Понятие гражданства, принципы гражданства РФ. Конституционное право Российской Федерации

Каждое государство представляет сложную политико-социальную структуру, которая имеет определенное количество признаков. Одним из них является население. Государство существует лишь в том случае, если на его территории проживает определенное количество людей, которые считают страну своим родным домом. Конечно, можно выделить также иные признаки государственности, однако именно население является основным. При этом между населением или же отдельным индивидом и державой, в которой он проживает, существует определённая связь юридического характера. Данный правовой институт развивался много веков подряд. На сегодняшний день он имеет название «гражданство».

Следует отметить, что институт, или же его задатки существовали уже в Древней Греции и Риме. Конечно, с того момента он претерпел некоторые изменения, однако его характерные черты остались неизменны. Своеобразную форму имеет Федерации. Стоит отметить, что этот институт отечественного законодательства имеет ряд принципов, которые влияют на его непосредственную реализацию. Поэтому гражданство следует рассматривать комплексно, учитывая все его юридические аспекты.

Понятие гражданства

Понятие гражданина и гражданства в теории юриспруденции играет большую роль, так как оно показывает связь человека и страны, в которой он непосредственно проживает. Однако длительная история становления этого понятия привела к тому, что на сегодняшний день оно характеризует сразу несколько явлений. Таким образом, термин применим в следующих значениях:

  • суверенное право державы;
  • состояние человека публично-правового характера;
  • институт конституционного права.

В первом случае гражданство подразумевает возможность конкретного государства регулировать деятельность своего населения, потому что оно является неотъемлемой частью механизма. С другой стороны, термин характеризует связь конкретного лица с территорией, на которой он непосредственно проживает. При этом данная связь имеет публично-правовой характер, что обуславливает её регламент посредством норм, закрепленных в официальных актах.

Однако в юриспруденции главенствующее место занимает значение «гражданства» как конституционного института. В данном случае термин характеризует устойчивую юридическую связь между государством и человеком. Она, в свою очередь, выражается в факте наличия взаимных прав и обязанностей. Учитывая конституционный характер института, необходимо отметить его особое оформление. Как правило, институт гражданства закрепляется в основном законе или иных актах данной сферы регулирования. Этот факт также обуславливает наличие некоторых особенностей представленного в статье явления, а именно:

  • гражданами государства признается круг отдельных лиц;
  • законом устанавливаются способы получения и прекращения действия института;
  • в некоторых случаях допускается многократная юридическая связь с разными государствами;
  • существует определенный порядок, применяемый для решения вопросов, связанных непосредственно с гражданством.

Конечно, в зависимости от государства, положения института могут быть совершенно разные. Российская Федерация не является исключением в этом вопросе. Следует также отметить, что понятие гражданства, принципы гражданства РФ, которые будут представлены далее, - это взаимодополняющие друг друга понятия.

Понятие российского гражданства

РФ на сегодняшний день является мощной правовой державой. Это обуславливает необходимость наличия качественных и функциональных институтов конституционного характера. Гражданство в этом случае отыгрывает ключевую роль. Во-первых, институт позволяет более точно и правильно регулировать правоотношения между человеком и страной, то есть её органами власти. Во-вторых, гражданство дает возможность установить уникальную связь с конкретным индивидом с целью последующего контроля над ним. Таким образом, институт представляет собой юридическую связь человека с государством. Как и в случае с классическим видом, гражданство России проявляется в наличии взаимных обязанностей и прав. Однако действие института регулируется рядом основополагающих начал. Таковыми на сегодняшний день являются принципы российского гражданства, о которых будет рассказано далее.

Виды института

На сегодняшний день правоотношения в сфере юридической связи страны и человека можно объединить в определенные группы. Впоследствии из них выделяются виды гражданства. Как мы знаем, любая классификация происходит на основе определенного фактора. В нашем случае видовое разделение будет основано на субъекте и его правовой связи. Таким образом, можно выделить следующие виды гражданства:

  1. Единая правовая связь индивида и Российской Федерации.
  2. Иная правовая вязь или подданство, то есть наличие у человека гражданства другой страны.
  3. Двойное (второе) гражданство характеризуется наличием у индивида, который уже является гражданином РФ, правовой привязанности к иностранному государству.
  4. Отсутствие гражданства - это особый режим, характеризующийся тем, что лицо не имеет гражданства ни России, ни другой страны.

Как мы видим, действующее законодательство допускает наличие большого количества видов представленного в статье института. При этом особенности каждого из них позволяют более детально изучить весь институт в целом.

Нормативная база

Как и все существующие правовые институты, гражданство РФ регулируется нормами отдельных законодательных актов. С момента обретения Россией независимости была развита целая нормативная система, регулирующая деятельность упомянутого явления. В эту структуру входят следующие НПА, а именно:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ратифицированные в России;
  • ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • подзаконные нормативно-правовые акты.

Именно в положениях представленных актов закрепляются основные регулирующие механизмы всего института.

Основополагающие идеи

Понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это тесно связанные между собой термины, которые характеризуют описанный в статье институт. Но они являются совершенно разными явлениями. Принципы - это основополагающие идеи института, то есть те «три кита», на которых он основан и благодаря которым функционирует. Они во многом обуславливают государственную деятельность в этой сфере. Стоит отметить, что принципы российского гражданства могут сильно отличаться, например, от ключевых положений института правовой связи в других странах. Иными словами, для любого государства гражданство - это индивидуально выраженная сфера. Благодаря принципам данные особенности можно наглядно выявлять и анализировать. На сегодняшний день гражданство Российской Федерации существует на основе целой системы принципов, которые будут рассмотрены далее.

Виды основополагающих идей

Как уже указывалось ранее, понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это взаимосвязанные категории. При этом институт, который они характеризуют, функционирует благодаря наличию определенных принципов. Таким образом, можно выделить следующие основополагающие идеи, которые выделяются учеными на сегодняшний день, а именно:

  • вне зависимости от формы получения, гражданство РФ является равным и единым;
  • если человек проживает за пределами России, этот факт не влечет прекращение существования его правовой связи с РФ;
  • гражданства нельзя отнять;
  • гражданин России не может выдаваться или высылаться за территорию РФ иному государству;
  • РФ поощряет факт установления лицами, не имеющими гражданства, правовой связи с Россией;
  • допускается наличие двойного гражданства.

Как мы видим, согласно нормативной базе представленного в статье института, его действие регулируют представленные принципы российского гражданства. Большая часть из них закреплена в ФЗ «О гражданстве». Некоторые основные идеи представлены в Конституции Российской Федерации. Дабы более детально разобраться с процессом реализации института, необходимо проанализировать каждую основополагающую идею отдельно.

Единство и равенство гражданства

Данный принцип характеризуется несколькими факторами.

Во-первых, гражданин и гражданство - это взаимосвязанные понятия. То есть человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет правовую связь с этим государством. При этом нужно помнить, что РФ - это федерация, состоящая из субъектов. В некоторых случаях таковыми являются целые республики. Согласно принципу единства, субъекты подобного рода не могут устанавливать собственный вид правовой связи человека и территории. Иными словами, вне зависимости от места проживания индивида и принадлежности к той или иной республике, гражданство будет одно - Российской Федерации.

Во-вторых, правовая связь для всех является равной. Это значит, что граждане в силу расовых, национальных, этнических или других отличий не могут ущемляться в своих правах. Помимо этого, данный принцип содержит в себе еще одну особенность. Как мы знаем, гражданство может быть получено путем филиации (по рождению), натурализации (приобретению по желанию), оптации. В данном случае люди не будут каким-либо образом отличаться в своих правах, в зависимости от формы обретения правовой связи с РФ. Таким образом, рожденный на территории государства гражданин будет равен тому, кто получил гражданство на иных основаниях.

Сохранения правовой связи за рубежом

Суть гражданства, как уже указывалось ранее, состоит в нерушимой правовой связи человека и конкретной страны. Данный факт во многом обусловил существование одного интересного принципа. Согласно ему, российское гражданство никаким образом не меняется и не исчезает, если человек, имеющий его, выезжает за пределы страны на неопределенный срок или же на постоянное место жительства. Этот принцип является новым в законодательстве РФ.

В СССР существовал специальный нормативный акт, а именно: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года. Согласно ему, человека могли лишить гражданства, если тот изъявлял желание выехать на постоянное место жительства в Израиль.

Конечно, на сегодняшний день тенденции являются более либеральными, поэтому многие права граждан существенно расширены.

Невозможность лишения правовой связи

Действующий Федеральный закон «О гражданстве», закрепляет в себе принцип невозможности лишения человека юридической связи со своим государством. Но такое явление имело место в законодательстве СССР. Оно представляло собой одностороннее действие, которое проводилось на усмотрение органов власти, вне зависимости от желания конкретного индивида и направлялось на лишение его правовой связи с Советским Союзом.

В современной России такая возможность государства не предусмотрена. Но если человеку удалось вступить или принять гражданство с использованием заведомо поддельных документов или же предоставления ложных ведомостей, соответствующие органы могут отозвать решение о предоставлении ему правовой связи с РФ.

Принцип покровительства и защиты граждан

Данное основополагающее положение закрепляет юридическую «опеку» государства над своим населением. Согласно этому принципу, граждан нельзя выдавать иностранным державам или же высылать их за пределы Российской Федерации. Положение относится как непосредственно к населению страны, так и к лицам, которые проживают за рубежом. Это значит, что РФ покровительствует своим гражданам посредством консульских или же дипломатических представительств. С момента постановки на учет в эти органы их представители обязаны защищать права и свободы своего контингента за рубежом.

Сокращение апатридов

На сегодняшний день в Российской Федерации проводится активная политика, направленная на всяческое сокращение количества лиц, у которых не имеется гражданства. Ведь правовая связь с государством - это целый пакет юридических свобод экономического, социального, культурного и иного характера, которые существенно облегчают процесс взаимодействия человека и страны, на территории которой он проживает. Помимо того, сокращение апатридов повлияет на увеличение количества людей, которые непосредственно связаны с Российской Федерацией.

Принцип двойного гражданства

Действующее законодательство РФ допускает, что у человека, помимо российского, может быть второе гражданство. Суть принципа заключается в том, что государство допускает существование у его граждан юридической принадлежности к другой стране. При этом данный факт не исключает правовой связи с Российской Федерацией.

Программа "Соотечественники"

Многие современные проблемы мирового масштаба привели к тому, что большинство людей, имеющих русские корни, хотят получить гражданство нашей державы. Чтобы стимулировать данную тенденцию, была придумана программа "Соотечественники". С её помощью многим людям дана возможность обрести правовую связь с Россией. Но право на гражданство дается тем, кто отвечает определенным условиям, например, являются выходцами из стран СССР, ранее проживали в РФ и т. п.

Итак, в статье мы рассмотрели понятие гражданства, принципы гражданства РФ и иные особенности данного конституционного института. Стоит отметить, что на сегодняшний день, механизм функционирования правовой связи человека и государства действует в России достаточно эффективно. Однако теоретическая проработка его отдельных аспектов необходима для дальнейшей модернизации института гражданства в целом.

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Эта связь длится в течение всей жизни человека, возникает с момента рождения при приобретении гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке.

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции) означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Единое российское гражданство может быть не единственным (например для лиц с двойным гражданством).

2. Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 6 Конституции и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

3. Гражданство РФ экстерриториально (проживание или пребывание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства) – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве. Гражданин РФ вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на территории РФ.

4. Российское гражданство имеет свободных характер . (ч. 3 ст. 6 Конституции) Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

5. Конституция РФ и Закон о гражданстве запрещают лишать человека гражданства РФ . Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за государственные преступления.

6.В основе изменения гражданства лежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения и утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от гражданина РФ ребенок автоматически получает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.


7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства.

8. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 63 Конституции). За преступления, совершенные за пределами РФ, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в РФ также считаются преступлениями). Однако административную ответственность гражданин РФ может нести и за границей.

9. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказывать факт «без гражданства», как и иностранное гражданство). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.

Лекция 5: «Гражданство в Российской Федерации»

5.2. Основные принципы гражданства РФ

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

1. Право каждого на гражданство . Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить . Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст. 61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства как принцип закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства . Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства . Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства.

9. Защита государством граждан РФ за границей . Данный принцип устанавливает, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака . Статья Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

11. Сокращение безгражданства . На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., ст. 7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, статья Закона вводит институт почетного гражданства . Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ.

Предыдущая

Единое гражданство - конституционный принцип гражданства, означающий, что граждане субъектов в составе федерации одновременно являются гражданами этой федерации, и наоборот, граждане федерации, постоянно проживающие на территории субъекта в составе федерации, являются одновременно гражданами этого субъекта федерации. Закрепление этого принципа в законодательстве создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан федерации, а также субъектов в ее составе независимо от места их проживания или временного пребывания.

Равное гражданство - в конституционном праве ряда стран принцип, в соответствии с которым граждане обладают равными правами, свободами и обязанностями независимо от оснований (способов) приобретения гражданства.

В целом ряде государств натуральные (прирожденные) граждане обладают более широкими правами, чем натурализованные. Так, например, в США, Эстонии, на Филиппинах президентом государства может быть только гражданин по рождению, в Румынии и Эстонии натурализованные граждане в отличие от граждан по рождению могут быть в ряде случаев лишены гражданства и т. д.

Основания и порядок приобретения гражданства в зарубежных странах

Приобретение гражданства происходит, как правило, по рождению (на основе "права крови", т. е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане, или "права почвы" - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, т. е. приема в гражданство на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством.

Натурализация (от фр. "naturaliser") - прием в гражданство иностранца по его заявлению.

Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства. Иногда в качестве условия для натурализации требуется владение официальным языком государства (например, в Латвии, Эстонии), наличие средств к существованию, безупречная репутация и т. п.

В ряде государств устанавливается, помимо общего, облегченный порядок натурализации для лиц, имеющих этническую или лингвистическую связь с данным государством. Например, облегченная натурализация всех португалоязычных иностранцев в Бразилии.

Нередко круг прав у натурализованных граждан несколько уже, чем у прирожденных. Например, в США и Эстонии президентом государства могут быть только граждане по рождению.

Филиация (англ. "filiation" от лат. "filius" - сын) - в конституционном праве приобретение гражданства по рождению.

В порядке филиации гражданство приобретается на основе принципов "права крови" или "права почвы".

В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. Принцип "права почвы" применяется в основном в странах Латинской Америки. Чаще всего оба принципа в той или иной степени сочетаются.

Восстановление в гражданстве - упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по какой-либо причине.

Оптация (от лат.

"opto" - выбирать) - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадпеж- ности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами.

Регистрация гражданства - в ряде государств упрощенный порядок приема в гражданство, установленный для лиц исторически или кровно связанных с соответствующим государством.

Многогражданство - принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двойное гражданство, бипатризм) и более государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Может возникать как по рождению, так и в результате приема человека в гражданство другого государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство.

В конституционном праве зарубежных стран по-разному решается вопрос о допустимости многогражданства и его послед- ствиях. Так, конституции ряда государств (например, Румынии), допуская многогражданство, устанавливают при этом, что высшие государственные должности могут занимать лица, имеющие гражданство только данного государства. В некоторых странах (например, Литве) многогражданство запрещается конституцией как общее правило, но допускается в отдельных, установленных законом, случаях. Наконец, некоторые конституции прямо указывают на непризнание за гражданами данного государства иного гражданства (Кыргызстан).

Гражданское общество - в теории конституционного права общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Гражданское общество полностью контролирует государство, которое служит обществу.

Представление о гражданском обществе прошло длительную эволюцию с середины XVII в. (сочинения Т. Гоббса) и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина в период Французской буржуазной революции XVIII в. Появились "граждане" - равноправные члены общества, осознающие личные интересы, соотнесенные с интересами общества и государства. В результате длительного развития сложилось современное понимание гражданского общества, основанного на общечеловеческих ценностях.

Основными элементами гражданского общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, семья как основная социальная ячейка.

В последние годы в ряде "постсоциалистических" стран наметилась тенденция к закреплению основ гражданского общества в качестве комплексного конституционно-правового института.

Еще по теме Принципы гражданства:

  1. § 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
  2. § 4. ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА