Формирование нации из европейцев. Какова роль иммиграции в формировании американской нации? Формирование нации из Европейцев

Недавно как раз читал статью, посвященную этому вопросу, очень интересную, однако на пересказ уйдет слишком много времени. Поэтому постараюсь кратко описать процесс формирования нации как таковой, общество колоний и ту роль, что сыграла иммиграция.

Формирование американской нации

Возникновение США стало возможным на основе колоний Англии , где основную массу составляли ирландцы, англичане и шотландцы. Однако немалую роль в этом процессе сыграли и другие выходцы из Европы , а в конце XIX века уже выходцы из Китая. В то время, когда первые колонисты лишь приступали к освоению земель, коренное население континента было представлено сотнями племен - потомками древних людей пришедших из Азии. Племена, как правило, обитали на самых плодородных землях , и именно туда устремились колонизаторы.


Первым этапом формирования нации можно считать тот момент, когда английский язык стал единым для большинства колонистов. К тому времени были налажены экономические связи, как между колониями, так и со Старым Светом. Постепенно шло увеличение территорий за счет освоения и захвата земель индейцев.

Структура общества

Структура прослоек общества колоний выглядела следующим образом:

  • высшая - администрация и губернатор;
  • средняя - «фримены» - свободные люди среднего достатка;
  • низшая - самая многочисленная прослойка бедных людей.

Прослойка бедняков была достаточно разношерстной. Здесь были авантюристы, искатели лучшей жизни, преступники и заключенные, сосланные на каторгу. Все это огромное скопище людей именовалось сервентами. Что касается «фрименов», стоит отметить тот факт, что земли, принадлежавшие королю номинально, передавались им навечно с правом наследования . Следующим этапом стало развитие пуританства в самой Англии, а уже оттуда идеи проникли в колонии. Таким образом, постепенно начали формироваться основные черты американского общества : расчет на собственные силы, индивидуализм и предпринимательство.


Музей иммиграции

Он открыт в здании, где в свое время проходила процедура регистрации поселенцев . Это место выбрано неслучайно - 45% предков нынешнего населения страны прибыли в Новый Свет именно через это место - остров Эллис в Нью-Йорке . Только в период с 1890 по 1950 здесь было зарегистрировано 13 миллионов человек. За все времена на Североамериканский континент ступило больше мигрантов , чем в какой-нибудь иной стране мира. Роль иммиграции прослеживается абсолютно во всем, и недаром бытует утверждение, что Америка - котел наций .

2. Формирование американской нации и ее культуры в поздний колониальный период

Укрепление власти метрополии, начиная со времен Реставрации, потом - после "Славной революции" 1688 - в период правления сванские дома, происходило в ситуации перманентного нарастания противоречий между социально-экономическими интересами колоний и политико-экономическими амбициями английской короны. Развиваясь традиционным для колоний путем, американская экономика ориентировалась главным образом на производство сельскохозяйственной и промышленного сырья, которая использовалась для обогащения метрополии. Конечно, это задерживало технический прогресс, затрудняло движение колоний имманентным для них путем буржуазного развития. Особенность последнего определялась хозяйственной специализацией Юга, Севера и Центра Североамериканского континента, которая сложилась на рубеже XVII-XVIII веков.

На Юге рабовладельческая Плантационное система хозяйства эффективно действовала за счет высокорентабельного производства табака, риса, индиго, хлопка. Необходимость в рабочих руках удовлетворялась за счет увеличения количества черных рабов, численность которых особенно возросла после 1713. Рабство в южных колониях приобрело особенно безжалостных форм, законодательно оформившись в общественную

институт.

До 60-х годов XVII века не существовало специальных законодательных актов, определяющих положение американских нефов. В то время количество рабов африканцев была небольшой, их эксплуатация должна домашнюю форму и не была определяющей для экономического бытия колоний.

В начале XVIII века с переходом к плантационных форм эксплуатации корне меняется социально-классовая структура колониального общества, где расовые различия совпадали с сословными, с распределением на рабов и рабовладельцев. Сложилась развитая организация порабощения. Это изменение в социально-экономическом бытии колоний сопровождалась глубинными процессами социальной, расовой, этнической идентификации американских негров.

В Новом Свете африканцы оказались в положении не только оторванности от культурных, этнических, социальных корней. Они перестали рассматриваться как личности. Возникла ситуация, когда различия в географическом положении, социальном прошлом, языках, религиозных верованиях, огромная удаленность от родины и разбросанность по всей колониальной территории не позволили создать социальную институт для сохранения и развития родительской африканской культуры. Африканцы вынуждены были адаптироваться к новому чужого и враждебного среды. Начался процесс языковой, бытовой и социально-культурной ассимиляции негритянского населения. Оно волновало традиции, обычаи, навыки, английский язык. Этому также способствовало приобщение африканцев к христианству. Широкая миссионерская деятельность баптистов и методистов закладывала новые эмоционально-психологические узы - религию, которая дарила нефам надежду на спасение, избавление от страданий, предоставляла смысл их жизни. Таким образом формировались объективные предпосылки возникновения новой социально-расовой общности.

На формирование уз братства влияла расовая дискриминация, идеология "белой превосходства" и пожизненной "расовой неполноценности" черных. Идеи расизма глубоко проникли в сознание американских колонистов, тормозя темпы ассимиляции, которые были различными в Южных и Северных колониях.

Несмотря на то, что на всей территории Нового Света рабство воспринималось как обычный факт, социально-культурная, экономическая ситуация в Новой Англии создала благоприятные условия для культурной ассимиляции народов. Многоотраслевое хозяйство, превалирование фермерства, развитие городов требовали квалифицированного труда рабов, которых часто считали членами семьи. Они непосредственно сталкивались с домашним жизнью, трудом белых хозяев. Усилилось расовое смешение, в результате которого мулаты стали частью негритянского населения, местного частности. В середине XVIII века в городах Новой Англии появилась прослойка свободных негров.

В отличие от жестоких рабских кодексов Юга, законодательство североамериканских колоний рассматривало рабов не только как частную собственность. Они имели определенные юридические права, лишение их жизни определялось как тяжкое преступление. В Нью-Йорке, Филадельфии возникли первые благотворительные школы для негров.

Развитие буржуазных отношений в более "чистом" виде был характерен для центральных колоний (Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси) и Севера. Преимущество фермерского типа ведения хозяйства, роста его коммерческого направления и связанная с этим производственная специализация стимулировали активность местной промышленности. Это в свою очередь, обусловило большой рост численности населения за счет неангличан - немцев, шотландцев, ирландцев, африканцев. В результате значительно увеличилось количество городов

С развитием ремесленничества и сельского хозяйства, их специализации, рост местного промышленного производства, расширение ассортимента внутренних и внешних торговых морских, речных и сухопутных перевозок формировался единый американский рынок, новая мижколониальна экономическое содружество с крепким комплексом общих интересов. Закладывался экономический фундамент формирования новой нации, создавались объективные условия для объединения колоний в неделимый государственный организм, независимость которого еще надо было завоевать.

Прогресс, достигнутый колониальной экономикой в середине XVIII века, не изменил, однако, ее основного направления. Американское общество оставалось сельскохозяйственным. Не случайно своеобразие условий формирования новой нации, характер национально-освободительного движения определялись спецификой развития аграрных отношений, на фунте которых в сельском хозяйстве в будущем сформировался американский путь развития капитализма. Система земельных отношений сочетала феодальные учреждения, плантационную и фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственный труд идеализируется массовым сознанием как деятельность, которой испокон веков занимались американцы, начиная с пионеров переселенческого движения. Она выступает основным залогом жизненности и гармоничного расцвета общества и его граждан. Позже образ человека земли - фермера - стереотипизуеться национальным сознанием как олицетворение божественной избранности, праведности жизни, носителя самых почитаемых добродетелей будущей американской нации - трудолюбия, патриотизма, естественности, честности. Не случайно Америку представлять как страну независимых фермеров, которые являются основой его свободы. Надолго этот стереотип станет глубоко укоренившейся культурной традицией.

Значительное влияние на формирование американской нации имело развитие политико-правовых отношений, рост политического самосознания колонистов. Долгое время (до середины XVIII в.) В них вызревала идея экономической независимости, но процессы социальной жизни колоний постепенно приобретали все более острый политический характер и выразительного национального оттенка. С углублением противоречий между колониями и метрополией распространялся патриотическое движение, участники которого выступали против экспансионистской политики Англии, критиковали ее меркантилизм по политико-экономической жизни колоний. Признание английского подданства и связанные с ним права и привилегии со временем дополняются новым для поселенцев чувством приверженности американской отечества, к земле, где они родились и выросли, осознанием общих относительно метрополии интересов.

Своеобразие "американской" ситуации заключалась в том, что формирование единой нации переплеталось как с борьбой за освобождение от колониальной зависимости, так и с ростом демократического движения в колониях, борьбой за политико-экономические изменения во внутренней жизни.

Ко второй половине XVIII века в американском обществе, в отличие от западноевропейского, социально-классовая дифференциация была менее выразительной из-за большей "мобильность" населения. Поэтому, несмотря на углубление классового размежевания, формы социального протеста не достигли той остроты и масштабов, которые характеризовали общественную жизнь стран Старого Света. Кроме того, этому способствовала и наличие большого пространства "свободных" земель Дикого Запада, что позволяло избегать жестоких репрессий от победителей в том или ином классовом конфликте. Постепенно образовался общий фронт борьбы за национальную независимость и демократизацию внутренней жизни колоний. В процессе развития патриотической кампании появились новые формы демократического движения. На смену "политике законодательных дебатов" пришла "политика улице", политика массовых выступлений "низов", возникли первые революционно-демократические организации "Сынов свободы", которые сыграли важную роль в освободительном движении, в становлении мижколониальних связей. Начало и середина XVIII века отмечены культурной, общественной и политической деятельностью выдающегося представителя американской нации, имя которого больше почитается народами Америки - Бенджамина Франклина (1706- 1790 ГГ.). Сын ремесленника, он прославился в научных кругах как ученый с передовыми взглядами, который сделал ряд изобретений, связанных с природой электричества, пропагандируя научное естествознание и выступая против религиозного фанатизма. Американский ученый оставил также научные работы, посвященные вопросам истории и политэкономии. Как активный сторонник развития буржуазных отношений (с идеализацией характерных для них товарно-денежных отношений) Б. Франклин доказал наличие взаимосвязи между стоимостью товара и количеством затраченного на него труда, критиковал систему рабовладения, доводя большую эффективность буржуазного предпринимательства.

Перу Б. Франклина принадлежит один из первых документов американской истории, в котором предусматривался движение североамериканских колоний в имманентному направлении - план их объединения в союз. Предложив в 1754 году соотечественникам новый путь развития, Б. Франклин стал в будущем одним из выдающихся лидеров борьбы колоний за политико-экономическую и духовную независимость. Как идеолог буржуазного просвещения, стремясь реализовать свои теоретические взгляды на практике, Франклин стоял у истоков формирования национального образования. С его именем связывают создание в 1727роци Филадельфийской хунты, задача которой состояла в образовании горожан, появление в 1743 году Американской философского общества.

Культурно-просветительская деятельность Б. Франклина была одной из составляющих единого процесса роста самосознания национальной буржуазии (которая формировалась в настоящее время), процесса значительных изменений в сфере идеологии и культуры, развития образования, науки, литературы и искусства. Поддержка Б. Франклином просветительской идеи о неограниченных возможностях и самобытность свободной личности способствовала формированию в культурной среде американских колоний идеала экономического человека, который отвечал идеологии молодой буржуазии. Господство традиционной "общинно-коммунальной" этики меняется коренным ревизией концепции взаимоотношений отдельного индивида и общества, и, соответственно, проблем собственности. Моральная автономия экономической жизни каждого человека, собственность которой является ее неотъемлемым правом и признаком ее авторитета, самостоятельность и опора на собственные силы, свободная конкуренция предлагаются как стандарт образа жизни.

Усиливаются поиски компромисса между принадлежностью к общей системе моральных требований и ориентацией на материальный и социальный успех. Средством его достижения предлагается трудолюбие. Эта добродетель, рядом со скромностью, справедливостью, решительностью, бережливостью, по мнению Франклина, позволит достичь того "умного процветания", в котором нашли компромисс гражданин и индивид, человек почувствовал бы себя реально свободной и морально чистой. Предлагается принцип надежды на самой себя, на свой здравый смысл, отстаивается право на самостоятельный выбор целей, форм и методов деятельности. Деньги, частная собственность, материальное благополучие рассматриваются как символ личного достоинства, следствие индивидуальных усилий, способности к индивидуальной состязательности. В рациональной жизненной поведении, культе "личного успеха" в секуляризованной виде проявляется идея профессионального призвания пуританизма. Духовный климат американских колоний, жизненные общественные установки, американская культура труда в значительной степени формировались под влиянием протестантской идеологи ". Проблема веры привязывалась к проблеме честного выполнения своих профессиональных обязанностей. Бедность приравнивалась к состоянию болезни, тогда как частная собственность, деньги стали признаком божественной избранности, благодати, праведности. Освящая экономическую деятельность, морально оправдывая богатство, протестантизм стал формовочных фактором процесса утверждения нового буржуазного типа личности, распространение духа деловой творчества.

Унаследованные от первых поселенцев вера в величие осуществляемой дела, трудолюбие, умение ценить время и усилия, бережливость, изобретательность в "новом мышлении" американцев приобретают романтической привлекательности. их пытаются подражать, направляя на достижение личного материального достатка и социального положения. Не случайно американский фольклор и литература колониального народа возвышенно воспевают труд, воспроизводят образ человека-труженика, который позже вырастет в один из стереотипов национальной американского сознания. Устное народное творчество белых поселенцев, негритянский фольклор наделяют легендарных героев (Пол Бамъян, Пикос Билла, Джона ГЭМР - лесорубов и бурильщика) большой физической силой, энергией, хозяйственной смекалкой, настойчивостью. Они берут верх над техникой, сводят горы, вырубают каньоны, вырывают реки, даже женщины - героини сказок, преданий, песен - чаще изображаются как мужественные, сильные создания. Все эти черты присущи не только мифологическим героям - людям, но и животным.

Укоренение в повседневной жизни американцев этических качеств, которые провозглашаются протестантизмом, культ труда и личного успеха формируют новое отношение к миру - американский индивидуализм, который был для той культурной

ситуации конкретно-историческим форме гуманистической идеологии.

Буржуазное просвещение, которое начало овладевать умом американцев, пока не господствовало в целом в интеллектуальных сферах. Так, система высшего образования, колониальная наука остаются под наблюдением церквей разного направления священнослужители составляли значительную часть образованной элиты общества. Усвоения практических знаний наряду с богословием культивировалось в колледжах, возникновение которых было связано прежде всего с инициативой и активной деятельностью религиозных деноминаций. Более того, в ситуации кризиса кальвинизма много высших учебных заведений, принципы организации и обучение которых формировались под влиянием английских университетов, стали оплотом ортодоксальных религиозных традиций.

Однако секуляризационных процессы постепенно проникали и в эту сферу (хотя следует заметить, что на американской почве они вылились в религиозно-обновленные реформаторские течения, антиклерикального же движения не существовало). Потребности экономического и социального прогресса стимулировали развитие научно-технических знаний. Они стали важной составляющей культуры будущей американской нации. Известный практицизм местного менталитета обусловил первоочередное развитие прикладного знания, главным критерием которого была полезность. В науке колониального периода, развивалась благодаря энтузиазму отдельных ученых-любителей, царил любительский подход к наукам, ориентация на авторитет Англии и Ньютона.

Эта ситуация была характерной для культурной жизни северных и центральных колоний (особенно для Новой Англии). Различия в социально-экономическом и общественно-политическом устройстве Юга и Севера Америки сильно сказались и на основных направлениях развития этих регионов. Стоит обратить внимание на элитарность культуры и искусства южных олигархических колоний (прежде Вирджинии как культурного центра Юга), ее ориентации прежде всего на духовные ценности, "импортируемые" из Англии, и национально-демократические культурные тенденции Севера.

Преимущественно англичане по происхождению, американские колонисты не могли не создавать что-то новое, национальное, самобытное иначе, чем как на фундаменте европейской культуры. Но особенности жизни поселенцев, специфика их жизненного уклада в целом определили пути и средства изменения старого и рождения нового. В горниле рождения национальной культуры переплавлялись обычаи и традиции многих народов Европы и Америки. Так, на большей части колониальной Америки английский язык становится основной в общении. Пестрота национального состава иммигрантов, влияние языковой культуры аборигенов определили своеобразие колониального речи, на почве которого сформировалась единая, отличная от английской, речь с большим количеством неологизмов, сленговых элементов, специфической произношением.

Своеобразным сочетанием европейской, африканской и индейской культур возникает художественная культура этого периода. Если в XVII веке господствовали религиозно-пиеттични настроения доминировали дидактические поэмы религиозного содержания и медитативная лирика, метафизическая поэзия, то XVIII века стало важнейшей вехой в развитии американской литературы, существенно изменив соотношение ее жанров в пользу светских произведений, прежде всего публицистики.

Газетно-журнальная литература, взаимодействуя с различными жанрами устного народного творчества, формирует специфическую языковую культуру, которая ориентировалась на определенную "карнавализация" сознания, народный стиль. В недрах массовой культуры начался процесс обновления жанровой и стилевой литературной системы. Проповедь и анекдот, лекция и устная история, эссе и небывальщина, заимствуя друг у друга определенные элементы, утверждают новый пафос - познание жизни и самоопределение.

В этот период была подготовлена почва для возникновения национально-самобытной художественной литературы, расцвет которой приходится на эпоху романтизма.

Специфической была и ситуация в сфере изобразительного искусства. Прагматизм культурного сознания американцев обусловил возникновение и массовую популярность портретной живописи. Он привлекал прежде всего своей позаестетичною функцией. Портрет как неотъемлемая часть быта американской семьи хранил для потомков информацию о социальном статусе, нравственные ценности, характер и внешность ее членов.

Портретная живопись становится специфическим летописью времени, в котором отразился процесс преобразования переселенца-колониста в американца. В портрете своеобразно отразилось характерное для американской художественной литературы сочетание в образно-художественной строении произведения социального, типичного и личного, индивидуального. Непрофессиональные народные художники - линмеры - начинают традицию прозаизма в отражении действительности. Конечно, и здесь проявилось влияние пуританизма как структурообразующим элемента художественного мышления американских колонистов. Через индивидуальные характеристики героев портрет создавал некий обобщенный образ достойной, волевой, целостной и самодостаточной человека с ясным осознанием своей особой миссии, призвания и значимости. Отсутствие интеллектуальной сложности, внутренняя, без внешних украшений, величие воплощенных образов ("старайся быть простым и понятным: высшее красноречие - в простоте" 1) были отличительной чертой искусства примитивистов, искусства, которое стало неотъемлемой частью американской национальной культуры. Пейзаж как самостоятельный жанр встречался в XVIII веке очень редко. Если художественную жизнь колоний предложило специфически американский жанр портрета, то по музыкальной культуры оно оказалось более зависимым от европейских традиций (так же, как и в архитектуре, где были распространены традиционно европейские типы сооружений). Городское музыкальное жизнь развивалась преимущественно усилиями европейских музыкантов и местных дилетантов. Наряду с хоровым искусством развивались светские жанры песен, баллад, танцев. Оперно-симфоническая культура, которая в то время была одним из самых высоких достижений европейских народов, на американском почве не прививалось. Однако XVII-XVIII века отмеченные существенным явлением в американской культуре - созданием одного из самых интересных разновидностей американского фольклора - его афроамериканского или негритянского элемента. Сложившись в результате сочетания антлокельт-ских и африканских музыкально-стилистические черты, негритянская музыка стала в будущем источником возникновения специфически американских жанров - спиричуэлс, блюза и других.

Не только музыкальное искусство испытывало на себе влияние африканской культуры. Американская литература XVIII века, изобразительное искусство обогащаются произведениями первых негров-писателей - Л. П. прихоти, Ф. Уитли, Ю. Гэммон, художников - Дж. Джонсона, С. Мургеда. Стала широко известной в культурной среде колониальной Америки деятельность врача Д. диргемы математиков Т. Фуллера и Б. Баннекера. Талант черных рабов мастеровых способствовал развитию декоративно-прикладного искусства,

* Фурсенко А. А. История США: колонии в середине XVIII в.: В 2 т. Москва, 1983. Т. И. С. 89.

в частности резьба по красному дереву. Переплетаясь с художественной культурой белых колонистов, негритянская культура становится неотъемлемым элементом становления специфического духовного облика американской нации.

Таким образом, XVIII века в американской истории - время формирования новой великой нации. Время его рождения приходится на ситуацию социально-экономического и духовного подъема, вызванного развитием буржуазных отношений, которые коснулись всех сфер колониального жизни. Процесс формирования американской нации, ее культуры был связан с экономическими и политическими изменениями внутренней жизни колоний, их борьбой за освобождение от колониальной зависимости. В середине XVIII века четко наметились признаки тех характерных черт, которые в дальнейшем будут составлять самобытное лицо американской культуры. Эти признаки, при всех региональных, социально-экономических, общественно-политических и культурных особенностях, обнаружили глубокую, общую для всех колоний тенденцию формирования государственного организма, независимости и расцвета которого нужно было еще добиться.

Вопрос об иммиграции в США представляет собою значительную часть вопроса о формировании американской нации. Население свое, за исключением коренных жителей, индейцев, страна еще с колониального периода черпала в Европе, среди эмигрантов разных национальностей. Американская нация возникла в конце XVIII в., в период революционной войны за независимость, ню в этническом отношении тогда образовалось только ее ядро. Язык юной нации был английским, культура, обычаи, право являлись в основном продолжением английских, однако в людском составе нации английский элемент был только главным, но отнюдь не единственным. Американская нация продолжала развиваться и в этническом отношении складываться на протяжении последующих исторических периодов, пополняясь новыми разнородными элементами, которые перемешивались между собою.

Образование американской нации

Все нации слагались в свое время из более или менее разнообразных этнических элементов, но у наций и народов американского материка этот процесс происходил в течение последних 4-5 веков и не закончился еще и поныне. Для этого периода, особенно для двух последних столетий, в изобилии имеются письменные и иные источники, современная стадия процессов может изучаться посредством наблюдения. Все это значительно облегчает исследование, так что американский материк можно считать более или менее современной лабораторией этногенеза. Нация США отличается в этом отношении особым разнообразием вошедших в нее элементов.

Период гражданской войны и ее кануна можно считать решающим для этнического складывания американской нации. Иммиграция, струя которой после окончания наполеоновских войн все усиливалась, к середине века превратилась в бурный поток. За десятилетие, предшествовавшее гражданской войне, она выросла почти вдвое. Накануне войны иммигранты первого поколения составляли 13-14% населения. На этом уровне и держалась доля иммигрантского населения США шесть десятилетий - до практического запрещения иммиграции законом. По количеству вновь прибывших иммиграция последующих лет превышала иммиграцию кануна гражданской войны, но никогда она не была столь значительной по отношению к наличному населению. Ни раньше, ни позже население США не обновлялось в такой степени и за столь короткий срок благодаря притоку иммигрантов.

Если рассматривать это движение как эмиграцию из Европы, то окажется, что оно, как уже говорилось выше, порождено эпохой европейских революций 1848-1849 гг. Таким образом важнейший период иммиграции в США лежит между периодом революций 1848-1849 гг. в Европе и второй американской революцией. В этот период происходило быстрое развитие капитализма в США, завершался промышленный переворот. В крупнейших городах страны иммигранты составляли больший процент населения, чем когда-либо после. Накануне буржуазно-демократической революции иммигранты являлись важнейшим формообразующим в социальном отношении элементом американской нации. Быстрота же развития капитализма ускорила, по ленинскому выражению, «перемалывание национальных различий» в стране.

Ассимиляция иммигрантов в американскую нацию

Главными этническими элементами иммиграции 50 - 60-х годов являлись ирландцы и немцы. Остальные национальные группы были значительно меньше. Ассимиляция всех этих групп означала и их влияние на окружающее население, но преобладающим оказывалось влияние уже сформировавшейся американской нации на новые этнические элементы, почему, быть может, термин «ассимиляция» в этом случае точнее термина «интеграция».

Ассимиляция облегчалась тем, что ни одна этническая группа не составляла большинства в определенном районе. Это ускоряло и физическое смешение и взаимодействие культур. В американской культуре, как и в американской нации, переплетались различные этнические элементы и традиции. В 50-е годы прошлого века «Нью-Йорк дейли трибюн» уже могла писать об «этом огромном сплаве, называемом американским народом». И в тот же период противник «незнаек» язвительно замечал: «Я думаю, что и католики и «иностранцы» вошли как существенные элементы в наш американизм».

Социальная и культурная ассимиляция следующих после гражданской войны поколений иммигрантов происходила уже несколько иначе, потому что ее определяли другие условия, иная стадия общественного развития. Такого действия на развитие американской нации, как иммиграция переломного периода второй революции, она оказать не могла. Но общие закономерности остались, и одна из них - утрата иммигрантами национальных особенностей, начиная с языка и кончая народными преданиями. Современный исследователь фольклора, например, приходит к выводу, что «фольклор иммигрантских групп в американской жизни быстро исчезает».

Ассимиляция зависит от взаимодействия данной народности с окружающим ее населением, от условий, которые эта народность встречает в стране иммиграции, от той исторической обстановки, которую она в этой стране застает, от взаимного влияния исторически сложившихся у данной народности черт и этой обстановки.

Быть может, разницей в уровне социально-экономического развития страны эмиграции и страны иммиграции можно объяснить единственное существенное различие между иммиграцией «старой» и «новой». Иммигранты конца XIX и начала XX в. выталкивались из Европы теми же, примерно, процессами, что и переселенцы рассматриваемого в настоящей работе периода. Но они уезжали из отсталых по тому времени стран, а США после гражданской войны быстро двинулись вперед в капиталистическом развитии и вступили в период империализма. Разница и соответственно перестройка оказались гораздо более значительными, и в этом, а не в расовых и этнических особенностях (столько обыгрывавшихся буржуазно-националистической пропагандой), заключается принципиальное отличие между иммиграцией рубежа XX в. и иммиграцией середины XIX в.

17-й съезд компартии США определил американскую нацию как «исторически возникшее национальное образование, сплав (amalgam) более или менее различных национальностей». Сплав этот и до наших дней не затвердел. С точки зрения этногенеза американская нация сравнительно молода, и еще можно, как при геологическом исследовании, проследить образующие ее «пласты». Хотя массовой иммиграции в США уже 30 лет не происходит, ассимиляция прежних поколений иммигрантов и слияние всех этнических элементов далеко не завершены. При всей противоречивости этого процесса, при мучительности его для участников, при национальной дискриминации, которая сопровождает все антагонистические общественные формации, он исторически прогрессивен. Ленин писал об ассимиляции в США: «Штат Нью-Йорк походит на мельницу, перемалывающую национальные различия. И то, что в крупных интернациональных размерах происходит в Нью-Йорке, происходит также в каждом большом городе и фабричном поселке.

Кто не погряз в националистических предрассудках, тот не может не видеть в этом процессе ассимиляции наций капитализмом величайшего исторического прогресса.

Далее Ленин указывал: «Остается та всемирно-историческая тенденция капитализма к ломке национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм».

Мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных бездомных,
Я им свечу у двери золотой!

Эмма Лазарус.
Надпись на статуе Свободы

Вопрос об иммиграции в последние годы активно обсуждается в средствах массовой информации, в широких общественных кругах США. Нужна и полезна ли иммиграция для страны, если нужна и полезна, то в каких объемах ее следует допускать (вопрос о квотах), кого принимать, на каких условиях и т.д.? Высказывается множество точек зрения, отличающихся друг от друга в чрезвычайно широком диапазоне. С одной стороны, утверждается, что без живительной струи иммиграции общество начнет деградировать, с другой - выражается недовольство тем, что Америка превращается во всемирный дом престарелых. После 11 сентября 2001 года многие американцы стали выражать опасения по поводу того, что по иммиграционным каналам в страну проникают террористы. Авторы некоторых публикаций полагают, что существенную опасность для страны представляют криминальные элементы из стран СНГ. Растет число тех, кто считает, что прием иммигрантов вообще следует прекратить. Тем не менее, есть все основания утверждать, что диспутанты, даже если к их числу принадлежат и законодатели, не утруждали себя серьезным и глубоким предварительным изучением информации о процессе иммиграции и о его роли в жизни страны.
Иммиграция и формирование населения США

Говорят, что Америка - страна иммигрантов. В общем смысле речь идет о том, что почти каждый постоянный житель страны является либо иммигрантом в первом поколении, либо потомком иммигрантов прошлых лет, веков и тысячелетий. Даже американские индейцы, которых Колумб, а за ним и все мы, считали автохтонами, по мнению многих исследователей, перебрались сюда из Азии более 20 тысяч лет назад.

За 180 лет, с 1820 по 1999 год (т.е. период, за который имеется иммиграционная статистика), из разных стран мира на территорию современных Соединенных Штатов прибыло более 65 миллионов иммигрантов. Чтобы верно представить себе масштаб процесса, надо иметь в виду, во-первых, что все население Соединенных Штатов в 1820 году составляло менее 10 миллионов человек. Во-вторых, как показала перепись населения 2000 года, иммигрантов в первом поколении (людей, которые родились в других странах мира и иммигрировали в США) было более 28 миллионов.

Как же происходил иммиграционный процесс в течение этих 180 лет? Прежде всего следует обратить внимание на две цифры, стоящие в начале и в конце указанного периода. В 1820 году в Америку из всех стран мира прибыло 8385 человек. Начиная с этого времени приток иммигрантов рос. Естественно, число прибывающих в страну в разные годы менялось в весьма существенных пределах. Так, в 1825 году оно впервые превысило 10 тысяч, в 1845 году уверенно перешагнуло 100-тысячный барьер, а в 1881 году иммигрантов было уже около 700 тысяч. Особенно урожайными по притоку населения в США были годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Из 13 предвоенных лет начала XX века шесть принесли стране более чем по миллиону иммигрантов каждый (1905-1907, 1910, 1913 и 1914 годы). В 1990 году их было уже 1,5 миллиона, а в 1991 году - почти 2 миллиона человек. В последующие годы, однако, численность прибывающих начала снижаться.

Таким образом, с одной стороны, рост населения США во все времена достигался за счет прибытия иммигрантов, а также людей, рожденных иммигрантами и их потомками. С другой стороны, все, известное сегодня как великая страна - Соединенные Штаты Америки с ее конституцией и другими законами, государственным устройством и историей, наукой и техникой, армией и финансами, госпиталями и автомобильными дорогами, огромным авторитетом в мире - создано теми же иммигрантами и их потомками.

Более того, можно с уверенностью прогнозировать, что иммиграционный процесс, несмотря на значительное число его противников, как среди законодателей, так и среди простых граждан, будет продолжаться, ибо в нем традиционно заключается гарантия обновления и притока новых сил для прогрессивного, опережающего другие страны развития. Это естественно, ибо иммигранты в большинстве случаев привозят в новую страну проживания не осуществленные на родине идеи, не сбывшиеся надежды, неутолимую жажду свободной деятельности, огромный запас энергии. Таково бесспорное значение иммиграционного процесса в жизни Америки.

Люди ехали сюда из разных стран, начиная с конца XVI века (1598 год) и осваивали континент. Что поднимало их с родных мест и заставляло пускаться в опасный путь навстречу неизвестности? Прежде всего неудовлетворенность. Характер неудовлетворенности мог быть различным, но она всегда была настолько сильной, что делала жизнь на старом месте невыносимой. И в этом смысле вряд ли имеет большое значение, стремились ли люди к религиозной или политической свободе, к условиям успешной реализации своих профессиональных способностей и таланта, к богатству или бежали от национального угнетения и нищеты. Их объединяло желание жить в свободном обществе и своим трудом добиваться лучшей жизни.

Конечно, в этом потоке была и пена. Спасаясь от уголовных наказаний или в поисках новых возможностей, в США устремились представители криминального мира. Американское общество столкнулось с организованными преступными группами из разных стран - европейских, азиатских, латиноамериканских и пр. Это тема, однако, заслуживает отдельного разговора. Тем не менее, ясно, что поддержка иммиграции правительством США необходима не только как гуманный акт великой державы, направленный на спасение многих людей, которые вынуждены по разным причинам покидать родные места. Она необходима и для самих США, как Антею нужно было припасть к Земле-матери для притока новых сил.

Статистика Бюро переписей населения и Службы иммиграции и натурализации (INS) Соединенных Штатов содержит множество разнообразных сведений, характеризующих иммиграционные потоки из разных регионов и стран. Как явствует из этих данных, за период между переписями 1970 и 2000 годов население США увеличилось на 78119875 человек. За это же время в страну легально въехало 20076986 иммигрантов. Таким образом, иммиграция за этот период дала 25,7% общего прироста населения. Разумеется, речь идет лишь о непосредственных переселенцах без учета детей, которые родились после приезда их родителей в Америку. Если же учесть и этот аспект, то доля прироста населения за счет иммиграции станет значительно выше.

В 1980 году рожденные не в США постоянные жители страны составляли 6,2% населения, в 1990 году - 8,0%, в 2000 году - 10,1%. В абсолютных числах это составило соответственно 14,0, 19,6 и 28,4 миллиона человек. Интересно, что наибольшая доля рожденных за границей жителей США (14,7%) отмечена в 1910 году. После этого она снижалась в течение 60 лет до 4,7% в 1970 году, затем снова начала повышаться .

Этот же источник приводит любопытный перечень, в который вошли 10 стран, давших наибольшую численность иммигрантов в первом поколении. По состоянию на 1999 год на первом месте в этом списке идет Мексика - более 7 миллионов иммигрантов, затем Филиппины - около 1,5 миллион, Китай и Гонконг - 985 тысяч, Вьетнам - 966 тысяч, Куба - 943 тысячи, Индия - 839 тысяч. Замыкает перечень Корея, община которой составляла 611 тысяч иммигрантов. В нем лишь одна европейская страна - Великобритания (655 тысяч). Важное место в списке занимают Сальвадор (761 тысяча) и Доминиканская Республика (679 тысяч).

Естественно, люди эмигрируют в США не только из этих стран. Речь идет лишь о том, что вошедшие в список страны дали по состоянию на 1999 год самую большую долю иммигрантов в первом поколении. Однако этот список не является постоянным; страны в нем меняются в связи с изменениями акцентов в иммиграционной политике американского правительства, а также в результате действия различных общемировых факторов. Эти изменения оказывают прямое влияние на численность иммигрантов, прибывающих из разных регионов и стран мира. Так, из списка 1997 года к настоящему времени выпали Канада, Германия, Польша и Ямайка, а появились Вьетнам, Индия и Корея. Характерно, что Советский Союз вообще не попал в список 1999 года, несмотря на то, что перепись 2000 года выявила 624 тысячи иммигрантов первого поколения из бывшего СССР. Для сравнения: перепись 1920 года зарегистрировала 1400 тысяч иммигрантов из дореволюционной и послереволюционной России, а в 1960 году - уже только 690 тысяч.

Интересно в связи с этим представить себе потоки иммигрантов из разных регионов за последние 10 лет XX века (с 1990 года по март 2000 года), давшие Соединенным Штатам почти 13 миллионов новых постоянных жителей (около 5% всего населения). Наибольшую долю иммигрантов внесла в этот поток Северная Америка (46,3%), прежде всего за счет Мексики (2656 тысяч человек) и Доминиканской Республики (365,6 тысячи), на втором месте идут азиатские страны (30,3%), в первую очередь за счет Филиппин (527 тысяч), Китая (411 тысяч) и Вьетнама (405 тысяч). На долю Европы в этот период приходится всего 13,2%, на долю Африки - 3,8%.

Доля Европы в общей численности новых иммигрантов за последние 10 лет прошлого века закономерна, хотя и нуждается в пояснении. Иммиграционные потоки в Америку за 180 лет свидетельствуют о том, что ядром, формировавшим американскую нацию, ее культуру в широком смысле слова, стали выходцы из Европы. Именно их было подавляющее большинство среди иммигрантов, прибывших на американский континент.

Численность населения американских колоний выросла с 4600 человек в 1630 году до 2780400 - в 1780 году. Это изменение произошло не столько в результате естественного прироста (ибо смертность в то время была велика), сколько вследствие притока иммигрантов, основную долю которых составляли европейцы. В 1790 году, когда была проведена первая в американской истории перепись населения, его численность достигла почти 4 миллионов человек и с тех пор постоянно росла. В 1850 году американцев было уже более 23 миллионов, в 1900 году - более 76, а еще через 20 лет - более 106 миллионов.

Весь этот период доля выходцев из европейских стран в общем потоке иммигрантов в США была подавляющей. Она не опускалась ниже 80%, а в 1841- 1860 годах и в 1881-1900 годах составила около 93%. Однако в XX веке этот показатель начал резко снижаться. В 1961-1980 годах и в 1981-1999 годах доля европейцев в иммиграционном потоке упала до 24,6 и 24,1% соответственно (рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение доли европейцев в общем миграционном потоке в США, %

В последнее десятилетие XX века доля европейской иммиграции в общей численности приезжавших, как упоминалось выше, упала до 13,2%. Сокращение доли европейской иммиграции в Соединенные Штаты с лихвой компенсировали Латинская Америка и Азия (рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение доли выходцев из стран Азии в общем иммиграционном потоке в США, %

К чему ведет этот процесс, отчетливо отражают результаты переписи населения 2000 года. С одной стороны, они показывают, что среди иммигрантов первого поколения на период переписи почти 52% составляли выходцы из стран Латинской Америки, более 26% приехали из стран Азии и только около 16% из стран Европы, менее 3% из стран Африки. С другой стороны, документы переписи содержат сведения о происхождении предков каждого американца независимо от места его рождения. Ниже приводится перечень из 9 стран, отмеченных большинством американцев как место происхождения их предков (таблица 1).

Таблица 1. Страны происхождения предков современных американцев*

Страна происхождения предков

Численность опрошенных, назвавших данную страну

К общему числу ответивших, %

Германия

Ирландия

Шотландия и Ирландия

Норвегия

Россия и Украина

Арабские страны

* Имеется в виду не национальность предков и не их вероисповедание, а страна, откуда они иммигрировали в США.

Если мы сопоставим приведенные выше данные о живых на период переписи иммигрантах с данными, содержащимися в таблице 1, то получим возможность говорить о том, что векторы иммиграционных процессов меняются и интенсивность этого процесса усиливается.
Соотношение численности иммигрантов из разных регионов мира оказывает заметное влияние на многие показатели социальной структуры, о чем еще пойдет речь. Здесь, однако, хочется остановиться на одном из показателей - на этническом составе населения (таблица 2).

Таблица 2. Изменение этнической структуры населения США в 1970-2000 годах

* В категорию "прочие" включены латиноамериканцы, представители азиатских народов, американские индейцы и представители других народов, не принадлежащих к белой или черной расе. Данные таблицы рассчитаны по результатам переписей.
** Ученые Гарвардского университета, данные исследований которых приводит журнал "Time" за 2 сентября 2002 года, дают более низкий показатель доли белого населения США по состоянию на 2000 год - 69%. Однако методика их расчета нам неизвестна.

Из таблицы 2 необходимо сделать, по крайней мере, три вывода.

Во-первых, очевидно, что естественные демографические причины не могут привести к таким резким изменениям в этническом составе населения страны: правительство в последние десятилетия занимает протекционистскую позицию в иммиграционной политике в отношении латиноамериканских и азиатских стран. Именно вследствие неудержимого роста иммигрантов из этих стран меняется этническая структура населения США.

Во-вторых, если предположить, что существующий темп изменения этнической структуры населения Соединенных Штатов сохранится в ближайшие 50 лет, то к 2050 году доля белого населения в общей численности страны упадет до 50%. За этот же период доля черного населения повысится почти до 14%, а доля выходцев из латиноамериканских и азиатских стран достигнет 36%.

В-третьих, нельзя не учитывать, что регионы мира в силу определенных исторических обстоятельств находятся на сильно отличающихся друг от друга уровнях научно-технического, культурного и материально-бытового развития. Соответственно и иммигранты из этих регионов существенно различаются по образованности, культуре, профессиональной подготовке и квалификации. Эти показатели определяют желание трудиться, возможности трудоустройства на новом месте жительства, рост благосостояния и вообще сроки и характер адаптации к новому обществу и его культуре. Снижение таких показателей ведет к перекосам в адаптации к разным сторонам жизни общества. Одни иммигранты в короткие сроки включаются в трудовую жизнь, что положительно отражается на их материальных возможностях, другие превращаются в постоянных клиентов социальных служб или выбирают скользкий криминальный путь. Если человек не стал работником, он неизбежно в зависимости от своих притязаний станет чьим-то иждивенцем или преступником.

Криминальный путь выбирают далеко не единицы. Только за последние 6 лет минувшего века (1994-1999) за совершенные преступления по решению американского суда из США было депортировано более 287 тысяч иммигрантов, не успевших к моменту суда принять американское гражданство. Я подчеркиваю последнее обстоятельство потому, что иммигранты, принявшие гражданство до совершения преступления, как правило, не депортируются из страны, отбывают срок заключения в американских тюрьмах, а потом во многих случаях продолжают искать новых приключений. Но вернемся к приведенной цифре.

Около 77% всех депортированных за уголовные преступления составляют иммигранты из Мексики - почти 221 тысяча человек. Иными словами, это 28% мексиканцев, легально въехавших в США за указанные 6 лет. Более 11% депортированных составляют иммигранты из 5 стран Центральной и Южной Америки, а также Карибского региона - Сальвадора, Колумбии, Ямайки, Гондураса и Гватемалы.

Более 4,5 тысячи человек за те же 6 лет были отправлены назад после таможенного контроля, даже не переступив границу Соединенных Штатов. Среди них представители Мексики составляют 78% (3156 человек). Около 12% приходится на долю выходцев из указанных выше 5 стран. Как видим, список стран, в основном поставляющих в США криминальный элемент, довольно устойчив.

Справедливости ради надо заметить, что среди депортированных за уголовные преступления в 1994-1999 годах есть и выходцы из стран СНГ. Однако их доля в этом потоке несравнимо скромнее. Так, из почти 183 тысяч иммигрантов, прибывших в этот период из России и Украины, депортированы за уголовные преступления 139 человек, что составляет 0,05% от общего числа высланных или 0,07% от общего числа иммигрантов из России и Украины. Гордиться в этом случае все равно нечем. Как отмечает в своем интервью корреспонденту газеты "Русская реклама" федеральный прокурор штата Нью-Джерси Кристи, "россияне играют все большую роль в расследуемых нами изо дня в день преступлениях. Роль, гораздо большую, чем, скажем, лет 10 назад".

Особый нюанс в иммиграционную проблему США вносит активизация террористических, главным образом мусульманских, группировок, начавшаяся в мире в 1990-х годах, кульминацией которой стали события 11 сентября 2001 года.

За 10 лет (1990-1999) только из 8 мусульманских стран, известных своим покровительством террористам, - Афганистана, Индонезии, Ирана, Ирака, Ливана, Пакистана, Сирии и Йемена - в Соединенные Штаты иммигрировали почти 746 тысяч человек. Более 500 тысяч прибыли с Филиппин, более 100 тысяч - из Египта и Нигерии. Десятки тысяч приехали по студенческим и рабочим визам. Среди них были как люди, спасавшиеся от нищеты и голода, так и представители криминальных групп.

Таков краткий обзор некоторых аспектов роли иммиграции в формировании населения США. Следует подчеркнуть, что речь шла лишь о формировании численности и этнической структуры населения. Других аспектов влияния иммиграции на социальную структуру населения мы коснемся ниже. В целом же роль иммиграции в жизни страны неизмеримо обширнее и глубже.

Необходимо подчеркнуть, что люди не только приезжают в Америку, но и уезжают из нее. Если за 1901-1990 годы в США прибыли 37869 тысяч иммигрантов, то эмигрировали в другие страны 11882 тысячи человек, или 31,4% от числа прибывших за этот же период. Иными словами, из каждых 100 иммигрантов 30 возвращаются домой. По прогнозу, сделанному INS, в течение 2002-2005 годов покинут США более 1 миллиона иммигрантов, въехавших в страну в разные годы.

Место выходцев из бывшего СССР в иммиграционном потоке

Вопреки бытующим представлениям, общая численность иммигрантов из бывшего СССР (включая дореволюционную Россию, а в последние годы и страны СНГ) на общем мировом фоне не впечатляет. За 180 лет, с 1820 по 1999 год, она составила около 4 миллионов человек. Из них более 3 миллионов прибыли в США за 100 лет - с 1820 по 1920 год. В целом это 10% от европейской иммиграции и 5,9% - от общемировой. За то же время из Германии прибыли более 7 миллионов человек, из Италии - 5,5 миллионов, из Англии - более 5 миллионов, из Ирландии - около 5 миллионов человек. Всего же европейские страны (без дореволюционной России, Советского Союза и стран СНГ) за 180 лет дали Америке 34,5 миллиона иммигрантов.
Численность иммигрантов из бывшего СССР, живых к моменту переписи населения США 2000 года, составляла около 624 тысяч человек. Из них почти 99 тысяч прибыли в страну с 1985 по 1990 год, когда с приходом Горбачева к власти в СССР был либерализован порядок выезда из страны. (Для сравнения: за 10 лет, с 1971 по 1980 год, из СССР прибыли около 39 тысяч человек, из Италии - около 130 тысяч, из Англии - более 137 тысяч, с Филиппин - 355 тысяч и т.д.). По данным Службы иммиграции и натурализации, за 10 лет (1990-1999) из новых независимых государств, расположенных на территории бывшего СССР, прибыли чуть более 411 тысяч человек. (За тот же период с Филиппин иммигрировали в США около 527 тысяч, а из Мексики 2,5 - миллиона человек).

В 1995 году из бывшего СССР прибыло 54,5 тысячи иммигрантов, а в 1998 году почти в два раза меньше. Есть все основания полагать, что это снижение является результатом предпринятых конгрессом и правительством США мер по ограничению социальной помощи легальным иммигрантам и беженцам, особенно пожилым, которые не успели принять гражданство США до августа 1996 года. По этой же причине и в последующие годы численность людей, прибывающих на постоянное место жительства из бывших республик СССР, будет снижаться. Это снижение естественно не затронет криминальный элемент, которому социальная помощь не нужна.

Первое место по численности в "советской" иммиграции до 1999 года занимали выходцы из Украины - их ежегодная доля превышала 40%. На втором месте были россияне - около 30%. В 1999-2000 годах эти две страны по числу иммигрантов поменялись местами, но сохранили общую долю в иммиграционном потоке из СНГ - более 70%. Затем следуют с примерно равными долями Узбекистан и Белоруссия. Ни одна из стран, ранее входивших в состав СССР, не сравнялась по численности иммигрантов в США даже с Ямайкой. В то же время, учитывая, что большинство иммигрантов из бывшего СССР составляют беженцы-евреи, по указанному распределению мест можно получить представление об уровне антисемитизма в странах исхода. Правда, нельзя не заметить, что Украина обогнала Россию по числу эмигрантов за счет не столько большей численности уезжающих евреев, сколько значительного числа ищущих религиозной свободы украинцев-католиков. О них следует сказать особо.

За последние 25 лет в США из бывшего СССР на постоянное жительство приехали более 150 тысяч лиц нееврейской национальности. Нельзя не отметить, что значительную долю этой совокупности составляют русские и представители других народов СНГ, находящиеся в смешанных браках с евреями. Автору настоящей статьи известны иммигрантские семьи, состоящие из 8-12 человек, в которых евреем является только один из ее членов. Но он вывез всех остальных. Таких евреев здесь называют "паровозы". В большинстве случаев это представители так называемой экономической иммиграции. Однако очень многие беженцы приехали, спасаясь от политической или религиозной дискриминации. Среди них - украинцы-католики, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и представители других религиозных протестантских течений или групп.

Достоверной статистики по этим группам, к сожалению, не существует. Государственными органами США концессионная принадлежность населения не учитывается, как, между прочим, и национальная. Однако из истории их жизни в бывшем СССР и из результатов исследований, проведенных в США другими учеными, известно, что украинцы, как и иммигранты еврейской национальности, приезжают семьями. Они оседают обычно в тех же географических регионах, что и бывшие советские евреи. Результаты этнографических исследований, проведенных в этих общинах, указывают на невысокий уровень образования, значительное число получателей социальной помощи и почти полную изоляцию от уже существующих старых американо-еврейской и американо-украинской общин.

Одновременно наблюдается значительная солидарность внутри украинских общин. Представителям этих религиозных групп так же, как и советским евреям, свойственно сильное желание преуспеть в новой жизни и, что еще более важно, увидеть преуспевающими своих детей.

Таким образом, бывший Советский Союз как экспортер иммигрантов в Америку занимает скромное место в ряду стран после Доминиканской Республики. Поэтому какое-либо влияние на американскую жизнь так называемая русская эмиграция в отличие, скажем, от латиноамериканской или азиатской, может оказывать не столько своим количеством, сколько качеством, иными словами своей социальной структурой. Какова же эта структура?

Некоторые аспекты социальной структуры иммигрантов, ее предпосылки и последствия

Когда говорят о социальной структуре какой-либо общности, имеют в виду, сколько в ней мужчин и женщин, как они распределяются по возрастным, образовательным, профессиональным группам и т.п. Анализ социальной структуры иммигрантов помогает ответить на вопрос, кого получила принявшая их страна, - людей, которые благодаря возрастному и профессиональному потенциалу будут способствовать ее дальнейшему развитию, или тех, кто в силу разных обстоятельств сам нуждается в заботе государства.

Конечно, анализ социальной структуры какой-либо общности, осуществленный только на базе учетной статистической информации, не может дать полного, всестороннего представления об этой общности. В нем неизбежно отсутствуют такие социально-психологические характеристики людей, как социальные ценности, неформальные нормы поведения, отношения людей к различным сторонам и аспектам жизни, их оценки и пр. Эти характеристики очень важны для правильного понимания настроений людей и прогнозирования их поведения в непростых ситуациях, которые часто возникают в жизни.

Вряд ли целесообразно подвергать анализу возрастную структуру всех иммигрантов, сведения о которых содержатся в результатах переписей. Возраст иммигрантов, как и ряд других объективных характеристик (семейное положение, образование, профессиональный состав), представляет главный интерес в год их прибытия постольку, поскольку влияет на демографическую структуру населения страны в целом. В материалах переписи находятся данные о людях, которые приехали в США, будучи детьми, в первой половине прошлого века. Сегодня это глубокие старики, но их возраст никоим образом не характеризует современную иммиграцию. Поэтому для такой оценки мы привлекли сведения о людях, которые прибыли в страну в 1985 году и позже. Данные о них взяты из опубликованных отчетных материалов Бюро переписи, Государственной иммиграционной службы и ХИАС .

Рамки статьи не позволяют анализировать половозрастной состав иммигрантов за исторически длительный период, хотя его изменение во времени имеет большое значение для формирования населения страны. Мы рассмотрим период 1985-1999 годов, который в истории "советской" иммиграции представляется весьма интересным в связи с изменением порядка выезда из СССР, а затем и вообще развалом этого государства и возникновением в его бывших республиках беспредела в политике и экономике.

За указанные 19 лет самая многочисленная иммиграция в США из всех стран мира была в 1991 году, она составила 1827167 человек. Это был пик, до которого ежегодная численность прибывавших иммигрантов росла, а затем начала снижаться.

Рассматривая возрастной состав иммигрантов из бывших республик СССР, требуется сразу же отметить его существенное отличие от возрастного состава выходцев из других регионов мира. В нем больше доля детей, людей пожилых, старых и соответственно меньше доля иммигрантов трудоспособного возраста. Два трудоспособных иммигранта часто привозят с собой двоих детей и четырех стариков. Специфика возрастной структуры эмиграционного потока из СССР имеет свои предпосылки и ведет к определенным последствиям. На них надо остановиться.

Начнем с предпосылок. Ни для кого не секрет, что основная масса населения СССР (за исключением партийно-хозяйственной элиты и некоторых привилегированных слоев, таких, как профессура, научные работники) все десятилетия партийного руководства экономикой жила в условиях всевозможных ограничений и постоянной, хотя и не всегда осознаваемой, нужды. Евреи же начиная с 1940-х годов подвергались жесткому национальному притеснению. Мы не ставим перед собой задачу анализа факторов, определявших низкий уровень жизни советских людей и, тем более, государственный антисемитизм или иные национальные проблемы. Это отдельная тема. Мы лишь отталкиваемся от этого факта для того, чтобы стало понятно, почему неотъемлемым элементом ментальности миллионов граждан СССР была необходимость надеяться на то, что их дети будут жить лучше. Каждый вкладывает в понятие лучшей жизни свой смысл, но три элемента остаются в нем всегда: политическая свобода, национальное и религиозное равноправие, достойный уровень жизни.

Когда в Америку эмигрирует житель какой-либо европейской страны, например Англии или Германии, ему не нужно срывать своих родителей с родных мест. Он будет спокоен за них, ибо они останутся жить в благополучной стране, которой правит Закон, а не воля ненасытных временщиков. Поэтому в среде переселившихся в США из Европы (без СССР) в 1985-1990 годах люди старше 65 лет составляли чуть более 1%, а в 1995 году - 2% (Англия). Иное дело "русская", как ее здесь называют, иммиграция. Уезжающие навсегда из стран СНГ не могут оставить там своих стариков без опасения за их судьбу. Этим и объясняется тот факт, что людей старше 65 лет среди иммигрантов, приехавших в США из бывшего Советского Союза в 1987-1990 годах, было 8,5%, а в 1995 году - почти 14%. Однако в последующие годы меры американского правительства по снижению социальной помощи пожилым иммигрантам привели к падению общего притока иммигрантов из бывшего СССР и пожилых в их числе. В 1999 году доля лиц старше 65 лет среди российских иммигрантов составляла 5,1%, украинских - 10,6%.

Чтобы оценить влияние иммиграции на динамику возрастной структуры населения страны в целом, приведу данные, характеризующие все население Соединенных Штатов. В 1996 году старше 65 лет были 33,8 миллиона американцев. Это составляло 13% общей численности населения страны. Перепись 2000 года зафиксировала долю американцев старше 65 лет, равную 12,4%, хотя их численность возросла на 1,2 миллиона. Американское Бюро переписей прогнозирует рост доли этой возрастной группы в населении страны к 2010 году до 13,2%, а к 2025 году - до 18,5%. Это свидетельствует об объективном процессе старения населения, характерном для всех, особенно развитых, стран мира, в которых успехи здравоохранения привели к снижению смертности и росту продолжительности жизни. Зато более 40% приехавших из СССР в 1987-1990 годах находились в возрасте до 24 лет. В населении страны в те годы людей этого возраста было 36%. В 2000 году доля молодежи в населении страны немного снизилась, а в составе иммигрантов из России и Украины, наоборот, повысилась более чем на 7%. Достаточно сказать, что доля молодых людей в возрасте до 30 лет среди приехавших из России и Украины в 1999 году составляла 55,7%. Таким образом, иммигранты из бывшего Советского Союза способствовали омоложению возрастной структуры населения Америки.

Особенности возрастной структуры иммигрантов, безусловно, оказывают определенное воздействие на социальную и экономическую жизнь страны. Это воздействие может быть большим или меньшим в зависимости от разных обстоятельств. Если говорить в этом смысле о последствиях особенностей возрастного состава русской иммиграции, то целесообразно обратить внимание на следующее.

Значительная доля детей и молодежи среди иммигрантов из России и бывшего СССР изначально определяла высокий уровень образования приезжающих. К этому добавим, что иммигранты среднего и старшего возраста в большинстве случаев также хорошо образованны. Достаточно сказать, что среди прибывших в 1987-1990 годах советских иммигрантов более трети имели различные ученые степени и звания. Другое дело, насколько эта часть "русской" иммиграции может трудоустроиться в США в соответствии с образованием и научным статусом. По данным ХИАС, только в 1999-2000 годах среди иммигрантов из стран СНГ было 600 учителей, 647 врачей, 750 инженеров, 462 специалиста по социальным наукам и т.д. Известно, что далеко не все вузовские дипломы и дипломы об ученых степенях и званиях, выданные в СССР или в его бывших республиках, признаются в Соединенных Штатах. Однако такое признание позволило бы стране получить тысячи высококвалифицированных специалистов, не затрачивая средств на их подготовку. В существующих же условиях десятки тысяч бывших советских инженеров, врачей, учителей работают не по специальности.

Для целей настоящего исследования мы рассчитали индекс образованности иммигрантских групп, представляющих отдельные регионы мира. Наиболее высокий уровень образованности у иммигрантов из Европы (без СССР). На втором месте - выходцы из бывшего Советского Союза, на третьем - Азии.

Важным показателем социального положения людей является материальный уровень их жизни. Мы можем проанализировать состояние этого показателя только по регионам, из которых прибыли иммигранты, поскольку эта информация по отдельным странам пока отсутствует. Перепись 2000 года зафиксировала, что треть иммигрантов из Европы получали заработную плату более 50 тысяч долларов в год и лишь 3% - менее 10 тысяч долларов. Аналогичный показатель для выходцев из Азии составлял 29,5% и 3,5% соответственно. Значительно меньше зарабатывали латиноамериканцы, большинство которых составляли иммигранты из Мексики. Более 50 тысяч долларов в год зарабатывали лишь 8,5% из них, а 7,5% получали менее 10 тысяч долларов. Ниже уровня бедности жили на момент переписи около 7% семей иммигрантов из Европы, около 12% - из Азии и более 21% - из Латинской Америки. Эти три группы иммигрантов отличаются друг от друга и по объему помощи из государственных социальных фондов. Получали продуктовые талоны, бесплатное медицинское обслуживание или жили в субсидированных домах в 1999 году 14% выходцев из Европы, 24% - из Азии и более 42% - из Латинской Америки.

Более 74% европейских иммигрантов имели на момент переписи в собственности дом или квартиру. Этот же показатель для выходцев из Азии составлял около 60%, а для иммигрантов из стран Латинской Америки - около 45%.

Проблемы адаптации иммигрантов из бывшего СССР

Смена страны проживания, в которой родился, жил, учился, работал, любил, хоронил родных, - один из наиболее тяжелых шагов в жизни. Конечно, у разных людей это происходит по-разному. Для одних эмиграция - трагический, единственно возможный путь продолжения жизни, даже ценой разрыва со всем, что было дорого сердцу. Для других - долгожданное избавление от всего, что было ненавистным и составляло вынужденную среду обитания. Возможны иные варианты.

Но представляется, что во всех случаях это своеобразный переход Рубикона, часто полный отказ от прошлой жизни, переход к новому ее качеству: у кого-то - к лучшему, у кого-то - к худшему. Однако независимо от того, в какую сторону направлен этот вектор, перед каждым возникает трудная проблема адаптации к новой стране, часто к новым ценностям, ментальности и нормам поведения, которые определяются этническим составом жителей, историей этой страны, ее географией, культурой.

Чтобы понять, о чем мы говорим, необходимо определиться с терминами. В данном случае речь идет о понятии социальной адаптации, которым социологи описывают процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным средством социальной адаптации является усвоение ценностей и норм поведения, принятых в новом сообществе, сложившихся здесь форм взаимодействия и деятельности.

Насколько это важно, поясним на примере. Если в России отец отшлепает сына за дурной поступок, это не вызовет негативной реакции в окружающей среде. С пониманием к этому отнесется и сам наказанный. Здесь порка - пришедший из глубины веков традиционный народный метод отцовского педагогического воздействия. Люди, которые считают порку варварским методом воспитания, могут осудить отца в частной беседе, но дальше этого дело не пойдет.

Иное дело в Америке. Здесь все дети знают телефон полиции - 911. Им известно, что в случае рукоприкладства родителей можно пожаловаться на них по этому телефону. Не останутся безучастными в таких случаях соседи и школа. Короче говоря, родителей будут ждать такие неприятности, которые им и не снились в самом кошмарном сне, вплоть до возбуждения судебного дела против них и передачи ребенка опекунам. Дети в Америке - это реальная ценность, и социальную норму взаимодействия с ними необходимо принять, хотите вы или нет.
Итак, адаптация иммигранта - принятие социальных ценностей и норм новой социальной среды (группы, организации, территориальной общности, в которые приходит индивид). Америка - общество работающих, и главное зарабатывающих, людей. И говорить об адаптации иммигранта следует, во-первых, с учетом того, нашел ли он себе место, позволяющее зарабатывать на достойную жизнь, не нарушая закона, а во-вторых, принимая во внимание то, как он строит эту жизнь, какие преследует цели, соответствуют ли эти цели национальным идеалам.

С этой точки зрения интересно рассмотреть занятость иммигрантов из СССР, как она отражена в результатах переписи 1990 года (оперировать более поздними сведениями мы не можем, так как на момент подготовки этой статьи аналогичные данные переписи 2000 года по странам исхода еще не были опубликованы).

В США на день переписи 1990 года в возрасте 16 лет и старше находилось 300849 выходцев из СССР. Рабочую силу из них составляли более 119 тысяч (остальные - школьники, студенты, инвалиды, военнослужащие и лица старше 65 лет). В сфере труда были заняты 87% рабочей силы, в том числе 78% - полную рабочую неделю и более. Не были заняты 13% рабочей силы (15,5 тысячи человек).

В производственных отраслях (сельское, лесное и рыбное хозяйства, строительство, промышленное производство и горное дело) работали более 25% занятых, в сфере обслуживания (транспорт, розничная торговля, финансы, страхование, продажа недвижимости, ремонтный сервис и пр.) - 35%, в сфере здравоохранения и образования - более 16%.

Перепись зарегистрировала около 100 тысяч семей выходцев из СССР, приехавших в США в разные годы. Почти 26% из них имели одного работающего члена семьи, 29% - двух, более 10% - трех работников. В 35% семей не было ни одного работающего. Это были семьи инвалидов, а также людей, принадлежавших к возрастным группам старше 65 лет, живущих на пособия.

Более 62 тысяч иммигрантов в возрасте от 3-х лет и старше числились в 1990 году в списках школ различного типа. Почти 38 тысяч из них приехали в 1985-1990 годах. Треть учащихся находились в возрасте 3-14 лет, почти 22% - 15-19 лет, 21,5% - 20-34 года и почти четверть были старше 34 лет.

Важнейшим показателем адаптации иммигрантов к новой стране является динамика их годового семейного дохода. Однако прежде чем приступить к анализу этой характеристики, следует заметить, что вряд ли кого удивит большая доля иммигрантских семей с низким доходом в первые годы после прибытия в новую страну. Слабое знание или незнание языка, потребностей рынка труда в количестве и качестве рабочей силы, требований к работникам, особенностей взаимоотношений людей в процессе деятельности и многие другие сложности встречают иммигранта в Америке. Нужно иметь большое мужество, чтобы не впасть в депрессию и выстоять в борьбе за существование. Все это имело особое значение для иммигрантов из Советского Союза, где многие вопросы в прошлом решались как бы сами собой, не требовали от человека особых усилий, ибо патернализм был одной из составляющих государственной социальной политики. Тогда мало кто задумывался над тем, чем оплачен этот патернализм, который воспринимался как естественное проявление социализма.

В Америке резко повышается ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких людей. На первых порах далеко не всем удается получить такую работу и зарплату, которые хотелось бы иметь. В 1990 году почти 53% семей, приехавших из СССР в 1985-1990 годах и ведущих в Америке общее домашнее хозяйство, имели годовой доход менее 10 тысяч долларов. Более 11% имели семейный доход до 15 тысяч долларов. При этом нужно учесть, что уровень бедности для семьи из 4-х человек в 1990 году составлял годовой доход, равный 13359 долларам. Однако этот доход соответствовал доходу семьи среднего достатка в бывшем СССР. Наконец, около 8% семей уже имели годовой семейный доход более 50 тысяч долларов.

Ниже уровня бедности, т.е. по американским понятиям на уровне нищеты, в 1989 году жили более 18% всех иммигрантских семей, прибывших из СССР. Это на 3% больше, чем среди иммигрантских семей, прибывших к этому времени из других стран мира. Для сравнения скажем, что общая доля всех американских семей, живших ниже уровня бедности, составляла в 1989 году 16,7%. Таким образом, уровень жизни "русской" иммиграции был ниже, чем иммиграции из других стран и населения США в целом.

Вместе с тем более половины выходцев из СССР на момент переписи 1990 года были собственниками домов или квартир, в которых они жили или сдавали в наем.

Как иммигранту стать гражданином США

Разумеется, принять американское гражданство. Однако это не так просто. Как известно, необходимо сначала легально приехать в Соединенные Штаты, получить статус постоянного жителя и прожить здесь 5 лет, затем сдать экзамен по языку, истории и государственному устройству страны. На этом пути иммигранта подстерегают многочисленные трудности, характер которых зависит от разных обстоятельств, начиная от способности к изучению языков (в данном случае английского) и заканчивая особенностями кожи на кончиках пальцев, которые могут не позволить снять отпечатки, и тогда о гражданстве следует забыть.

В любом случае, однако, возможности преодолеть эти трудности самые большие у молодежи, чуть меньше у людей среднего возраста, еще меньше у пожилых и совсем скудные - у стариков.

Нужно сразу же подчеркнуть, что в прошлые годы, скажем, до начала 1990-х годов, вопрос о гражданстве не очень волновал иммигрантов и государство. Об этом свидетельствует статистика: почти из 20 миллионов иммигрантов первого поколения из всех стран мира, зафиксированных в переписи 1990 года, почти 12 миллионов не являлись гражданами США. Доля иммигрантов, не имевших гражданства, была различной в зависимости от времени их въезда в страну. Из тех, кто прожил в Америке до переписи более 10 лет, не натурализовались 39%, из тех, кто въехал в США с 1980 по 1984 год, не стали гражданами 77% и, наконец, 92% таких было среди приехавших с 1985 по 1990 год.

Существенно отличалось отношение к получению американского гражданства у советских иммигрантов. Из тех, кто прожил в Америке к моменту переписи 1990 года более 10 лет, не натурализовались всего около 14%. Подавляющее большинство из них составляли люди преклонного возраста. Из тех, кто въехал в страну с 1980 по 1984 год, не стали гражданами 46% и, наконец, среди приехавших с 1985 по 1990 год негражданами оставались 95% человек. Они еще не имели права на натурализацию, так как не прожили в стране необходимых 5 лет.

Радикально изменилась ситуация с натурализацией в 1995-1996 годах. Республиканский конгресс решил изыскать средства для сбалансирования бюджета за счет сокращения ряда социальных программ. В числе первых было решено оставить без социальной помощи легальных иммигрантов, включая беженцев, в возрасте 65 лет и старше, которые получали до этого государственные ежемесячные пособия (SSI), продуктовые талоны (фудстемпы) и государственную медицинскую страховку. Законом было установлено, что, если, прожив 5 лет в Америке, эти люди не получают гражданства, они теряют все перечисленные виды помощи.

Закон, регулирующий получение американского гражданства, очень сложен и нуждается в некоторой корректировке. Позиция американской общественности, в частности губернаторов штатов, заставила конгрессменов кое-что сделать в этом направлении. В немалой степени этому способствовал известный марш иммигрантов на Вашингтон 14 апреля 1997 года. Так, было откорректировано законодательство о предоставлении социальной помощи пожилым легальным иммигрантам, которые не могут преодолеть экзаменационный барьер на пути к американскому гражданству. Тем из них, кто получал социальную помощь до 22 августа 1996 года, восстановили право на пособие SSI и медицинское страхование, а позднее и на продуктовые талоны, независимо от получения гражданства.

Но что, собственно, сделали и от чего позднее отказались законодатели, связав воедино две разные проблемы, - гражданство и социальную помощь бедным старикам и инвалидам? Кому было нужно, чтобы принятие гражданства США из праздничной, торжественной процедуры получения иммигрантами равных со всеми гражданами политических прав и обязанностей превратилось в процедуру избавления старых иммигрантов от беспросветной нищеты? Многие пожилые люди никогда не будут соответствовать требованиям, предъявляемым к претендентам на гражданство США. Они не смогут использовать возможность получения гражданства в связи с недостатком информации и средств достижения цели. Чтобы сделать возможным получение гражданства стариками, не говорящими по-английски, нужно дать право сдавать экзамен на родном языке всем, кто приехал в страну в возрасте 60 лет и более. Но можно, и, наверное, целесообразно, поставить вопрос иначе. Гражданство не профессия, а сертификат гражданина, не диплом об образовании, дающий право на труд по определенной специальности. Какой же смысл имеет сдача экзамена? Может быть, следует в отношении стариков ограничиться торжественной клятвой на верность после 5 лет проживания в стране?

Заключение

В России есть поговорка "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". В какой-то степени она отражает механизм миграции. Я говорю "в какой-то степени" потому, что какими бы тяжелыми ни становились условия жизни, решение переехать в другое место человек принимает в зависимости от многих факторов. Обстоятельства, приводящие к эмиграции, никогда не бывают безболезненными, но все же одно дело, когда человек меняет страну проживания потому, что хочет, и совсем другое, когда вынужден, но делает это по своей воле, и третье, когда у него нет другого выхода, ибо его депортируют. В первом случае эмиграция - продуманная, хорошо подготовленная и добровольная акция. При этой ситуации люди, например, переезжают в другую страну для того, чтобы соединиться с членами своей семьи, или им по каким-либо причинам больше нравится жизнь именно там. Во втором случае эмиграция - это бегство. Человек становится беженцем, спасаясь от политических, национальных, религиозных или каких-либо других преследований. В третьем случае - это изгнание. Таковой была судьба Бердяева, Солженицына, Бродского, Шемякина и многих других.

Эмиграционные потоки вытекают из всех стран, иммиграционные направляются лишь в некоторые. Многие страны не поощряют массовой иммиграции, и это их право. Соединенные Штаты Америки столетиями занимали в отношении иммиграции протекционистскую позицию. Она сложилась исторически и происходила из признания того непреложного факта, что США - великая страна, могущество и богатство которой созданы иммигрантами и их потомками.

Иммиграция вносит существенный вклад в рост и формирование структуры населения страны. За 1980-е годы она обеспечила более 31% его прироста, за 1990-е - более 25%. Доля иммигрантов из стран бывшего СССР в общем потоке прибывающих в страну новых жителей невелика - за 1994 и 1995 годы (когда она была наиболее многочисленной) она составила менее 5%. Зато в качественном отношении "русская" иммиграция вносит значительно больший вклад в совершенствование социальной структуры населения страны. Это особенно касается возрастной и образовательной структур, которые являются основой развития общества.

Последние 25 лет в страну ежегодно в среднем прибывали почти по 700 тысяч иммигрантов из разных стран мира. Однако с недавних пор и в конгрессе, и в средствах массовой информации все чаще высказываются предложения ужесточить иммиграционную политику. Какие-то шаги в этом направлении предпринимать, вероятно, следует. Но прежде необходимо глубоко изучить тенденции и закономерности иммиграционного процесса, состав иммигрантов и их влияние на жизнь и будущее страны. Механический подход к изменению иммиграционной политики таит опасность для будущего развития страны.

1 - The World Almanac and book of facts. Mahwah, N.Y., 2002, p. 384
2 - The Hebrew Immigrant AID Society (HIAS) }