иоанна, еп. Смоленского). СПб, 1897 (Православный собеседник , 1911, апрель, с. 142).
  • «Беседа в день явления Смоленской Божией Матери - Одигитрии». // «Русский паломник », 1893, № 31, с. 489).
  • «О свободе совести» // «Православный собеседник», 1905, январь, с. 84).
  • «К вопросу о церковном суде». // «Православный собеседник», 1896, январь, с. 388.
  • «Беседы, поучения и речи». // Известия Казанской епархии, 1876, № 12, с. 384.
  • «О монашестве епископов» // Православный собеседник, 1907, октябрь, с. 64.
  • «Общество и духовенство».
  • «О преподавании богословия в наших университетах».
  • «Слово об освобождении крестьян».
  • «Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге и др.»
  • «Ряд статей по церковному законоведению».

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское Православие»

Отрывок, характеризующий Иоанн (Соколов, Владимир Сергеевич)

– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...
И только тут я заметила, что Изольда выглядела иначе!.. Видимо, то яркое «солнечное» платье предназначалось только ей одной, так же, как и усыпанное цветами поле... А сейчас она встречала своего Тристана... И надо сказать, в своём белом, вышитом красным узором платье, она выглядела потрясающе!.. И была похожа на юную невесту...
– Не вели нам с тобой хороводов, сокол мой, не говорили здравниц... Отдали меня чужому, по воде женили... Но я всегда была женой тебе. Всегда была суженой... Даже когда потеряла тебя. Теперь мы всегда будем вместе, радость моя, теперь никогда не расстанемся... – нежно шептала Изольда.
У меня предательски защипало глаза и, чтобы не показать, что плачу, я начала собирать на берегу какие-то камушки. Но Стеллу не так-то просто было провести, да и у неё самой сейчас глаза тоже были «на мокром месте»...
– Как грустно, правда? Она ведь не живёт здесь... Разве она не понимает?.. Или, думаешь, она останется с ним?.. – малышка прямо ёрзала на месте, так сильно ей хотелось тут же «всё-всё» знать.
У меня роились в голове десятки вопросов к этим двоим, безумно счастливым, не видящим ничего вокруг, людям. Но я знала наверняка, что не сумею ничего спросить, и не смогу потревожить их неожиданное и такое хрупкое счастье...
– Что же будем делать? – озабочено спросила Стелла. – Оставим её здесь?
– Это не нам решать, думаю... Это её решение и её жизнь, – и, уже обращаясь к Изольде, сказала. – Простите меня, Изольда, но мы хотели бы уже пойти. Мы можем вам ещё как-то помочь?
– Ой, девоньки мои дорогие, а я и забыла!.. Вы уж простите меня!..– хлопнула в ладошки стыдливо покрасневшая девушка. – Тристанушка, это их благодарить надо!.. Это они привели меня к тебе. Я и раньше приходила, как только нашла тебя, но ты не мог слышать меня... И тяжело это было. А с ними столько счастья пришло!
Тристан вдруг низко-низко поклонился:
– Благодарю вас, славницы... за то, что счастье моё, мою Льдинушку мне вернули. Радости вам и добра, небесные... Я ваш должник на веки вечные... Только скажите.
У него подозрительно блестели глаза, и я поняла, что ещё чуть-чуть – и он заплачет. Поэтому, чтобы не ронять (и так сильно битую когда-то!) его мужскую гордость, я повернулась к Изольде и как можно ласковее сказала:
– Я так понимаю, вы хотите остаться?
Она грустно кивнула.
– Тогда, посмотрите внимательно на вот это... Оно поможет вам здесь находиться. И облегчит надеюсь... – я показала ей свою «особую» зелёную защиту, надеясь что с ней они будут здесь более или менее в безопасности. – И ещё... Вы, наверное, поняли, что и здесь вы можете создавать свой «солнечный мир»? Думаю ему (я показала на Тристана) это очень понравится...
Изольда об этом явно даже не подумала, и теперь просто засияла настоящим счастьем, видимо предвкушая «убийственный» сюрприз...
Вокруг них всё засверкало весёлыми цветами, море заблестело радугами, а мы, поняв, что с ними точно будет всё хорошо, «заскользили» обратно, в свой любимый Ментальный этаж, чтобы обсудить свои возможные будущие путешествия...

Как и всё остальное «интересненькое», мои удивительные прогулки на разные уровни Земли, понемногу становились почти что постоянными, и сравнительно быстро угодили на мою «архивную» полочку «обычных явлений». Иногда я ходила туда одна, огорчая этим свою маленькую подружку. Но Стелла, даже она если чуточку и огорчалась, никогда ничего не показывала и, если чувствовала, что я предпочитаю остаться одна, никогда не навязывала своё присутствие. Это, конечно же, делало меня ещё более виноватой по отношению к ней, и после своих маленьких «личных» приключений я оставалась погулять с ней вместе, что, тем же самым, уже удваивало нагрузку на моё ещё к этому не совсем привыкшее физическое тело, и домой я возвращалась измученная, как до последней капли выжатый, спелый лимон... Но постепенно, по мере того, как наши «прогулки» становились всё длиннее, моё, «истерзанное» физическое тело понемногу к этому привыкало, усталость становилась всё меньше, и время, которое требовалось для восстановления моих физических сил, становилось намного короче. Эти удивительные прогулки очень быстро затмили всё остальное, и моя повседневная жизнь теперь казалась на удивление тусклой и совершенно неинтересной...
Конечно же, всё это время я жила своей нормальной жизнью нормального ребёнка: как обычно – ходила в школу, участвовала во всех там организуемых мероприятиях, ходила с ребятами в кино, в общем – старалась выглядеть как можно более нормальной, чтобы привлекать к своим «необычным» способностям как можно меньше ненужного внимания.
Некоторые занятия в школе я по-настоящему любила, некоторые – не очень, но пока что все предметы давались мне всё ещё достаточно легко и больших усилий для домашних заданий не требовали.
Ещё я очень любила астрономию... которая, к сожалению, у нас пока ещё не преподавалась. Дома у нас имелись всевозможные изумительно иллюстрированные книги по астрономии, которую мой папа тоже обожал, и я могла целыми часами читать о далёких звёздах, загадочных туманностях, незнакомых планетах... Мечтая когда-нибудь хотя бы на один коротенький миг, увидеть все эти удивительные чудеса, как говорится, живьём... Наверное, я тогда уже «нутром» чувствовала, что этот мир намного для меня ближе, чем любая, пусть даже самая красивая, страна на нашей Земле... Но все мои «звёздные» приключения тогда ещё были очень далёкими (я о них пока ещё даже не предполагала!) и поэтому, на данном этапе меня полностью удовлетворяли «гуляния» по разным «этажам» нашей родной планеты, с моей подружкой Стеллой или в одиночку.

(Владимир Сергеевич) - епископ смоленский, сын священника Вознесенской церкви в Москве, род. 5 июля 1818 г., умер 17 марта 1869 г. Обучался в Высокопетровском духовном училище, в Московской семинарии и Московской духовной академии; по окончании курса в Академии, 29 августа 1842 г. постригся в монашество; 21 сентября 1842 г. назначен бакалавром при Московской академии по нравственному богословию; 22 сентября 1843 г. удостоен степени магистра; 30 октября 1844 г. перемещен в Петербургскую духовную академию бакалавром канонического права; 9 января 1848 г. определен членом конференции Петербургской духовной академии, а 20 августа того же года членом духовно-цензурного комитета; 8 сентября 1848 г. возведен в сан архимандрита; 8 июля 1850 г. Св. Синод поручил ему пересмотр переводов богослужебных книг на татарский язык; 17 июля 1850 г. назначен членом особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях; 23 декабря 1850 г. назначен инспектором Петербургской духовной академии; летом 1851 г. обозревал Архангельскую семинарию; 26 сентября 1851 г. возведен в звание экстраординарного профессора, 19 декабря 1852 г. - в звание ординарного профессора; 8 октября 1853 г. за сочинение "Опыт курса церковного законоведения" удостоен степени доктора богословия; 10 января 1855 г. назначен ректором Петербургской семинарии, летом того же года обозревал Тверскую семинарию; 17 марта 1857 г. назначен ректором и профессором догматического богословия в Казанскую духовную академию; в Казани он редактировал "Православный Собеседник" и привлек к этому журналу живое внимание читающей публики, подвергая в нем обсуждению многие жгучие вопросы современности; 31 марта 1864 г. перемещен ректором в Петербургскую духовную академию; 17 января 1865 г. посвящен в сан епископа выборгского, с оставлением в должности ректора; летом того же года обозревал Рижскую семинарию; 9 ноября 1866 г. определен епископом смоленским, и на этом месте оставался до смерти. Иоанн смоленский известен, как лучший русский канонист своего времени; его сочинение "Опыт курса церковного законоведения" (два выпуска), пользовалось большою известностью; ему же принадлежит целый ряд статей по церковному законоведению в "Христианском Чтении" и "Православном Собеседнике"; кроме того, он замечателен и как проповедник. Из сочинений его, кроме вышеназванного, замечательны: "О монашестве епископов"; "Общество и духовенство"; "О преподавании богословия в наших университетах"; слова: "Слово об освобождении крестьян", "Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге" и некоторые другие.
"Странник",1869 г., апрель; Романский, "Преосв. Иоанн, епископ смоленский, его жизнь и проповеднические труды", М. 1877
(в миру Владимир, 1818-1869) - известный проповедник и канонист, сын священника; окончив курс в Москов. духовной акад. и получив за сочинение "Стоглавый собор" ("Правосл. Собеседник", 1860, т. I и II) степень магистра, принял монашество, был проф. в СПб. дух. акад., ректором СПб. дух. семинарии и дух. акад. Казанской и СПб., викарием СПб. епархии, наконец, епископ. смоленским. Его "Опыт курса церковного законоведения" (СПб., 1851-52) был первой в России попыткой научной разработки церковного права и доставил ему степень доктора богословия. В тесной связи с этим трудом находится ряд отдельных статей в "Христианском Чтении" (1846-1865) и в "Правосл. Собеседнике" (1857-1869). Отрывки лекций И. по догматическому богословию напечатаны в "Христ. Чтении" (1875-1877 гг.). В Казани сильно увлекали слушателей лекции И. о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской акад. Всего более прославился И. как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождения крестьян; он же внушил А. П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христ. Чтение" и "Правосл. Собеседник") имеются 60 проповедей И. Проповеди, произнесенные И. в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.), изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2 изд., 1876). Публицистический характер внесен И. и в "Православный Собеседник", редактированием которого он занимался в бытность ректором Казанской академии. Под его руководством "Правосл. Собеседник" сделался образцом для целого ряда последующих духовных журналов. Сам он напечатал в "Правосл. Собеседнике": "Нечто о современных отношениях римской церкви к православной" (1858, т. III); "Общество и духовенство" (1859, т. I): "О монашестве епископов" (1863, т. I и II) и др.
О личном характере И. часто вредившем его карьере, см. статью Аристова в "Историч. Вестнике" (1880 г. № 12). Ср. H. Романский, "Преосвященный И., епископ смоленский" ("Чтения в общ. любит. духовн. просвещения", М., 1887, №№ 2-9); Знаменский, "История Казанской дух. акад." (Казань,
(дополнение к статье)
(в миру Владимир Сергеевич, 1818-1869) - епископ смоленский. О нем: С. Покровский, "Преосвященный И., епископ смоленский, как пастырь и руководитель пасомых" (Петрозаводск, 1902); П. Прокошев, "Канонические труды И., епископа смоленского" (Казань,
(Владимир Сергеевич) - епископ Смоленский и Дорогобужский.
Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника.
Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года - в Московской духовной семинарии.
В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона.
С 22 сентября 1842 года - бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия.
5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха.
27 декабря 1843 года удостоен степени магистра.
22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет.
С 9 января 1848 года - член конференции Санкт-Петербургской духовной академии.
8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита.
С 27 января 1849 года - член духовного цензурного комитета.
С 17 июля 1850 года - член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях.
8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
С 26 сентября 1852 года - профессор, а с 19 декабря того же года - ординарный профессор.
8 октября 1853 года за сочинение "Опыт церковного законоведения" получил редкую в то время степень доктора богословия.
16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 17 марта 1857 года - ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала "Православный собеседник".
31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию.
17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру.
Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе.
Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.
Ученый и талантливый духовный писатель, епископ Иоанн был очень любим Московским митрополитом Филаретом и им самим за ученость был прозван "Филаретик".
Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим.
В епархиальных делах епископ Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (немногим более четырех лет). Однажды утром нашли его мертвым на полу посреди спальни; одна нога была босая, а другая - в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный.
Труды:
Опыт курса церковного законоведения (два выпуска).
Догмат о Пресвятой Троице. - СПб., 1897, а также: Православный собеседник. - Казань, 1911, апрель, с. 142.
Беседа в день явления Смоленской Божией Матери - Одигитрии // Русский паломник. - 1893, № 31, с. 489.
О свободе совести // Православный собеседник. - Казань, 1905, январь, с. 84. К вопросу о церковном суде // Православный собеседник. - Казань, 1896, январь, с. 388. Беседы, поучения и речи. - Смоленск, 1871; 2-е изд. - 1876. См. также: Известия по Казанской епархии. - 1876, № 12, с. 384. О монашестве епископов // Православный собеседник. - Казань, 1907, октябрь, с. 64. Общество и духовенство // Православный собеседник. - Казань, 1859. - Т. 1. О преподавании богословия в наших университетах.
Слово об освобождении крестьян. Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге, и др. Ряд статей по церковному законоведению.
Литература:
Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский: его жизнь и проповеднические труды. - М., 1877. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - М.-Сергиев Посад, 1863-1894; 1887. - № 2-9. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. - Смоленск, 1898, вып. 1, с. 16.
Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. - Казань, 1895. Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913. - Т. 1, с. 121,178-179,189,191. Покровский С. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых. - Петрозаводск, 1902. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 гг. - СПб., 1907, с. 17,18, 21.
Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. - Казань, 1891 - 1892. - Т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1413. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 383. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 268, 593.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 383. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 841.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 21, 33.
Богословские академические чтения. - СПб., 1897, с. 379. (См. Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. - СПб., 1906. - Прим. ред.) Православный собеседник. - Казань, 1897, июнь, с. 242. - 1898, январь, с. 16. - 1899, январь, с. 39. - 1900, январь, с. 22. - 1907, март, с. 11; октябрь, с. 523. - 1915, май, с. 162. Странник. - СПб., 1869, апрель, с. 43-49. Прибавления к "Церковным ведомостям". - СПб., 1897, № 8, с. 299. Миссионерское обозрение. - СПб., 1898, июль-август, с. 1091.
Православное обозрение. - М., 1868, март, с. 127-128.
- 1875, май, с. 40. - 1876, январь-февраль, с. 3. Христианское чтение. - СПб., 1866, февраль, с. 192-198; декабрь, с. 174. - 1869, март, с. 501-503; апрель, с. 639-654; июнь, с. 995-997.
- 1870, февраль, с. 354. - 1872, ноябрь, с. 420. - 1875, июль-август, с. 103-185. - 1876, январь-февраль, с. 3; сентябрь-декабрь, с. 266-289.
Самарские епархиальные ведомости. - 1869, № 9, с. 197; № 16, с. 309. Статья Духонина // Смоленские епархиальные ведомости. - 1869, № 6, 7. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1880, январь, с. 126. - 1881, январь, с. 90. Миловский Н. М., священник. Московская духовная академия в 1838-1842 гг. // Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 55. Письмо В. В. Гречулевича к архиепископу Могилевскому Анатолию Мартыновскому // Русский архив. - М., 1898. - Кн. 1, с. 309. Русский архив. - М., 1871, № 3, с. 490-491. - 1895. - Кн. 1, № 3, с. 297. Исторический вестник. - СПб., 1880. - Т. 3, с. 786-795.
- 1884, ноябрь, с. 499. - 1891, сентябрь, с. 639. - 1893, май, с. 465. - 1896, июль, с. 168. К 150-летию Ленинградской духовной семинарии. Из речи инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии Л. Н. Парийского, произнесенной на торжественном акте 9 октября (26 сентября) 1959 года // Журнал Московской Патриархии. - М., 1959, № 11, с. 36-41. Современные известия. - М., 1867-1887, № 83. Голос. - СПб., 1869, № 79. Современный листок. - СПб., 1863-1869, № 23, 24.
Биржевые ведомости. - СПб., 1869, № 78. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. - СПб., 1857, с. 340, 398.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 141-156. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 1102-1103; т. 1. - С.2082.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 282. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 1-а, доп., с. 851.


Смотреть значение Иоанн Соколов в других словарях

Восторгов Иоанн Иоаннович — (20 января 1864, село Карпильское Ставропольской епархии, – 5 сентября 1918, Москва). Родился в семье священника. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. В 1887 рукоположен........
Политический словарь

Иоанн Дамаскин Преподобный — (675 – 750) – один из самых замечательных богословов эпохи Вселенских Соборов, был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы.........
Политический словарь

Иоанн Златоуст Святитель — (347 – 407) – один из трех Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого.........
Политический словарь

Иоанн Скот Эриугена, Эригена — (около 810 года – около 877 года) – философ, христианский мистик, созерцатель, близкий к православной восточной традиции, ирландец по происхождению; с начала 840-х годов........
Политический словарь

Цепляк Ян (иоанн) Гиацинт — (17 августа 1857, город Домброва Бендинского уезда Келецкой губернии, – 17 февраля 1926, Пассаис, США; похоронен в Вильно). В 1878 окончил семинарию в Кельцах. Специализировался........
Политический словарь

Иоанн — Бет-селевкийский (Персидский) (ум. ок. 345) - епископ,священномученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память вПравославной церкви 1 (14) и 20 ноября (3 декабря).

Иоанн Ii — Добрый (Jean II le Bon) (1319-1364) - французский король с 1350;из династии Валуа. В ходе Столетней войны 1337-1453 был пленен в битве приПуатье (1356) и увезен в Лондон. После подписания в........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Ii (1087-1143) — византийский император с 1118; из династииКомнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124),венграми (1129), сельджуками (1135); установил суверенитет Византии надАнтиохией (1137).
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Iv — Постник (ум. 595) - патриарх Константинопольский (582), подвижники аскет, составитель покаянного номоканона (руководства для назначенияепитимий на исповеди). Память в Православной........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Vi — Кантакузин (ок. 1293-1383) - византийский император в 1341-54.Будучи с 1341 регентом малолетнего императора Иоанна V, возглавил мятежфеодальной знати, которая провозгласила его........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Xxiii — (Giovanni) (1881-1963) - римский папа с 1958. Стремилсямодернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в миреусловиями. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Безземельный — (John Lackland) (1167-1216) - английский король с 1199;из династии Плантагенетов. В 1202-04 потерял значительную часть английскихвладений во Франции. Под давлением баронов, поддержанных........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Бесстрашный — (Jean sans Peur) (1371-1419) - герцог Бургундии с 1404.Глава бургиньонов. Организовал в 1407 убийство герцога ЛюдовикаОрлеанского, после чего стал фактическим правителем Франции. Ввозобновившейся........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Богослов — согласно христианскому преданию, апостол, автор одного изканонических Евангелий, Апокалипсиса и 3 посланий.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Воротнеци — см. Ованес Воротнеци.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Гарландский (1195 — после 1270) - английский филолог, теоретикстихотворного искусства.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Дамаскин — (ок. 675 - ок. 749) - византийский богослов, философ ипоэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейныйпротивник иконоборчества. Философско-теологический........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Дунс Скот — (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308) - философ, ведущийпредставитель францисканской схоластики. Его учение (скотизм)противостояло доминиканской схоластике - томизму: в противовес........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Зедазнийский — (ум. между 557-560) - христианский монах, пришедший изАнтиохии в Грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателямигрузинского монашества. Проповедовал в Мцхете, затем........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Златоуст — (между 344 и 354-407) - один из главных отцов церкви,византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398),представитель греческого церковного красноречия. Проповеди,........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Итал — (2-я пол. 11 в.) - византийский философ, ученик Михаила Пселла.Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью;еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Креститель — (Иоанн Предтеча) - в христианстве предвозвестник приходамессии, предшественник Иисуса Христа; имеет прозвище (Креститель) пообряду крещения, который он совершал в р. Иордан.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Кронштадтский — (Сергеев Иван Ильич) (1829-1908) - церковныйпроповедник, духовный писатель, протоиерей и настоятель Андреевскогособора (Кронштадт). Имел при жизни славу "народного святого";канонизирован........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Кукузель — см. Кукузель И.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Лейденский — (Ян Бокелзон) (Jan van Leiden - Jan Beukelszoon) (ок.1509-36), нидерландский анабаптист, вождь Мюнстерской коммуны (1534-35).Казнен.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Лествичник — (до 579 - ок. 649) - византийский религиозный писатель.Аскетико-дидактический трактат "Лествица, возводящая к небесам" былраспространен в восточно-христианских странах.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Павел Ii — (Joannes Paulus) (р. 1920) - римский папа с октября 1978. С1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил сан кардинала.
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Рильский — (ок. 876-946) - монах-пустынножитель, преподобный,основатель Рильского монастыря (Болгария). Память в Православной церкви 18(31) августа, 19 октября (1 ноября).
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Скот Эриугена — (Johannes Scotus Eriugena) - Эригена (Erigena) (ок.810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. воФранции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековыйнеоплатонизм........
Большой энциклопедический словарь

Иоанн Солсберийский — (Joannes Saresberiennsis) (ок. 1120-1180) -средневековый философ, представитель шартрской школы. Учился во Франции уАбеляра, Гильома из Конша (в Шартре) и Жильбера Порретанского. Вернувшисьв........
Большой энциклопедический словарь

Епископ Иоанн Соколов

Родился в семье диакона, который умер за 4 месяца до его рождения; десяти лет лишился и матери. Учился в духовном училище Перервинского монастыря, затем поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1897 году; был определён старшим учителем в духовной школе при Угрешском монастыре.

В 1901 году женился и был рукоположен во иерея; преподавал Закон Божий в гимназиях.

В 1912 году окончил в четыре года Московский археологический институт и защитил диссертацию «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по крюковым и нотным книгам».

В 1915 году овдовел. После 1917 года работал в комиссии по охране памятников старины.

В 1919 году настоятель храма и благочинный 2-го отделения Никитского сорока́ Москвы, возведён в сан протоиерея.

В 1928 году принял монашеский постриг. 12 октября (н. ст.) того же года хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

С октября 1936 года временно управлял Вологодской епархией, затем был утверждён епископом Вологодским.

В 1938 году был арестован. Освобожден при общем пересмотре многих следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова. Вышел на покой «по болезни». Поселился как частное лицо у родственников на даче под Москвой.

В октябре 1941 года вместе с Московской Патриархией эвакуирован в Ульяновск.

С ноября 1941 года архиепископ Ульяновский.

8 сентября 1943 года участвовал в Соборе епископов, избравшем митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.

12 февраля 1944 года возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Киевским и Галицким, Экзархом Украины. Священно-архимандрит Киево-Печерской лавры до её закрытия в 1961 году.

Единственный из всех Экзархов Украины, ранее никогда на Украине не служивший.

Скончался 29 марта 1968 года. Отпевание совершено 31 марта во Владимирском соборе Киева митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) в сослужении митрополита Таллинского Алексия (Ридигера) и некоторых архиереев Украинского экзархата.

Похоронен на Байковом кладбище Киева.