Порядок вручения звания. Глава iii порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

и восстановления в воинском звании

Статья 20. Воинские звания

1. Статьей 46Федерального закона установлены следующие составы военнослужащих и воинские звания:

───────────────────────┬──────────────────────────────────────────

Составы военнослужащих│ Воинские звания

├────────────────────┬─────────────────────

│ войсковые │ корабельные

───────────────────────┴────────────────────┴─────────────────────

Солдаты, матросы, рядовой матрос

сержанты, старшины ефрейтор старший матрос

младший сержант старшина 2 статьи

сержант старшина 1 статьи

старший сержант главный старшина

старшина главный корабельный

старшина

Прапорщики и мичманы прапорщик мичман

старший прапорщик старший мичман

младшие офицеры младший лейтенант младший лейтенант

лейтенант лейтенант

старший лейтенант старший лейтенант

капитан капитан-лейтенант

старшие офицеры майор капитан 3 ранга

подполковник капитан 2 ранга

полковник капитан 1 ранга

высшие офицеры генерал-майор контр-адмирал

генерал-лейтенант вице-адмирал

генерал-полковник адмирал

генерал армии адмирал флота

Маршал Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────

2. Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".

К воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".

К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".

3. Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в статье 46Федерального закона: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому.

Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.

4. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

Воинское звание может быть первым или очередным.

5. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Статья 21. Порядок присвоения первого воинского звания

1. Первыми воинскими званиями считаются:

а) для состава "офицеры" - младший лейтенант, лейтенант;

б) для состава "прапорщики и мичманы" - прапорщик, мичман;

в) для состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" - рядовой, матрос.

2. Воинское звание лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;

(пп. "а" в ред. УказаПрезидента РФ от 19.03.2007 N 364)

а.1) гражданину, окончившему федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении, - в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанного образовательного учреждения;

(пп. "а.1" введен УказомПрезидента РФ от 24.03.2008 N 395)

б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;

в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

е) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

(пп. "е" введен УказомПрезидента РФ от 10.04.2000 N 653, в ред.УказаПрезидента РФ от 05.07.2009 N 743)

3. Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

(пп. "д" введен УказомПрезидента РФ от 10.04.2000 N 653, в ред.УказаПрезидента РФ от 05.07.2009 N 743)

4. Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:

а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

(пп. "г" введен УказомПрезидента РФ от 10.04.2000 N 653, в ред.УказаПрезидента РФ от 05.07.2009 N 743)

5. Воинское звание рядового присваивается:

а) гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, - при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, - при зачислении в запас;

в) гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную службу по контракту, - при зачислении в списки личного состава воинской части;

г) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение.

6. Воинское звание матроса присваивается:

а) военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

б) гражданину, поступившему на военную службу по контракту, не имеющему воинского звания, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

в) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

7. При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

(в ред. УказаПрезидента РФ от 17.04.2003 N 444)

Статья 22. Порядок присвоения очередного воинского звания

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос - пять месяцев;

младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

сержант, старшина 1 статьи - два года;

старший сержант, главный старшина - три года;

прапорщик, мичман - три года;

младший лейтенант - два года;

лейтенант - три года;

старший лейтенант - три года;

капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

майор, капитан 3 ранга - четыре года;

подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

(п. 2 в ред. УказаПрезидента РФ от 19.03.2007 N 364)

3. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.

(в ред. УказаПрезидента РФ от 19.03.2007 N 364)

5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

В указанный срок засчитывается:

а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

б) время приостановления военной службы;

в) время пребывания в запасе.

7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3настоящей статьи.

8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Статья 23. Права должностных лиц по присвоению воинских званий

1. Воинские звания военнослужащим присваиваются:

а) высших офицеров - Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) полковника, капитана 1 ранга - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар субъекта Российской Федерации присваивает воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу.

Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации по присвоению воинских званий, за исключением воинских званий высших офицеров, устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

2. Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.

Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

3. Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника (капитана 1 ранга) включительно производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

4. Присвоение воинских званий прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) досрочно, а также присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: прапорщикам (мичманам) - не выше воинского звания старшего прапорщика (старшего мичмана), сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины), - производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания.

Статья 24. Сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

(в ред. УказаПрезидента РФ от 10.01.2009 N 30)

1. Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

2. Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

3. Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

а) рядовой или матрос - пять месяцев;

б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;

в) сержант или старшина 1 статьи - два года;

г) старший сержант или главный старшина - три года;

д) прапорщик или мичман - три года;

е) младший лейтенант - два года;

ж) лейтенант - три года;

з) старший лейтенант - три года;

и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;

к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;

л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.

4. По решению Министра обороны Российской Федерации (директора Службы внешней разведки Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации) гражданину, пребывающему в запасе, с высокой профессиональной подготовкой и большим опытом работы по специальности, применимой на военной службе, имеющему воинское звание офицера, срок пребывания в воинском звании может быть сокращен.

5. Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:

а) имеющему высшее профессиональное образование - лейтенанта;

б) имеющему среднее профессиональное образование - младшего лейтенанта.

6. Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:

а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;

до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;

б) офицеру:

до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.

7. Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:

а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;

б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов по должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).

8. Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется Министром обороны Российской Федерации.

9. Гражданину, лишенному воинского звания, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.

10. Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, очередные воинские звания присваиваются в аттестационном порядке с учетом возможности их дальнейшего использования на воинских должностях.

Права должностных лиц по присвоению воинских званий, порядок присвоения воинских званий и проведения аттестации указанных граждан определяются соответственно директором Службы внешней разведки Российской Федерации и директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Статья 25. Порядок восстановления в воинском звании

Пункт 1 статьи 25 по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может являться препятствием для восстановления в прежнем воинском звании лиц, лишенных воинского звания во внесудебном порядке (ОпределениеКонституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 483-О-П).

1. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.

2. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.

При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании.

Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.

3. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания.

Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием.

Так называемое «внеочередное» воинское звание присваивается военнослужащему за особые заслуги, в качестве поощрения.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Сохранение воинского звания при переходе из одного вида государственной службы в другой и возникающие проблемы

При поступлении на военную службу гражданину, проходящему или проходившему службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах РФ и имеющим специальное звание, присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта. А при переводе в обратном направлении воинское звание сохраняется. Данный факт говорит о том, что еще не решено очень большое количество проблем по взаимодействию видов государственной службы. Это является своего рода препятствием во взаимодействии видов государственной службы.

Таким образом, современное состояние военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-х гг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичных организационных структур развитых государств.

Также нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

Г.В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе „Реформирование службы Российской Федерации“ (2003 - 2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации является то обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будет отнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоит в осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая, фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).

Военная реформа в конечном счете предполагает реформирование военной организации государства, в том числе выведение из военной организации государственных органов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБ России, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства, Главного управления спец программ, ФПС России, т.е. предложенная в Законе классификация видов государственной службы в ближайшее время может «устареть», что потребует последующего изменения законодательства.

В основу классификации должен быть положен критерий, позволяющий сгруппировать наиболее близкие по характеру служебной деятельности виды государственной службы. По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей является критерий использования тех или иных методов решения, стоящих перед государственными организациями и органами, в которых исполняется государственная служба, задач. Методы решения задач государственными организациями и органами обусловливают особые организационные отношения между лицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) и военную.

Цели государства - это пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаются решением определенных государственно-значимых задач. Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет и целостность государства специфическими военными методами.

Заключение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации и войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Список литературы

Источники

1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

2. Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ „О статусе военнослужащих“

3. Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ „О системе государственной службы Российской Федерации“

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. №1237

Литература

5. „Комментарий Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

6. «Комментарий к Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ „О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

7. „Комментарий к Федеральному закону “О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 Г. N 58-ФЗ" (постатейный) (издание второе, переработанное и дополненное) (А.Н. Ткач) (ЗАО Юстицинформ, 2005)

8. «Комментарий к Федеральному закону „О статусе военнослужащих“ (постатейный) (издание четвертое, переработанное и дополненное) (А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев) (» За права военнослужащих", 2005)

9. «Комментарий к Федеральному закону „О воинской обязанности и военной службе“ (постатейный) (под ред.В.Г. Стрекозова) (Издательство „За права военнослужащих“, 1999)

10. „Государственная служба Российской Федерации“, Д.М. Овсянко, 2007

11. „Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям должно производиться в строгом соответствии с законом“ (А.Н. Шимкин, П.И. Гаврюшенко, О.В. Грибанов) (» Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)

12. «Лишение воинского звания» (Я.В. Лобов, С.Н. Шарапов) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)

13. «Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях» (З.Х. Акчурин, М.Н. Федулова) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 5)

14. «Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности» (С.В. Шанхаев) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 4)

15. «Порядок заключения нового контракта военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации» (А.А. Журавлев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

16. «Вопросы правового регулирования присвоения специальных воинских званий» (С.В. Шанхаев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

17. «Приостановление военной службы» (Т.А. Московец) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

18. «Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации» (П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006).

Принятый и вступивший в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ (далее - Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ) дополняет требования, которые предъявляются к военнослужащим при представлении к присвоению очередного воинского звания.

До настоящего времени основанием для присвоения военнослужащему очередного воинского звания являлось истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, а условием - штатом должно было быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности более высокое, чем то, которое имеется у военнослужащего. Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ предусмотрены исключения из указанного общего правила. Приведем случаи, когда присвоение очередного воинского звания военнослужащему должно быть задержано:
а) при нахождении военнослужащего в распоряжении командира (начальника);
б) при привлечении военнослужащего в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждении в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;

в) в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка - до применения к нему дисциплинарного взыскания;
г) в период проведения в отношении военнослужащего проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению - до применения к нему взыскания;
д) при представлении военнослужащего к досрочному увольнению с военной службы по следующим основаниям:
- в связи с лишением его воинского звания;
- в связи с утратой доверия к военнослужащему;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно;
- в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего;
- в связи с приобретением военнослужащим гражданства (подданства) иностранного государства;
- в связи с невыполнением им условий контракта;
- в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
- как не выдержавший испытание;
- в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;
- в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
- в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
- в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
е) в период, когда военнослужащий считается имеющим:
- дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;
ж) в период отбывания военнослужащим уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;
з) до погашения или снятия с военнослужащего судимости;
и) до окончания срока испытания при поступлении военнослужащего на военную службу по контракту;
к) в период приостановления военной службы.
Отличительная черта прежнего и нового порядка присвоения очередных воинских званий приведена в таблице 1.

Таблица 1

Присвоение военнослужащим воинских званий

Предыдущий порядок

Новый порядок

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное* не предусмотрено настоящей статьей (ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". - Прим. авт.)

Кроме того, Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ расширяет список грубых дисциплинарных проступков, а именно грубыми в настоящий момент, помимо установленных ранее, считаются следующие случаи неправомерного поведения:
- умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации;
- нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
- нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
- нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
- заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
- нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы*(1).
В связи с вступлением в законную силу вышеуказанных изменений Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации разъяснило, что в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ с военнослужащими, которые имеют право на присвоение очередного воинского звания и в отношении которых выявлены основания, препятствующие его присвоению, необходимо проводить личные беседы, с доведением под роспись основания для отказа в присвоении очередного звания. При этом необходимо лист беседы приобщать к личному делу военнослужащего*(2), что в свое время было предусмотрено в Советской Армии.
Для практики правоприменения особый интерес представляет присвоение очередных воинских званий в зависимости от истечения срока снятия соответствующего дисциплинарного взыскания, указанного в Федеральном законе от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ. Соблюдение временных рамок должностными лицами будет способствовать обоснованному представлению военнослужащих к присвоению очередных воинских званий.
Для уточнения периода времени, в течение которого воинские звания военнослужащим не присваиваются, следует руководствоваться положениями ст.ст. 34-36, 96, 103 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ), которые определяют условия снятия ранее примененных взысканий.
Согласно ст. 36 ДУ ВС РФ снятие дисциплинарного взыскания - снижение в воинском звании (должности) - с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения. Солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность.
Снятие дисциплинарного взыскания - снижение в воинской должности - с прапорщиков, мичманов и осуществляется не ранее чем через год со дня его применения. Дисциплинарное взыскание - снижение в воинской должности - может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности.
Снятие дисциплинарного взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии - осуществляется не ранее чем через год со дня его применения, после чего командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке (ст. 96 ДУ ВС РФ).
Что касается сроков снятия ранее примененных других видов взысканий за совершение грубых дисциплинарных проступков, то здесь следует опираться на основные условия, сформулированные в ст.ст. 34, 35 ДУ ВС РФ, т.е. командир имеет право снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга. При определении вида поощрения (в том числе при применении поощрения в виде снятия ранее примененного дисциплинарного взыскания) принимаются во внимание характер заслуг, усердие и отличия военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе (ст. 34). Если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание (за исключением дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 36 ДУ ВС РФ) по истечении года не будет снято и за этот период он не совершит другого дисциплинарного проступка, то дисциплинарное взыскание снимается по истечении срока (ст. 103 ДУ ВС РФ).
Следовательно, специфика меры поощрения - снятие дисциплинарного взыскания - заключается в том, что, наряду с общим основанием ее применения - наличием личной заслуги, разумной инициативы, усердия и отличия по службе, требуются дополнительные основания: во-первых, ранее примененное дисциплинарное взыскание должно выполнить свою воспитательную роль и, во-вторых, военнослужащий должен исправить свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Только в этом случае военнослужащий, ранее наказанный в дисциплинарном порядке за грубое нарушение воинской дисциплины, имеет право при выполнении остальных обязательных условий (нахождение на соответствующей воинской должности и истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании) претендовать на представление его к присвоению очередного воинского звания.
В связи с изложенным введенный Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ порядок присвоения воинского звания становится одним из стимулирующих правовых средств добросовестного (надлежащего) исполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Присвоение очередных воинских званий военнослужащим является правом командира (начальника), которое он реализует исключительно при отсутствии нарушений воинской дисциплины со стороны военнослужащего. Таким образом, в настоящий момент реализован длительное время обсуждаемый в научной юридической литературе*(3) порядок присвоения очередного воинского звания, который стимулирует военнослужащих добросовестно выполнять возложенные на них обязанности и не нарушать воинскую дисциплину.
Следует отметить, что данная система присвоения званий уже давно используется в иных видах государственной службы, в частности в таможенных органах, в органах внутренних дел, в Следственном комитете Российской Федерации (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика особенностей присвоения очередных специальных званий, использующихся в различных видах государственной службы, при наличии дисциплинарных взысканий

Вид государственной службы

Нормативный правовой акт

Присвоение очередных воинских (специальных) званий

Военная служба

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ст. 47)

Очередное воинское звание не присваивается военнослужащему до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:
дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка

Служба в таможенных органах

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (ст. 15)

Представление к присвоению очередного специального звания не производится до снятия дисциплинарного взыскания

Служба в органах внутренних дел

Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (ст. 45)

Присвоение очередного специального звания приостанавливается до окончания действия дисциплинарного взыскания

Служба в Следственном комитете Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" от 14 января 2011 г. N 38 (ст. 34)

Представление к присвоению очередного специального звания сотрудника, который имеет дисциплинарное взыскание, не производится до снятия с него взыскания

Более того, при присвоении специального звания в таможенных органах, органах внутренних дел и в Следственном комитете акцент делается на отсутствие любых неснятых дисциплинарных взысканий, что, по нашему мнению, является более разумным подходом и соответственно увеличивает ценность (престижность) полученного воинского звания именно за заслуги военнослужащего. В этом случае военнослужащие находятся в более привилегированном положении и, на наш взгляд, данное правило целесообразно было бы внедрить в военно-служебные отношения.
Представляется, что дополнения, внесенные Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ в порядок присвоения воинских званий, будут способствовать стимулированию военнослужащих к повышению результатов своей служебной деятельности. Нарушители воинской дисциплины, привлеченные к дисциплинарной ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков, а также имеющие вышеуказанные дисциплинарные взыскания, ранее незаслуженно пользовавшиеся лояльностью военного законодательства, не смогут получить очередное воинское звание до снятия с них дисциплинарного взыскания.

Библиографический список

1. Гаврюшенко П.И., Окунев А.И. Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Текст] / П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев // Российский военно-правовой сборник. - 2005. - N 5.
2. Закиров Р.А. Календарная и льготная выслуга лет для присвоения очередного воинского звания. [Текст] / Р.А. Закиров // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2010. - N 5.
3. Исламова Э.Р., Головко И.И. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о восстановлении на службе военнослужащих, уволенных за коррупционные дисциплинарные правонарушения. [Текст] / Э.Р. Исламова, И.И. Головко // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2016. - N 3.
4. Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? [Текст] / А.В. Титов // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2007. - N 7.
5. Тюрин А.И. Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы. [Текст] / А.И. Тюрин // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2005. - N 7.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Теоретически при совершении грубого дисциплинарного проступка командиры (начальники) могут ограничиться в отношении военнослужащего - нарушителя воинской дисциплины строгим наказанием. Однако, как показывает правоприменительная практика, в последнее время командиры предпочитают увольнять военнослужащих за невыполнение ими условий контракта при совершении данных правонарушений (см., напр.: Исламова Э.Р., Головко И.И. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о восстановлении на службе военнослужащих, уволенных за коррупционные дисциплинарные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 3).

*(3) Закиров Р.А. Календарная и льготная выслуга лет для присвоения очередного воинского звания // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 5; Тюрин А.И. Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы // Там же. 2005. N 7 ; Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? // Там же. 2007. N 7; Гаврюшенко П.И., Окунев А.И. Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2005. N 5.

О.Л. Зорин,
подполковник, кандидат юридических наук, доцент,

М.Н. Бакович,
кандидат юридических наук, доцент,
ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж);

Р.В. Беляев,
подполковник, ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж)

Воинское звание в современной армии представляет собой сложные иерархические отношения между военнослужащими, закрепленные законом и военным уставом. Определенное звание должно быть присвоено абсолютно любому военнослужащему, причем независимо от его образования, рода деятельности или выслуги. Даже юноша, попавший по призыву в ряды ВС РФ, значится, как рядовой. Такая градация позволяет распределить права и обязанности всего контингента для обеспечения управляемости в случае ведения реальных боевых действий. Аналогичная ситуация прослеживается и во флоте.

Терминология в сухопутных и морских войск несколько отличается, но основная структура остается единой. Это позволяет осуществлять централизованное командование или соблюдать субординацию при ведении совместных действий. В произношении есть определенные нюансы, так, весь экипаж гвардейского корабля имеет в своем звании добавочную приставку «гвардии…». Примером может служить транспонирование звания капитана в звание «гвардии капитан».

Еще следует уделить внимание тому моменту, что при выходе в отставку за военнослужащим закрепляется его офицерское звание. Во-первых, гражданин может быть мобилизован в армию, а во-вторых, каждому приятно будет вспомнить о былых заслугах, несмотря на то, что сама служба осталась позади. В таком случае употребляют добавочный статус «…в отставке». Например, полковник в отставке.

Каждый солдат мечтает о военной карьере офицера, но в этом отношении бездействие военнослужащего ни к чему не приведет. Чтобы подниматься вверх по иерархической лестнице и получить очередное звание, необходимо проявить свои знания, умения, таланты. Нужно постоянно самосовершенствоваться, учиться, добиваться доверия командиров. Присвоение звания, кроме желания командующего части, строго регламентировано законодательными актами, которые актуальны как для общевойсковой, так и для корабельной службы. Существует определенный порядок назначений, а процедура повышения по службе индивидуальная для каждого военного.

Очередные звания и сроки их присвоения

Всю градацию в некоторых случаях удобнее разделить на отдельные группы. Разделение происходит по схожим обязанностям или правам, поэтому такой подход вдвойне удобен при описании вопроса, как получить звание в армии. Весь контингент делится на солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Для морского флота, соответственно, матросов, старшин, мичманов и все тех же офицеров. Но при этом необходимо помнить, что офицерский состав подразделяется на младший, старший и высший.

На получение звания накладывает ограничения срок службы. При выполнении прочих условий есть еще требования по длительности пребывания в текущем звании для каждого персонального этапа. Солдат или матрос получат очередное звание только через пять месяцев после начала службы. Никакие другие отличия не позволят этому свершиться раньше установленного времени.

  • Погоны младшего сержанта ефрейтору удастся примерить только с выслугой в 1 год.
  • До сержанта придется служить два года. Когда срок службы в армии составлял 24 месяца, срочник имел шанс уволиться в звании сержанта. Сейчас это возможно только для тех, кто заключил контракт, ведь срочная служба длится всего 12 месяцев.
  • Отметим, что звание старшего сержанта, как и прапорщика, ожидает солдата только после трех лет выслуги.
  • Получив офицерские погоны, военнослужащий не освобождается от временных ограничений. Чем выше офицерское звание, тем дольше его придется зарабатывать. С погонами младшего лейтенанта придется служить, как минимум, два года.
  • Для лейтенантов и старших лейтенантов срок ожидания – 3 года.
  • Капитан или майор не сможет претендовать на повышение на протяжении 4 лет, а подполковник – пяти.

Аналогичные рамки установлены и в войсках ВМФ.

Получившие высшее образование в военных вузах офицеры примеряют лейтенантские погоны. С ними придется служить два года. Отдельные правила устанавливаются для высшего офицерского состава. Они ожидают повышения два года, но при этом должно выполняться одно очень важное условие: в течение года офицер обязан был состоять на должности, соответствующей высшему офицерскому званию. Генералы и, соответственно, адмиралы не имеют абсолютно никаких временных рамок для пребывания в своем армейском звании.

Вопрос о том, как в российской армии получают очередные звания, сопряжен с исчислением срока выслуги. Отсчет начинается со дня выхода в свет приказа командования о присвоении звания. В общих случаях перерывы в службе не могут быть засчитаны при определении срока пребывания в звании, но есть определенные исключения, которые связанные с незаконным увольнением, незаконным содержанием под стражей и пребыванием в запасе. В рассмотренных ситуациях срок не прерывается.

Начиная с 2016 года, на законодательном уровне был несколько изменен порядок присвоения очередного звания. Если раньше достаточно было дождаться соответствующей выслуги, то сегодня кандидату приходится проходить определенную защиту своего права на получение повышения. Например, претендента на звание капитана ожидает тест на профпригодность, и уже по его результатам будут рассматриваться другие показатели: отсутствие взысканий, поведение, дисциплина. Данное новшество нельзя оценивать в одностороннем порядке, так как есть и положительные моменты. Военнослужащему могут дать звание раньше положенного срока, если он подходит по вышеуказанным параметрам.

Как добиться повышения по службе

Повышение воинского звания обязательно связано с одним из предусмотренных оснований. В качестве таковых могут выступать подписание контракта военнослужащим, призыв по повестке, окончание военного учебного заведения. Если в жизни военного не происходит никаких кардинальных изменений, то окончание положенного срока пребывания в армии будет считаться веским основанием для присвоения следующего. Инициатором может стать и командование части.

На практике часто встречаются случаи, когда должность является первопричиной для повышения звания. В штатном расписании для каждой должности существует соответствие воинского звания. При отсутствии надлежащих кандидатов военному предлагается занять должность, при этом звание будет автоматически присвоено. Дата присвоения и дата назначения на должность совпадают.

Высшие офицерские звания присваиваются специальным указом Верховного главнокомандующего, но предварительно составляется представление от лица представителя местного самоуправления, под чьей юрисдикцией находится воинская часть. Что же касается звания рядового, то его присвоить может и представитель военкомата.

Первое офицерское звание – лейтенант, которое присваивают только выпускникам военных вузов. Если после аспирантуры гражданин решил подписать контракт, то это не даст никаких привилегий. Аналогичная ситуация складывается и для тех, кто окончил техникум. Но при наличии в гражданском вузе военной кафедры выпускник при поступлении на службу будет приставлен к офицерскому званию. А вот ученая степень или преподавательская должность в военном заведении будет способствовать получению повышения, однако такое повышение ограничено званием полковника.

Присвоение внеочередного звания

Для карьерного роста вовсе не обязательно выжидать подходящей выслуги. Нередко командование принимает решение раньше срока поощрить военнослужащего следующим званием, если тот проявил себя исключительно с положительной стороны. Так, успехи в несении службы, проявление организаторских способностей, совершенные поступки вполне смогут стать объективной причиной для такого решения со стороны командира части.

Подобный случай более известен, как присвоение внеочередного звания. В боевой обстановке любой подвиг будет поощрен дополнительными звездочками на погонах. В мирной жизни офицер докажет свой профессионализм, если его подопечные проявят себя во время учений или выполнении определенной поставленной задачи. Ложкой дегтя служит фактор родства между офицером и командующим. В таком случае развитие событий, связанных с карьерой, происходит стремительным образом, но данный пример является слабым звеном в любой системе, и армия здесь не исключение.