Порядок рассмотрения административных дел в суде. Рассмотрение дела об административном правонарушении

С вопросами административного права сталкиваются все граждане, независимо от своего статуса, занимаемой должности или рода деятельности. Данная отрасль охватывает такие сферы как: работа в государственных учреждениях на госслужбе, отношения на дорогах, взаимоотношения граждан, общественный порядок и многое другое. Соответственно, в силу большого количества предусмотренных норм и правил, в данной области устанавливается наибольшее число нарушений.

Правонарушением принято называть противоправное действие (либо же бездействие) лица (физ., юр.), за которое законодательством предусматривается ответственность. Административным называют то, что рассматривается и предусматривает выбор наказания по КоАП.

Правонарушения в данной сфере расцениваются как представляющие наименьшую опасность общественности, поэтому слишком строгих последствий такой деликт не повлечёт. Но стоит знать об особенностях рассмотрения таких дел, чтобы в случае неприятностей уметь отстоять свои права и сохранить справедливость.

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти.

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов. Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

Видео – Административное производство

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения , если данное дело касается административного правонарушения , четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП .

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию. В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений). Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права. Нарушение любого из указанных пунктов прямо влияет на процесс, ведь может стать поводом для начала нового рассмотрения или пересмотра дела в дальнейшем.

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке. Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения. Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения. Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу. Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Важно! В Протоколе должен быть указан не только номер статьи, а и четко расписано её название, т.к. влияет на определение ведомственности, а затем – на установление меры ответственности.

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование). Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении. Если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела, то копия документа может высылаться по почте в течение трёх дней.

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей. Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом. Компетентный в правовых вопросах специалист обязательно подскажет, на что стоит обратить внимание, как защитить вам собственные интересы, как подать апелляцию (если будет нужно) и т.д.

Воронежский институт МВД России

Кафедра административного права

Тезисы лекции

по учебной дисциплине «Административное право и административный процесс»

Тема № 10.2.5: Рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Учебные вопросы:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

2. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Учебные цели:

1. Разъяснить обучаемым процессуальные особенности стадий рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

2. Раскрыть компетенцию органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в рамках данных стадий.

3. Совершенствовать знания обучаемых относительно сферы общественных отношений, регулируемых административным правом.

4. Сориентировать обучаемых относительно овладения навыков в области административной юрисдикции органов внутренних дел.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесёнными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20; 10 февраля 1996 г. № 173; 9 июня 2001 г. № 679; 25 июля 2003 г. № 841) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст. 676; 2001. - № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.11.2010) // Собр. законодательства РФ.- 07.01.2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 1.

3. О полиции [Текст]: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.

4. Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы [Текст]: Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 15. - Ст. 2037.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] (с изм. от 28 июля 2004 г.) // Рос. газ. - 2002. - 20 ноября; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3230.

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан [Текст]: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 685; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 51. - Ст. 4970.

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2059.

8. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством [Текст]: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 27. - Ст. 3280.

9. Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации [Текст]: постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. (ред. 28.08.2009 г.) N 759 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 51. - Ст. 4990

10. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 36.

Юридическая литература

1.Административное право России: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2011. - 719 с.

2. Административное право: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: НОРМА, 2007. – С. 512.

3. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур / И.Н. Барциц // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 5 - 11.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с.

5. Бельский К.С. Полицейское право: учебник / К.С. Бельский. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 816 с.

6. Головко В.В. Понятие и назначение юрисдикции по российскому праву / В.В. Головко // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 20 - 25.

7. Леженин А.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: курс лекций / А.В. Леженин. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. – 117 с.

8. Общее административное право: учебник / под общ. ред. проф. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: ВГУ, 2007. – 976 с.

9. Панова И.В. Административно-процессуальное право России / И.В. Панова. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 336 с.

10. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4 -е изд., пересмотр и доп. - М.: Норма, 2009. - 928 с.

11. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право [Текст] / В.Д. Сорокин. – Спб.: Юридический центр-Пресс, 2004. – 598 с.

12. Цуканов Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: монография / Н.Н. Цуканов; научн. ред. Ю.П. Соловей. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. – 465 с.

13. Шейфер С.А. Понятие доказательства: спорные вопросы теории / С.А. Шейфер // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 20 - 25.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Характеризуя данную стадию, Н.Н. Цуканов, в частности, отмечает: «Принято считать, что основное содержание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении связано с решением вопроса о виновности соответствующего лица в совершении административного правонарушения и определением меры наказания. Подобное утверждение представляется слишком обобщённым, поскольку здесь по-прежнему решаются задачи, сформулированные ст. 42.1 КоАП РФ и явно выходящие за рамки отмеченных ориентиров. В частности, принимаются отдельные решения, направленные на обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также предпринимаются меры, связанные с определением и устранением причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».

В.В. Денисенко определяет стадию рассмотрения дела об административном правонарушении как «фактически первую стадию административно-деликтной юрисдикции», в рамках которой «происходит реализация материальных, компетенционных и процессуальных норм, в конечном счёте предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса. Именно на данном этапе решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается правовая, логическая и психологическая характеристика не только правоприменения, но и обоснованность административной ответственности».

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, как уже говорилось выше, состоит из следующих этапов:

1) подготовка к рассмотрению дела;

2) непосредственное рассмотрение дела и принятие по нему решения;

3) доведение принятого решения до сведения участников производства.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

По результатам правовой оценки данных обстоятельств, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, орган или должностное лицо на этапе подготовки дела к слушанию разрешает следующие вопросы, по которым при необходимости выносит определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 29.5 КоАП РФ.

Довольно разнообразны нормы о сроках рассмотрения данного дела . Ст. 29.6 КоАП РФ определяет, что оно рассматривается:

1) в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общее правило);

2) в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

3) с возможностью продления срока (в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц, о чём выносится мотивированное определение);

4) в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ), причём продление указанного срока не допускается;

5) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение), а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания;

6) не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности), при этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Ст. 29.7 КоАП РФ определён порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом, в частности:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится (при возникновении соответствующей необходимости) определение об отложении рассмотрения дела.

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия.

При рассмотрении дела должностным лицом органа внутренних дел протокол о рассмотрении дела не ведётся, так как в силу ст. 29.8 этот процессуальный документ составляется только в коллегиальном органе.

Ст. 29.9 КоАП РФ определяет виды решений по делу об административном правонарушении. В частности, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Процессуальные требования к итоговому решению - постановлению по делу об административном правонарушении изложены в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 29.11 объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Также копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

В заключение рассмотрения данной стадии следует отметить, что в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление).


Похожая информация.


Срок рассмотрения дела об административном правонарушении - это весьма важный нюанс, о котором должны знать все граждане. Ведь в России на законодательном уровне можно избежать некоторых обвинений или обжаловать их. Кроме того, важно осознавать, сколько будет рассматриваться то или иное дело. Далее будет рассказано все об изучаемой особенности. Какие варианты развития событий имеют место? Что вообще можно считать административным нарушением? Сколько оно будет рассматриваться в том или ином случае? Можно ли как-то продлить или ускорить данный период? Ответив на все поставленные вопросы, удастся в полной мере прояснить ситуацию. В действительности все не так уж и трудно. Особенно если внимательно изучить законодательные акты РФ.

Административное нарушение - это...

Знать, какой срок рассмотрения дела об положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.

В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело - это высшая мера наказания. же собой представляет что-то вроде "мягкой" меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.

Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.

Признание виновным

Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Ответить на этот вопрос предстоит чуть позже. Сначала придется понять, в каком случае человек или предприниматель является виновным в конкретном нарушении административного кодекса.

Дело все в том, что по установленному законодательству (статья 2.1) юр. лицо является виновным в нарушении, если было доказано, что организация могла соблюдать нормы поведения, но лицо ничего не предприняло для этого.

То же самое касается и обычных граждан. Если было доказано то или иное нарушение административного характера, человек признается виновным. Ничего трудного или особенного в этом нет.

Для признания виновным в административном нарушении необходимо провести специальное расследование. В ходе него изучаются все материалы и обстоятельства, предшествующие событию. Как итог - выносится то или иное решение. Именно поэтому важно понимать, сколько составляет срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении.

Общепринятые сроки

На самом деле все проще, чем кажется. Разобраться в поставленном вопросе поможет соответствующий кодекс (см. изображение ниже). В нем прописана продолжительность рассмотрения дел, а также условия для продления оного.

На сегодняшний день рассчитывать приходится приблизительно на пятнадцать дней. Дело все в том, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 суток. Отсчет времени начинается с момента получения протокола о тех или иных деяниях. Возможно получение материалов-доказательств, сделанных при помощи современной технической аппаратуры, способной вести фото и видеозапись. Например, с камер "безопасный город".

На практике именно такая продолжительность имеет место. Принято считать, что административные дела рассматриваются не более двух недель. Это максимальное время, за которое может быть решен вопрос. Можно надеяться, что дело будет рассмотрено быстрее. Этот фактор нельзя назвать точным, все зависит от нагрузки на тот или иной орган.

В суде

Следующий этап, который нужно внимательно изучить, это рассмотрение дел в суде. Нередко даже незначительные нарушения административного характера передаются судебным органам. Важно понимать, что исследование оных будет иметь иную продолжительность.

Срок рассмотрения судом дела административном правонарушении на сегодняшний день составляет 2 месяца. Началом отсчета считается момент получения протокола или ходатайства о совершении нарушения. Именно такая продолжительность указана в КоАП, в статье 29.6.

Как и в прошлом случае, суд способен принять то или иное решение быстрее. Но на практике подобные ситуации - редкость. Рассчитывать на быстрое рассмотрение дела не следует. При обращении в инстанции для защиты собственных прав и свобод всегда во внимание принимают максимальную продолжительность работы с теми или иными документами.

Продление

Как уже было сказано, при определенных обстоятельствах можно продлить срок изучения правонарушений административного характера. Эта мера на практике встречается не слишком часто.

Продление срока рассмотрения дела об административном нарушении в России по установленным законам осуществляется расследующим органом или судом. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Какие именно?

Например:

  1. Продление имеет место, если участники дела подают ходатайство о пересмотре нарушения. Это весьма распространенный сценарий, по которому могут развиваться события.
  2. При необходимости дополнительного расследования или изучения новых обстоятельств. Если установленные ранее сроки не соблюдаются, то суд или рассматривающий нарушение орган имеет право на дополнительное расследование.

Безосновательно изучать нарушения нельзя. Обязательно должна быть веская причина для воплощения задумки в жизнь.

Судья или изучающий дело орган имеет право на продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении на тот или иной период. Если того потребует ситуация и обстоятельства. Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении может быть продлен не больше, чем на 1 месяц. Для данного события требуется вынесение мотивированного определения.

Особые дела

Следует обратить внимание на то, что российское законодательство имеет огромное количество особенностей и нюансов во всех своих направлениях. Даже при изучении тех или иных нарушений. И административные дела не являются исключением. О чем необходимо помнить каждому человеку.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении при определенных обстоятельствах составляет пять суток с момента вручения протокола. Продление данного периода по закону не предусматривается. Речь идет о делах, связанных с нарушениями по статьям Кодекса об административных правонарушениях:

  • 5.1-5.25;
  • 5.58;
  • 5.69;
  • 5.45-5.52.

Именно такие ограничения действуют на сегодняшний день в России. Иного не дано. Об этом обязан помнить каждый гражданин.

Арест и выдворение

Все перечисленные особенности и нюансы не являются единственными в своем роде. Разные нарушения рассматриваются разное время. Это нормальное явление. Срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении может быть очень маленьким. Значительно меньше указанных ранее ограничений.

Речь идет о ситуациях, при которых на гражданина налагается или выдворение за пределы территории. Сколько тогда составляет срок рассмотрения дела об административном правонарушении? На законодательном уровне установлено ограничение в один день. Это значит, что при необходимости выдворения или наложения административного ареста, дело будет рассмотрено за сутки с того момента, когда был получен протокол или доказательства деяния.

Исключение составляют случаи, при которых в нарушении участвует уже задержанное лицо. Тогда срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет составлять два дня. А точнее, не больше сорока восьми часов. Отсчет следует начинать с момента задержания нарушителя.

Приостановление деятельности

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ПДД или любой другой случай - не так важно) уже были рассмотрены. Практически все возможные варианты развития событий стали известны. Осталось принять во внимание последние особенности изучаемой темы.

Например, некоторые нарушения предусматривают приостановление деятельности компании или гражданина. Изучение подобных дел - это не что иное, как последняя особенность. Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет положен, если деятельность фирмы была временно приостановлена?

На такие события отводится неделя. Если точнее, то 7 дней с момента прекращения деятельности и рабочего процесса компании. Также следует учесть, что приостановление деятельности на время будет в конечном итоге засчитываться в административное наказание.

Срок обращения

Пожалуй, все возможные расклады были изучены. На самом деле все не так уж и трудно! Если хорошо разбираться в законах РФ, можно с точностью сказать, сколько будет отведено на изучение того или иного нарушения административного характера.

Обратите особое внимание на срок, когда вы можете обратиться в суд после правонарушения. В течение какого времени можно привлечь виновного к ответственности?

Существуют разные случаи. Все зависит от обстоятельств. На сегодняшний день следует опираться на то, что срок давности рассмотрения дела об административном нарушении оставляет:

  • 2 месяца при большинстве нарушений;
  • 1 год - если в виде наказания полагается дисквалификация или если нарушение длящееся.

Исчисление оного начинается либо с момента получения ходатайств на пересмотр нарушений, либо при наличии протокола о возбуждении дела, либо с момента непосредственного совершения преступления.

Соответственно, по установленным на сегодняшний день правилам срок рассмотрения дела об например) составляет 12 месяцев. Ничего трудного для понимания нет. Достаточно просто классифицировать совершенное деяние.

О нарушении сроков

Одной из важнейших проблем в законодательстве является нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Подобное явление необходимо рассмотреть как можно внимательнее, и уделить этому процессу немного своего внимания. Дело все в том, что подобное деяние нарушает права человека на защиту своих свобод и интересов в суде, что подробно описано в Конституции.

Следует отметить, что рассматривающий дело орган обязан предпринимать всевозможные действия для устранения неоправданного нарушения. Как уже было сказано, некоторые сроки изучения нарушений могут быть продлены, но лишь при наличии веских оснований.

Если было доказано, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен безосновательно, рассматривающий орган или судью привлекают к дисциплинарной ответственности. Его могут даже досрочно лишить полномочий.

К сожалению, сегодня все чаще и чаще встречаются административные нарушения. В связи с этим растет число дел, которые рассматриваются без соблюдения установленных ограничений.

Как себя вести

Что делать, если гражданин подозревает, что срок рассмотрения дела об административном нарушении составляет меньшее количество времени, чем сообщил рассматривающий деяние орган?

Вариантов несколько. Можно либо жаловаться в вышестоящие инстанции, подкрепляя свое недовольство законодательством страны, либо просто ждать. Как показывает практика, именно второй случай наиболее оптимален. Как уже было сказано, рост числа административных нарушений приводит к увеличению ожидания удовлетворения тех или иных жалоб.

Итоги и заключения

Отныне понятно, сколько длится срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении. Придется обращать внимание на многочисленные особенности совершенного деяния. Только так удастся установить максимальную продолжительность изучения дела.

Некоторые ситуации позволяют продлить административное расследование. На практике подобные случаи встречаются не слишком часто. Ведь для них должны обнаружиться веские основания.

Чаще всего дела административного характера рассматриваются 5-15 суток. Именно на подобные ограничения рекомендуется обратить внимание.

Главной стадией производства по делу об административном правонарушении является рассмотрение дела. Именно на этой стадии должна быть дана компетентная и объективная юридическая оценка совершенного деяния, принято решение по существу дела.

Данная стадия включает три этапа:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • собственно рассмотрение дела;
  • принятие постановления по делу (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

В гл. 29 КоАП РФ определены соответствующие процессуальные действия.

Правила подготовки дела к рассмотрению являются общими для всех субъектов административной юрисдикции.

При подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо должны выяснить:

  • относится ли к их компетенции данное дело;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо должны уделить особое внимание вопросу о том, относится ли к их компетенции рассмотрение конкретного дела. Речь идет о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях (см. ст. 1.3 и гл. 23 КоАП РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 рассмотрены вопросы разграничения компетенции судов общей юрисдикции в рамках системы этих судов, исходя из содержания ст. 23.1 КоАП РФ (п. 3 постановления). Согласно нормам этой статьи мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к подсудности районных судов и гарнизонных военных судов. Судьи федеральных районных судов рассматривают дела в случаях, перечисленных в ст. 23.1 КоАП РФ:

  • если по делу проведено административное расследование;
  • если по делу в качестве санкции предусмотрено административное выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы Российской Федерации;
  • если рассматривается дело об административном приостановлении деятельности юридического или либо индивидуального предпринимателя;
  • если возможно наказание в виде дисквалификации лица, замещающего должность федеральной или региональной (субъекта РФ) государственной гражданской службы или муниципальной службы.

Кроме того, законодатель отнес к подсудности районных судов дела по ст. 5.38, 19.3, 20.1–20.3, 20.18, 20.29 Особенной части КоАП РФ, устанавливающим административную ответственность в том числе за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, мелкое хулиганство, за распитие пива и напитков, изготовленных на основе алкоголя, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

КоАП РФ предусматривает также разделение юрисдикционных функций судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Следует отметить, что одним из основных критериев распределения компетенции указанных судов является содержание дела, поскольку к ведению арбитражных судов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ст. 23.1 (ч. 3) перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, рассмотрение дел по которым отнесено к компетенции арбитражных судей.

Кроме того, в ст. 30.1 КоАП РФ указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такая недостаточно четкая редакция нормы ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обусловила необходимость ее толкования.

В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркнуто, что судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела, перечисленные в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ (в том числе, если по делу проведено административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший правонарушение по статье, названной в данном абзаце, утратил свой статус).

Большое значение имеет и указание Пленума Верховного Суда РФ на то, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение дела не отнесено к его компетенции, то он на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должен вынести определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Если же дело относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол, поскольку согласно ст. 202 АПК РФ при направлении протокола и прилагаемых к нему материалов в арбитражный суд необходимо еще представить по установленной форме заявление о привлечении лица к административной ответственности. Более подробные рекомендации по данной проблеме даны в ряде обзоров судебной практики Верховного Суда РФ .

В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (п. 6) разъяснил порядок возвращения материалов дела, если его рассмотрение не относится к подведомственности арбитражного суда, со ссылками на ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Вопросы территориальной подведомственности дел разрешаются с учетом норм ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой по общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.

Данное ходатайство должно быть обязательно рассмотрено (ст. 24.4 КоАП), а в случае его отклонения об этом должно быть вынесено мотивированное определение. Ходатайство, как правило, заявляется в письменной форме и рассматривается либо при подготовке дела рассмотрению, либо в процессе его рассмотрения. В ходе рассмотрения дела в суде допускается заявление ходатайств в устной форме. В Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 № 2-0-0 подчеркнуто, что ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности, подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу. По вопросу о рассмотрении таких ходатайств судьям дано подробное разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 № 5 (п. 3).

В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело о правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также об отдельных правонарушениях, совершенных в отношении них, рассматриваются по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.5 дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 КоАП РФ, или об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта РФ, если факт правонарушения зафиксирован специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы.

При подготовке дела к рассмотрению о месте и времени рассмотрения дела должны быть извещены лицо, привлекаемое к ответственности, либо его законный представитель, потерпевший, другие участники производства по делу.

Особое значение имеет извещение лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, поскольку в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Вместе с тем в ч. 3 ст. 25.1 сделана специальная оговорка по поводу рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, обязательные работы или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В этих случаях дело может быть рассмотрено только в присутствии соответствующего лица.

Статья 25.15 КоАП РФ устанавливает правила извещения участников производства о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке дела к рассмотрению принимается ряд юридически значимых решений в форме определений и постановлений.

Определения выносятся по следующим вопросам:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове участников производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины участников производства по делу, указанных в ст. 27.15 КоАП РФ, а их отсутствие препятствует выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, то одновременно выносится определение о приводе этих лиц;
  • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случаях:
    • а) составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;
    • б) неправильного составления и оформления соответствующих материалов;
    • в) неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в случаях, когда:
    • а) рассмотрение дела не относится к компетенции субъекта, к которому поступили данные материалы;
    • б) вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
  • объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По общему правилу, дело рассматривается в течение 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным его рассматривать, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Срок рассмотрения дела судьей ныне значительно больше – два месяца (см. Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ). В случаях поступления ходатайств от участников производства, а также при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение об этом выносится в виде определения.

Предусмотрен и сокращенный срок рассмотрения дела о нарушениях законодательства о выборах и референдумах (не более пяти дней), о правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности соответствующего объекта (не позднее семи суток с момента фактического приостановления деятельности). Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

В КоАП РФ, в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, подробно не расписаны процессуальные действия о порядке рассмотрения дела .

В двух частях ст. 29.7 действия субъекта административной юрисдикции подразделяются на организационно-информационные действия и рассмотрение дела по существу.

Вначале объявляется, кто рассматривает дело, кто привлекается к ответственности, устанавливается факт явки такого лица либо его законного представителя; проверяются полномочия защитника и представителя, устанавливается, извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела; разъясняются права и обязанности таких лиц; рассматриваются заявления, ходатайства и отводы.

При обнаружении соответствующих фактов судья или другой орган административной юрисдикции вправе вынести следующие определения :

  • о необходимости явки лица, привлекаемого к ответственности (законного представителя юридического лица);
  • о приводе соответствующих лиц, если в этом есть необходимость, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 и 27.15 КоАП РФ;
  • об отложении рассмотрения дела в случаях поступления заявления об отводе лиц, рассматривающих дело, других участников процесса; необходимости явки лица, участвующего в деле;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Требования к содержанию определения содержатся в ст. 29.12.

После выяснения изложенных выше обстоятельств, если они

не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела, начинается рассмотрение дела по существу :

  • оглашается протокол об административном правонарушении и иные имеющиеся в деле документы (например, протокол осмотра места совершения административного правонарушения, материалы фото- и видеосъемки и др.);
  • заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности;
  • заслушиваются показания других лиц, участвующих в деле (свидетель, эксперт и др.);
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение;
  • совершаются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ, например, выносится представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ решение по существу дела принимается в форме постановления: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.

В ст. 29.10 КоАП РФ закреплены требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

В качестве общего требования, в ч. 1 ст. 29.10 определены обязательные реквизиты постановления. Далее указывается на необходимость мотивации принимающего решения, а также указания о порядке обжалования принятого постановления.

В последующих частях ст. 29.10 содержатся важные разъяснения, касающиеся особенностей содержания постановлений по результатам рассмотрения отдельных категорий дел. Так, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба в соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ, то в постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Кроме того, в постановлении должно быть отражено решение вопросов об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении этих вещей не применена (или не может быть применена) конфискация. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а если он не установлен, передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации для уничтожения.

При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности судья, должностное лицо уполномоченного органа (см. ст. 3.12 КоАП РФ) должны решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения постановления. Верховный Суд РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 подробно разъяснил правила назначения административного приостановления деятельности, подчеркнув необходимость учитывать характер деятельности и характер совершенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, возникновения эпидемий, эпизоотий и других опасных факторов. Указано также, как должен поступать судья при определении сроков административного приостановления деятельности и каково должно быть содержание постановления (п. 23.1).

В связи с введением такой меры обеспечения производства по делу, как залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ), в постановлении по делу подлежит разрешению вопрос о возмещении залогодателю залога за арестованное судно или об обращении этого залога в доход государства.

При вынесении постановления в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение, если назначает административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Надо также отметить, что постановление, в случае упрощенного производства, предусмотренного ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, оформляется в виде электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Это общее правило продолжает действовать, однако ныне в ст. 29.11 КоАП РФ внесены существенные дополнения. Они позволяют в исключительных случаях, по решению судьи, должностного лица (в статье объединены термином "лицо") и органа, рассматривающих дело, отложить составление мотивированного постановления на срок не более чем три дня со дня окончания рассмотрения дела. При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе или высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения. По делам о правонарушениях, связанных с нарушением порядка обращения с оружием (ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ), в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении наказания направляется в соответствующую организацию. Копия постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Ныне КоАП РФ (ст. 29.12.1) разрешает вопрос об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения дела. Такие исправления могут быть сделаны по инициативе лиц, указанных в ст. 25.1–25.5.1, 25.11, и прокурора или по инициативе судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление (а также определение) по делу. Однако изменение содержания постановления, определения, решения по делу не допускается. Внесение соответствующих исправлений оформляется определением.

В целях предупреждения административных правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела, уполномочены вносить представление об устранении причин и условий , способствовавших их совершению (ст. 29.13 КоАП РФ). Представление вносится в соответствующие организации или должностным лицам, которые обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему такое представление.

Особенности рассмотрения ряда дел об административных правонарушениях связаны с тем, что наряду с нормами КоАП РФ действуют нормы АПК РФ .

АПК РФ относит рассмотрение дел об административных правонарушениях к административному судопроизводству, установив, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Применительно к рассмотрению дел об административных нарушениях следует предположить, что под иным федеральным законом понимается КоАП РФ. В АПК РФ получили определенное отражение нормы КоАП РФ.

Следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах осуществляется по правилам гл. 25 АПК РФ и отличается рядом особенностей. В этом Кодексе используется иная терминология (вместо постановления по делу принимается решение); установлены иные правила обжалования принятого по делу решения.

В отличие от КоАП РФ принятие дела к рассмотрению обусловлено представлением двух процессуальных документов: заявление должностного лица о привлечении к административной ответственности и протокол об административном правонарушении (ст. 203–204 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дела (сроки, извещения, установление события административного правонарушения и факта его совершения конкретным лицом, правильность составления протокола, другие доказательства) определен ст. 205 АПК РФ. Отметим, что в данной статье специально указывается на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

По результатам рассмотрения дела суд (дело рассматривает судья единолично) принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

  • См. ответы на вопросы № 10,11 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 №2-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Рассмотрение дела – наиболее важная стадия административного процесса, поскольку ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

· относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

· имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

· правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;

· достаточно ли имеющихся по делу материалов;

· имеются ли ходатайства и отводы;

· извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования), дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведется процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учета транспорта).

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено: при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения ему представителя; в случае болезни либо если имеются другие уважительные причины и если лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Рассмотрение дела возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращает дело органу, направившему его для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в орган, ведущий процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее процесс, направляет дело по подведомственности, если будет установлено, что его рассмотрение не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

· физическое лицо признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

· физическое лицо и законный представитель, извещенные надлежащим образом, уклоняются от участия в процессе и невозможно осуществить их привод. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в процессе, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники процесса по делу, выясняются причины неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам процесса разъясняются их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (ст.11.5 ПИКоАП).

Председательствующий коллегиального органа или судья обязан выяснить:

· было ли совершено административное правонарушение;

· виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

· подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

· имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

· причинен ли вред административным правонарушением;

· виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

· подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Могут учитываться и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического или представителя юридического лица, в отношение которых ведется процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведется протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст.11.7, 11.8). В нем указываются:

· место и дата заседания;

· время его начала и окончания;

· наименование и состав коллегиального органа (или каким судьей);

· секретарь судебного заседания;

· сведения о явке лиц, участвующих в процессе;

· данные о лице, в отношение которого ведется процесс;

· ход заседания;

· ходатайства участников процесса;

· разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей;

· указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

· ознакомление с протоколом и разъяснение срока подачи на него замечаний.

После подписания протокола участники процесса в течение трех суток вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности его составления.

Рассмотрев дело, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление. В нем должны быть указаны:

· время и место вынесения постановления;

· фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица;

· состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

· сведения о лице, в отношении которого ведется процесс;

· обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

· статья КоАП, предусматривающая административную ответственность;

· мотивированное решение по делу;

· срок и порядок обжалования постановления;

· размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст.11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения; о порядке и сроке депортации.

Виды постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов дела по месту работы, для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности по их исполнению как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трех дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Постановление о наложении взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.