Европейские пенитенциарные правила. Режим для заключённых, дела которых ещё не рассмотрены в суде

Принятые Европейские пенитенциарные правила 11.01.2006 г. являются отражением обязательств по обеспечению законного и справедливого обращения с заключенными (см. прим. 1). Они соответствуют требованиям, в которых подчеркивается, что пенитенциарная служба должна включать в себя такое обращение с заключенными, основная цель которого заключалась бы в перевоспитании и их социальной реабилитации.

Как и предыдущие редакции, Правила от 11.01.2006 г. базируются на предыдущих тюремных стандартах (см. прим. 2). Однако с 1987 г., когда были приняты предшествующие правила, в развитии европейского пенитенциарного законодательства и практике обращения с заключенными произошло множество изменений. С учетом этого в новых Правилах 2006 г. рассматриваются такие вопросы, которые не были включены в Правила 1987 г. Одной из особенностей Европейских пенитенциарных правил является тот факт, что первые девять правил содержат основополагающие принципы.

К основным принципам Европейские пенитенциарные правила относят следующие положения:

При обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права;

Волков Вячеслав Борисович – кандидат юридических наук, начальник Управления ФСИН России по Чувашской Республике, полковник внутренней службы (Чебоксары); Сизая Елена Александровна – кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ ФСИН РОССИИ, майор внутренней службы (Чебоксары)

Лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей;

Ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались;

Жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе;



Следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных;

Сотрудники пенитенциарных учреждений выполняют важную общественную функцию и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными;

Все пенитенциарные учреждения должны на регулярной основе инспектироваться государственными органами и проверяться независимыми структурами.

Европейские пенитенциарные правила применяются в отношении всех лиц, взятых под стражу в соответствии с решением судебного органа, и в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы. Лица, взятые под стражу в соответствии с решением судебного органа, и лица, приговоренные к лишению свободы, должны содержаться в пенитенциарных учреждениях, то есть учреждениях, предназначенных для заключенных, относящихся к этим двум категориям.

Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях.

Лица, страдающие душевными заболеваниями или состояние душевного здоровья которых несовместимо с тюремным заключением, должны содержаться в специально предназначенных для этого учреждениях (Правило 12).

Лицо может быть принято в пенитенциарное учреждение или содержаться в нем лишь при наличии действительного постановления о заключении под стражу, соответствующего требованиям национального закона.

При приеме немедленно регистрируются следующие сведения о каждом принимаемом заключенном: сведения о личности заключенного; основания для заключения и название органа, принявшего соответствующее решение; день и час приема; список принадлежащего заключенному личного имущества, принимаемого на ответственное хранение; любые заметные телесные повреждения и жалобы на плохое обращение до поступления в пенитенциарное учреждение и с учетом требований медицинской тайны, любые сведения о здоровье заключенного, имеющие отношение к физическому и психическому состоянию заключенного или других лиц (Правило 15).

Лишение свободы неизбежно связано с вопросом о соблюдении прав человека. Правила рекомендуют максимально приблизить условия содержания в пенитенциарном учреждении к нормальной жизни, а также обеспечить, чтобы подобная нормализация не приводила к созданию в пенитенциарном учреждении негуманных условий.

В Правиле 6 указывается, что заключенные, как дожидающиеся приговора, так и уже осужденные, в конечном итоге вновь вернутся в общество, и этот аспект необходимо учитывать при организации тюремной жизни. С учетом этого администрации учреждения необходимо поддерживать физическое и психологическое здоровье заключенных и предоставлять им возможности для работы и самообразования.

В случае, если известно, что заключенным предстоит отбывать долгосрочное заключение, их тюремный срок должен быть тщательно спланирован, с тем чтобы минимизировать его негативное воздействие и с максимальной пользой использовать имеющееся у них время.

В Правиле 16 содержится ряд предложений, которые должны быть предприняты в срочном порядке после приема заключенного.

Так, например, медицинский осмотр должен проводиться безотлагательно, по возможности в день приема и обязательно в течение 24 часов. Также на ранней стадии необходимо обращать внимание на личные и бытовые нужды заключенных. Это может потребовать срочного привлечения помощи со стороны служб социального обеспечения, находящихся за пределами пенитенциарного учреждения. Точно также необходимо уделять внимание своевременной реализации программ по оказанию помощи и профессиональной подготовки для приговоренных заключенных.

В Правиле 7 подчеркивается важность сотрудничества персонала с внешними социальными службами. Правила призывают содействовать развитию политики открытости, а не изоляции. Это означает налаживание тесного взаимодействия между пенитенциарной системой и внешними социальными службами и привлечение гражданского общества,

например, за счет организации ими добровольных работ или посещений тюрем. Основная роль в процессе реализации настоящих правил и в целом обеспечения гуманного обращения с заключенными принадлежит сотрудникам пенитенциарных учреждений.

В анализируемом документе подчеркивается важность соответствующего распределения заключенных по пенитенциарным учреждениям. Принятие решения о распределении не должно создавать необоснованных трудностей для заключенных и их семей, включая детей заключенных, которые нуждаются в доступе к ним. В соответствии с правилом 17 все заключенные должны содержаться как можно ближе к месту жительства. Если же заключенный отбывает пожизненное заключение, то это правило на него распространяться не может.

Еще одно важное новое изменение закреплено в Правиле 18, которое предусматривает необходимость закрепления законом недопущения переполнения тюрем. Условия размещения в целом, и переполненность в частности, могут служить источником негуманного или унижающего человеческое достоинство обращения.

Один из важнейших тезисов рассматриваемого документа состоит в том, что политика здравоохранения в условиях заключения была интегрирована и совместима с государственной политикой здравоохранения.

В Правиле 19 подчеркивается важность поддержания чистоты во всех местах пенитенциарного учреждения, так и личной гигиены заключенных. Тюремные власти обязаны предоставить заключенным возможность поддержания личной гигиены и чистоты помещений, а также необходимые для этого средства.

Чрезвычайно важно, чтобы общая ответственность за гигиену, в том числе в камерах, где спят заключенные, лежала на руководстве пенитенциарного учреждения, которое должно следить за тем, чтобы заключенные размещались в чистых камерах. При этом все заключенные, если они в состоянии сделать это, также должны поддерживать личную гигиену, а также чистоту и порядок вокруг себя.

Хотя нынешняя редакция Правил не оговаривает конкретно вопрос о ношении бороды, как это было в прошлом, личная чистота и опрятность включает соответствующую заботу о волосах, включая стрижку и бритье бород, для чего руководство пенитенциарного учреждения должно обеспечить соответствующие возможности. При этом бритье голов на повседневной основе или в качестве дисциплинарной меры недопустимо, так как это носит унизительный характер.

Обеспечение санитарных потребностей женщин, оговариваемое в Правиле 19, включает в себя гарантию доступа к гигиеническим средствам и возможности их утилизации. Следует также ввести положение, со-

гласно которому беременные или кормящие грудью женщины должны иметь возможность принимать душ чаще двух раз в неделю.

В данном контексте особое значение имеет доступ к различным объектам гигиены, среди которых санитарные объекты, а также баня и душ. Обеспечение доступа требует пристального внимания со стороны тюремных властей.

Кровати и постельные принадлежности имеют большое практическое значение для заключенных. Следует заметить, что заключенные, в отношении которых приговор еще не вынесен, имеют право на ношение собственной одежды.

Одной из главных задач тюремных властей является обеспечение заключенных питательными продуктами и трехразовым питанием (Правило 22).

Правило 24 содержит указание, что лишение свободы не должно означать прекращение контактов с внешним миром. Напротив, все заключенные имеют право на поддержание подобных контактов, и тюремные власти должны стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку, которая бы максимально способствовала их поддержанию.

В Правилах подчеркивается, что тюремные власти должны обращать внимание не только на конкретные правила, регулирующие такие аспекты, как работа, образование и физические упражнения, но и на внутренний режим (Правило 25).

Особое внимание обращается на необходимость оказания помощи тем заключенным (как мужчинам, так и женщинам), которые стали жертвами физического, психологического или сексуального насилия.

Согласно Правилу 25, приговоренные к тюремному заключению обязаны трудиться, причем работа не должна являться дополнительным наказанием. Это необходимо для борьбы с возможными злоупотреблениями. Особое внимание обращается на позитивные аспекты работы. Общественно полезный труд должен служить целям общего развития всех заключенных.

В Правиле 26 отмечается, что хотя работа и может быть основой ежедневного распорядка заключенных, она не должна препятствовать учас-

тию в других видах деятельности. В идеале все заключенные должны получать зарплату, сопоставимую с получаемой зарплатой в обществе.

В Правиле 28 содержатся общие положения, оговаривающие вопросы предоставления образования всем заключенным. Не менее важно, чтобы в квалификационных документах, которые заключенные получили в ходе отбывания наказания, не содержалось указаний на то, где именно они были получены.

Библиотека должна рассматриваться в качестве объекта, доступного для всех, а также в качестве важного компонента досуга. Она также играет важнейшую роль в деле обеспечения образования в тюрьме. В библиотеке должны быть книги на тех языках, на которых читают заключенные. В ней также должны находиться материалы юридического характера.

Рекомендации по медицинскому обслуживанию требуют, чтобы в обращении с заключенными врачи применяли те же профессиональные принципы и нормы, что и в работе за пределами пенитенциарного учреждения. Этого также требует один из Принципов ООН медицинской этики, касающихся роли медицинского персонала.

Общий подход к организации внутреннего распорядка гласит, что порядок в пенитенциарном учреждении должен поддерживаться постоянно (Правило 49).

Целью режима, применительно к лишенным свободы, является деятельность персонала, которая должна быть направлена на то, чтобы отбывающие наказание вели ответственный образ жизни и не совершали преступлений. Заключение с лишением свободы само по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением. Правило 104 рекомендует: содержание осужденных должно быть организовано так, чтобы содействовать облегчению условий режима их размещения и содержания, а подразделение на группы заключенных должно максимально содействовать достижению этой цели.

При этом следует предпринять практические шаги по регулярному пересмотру первоначально принятых решений, касающихся обращения с отдельными заключенными. Сила может применяться в качестве законного средства восстановления порядка только в чрезвычайных обстоятельствах. Это должна быть крайняя мера.

Как правило, заключенные должны содержаться в условиях специального строгого режима только в том случае, если их поведение представляет реальную угрозу безопасности и у тюремной администрации нет иного выхода. Содержание в подобных условиях возможно только в течение как можно более короткого срока и должно зависеть от результатов постоянного наблюдения за поведением каждого такого заключенного.

Согласно Правилу 51 охрана в отношении заключенных должна носить минимально достаточный для обеспечения безопасного содержания уровень. Физические и технические средства безопасности являются неотъемлемой частью тюремной жизни, но их одних недостаточно для поддержания порядка.

Тюремный персонал должен стремиться к созданию такой обстановки, при которой все заключенные могли бы чувствовать себя в безопасности от насилия, а также разрабатывать процедуры, которые бы позволяли всем заключенным общаться друг с другом, не опасаясь нападения или иных форм насилия, а именно чтобы они имели возможность в любое время, в том числе ночью, связаться с персоналом тюрьмы.

Важное место Европейские пенитенциарные правила отводят вопросам дисциплины и наказаниям в тюрьме. В Правилах подчеркивается, что дисциплинарные процедуры должны использоваться только как крайнее средство.

В правилах подчеркивается, что если сотрудник пенитенциарного учреждения решил, что заключенный нарушил требования дисциплины, он должен как можно скорее сообщить об этом факте руководству пенитенциарного учреждения.

Прежде чем прибегнуть к дисциплинарным мерам за мелкие дисциплинарные проступки, целесообразно вынесение неофициального замечания, которое служит для заключенного первым предупреждением. При этом необходимо предпринять шаги, направленные на то, чтобы подобные предупреждения носили справедливый характер и не приводили к созданию системы неофициальных санкций.

Компетентный орган должен рассматривать вопрос о нарушении без необоснованных затяжек. В некоторых странах для этого назначаются независимые мировые или специализированные судьи, что повышает непредвзятость принимаемого решения и увеличивает вероятность должного соблюдения законных процедур.

В соответствии с Правилом 59 любой заключенный, которому предъявлено обвинение в нарушении дисциплины, имеет право заранее ознакомиться с деталями обвинения, и ему должно быть предоставлено достаточно времени для подготовки защиты.

В качестве меры взыскания можно использовать ограничения, но не полный запрет на контакты с семьей. Подобное наказание должно применяться лишь в том случае, если нарушение связано с контактами с семьей или в процессе свидания произошло нападение на сотрудников пенитенциарного заведения.

Европейские пенитенциарные правила устанавливают специальные запреты на все формы телесных наказаний, на помещение в темную камеру и на все прочие негуманные или унижающие человеческое достоинство формы наказания.

Необходимо подчеркнуть, что требование о предоставлении заключенным одного часа в день для занятия физическими упражнениями на свежем воздухе также распространяется и на заключенных, которые в качестве наказания были помещены в одиночную камеру. Кроме того, таким заключенным должны предоставляться материалы для чтения. Эти же требования распространяются и на заключенных, содержащихся в условиях особо строгого режима. В Правиле 63 говорится, что заключенный не может привлекаться к ответственности за одно и то же нарушение режима дважды.

В соответствии с Правилом 69 персонал, который непосредственно работает с заключенными, может иметь при себе палки или дубинки для самозащиты. При этом длинноразмерные дубинки должны храниться в помещениях, где они могут быть быстро предоставлены персоналу в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Что касается огнестрельного и сходного с ним оружия, то согласно сложившейся практике персонал может иметь его при себе только в условиях неминуемого возникновения чрезвычайной ситуации, так как в остальных случаях существует риск его неправомерного применения или попадания оружия в руки заключенных.

Европейские пенитенциарные правила декларируют положение, что пенитенциарные учреждения должны находиться в ведении государственного органа власти. При этом такие учреждения не относятся ни к военным, ни к правоохранительным или следственным органам. Пенитенциарные учреждения, как указывает Правило 71, – это учреждения, которые должны находиться под контролем гражданских властей. В Правилах указывается, что в большинстве европейских стран правоохранительные органы подчиняются министерству внутренних дел, а тюремная администрация – министерству юстиции.

Правило 77 формулирует критерии отбора персонала. Тюремная администрация должна установить четкие процедуры проверки моральных устоев и гуманности кандидатов, а также их вероятную реакцию на стрессовую ситуацию, с которой они могут столкнуться с тем, чтобы гарантировать, что только наиболее достойные кандидаты отбирались для работы в пенитенциарной системе.

Европейские пенитенциарные правила указывают на необходимость обеспечения сотрудников привлекательной заработной платой и условиями работы.

Престиж профессии в значительной мере определяется уровнем заработной платы. Правительства должны признать, что сотрудники пенитенциарных учреждений имеют право на достойное материальное вознаграждение, соответствующее общественной важности их работы, а также тем трудным и иногда опасным условиям, в которых им приходится трудиться (Правило 79).

Одним из ключевых элементов режима для осужденных заключенных должна быть систематическая программа образования, включая профессиональное обучение, направленная на повышение общеобразовательного уровня заключенных, а также на улучшение перспективы жить ответственно, не совершая преступлений. В соответствии с Правилом 106 все заключенные должны поощряться за участие в общеобразовательных программах и программах профессионального обучения.

Согласно требованиям данной рекомендации, особое внимание следует уделить обеспечению осужденным возможностей для ведения в обществе законопослушной жизни. В период перед окончанием срока режим содержания должен быть сосредоточен на решении этих вопросов, а также на развитии связей с семьей и обществом.

В части IX Европейских пенитенциарных правил формулируется положение о необходимости постоянного совершенствования настоящих Рекомендаций. Это связано с тем, что информация о наилучшей пенитенциарной практике постоянно меняется, и в этой связи было бы целесообразным отражать необходимые изменения. Поэтому рекомендации предлагают создать механизм, гарантирующий регулярное обновление данных Правил. Вносимые обновления и дополнения должны основываться на данных научных исследований и внимательно учитывать взаимоотношения между настоящими Правилами и другими нормами (стандартами) в пенитенциарной сфере.

В целом же, из общего содержания Правил вытекает, что никогда не следует забывать о том, что тюремное заключение должно использоваться только как крайняя мера. Необходимо тщательно рассмотреть возможность вынесения альтернативного приговора, который не связан с тюремным заключением.

Примечания

1. См.: Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация совета Европы R (2006) 2. Донецк: «Донецкий Мемориал», 2006.

2. См. например: Рекомендация № R (89)3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. [Текст] // Документы совета Европы (часть 1). М.: Права человека, 2000. С. 41 – 70.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА

общие принципы обращения с лицами, заключенными под стражу; характеризуют минимальные условия, которые рассматриваются Советом Европы в качестве приемлемых для обеспечения защиты указанныхлиц от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения, поддержания дисциплины и порядка в пенитенциарных учреждениях. В связи со вступлением в Совет Европы РФ приняла на себя обязательства, вытекающие из международных актов о правах человека и гражданина, а также специализированных международных документов об обращении с осужденными к различным видам наказаний. К таким актам в первую очередь относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, а также соответствующие документы Совета Европы, в числе которых Е.п.п., Европейская конвенция о защите прав человека, Европейская конвенция по предупреждению пыток.

Перечисленные международные акты включают нормы общего характера (нормы-принципы) и нормы-рекомендации. Первые не допускают каких-либо отступлений как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов. Это прямо вытекает из ст. 30 Всеобщей декларации прав человека и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах. Даже исключительные обстоятельства (война или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или чрезвычайное положение) не могут служить оправданием, например, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.

Приоритетное значение придается следующим нормам Е.п.п.: а) лишение свободы должно осуществляться в таких условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и соответствуют указанным правилам; б) правила применяются беспристрастно. Не допускается дискриминация, основанная на признаках расы, цвета кожи, пола

языка, религии, политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, рождении, экономическом или ином статусе. Необходимо уважать религиозные верования и нравственные принципы группы, к которой принадлежит заключенный; в) цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том,чтобы сохранить их здоровье и достоинство и в той степени, в какой это позволяет срок заключения, формировать у них чувство ответственности и навыки,которые будут содействовать их реинтеграции в общество; г) квалифицированные и опытные инспектора,назначенные компетентными органами, должны регулярно проверять пенитенциарные учреждения для контроля за тем, насколько и в какой степени управление этими учреждениями соответствует действующим законам и нормативным актам; д) защита личных прав заключенных, законность применения дисциплинарных наказаний обеспечиваются посредством контроля, осуществляемого в соответствии с национальным правом, представителями судебных или иных органов, не принадлежащими к пенитенциарной администрации; е) правила доводятся до сведения персонала на. соответствующих государственных языках. Заключенные также должны быть ознакомлены с Е.п.п.

В соответствии с указанными принципами основные требования Е.п.п. сводятся к следующему: а) условия содержания в местах заключения не должны усугублять причиняемые таким образом страдания, за исключением отдельных случаев, когда это оправдано необходимостью изоляции и поддержания дисциплины; б) режимы, применяемые в местах лишения свободы, должны: обеспечивать условия жизни, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе: сводить к мини-. муму отрицательные последствия заключения.

В целях индивидуализации исправительного воздействия должна быть создана гибкая система распределения заключенных по различным учреждениям уголовно-исполнительной системы, где для каждого из них было бы предусмотрено соответствующее исправительное воздействие и обучение, подготовлена программа содержания, учитывающая данные, полученные о его индивидуальных потребностях,способностях,состоянии духа, близости к родственникам. Чтобы способствовать общению с внешним миром, должна функционировать система отпусков из мест лишения свободы. Пенитенциарные администрации

обеспечивают свободное отправление религиозных обрядов для всех заключенных (в разумных пределах). Условия и характер труда заключенных, охрана их труда и здоровья должны быть аналогичны тем. что создаются в отношении лиц, находящихся на свободе. Одно из важнейших требований Е.п.п. состоит в обязанности администрации исправительного учреждения обеспечить питание заключенных, "максимально приближенное к среднему уровню в системе общественного питания".

Большое внимание уделяется дисциплине и практике применения взысканий, в основе которых, согласно Е.п.п., должны находиться гуманная и реалистичная политика, высокий профессионализм и специальная подготовка в целях обеспечения адекватности и справедливости мер, применяемых в ходе исполнения наказания. Категорически запрещаются коллективные и телесные наказания, помещение в темную одиночную камеру, а также любое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство наказание. Представители социальных служб и общественных организаций должны иметь возможность посещать места лишения свободы и общаться с заключенными в целях их подготовки к освобождению, оказывать помощь персоналу мест лишения свободы в их деятельности по социальной реабилитации заключенных.

Все сотрудники мест лишения свободы в ходе обучения должны быть ознакомлены с Е.п.п., Европейской конвенцией о защите прав человека и практикой их применения, с тем чтобы лучше понимать цели исправительного воздействия на заключенных и свою роль в этом деле.

Несмотря на то что Е.п.п. не имеют обязательной юридической силы, они получили широкое международное признание как кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных. Не случайно одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, таково:

при подготовке уголовно-исполнитель-ного законодательства в его основу должны быть положены Принципы и стандарты Совета Европы.

Агешов Г.Д


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА" в других словарях:

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Тюрьма в Латинской Америке … Википедия

    Одно из наиболее строгих видов уголовного наказания, применяемых к лицам, совершившим преступления, представляю щие повышенную опасность: заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в исправительное учреждение. Как… … Энциклопедия юриста

    Суд и другие определенные УИК органы; наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или. почетного звания, классного чина и наград, исполняются судом: наказания в виде обязательных, работ и исправительных, работ… … Энциклопедия юриста

    I (в древнем Риме relegatio, deportatio, в Англии и Франции transportation, в Германии Deportation, в Италии deportazione, в Испании relegacion, confinamiento) принудительное удаление государственной властью своих или чужих граждан (например,… …

    Международные собрания представителей государств. Явившись на смену церковно политических соборов средних веков, К. и конференции продолжают служить выражением существующей между народами солидарности. С течением времени изменяется и их характер … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Европейские тюремные правила. Январь 2006 г.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Комитета Министров k государствам-членам

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА

Комитет министров в соответствии со Статьей 15 Устава Совета Европы,

Принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и решения Европейского суда по правам человека;

Принимая также во внимание деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и особенно стандарты установленные его общими докладами;

Вновь подчеркивая, что никто не должен лишаться свободы, за исключением случаев, когда лишение свободы применяется в качестве крайней меры и в соответствии с предписанными законом процедурами;

Подчеркивая, что при исполнении наказаний, предусматривающих лишение свободы, и обращении с заключенными следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания, которые не ущемляли бы достоинство человека и предоставляли возможность включения в полезные занятия и проведения для заключенных соответствующих программ с целью их подготовки к возвращению в общество;

Полагая важным, чтобы государства-члены Совета Европы продолжали совершенствовать и соблюдать общие принципы при проведении своей пенитенциарной политики;

Полагая также, что соблюдение таких общих принципов будет способствовать развитию международного сотрудничества в этой области;

Отмечая, что существенные социальные перемены, произошедшие в последние два десятилетия, повлияли на важные изменения в уголовной сфере в Европе;

Еще раз подтверждая стандарты, содержащиеся в рекомендациях Комитета министров Совета Европы, касающихся отдельных аспектов пенитенциарной политики и практики, и в частности, рекомендации Rec. R (89) 12 об образовании в пенитенциарных учреждениях, Rec. R (93) 6 о пенитенциарных учреждениях и криминологических аспектах борьбы с инфекционными заболеваниями, включая СПИД и сопутсвующие проблемы здоровья, в местах лишения свободы, Rec. R (97) 12 о персонале, связанном с применением санкций и мер, Rec. R (98) 7 об этических и организационых аспектах оказания медицинской помощи в тюрьмах, Rec. R (99) 22 о переполнении тюрем и увеличении числа заключенных, Rec(2003)22 об условно-досрочном освобождении и Rec(2003)23 об организации тюремными администрациями отбытия заключенными пожизненных и длятельных сроков заключения;

Учитывая Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Организации Объединенных Наций;

Полагая, что Рекомендация R (87) 3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил требует серьезного пересмотра и обновления с тем, чтобы отразить изменения, произошедшие в уголовной политике, практике вынесения приговоров и управлении пенитенциарными учреждениями в Европе в целом;

Руководствоваться в своем законотворчестве, политике и практике Правилами, содержащимися в приложении к настоящей Рекомендации, которая заменяет Рекомендацию R (87) 3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил;

Обеспечить перевод и максимально широкое распространение ее текста и сопроводительного комментария, в частности среди судебных властей, персонала пенитенциарных учреждений и заключенных

    ПРИМЕНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРАВИЛ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

    Е.М. ДАНИЛИН, Н.В. ДАВЫДОВА

    В 2016 году исполняется 20-летие вступления Российской Федерации в Совет Европы. Став членом этой авторитетной международной региональной организации, наша страна взяла на себя определенные обязательства, в том числе и в уголовно-исполнительной сфере. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Об этом, в частности, свидетельствует ч. 1 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). В ч. 4 этой же статьи говорится, что рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в России при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
    Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) одной из своих целей ставит "повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития".
    Европейские пенитенциарные правила (1973 г., 1987 г.), последняя редакция которых была принята 11 января 2006 года (далее - ЕПП), получили широкое международное признание и воспринимаются как некий кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению осужденных. Этот документ развивает и детализирует универсальные стандарты ООН (Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными, 1955 г.), учитывая особенности стран, входящих в Совет Европы .
    Общим правилом служит то, что уровень и условия жизни в закрытых учреждениях не должны отставать от уровня цивилизованности страны, чтобы не вызвать нарушений правопорядка в исправительных учреждениях и отвыкания осужденных от жизни в свободном обществе, которое способствует рецидиву после освобождения из исправительных учреждений. При исполнении наказаний, связанных с лишением свободы, следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания заключенных, которые не ущемляли бы их человеческое достоинство.
    ЕПП - универсальный документ, регламентирующий условия и порядок отбывания наказания. В них сформулированы общие принципы, касающиеся всех категорий осужденных, в том числе и несовершеннолетних. Так, содержание осужденных в условиях, ущемляющих права человека, не может быть оправдано недостаточным финансированием (п. 4); жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе (п. 5); организация условий отбывания наказания в виде лишения свободы должна способствовать возвращению правонарушителя в общество после освобождения (п. 6).
    Помимо общих, касающихся всех категорий осужденных стандартов, в ЕПП есть правило 11.1, непосредственно связанное с несовершеннолетними. Оно свидетельствует: "Дети моложе 18 лет не должны содержаться в тюрьмах для взрослых, для этого используются специализированные учреждения".
    Данное правило нашло отражение в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Например, в УИК РФ включена гл. 17 "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях". Лица, совершившие преступление в возрасте 14 - 18 лет и осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях (далее - ВК), в которых устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания (ст. 132 УИК РФ).
    За последние четыре года количество ВК уменьшилось более чем в два раза с 62 (2010 г.) до 27 (на 20 апреля 2015 г.). Это произошло в связи с заметным сокращением численности осужденных несовершеннолетнего возраста. Так, если в 2010 году в этих учреждениях отбывали наказание 4053 человека, то в 2015 году - 1607 человек.
    Закрытие ВК в ряде территорий повлекло за собой перевод осужденных в учреждения, расположенные в других регионах страны. Подобное явление зачастую негативно отражается как на самой личности переводимых подростков, так и на процессе их социализации. В отношении значительного количества осужденных возникает положение, осложняющее общение с родными и близкими людьми, что влечет за собой разрыв и без того хрупких социально полезных связей, затрудняет решение вопросов бытового и трудового устройства после освобождения. То есть в настоящее время можно говорить о том, что в отношении значительной части несовершеннолетних осужденных нарушается правило 17.1 ЕПП, свидетельствующее о "необходимости размещать осужденных в пенитенциарные учреждения как можно ближе к месту их постоянного проживания или мест социальной реабилитации".
    Результаты исследования, проведенного сотрудниками НИИ ФСИН России в 2013 году, свидетельствуют, что большинство несовершеннолетних осужденных (60,5%) отбывают наказание недалеко от дома, из них: 46,4% в том субъекте РФ, где постоянно проживали, а 16,1% в том же районе (в городе), где жили до осуждения. Эти данные касаются прежде всего осужденных несовершеннолетних мужского пола, в отношении которых соблюдается правило 17.1 ЕПП и норма УИК РФ (ч. 1 ст. 73) . Чего нельзя сказать об остальной части осужденных (39,5%), которые отбывают наказание вдали от дома, в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения. Подобное положение практически полностью относится к несовершеннолетним осужденным женского пола. Для этой категории осужденных в России функционируют всего два учреждения (Новооскольская ВК и Томская ВК-2). Осужденные в них прибывают со всей страны, в том числе и из самых отдаленных территорий. Рассматривая пути решения возникшей проблемы, следовало бы шире практиковать в отношении их альтернативные виды исполнения наказаний по месту жительства, создание изолированных участков на территории исправительных учреждений для женщин, оставление осужденных несовершеннолетних женского пола в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ.
    Помимо правил 11.1 и 17.1, о которых ранее шла речь, в ЕПП есть специальный раздел - "Тюремное заключение малолетних" (п. п. 35.1 - 35.4). Эти правила направлены на совершенствование процесса социализации личности несовершеннолетнего. Так, "каждый малолетний заключенный школьного возраста должен иметь доступ к обучению" (п. 35.2). Данное правило соблюдается в отечественной пенитенциарной системе. В ВК функционируют вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Все осужденные, отбывающие здесь наказания, получают соответствующий уровень общего образования. В начале 2014 года среди осужденных в ВК было 1,4% человек, не имеющих образования; 36,2% - имеющих только начальное общее образование; 53,7% - основное общее образование; 8% - среднее полное общее образование; 0,7% - среднее профессиональное образование .
    Приведенные результаты исследования позволяют говорить о том, что в ВК поступают несовершеннолетние с низким уровнем образования и, наоборот, с высоким уровнем педагогической запущенности. Кроме того, постоянно растет количество осужденных с психическими отклонениями в развитии. Все это должно изменить содержание образования, методику обучения и организацию самого урока. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности личности ученика. Приоритетной формой работы учителя должна стать индивидуальная работа с учеником. Учитывая низкий уровень знаний осужденных-учащихся, учителя используют разнообразные виды уроков, например консультации, игры, викторины и т.д. Содержание образования несовершеннолетних осужденных должно быть направлено на решение задач подготовки осужденных к освобождению, их исправления, социализации личности.
    Правило 35.3 ЕПП свидетельствует: "Дополнительная помощь должна оказываться малолетним, освобожденным из мест лишения свободы". Данное правило нашло отражение в ст. ст. 180 - 183, вошедших в гл. 22 УИК РФ "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Названные статьи Кодекса относятся ко всем категориям осужденных, в том числе и несовершеннолетним. Они регламентируют обязанности администрации исправительных учреждений по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также права этих лиц на трудовое, бытовое устройство и другие виды социальной помощи, например медицинскую.
    Значительная роль в этом вопросе принадлежит различным общественным формированиям, в том числе и попечительским советам (ч. 4 ст. 23 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой ВК. Его организация и деятельность регулируется Примерным положением о попечительском совете при ВК, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1295. В попечительский совет входят представители государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать с несовершеннолетними осужденными и способными по своим деловым и моральным качествам выполнять соответствующие задачи.
    Основные направления деятельности попечительского совета связаны с оказанием помощи администрации ВК в:
    - обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных;
    - организации учебно-воспитательного процесса в колонии;
    - укреплении материально-технической базы ВК;
    - трудовом и бытовом устройстве освобождающихся.
    Первые три направления деятельности попечительского совета связаны с пенитенциарной деятельностью, ограниченной временем пребывания несовершеннолетнего в ВК. Четвертое направление - постпенитенциарной деятельностью, направленной на работу с лицами, освобожденными из ВК.
    Результаты проведенного исследования позволяют констатировать: пенитенциарная деятельность попечительского совета, по сравнению с постпенитенциарной, осуществляется более успешно, хотя и в ней много проблем. В основном все сводится к оказанию материальной и гуманитарной помощи либо учреждению в целом, либо отдельным осужденным. Это, бесспорно, существенная составляющая в работе данных общественных формирований, особенно в настоящее время, но все-таки - не основная. Думается, что наиболее важным направлением в деятельности попечительского совета должно стать участие в организации процесса исправления осужденных, учебно-воспитательной работы с ними, социальной адаптации лиц, освободившихся из ВК.
    Несмотря на то что в тексте ЕПП больше нет прямых указаний, относящихся к несовершеннолетним осужденным, необходимо сказать о том, что и остальные правила в значительной мере касаются данной категории лиц. Остановимся, например, на правилах, свидетельствующих о создании комфортных материально-бытовых условий содержания осужденных. В ЕПП этому посвящены следующие разделы: "Помещения в местах лишения свободы", "Личная гигиена", "Одежда и постельные принадлежности".
    Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на психологическое состояние несовершеннолетних осужденных женского пола оказывают жилищные условия, недостаточная обустроенность комнат личной гигиены, обеспечение питанием, вещевым довольствием. На юношей же в большей степени влияют неудовлетворенность в питании и снабжении постельными принадлежностями.
    Европейский комитет по предупреждению пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении осужденных рекомендует осуществлять размещение и, в частности, предоставление мест для сна, уважая человеческое достоинство и обеспечивать возможность уединения.
    Площадь, кубатура помещений, освещение, отопление и вентиляция должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и климатическим условиям .
    В настоящее время в ряде учреждений (Брянская ВК УФСИН России по Брянской области, Канская ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, Новооскольская ВК УФСИН России по Белгородской области) созданы комфортные условия содержания несовершеннолетних осужденных, размещенных в маломестных жилых комнатах, рассчитанных на 4 - 6 человек. Каждая комната обеспечена мебелью в соответствии с существующими типовыми нормами. Кроме этого, жилые помещения оснащены телевизионными мониторами. Они приобретаются как для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией, так и в каждой комнате с центральным пультом управления. Осужденные спят на одноярусных кроватях.
    Расширяются права несовершеннолетних осужденных по созданию домашней обстановки в комнатах, где они проживают. К оформлению интерьера привлекаются осужденные. Тем самым они приучаются жить среди красивых домашних вещей. Это важно, потому что многие из них - выходцы из маргинальных слоев населения.
    Согласно Европейским пенитенциарным правилам каждому осужденному предоставляется возможность осуществить помывку при температуре, соответствующей климату местности, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены. В жилых помещениях ВК для помывки осужденных оборудованы душевые кабины из расчета: одна душевая сетка на 15 человек.
    Обязанность осужденных по соблюдению принятых в обществе требований санитарии и личной гигиены закреплена в ст. 11 УИК РФ и гл. IV Правил внутреннего распорядка ВК. В связи с этим государство берет на себя обязанность обеспечить их индивидуальными средствами гигиены, как минимум мылом, зубной щеткой и пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Это закреплено ч. 2 ст. 99 УИК РФ. Минимальная норма материально-бытового обеспечения установлена Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 и объявлена Приказом Минюста России от 2 августа 2005 г. N 125.
    В ЕПП есть специальный раздел "Питание заключенных" (п. 25.1, п. 25.2). Многие осужденные, поступающие в ВК, не имеют представления о культуре питания. У значительной части диагностируются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Для них организуется диетическое питание.
    В настоящее время в столовых учреждениях установлено современное оборудование, приобретена новая посуда - сервизная и столовая. Организован предварительный заказ блюд. Например, в ряде ВК осужденные за 4 дня могут заказать одно блюдо из двух, представленных в меню, посредством электронного терминала, установленного в столовой. Данная инновация, несомненно, окажет значительное воспитательное воздействие, позволяя ощутить подростку свою самостоятельность, заботу о нем со стороны администрации учреждения. Норма продовольственного пайка несовершеннолетних осужденных покрывает энергетические затраты подростков, соответствует потребностям растущего организма по всем нутриентам. Осужденные получают пятиразовое питание, что соответствует возрастным физиологическим особенностям растущего организма, в частности уровню развития пищеварительной системы.
    Как видим, Европейские пенитенциарные правила, касающиеся несовершеннолетних осужденных, в той или иной мере нашли отражение в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в ВК. Эффективность данной практики во многом зависит от полноты ее научно-методического обеспечения, чем собственно и занимается Научно-исследовательский институт ФСИН России.

    Литература

    1. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.
    2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. на 1 февраля 2012 г.).
    3. Характеристика осужденных: аналитический материал на 1 июня 2014 г., ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. С. 43 - 55.
    4. Пункт 18.1 Рекомендации Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

В резолюции Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г. отмечалось, что важные социальные изменения, касающиеся тюремных отношений и принципов управления, вызвали необходимость в обновлении Правил Европейского Совета. Комитет указал, что несмотря на значительные успехи в разработке наказаний, не связанных с тюремным заключением, лишение свободы остается необходимой мерой в национальных системах уголовной юстиции. Учитывая важность установления общих принципов уголовных наказаний в государствах--членах Совета Европы, Комитет министров рекомендовал правительствам этих государств руководствоваться во внутреннем законодательстве и практике принципами, изложенными в Европейских тюремных правилах. Особое внимание обращено на то, чтобы текст Правил получил максимальное распространение в государствах--членах Совета Европы.

Таким образом, Европейские тюремные правила являются пересмотренным и дополненным вариантом принятых ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В преамбуле Европейских тюремных правил1 четко обозначено их назначение:

установление минимальных стандартов управления тюрьмами и гуманного обращения с заключенными;

стимулирование тюремной администрации к разработке прогрессивных принципов и стиля управления;

определение критериев, по которым органы управления и инспектирующие инстанции могли бы судить о степени продвижения к более высоким стандартам.

Цель Правил состоит в том, чтобы быть и справочным пособием для персонала учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В ряде случаев обращение к Правилам может использоваться для интерпретации положений национального пенитенциарного законодательства.

Европейские тюремные правила представляют собой довольно объемный документ. Они содержат 100 статей и снабжены подробным Комментарием.

Структура Европейских тюремных правил в целом отвечает структуре Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Европейские правила содержат детальные нормы обращения с осужденными и заключенными, но не разделяют их на особые категории. Дополнительные правила устанавливаются лишь для несудимых заключенных, гражданских заключенных, а также душевнобольных и страдающих психическими отклонениями.

Одной из наиболее существенных особенностей Европейских тюремных правил является приоритетное выделение в них шести основных принципов, представляющих собой базисные гуманистические ценности всей философии обращения с заключенными. Хотя в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными аналогичные положения также нашли отражение, в Европейских тюремных правилах они получили дальнейшее развитие в качестве принципов в специальном разделе (ч. I). Назначение этих принципов состоит в том, чтобы придать всем прочим правилам силу доминирующих стандартов, приемлемых для любой тюремной администрации, принимающей Европейские тюремные правила. Ни при каких обстоятельствах не допускается отход от этих принципов либо компромисс при их практической реализации.

  • 1 В данной работе используется русский перевод Европейских тюремных правил, Комментария и Пояснительной записки к ним, изданных на английском языке в ФРГ (Страсбург: Европейский Совет, отдел публикаций, 1987).
  • 1. Прежде всего устанавливается, что лишение свободы должно осуществляться в условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства, причем эти условия должны находиться в соответствии с Европейскими тюремными правилами.
  • 2. Правила следует применять беспристрастно, без дискриминации, с уважением религиозных верований и моральных принципов социальной группы, к которой принадлежит заключенный.
  • 3. Обращение с лицами, лишенными свободы, должно поддерживать их здоровье и чувство собственного достоинства. Насколько этому позволяет длительность срока, оно должно развивать у заключенных чувство ответственности, поощрять и развивать те отношения и навыки, которые помогут им при возвращении в общество обеспечивать себя и жить в согласии с законом. Понятие «обращение с заключенными» в данном контексте понимается предельно широко. Оно охватывает все меры, применяемые для поддержания или восстановления физического и психического здоровья заключенных, их ресоциализации. В число таких мер входят работа, обучение, профессиональная подготовка, подготовка к освобождению и т. д.

Характерной чертой Европейских тюремных правил является их непосредственно «управленческая» направленность (чего нет, например, у Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Все наиболее важные вопросы исполнения лишения свободы рассматриваются в Правилах сквозь призму эффективного управления местами лишения свободы. Европейские тюремные правила обращены в первую очередь к администрации мест лишения свободы. Они делают акцент на ответственности тюремной администрации, а не на непосредственной защите прав отдельных заключенных. Вместе с тем подчеркивается тот факт, что при достижении эффективного тюремного управления защита прав и законных интересов заключенных не должна ослабевать.

С тем, чтобы усилить значение Европейских тюремных правил, облегчить их интерпретацию и представить в виде целостной философской системы, к правилам приложена пояснительная записка. Она содержит комментарий отдельных статей Европейских тюремных правил, а также дополнительные указания по их применению.

В отличие от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными Европейские тюремные правила не сводят прием заключенных к сугубо технической операции. Эта процедура должна соответствовать основным принципам Правил и помогать заключенным решать свои неотложные личные проблемы.

Подготовка осужденного к освобождению должна начинаться уже с момента поступления заключенного в исправительное учреждение. Разумеется, ее конкретное содержание зависит от длительности срока, имеющихся средств и ресурсов. В Европейских тюремных правилах указывается, что доступ к информации, касающейся личных проблем заключенных, должен быть ограничен персоналом или другими лицами, имеющими на то разрешение компетентных органов (например, суда либо тюремной администрации).