Исторические военные фестивали и реконструкции. Военно-историческая реконструкция

Нынешний год традиционно будет богат на исторические реконструкции. История как будто сама шагнет на улицы Москвы и в ближайшие области, возвращая нас ненадолго в далекое прошлое. Нас ждет много всего интересного!

У каждого есть возможность стать свидетелем важных и интересных периодов. Средневековые рыцари и богатыри, князья и викинги то тут то там словно живые cходят со страниц книг и картин. Каждый фестиваль без исключения переносит в эпоху, насыщенную событиями.

Так где можно почувствовать себя в центре исторических событий?

C 7 по 16 июня фокус внимания гостей и жителей столицы будет направлен на уже полюбившийся многим самый масштабный фестиваль истории в Европе «Времена и эпохи». На центральных улицах встанут лагеря реконструкторов, а также откроются тематические площадки с активными развлечениями.

Участники фестиваля воссоздадут историю человечества от Античности до советской оттепели. Каждый год гостей ждут новые открытия. В этом году ими станут площадки, посвященные истории Мезоамерики, Московии XV века и Османской империи.

Вход свободный.


Турнир Святого Георгия

Целых пять дней - с 12 по 16 июня 2019 года в "Коломенском " будет проходить ежегодный рыцарский турнир "Турнир Святого Георгия", в рамках которого на ристалище в конных и пеших поединках сойдутся лучшие рыцари со всего мира.

Зрители станут свидетелями серьезных боёв в рамках красочного шоу, выстроенного по канонам Средневековых церемоний. Гостям турнира представится шанс увидеть историчные доспехи и оружие, максимальное соблюдение правил Позднего Средневековья, высокий уровень технической подготовки и зрелищности.


Воиново поле

17 и 18 августа на базе отдыха "Головинка" в Калужской области клубы исторической реконструкции вместе с этнографическими и фольклорными коллективами и ремесленниками из стран ближнего зарубежья примут участие в XII фестивале исторических клубов "Воиново поле".

Гостям обещают полное погружение в историю Древней Руси. На ристалище состоится реконструкция масштабной исторической битвы с участием воинов, лучников и всадников. По открытым небом традиционно раскинутся исторические лагеря.

Билеты можно купить в кассе при входе на фестиваль.


Поле Куликово

Ежегодный военно-исторический фестиваль, посвященный Дню воинской Славы России и 639-й годовщине Куликовской битвы, будет работать для посетителей в сентябре - c 19 по 22 число - на Куликовом поле .

У его гостей есть прекрасная возможность заглянуть эпоху настоящего Средневековья и ощутить себя очевидцем Куликовской битвы. В рамках фестиваля проводятся турниры и поединки, показательные выступления конных военно-исторических клубов, конкурсы исторической реконструкции доспеха, костюма и традиционной кухни, концерты и ярмарка.

Внимание! Статья будет дополняться по мере появления информации.

Народ непомнящий своего прошлого,
не имеет будущего…

С недавних пор я занялся военно-исторической реконструкцией периода Второй Мировой Войны. Будет цикл статей на эту тематику, начиная от идеологии и, последовательно, буду описывать что это такое, как собирать форму, подбирать оружие. Буду делать репортажи с военных фестивалей, соборов и прочих событий.

Почему занялся? Я люблю оружие и его историю. А история оружия - это неотъемлемая часть военной истории. Хочется не просто уметь стрелять, но и знать почему было принято на вооружение то или иное оружие, тот или иной патрон. Мало кто из стрелков IPSC, задумывается почему для пистолетов используется патрон 9х19 Luger и много чего еще…

Почему Великая Отечественная война? Все мы должны помнить эту победу и гордиться ей. Необходимо, чтобы нашим современникам было понятно, что немцев победили не американцы, как часто показывают это в фильмах и компьютерных играх.

Это первый пост, нудный, про идеологию и общие принципы, но без введения никак нельзя.

Что такое военная реконструкция

На сегодняшний день военно-историческая реконструкция (ВИР) является популярным видом хобби среди мужского населения. Этим увлечением «болеют» и взрослые мужчины, у некоторых из которых за плечами настоящая служба в вооруженных силах, и участие в реальных военных конфликтах нашего времени, так и совсем мальчишки, в возрасте от 14 лет. Хотя надо заметить, что женщины так же присутствуют и в немалом количестве, многие из них пошли вслед за мужьями. У некоторых это семейное хобби, которое распространяется так же и на друзей.

Всех этих увлеченных людей объединяет любовь к военной истории, истории оружия и униформистике. Реконструкторы занимаются разными эпохами и армиями. В России и странах СНГ наиболее распространенным является увлечение историей Первой и Второй Мировой войны, в частности события Великой Отечественной Войны.

Многие согласятся, что военно-историческая реконструкция является одной из самых действенных форм изучения военной истории - она позволяет дополнить и укрепить знания, полученные из различных источников. Сразу надо сказать, что политике в реконструкции не место. Нет левых и правых. Реконструировать можно любые войска и интересоваться историей войск фашистской Германии не является чем-то плохим. Это история. И относиться к этому хобби надо как к истории.

Реконструкция - это спектакль, сюжетной линией которого является какое-либо сражение, эпизод военных действий между противоборствовавшими сторонами. Все без исключения участники - актеры, пусть и не профессиональные, но верящие в происходящее. Реконструкторы умеют вживаться в свои роли, что позволяет по настоящему пережить события прошлого. ВИР - это не только форма одежды, предметы снаряжения, вооружение, но и предметы быта, переживания и ощущения участников тех событий - это живая история. Ощущения, которые испытывают участники, по яркости и остроте несравнимы ни с какими другими эмоциями. Мероприятия похожи на машину времени, которая позволяет перенестись на много лет назад, оказаться на поле боя, перевоплотится на некоторое время в воина того времени.

Основной принцип реконструкции, которого придерживаются клубы - это максимальное историческое соответствие эпохе во всем, от бытовых мелочей до тактики действия. Если это правило не соблюдается, то реконструкция превращается плохо театрализованную вечеринку «покемонов». Кружки, зажигалки, перочиные ножи, любая мелочь - не мелочь!

Еще одно важное замечание: военная реконструкция - это не только умение правильно носить форму. Это умение хранить память о подвигах наших предков. Поэтому многие военно-исторические клубы (ВИК) созданы на базе поисковых отрядов (ПО), занимающихся раскопками на полях бывших сражений. Это не “чёрные” копатели, как вы могли подумать. Это официальные сообщества, все делается по белому в рамках закона (а у нас суровые законы за нелегальную археологическую деятельность, скажу я вам). Поисковые отряды находят останки, идентифицируют их, отыскивают родственников и делают перезахоронение с почестями.

Вид на реконструкцию глазами реконструктора. События фестиваля Поле Боя 2013 года.

Самым масштабынм военным фестивалем, посвященным Второй Мировой Войне в России является международный фестиваль “Поле Боя”.

Корни военной реконструкции

Движение «Ожившей Истории» зародилось в первой половине двадцатого века в Британии. Задачей реконструкторов было изучение истории какого либо периода не в кабинете историка, а непосредственно, в действии. Почувствовать вес старинного снаряжения, понять расстояние можно в нем преодолеть, испробовать, как оно себя вело в походе и в бою, пожить в военном лагере того времени, поесть пищи, приготовленной по рецептам того времени… Историки и ученые получали ответы на разнообразные вопросы - какой протяженности марш могли совершать армии в том или ином снаряжении, как ведёт себя техника на дорогах в разном состоянии, у чьей армии было более совершенное вооружение и снаряжение, чьи мундиры более функциональны и так далее… Подобные «мелочи» влияли на ход компаний, и реконструкция позволила намного лучше изучить причину исторического события.

Проявилась еще одна сторона исторической реконструкции - заработала своеобразная “машина времени”, позволившая каждому участнику своими глазами увидеть картину, близкую к событиям минувших дней и пережить, связанные с увиденным, эмоции и впечатления. Любители истории потянулись в движение. На сегодняшний день историческая реконструкция объединяет тысячи людей во многих странах мира. Трудно найти то историческое событие, которое еще не реконструируют. Каждый найдет для себя свою эпоху.

Каким образом реконструкторы делятся на «своих» и «немцев»?

Все реконструкторы универсальные солдаты. На первом этапе увлечения реконструкцией многие начинают воссоздавать юойцов РККА (Рабоче Крестьянской Красной Армии). Во-первых из чисто патриотических соображений, во вторых - это дешевле, чем реконструировать армии других стран. Советская форма имеется почти у всех, вне зависимости от того, войска какой страны реконструируются. На любой реконструкции немцев всегда меньше по определению - дело не только в принципах, но и стоимости формы. Собрать советскую форму стоит около 30 тысяч рублей. Немецкую форму собрать стоит значительно дороже - от 60 т. р.. Так что немцы, в основном, люди взрослые, обеспеченные и не первый год занимающиеся военной реконструкцией.

Что дает это хобби?

Используя снаряжение и оружие образцов войны, можно досконально изучить его, найти для себя ответы на интересующие вопросы, понять для чего предназначалась каждая деталь аммуниции. Можно научиться разбирать, чистить и собирать личное оружие. Вам будет тяжело на переходах и маршах, жарко под палящим солнцем, мокро и сыро под плащ-палаткой в дождливую погоду, снаряжение будет мешать вам, а тяжелая винтовка или пулемет и боеприпасы будут тяготить вас. Вы поймете, что такое выкопать окоп, траншею, блиндаж, что такое переночевать в полевых условиях и простоять несколько часов в сыром окопе в любую погоду. Вы услышите грохот артподготовки, увидите столбы земли, поднимающиеся в небо. В нарастающем гуле стрельбы и взрывов, видя впереди вспышки винтовок и пулеметов противника, осознаете насколько ничтожно коротка могла быть жизнь солдата на Поле Боя. Это возможность пообщаться с интересными людьми и единомышленниками.

Представляете, в детстве вы ходили по музеям, видели экспонаты но не могли их трогать. ВИР - это возможность не только собрать у себя дома музей, частичку истории, но и трогать эти вещи и пользоваться ими.

С чего начать?

Начните с поиска подходящего клуба реконструкторов. Найдите клуб, который находится в вашем городе или близ-лижащем. Познакомтесь. Вам обязательно нужно будет встретиться с участниками клуба и, в частности, с командиром. Так как ВИК - по своей организации приближены к военным, то и порядки там как у военных. Будте готовы к выполнению приказов и выполнению внутреннего устава. После того как нашли клуб нужно начинать собирать форму. Одежад и снаряжение - это отдельная большая тема, которую я буду разбирать по частям, начиная с головных уборов.

Ну и, конечно же, читайте книги по истории. Не верьте всему, что пишут в Википедии и не стройте свою базу знаний на художественных фильмах.

Заключение

Ну и на последок приведу циатату Маршал Советского Союза Жуков Г. К.:
Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень нужно изучать военный опыт, собирать документы, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные даты и славные имена. Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты. Относитесь к ним бережно.

Фильм о фестивале "War and peace show"

Последние тридцать лет шоу «Война и мир» позволяет зрителям не только познакомиться с военной техникой разных стран, но и увидеть реконструкцию целого ряда сражений, некогда переломивших ход истории.

Глубина реконструкции может быть разной. Начинающие любители, как правило, ограничиваются общим видом костюма, не заботясь особенно о его исторической достоверности, аутентичности используемых тканей и уместности сочетания цветов. Те, для кого историческая реконструкция стала настоящим хобби, относятся к экипировке значительно серьезнее. Как правило, костюм составляется согласно «паспорту», где тщательно описан каждый его элемент: ткань, способ ее окраски, источник выкройки (по материалам археологических находок, музейных коллекций и произведений искусства), используемые виды ручных или машинных швов, примерный временной промежуток, которому одежда соответствует. «Паспорта» проверяются специальной комиссией, и, если источники достаточно достоверны – претендент допускается на фестиваль исторической реконструкции в качестве участника, а не зрителя.

Если одежду, как правило, каждый реконструктор может сшить сам, то с более сложными изделиями из металла, кожи, меха, сложно справиться без специальных навыков и оборудования. Обувь, оружие и доспехи, пояса и застежки многие покупают в специальных мастерских или на фестивалях.

Самые увлеченные реконструкторы практически выходят на профессиональный уровень: для них важен не только внешний вид изделия, но и доскональное следование исторической традиционной технологии. Они самостоятельно прядут и ткут, окрашивают полотно натуральными красителями, используют исторически достоверные иглы и наперстки. На своих мероприятиях они воссоздают не только костюм, но и повседневный быт выбранной эпохи: шатры и палатки, посуду, музыкальные инструменты.

От античности до недавнего прошлого: эпохи реконструкции

Выбранная для реконструирования эпоха может быть разной. Если древний мир и античность на территории СНГ представлены очень небольшим количеством клубов, то любителей раннего и позднего Средневековья насчитывается очень много. Причем подходы к реконструкции раннего Средневековья, как правило, довольно строги и тяготеют к «глубокой» реконструкции. Однако после XIII и особенно XV века костюмы становятся слишком сложными, чтобы требовать от большинства участников фестивалей полного соответствия эпохе. Именно из-за сложности технологий и труднодоступности материалов столь немногие занимаются и реконструкцией быта XVI-XVIII веков. Некоторые энтузиасты практически профессионально воссоздают эпоху Наполеоновских войн и события Великой Отечественной, и здесь требования к исторической достоверности вновь сильно ужесточаются.

Однако костюмом, естественно, движение исторической реконструкции не ограничивается: такое хобби было бы попросту скучным. Огромное количество клубов делится не только по эпохам и глубине реконструкции, но и по специализации внутри движения. Военно-исторические клубы много внимания уделяют физической подготовке и военной истории – именно их представители разыгрывают исторические сражения или устраивают рыцарские турниры. Многие коллективы исполняют средневековую музыку или изучают танцы. Чрезвычайно ценятся в среде реконструкторов разного рода ремесленники, работающие по историческим технологиям: оружейники, использующие , вышивальщицы, скорняки. Некоторые изучают старинные источники в поисках аутентичных рецептов еды, напитков или косметических средств.

Зачастую это хобби становится профессией. Реконструкторов приглашают в массовку для съемок исторических фильмов, рекламных роликов, они устраивают туристические аттракционы.

Где и когда проходят фестивали исторической реконструкции

Крупные фестивали исторической реконструкции , собирающие более тысячи участников, ежегодно проходят в Выборге (конец июля), в крымском Судаке (первая половина августа), украинском Хотине (конец апреля – начало мая), белорусском Новогрудке (конец июня). Знаменитые сражения реконструируют в Бородино в начале сентября, в д. Самолва под Псковом (середина апреля), в польском Дубровно (Грюнвальдское сражение в июле). Менее масштабные фестивали проходят практически каждые выходные сезона: в Изборске, Мстиславле, Мамоново под Калининградом, подмосковном Дракино.

Друзья, давайте поговорим на тему военных рекоснсрукций. Один мой приятель, давно занимается этим увлечением. Различные мероприятиях ко дню победы, военные фестивали, съемки в фильмах и передачах - список с их участием весьма обширный. Подобное увлечение весьма увлекательное и познавательное занятие. По моей просьбе, он скинул мне интересную статью, которая приоткрывает занавес и позволяет изнутри взглянуть на данное увлечение. Товарищ представляет бойца Вермахта, в связи с чем, большинство фотографий будет с вражеской стороны))
*все фото взяты из личного альбома.

Группы военно-исторической реконструкции - это объединения любителей военной истории, поставивших своей целью исторически достоверное воссоздание подразделений армий минувших эпох, изучаемых членами объединения. При этом воссоздаются не только предметы обмундирования, снаряжения и макетов вооружения, но также строевые приемы, воинская иерархия, традиции, способы лагерного размещения, марши, эпизоды сражений...

Подобная реконструкция служит, с одной стороны, практическому изучению и наглядной демонстрации сцен из жизни армий прошлого, с другой, представляет возможность для членов групп прочувствовать с определенной степенью достоверности жизнь воинов той или иной эпохи. Реализация целей реконструкции через вышеуказанные методы невозможна без соблюдения определенных правил, вне которых исключается достижение положительного эффекта как для самих членов групп исторической реконструкции, так и для зрителей воссоздаваемых сцен. Структура, дисциплина, чинопроизводство. Группой военно-исторической реконструкции считается объединение, насчитывающее в своих рядах не менее 5 человек, обмундированных и экипированных на одну эпоху.Группы военно-исторической реконструкции не могут реализовать цели движения без поддержания строгой дисциплины. Прежде всего именно дисциплина отличает избравших военно-историческую реконструкцию от так называемых "отдыхающих на фоне исторических памятников" граждан. В связи с этим необходимо безусловное подчинение всех членов групп реконструкции своим начальникам, а частных командиров - командующему.

Естественным образом из вопроса дисциплины вытекает вопрос чинопроизводства. Право носить офицерские погоны может быть признано лишь за теми, кто сумел организовать, возглавить и в течение продолжительного времени руководить деятельностью объединения в 25 - 30 человек. В группах исторической реконструкции следует иметь соотношение младшего офицерского состава к рядовым не более чем 1 к 10; в старшие офицеры следует производить людей только в особых случаях. Правила ношения формы. Военный мундир, носимый всеми членами групп военно-исторической реконструкции, в точности должен соответствовать тому, который носился в реконструируемой армии в соответствующую эпоху. Исключается смешение элементов исторической униформы с современным военным и гражданским костюмом, как дискредитирующее по своей сути движение реконструкции. Также исключается ношение каких-либо знаков и значков, не имеющих отношения к реконструируемой униформе. Равным образом запрещается ношение боевых орденов и наград, кроме исключительных случаев, когда награда фактически является принадлежностью униформы.

Реконструкция боевых действий. Реконструкция боя является сложным элементом в деятельности военно-исторических групп. В ходе реконструкции боя, как формы театрального действия, недопустимы какие-либо попытки нанесения физического, материального и морального ущерба "противнику". Абсолютно неприемлемы намеренное повреждение обмундирования и снаряжения, захват знамен и штандартов (если это не было оговорено обеими сторонами). Подобные "трофеи" говорят не о доблести их захвативших, а скорее наоборот. Ведь, то, что является подвигом в настоящей войне, в реконструкции, когда перед тобой коллеги по увлечению, превращается в элементарное хамство. Из понятия реконструкции боя как некой формы театрального действия естественным образом вытекает и отношение к появлению на поле боя посторонних лиц. Категорически запрещается фото и телесъемка самими участниками военно-исторического действия. Присутствие на поле боя фотокорреспондентов и телеоператоров возможно только с разрешения организаторов мероприятия и в том количестве, которое будет сочтено возможным для каждого конкретного случая. Всем прочим представителем средств массовой информации разрешается производить съемку только с мест, специально отведенных для прессы. Наконец, любительская съемка без ограничений возможна лишь со зрительских мест.

Допустимо участие детей полка в подготовительных мероприятиях, маневрах и походной жизни, ибо это приобщает их к истории. Однако малолетним детям, не достигшим 14 лет, категорически запрещается участие в боевых действиях. Подростки, от 14 лет до 18 лет, могут участвовать в реконструкции боевых эпизодов лишь при письменном согласии родителей и под полную ответственность руководителей соответствующих групп.
Военный элемент военно-исторической реконструкции должен выражаться в беспрекословном подчинении всех командиров старшему начальству во всех действиях. При их проведении необходимы не только дисциплина и порядок, но и строгое соблюдение мер безопасности в обращении с макетами оружия. Нужен строжайший контроль за правильным использованием пиротехнических средств. Не допускается применение пиротехнических средств в непосредственной близости от людей и лошадей. Недопустима стрельба с короткого расстояния. Должны быть исключены удары острием макетов холодного оружия. Руководители групп несут персональную ответственность за соблюдение мер безопасности членами их объединений.
Категорически исключается участие в боевых эпизодах лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за это также несут ответственность командиры означенных групп.
Немаловажным элементом деятельности групп военно-исторической реконструкции, который связан именно в их воинской составляющей, является лагерное расположение, которое сопутствует проведению многих мероприятий.


Здесь очень четко проявляется отличие групп военно-исторической реконструкции от обычных коллективов, занимающихся деятельностью, связанной с театрализацией. В последнем случае актеры или иные лица, выполняющие схожие с ними функции, выступают лишь на сценическом пространстве во время представлений. Напротив, члены военно-исторических формирований выполняют свои роли и вне этого пространства, оставаясь солдатами и офицерами на протяжении всего мероприятия. Именно поэтому в лагере групп военно-исторической реконструкции должен поддерживаться строгий воинский порядок и обязательно наряжаться караул, по возможности в соответствии с уставом реконструируемой армии. Данный караул должен нести охрану лагеря, где порой хранятся немалые материальные ценности, так и поддерживать порядок в самом лагере.
Игровой элемент военно-исторической реконструкции подразумевает собой организацию боевых действий таким образом, чтобы у ее участников оставалась возможность проявить инициативу в рамках заданной схемы боя. Для этого его сценарий должен быть максимально прост, и состоять по возможности из ряда отдельных четко читаемых актов, с ясно очерченными начальными и конечными условиями. В таком случае при соблюдении общей идеи хода боя и при его достаточно динамичной картине внутри каждого акта солдаты и частные командиры получат возможность проявить инициативу и почувствовать себя в определенной степени участниками не просто постановки, но и увлекательной игры.

Как следует расценивать деятельность тех, кто называет себя историческими реконструкторами? Что это — хобби или профессия? Какую роль в современном обществе играет реконструкция исторических событий — это только лишь развлечение или что-то еще? В данной статье мы попытались ответить на эти и другие вопросы, связанные с исторической реконструкцией.

Почему-то принято считать, что историческая реконструкция — это достаточно недавнее хобби. Мол, первые клубы и сообщества людей, именуемых себя реконструкторами, стали возникать в Западной Европе и в США только лишь после Второй мировой войны. На самом деле это, конечно же, не так — корни данного увлечения уходят в глубину веков, а если точнее — то в античные времена. Хотя, конечно же, тогда это было вовсе не хобби, а скорее, профессия.

Впрочем, для того, чтобы углубиться в историю этого увлечения, прежде всего следует понять — а кто же такие исторические реконструкторы? Обычно так называют людей, которые пытаются точно воспроизвести быт, развлечения, сражения или материальную (впрочем, иногда и духовную) культуру какой-нибудь давно ушедшей эпохи. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности.

Так вот, если реконструктор — это человек, воссоздающий события прошлого, то следует признать, что исторической реконструкцией занимались еще… в Древнем Риме. Как мы помним, римляне чрезвычайно любили гладиаторские бои. Так вот, время от времени эти состязания принимали вид сражений прошлого. Например, одну группу гладиаторов одевали как солдат Александра Македонского, другую — как персов Дария III Кодомана, и после этого они разыгрывали какой-нибудь эпизод из битвы при Гавгамелах.

Читайте также: Суперхобби: танки в масштабе 1:1

При этом бойцы старались следовать исторической правде во всех мелочах — отряды маневрировали так же, как и войска, участвовавшие в этой битве, предводители отрядов называли себя именами македонских и персидских полководцев и т.п. Так что подобное действо вполне можно считать военной реконструкцией. От современных аналогов оно отличалось лишь тем, что во время этой битвы бойцы умирали по-настоящему.

Итак, следует признать, что сначала появилась военная реконструкция, которая функционировала как элемент шоу (ибо бои гладиаторов были скорее древнеримскими шоу, нежели спортивными состязаниями). Позже, в эпоху Средневековья, она уже перестала быть столь кровавой, однако все-таки сохранилась. Во время всевозможных праздников при дворах монархов и аристократии часто разыгрывались фрагменты из битв прошлого, например, те же эпизоды сражений Александра Македонского.

Позже, с XVII-XVIII веков, начали возникать клубы любителей старины, которые стали прообразами объединений современных реконструкторов. Например, в Англии очень популярным увлечением была стрельба из средневекового "длинного" лука. Секретарь великого немецкого поэта Гете Иоганн Петер Эккерман писал, что: "Там (то есть в Англии. — Ред. ) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне — обычно это бывает уже под вечер — и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Это все были рослые люди, и натягивая тетиву, они принимали удивительно живописные позы".

Параллельно с этим развивалась и бытовая реконструкция, которая сначала была элементом городских карнавалов. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались воспроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. А с начала XIX столетия в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, причем отнюдь не с коммерческой целью.

Пионерами этого движения следует считать двух шведов, Хенрика и Хьялмара Линги, которые, увлекаясь эпохой викингов, стремились точно воссоздавать не только оружие и доспехи этих бесстрашных воинов, но и домашнюю утварь той эпохи. Они ориентировались на сведения, полученные из скандинавских саг. Позже пример талантливых отца и сына вдохновил других любителей старины из Западной Европы, и изделия минувших эпох собственного изготовления на какое-то время стали чуть ли не обычным предметом интерьера.

В конце XIX века была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в Германии. По специальному распоряжению кайзеровского правительства, когда целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий минувших эпох. Кто-то восстанавливал внешний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варваров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не только элементами шоу тех времен — их участники помогали историкам проводить некоторые исследования. Так, например, именно реконструкция битвы при Грюневальде помогла прояснить некоторые загадки этого выдающегося сражения.