Инструкция по безопасной эксплуатации автогидроподъемника. Упорядочить по номеру документа упорядочить по дате введения

Инструкция по охране труда для машиниста автовышки и автогидроподъемника

Техника безопасности

Введение

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе "Общие требования безопасности" настоящего документа, а также нормативных документов Госгортехнадзора России и предназначена для машинистов автовышек и автогидроподъемников (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки для работы машинистами, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленным Минздравом России;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

2. Допуск к работе машинистов должен оформляться приказом организации владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машинистов с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.

3. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;
  • возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
  • движущиеся машины и их рабочие органы;
  • опрокидывание машин, падение их частей.

4. Для защиты от механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, ботинки кожаные выдаваемые дополнительно), рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

6. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

  • применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
  • быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

7. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

8. До начала работы машинист обязан:

а) надеть спецодежду и спецобувь;

б) предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;

в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;

г) получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

9. После получения задания на выполнение работы машинисты в обязаны:

а) перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:

  • осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление а также ходовую часть;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;
  • осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;
  • проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника.

б) по прибытии на объект машинист обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации;

в) совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

10. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

а) проверить работу тормозов и сцепления;

б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;

в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;

г) привести все выдвижные конструкции в транспортное

11. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;

б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствие их характеру выполняемых работ;

в) несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;

г) наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;

д) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.

Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это бетонщики обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасной эксплуатацией крана.

Требования безопасности во время работы

12. Перед началом работы машинист должен проверить наличие удостоверений на право производство работ у рабочих в люльке и стропальщиков. Во время нахождения людей в люльке машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

13. Перед началом движения подъемником машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.

14. В процессе работы машинист должен:

а) следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;

б) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);

в) следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.

15. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

а) убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;

б) затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;

б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;

в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;

г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

16. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.

Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.

Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.

17. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;

б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;

в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

18. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

19. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника не менее указанных ниже в таблице 1.

Таблица 1. Расстояние приближения от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины при установке вблизи выемки

20. Производить установку и работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист подъемника обязан под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

21. При изменении погодных условий (усилении скорости ветра на высоте 10 м более 10 м/с, ухудшении видимости при грозе, сильном дожде, тумане, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.

22. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.

В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.

Требования безопасности по окончании работы

23. По окончании работы машинист подъемника обязан:

а) поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;

б) кабину управления привести в порядок и закрыть;

в) провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;

г) сдать путевой лист, обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.

Смотрите другие статьи раздела .

Наименование организации

для машиниста подъемника (вышек)

ИНСТРУКЦИЯ №

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОДЪЕМНИКА (ВЫШКИ)

1.1. К самостоятельной работе на подъемнике, автомобильной вышке допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие:

· вводный инструктаж;

· первичный инструктаж на рабочем месте;

· инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения обязанностей машиниста подъемника, автомобильной вышки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления автовышки (подъемника) данного типа, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии. Подготовка и аттестация крановщиков должны проводиться в профессионально-технических училищах(учебные комбинаты), располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющие лицензию от управления автомобильной вышкой может быть поручено водителю после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией (первичное с участием инспектора Госгортехнадзора)

Допуск к самостоятельной работе должен оформляться приказом по предприятию.

1.2. Машинист автовышки должен проходить:

· повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

· внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации автомобильного крана, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

· диспансерный медицинский осмотр – 1 раз в 2года.

Повторная проверка знаний машинистов автовышек производится квалификационной комиссией предприятия:

· периодически не реже одного раза в 12 месяцев;

· при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;

· по требованию лица ответственного по надзору за кранами на предприятии или инспектора Госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна производиться в объеме настоящей инструкции и инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации автовышки (подъемника).

1.3. Машинист автовышки обязан:

· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

· соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

· соблюдать требования к эксплуатации автовышки;

· использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

При работе на подъемнике машинист должен иметь при себе удостоверение на право управления автовышки данного типа.

1.4. На линии при управлении автовышкой водитель (он же машинист) должен иметь при себе:

· удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории, выданное Госавтоинспекцией;

· талон технического паспорта;

· путевой (маршрутный) лист.

1.5. Машинист автовышки должен:

· уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае ;

· знать правила дорожного движения;

· устройство автовышки, приборов безопасности;

· факторы, влияющие на устойчивость автовышки;

· установленный порядок производства работ автовышки вблизи ЛЭП;

· приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение;

· ИТР по надзору, ответственных за содержание автовышки в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ автовышками.

· иметь на машине медицинскую аптечку, оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;

· выполнять только порученную работу.

· во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

1.6. Машинист автовышки должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.7. При обнаружении неисправностей автовышки, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автовышку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автовышке.

1.8. При обнаружении загорания или в случае пожара:

· остановить автовышку, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;

· приступить к тушению имеющимися первоначальными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть автовышку.

1.9. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.10. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, машинист автовышки несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.11. В соответствии с "Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты" машинист автокрана должен быть обеспечен полукомбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными (срок носки 3 месяца); зимой дополнительно курткой на утепляющей прокладке, брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке, валенки.

1.12. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

· движущиеся и вращающиеся детали и узлы автовышки;

· горячие поверхности двигателя, системы охлаждения и т. п.

· отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

· столкновение с другим транспортным средством, механизмом или наезд на людей;

· падение грузов при подъемно-разгрузочных работах и их транспортировке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор .

2.2. Внешним осмотром убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей автовышки, а так же в надежности грунта на месте предстоящей работы автовышки.

Осмотреть механизмы автовышки, их крепление и тормоза.

Проверить исправность ограждений.

Проверить смазку механизмов.

Осмотреть в доступных местах металлоконструкции, состояние люльки и ее исправность.

2.3. После осмотра автовышки перед ее пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан проверить все механизмы на холостом ходу и исправность действий: механизмов автовышки электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности, тормозов и гидросистемы.

2.4. При обнаружении во время осмотра и проверки автовышки неисправностей и недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и при невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе должен сообщить об этом лицу, ответственному за исправное состояние автовышки.

2.5. .Машинист автовышки не должен приступать к работе при наличии следующих неисправностей:

· трещины или деформации в металлоконструкциях;

· трещины в элементах подвески люльки;

· повреждение деталей тормоза механизмов подъема люльки;

· отсутствует ограждение механизмов и незащищенных частей электрооборудования.

2.6. Перед началом работы машинист автовышки обязан убедиться в достаточной освещенности рабочего места;

Проверить состояние площадки.

Убедиться, что на месте производства работ отсутствует ЛЭП или она находиться на расстоянии более 30 м

Получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м.

2.7. Производя приемку автовышки, машинист должен сделать соответствующую запись о результатах приемки в вахтенном журнале, и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ, приступить к работе согласно полученному наряду.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы механизмов автовышки машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а так же производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.2. При работе автовышки машинист должен руководствоваться требованиями данной инструкции и инструкции предприятия –изготовителя

3.3. В случае, если машинист отлучается, он обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы автовышки, убрать ключ зажигания

3.4. Прежде чем осуществить какое-либо движение автовышкой, машинист обязан убедиться, что в зоне работы автовышки нет посторонних людей.

3.5. При подъеме люльки необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.

3.6. Производство работ автовышки на расстоянии ближе 30м выполняются по наряду-допуску.

3.7. К выполнению работ во взрывоопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами машинист автовышки может приступить только после получения письменного указания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.8. Для выполнения работ подъемником должна быть подготовлена площадка:

При наличии подъездного пути;

Уклон не должен быть более 5 град;

Размеры площадки должны позволять установку подъемника на полностью выдвинутые опоры

3.9. Установка подъемника для производства строительно-монтажных работ должна предусматривать:

Соответствие подъемника условиям строительно-монтажных работ;

Объем работ, выполняемой с люльки, с учетом недопустимости выполнения работ, вызывающих дополнительные нагрузки на стрелу;

Мероприятия по безопасному производству работ на месте, где установлен подъемник (ограждение зоны работ, соответствующий уровень освещения).

3.10.Устанавливать автовышку под линией электропередачи не разрешается. Устанавливать автовышку ближе 30 метров от крайнего провода линии электропередачи машинист может только при наличии наряда-допуска, подписанного главным инженером или главным энергетиком предприятия, являющегося владельцем крана. Работа автовышки в этом случае производится под непосредственным руководством ответственного лица, назначенного приказом по предприятию, с указанием его фамилии в наряде-допуске.

3.12.Выполнять работы на территории опасной во взрывопожарном отношении или работы с ядовитыми, едкими грузами машинист может только после получения специального указания от лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов

3.13. Машинист обязан опустить люльку, прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ, в случае возникновения неисправностей, а также:

· при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данного подъемника и указанную в паспорте;

· при недостаточной освещенности места работы подъемника, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях.

3.14. Машинист подъемника должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости автовышки (проседание грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку землю и установить причину аварийной ситуации.

4.2.Если элементы подъемника оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести люльку от электропроводов , при необходимости покинуть кабину.

4.3.Если во время работы рабочий прикоснулся к токоведущим частям электрооборудования, машинист подъемника прежде всего должен принять меры к освобождению его от тока, соблюдая меры личной предосторжности.

4.4.Если во время работы автовышки произойдет авария или несчастный случай, то машинист обязан немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ, а также лицо, ответственное за исправное состояние подъемника; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) если это не создает опасности для окружающих.

4.5.При возникновении на подъемнике пожара машинист обязан немедленно остановить работу крана и приступить к его тушению первичными средствами пожаротушения.

4.6.Неисправную автовышку брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГАИ.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После окончания работы подъемника машинист обязан установить стрелу люльку в положение, определяемое инструкцией завода - изготовителя по монтажу и эксплуатации автокрана.

5.2. В случае замеченных неисправностей в работе автовышки необходимо составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению и передать ее лицу, ответственному за исправное состояние подъемника.

5.3. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Инструкцию составил:

Руководитель подразделения

Согласовано:

Инженер по охране труда

ГЛАВА 1
Общие требования безопасности
1. К самостоятельной работе в качестве машиниста автовышки и автогидроподъемника (далее - машинист) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему.
2. Машинисты допускаются к выполнению работ после прохождения специальной подготовки, вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте, который проводится не реже одного раза в 3 месяца, стажировки, ежегодной проверки знаний по вопросам охраны труда. Вновь принятые на работу машинисты проходят стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к самостоятельной работе.
3. Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать правила дорожного движения;
содержать автомобиль в укомплектованном и технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
содержать в исправном состоянии набор ручного инструмента для аварийного ремонта автомобилей;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;
соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда и руководстве по эксплуатации;
содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
соблюдать правила личной гигиены;
не принимать пищу на рабочем месте;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 166 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 10, 8/13638):

4. На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
нахождение рабочего места на высоте;
повышенный уровень шума и вибрации;
повышенная загазованность воздуха;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
движущиеся машины и их рабочие органы;
опрокидывание машин, падение их частей;
опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);
обрушение грунта;
острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;
нервно-психические перегрузки.
5. Водителю запрещается:
появляться и находиться на территории организации в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с остаточными явлениями опьянения;
управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения;
распивать спиртные напитки, употреблять токсические или наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля;
приступать к работе при подтекании топлива и масла из систем и агрегатов;
управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов и других веществ, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
использовать автомобиль в личных целях;
управлять не закрепленным за водителем автомобилем;
отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;
хранить в кабине автомобиля топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;
покидать свое место или оставлять автомобиль, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
6. Закрепление автовышки и автогидроподъемника за машинистом оформляется приказом руководителя организации.
7. Автовышка и автогидроподъемник должны использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.
8. Не допускается использовать автовышку и автогидроподъемник без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.
9. Не допускается использовать автовышку и автогидроподъемник в непогоду (при скорости ветра более 15 м/с, грозе, гололедице, тумане).
10. Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.
11. Реконструкция и ремонт автовышки и автогидроподъемника, требующие внесения изменений в конструкцию машины, должны производиться по проекту и техническим условиям, разработанным организациями - изготовителями дорожно-строительной машины, головной и специализированными организациями, имеющими лицензию на проектирование.
12. Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и продувать систему питания ртом не допускается.
13. В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа машин.
14. О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.
15. Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
16. Перед началом работы надеть спецодежду и спецобувь.
17. Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.
18. Проверить наличие в кабине автовышки и автогидроподъемника огнетушителя с опломбированной запорной арматурой, аптечки первой медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря.
19. В кабине автовышки и автогидроподъемника не допускается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.
20. До начала работы машинист должен:
получить путевой лист, уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте, получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния автовышки и автогидроподъемника;
убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности, других частей автовышки и автогидроподъемника;
проверить исправность электрооборудования (внешний осмотр без снятия кожухов и разборки), электрических аппаратов (рубильники, пусковые сопротивления, концевые выключатели), при питании автовышки и автогидроподъемника от внешней сети следует проверить исправность гибкого кабеля;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части, проверить состояние болтовых и шарнирных соединений;
осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке и автогидроподъемнике;
проверить исправность гидропривода, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях при их наличии;
определить рабочую зону автовышки и автогидроподъемника, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими автовышку и автогидроподъемник, и машинистами других машин.
21. В зоне работы должны быть установлены знаки безопасности и предупредительные надписи.
22. Рабочая зона автовышки и автогидроподъемника в темное время суток должна быть освещена.
23. Перед началом работы машинист должен убедиться в достаточной освещенности рабочего места и отсутствии посторонних людей в зоне работы автовышки и автогидроподъемника.
24. Перед запуском двигателя машинист должен предупредить работников, которые заняты обслуживанием автовышки и автогидроподъемника или находятся на пути следования, о начале работы.
25. Перед запуском двигателя проверить нахождение рычага переключения скоростей в нейтральном положении.
26. Перед началом движения необходимо убрать все посторонние предметы из люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях.
27. После запуска двигателя машинист должен:
проверить работу тормозов и сцепления;
проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.
28. Машинист не должен приступать к работе в следующих случаях:
при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях подъемника;
при неисправности следящей системы люльки;
при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;
при наличии дефектов, угрожающих безопасности работы;
при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии;
при наличии неизолированных токоведущих частей электрооборудования;
при выявлении неисправностей тормозов, канатов, цепей и их креплений, крюков, лебедок, ходовых колес, блокировочных устройств и приборов безопасности.
29. Не разрешается допускать к использованию автовышку и автогидроподъемник, не прошедшие технического обслуживания и имеющие неисправности.
30. Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла, в системе смазки и гидравлике.
31. При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
32. Во время работы на автовышке и автогидроподъемнике машинист должен находиться в защитной каске, не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку и смазку механизмов.
33. Прежде чем осуществить какое-либо движение автовышкой и автогидроподъемником, машинист должен убедиться, что в зоне работы подъемника нет посторонних людей, а рабочие в люльке пристегнуты карабинами предохранительных поясов к предназначенной для этого скобе.
34. Необходимо следить за тем, чтобы вес людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышал грузоподъемность, предусмотренную паспортом.
35. При эксплуатации автовышки и автогидроподъемника необходимо принять меры, предотвращающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона.
36. Перед началом подъема людей машинист должен:
установить подъемник на все опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки;
установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.
37. Во время нахождения работников в люльке машинист должен находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены предохранительными поясами к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
38. Подъем, остановку и опускание люльки машинист должен производить только по сигналу находящихся в ней работников.
39. Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист должен выполнять на пониженной скорости.
40. Для выполнения работ автогидроподъемником необходимо:
наличие подъездного пути;
уклон не должен быть более 5°С;
размеры площадки должны позволять установку автогидроподъемника на полностью выдвинутые опоры.
41. При подъеме люльки необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.
42. Не допускается производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или груз.
43. Не разрешается поднимать неправильно обвязанный груз, находящийся в неустойчивом положении, защемленный груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов.
44. Установка автовышки и автогидроподъемника для производства строительно-монтажных работ должна предусматривать:
соответствие автовышки и автогидроподъемника условиям строительно-монтажных работ;
объем работ, выполняемых с люльки, с учетом недопустимости выполнения работ, вызывающих дополнительные нагрузки на стрелу;
мероприятия по безопасному производству работ на месте, где установлены автовышка и автогидроподъемник (ограждение зоны работ, соответствующий уровень освещения).
45. Передвижение автовышки и автогидроподъемника под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле.
46. При работе автовышки и автогидроподъемника расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений, или штабелями грузов, или другими предметами должно быть не менее 1 м, а расстояние между люлькой и каким-либо предметом не допускается менее 0,5 м.
47. При установке и перемещении автовышки и автогидроподъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист должен соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника (не менее указанного в таблице):

48. Чистить, смазывать и ремонтировать автовышку и автогидроподъемник необходимо только после их полной остановки (при выключенном двигателе), при этом должна исключаться возможность их запуска.
49. При транспортировании автовышки и автогидроподъемника на трейлере под колеса необходимо положить тормозные башмаки, опустить стрелу, машину прикрепить к платформе с помощью растяжек.
50. При техническом обслуживании и ремонте автовышки и автогидроподъемника необходимо соблюдать нижеследующее:
не оставлять без надзора автовышку и автогидроподъемник с работающим (включенным) двигателем;
не допускать самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание автовышки и автогидроподъемника под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня;
не производить смазку, крепление и регулировочные работы при работающем двигателе.
51. Заправка и дозаправка автовышки и автогидроподъемника топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями производятся закрытым способом.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
52. При возникновении в пути неисправностей запрещается участие в дорожном движении. Прекратить работу, включить аварийную световую сигнализацию.
53. При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автовышки и автогидроподъемника, эксплуатационных документах завода-изготовителя.
54. Не допускается привлекать к ремонту автовышки и автогидроподъемника на участке дороги лиц, не имеющих на это права.
55. При возникновении пожара или загорания машинист должен:
немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101;
принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на транспортном средстве первичных средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта.
56. Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действий травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
57. При потере устойчивости автовышки и автогидроподъемника (проседание грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку на землю и установить причину аварийной ситуации.
58. Если элементы автовышки и автогидроподъемника оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести люльку от электропроводов, при необходимости покинуть кабину.
59. Машинист должен опустить люльку с людьми или груз и прекратить работу в следующих случаях:
при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного автогидроподъемника и указанную в его паспорте; при этом машинист должен выполнять указания руководства по эксплуатации о предотвращении угона автогидроподъемника ветром;
при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемые люльку или груз;
при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте автогидроподъемника.
60. При внезапном отключении электропривода или гидропривода автогидроподъемника машинист должен принять меры для безопасной эвакуации рабочих люльки.
61. При получении травмы на производстве немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.
62. При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности устранения машинистом технических неисправностей машинист должен вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
63. После прибытия с линии произвести осмотр согласно перечню операций, установленных руководством по эксплуатации автовышки и автогидроподъемника.
64. По окончании работы машинист должен:
высадить людей из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы;
поставить автовышку и автогидроподъемник в отведенное место;
установить стрелу в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации;
затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель, отключить рубильник, питающий автогидроподъемник током, если автогидроподъемник питается от внешнего источника;
закрыть кабину на замок и сдать ключ от автовышки и автогидроподъемника в установленном в организации порядке;
сдать путевой лист на автовышку и автогидроподъемник;
сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние автовышки и автогидроподъемника обо всех неполадках, возникших во время работы.
65. Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию автовышки и автогидроподъемника.
66. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
67. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.

О СВОДЕ ПРАВИЛ "БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
ОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА"

ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Машинистов автовышек и автогидроподъемников
ТИ РО-017-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, а также нормативных документов Госгортехнадзора России и предназначена для машинистов автовышек и автогидроподъемников (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

5.17.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки для работы машинистами, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.17.2. Допуск к работе машинистов должен оформляться приказом организации - владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машинистов с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.

5.17.3. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;
возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
движущиеся машины и их рабочие органы;
опрокидывание машин, падение их частей.

5.17.4. Для защиты от механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, ботинки кожаные, выдаваемые дополнительно, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.17.5. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.17.6. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.17.7. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.17.8. До начала работы машинист обязан:

а) надеть спецодежду и спецобувь;
б) предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;
в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;
г) получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

5.17.9. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:

а) перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:
осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление, а также ходовую часть;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;
осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;
проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;
проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);
провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника;
б) по прибытии на объект машинист обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации;
в) совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

5.17.10. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

а) проверить работу тормозов и сцепления;
б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
г) привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.

5.17.11. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;
г) наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;
д) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.

Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это бетонщики обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.

Требования безопасности во время работы

5.17.12. Перед началом работы машинист должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих в люльке и стропальщиков. Во время нахождения людей в люльке машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

5.17.13. Перед началом движения подъемником машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.

5.17.14. В процессе работы машинист должен:

а) следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
б) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);
в) следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.

5.17.15. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

а) убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;
б) затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;
б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;
в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

5.17.16. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.

Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.

Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.

5.17.17. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;
в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

5.17.18. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

5.17.19. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника не менее указанных ниже в таблице.

Расстояние приближения
от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины
при установке вблизи выемки

5.17.20. Производить установку и работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист подъемника обязан под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.17.21. При изменении погодных условий (усилении скорости ветра на высоте 10 м более 10 м/с, ухудшении видимости при грозе, сильном дожде, тумане, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.

5.17.22. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.

В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.

Требования безопасности по окончании работы

5.17.23. По окончании работы машинист подъемника обязан:

а) поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
б) кабину управления привести в порядок и закрыть;
в) провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;
г) сдать путевой лист, обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.

Отраслевая типовая инструкция по охране труда Машинистов автовышек и автогидроподъемников ТИ РО-017-2003

Общие требования безопасности

1.1. Работники не младше 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку и обучение, имеющие водительское удостоверение и профессиональные умения для работы машинистами автовышки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

1.2. Допуск к работе машинистов автовышки должен оформляться приказом работодателя - владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты автовышки должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машинистов автовышки с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.

1.3. Машинисты автовышки обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;
  • возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
  • движущиеся машины и их рабочие органы;
  • опрокидывание машин, падение их частей.

1.4. Для защиты от механических воздействий машинисты АГП обязаны использовать предоставляемые организацией бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, ботинки кожаные, выдаваемые дополнительно, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты автогидроподъемника должны носить защитные каски.

1.5. Будучи на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты автоподъемника обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

1.6. В процессе повседневной деятельности машинисты автовышки должны:

  • применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

1.7. Машинисты АГП обязаны немедленно извещать своего непосредственного работодателя или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы автовышки

1.8. До начала работы машинист автовышки обязан:

  • надеть спецодежду и спецобувь;
  • предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;
  • уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;
  • получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

1.9. После получения задания на выполнение работы машинисты АГП обязаны:

  1. перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:
  • осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление, а также ходовую часть;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;
  • осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;
  • проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника;
  • по прибытии на объект машинист автовышки обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации;
  • совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
  • 1.10. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

    • проверить работу тормозов и сцепления;
    • проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
    • проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
    • привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.

    1.11. Машинисты автоподъемника обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:

    • при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
    • дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
    • несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;
    • наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;
      при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.

    Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ автовышками, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию автовышки.

    Требования безопасности во время работы

    112. Перед началом работы машинист автовышки должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих в люльке и стропальщиков. Во время нахождения людей в люльке машинист АГП не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

    1.13. Перед началом движения подъемником машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.

    1.14. В процессе работы машинист должен:

    • следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
    • не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);
    • следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.

    1.15. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

    • убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;
    • затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;
    • проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;
    • установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
    • определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

    1.16. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
    Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.
    Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист АГП должен выполнять на пониженной скорости.

    1.17. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

    • привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
    • ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;
    • убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

    1.18. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

    1.19. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист автовышки обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника не менее указанных ниже в таблице.

    Расстояние приближения
    от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины при установке вблизи выемки

    Глубина выемки, м Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автовышки, м, при грунте
    песчаном супесчаном суглинистом глинистом

    1.20. Производить установку и работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист автогидроподъемника обязан под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    1.21. При изменении погодных условий (усилении скорости ветра на высоте 10 м более 10 м/с, ухудшении видимости при грозе, сильном дожде, тумане, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.

    1.22. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
    В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.

    Требования безопасности по окончании работы

    1.23. По окончании работы машинист подъемника обязан:

    • поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
    • кабину управления привести в порядок и закрыть;
    • провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;
    • сдать путевой лист, обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.

    Так же отраслевую типовую инструкцию по охране труда машинистов автовышек и автогидроподъемников ТИ РО-017-2003 можно использывать при .

    В наличии Автовышки в аренду

    Так же предлагаем следующую СпецТехинку:


    в наличии Автовышки в аренду с высотой подъема (длиной стрелы) от 16 метров, 18 метров, 22 метров до 28 метров, 30 метров, 50 метров