Используя обществоведческие. Подготовка к ЕГЭ Обществознание
Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения).
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Главный элемент конституционного права на судебную защиту - право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя.
Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях...
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность.
Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.
Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств - просто потому, что об этом никто не подумал.
Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела.
По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».
(В. П. Лукин )
О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Указано конституционное право:
Право на судебную защиту (право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя).
2. Условие реализации, рассматриваемое автором:
Обеспечения информационной доступности суда.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Указана проблема процедуры приема жалоб:
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию.
2. Названы два проявления этой проблемы:
Исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни»
Исковые требования и жалобы принимаются при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность
3. Указана роль федеральных законов в решении этой проблемы
Ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов (соответствующих процессуальных кодексов).
4. Объяснен смысл понятия, например:
Суд - это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке.
Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Правоохранительные органы, судебная система
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.
Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.
Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…
С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.
(Н. Зимина)
2. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.
3. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.
4. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.
ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ:
Вопрос 1.
Политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты.
Основания:
- С точки зрения организационной структуры
- С точки зрения особенностей правового положения
Вопрос 2.
Требования:
- они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты
- партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов
- законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний
Объяснение необходимости: партии получают финансовую поддержку государства, то есть деньги налогоплательщиков. Значит, они обязаны отчитываться, куда их потратили. Также государство хочет знать от каких иных спонсоров партии поступили
Вопрос 3.
Функции, названные в тексте:
- представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов
- проводят кампании за их избрание
- привлекают на свою сторону массы
Другие функции партий
- разработка политических программ (партия представила свою программу по решению проблемы ограниченности ресурсов)
- политическая социализация граждан (партия провела ряд демонстраций с участием молодежных групп)
- выражение интересов различных групп людей (партия представляет интересы среднего класса, тем самым она добивается от государства финансирования малого бизнеса)
Вопрос 4.
Государственная поддержка избирательных кампаний партий позволяет:
- реализовать право граждан быть избранными в органы гос.власти даже при недостатке личных и спонсорских средств для финансировании кампании
- дает возможность многим партиям участвовать в выборах, следствием чего становится реализация прав граждан, которые могут сделать свой выбор из множества кандидатов исходя из своих предпочтений
- дает равные возможности разным политическим силам, за которыми стоят разные группы давления
Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.
Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.
По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.
Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.
Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.
Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
(М.И. Абдулаев)
Показать ответ
В правильном ответе должны быть названы нормативные правовые акты и даны соответствующие пояснения:
1) Конституция РФ (в числе прав и свобод человека и гражданина утверждаются равноправие, различные политические свободы, право защищать честь и достоинство);
2) Семейный кодекс РФ (утверждается добровольность вступления в брак, равноправие супругов, необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов);
3) Гражданский кодекс (закрепляются права собственников, свобода предпринимательской деятельности, механизм защиты чести и достоинства, возмещения морального вреда).
Могут быть даны иные пояснения.
Могут быть названы и пояснены другие нормативные правовые акты
Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?
👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность…
Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.
Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда… В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.
Труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры…
Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом-то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.
(А. Г. Спиркин)
Баллы |
|
элементы : 1) ответ на первый вопрос : потребности и труд; 2) ответ на второй вопрос : «получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им»; ИЛИ «Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других». Может быть приведена другая цитата из текста. Ответ на второй вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу форме |
|
Даны правильные ответы на два вопроса |
|
Дан правильный ответ на один любой вопрос |
|
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
[свернуть]
22. Какое определение труда приведено в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, объясните мысль автора о том, что труд, во-первых, порождает мир культуры, а во-вторых, является феноменом культуры (дайте объяснение по каждому пункту).
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) определение : труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества; 2) объяснение по первому пункту (труд порождает мир культуры), например: результатом труда являются материальные предметы, информация, художественные произведения и т. п., составляющие материальную и духовную культуру общества; 3) объяснение по второму пункту (труд является феноменом культуры), например: трудовая деятельность осуществляется имеющимися в данной культуре средствами и способами, на основе норм и правил данной культуры. Могут быть даны другие объяснения |
|
Правильно приведено определение, даны объяснения по двум пунктам |
|
Правильно приведено определение, дано объяснение по одному любому пункту. ИЛИ Даны только объяснения по двум пунктам |
|
Правильно приведено только определение. ИЛИ Дано только объяснение по любому одному пункту. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
[свернуть]
23. Примеры каких двух групп потребностей приведены в тексте? (Укажите группу и примеры потребностей.) Используя обществоведческие знания, укажите любую другую группу потребностей и соответствующий пример потребности, удовлетворение которой может быть связано с трудовой деятельностью.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) группы и примеры потребностей по тексту : — материальные/естественные потребности (в жилье, пище, одежде и др. вещах); — социальные (в признании со стороны других людей); (Указание групп потребностей без соответствующих примеров не засчитывается при оценивании.) 2) другая группа и пример потребности : идеальные (духовные) потребности (например, познать самого себя, узнать свои качества как работника, совершенствовать их). Может быть приведён иной пример. Может быть названа другая группа потребностей и приведён другой пример потребностей этой группы |
|
Правильно названы две группы потребностей по тексту с соответствующими примерами, другая группа и пример потребности (всего шесть позиций) |
|
Правильно приведены любые четыре-пять позиций |
|
Правильно приведены любые две-три позиции |
|
Приведена любая одна позиция. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
[свернуть]
24. Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два позитивных и два негативных последствия этих процессов.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) позитивные последствия , например: — люди могут в полной мере, с учётом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов, удовлетворить свои желания; — интенсивно работает творческая мысль производителей благ, художников, дизайнеров и т. п.; 2) негативные последствия , например: — неэффективно расходуются ограниченные ресурсы общества; — у многих людей формируются мнимые потребности, удовлетворение которых причиняет вред физическому или (и) нравственному здоровью этих людей. Могут быть приведены иные позитивные и негативные последствия |
|
Приведены два позитивных и два негативных последствия |
|
Приведены любые три последствия |
|
Приведены любые два последствия |
|
Приведено только одно любое последствие. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |