Мнению автора связаны деятельность. Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание"

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Приложение 4 .

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духов­ным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе , постоянное примеривание сво­их возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоя­тельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невро­тического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».

АТ.Спиркин. Сознание и самосознание

С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).


С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ , опираясь на текст.

2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).


С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:

3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексован­ности, неудовлетворенности собой , озлобленности на других людей, зависти и т.п.).

Могут быть названы и другие проявления.


С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самооп­ределения личности.

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возмож­ностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств , чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирова­ние своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность само­оценки для личности.

Ответить на 3 вопроса по тексту (Даю много баллов).Прошу вас работу не списывать. Из работы современного отечественного психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности». Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале – сознание, потом – деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность – это процесс и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Всё так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой цели… Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость… Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо… процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»… вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности… И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности… Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей. Вопросы и задания к документу 1) Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов. 2) Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности? 3) Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?

Похожие вопросы

  • Описание запорожской сечи Тарас бульба кратко! СРОЧНО:)
  • сократите дробь 15 28 5/119 60
  • Кот Леопольд сидел у края крыши дома.Мышонок выстрелил в него из рогатки,так что вектор нахально скорости был направлен точно на кота.Камень,описав дугу, через 1 секунду ударился о вертикальную стену дома-2 м от поверхности зем...
Баллы
элементы : 1) ответ на первый вопрос : регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответст­венность за них; 2) ответ на второй вопрос : поступок, который является вы­ражением замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один любой вопрос
Максимальный балл 2

Ответ 1:

Сознательный поступок обладает качеством сознательности, он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действий.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них – так самосознание связано с ответственностью, по мнению автора.

Сознательный поступок обладает качеством сознательности. Поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия.

Оценка эксперта:

Задание 30 (С3)

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами мысль автора о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с дру­гими людьми, с миром через свою практическую деятельность, об­щение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены такие примеры : 1) тяжело переживающая смерть близкого друга А. решила помогать больным детям и стала волонтёром в онкологическом центре, что помогло обрести ей душевное равновесие; 2) в детском лагере школьница Ксения, участвуя в шуточных творческих конкурсах, поняла, что друзьям нравится, как она поёт и танцует, и решила по возвращении домой специально заняться вокалом и посещать танцевальную студию; 3) сотрудница рекламного агентства Татьяна убедила коллег в перспективности своей концепции рекламного ролика, и в дальнейшем заняла позицию креативного директора рекламных кампаний. Могут быть приведены другие примеры
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведён один пример
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Если человек не будет двигаться, взаимодействовать с людьми, с миром через практическую деятельность, то как ему осознать – какой он человек?

Без взаимодействия с людьми у него не образуется манера поведения, характер. Человек это биосоциальное существо. Он не может прожить без социум не уподобившись дикому животному. Также не стоит забывать о таком факте как социализация. Она проходит она проходит с рождения и до самой смерти в непосредственном контакте с обществом. Без нее она невозможна.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Например, человек осознающий свой талант рисовать и обладающий им, может подтвердить его лишь с наличием оценки со стороны общества (гражданин К открыл выставку картин и получил признание со стороны других людей, таким образом, сформировав самосознание с учетом подтверждения своих способностей).

Человек становится личностью в процессе социализации, так как его набор социально – значимых качеств может проявиться при общении с другими людьми (гражданин Д смог развить свои читательские способности и навыки общения с людьми, такие качества как общительность, доброжелательность в обществе книголюбов).

Человек способен осуществлять свою практическую деятельность только с учетом требований общества, так например, гражданин С приобрел машину для производства карандашей работающую с большим количеством выхлопных газов и потребляющую огромное количество энергии, которую вряд ли одобрит общество из-за проблем, с которыми придется столкнуться при применении. Таким образом, смысла осуществлять такого рода деятельность гражданин С не будет.

Для большого производства и получения большой выгоды люди осуществляют свою деятельность в коллективе, в котором складываются производственные отношения.

Таким образом человек в полной мере реализует свои способности и познает себя.

Оценка эксперта:

Задание 31 (С4)

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения содержащейся в тексте идеи о том, что, «познавая себя, человек никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде».



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены такие объяснения : 1) познавая себя, человек развивается, открывает новые идеи, смыслы, ценности; 2) познавая себя, человек обращает внимание на свои недостатки и в какой-то степени их исправляет; 3) познавая себя, человек анализирует причины собственных жизненных неудач, проблем, корректирует своё поведение. Могут быть приведены другие объяснения
Приведены три объяснения
Приведены два объяснения
Приведено одно объяснение
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Познавая себя, человек узнает свои отрицательные качества и пытается от них избавиться.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает критические стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. То - есть находя что то, что человеку не нравится в себе, он обычно пытается это исправить, изменить. Таким образом он не может в полной степени остаться таким как был первоначально.

Так же с возрастом человек анализируя совершенные им поступки и последствия этих поступков, решает будет он так дальше поступать или нет, ориентируясь уже на благоприятный или неблагоприятный итог, а не на моральный облик, зачастую.

Одновременно с этим человек, находя в себе что то хорошее, что нравится окружающим людям, пытается в себе это взрастить, поощряет себя т-е опять же меняясь, он уже не в полной мере тот, что был прежде.

Оценка эксперта:

Задание 32 (С5)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банк»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка, и одно предложение, раскрывающее влияние банков на деятельность фирм.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: банк – финансовый институт, осуществляющий деятельность по приёму депозитов, кредитованию, организации расчётов, купле-продаже ценных бумаг; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о функциях центрального банка, опирающейся на знание курса, например: Центральный банк осуществляет регулирование кредитно-денежной сферы; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса влияние банков на деятельность фирм, например: Банки осуществляют взаиморасчёты фирм, выступают их кредиторами. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса влияние банков на деятельность фирм.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Банк это кредитная организация осуществляющая основные денежно-кредитные операции.

Центральный банк выполняет функции: кредитную, фискальную, организационную.

Влияние банков на деятельность фирм: банки благотворно влияют на деятельность фирм стимулируя их образование и развитие, обеспечивая финансовой помощью и поддержкой, возможностью взять кредит для развития и совершенствования деятельности фирм.

Оценка эксперта:

Задание 33 (С6)

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».


Л. Н. Толстой (1828-1910). русский писатель

" 5. " Деятельность - способ существования людей

Может ли человек в своей жизни ничего не делать? Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне дeятельности?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человег живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу,одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой , музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности .

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе , воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания - предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные npoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения , знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.

МНОГООБРА3ИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества . Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Вo-втopыx, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение - ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений , мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.

СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сознание - присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

На протяжении веков проблема сознания является ареной острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях eгo формирования. Ecтественно-научный подход противостоит в этих спорах peлигиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники ecтecтвенно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной opгaнизацией человека. Сторонники религиозноидеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» - eгo производной.

Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры - результаты труда, произведения искусства и т. п.

Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании ycтойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется eгo индивидуальное сознание. Так, человек с caмoгo рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.

Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ eгo oтнoшения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они при водят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая ее результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, eгo развитию. Сознанuе формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в coзнании, люди преображают природу, общество и самих ceбя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит eгo. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность .

Обосновывая единство. деятельности и сознания, отечественная наука выработала ученuе о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. во-втоpых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.

Например, у ребенка до поступления в школу вeдyщий вид деятельности - uгpa, хотя он уже нeмнoгo учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Вeдущий вид деятельности школьника - учение. Но, нecмoтря на то что в eгo жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в eгo жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность - труд,но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению.

Завершая наш разговор о деятельности и сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, coзнательная деятельность,- это активность человека, нaправленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением eгo потребностей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определ ять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.

2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы .

4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Из работы coвpeмeннoгo отечественного психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектносты».

Вот мы,например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале - сознание, потом - деятельность. Кроме тoгo, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это процесс и что ее можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами caмoгo человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчет продвижение человека к уже принятой цели... Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что все сказанное о ее строении теряет отчетливость... Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо... процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»... вместо тoгo чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности... И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития дeятельности.. .

Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь... Независимо от тoгo, окaзывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стpeмлением и эффектами осуществленных действий стиму лирует активность человека, движение eгo деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.

Вопросы и задания к документу

1. Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкpeтные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.
2. Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?
2. Какие черты присущи деятельности человека?
З. Как связаны деятельность и потребности?
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) дeятельности человека?
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
8. Как связаны деятельность и