Инструктаж на рабочем месте: виды, процедура проведения и периодичность. Каковы действия наряда полиции в данной ситуации? Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на «дистанционщиков»

Трудовое законодательство обязывает проводить инструктажи, которые направлены на ознакомление сотрудников с мерами по охране их труда. В связи с этим следует разобраться какие формы инструктажа предусмотрены и какой порядок для их проведения установлен.

Необходимы для обеспечения безопасности.

В соответствии с требованиями трудового законодательства, работодатель обязан осуществлять проведение инструктажей на рабочем месте для лиц, которые впервые приняты в организацию или переведены на должность из другой организации.

Цель проведения инструктажей, обеспечение на рабочем месте каждым из сотрудников, а также снижение риска возникновения ситуаций, итогом которых может стать получение сотрудником травм.

Помимо норм, закрепленных в трудовом законодательстве, основанием для осуществления и процедура проведения инструктажа закреплена в Постановлении Министерства труда РФ и Министерства образования РФ No 1/29 от 13.01.2013 года.

Соблюдение требований этого документа обязательно для каждого работодателя независимо от его правовой формы.

Указанный нормативный документ, содержит следующие виды инструктажа, проводимые на предприятии.

Вводный

Проводиться для лиц, которые были только что приняты на службу, которые обучаются на производстве, которые были переведены из других организаций, а также тех, которые прибыли в организацию в результате командировки.

Проведение вводного инструктажа возлагается на специалиста по или на иное лицо, которое обязано проводить подобный инструктаж в соответствии с приказом работодателя.

Первичный

Проводится на рабочем месте.

Проводиться для вышеуказанных лиц непосредственным руководителем или специалистом по охране труда. Такая должна быть произведена непосредственно на рабочем месте сотрудника.

Во время проведения такой инструкции, уполномоченным лицом, должна быть сообщена работнику следующая информация:

  1. Правила поведения во время выполнения своих непосредственных обязанностей;
  2. Какие меры должны быть приняты лицом для обеспечения своей безопасности во время осуществления трудовой функции;
  3. О мерах противопожарной защиты;
  4. О правилах безопасного использования электроприборов;
  5. О правилах использования индивидуальных или массовых средствах защиты;
  6. О действиях, которые должны быть осуществлены во время возникновения чрезвычайной ситуации в организации.

Обратите внимание на то, что работники, которые не связаны с использованием предметов повышенной опасности в процессе исполнения трудовой функции, могут быть освобождены от прохождения первичной инструкции. Перечень должностей, для которых курс инструктажа в организации обязателен, должен быть утвержден руководителем и закреплен в соответствующем локальном документе.

В случае не прохождения курса или недостаточного его усвоения, лицо может быть отстранено от выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей, без сохранения заработной платы.

Такой инструктаж должен быть проведен не менее одного раза в полгода. Меньший срок может быть закреплен руководителем организации в своем приказе. Необходимость проведения заключается в проверке знаний по охране труда, имеющихся у каждого сотрудника.

Инструктаж может быть проведен для каждого сотрудника в индивидуальном порядке, а также для всего коллектива.

Проводится по разным причинам.

Проведение такой инструкции, осуществляется при возникновении следующих обстоятельств:

  • внесение изменений в федеральные акты, содержащие положения, касающиеся охраны труда, а также внесения изменений в локальные нормативно – правовые документы организации;
  • изменения технологии производства на предприятии, замена или модернизация оборудования, используемого сотрудниками;
  • в связи с выявлением факта нарушения работником требований, которые касаются охраны труда и который повлек за собой возможность наступления тяжких неблагоприятных последствий (факт возникновения несчастного случая в организации);
  • в связи с предписанием надзорного органа в сфере охраны труда;
  • в связи с фактом перерыва в работе;
  • в связи с решением, принятым руководителем организации.

Целевой

Проводится в случае необходимости ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.

Обратите внимание, что для того чтобы провести инструктаж, руководителем предприятия должны быть сформирована специальная программа. Для каждого вида инструктажа, программа должна быть самостоятельной. Разрабатываются программы в соответствии с федеральными нормативными документами, которые приняты для каждой сфер производственной деятельности.

Результат такой проверки должен быть внесен в соответствующий журнал.

Следует отметить также, что форма журнала утверждена на федеральном уровне ГОСТ 12.0.004-90, приложение № 6.

От чего зависит периодичность инструктажа на рабочем месте?

Обстоятельства, при которых проводить инструктаж обязательно, установлены Постановлением № 1/29. Дополнительно работодатель может самостоятельно установить случаи, при наступлении которых сотрудники должны быть проинструктированы.

Когда проводится повторный инструктаж?

Руководитель самостоятельно выбирает периодичность.

Как ранее уже было отмечено на основании положений Постановления № 1/29, проведение повторного инструктажа должно осуществляться не менее одного раза в течение полугода.

Это означает, что меньше указанного количества инструкций направленных на охрану труда, в определенный период времени работодателем проведено, быть может.

На практике руководитель организации самостоятельно определяет сколько раз и в течение какого периода сотрудники должны быть повторно проинструктированы.

Зачастую локальными документами предусматривается, что такой инструктаж должен быть проведен не менее одного раза в три месяца.

Такой подход считается самым оптимальным, поскольку увеличение количества инструктажей может привести к их формальному проведению.

Как часто проводится инструктаж на рабочем месте?

Итак, частота инструктирования сотрудников по охране их трудовой деятельности:

  1. Вводный инструктаж проводиться каждый раз, после того, как в организацию принят новый работник;
  2. Первичный проводиться до начала осуществления трудовой функции и при переводе на другое место, внутри организации;
  3. Повторный проводится минимум раз в полгода;
  4. Целевой или внеплановый при возникновении на предприятии чрезвычайных обстоятельств.

Из этого видео вы узнаете, как провести первичный инструктаж.

Форма для приема вопроса, напишите свой

структажей в разных отраслях устанавливаются соответствующими отраслевыми и межотраслеыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Работодатель обязан проводить, а работник обязан проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Конкретные правила, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей в разных отраслях устанавливаются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Согласно ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан проводить, а работник обязан проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Помимо Порядка обучения документом, регулирующим вопросы проведения инструктажа, является «ГОСТ 12.0.004-90. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797 (далее - ГОСТ 12.0.004-90).

Конкретные правила, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей в разных отраслях устанавливаются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.8 Порядка обучения).

В программу проведения инструктажей включаются вопросы пожарно-технического минимума, содержание которого установлено Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, далее - Нормы пожарной безопасности). После проведения инструктажа по пожарной безопасности инструктируемый и инструктирующий расписываются в Журнале учета инструктажей по пожарной безопасности (п. 10 Норм пожарной безопасности).

В соответствии с п. 2.1 Порядка обучения и разд. 7 ГОСТ 12.0.004-90 работодатель обязан проводить следующие виды инструктажей:

  • вводный инструктаж, который проводится со всеми работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации, до момента их допуска на рабочее место (например, сразу после заключения трудового договора с работником);
  • первичный инструктаж на рабочем месте. Он проводится на рабочем месте после прохождения вводного инструктажа, но до допуска работника или другого лица, участвующего в производственной деятельности организации, к самостоятельной работе;
  • повторный инструктаж (проводится со всеми работниками, которые проходили первичный инструктаж);
  • внеплановый и целевой инструктажи, которые проводятся с работниками при наступлении определенных обстоятельств.


ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Лица, обязанные проходить вводный инструктаж, установлены п. 2.1.2 Порядка обучения. К ним относятся:

  • лица, принимаемые на работу;
  • работники, командированные в организацию;
  • работники сторонних организаций, выполняющие в организации работы на выделенном участке;
  • обучающиеся образовательных организаций, проходящие в организации производственную практику;


Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности (п. 2.1.2 Порядка обучения).

Проведение вводного инструктажа осуществляется в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (п. 7.1.3 ГОСТ 12.0.004-90). Его продолжительность должна соответствовать программе инструктажа, которая разрабатывается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации и утверждается приказом работодателя (п. 2.1.2 Порядка обучения). Унифицированной формы приказа об утверждении программы вводного инструктажа не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в Приложении 3 ГОСТ 12.0.004-90.

При проведении вводного инструктажа работникам сообщаются общие знания по охране труда:

  • правила поведения и основные меры безопасности на территории и в производственных помещениях организации;
  • правила электро- и противопожарной безопасности;
  • правила пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • обязанности работника при аварии, несчастном случае, пожаре и т.д.


После проведения данного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Затем в журнале регистрации вводного инструктажа делается запись о дате его проведения с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения, п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90). Кроме того, запись о проведении инструктажа может быть сделана и в личной карточке прохождения обучения (п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90).


Формы журнала регистрации вводного инструктажа и личной карточки прохождения обучения приведены в Приложениях 4, 6 и 2 ГОСТ 12.0.004-90.

Формы документов, приведенные в указанных Приложениях ГОСТ 12.0.004-90, носят рекомендательный характер. В связи с этим работодатель может приказом утвердить иные формы, но с обязательным включением граф, которые заполняются по окончании проведения инструктажа.

ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Лица, обязанные проходить первичный инструктаж на рабочем месте (далее - первичный инструктаж), установлены п. 2.1.4 Порядка обучения. К ним относятся:

  • все вновь принятые в организацию работники. В их число также включаются:

Работники, которые выполняют работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ;
- совместители;
- надомники, которые используют материалы, инструменты и механизмы, выделяемые работодателем или приобретаемые ими за свой счет;

  • работники организации, переведенные в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работники, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • командированные работники сторонних организаций;
  • обучающиеся образовательных организаций, проходящие производственную практику (практические занятия);
  • другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.


Могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов (п. 2.1.4 Порядка обучения). При этом работодателем должен быть утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Первичный инструктаж проводится непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте до начала работником самостоятельной работы.

Пунктом 7.2.3 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что первичный инструктаж может проводиться:


Этот инструктаж должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Программа первичного инструктажа разрабатывается руководителем структурного подразделения, согласовывается со специалистом по охране труда или работником, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, и утверждается приказом работодателя. Программа разрабатывается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации, структурного подразделения, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Примерный перечень вопросов для составления программы первичного инструктажа приведен в Приложении 5 ГОСТ 12.0.004-90.

После окончания первичного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения).

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае издается приказ об отстранении данного лица от работы. В нем указываются причина, а также период отстранения от работы - до прохождения данным работником первичного инструктажа на рабочем месте с положительным результатом проверки приобретенных им знаний и навыков безопасных приемов работы. Приказ издается на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте. На период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Если получен положительный результат проверки приобретенных знаний и навыков, издается приказ о допуске к работе. Приказ издается на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте.

По окончании первичного инструктажа в журнал регистрации инструктажа вносятся:

  • дата его проведения;
  • запись о его проведении с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения);
  • запись о допуске к самостоятельной работе.


Кроме того, запись о проведении первичного инструктажа может быть сделана и в личной карточке прохождения обучения. Форма журнала регистрации инструктажа приведена в Приложении 6 ГОСТ 12.0.004-90.

СИТУАЦИЯ ИЗ ПРАКТИКИ

Обязательно ли прохождение работником стажировки на рабочем месте по окончании первичного инструктажа?


После первичного инструктажа все рабочие в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации) обязаны проходить стажировку на рабочем месте (п. 7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90).

Но согласно ч. 3 ст. 225 ТК РФ стажировку на рабочем месте должны проходить только лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Исходя из правил, установленных ст. 423 ТК РФ, положения ГОСТ 12.0.004-90 могут применяться в части, не противоречащей ТК РФ.

Помимо этого, п. 2.2.2 Порядка обучения также установлено, что обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте производится работодателем в отношении лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, стажировка на рабочем месте после первичного инструктажа обязательна только для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

ПОВТОРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев для всех работников, которые проходили первичный инструктаж (п. 2.1.5 Порядка обучения).

Инструктаж осуществляется непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте по программе первичного инструктажа (п. 7.3.2 ГОСТ 12.0.004-90) и должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда. Подробнее об этом см. п. 2.3 настоящего материала.

Повторный инструктаж может проводиться:

  • индивидуально с каждым работником;
  • с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.



После окончания повторного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае необходимо издать приказ об отстранении их от работы.

В журнале регистрации инструктажа делается запись о дате проведения повторного инструктажа с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения).

Кроме того, запись о проведении повторного инструктажа может быть сделана и в личной карточке прохождения обучения. Форма журнала регистрации инструктажа приведена в Приложении 6 ГОСТ 12.0.004-90.

ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Обстоятельства, при наступлении которых проводится внеплановый инструктаж, установлены п. 2.1.6 Порядка обучения. К ним относятся:

  • введение в действие новых или изменение законодательных и иных нормативных правовых актов, а также инструкций по охране труда;
  • изменение технологических процессов, замена или модернизация оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • нарушение работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
  • требование о проведении внепланового инструктажа должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • перерывы в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);
  • решение работодателя (или уполномоченного им лица) о проведении внепланового инструктажа.


Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте только с теми работниками, которых касаются обстоятельства, указанные в п. 2.1.6 Порядка обучения. Например, в случае замены оборудования внеплановый инструктаж проводится с лицами, которые выполняют эти работы.

Данный инструктаж может проводиться:

  • индивидуально с каждым работником;
  • с группой работников одной профессии.


Объем и содержание внепланового инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения (п. 7.4.2 ГОСТ 12.0.004-90). Например, программа внепланового инструктажа может отражать изменения в инструкциях, правилах, технологических процессах, условиях и организации труда и т.д. Она утверждается приказом работодателя. Инструктаж должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Инструктирующий проводит устную проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае необходимо издать приказ об отстранении данного работника от работы.

Согласно п. 2.1.3 Порядка обучения по окончании первичного инструктажа в журнал регистрации инструктажа вносятся:

  • дата его проведения;
  • запись о его проведении с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего;
  • сведения о причине его проведения (п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90).

Кроме того, запись о проведении внепланового инструктажа может быть сделана и в личной карточке прохождения обучения. Форма журнала регистрации инструктажа приведена в Приложении 6 ГОСТ 12.0.004-90.

ЦЕЛЕВОЙ ИНСТРУКТАЖ

Обстоятельства, при наступлении которых проводится целевой инструктаж, установлены п. 2.1.7 Порядка обучения. К ним относятся:

  • выполнение разовых работ;
  • выполнение работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
  • выполнение работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
  • проведение в организации массовых мероприятий.



Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте с теми работниками, которых касаются обстоятельства, указанные в п. 2.1.7 Порядка обучения. Например, с лицами, занятыми на работах повышенной опасности (с обязательным оформлением наряда-допуска), с работниками, осуществляющими ликвидацию последствий аварий.

Инструктирующий проводит устную проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае необходимо издать приказ об отстранении данного работника от тех видов работ, для выполнения которых проводился целевой инструктаж.

В журнале регистрации инструктажа делается запись о дате его проведения с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения). Форма журнала регистрации инструктажа приведена в Приложении 6 ГОСТ 12.0.004-90.

Если целевой инструктаж проводился с работающими по наряду-допуску, запись о его проведении делается в наряде-допуске (п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90).


Российское законодательство предъявляет обязательное требование к инструктажу на рабочем месте - периодичность проведения. Регулярное повторение работниками требований в сфере охраны труда необходимо для безопасного ведения работ и исключения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим особенности выполнения работодателем обязанности по регулярному проведению инструктажей.

Законодательство об охране труда

Требование о проведении обучения работников правилам охраны труда закреплено в следующих нормативных актах:

  • Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 ;
  • до 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-90;
  • с 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-2015;
  • отраслевых актах по охране труда.

Какие виды инструктажей проводятся регулярно

Чтобы установить периодичность, рассмотрим вначале виды инструктажей в зависимости от момента проведения обучения:

  • вводный - однократно в течение месяца после подписания трудового договора до начала работы;
  • первичный на рабочем месте - один раз непосредственно перед тем, как работник начнет работу на новом месте;
  • повторный - периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей;
  • внеплановый и целевой - в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований.

Исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод, что на регулярной основе организуется только повторный инструктаж.

Как часто необходимо проводить инструктаж

Уголовная ответственность имеет место в случае, когда непроведение инструктажа и допуск неподготовленного работника к работе повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью либо смерть человека или нескольких человек. Санкцией ст. 143 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа до 400 тысяч рублей, принудительных, исправительных или обязательных работ, а также лишения свободы, срок которых будет зависеть от квалификации преступления. Во всех случаях виновное лицо лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


11. Подготовка и инструктаж нарядов

11.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Утвержден Приказом МВД России от 18 января 1993 г. N 17 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 1993 г. N 175).

Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе.

11.2. Лица, назначенные в наряд для несения ДПС, прибывают в подразделение или орган внутренних дел не менее чем за 15 мин. до начала инструктажа и докладывают о прибытии дежурному и своему командиру.

11.3. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или его заместитель в присутствии старшего инспектора-дежурного (инспектора-дежурного), о чем делается запись в постовой ведомости.

В соответствии с утвержденным графиком на инструктажи приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений органов внутренних дел.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

11.4. Должностные лица при проведении инструктажа должны:

11.4.1. Убедиться в готовности инспекторского состава ДПС к несению службы и принять меры по устранению выявленных недостатков.

11.4.2. Выборочно проверить знание инспекторским составом ДПС своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, специальных средств, мер обеспечения личной безопасности.

11.4.3. Информировать сотрудников ДПС о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории.

11.4.4. Объявить посты и маршруты патрулирования.

11.4.5. Довести до сведения инспекторского состава ДПС результаты работы, а также обстоятельства нарушений законности и порядка несения службы за истекшие сутки.

11.4.6. Назначить старших нарядов.

11.6. Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение 8), служебное и водительское (если сотрудник имеет право на управление транспортными средствами) удостоверения, выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.

11.7. Инструктаж завершается отдачей приказа о заступлении нарядов строевого подразделения на службу.

11.8. Запрещается выставлять для несения службы на стационарных постах, загородных дорогах и в темное время суток наряды в составе менее двух сотрудников ДПС.

11.9. Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения его руководителей прибывают на инструктаж в определенные дни недели. О заступлении на службу инспекторы ДПС докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах сотрудники ДПС информируют дежурного об оперативной обстановке один раз в час, а на загородных дорогах не менее одного раза в два часа.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕСЕНИЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

12. Формы и методы надзора за дорожным движением

12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:

12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.

12.1.2. Пешее патрулирование.

12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).

12.1.4. Сопровождение транспортных средств.

12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.

Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

12.3. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

12.4. При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

12.4.1. Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения).

12.4.2. Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

12.4.3. Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями и пешеходами).

12.4.4. Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

12.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

12.6. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются из инспекторского состава строевых подразделений.

С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.

Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.

В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.

12.7. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.

При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

12.9. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.

12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.

Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.

Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.

12.11. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.

13. Порядок несения службы

13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

13.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области дорожного движения.

13.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

13.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:

а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.

13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

13.10. При обнаружении на маршруте патрулирования сотрудников милиции, осуществляющих контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, докладывает об этом дежурному и действует в соответствии с его указаниями.

13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

13.12. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.

Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

13.13. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.14. Сотрудник ДПС, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.

13.15. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.16. Исключен. - Приказ МВД РФ от 28.03.2005 N 209.

13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.

О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.19. Сотрудник ДПС осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.

В случае, если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.

Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:

а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;

б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;

в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;

г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;

д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.

13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.22. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

13.23. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан:

а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;

б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.

13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:

а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;

б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;

в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;

г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;

д) преследования лиц, совершивших правонарушение;

е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;

ж) охраны места происшествия;

з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;

и) внезапного заболевания;

к) принятия пищи в установленное время.

13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:

а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;

б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;

в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;

г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.

28. Управление патрульно-постовой службой - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), начальников горрайлинорганов по рациональному использованию сил и средств милиции общественной безопасности и СМВЧ в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступление и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Управление нарядами патрульно-постовой службой включает:

    Анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию патрульно-постовой службы;

    Подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;

    Обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;

    Организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;

    Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;

    Учет и оценку результатов деятельности патрульно-постовых нарядов.

29. Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части. Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка или отдельного микрорайона осуществляется начальником патрульного участка, старшим патрульной группы, дежурным по войсковым нарядам (старшим группы) с последующим докладом в дежурную часть горрайлиноргана о происшедших изменениях в расстановке личного состава.

30. Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются: на два года - планом комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка по единой дислокации с последующей корректировкой по мере необходимости (приложение 1); на текущие сутки - постовой ведомостью (приложение 2); на выполнение поставленной конкретной задачи - приказом, специальным планом или устным указанием.

При этом учитываются:

    Географические, социально-экономические особенности города (района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, АЭС, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;

    Количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;

    Расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;

    Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе по единой дислокации, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.

31. Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:

    Статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (приложение 9), ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников;

    Оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений милиции;

    Доклады патрульно-постовых нарядов;

    Сообщения соседних органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, воинских частей внутренних войск;

    Материалы других правоохранительных органов;

    Сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан;

    Сообщения печати, радио, телевидения.

32. Перед принятием решения начальник горрайлиноргана и его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции в необходимых случаях проводит рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности численность, размещение и задачи резерва.

Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения на организацию охраны общественного порядка во время массовых мероприятий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

33. В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:

    Общая задача горрайлиноргана, подразделения, исходя и сложившейся обстановки;

    Обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

    Состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;

    Возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

    Система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

    Порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

34. План по единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: - схему района, города транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия связи между ними и другие необходимые сведения.

35. На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка (приложения 3-5), в которой указываются:

    Маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

    Время несения службы;

    Объекты и зоны, требующие особого внимания;

    Порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

    Особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

    Порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны не прохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.

Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу.

36. Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке (приложение 7).

37. Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников милиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью. Парные наряды выставляются в местах, где один милиционер не в состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах, при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и т.д.).

При несении службы с представителями общественных объединений, военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один милиционер и два представителя общественности или военнослужащих.

38. Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства милиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.

39. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования определяются в каждом горрайлиноргане, подразделении милиции и СМВЧ в целях обеспечения максимального использования сил и средств в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом их штатной численности и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.

Начальник горрайлиноргана, его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции принимают меры к выполнению обязательных норм выставления патрульно-постовых нарядов.

40. Начальник горрайлиноргана или начальник милиции общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение патрульно-постовой службы.

41. Назначение сотрудника милиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.

Милиционеры закрепляются за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются.

Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.

42. Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операции и т.д. в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Подготовка и инструктаж нарядов

43. Подготовка и инструктаж нарядов проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему командиру. Например: «Товарищ лейтенант! Сержант Громов для несения службы прибыл».

Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии милиционеров на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках. После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого милиционера наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

44. Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь:

    Служебное удостоверение;

    Служебную книжку, карточку маршрута, поста;

    Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

    Резиновую палку;

    Радиостанцию;

    Наручники;

    Свисток;

    Служебную сумку или планшет, ручку;

    Индивидуальный пакет (аптечку).

В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

    Учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

    Квитанции об уплате штрафов на месте;

    Электромегафоны;

    Карманный электрический фонарь;

    Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

    Средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

45. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся руководителями горрайлиноргана и командным составом строевых подразделений милиции с обязательным участием руководителей и опытных сотрудников служб общественной безопасности и криминальной милиции, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

46. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров действиям в различных ситуациях. Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

47. С приближением к строю руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: «Наряд, смирно! Равнение НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО, НА-СЕРЕ-ДИНУ)» - и докладывает о готовности наряда для инструктажа. НАПРИМЕР: «Товарищ подполковник! Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант Петров». Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: «Здравствуйте, товарищи!». На его приветствие наряд отвечает: «Здравия желаем, товарищ подполковник!». После этого инструктирующий подает команду: «Вольно».

48. Инструктирующий должен:

    Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков;

    Проверить знание патрульными и постовыми своих прав, обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил применения физической силы к правонарушителям, специальных средств и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

    Объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры образцовых действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников;

    Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия;

    Отработать с милиционерами вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и др.);

    Напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а также о чутком и внимательном отношении к гражданам, ответить на имеющиеся у сотрудников милиции вопросы. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов милиции на службу. Например: «Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану общественного порядка в городе Энске. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, проявлять справедливость и вежливость. НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом марш!».

49. В районах городов и в городах без районного деления не реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех нарядов патрульно-постовой службы по плану единой дислокации. Организационная работа по подготовке и проведению совместного инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) по организации обеспечения общественного порядка. После общего построения руководящий и начальствующий состав проверяет внешний вид и экипировку нарядов, а работники ГАИ, инженеры и техники проводят осмотр технического состояния автотранспорта и средств связи. Инструктирующий начальник (руководитель) проводит инструктаж в соответствии со ст. 44-49 настоящего Устава. Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать одного часа. Инструктаж заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем. Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Обеспечение связи

50. Связь в системе МВД России является основным средством, обеспечивающим управление органами внутренних дел. Схема ее организации обусловливается структурой органов внутренних дел, характером выполняемых задач и необходимостью взаимодействия между собой при несении патрульно-постовой службы и проведении различных мероприятий по борьбе с преступностью.

Начальник горрайлиноргана, командир строевого подразделения милиции и СМВЧ обязаны организовать и обеспечить бесперебойную связь с подчиненными подразделениями и нарядами путем:

    Выбора режима работы средств связи, исходя из реальной оперативной обстановки и схемы организации связи;

    Использования назначенных подразделением связи радиопозывных, переговорных таблиц и кодов с целью сохранения в тайне проводимых оперативных мероприятий;

    Осуществления контроля за соблюдением правил и порядка ведения переговоров по средствам связи;

    Организации правильного хранения и выдачи средств связи, их своевременного технического обслуживания и ремонта;

    Обеспечения запасных каналов и средств связи.

51. Для обеспечения управления подразделениями и нарядами применяются радио, проводные, сигнальные средства связи, телевидение, а также посыльные. Радиостанции являются основным средством связи с подвижными нарядами. Проводные средства (городские и специальные телефоны) используются для связи с нарядами, не имеющими радиосвязи.

При отсутствии средств связи или невозможности их использования, а также для уточнения или дублирования отдельных указаний используются посыльные на транспортных средствах или пешие связные.

Связь с помощью зрительных и звуковых сигналов организуется непосредственно между нарядами для передачи команд и поддержания взаимодействия.

Телевидение применяется для наблюдения за состоянием общественного порядка и общественной безопасности на наиболее важных участках обслуживаемой территории (объектах) и контроля за действиями нарядов.

Организация взаимодействия и маневра

52. Наиболее важным условием выполнения поставленных перед патрульно-постовой службой задач является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами ПСМ, другими подразделениями органов внутренних дел, СМВЧ и общественными формированиями, принимающими участие в охране правопорядка на улицах и в других общественных местах. Ответственность за обеспечение взаимодействия возлагается на начальников горрайлинорганов, начальников милиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделений и СМВЧ.

53. Основными формами взаимодействия являются:

    Своевременное доведение до патрульно-постового наряда оперативной обстановки;

    Разработка согласованных планов работы;

    Постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или патрульно-постовому наряду;

    Проведение совместных инструктажей;

    Определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся обстановке;

    Осуществление скоординированных, совместных мероприятий, в том числе несение службы по единой дислокации;

    Оказание взаимной помощи и поддержки патрульно-постовым нарядом при выполнении повседневных задач и при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

    Комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в охране общественного порядка.

54. Взаимодействие командиров строевых подразделений милиции с руководством горрайлиноргана, в оперативном подчинении которых они находятся, осуществляется путем обмена информацией, совместного анализа оперативной обстановки, участия представителей взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях, внесения коррективов в расстановку сил и средств, а также согласования порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при несении ими службы.

55. Для организационного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка, применяется маневр (изменение установленной дислокации) нарядами патрульно-постовой службы и другими приданными силами.

В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

56. Руководители МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) осуществляют маневр силами и средствами соответственно в масштабе республики, края, области, автономного образования, города, железной дороги, при необходимости усиливают патрульно-постовую службу за счет дополнительного выделения сотрудников органов внутренних дел, СМВЧ. Начальники горрайлинорганов при необходимости осуществляют маневр силами и средствами в городе или районе, на отдельных участках, транспортных магистралях и других объектах органов внутренних дел на транспорте.

57. В решении на осуществление маневра указываются:

    Цель маневра и его задачи;

    Количество выделяемых нарядов и других сил и в течение какого периода времени они должны нести службу в указанном районе (городе);

    Время начала и окончания службы на маршрутах патрулирования и постах;

    Наличие резерва;

    Порядок управления нарядами и контроля за несением службы;

    Материально-техническое обеспечение.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости.

58. При необходимости сосредоточения нарядов строевого подразделения милиции в одном районе в течение определенного времени они в установленное время направляются в указанный район (город) и несут там службу в течение этого времени, после чего возвращаются на закрепленные за ними маршруты.

59. Маневр силами и средствами в условиях резкого осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется по специальному плану. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами патрульно-постовой службы необходимые изменения в расстановку нарядов вносятся:

    В пределах города, имеющего районное деление, - распоряжением оперативного дежурного по МВД, УВД (ГУВД) с докладом руководителям министерства, главного управления, управления внутренних дел;

    В пределах района в городе или участка обслуживания - указанием дежурного по горрайлиноргану с немедленным докладом начальнику органа внутренних дел, начальнику милиции общественной безопасности, а также оперативному дежурному МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ);

    В пределах города, не имеющего районного деления, района - распоряжением дежурного по горрайоргану внутренних дел с немедленным докладом начальнику;

    В пределах патрульного участка - распоряжением начальника патрульного участка, старшего патрульной группы с докладом дежурному по горрайлиноргану.

В необходимых случаях право на внесений изменений в расстановку нарядов строевых подразделений ППС милиции имеют их командиры с последующим докладом дежурному по горрайлиноргану.

Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы

60. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы является одним из важнейших элементов укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения высокой постоянной активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных право нарушений, а также средством обучения милиционеров непосредственно на посту, маршруте.

61. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются:

    Правильность расстановки и использования личного состава и технических средств в соответствии с принятым решением складывающейся обстановкой, наличие нарядов на своих постах маршрутах;

    Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях обстановки;

    Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых обязанностей;

    Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

    Уровень взаимодействия между нарядами патрульно-постовой службы, сотрудниками других подразделений милиции и общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка;

    Соблюдение нарядами законности и дисциплины;

    Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на участке поста, маршрута и принятые по ним меры;

    Правильность оформления и ведения служебных документов.

62. Патрульно-постовую службу обязаны проверять:

    Лица начальствующего состава МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) - при каждом выезде в командировку или инспектировании горрайлинорганов и подразделений;

    Начальники горрайлинорганов, их заместители, командиры полков и батальонов - не реже двух раз в месяц;

    Заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава службы милиции общественной безопасности горрайлинорганов - не менее одного раза в неделю;

    Командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно (в выходные дни по графику);

    Начальники караулов и их помощники - каждый не менее четырех раз в сутки, из них в ночное время - не менее двух раз;

    Командиры отделений, начальники патрульных участков - не менее пяти раз каждого патрульного (постового) за смену;

    Участковые инспектора милиции (начальники линейных пунктов милиции) - ежедневно на территории обслуживаемого участка.

Патрульно-постовые наряды, задействованные на охрану общественного порядка по единой дислокации, проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам.

63. Проверку службы войсковых нарядов СМВЧ осуществляют руководители МВД, УВД (ГУВД), горрайлинорганов, а также лица по их поручению совместно с командирами этих частей, подразделений, их заместителями, дежурными по войсковым нарядам и начальниками патрульных групп.

64. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и негласной. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, также письменное предписание на право проверки.

65. Патрульный (постовой) подходит и представляется проверяющему.

Например: «Товарищ лейтенант! Патрульный сержант Карпов». В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях - старшему по званию. По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) отвечает на заданные вопросы.

При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно выяснить причину и установить местонахождение наряда.

66. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

67. Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие, инсценировки правонарушений и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.

68. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять необходимые меры к их устранению.

За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд милиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику горрайлиноргана (командиру СПМ) и уведомлением дежурного.

О результатах проверки патрульно-постовой службы проверяющий делает отметку в служебной книжке и постовой ведомости. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы милиционеров.

69. При негласной проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда. В случае нарушения порядка несения службы нарядом или необходимости оказания ему помощь проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи. О результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику горрайлиноргана или другому руководителю (командиру), назначившему проверку.

70. Начальник горрайлиноргана, начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения не реже одного раза в месяц проводят на оперативном совещании анализ эффективности проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Учет и оценка результатов работы нарядов

71. Учет и оценка результатов работы нарядов ведутся в целях определения фактического состояния общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств, а также привития личному составу чувства персональной ответственности за выполнение пост явленных перед ним задач.

72. Результаты работы патрульно-постовых нарядов, участвующих в охране общественного порядка, учитываются и оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами ежедневно при подведении итогов за сутки. Учет работы ППН отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно в целом по патрульно-постовой службе горрайлиноргана и раздельно по каждой службе, ежеквартально по МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ).

73. Деятельность патрульно-постовой службы, других подразделений органа внутренних дел оценивается по реальному вкладу в обеспечение общественного порядка и безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного порядка в городах и районах, республиках, краях, областях, округах, объектах транспорта. По каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов в местах несения ими службы и нераскрытому (непресеченному) и их участием, проводится служебная проверка, о результатах которой докладывается руководству органа внутренних дел.

74. Работа милиционера оценивается по следующим критериям:

    Состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений и административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения, роль наряда);

    Личное участие и активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, задержании преступников, в том числе личным сыском по приметам, проявлении мужества, решительности, находчивости и умении быстро ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;

    Знание требований уставов, приказов и инструкций;

    Количество инициативных задержаний преступников;

    Соблюдение дисциплины и законности, строевая выправка и внешний вид, а также вежливость в обращении с гражданами;

    Взаимодействие с участковыми инспекторами, оперативными сотрудниками криминальной милиции, другими нарядами милиции и членами общественных объединений по охране правопорядка.

Особенности организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха.

75. Патрульно-постовая служба в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха организуется и осуществляется основными и приданными силами. Потребность в силах и средствах милиции и необходимость маневра ими определяется с учетом размеров курортных, дачных районов и зон массового отдыха, состояния криминогенной обстановки и общественного порядка, количества приезжающих в эти места граждан, а также возможностей использования общественных объединений по охране правопорядка.

76. Основными формами организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдых являются:

    Переход на усиленную охрану общественного порядка за счет увеличения числа нарядов;

    Создание временных пунктов размещения приданных патрульно-постовых нарядов;

    Закрепление наиболее подготовленных милиционеров за зонами массового отдыха;

    Привлечение к охране общественного порядка при необходимости курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России, членов общественных формирований;

    Несение патрульно-постовой службы нарядами со служебными собаками и патрулирование на лошадях.

77. При расстановке нарядов особое внимание уделяется местам вероятного совершения преступлений и административных правонарушений, массового скопления людей, санаторно-курортным учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам, аэропортам, предприятиям общественного питания, развлекательным учреждениям, а также обеспечению безопасность движения транспорта и пешеходов на основных магистралях дорогах. Особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

78. Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта организуется с учетом требований настоящего Устава. На станциях, вокзалах, платформах, пристанях, в аэропортах, портах, поездах и судах патрульно-постовая служба организуется начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного пункта милиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.

79. Основными формами организации патрульно-постовой службы в сфере пассажирских перевозок являются:

    Патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам с обходом мест скопления пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов;

    Сопровождение нарядами поездов, судов;

    Патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря;

    Участие членов общественных объединений по охране правопорядка.

80. На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать милицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные, способные к самостоятельной работе милиционеры.

81. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в поездах, самолетах, на судах обеспечиваются нарядами сопровождения. Состав наряда определяется начальником органа внутренних дел на транспорте и в количестве не менее двух человек, из их числа назначается старший. При необходимости наряд возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава. Для сопровождения специальных поездов (судов), туристических поездов (судов), поездов с лицами, следующими по организационному набору на стройки народного хозяйства, уборку урожая и другие работы, выделяется усиленный наряд милиции. Предусматривается обязательное патрулирование ночью в пригородных поездах парными патрулями с сопровождением их, как правило, от пункта отправления до пункта назначения.

82. Работа наряда осуществляется по графику, разрабатываемому руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел. В нем должны быть указаны перечень подлежащих сопровождению поездов (судов), время начала и конца работы, места и время пересадок. Форма одежды наряда устанавливается начальником линейного органа внутренних дел. Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда (судна), поездной бригадой (судовой командой, экипажем), членами общественных объединений.

83. Для усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на отдельных участках дорог, особенно на подступах к крупным городам и важным железнодорожным узлам, выставляется заслон милиции.

84. При следовании специальных поездов (судов, самолетов) патрульно-постовая служба на объектах транспорта организуется по особым планам, разрабатываемым совместно с соответствующими начальниками органов внутренних дел на транспорте и руководителями органов безопасности.