Меры по снижению дтп дорогах. Мероприятий по снижению дтп

В целях улучшения состояния безопасности движения, снижения аварийности и исключения случаев ДТП на железнодорожных переездах, расположенных на территории Удмуртской Республики, Ижевским отделением реализуется следующее:

1) Ежегодно выделять денежные средства в размере не менее 20 млн. рублей для выполнения работ по реконструкции подходов автодорог к переездам, установке дорожных знаков и переносу зданий и сооружений, находящихся в непосредственной близости от переездов и ухудшающих видимость.

2)Согласно программе по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах прошу оказать содействие по согласованию работы по оборудованию лежачих полицейских (ИДН) следующих железнодорожных переездов:

    6км и 7км перегона Агрыз-Ижевск, с. М. Бодья;

    49км перегона Кушья-Игра, Игринский район;

    47км п. Позимь,Завьяловский район;

    126км Люкшудья-Заводская о.п.Воложка Завьяловский район;

    36км г. Ижевск по ул. Володарского;

Примем к рассмотрению предложения управления ГИБДД МВД УР об установке ИДН на других неохраняемых ж.д. переездах.

3) Комиссионное обследование железнодорожных переездов, расположенных на территории Удмуртской Республики, проводить два раза в год,весной (апрель-май), осенью (сентябрь-октябрь) (инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов ЦП-566 предусмотрено проведение комиссионных обследований один раз в год- апрель-июнь месяца).

4) Оборудовать железнодорожные переезды новыми техническими средствами за счет средств долевого финансирования органов исполнительной власти, в частности об установке заградительных устройств УЗП на следующих наиболее напряженных охраняемых переездах:

    г. Ижевск: 36км (ул. Маяковского), 31 км (Аэроклуб-Пирогово);

    Воткинский район: 86км (ст. Кварса);

5))Выполнить работы в 2007г за счет средств владельцев дорог по реконструкции подходов к железнодорожным переездам с уширением проезжей части и обустройством горизонтальных площадок, установке дорожных знаков, асфальтировке подходов, ямочному ремонту в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов №ЦП-566 от 29.06.98г (по результатам комиссионных обследований ж.д. переездов в 2007г).

6) Нанести разметки автодорог Управлением по благоустройству и транспорту на подходах к каждому железнодорожному переезду.

7) Ужесточить меры воздействияк нарушителям за несоблюдение правила дорожного движения при проезде через железнодорожные переезды, обеспечить принцип неотвратимости наказания для недисциплинированных водителей автотранспорта.

8) При подготовке водителей в школах автолюбителей уделять особое внимание разделу «Правила проследования автотранспорта через железнодорожные переезды».

9) Возобновить Брянский метод работы с водителями автотранспорта, задействовать активистов BOA (в 2007г раздать водителям как минимум 3000 методических указаний по правилам проезда через железнодорожные переезды).

10) При комиссионных весенних и осенних осмотрах железнодорожных переездов дать заключение о необходимости установки на подходах к напряженным неохраняемым переездам дорожных знаков «Движение без остановки запрещено».

11) Организовать совместные ежемесячные рейды на наиболее интенсивные по движению автотранспорта неохраняемые ж.д. переезды работников железной дороги и сотрудников ГИБДД с целью выявления нарушителей ПДД и привлечения их к ответственности.

12) По завершению строительства объездной автодороги запланировать строительство автодорожного путепровода в городе Ижевске по ул. Азина, на основе откорректированной проектной документации разработанной в 1986 году институтом «Гидрокоммундортранс». С вводом данного путепровода будет ликвидировано 5 переездов, в т.ч. 3 переезда ОАО «РЖД» и 2 переезда ОАО «Ижсталь», темсамым будет обеспечен беспрепятственный пропуск местного и транзитного транспортного потока, что значительно снизит аварийность.

4 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ

4.1. Сравнительный анализ существующих методов проведения экспертизы

Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.

Для того, чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

Принимая решения, мы обычно предполагаем, что информация, используемая для их обоснования, достоверно и надежна. Но для многих экономических и научно-технических задач, являющихся по своему характеру качественно новыми и неповторяющимися, это предположение либо заведомо не реализуется, либо в момент принятия решения его не удается доказать.

Наличие информации и правильность ее использования в значительной степени предопределяют оптимальность выбранного решения. Кроме данных, состоящих из числовых статистических величин, информация включает в себя другие, не поддающиеся непосредственному измерению величины, например, предположения о возможных решениях и их результатах. Практика показывает, что основные трудности, возникающие при поиске и выборе деловых решений, обусловлены, прежде всего, недостаточно высоким качеством и неполнотой имеющейся информации.

Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных решений, можно подразделить на следующие группы.

Во-первых, исходная статистическая информация зачастую бывает

недостаточно достоверной.

Во-вторых, некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке. Так, нельзя точно рассчитать степень влияния социальных и политических факторов на реализацию планов, оценить экономический эффект будущих изобретений и т.д. Но, поскольку эти факторы и явления оказывают существенное влияние на результаты решений, их нельзя не учитывать.

В-третьих, в процессе подготовки решений часто возникают ситуации,

когда в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затратами времени или средств.

В-четвертых, существует большая группа факторов, которые могут повлиять на реализацию решения в будущем, но их нельзя точно предсказать.

В-пятых, одна из наиболее существенных трудностей при выборе решений состоит в том, что любая научная или техническая идея содержит в себе потенциальную возможность различных схем ее реализации, а любое экономическое действие может приводить к многочисленным исходам. Проблема выбора наилучшего варианта решения может возникнуть и потому, что обычно существуют ограничения в ресурсах, а, следовательно, принятие одного варианта всегда связано с отказом от других решений.

В-шестых, при выборе наилучшего решения мы нередко сталкиваемся с многозначностью обобщенного критерия, на основе которого можно произвести сравнение возможных исходов. Многозначность, многомерность и качественное различие показателей являются серьезным препятствием для получения обобщенной оценки относительной эффективности, важности, ценности или полезности каждого из возможных решений.

В связи с этим одна из главных особенностей решения сложных проблем состоит в том, что применение расчетов здесь всегда переплетается с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов. Эти суждения позволяют хотя бы частично компенсировать недостаток информации, полнее использовать индивидуальный и коллективный опыт, учесть предположения специалистов о будущих состояниях объектов. Закономерность развития науки и техники состоит в том, что новые знания, научно-техническая информация накапливаются в течение длительного периода времени. Нередко это накопление идет в скрытой форме в сознании ученых и разработчиков. Они, как никто другой, способны оценить перспективы той области, в которой работают, и предвидеть характеристики тех систем, в создании которых непосредственно участвуют.

Опыт показывает, что использование несистематизированных суждений отдельных специалистов оказывается при решении многих сложных научных и технических проблем недостаточно эффективным вследствие многообразия взаимосвязей между основными элементами таких проблем и невозможности охвата их всех. При использовании традиционных процедур подготовки решений нередко не удается рассмотреть широкий диапазон факторов, учесть весь спектр альтернативных путей решения проблем.

Все это заставляет прибегать к комплектованию групп специалистов, представляющих в качестве экспертов различные области знаний. Применение групповой экспертизы позволяет не только рассмотреть множество аспектов и факторов, но и объединить различные подходы, с помощью которых руководитель находит наилучшее решение.

Аварийность на дорогах является одной из серьезнейших социально- экономических проблем. В силу сложившихся обстоятельств, обеспечение безопасности дорожного движения требует дальнейшей координации работы различных органов власти на всех уровнях, разработки дополнительных организационно-профилактических мероприятий.

Анализируя факторы, определяющие причины высокой аварийности, можно сделать вывод, что человеческий фактор является ключевым. Низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами в большинстве случаев являются причинами дорожно-транспортных происшествий.

1. Анализ состояния аварийности на горэлелтротранспорет за I полугодие2015 г.

За I полугодие 2015 года с участием электротранспорта произошло 187 дорожно-транспортных происшествий. За аналогичный период 2014 года было зарегистрировано 188 дорожно-транспортных происшествий. Имеется незначительное снижение роста, ДТП, а так же наблюдается снижение дорожно-транспортных происшествий по вине водителей. Так, за I полугодие 2015 года зарегистрированных ДТП по вине водителей предприятия сократилось на 14 происшествий (2014 - 80 ДТП, 2015 - 66 ДТП).

В I полугодии допущен значительный рост ДТП с пострадавшими. Так за 6 месяцев 2015 года произошло 28 ДТП, в которых 2 человека погибло, а 28 человек получили травмы различной степени тяжести (28-2-28). За аналогичный период прошлого года произошло 7 ДТП, в которых 2 человека погибли и 5 травмированы (7-2-5). Рост ДТП с пострадавшими произошел во всех филиалах предприятия. Самое большое количество происшествий было допущено в филиале № 1 «Дзержинский троллейбусный», в филиале № 3 «Ленинский троллейбусный», головном предприятии, в филиале № 4 «Левобережный трамвайный».

По данным УГИБДД УМВД по Новосибирской области на 01.07.2015г. на подвижном составе МКП «ГЭТ» за первое полугодие 2015 год совершено 1 дорожно-транспортных происшествия по вине водителя троллейбуса (в 2014 году - ДТП не было). В ДТП травму получил 1 человек

2. Характеристика дорожно-транспортных происшествий.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий явились - столкновения с посторонним транспортом (45%), падение пассажиров (25%), нарушение дистанции между транспортными средствами (17%), наезд на пешехода (10%).

3. Состояние и организация подготовки водителей трамвая и троллейбуса.

Большое внимание в профессиональной подготовке водительского состава уделяется в «Муниципальном казенном предприятии» г.Новосибирска «Горэлектротранспорт».

В настоящее время в штате предприятия числится 807 водителей из них 240 водителей трамваев и 567 водителей троллейбусов. 87 водителей или 11% имеют стаж работы менее одного года, данный факт указывает на то, что водительский состав имеет достаточный опыт работы. Еще одним показателем профессиональной подготовки является наличие классности у водителей. В настоящее время 204 водителя предприятия имеют I класс, что составляет 25%, II класс 144 водителя (18%), III класс 461 водитель (57%) (приложение №1).

Подготовка и обучение молодых водителей проводиться на базе ПУ-14. В настоящее время в училище проходят обучение две группы водителей трамвая и водителей троллейбуса в количестве 50 человек. 690 водителей МКП «ГЭТ» прошли обучение в ПУ-14, что составляет 85% от общего числа водителей. 91 водитель предприятия обучались в странах ближнего зарубежья, что составляет 11%. от общего числа водителей. Основное количество водителей прибывших из стран ближнего зарубежья являются гражданами республики Узбекистан (81 человек) (приложение №2).

В соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями.

Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно- технические работники предприятия, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы.

По окончании ежегодной учебы водителей комиссией, назначаемой приказом по предприятию, производится принятие зачетов с оформлением на каждую группу соответствующих протоколов, которые затем хранятся в отделе кадров предприятия.

На сегодняшний день, по программе повышения профессионального мастерства проведены занятия с 860 водителями всех филиалов МКП «ГЭТ».

4. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

Система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает комплекс мероприятий, включающих как медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий, так и медицинскую помощь в случае возникновения ДТП. Для осуществления медицинской деятельности, во всех филиалах МКП «ГЭТ» оборудованы и лицензированные медицинские кабинеты для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. Ежегодно с водителями проводятся занятия по вопросам оказания первой медицинской помощи в случае возникновения ДТП

Сведения об медосмотрах водителей за 6 месяцев 2015 г.

Проверено водителей

Филиал № 1

Филиал №2

Филиал №3

Филиал №4

Филиал №5

Предрейсовый осмотр

Не допущено по нетрезвому состоянию

По состоянию здоровья

Послерейсовый осмотр

5. Основные мероприятия, направленные на снижение аварийности.

Увеличено количество рейдов по проверке соблюдения водителями действующих норм и правил, к участию в этих рейдах активно привлекаются инженерно-технические специалисты предприятия. Во время проведения рейдов проверяется внешний вид подвижного состава, соблюдение водителями графика движения по маршрутам.

Во всех филиалах МКП «ГЭТ» имеются комиссии по разбору нарушений трудовой и транспортной дисциплины, которые проводятся не реже одного раза в неделю.

На комиссии проводится разбор выявленных нарушений ПТЭ, ПДД и ТБ работниками цеха эксплуатации и другими сотрудниками предприятия во время работы на линии. На предприятии существует принцип неотвратимости наказания, по выявленным нарушениям в отношении водителей, по результатам разбора издается приказ о принятии мер административного воздействия к водителям нарушителям. За истекший период выявлено 1847 нарушений со стороны водителей, из них лишено премии и подвергнуты дисциплинарному взысканию 1036 человек, ограничились разбором 811 человек.

Выявленные нарушения ПТЭ, ПДД и ТБ водителями предприятия

Принятые меры

Филиа л №1

Филиа л №2

Филиа л №3

Филиа л №4

Филиа л №5

Лишено премии и подвергнуто дисциплинарному взысканию

Ограничились разбором

Ужесточена ответственность водителей за нарушения требований действующих нормативных документов (правил дорожного движения, правил технической эксплуатации, должностных инструкций). После каждого дорожно-транспортного происшествия по всем филиалам рассылается информация происшествии, причинах ее возникновения, а также принятые мероприятия по устранению причин.

В целях профилактики проводятся инструктажи с водительским составом по безопасности дорожного движения, на которые приглашаются работники Управления пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска, сотрудники отдела пропаганды ГИБДД. Инструктажи сопровождаются показом видеоматериалов по соответствующей тематики (12-инструктажей)

В период с 08 по 18 июня в филиалах предприятия была проведена декада по безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров. В ходе декады было выявлены:

Нарушения должностной инструкции -33;

Нарушения правил технической эксплуатации подвижного состава - 51;

Нарушения требований безопасности - 32;

Нарушения ПДД - 22.

По всем выявленным нарушениям проведен разбор, к виновным лицам применены меры дисциплинарного взыскания.

Во всех транспортных средствах размещена информация для пассажиров о необходимости держаться за поручни во время движения.

С июля 2015 года в филиале № 1 «Дзержинский троллейбусный» и головном предприятии введены инструктора производственного обучения для обучения и контроля за работой молодых водителей на линии.

В настоящее время на предприятии с 06.07.2015 г. По 06.08.2015 г. проводится месячник безопасности движения, посвященный соблюдению правил подъезда к остановочным пунктам и посадки-высадки пассажиров.

Начальник МКУ «ГЭТ» Е.Г. Жиратков

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий в мире становятся 1,2 млн. человек, а около 50 млн. получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд. долл. в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году ДТП будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.

Для решения проблемы сокращения случаев гибели людей на дорогах, по мнению Всемирной организации здравоохранения, необходимо решить пять основных задач: езда на мотоциклах в шлемах, проблема инфраструктуры дорог, проблема скорости, проблема пьянства, а также использование ремней безопасности.

В целом по Европе показатель смертности на дорогах постоянно снижается. Однако, проблемными в этом отношении пока остаются Эстония и Польша, в которых продолжается рост числа ДТП.

Причинами такого положения являются: склонность водителей новых стран - участников ЕС к превышению скоростного режима, игнорированию ремней безопасности и специальных средств безопасности для детей (детские кресла). В большинстве стран Восточной Европы, претерпевающих ускоренное развитие автомобилизации, инфраструктура дорог и развитие служб безопасности не выдерживают возросшей нагрузки.

Опыт ряда стран с развитой автомобилизацией, таких как Канада, Франция, Финляндия и США, доказывает, что снизить уровень аварийности и избежать колоссальных социальных и экономических потерь можно, предприняв следующие меры:

Сформировав гибкую и адекватную законодательную основу по организации дорожного движения;

В сфере дорожной инфраструктуры - обустроив пешеходные переходы, отремонтировав дороги, организовав необходимое количество парковок;

Уделяя особое внимание пропаганде безопасного движения и наглядно показывая людям, к чему приводят нарушения правил дорожного движения.

Основной акцент в зарубежном законодательстве о безопасности дорожного движения делается на материальной ответственности нарушителей.

Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля.

Например, в Германии, если водитель набирает за год штрафные очки за допущенные нарушения правил дорожного движения, сумма его страховки, которая составляет до 1 000 евро, увеличивается еще на 500 евро, на второй год - на 1 000 евро, на третий - на 2 000 евро. При зарплате 3 000-5 000 евро это очень существенные траты, которые может себе позволить далеко не каждый немец. Поэтому некоторые из нарушителей вынуждены целый год не пользоваться автомобилем, чтобы не платить тройную цену за страховку.

В зависимости от количества набранных штрафных баллов увеличивается стоимость годовой страховки автомобиля и в США.

Характерно, что тюремное заключение за вождение автомобиля в пьяном виде предусмотрено не в странах третьего мира, а наоборот - в демократичной Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на 1 год. А если по его вине произошла авария с пострадавшими, закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов стерлингов.

В последние годы во многих странах наблюдается тенденция все большего признания значимости осуществляемого специальными органами охраны правопорядка надзора за соблюдением правил дорожного движения. В национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения, принимаемые, как правило, на среднесрочную перспективу, включается их работа по выявлению наиболее опасных нарушений правил дорожного движения, приводящих к ДТП, в которых погибают и получают ранения люди. Так, надзор полиции на дорогах входит в приоритетные направления деятельности по снижению числа пострадавших в ДТП в европейских государствах, например в Австрии, Великобритании, Дании, Финляндии, Швеции.

По оценкам зарубежных специалистов, по соотношению затрат и получаемой выгоды надзор полиции за соблюдением требований дорожного законодательства - один из самых эффективных и рентабельных методов ежегодного уменьшения числа людей, пострадавших на дорогах. При этом основной тенденцией организации дорожно-постовой службы в большинстве стран мира является сокращение прямых контактов дорожной полиции с нарушителями дорожного движения, его регулирование с помощью центральных электронных пунктов управления.

Значительное внимание уделяется в странах Европейского союза и вопросам технической организации движения. В настоящее время уже созданы технологии, соединяющие компьютерные чипы в транспортных средствах и на автомобильных дорогах. Разработаны специальные радары и приборы радиопредупреждения, с помощью которых можно избежать столкновения на дороге. Внедряются блокирующие устройства, не позволяющие запустить двигатель автомобиля лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Спутниковые технологии, разнообразные навигационные системы и системы определения местонахождения транспортного средства, доступные пока лишь немногим, скоро, по прогнозам экспертов, станут обычными атрибутами, помогающими водителю найти дорогу в незнакомом городе или вызвать помощь простым нажатием кнопки. Все более широкое распространение получат системы, автоматически включающие устройства для передачи сигналов в полицию при срабатывании надувных подушек безопасности, попытке угона транспортного средства и т. д.

В европейских государствах толчком к технической модернизации систем управления и контроля за движением автотранспорта стал опыт Франции. Следует отметить, что техническое перевооружение систем слежения за порядком на дорогах в этой стране было лишь одним из предпринятых мер по обеспечению безопасности движения. Вначале был принят новый закон «Об изменениях правил дорожного движения», который предусматривал значительное ужесточение санкций за нарушения на дорогах. И лишь затем была проведена техническая модернизация дорог: управление светофорами в городах стало производиться из единого центра; на основных трассах были установлены новые камеры, связанные с радарами, автоматически засекающие превышение скорости, фиксирующие на пленке номер автомобиля, лицо его хозяина. Эти данные передавались на центральный компьютер, который без участия человека выписывал штраф владельцу машины. Благодаря этим нововведениям количество ДТП на французских дорогах за два года снизилось на треть.

Во многих странах мира четко налажено информирование участников движения о транспортной ситуации на направлениях движения, о возможных маршрутах объезда перегруженных участков, о парковках. На пересечениях дорог указываются не только разрешенные направления движения, но и названия районов и улиц. Для передачи водителям информации используются многопозиционные дорожные знаки, световые табло со сменной информацией, специальные радио- и видеоканалы. Например, после включения световых табло с предупреждением о заторах последние устранялись за 20 - 30 минут, без табло на это уходило 3 - 4 часа.

Великобритания имеет одни из самых низких в мире показателей смертности на дорогах - 5,4 погибших на 100 тысяч населения. Начиная с 70-х годов прошлого столетия смертность на автострадах Соединенного Королевства неуклонно снижается. Число жертв среди пешеходов сократилось на впечатляющие 78 процентов. Общее число смертей в ДТП снизилось только за несколько последних лет на 7 процентов. Однако если пересчитать число фатальных аварий на здешних дорогах на количество движущихся сегодня по этим дорогам машин, то налицо все доказательства резко возросшей безопасности британских автострад.

Такие показатели бы достигнуты за счет неустанно совершенствующейся стратегии и тактики дорожного движения. Сотни исследований проводятся ежегодно в стране на предмет безопасности дорог. Так, к примеру, недавно было установлено, что лишь 5 процентов попавших в аварию водителей ехали с превышением скорости. Выяснилось, что свыше 30 процентов аварий вызваны невнимательностью водителей и отсутствием привычки тщательно следить за дорожной ситуацией, 16 процентов аварий провоцируется неосторожным или рискованным управлением.

В связи с последним были приняты надлежащие меры: запрет на разговоры за рулем по мобильному телефону и курение. Согласно новым правилам дорожного кодекса, отягчающим обстоятельством для попавшего в ДТП водителя станет то, что он курил или закуривал в момент аварии. Курить, управляя общественным транспортом и служебной машиной, также нельзя. Нельзя и лакомиться за рулем. Вообще на дорогах Англии у заехавшего из иных стран визитера может сложиться ошибочное впечатление, что за ним нет ровным счетом никакого надзора.

Встретить дорожную полицию на здешних трассах - дело нелегкое. Но следит за водителем иное око - круглый глаз желтой квадратной головы дорожной скоростной камеры. О том, что впереди на трассе установлена камера, специальный знак на дороге предупредит водителя задолго, с тем чтобы он успел сбавить скорость. Цель такой честной игры - не ловить нарушителя и не взимать побольше штрафов, а в самом деле заставить его притормозить на опасных участках.

Между тем именно мастерство водителя является принципиальным в британской концепции безопасности движения. Мало кто из жителей англии получает водительские права с первого раза. Большой удачей будет и получение их с третьей-четвертой попытки.

Официальные данные по аварийности в Америке свидетельствуют: количество ДТП со смертельным исходом в США довольно резко снижается.

Отчеты федеральной системы учета происшествий США, которая входит в структуру главного «дорожного ведомства» Америки - национальной автодорожной администрации, свидетельствуют о том, что с каждым годом в ДТП гибнет все меньше американцев.

По данным экспертов, 40 процентов всех американских аварий и 60 процентов всех ДТП со смертельным исходом происходят по вине употребивших алкоголь водителей, а их возраст в основном находится в пределах от 16 до 24 лет. Вторая по распространенности в США причина ДТП - обмен смс - сообщениями по мобильному телефону. И если использование мобильного телефона за рулем машины без устройств «хендс фри» запрещено законом на всей территории США, то запрет на использование смс введен не во всех штатах.

Например, в Вашингтоне прямо на специальных экранах, установленных вдоль оживленных трасс, водителям напоминают, что смс - переписка за рулем - это прямое нарушение закона. По официальным данным, в США по данной причине ежегодно погибают или становятся инвалидами около полутора тысяч американцев.

Несмотря на высокую культуру вождения, не редкость в США и споры между водителями, а также агрессивное поведение на дороге. Интересно, что полиция призывает немедленно сообщать о водителях - хамах по специальному телефону, а на поиск и задержание нарушителей немедленно выдвигается ближайший патруль.

Нередко причиной и жертвами автоаварий становятся пешеходы. Так, мэрия Нью - Йорка, распространив доклад о ситуации с безопасностью движения, подчеркнула, что на улицах города возросло число ДТП с участием пешеходов. Особые проблемы создают пожилые жители в возрасте 65 лет и более, которые оказались участниками почти 40 процентов аварий на пешеходных переходах с летальным исходом. Примечательно, что в исследовании проблем дорожного движения в Нью - Йорке указывается, что знаменитые городские желтые такси, которыми заполнены улицы, попадают в аварии гораздо реже, чем частный автотранспорт, а смертность среди мотоциклистов на улицах Нью - Йорка в 18 раз превышает аналогичные показатели с водителями и пассажирами автомобилей.

Любые исследования о причинах ДТП в США анализируются, и по результатам анализа принимаются конкретные решения. Так, в случае с упомянутым исследованием проблем аварийности в Нью-Йорке городские власти тут же изменили правила движения на нью - йоркских перекрестках, а также начали обсуждать предложения по снижению предельно допустимой скорости движения.

Культура автохамства в Бельгии является приоритетной проблемой обеспечения безопасности движения для местных властей. И на то есть серьезные причины. Согласно статистическим данным, которые тщательно собираются и обрабатываются специализированными организациями, в относительно небольшой по европейским меркам стране с 11-миллионным населением ежегодно на дорогах в результате ДТП погибает около 1000 человек, более 60 000 человек получают ранения различной степени тяжести.

Эксперты отмечают, что за последнее время наметилось значительное сокращение (до 20 процентов) числа ДТП. Статистика позволяет специалистам надеяться на снижение в краткосрочной перспективе числа погибших на дорогах до 800 в год.

Одним из важных механизмов снижения смертности и обеспечения безопасности на дорогах является четкая и отлаженная система по подготовке водителей и выдаче прав на управление транспортным средством. Бельгийская система по выдаче прав несколько отличается от российской. Соискатель водительских прав, достигший 17-летнего возраста, сначала должен сдать теоретический курс, после чего сразу получает временные водительские права. Однако здесь ему необходимо сделать выбор - по желанию можно получить документы, дающие право управления машиной лишь в сопровождении более опытного водителя (в этом случае не нужно проходить практический курс в автошколе), либо права «самостоятельного» водителя (в данном случае необходим 20-часовой курс по практическому вождению). При этом на обладателей временных прав накладывается ряд ограничений: они не могут управлять машиной в вечернее время с 22:00 до 06:00 утра в выходные и праздничные дни, заниматься коммерческими перевозками и покидать на машине территорию Бельгии.

Для того чтобы получить «настоящие» права, лишенные всех этих ограничений, необходимо поездить минимум три месяца с временными корочками, а потом сдать серьезный практический экзамен. Что характерно, экзамен сдавать можно и на собственном автомобиле. После каждых двух неудачных попыток сдачи экзамена претендент обязан пройти дополнительный 6 - часовой теоретический курс за отдельную плату.

Несмотря на такой тщательный подход властей к подготовке водителей, дорожное движение в стране с каждым годом приобретает все более беспорядочный и хаотичный характер. Местные жители отмечают, что в Бельгии вежливость и обходительность европейских водителей постепенно исчезает. Уже сегодня далеко не всегда пропускают пешеходов, пересекающих дорогу в установленных местах. Значительно снизилась общая культура вождения, и порой она граничит с хамством. Проезд на красный свет светофора, несоблюдение рядности движения, не включение указателей поворота при перестроении и даже выезд на встречную полосу в городских условиях являются очень частыми явлениями. Особого упоминания заслуживают велосипедисты, большая часть которых принципиально при движении по городским улицам игнорирует все существующие правила.

Автомобилей на дорогах Турции с каждым месяцем становится все больше и больше. Пятнадцатимиллионный Стамбул уже в ближайшее время рискует догнать Москву по количеству автомобильных пробок и трудностей, связанных с парковкой.

Относительно невысокая стоимость большинства автомобилей турецкой сборки, а также доступное для любой среднестатистической турецкой семьи автокредитование сделали покупку машины в Турции обычным делом.

В Турции не принято пристегиваться, и приучать к этому турецких водителей здесь никто особенно не стремится. Специализированные детские кресла, предназначенные для перевозки маленьких пассажиров, встречаются очень редко. Зато прокатить малыша на переднем сиденье автомобиля в Турции очень любят. Дорожная полиция, как правило, смотрит на эти вещи сквозь пальцы.

Тем не менее нарушение правил дорожного движения в Турции ощутимо бьет по кошельку. За превышение скорости на 30 процентов местного автолюбителя оштрафуют на не малую сумму. Соответственно, чем выше скорость, тем выше штраф.

Несколько лет назад по стране прокатился громкий скандал в связи с резко возросшим количеством взяток сотрудникам дорожной полиции. Разбирательство получило широкий резонанс в обществе, после чего большую часть полицейских автомобилей оборудовали камерами, позволяющими отслеживать действия сотрудников турецкой полиции во время их работы. После этого, судя по официальной статистике, количество взяток ощутимо сократилось.

Согласно статистике ДТП с летальным исходом, количество аварий на дорогах Турции особенно повышается в преддверии, а также в самый разгар праздника Курбан - Байрам. Многие турецкие семьи выезжают на машинах к своим многочисленным родственникам, проживающим не только в самой Турции, но и во многих европейских странах. Так, в этом году за неделю праздников в дороге разбилось около 200 человек. К сожалению, такая статистика с каждым годом только ухудшается, однако каких-либо серьезных изменений в правила дорожного движения турецкие власти пока не предпринимают. Возможно, лишь ежегодное повышение штрафов сможет хоть как-то повлиять на горячих турецких автомобилистов.

По признанию финских правоохранительных органов, сокращение смертности на дорогах стало итогом введения поправок к закону о дорожном движении. В соответствии с ними велосипедисты ездят обязательно в шлемах, а пешеходы носят на одежде светоотражающие элементы, в том числе в населенных пунктах и на освещенных улицах. Ранее это правило касалось лишь неосвещенных улиц.

В настоящее время примерно половина всех ДТП с участием пешеходов регистрируется в темное время суток или сумерки. В связи с этим, уверены полицейские, носить светоотражатель надо как при движении по пешеходной дорожке, так и при отсутствии таковой по улице.

Главной проблемой финских полицейских остаются пьяные водители. Около 25-30 процентов ДТП со смертельным исходом происходит по вине нетрезвых водителей. Поэтому самое суровое наказание, которое только могут понести финские любители автотранспорта, - это за пьянство за рулем. За это лишают прав и даже могут посадить в тюрьму.

В последние годы среди финских водителей стали популярны алкозамки, которые блокируют зажигание, если уровень алкоголя составляет минимум 0,2 промилле. Многие компании, занимающиеся перевозками, устанавливают алкозамки на свои автомобили. Это существенно сказывается на повышении уровня безопасности на дорогах. Руководитель исследования ДТП Финляндии из Центра безопасности дорожного движения даже высказал мнение, что алкозамок должен входить в комплектацию всех автомобилей.

Самой страшной причиной смертности на дорогах является столкновение автомобилей с лосями. Ежегодно на финских дорогах происходит несколько тысяч несчастных случаев с лосями и оленями, поэтому был введен новый дорожный знак «лоси на дорогах».

По статистике, в Польше ежегодно происходит около 50 тысяч дорожно-транспортных происшествий и гибнет более 5,5 тысячи человек.

Это самый высокий показатель в Европейском союзе. Причем из года в год количество погибших в ДТП людей постепенно растет. При этом увеличивается и процент пострадавших по вине водителей и пешеходов. По данным полиции, основными причинами аварий являются нарушение скоростного режима, лихачество и вождение автомобиля в нетрезвом виде.

Правительство Польши, обеспокоенное такой статистикой, принимает комплексные меры по улучшению ситуации на дорогах. Тем не менее Европейский совет безопасности дорожного движения в Брюсселе опубликовал список стран, в которых его участников подстерегают наибольшие опасности. В этом списке Польша находится в лидирующей тройке вместе с Россией и Словакией.

Чтобы изменить ситуацию, в Польше с нового года вновь ужесточена ответственность за игнорирование правил управления автомобилем. За езду в пьяном виде водитель теперь навсегда лишается не только прав, но и своего автомобиля. Однако кардинальным образом ситуацию изменить в лучшую сторону пока не удалось. По-прежнему часто жертвами ДТП становятся пешеходы, велосипедисты, дети. А тем временем штрафы за нарушение правил дорожного движения в Польше все равно остаются одними из самых дешевых в ЕС .

На современном этапе развития заслуживает внимания организация безопасности дорожного движения в одном из азиатских государств - Республике Сингапуре. При общей площади территории - 682,7 кв. км., и с населением около 4 млн. человек Сингапур имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность улично-дорожной сети составляет 3122 км, из которых 150 км - скоростные шоссе. Общая численность транспорта - 693 тыс. единиц, из них автомобилей - 395 тыс. единиц. Ежедневно сюда прибывает 30 тыс. единиц иногороднего транспорта (в основном мотоциклисты). В настоящее время доля перевозок общественным транспортом составляет - 63 %, частным - 37%. В перспективе планируется поднять долю общественных перевозок до 75%.

Развитие транспортной инфраструктуры Сингапура и организация дорожного движения входит в компетенцию государственной гражданской организации - Управление наземного транспорта (УНТ), которое создано в целях разработки системы организации дорожного движения мирового уровня. В настоящий момент в УНТ входят 4 подразделения: подразделение транспортных перевозок и дорог; земельное подразделение; подразделение регистрации транспортных средств; корпорация скоростных общественных перевозок (метро). К основным функциям относятся:

Информационное обеспечение водителей на магистралях с использованием электронных табло, информационного радиоканала, управляемых дорожных знаков;

Повышение уровня безопасности дорожного движения за счет своевременного предупреждения о возникших затруднениях на дорогах (вызов службы эвакуации транспорта, взаимодействие с дорожной полицией при возникновении ДТП, страховыми компаниями и вещательными средствами массовой информации) .

В 2013 году на шведских дорогах был установлен очередной рекорд. В ДТП по Швеции, где дороги имеют протяженность более 500 тысяч км, погибло 264 человек. Согласно статистике это самый низкий показатель за прошедшие годы. Швеция со сложными условиями для передвижения, гололедом - стала лидером по безопасности. Причина многих ДТП - высокая скорость на старых дорогах.

17 лет назад шведский парламент утвердил закон о безопасности дорожного движения, основой которого стала концепция Vision Zero. Авторами концепции за основу было взято положение, по которому людям свойственно ошибаться, а вот автотранспортной системе нет. Это и стало основным принципом «концепции нулевой смертности».

Самую важную роль в снижении количества аварий сыграло планирование. Одним из важнейших влияний оказалось строительство нового типа дорог «2+1». По проекту было предложено изменить старые дороги по схеме 2+1. Т.е. когда дорога из 3-х полос состоит из 2-х рядов движения в одном направлении и одного ряда встречного направления. Каждые несколько километров происходит смена рядности полос. Сами полосы разделены ограждением из троса. Преимуществом было то, что старые дороги также можно было переоборудовать в систему 2+1. Это помогло очень сильно сократить затраты на постройку новых дорог.

Поначалу многие опасались, что водители будут испытывать недовольство, передвигаясь по более узкой дороге, чем ранее, но после тестирования на некоторых участках выяснилось, что новый тип трассы стал удобнее для быстрой езды и самое главное намного безопаснее. Все это было достигнуто благодаря возможности обгона по левому ряду.

Было построено около 1500 км таких дорог. В результате огромное количество спасенных жизней уже за первое десятилетие работы концепции Vision Zero. С 2000-х годов было начато возведение 12600 безопасных пешеходных переходов. По оценкам, данные меры сократили смертность при ДТП в 2 раза.

Были введены скоростные ограничения на движение по автомагистралям.

Еще одним фактором, который позволил достичь цели в виде сильного снижения аварий, стало внесение изменений в скоростной режим. Было введено ограничение в 100 км/ч при движении на автомагистрали. Благодаря этому шведские водители смогли более плавно передвигаться, в результате они начали раньше доезжать до нужного места даже при фактически снизившейся скорости движения.

За несколько лет снизилось на 50 процентов количество смертельных аварий, где были задействованы пешеходы. Очень сильно сократилось и число детей, погибающих в ДТП. Эксперты твердят, что можно снизить число жертв аварий еще на 90 процентов, при условии преодоления технических недостатков системы. Также нужно бороться с нежеланием людей пристегиваться, желанием ездить в нетрезвом виде и так далее.

Движение к нулевой смертности. По мнению шведов, следующие меры могут сильно повлиять на сокращение числа аварий: снижение роли человеческого фактора, а также влияние ошибок, совершаемых людьми. Нужны автомобили, которые будут оснащены всякими системами, обнаруживающие пьяного водителя и сразу и блокирующие движение транспортного средства. Также нужно побыстрее внедрить систему безопасности, которая будет предупреждать о превышение скоростного порога или об отстегнутом ремне безопасности. В ближайшие десять лет - это достижимо. Автомобили смогут без вмешательства человека стать самым безопасным способом передвижения для людей .

Таким образом, исследовав вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в зарубежных государствах с различным экономическим укладом и конституционным устройством, мы пришли к выводу, что обеспечение безопасности дорожного движения является задачей государственной. Степень влияния правоохранительных структур различна и определяется традициями, обычаями и менталитетом населения. В тоже время следует отметить значительный упор на применение программ, связанных с высокотехнологическими продуктами.

Опыт промышленно развитых стран, эффективность мер, призванных изменить модель поведения участников дорожного движения, в значительной степени зависит от того, насколько строго власть требует их соблюдения.

На Европейской конференции министров транспорта были сформули­рованы следующие предложения, направленные на улучшение ситуации по ДТП в России:

1. Обеспечить полное понимание всеми компетентными органами власти РФ настоятельной необходимости бороться с затяжной тенденцией роста смертности и тяжелых травм.

2. Обеспечить правительственное руководство на высшем уровне для лучшего осознания в обществе угроз его благосостоянию и эконо­мике страны, создаваемых дорожно-транспортными происшествиями.

3. Срочно организовать координацию между соответствующими сек­торами и определить руководящий орган в области безопасности дорожного движения на высшем политическом уровне, который мог бы:

Обеспечить полное включение вопросов безопасности движения в политику в области транспорта, здравоохранения, охраны окружаю­щей среды и промышленности;

Обеспечить координацию между федеральными, региональными и местными органами власти;

Сформулировать долгосрочную концепцию более безопасной сис­темы дорожного движения, при которой число погибших и тяже­лораненых можно значительно уменьшить и, в конечном счете, свести к нулю, как это планируется в других областях общественной безопасности, что может стимулировать работу по безопасности дорожного движения, служить ориентиром и обеспечивать их после­довательность;

Установить напряженные, но достижимые количественные показате­ли снижения смертности при ДТП (в т. ч. среди пешеходов);

Обеспечить устойчивое финансирование и значительно увеличить существующие размеры денежных средств, выделяемых на повыше­ние безопасности дорожного движения и на научные исследования в этой области.

4. Повысить очень низкую на сегодня расчетную стоимость предотвра­щения смертного случая в ДТП, чтобы безопасность дорожного дви­жения могла успешно конкурировать за финансирование с проектами в области обеспечения мобильности населения и охраны окружающей среды.

5. Содействовать формированию активного негосударственного и про­фессионального секторов по безопасности дорожного движения, кото­рые помогали бы стимулировать спрос на научное обоснование мер совершенствования в области безопасности дорожного движения и передачу передового опыта.

6. Разработать выполнимую, с поддающимися измерению показателями национальную программу безопасности дорожного движения, в рамках которой:

Установить производящие должный эффект штрафы и способы их сбора;

Улучшить информационную базу данных по зарегистрированным транспортным средствам и водителям транспортных средств для более эффективного правоприменения, расширить круг собираемых данных по показателям безопасности дорожного движения, отсутствие которых мешает полному пониманию проблемы;

Снизить скорость движения автотранспортных средств и повысить безопасность пешеходов в городских районах путем снижения общегородских ограничений максимальной скорости до 50 км/ч, внедрения в масштабе жилых районов зон с обеспеченными техни­ческими средствами ограничения скорости до 30 км/ч и отделения пешеходов от автомобилей там, где разрешена скорость свыше 30 км/ч;

Улучшить безопасность дорожной инфраструктуры, прежде всего на участках с высоким риском ДТП, путем программ массовых меро­приятий и внедрения аудита безопасности, основанного на наилучшей практике;

Повысить уровень использования ремней безопасности путем усиле­ния милицейского контроля и пропаганды, а также оснастить авто­мобили отечественного производства устройствами, напоминающими о необходимости пристегнуть ремни безопасности;

Уменьшить число погибших и раненых в ДТП по вине водителей в алкогольном опьянении путем законодательного установления верх­него предела содержания алкоголя в крови, которое у обычных во­дителей не должно превышать 0,5 %о, сопровождаемого строгим и широко применяемым контролем;

Повысить безопасность движения среди молодых водителей за счет применения ступенчатого получения водительских прав и умень­шения для таких водителей допустимого содержания алкоголя в крови;

Повысить стандарты безопасности транспортных средств вообще (в первую очередь, за счет предписания легковым автомобилям и мотоциклам двигаться в дневное время с включенными фарами);

Повысить безопасность транспортных средств за счет обязательного оснащения тяжелых грузовых автомобилей ограничителями скорости, лобовыми и боковыми ограждениями против подката и светоотра­жающими маркировками;

Улучшить учет в больницах людей с травмами, что имеет основопо­лагающее значение для мониторинга тенденций и оценки про­грамм;

Улучшить медицинскую помощь пострадавшим при ДТП путем рас­ширения охвата экстренными медицинскими службами. Там, где это возможно, в городских районах следует выделить на дорогах специ­альные свободные полосы для скорейшего проезда автомобилей экс­тренных служб.

7. Изучить возможные способы эффективной передачи многопрофильных

знаний по безопасности дорожного движения при существующих ме-

ханизмах финансирования с участием правительственных ведомств и международных организаций.

8. В сотрудничестве с ЕКМТ , ВОЗ и ВБ положить начало крупному демонстрационному проекту в конкретном регионе или районе России для презентации целевой программы, содержащей ряд эффективных мероприятий по безопасности дорожного движения. Это могло бы оказать положительное влияние на долговременный процесс наращи­вания потенциала страны по обеспечению устойчивой безопасности дорожного движения с демонстрацией при этом в краткосрочном пла­не измеримых результатов по безопасности движения, которые могут служить реальной базой для распространения аналогичных инициатив на остальную часть страны. Конкретизируя некоторые из представлен­ных мероприятий, можно, в частности, отметить, что среди приоритет­ных проблем для России следует выделить улучшение состояния дорог. Это включает (наряду с общим улучшением качества дорожного по­крытия) наличие на главных дорогах по краям специальных боковых «звуковых» полос («tone bands», «rumble strips»), при наезде на которые задремавшими водителями раздается пробуждающий их шум; развитие сети автострад, которые должны удовлетворять высочайшим стандар­там обеспечения скорости, безопасности и экономии топлива. Безопас­ность здесь достигается:

Запретом движения для уязвимых категорий участников дорожно­го движения (велосипедистов, водителей мотороллеров, пешехо­дов);

Запретом движения медленно движущегося транспорта (тракторов, комбайнов, неисправного транспорта и т. п.), тормозящего движение, увеличивающего разброс скоростей в потоке и тем самым увеличи­вающего скорость возможного соударения;

Разделением встречных потоков барьерами;

Разделением пересекающихся потоков с помощью дорожных развя­зок (уменьшая потенциальную боковую скорость);

Удалением всех боковых потенциальных препятствий.

Современные автострады имеют вертикальную кривизну на поворотах,

чтобы улучшить устойчивость и сцепление шин, особенно для автомоби­лей с высоко расположенным центром тяжести. Дороги могут иметь вы­пуклость в поперечном сечении, чтобы обеспечить слив воды и снега и улучшить сцепление в плохую погоду. Иногда для дренажа часть дороги (особенно изгибы или повороты) делают из пористого битума.

Большая часть дорожных конструкций должна предусматривать воз­можность максимального поглощения энергии при соударении, чтобы минимизировать риск как для пассажиров автомобиля, так и для окру­жающих. Например, боковые ограждения крепятся к земле таким образом, чтобы не протыкать автомобиль с пассажирами, а столбы освещения при наезде на них ломаются у основания, чтобы уменьшить резкий удар по автомобилю. Другие дорожные конструкции при ударе должны склады­ваться для плавного гашения энергии, а деревья - убираться вдоль авто­страд.

При проектировании дорог, особенно автострад, может быть использо­ван опыт США, где часть ограждений на высокоскоростных магистралях защищена высокоэффективным барьером Фитча (Fitch Barrier), представ­ляющим собой пластиковые емкости с песком, эффективные в поглоще­нии кинетической энергии и лишенные опасности поражения пассажиров оторванным концом стандартного рельса ограждения.

Большая часть знаков и дорожной разметки должна быть ретро- рефлективной (т. е. отражающей приходящий свет строго перпендикуляр­но, что дает большую светоотдачу в направлении водителя по сравнению с обычными светоотражающими полосами).

На придворовых территориях и прилегающих улицах («neighborhoods roads») малой пропускной способности, где много уязвимых участников дорожного движения - пешеходов и велосипедистов всех возрастов, при­меняется стратегия «успокоение трафика» (traffic calming) («лежачие полицейские», шиканы, велодорожки, блистеры, «островки безопасности», шлагбаумы, пешеходные зоны). Также стоит упомянуть о новых экспери­ментальных методах регулировки движения в таких зонах («Shared Space» и «Naked Streets»), когда знаки и светофоры заменяют обязательный визуальный контакт участников движения.

Как отмечалось выше, особое значение в системе безопасности дорож­ного движения имеет система здравоохранения. Не останавливаясь здесь на ее координирующей роли, отметим некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, направления совершенствования системы оказания медицин­ской помощи пострадавшим в ДТП.

Для более эффективного функционирования догоспитального этапа необходимо выполнить ряд мероприятий. Одним из основных является формирование четкой преемственности между отдельными звеньями. В мировой практике существует понятие «цепи выживания» («chain of survival») как универсальной организационной схемы оказания помощи пострадавшим на догоспитальном этапе. Основными компонентами этой схемы являются:

1. Немедленное начало неотложных мероприятий по поддержанию жиз­ни непосредственно на месте происшествия (первая помощь).

2. Как можно более раннее прибытие квалифицированных специалистов, выполнение ими необходимых мероприятий во время транспортиров­ки в стационар (доврачебная, квалифицированная и специализирован­ная медицинская помощь).

3. Быстрая доставка в профильный стационар.

Для совершенствования оказания первой помощи немедиками необхо­димо следующее:

1. Разработка нормативной базы, регламентирующей оказание первой помощи лицами, не имеющими медицинского образования, для чего необходимы:

Разработка и утверждение на федеральном уровне единых стандартов оказания первой помощи и оснащения, необходимого для ее оказа­ния;

Разработка и утверждение программ обучения, основанных на единых стандартах (в данных программах должны быть перечни необходимых практических навыков, списки наглядных пособий и оборудования, необходимых для качественного и полноценного овладения теорети­ческими и практическими навыками);

Разработка федерального и ряда отраслевых документов, определя­ющих характер и качество оказания первой помощи.

2. Обучение немедиков навыкам оказания первой помощи. Подготовка должна охватывать организованные группы населения, прежде всего работников организаций и предприятий с высоким уровнем риска (спа­сатели, пожарные, сотрудники милиции и охранных предприятий, ра­ботники опасных производственных организаций), школьников, уча­щихся средних и высших учебных заведений. Обучение должно вестись по единым программам с учетом специфики профессии.

3. Для совершенствования первой помощи при ДТП необходимо форми­рование сети опорных пунктов первой помощи на базе АЗК и АЗС, стационарных постов ГИБДД, объектов придорожного сервиса, вклю­чая:

Обучение сотрудников вышеуказанных организаций правилам базо­вого жизпеподдержания - минимальному перечню необходимых действий, позволяющему продлить жизнь пострадавшего до момен­та прибытия квалифицированной помощи;

Оснащение их наборами средств и устройств для оказания помощи пострадавшим;

Разработку индивидуальных для каждого конкретного объекта карт с маршрутами эвакуации пострадавших в различные лечебные уч­реждения в зависимости от тяжести состояния и региональных при­ложений с указанием номеров телефонов и адресов аварийно-спаса­тельных служб и медицинских учреждений;

Оснащение алгоритмом-классификатором шокогенности травмы;

Обеспечение «Пособием по первой помощи».

4. Пропаганда медицинских знаний с использованием средств массовой

информации.

Как считают Ю. П. Колесников, С. Г. Исманский (1995), система ме­роприятий по организации медицинской помощи на догоспитальном эта­пе должна включать:

Упорядочение дорожных медицинских знаков;

Улучшение качества их информативности;

Материальное обеспечение станций скорой медицинской помощи, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов вблизи автомобильных дорог необходимым для оказания экстренной меди­цинской помощи оборудованием, инструментарием и медикамен­тами;

Обеспечение прямой радиосвязи между дежурными частями подраз­делений ГИБДД со станциями скорой помощи.

Кроме того, в эту систему мероприятий должны входить:

Закрепление притрассовых больниц за участком автомобильных до­рог по принципу короткого радиуса действия вне зависимости от радиуса района или области;

Организация работ по плановой медицинской подготовке водителей автотранспорта, сотрудников ГИБДД и медицинского персонала для оказания помощи пострадавшим при ДТП;

Создание внештатных медицинских формирований в школах, на про­мышленных предприятиях и в других рабочих коллективах;

Контроль за своевременностью и качеством проводимых мероприя­тий.

Хорошо налаженная телефонная и радиосвязь с ближайшими больни­цами, аптеками и хозяйствами, имеющими транспортные средства для перевозки людей, должна способствовать оперативности проведения не­отложных мероприятий. Необходимо, чтобы в притрассовых населенных пунктах имелись звенья внештатных санитаров из числа санитарных дру­жин предприятий, школ, хозяйств, которые можно было бы вызвать по местной связи в случае необходимости.

На этапе оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе должны проводиться следующие мероприятия:

Экстренная оценка степени тяжести пострадавшего, выявление наи­более угрожающих для жизни повреждений и в соответствии с этим рациональный выбор маршрута и профиля больницы для его госпи­тализации;

Проведение на месте происшествия и в машине скорой помощи про­тивошоковых мероприятий, включающих остановку кровотечения,

иммобилизацию переломов, внутривенное введение необходимых лекарственных средств (анальгетиков, по показаниям - сердечных средств и т. д.). При наличии необходимого оборудования в автомо­биле - осуществление дыхательной реанимации с помощью аппара­туры, переливание кровезаменителей;

Временная остановка наружного кровотечения. Она должна завер­шаться иммобилизацией конечностей косынкой, различными повяз­ками, а в ряде случаев - шинами.

Необходимо в деталях отработать особенности транспортировки по­страдавших с массивными кровотечениями при повреждениях грудной клетки и легких, при внутриполостных кровотечениях.

Во всех случаях массивной кровопотери необходимо сообщить по те­лефону, рации и т. д. в больницу, куда направляется больной, о предсто­ящей гемотрансфузии.

И. С. Элькис, М. Г. Вартапетов (1997) полагают, что медицинская по­мощь должна оказываться специализированной реанимационной бригадой. Специализированная бригада должна быть оснащена современным пор­тативным монитором, аппаратом ИВ Л и достаточным количеством про­тивошоковых растворов (10-HAES Sterile) и гормональных препаратов (преднизолон и его аналоги). Последовательность оказания медицинской помощи, по их мнению, должна быть следующей:

Осмотр и диагностика;

Катетеризация центральной вены [выполнение данной манипуляции должно осуществляться только врачами специализированных бригад в случае невозможности катетеризации периферических вен. - авт.\,

Инфузия 10-HAES Sterile со скоростью 12-15 мл/(кг/час) [опыт использования данного препарата в условиях СМП недостаточен, кроме того, это достаточно дорогостоящий препарат. - авт.]\

Внутривенное введение преднизолона (5-8 мг/кг);

Анестезия (внутривенно фентанил - 2 мкг/кг; дроперидол - 2,5 мг [необходимо оценить целесообразность его использования, посколь­ку препарат вызывает снижение артериального давления. - авт.\, седуксен 10 мг); при Sp0 2 94% - ингаляция кислорода через маску или носовой катетер; при Sp0 2 90% (на фоне ингаляции кислоро­да) - интубация трахеи и ИВЛ;

Иммобилизация;

Транспортировка в лечебное учреждение.

По нашему мнению, данный алгоритм требует корректировки. В главе 6 данного издания представлены алгоритмы оказания скорой медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе. Данные алгорит­мы на протяжении нескольких лет успешно используются в Санкт-Пе­тербурге.

На федеральных дорогах и дорогах с интенсивным движением в ока­зании экстренной помощи пострадавшим может участвовать служба ме­дицины катастроф в рамках интегрированной системы. Например, в Та­тарстане данная система включает трассовый пункт экстренной медицин­ской помощи, информационно-управляющую систему, мобильный лечебно-диагностический комплекс и базовые ЛПУ службы медицины катастроф (Кудрявцев В. П., Яковенко Л. М., 1999). Расстояние при этом между трассовыми пунктами составляет около 30 км, а базовые ЛПУ службы медицины катастроф и здравоохранения должны находиться не да­лее 10 км от трассы. Целесообразно также совместное патрулирование персоналом скорой помощи территориальных центров медицины ката­строф с работниками ГИБДД. Все машины скорой помощи должны быть оснащены радиотелефонной связью.

Заслуживает изучения опыт использования для спасения пострадавших в ДТП специально оборудованных вертолетов (Стажадзе Л. Л. и соавт., 1999). Впервые данная система была внедрена в Германии в 1972 г. А уже к 1991 г. 75% пострадавших с множественными травмами доставлялись вертолетами, что позволило сократить среднее время доставки пострадав­ших в стационар до 1 часа и менее. Важно отметить, что 1000 вылетов позволяют спасти жизнь 100 пострадавшим. Немаловажно подчеркнуть, что если помощь оказывается в первые 9 мин, удается спасти жизнь 90% пострадавших, при сроке же более 18 мин - только 15% (Блюмен И., 1999; Pegel G. et al., 1995).

В США для транспортировки пострадавших используют частную ави­ацию, «публичные самолеты» и военные вертолеты. Для введения подоб­ной системы в России необходимы специальная подготовка кадров, четкое регулирование порядка вылетов, скоординированные действия с другими службами, соответствующее оснащение вертолетов.

При массовых поражениях организация экстренной медицинской по­мощи невозможна без четко налаженной системы сортировки (Гринев М. В. и соавт., 1998). При одновременном поступлении большого числа раненых наиболее оптимальным вариантом медицинской сортировки при шоко­генных травмах является разделение пострадавших на 4 сортировочные группы:

I группа - с отрицательным прогнозом (несовместимые с жизнью повреждения, агональные состояния, клиническая смерть);

II группа - с тяжелыми повреждениями и угрозой развития жизне­опасных состояний (шокогенная травма);

III группа - с тяжелыми и средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы жизни;

IV группа - с легкими повреждениями.

Использование шкалы мозговой комы (Глазго) и шкалы CRAMS, пред­назначенной для оценки тяжести состояния пострадавших при сочетанных травмах, оптимизирует процесс медицинской сортировки.

При массовых поражениях населения лечение травматического шока проводится по принципу этапного лечения, однако в крупных городах число этапов лечения следует сократить до минимума: первая ме­дицинская - специализированная.

В. В. Мешков (1992) предлагает следующие объем и последовательность оказания помощи на месте получения травмы пострадавшему с шокоген­ной травмой:

Временная остановка наружного кровотечения;

Устранение острых дыхательных расстройств и (при необходимости) сердечно-легочная реанимация;

Аналгезия и седатация;

Транспортная иммобилизация;

Инфузионная терапия;

Наложение асептических повязок;

Правильная (определяемая характером травмы) укладка и эвакуация из очага в первую очередь.

Имеющийся на настоящий момент опыт персонала Службы «03» при оказании помощи в очагах массовых санитарных потерь в условиях боль­ших городов недостаточен. Поэтому необходимо:

Иметь четкий план действий, основанный на прогнозе возможных чрезвычайных ситуаций;

Регулярно проводить учения совместно с другими службами спасения для отработки взаимодействия;

Постоянно повышать уровень профессиональных навыков медицин­ского персонала службы скорой медицинской помощи.

Б. П. Кудрявцев и соавт. (2001) считают, что организация медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах должна отличаться в зависимости от их типа. В частности, авторы выделяют следующие кате­гории дорожно-транспортных катастроф (ДТК).

Дорожно-транспортные катастрофы I категории. Высокий уровень безвозвратных потерь в этой категории ДТК предопределен участием в катастрофах легковых автомобилей. Ввиду малой массы и конструктив­ных особенностей кузов легкового автомобиля легче деформируется по сравнению с кузовами тяжелых по массе других транспортных средств (автобусы, трамваи и др.), что затрудняет извлечение пострадавших из салона автомобиля. При организации помощи раненым следует пред­усмотреть возможность привлечения специальных аварийно-спасательных служб. Для госпитализации достаточно направить в среднем на каждые 1,8 пострадавших одну бригаду скорой медицинской помощи, а также бригады интенсивной терапии и (или) специализированные бригады.

Дорожно-транспортные катастрофы II категории. Повреждения в данной категории ДТК являются следствием происшествий с автобуса­ми, грузовыми автомашинами, а также происшествий на железнодорож­ных переездах («автомобиль + поезд»). Из-за своей большой массы перечисленные транспортные средства менее травмоопасны по сравнению с легковыми автомашинами, поэтому в ДТК данной категории сущест­венно ниже смертность при одинаковых границах числа медико-сани­тарных потерь. Тип транспортного средства определяет эпидемиологию этой категории катастроф, так как указанные транспортные средства функционируют круглосуточно и круглогодично. При планировании помощи пораженным в этих случаях следует предусмотреть необходимость привлечения аварийно-спасательных служб (формирований) с тяжелой техникой.

Дорожно-транспортные катастрофы III категории. Возникновение катастрофы данной категории в большинстве своем связано с происшес­твиями электротранспорта, а также с происшествиями «автобус + «авто­машина-бензовоз», при этом ведущими поражениями являются ожоговая и взрывные травмы, электротравма.

Дорожно-транспортные катастрофы IV категории. Массовость ме­дико-санитарных потерь при этой категории ДТК определяется низким уровнем организации помощи, в том числе медицинской помощи на дорогах нашей страны (эти катастрофы в основном имеют место на дорогах). Транспортными средствами, участвующими в катастрофах данной категории, являются в основном автобусы, легковые и грузовые автомобили. Причины катастроф - опрокидывание и взрывы автобусов, легковых и грузовых автомашин на дорогах, а также их столкновения в городах.

Массовость поражения и их причины являются основанием для при­влечения сил и средств СМ К и аварийно-спасательных формирований сразу же после установления врачами скорой медицинской помощи или работниками ГИБДД факта подобной катастрофы. Это служит очередным напоминанием о необходимости развертывания на дорогах с интенсивным движением так называемых «интегрированных систем» (или иных систем) экстренной медицинской помощи.

Авторами разработана методика, позволяющая на основании опре­деления принадлежности конкретной ДТК к одной из выделенных четы­рех категорий установить вероятный уровень безвозвратных потерь на догоспитальном этапе, а также число раненых, нуждающихся в госпита­лизации. Для этих целей разработана методика, включающая два этапа. На первом этапе выполняется идентификация категории ДТК по числу медико-санитарных потерь и пострадавших. На втором этапе определя­ется возможное число безвозвратных потерь и число лиц, нуждающихся в госпитализации.


Поскольку проблемы стационарного этапа оказания медицинской по­мощи пострадавшим и основные направления ее совершенствования были подробно представлены в разделе 1.4, остановимся здесь на заключитель­ном периоде, направленном на уменьшение последствий ДТП (состоянии физического и психического здоровья пострадавших), снижение риска инвалидности, скорейшую интеграцию пострадавших в общество. Этим целям отвечает реабилитационный этап, который должен начинаться в стационаре и продолжаться в санаторных и амбулаторных учреждениях (Юрковский С. И., 2004). Основные задачи каждого из этих учреждений представлены на схеме 1.1.

При этом особо необходимо подчеркнуть, во-первых, необходимость преемственности в проведении реабилитационных мероприятий на всех этапах, во-вторых, их непрерывность и последовательность для обеспече­ния стойкого эффекта, в-третьих, комплексность (т. е. включение в сис-

Схема 1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

тему реабилитации медицинского, физического, психологического, про­фессионального, социального аспектов) (схема 1.2).

В заключение можно отметить, что проблема дорожно-транспортного травматизма не только крайне сложна, но и многогранна. Она требует объединения усилий со стороны многих министерств и ведомств, служб и структур, правительственного контроля (схема 1.3), создания единой информационной системы, разработки ряда законодательных и органи­зационно-методических документов. Особая роль в обеспечении безопас­ности на дорогах принадлежит системе здравоохранения, которая должна не только выступать в качестве координатора всех проводимых в данном направлении мероприятий, но и определенным образом перестроить свою деятельность в части улучшения медицинской помощи пострадавшим (ее ускорение, повышение качества на всех этапах оказания). Научно- методическому обоснованию решения указанных задач в определенной степени служит предлагаемая монография.

Разрабатывают проект закона, который существенно ужесточит наказание для злостных нарушителей ПДД. Кроме того, будет повышена ответственность дорожных служб и чиновников за качество строительства и ремонта дорог. Законопроект будет готов до 15 октября текущего года. Об этом говорится в плане мероприятий по снижению смертности населения от ДТП из 32 пунктов, утвержденном премьер-министром и опубликованном в четверг. Этот план представил накануне на совещании у президента первый вице-премьер Игорь Шувалов. Какие кардинальные нововведения и ужесточения готовят чиновники для автомобилистов и насколько новы эти предложения, разбиралась «Газета.Ru».

Напомним, что поводом для совещания первых лиц страны стало очередное ДТП с участием пассажирского автобуса, на этот раз на Дальнем Востоке.

Пьяных виновников ДТП будут лечить

Одно из главных требований, которое, по мнению чиновников, поможет снизить количество смертей на дорогах, — введение принудительного лечения нетрезвых водителей. Проект федерального закона предусматривает

возможность отправить на диагностику, профилактические мероприятия и медицинскую реабилитацию водителей, которые попались на вождении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Кроме того, при заведении дел об административных правонарушениях предусматривается возможность задерживать автомобиль и не возвращать его до уплаты залога. Поясним, что речь идет о законопроекте, над которым Министерство юстиции работало в 2014 году. Он предполагал

наделение правоохранительных органов правом задержать автомобиль, на котором ехал пьяный водитель. Чтобы вернуть транспортное средство, должнику придется заплатить 50 тыс. руб., не считая штрафа за сам факт пьяной езды.

Подобный опыт сейчас практикуется в соседней Белоруссии.

При этом стоит напомнить, что ответственность за пьяную езду . Так, в УК РФ появилась новая статья, которая предусматривает ответственность для водителей, повторно управлявших транспортным средством в состоянии опьянения и лишенных за это прав ранее. Водитель может быть приговорен к лишению свободы сроком на два года. В качестве альтернативы в УК предусмотрен штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб., а также принудительные работы.

Уголовная ответственность грозит не только тем, кто снова садится пьяным за руль в период срока лишения, но и в течение года после возврата водительского удостоверения. По данной статье привлекаются и те водители, которые первый раз лишались прав за пьяное вождение еще до 1 июля 2015 года. Отказ от освидетельствования также приравнен к состоянию опьянения. Для виновников пьяных аварий со смертельным исходом впервые был введен минимальный нижний предел наказания, что фактически не позволит им каким-либо способом избежать колонии. Так, по ч. 4 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим) с 1 июля 2015 года водителю грозит уже от двух до семи лет лишения свободы. Срок лишения свободы по ч. 6 ст. 264 УК РФ (за ДТП с двумя и более погибшими) составляет от четырех до девяти лет.

Опасному вождению дадут определение, а должников ограничат

Также планом дается поручение МВД к первому кварталу 2016 года подготовить проект постановления , в котором

будет определен состав правонарушения «опасное вождение».

Эта инициатива также хорошо знакома автовладельцам. Так, в 2012 году уже вносила в парламент аналогичный законопроект, однако он был отвергнут профильным из-за того, что понятие «агрессивное вождение» отсутствует в правилах дорожного движения. Повторно этот вопрос был поднят в 2013 году. наказывать штрафами от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. опасное маневрирование, либо опасное перестроение по полосам движения, либо резкое торможение, либо опасное приближение к впереди движущемуся автомобилю с последующим движением в непосредственной близости от него. При этом отмечалось, что нарушения должны были быть зафиксированы на фото или видео.

Кроме того, новые меры ужесточения ответственности готовят и для должников по исполнительным производствам, в том числе неплательщиков штрафов.

Им закроют доступ к ряду государственных и муниципальных услуг.

Ответственность чиновников за строительство и содержание дорог повысят

Будущий законопроект также позволит более серьезно наказывать должностных лиц, которые несут ответственность за строительство, ремонт и содержание дорог. В нем также вновь поднимается вопрос создания системы публичного мониторинга за состоянием автодорог в России.

В секретариате первого вице-премьера уточнили, что в плане предусмотрено совершенствование деятельности владельцев автомобильных дорог.

Будет уточняться термин «аварийно-опасный участок» и закрепляться обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по утверждению перечня аварийно-опасных участков.

«План предусматривает, что состояние участка дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, является одним из важнейших аспектов рассмотрения, поэтому к повышенной ответственности за уровень аварийности на дороге и степень информирования граждан об этом планируется привлекать дорожные службы, а также тех, кто отвечал за строительство дороги», — сказал представитель секретариата.

Видеокамеры установят, нарушителей закроют

В списке мер, которые могут помочь снизить смертность на дорогах, оказалось требование обязательно оборудовать автоматические железнодорожные переезды комплексами фото- и видеофиксации нарушений. Снизить число нарушителей среди перевозчиков, по мнению чиновников, сможет мера, позволяющая профильным ведомствам приостанавливать деятельность автопредприятий и предпринимателей, неоднократно замеченных в нарушении законодательства о дорожной безопасности. Главным образом это относится к тем, кто нарушал федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и изданных во исполнение их нормативных правовых актов.

Нарушители заплатят за ОСАГО больше

Еще одним новшеством должен стать прогрессивный тариф на полис ОСАГО. Правительство РФ рассмотрит возможность введения повышающего коэффициента для злостных нарушителей правил дорожного движения (ПДД). В опубликованном плане мероприятий правительства предусмотрена подготовка доклада на эту тему в первом квартале 2016 года. Поручения на эту тему даны МВД и .

Итогом станет доклад в правительство, где планируется проанализировать «возможность и последствия введения такого коэффициента для систематических нарушителей ПДД».

Увязать стоимость полиса с поведением на дорогах предлагали в разные годы представители , но пока эти планы не реализовались.