Дорожный этикет: уступаем дорогу! Какое наказание светит, если не пропустил пешехода? Штрафы за пешехода: административная и уголовная отвественность Какой штраф за пешехода.

Все водители должны пропускать пешеходов на специальных переходах. Если водитель этого не сделает, то его могут оштрафовать. Но как осуществляется проезд пешеходных переходов? Каких правил должен придерживаться пешеход при переходе дороги через переход? И какой штраф за непропуск пешехода в РФ? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Штраф за не пропущенного пешехода

Все водители транспортных средств обязаны пропустить пешехода, который переходит дорогу в отведенном для этого месте. За непропуск пешехода водителя могут оштрафовать.

Размер штрафа в 2018 году составляет от 1500 до 2500 рублей (согласно статье 12.18 КоАП).

При определении размера штрафа учитываются следующие факты:

  • Характер движения транспортного средства.
  • Качество разметки.
  • Уровень видимости.
  • Степень осознания своей вины водителем.

Напомним, что размер штрафа был увеличен в октябре 2017 года, а изменения вступили в силу в ноябре этого же года.

До этого размер штрафа был фиксированным и составлял 1.500 рублей вне зависимости от характера движения ТС, качества разметки на дороге, уровня видимости, степени осознания вины водителем и так далее.

Как правильно проехать пешеходный переход

Правильно проезжать пешеходный переход нужно так:

  • Если переход нерегулируемый. В таком случае водитель, подъезжая к переходу, должен установить наличие на переходе пешеходов. Если они есть, он должен сбросить скорость либо полностью остановиться, чтобы пропустить пешеходов. Если пешеходов нет, он должен немного сбросить скорость и пересечь переход; после этого он может вновь повысить скорость, чтобы продолжить езду в нормальном режиме.
  • Если переход регулируемый. В таком случае водитель должен сбросить скорость или полностью остановиться только в том случае, если горит красный или желтый свет либо регулировщик подает запрещающий сигнал. Также водитель должен сбросить скорость или полностью остановиться, если пешеход начал свое движение в момент, когда ему горел разрешающий сигнал, но в момент перехода зажегся красный свет / регулировщик подал пешеходу запрещающий сигнал.
  • Если пешеходы остановились на островке безопасности. В таком случае водитель имеет право пересекать переход, но при этом он должен держаться на безопасном расстоянии от пешехода на островке.
  • Если перед переходом остановилось или снизило скорость другое транспортное средство. В таком случае водитель также должен снизить скорость или остановиться.
  • Если за переходом образовался затор, то водитель не имеет пересекать переход.
  • Также водитель должен пропустить людей, которые идут в сторону открытых дверей трамвая (при этом трамвай должен полностью остановиться на специальной трамвайной остановке).
  • Существует некоторые другие случаи, когда водитель также должен пропустить пешеходов. Перечислим несколько таких случаев — когда дорогу пересекает группа детей, имеющих специальную экипировку, когда дорогу пересекает группа детей, а на другой стороне дороги стоит ТС с опознавательным знаком «Дети», когда дорогу пересекает слепой пешеход (при этом он подает сигнал белой тростью другим участникам движения) и так далее.


Что значит «пропустить пешехода»

Правила дорожного движения достаточно точно определяют, что значит «пропустить пешехода». Если водитель приблизился к пешеходному переходу возле которого стоит человек, то ему запрещено выполнять следующие действия:

  • Продолжать движение.
  • Начинать движение после остановки.
  • Выполнение какого-либо другого маневра, который вынудит пешехода изменить направление или скорость движения.

Рассмотрим такую ситуацию. Водитель подъехал к пешеходному переходу, по которому двигался пешеход. Водитель сперва снизил скорость, но, не дождавшись завершения перехода дороги пешеходом, он вновь нажал на педаль «газа» и повысил скорость. Это является нарушением, поскольку такой маневр может напугать пешехода, что вынудит изменить его направление или скорость движения по переходу. В любом случае правила требуют водителя остановиться или притормозить перед занятым пешеходным переходом.


Что обязан соблюдать пешеход

При переходе пешеход должен придерживаться определенных правил:

  • Если переход является нерегулируемым. В таком случае пешеход имеет право пересекать дорогу в пределах этого перехода. У пешехода есть преимущество в движении, а водители обязаны пропускать его.
  • Если переход является регулируемым. В таком случае пешеход имеет право пересекать дорогу в пределах этого перехода только в случае разрешающего сигнала. Если пешеход начал движение на разрешающий сигнал, но в какой-то момент движения был подан запрещающий сигнал, пешеход должен продолжить движение (при этом водители обязаны пропустить такого пешехода).
  • Слепые пешеходы имеют право переходить дорогу в любом месте. Однако при этом они должны белой тростью подавать специальный запрещающий сигнал. Если у слепого пешехода нет трости либо он подает неправильный сигнал, то он лишается на пересечение дороги в любом месте.
  • Запрещено останавливаться на пешеходном переходе (даже если переход является регулируемым и был подан разрешающий сигнал).
  • Запрещается пересекать дорогу вне пешеходного перехода.
  • Если на дороге образовался затор, за пешеходом сохраняется право на пересечение дороги по пешеходному переходу.
  • Пешеходы обязаны пропускать транспортные средства с включенными проблесковыми маячками синего цвета (пример такого ТС — машина скорой помощи).

Видео

Посмотрите вот это видео, чтобы узнать обязанности водителя при пересечении пешеходного перехода.

Также вы можете посмотреть и следующее видео, где рассказывается об обязанностях пешехода.

Теперь вы знаете о том, в каких случаях водитель должен пропускать пешехода и какова ответственность за непропуск пешехода. Подведем итоги. Во-первых, пешеходы имеют преимущество в движении, поэтому водители обязаны их пропускать. Во-вторых, при приближении к переходу водитель должен сбросить скорость и пропустить пешехода. В-третьих, за не пропуск пешехода на переходе водителя оштрафуют (1.500 — 2.500 рублей).

Приняла во втором чтении правительственный законопроект, который предусматривает увеличение штрафов для водителей за непропуск пешеходов и велосипедистов. Об этом сообщает РИА «Новости».

Законопроект предусматривает внесение изменений в санкцию статьи 12.18 КоАП РФ (непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). Авторы поправок предлагают увеличить штраф с нынешних 1500 до 2500 руб.,

но при этом внедрить так называемую «вилку» — минимальная сумма штрафа изменена не будет и останется на уровне 1500 руб.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что необходимость ужесточения административного наказания обусловлена неэффективностью действующих норм и высокой степенью общественной опасности таких деяний.

Свою позицию авторы законопроекта подтверждают увеличением количества возбужденных административных дел по данной категории. Впрочем, цифры, которые приводятся в пояснительных документах, свидетельствуют лишь о небольшом росте числа таких дел.

«За 12 месяцев 2015 года было возбуждено 1 млн 664 тыс. дел, в то время как за аналогичный период 2014 года - 1 млн 645 тыс. дел», — говорится в пояснительной записке.

Председатель «Союза пешеходов» считает, что эти поправки не смогут повысить безопасность дорожного движения.

«Законопроект в нынешнем виде не сможет положительно повлиять на безопасность, нужно убирать эту «вилку», которая предусматривает минимальное наказание в 1500 руб. С учетом скидки это вообще 750 руб. Ну что такое штраф в 750 руб. за непропуск пешехода? Это меньше, чем за неправильную парковку»,

Сказал Соколов «Газете.Ru».

Эксперт также утверждает, что сотрудники в силу своей загруженности не могут постоянно следить за соблюдением этих правил, и выступает за установку на «зебрах» специальных камер.

«Вся надежда на камеры. Но они стоят дорого, поэтому если водители будут платить минимальные штрафы, денег на обслуживание этой техники просто не хватит. Если же «вилку» штрафа уберут и оставят максимальное наказание в 2500 руб., содержать камеры будет вполне реально», - подытожил Соколов.

Подобная камера в середине февраля этого года была установлена в районе дома 14 по Нижегородской улице в Москве. Она направлена на нерегулируемый пешеходный переход и фиксирует проезжающие через него транспортные средства. Когда человек начинает переходить дорогу, аппаратура измеряет скорость автомобилей, их расстояние до «зебры», а затем рассчитывает длину их тормозного пути. Если автомобиль не успевает остановиться, камера направляет сведения о транспортном средстве в .

В то же время координатор движения «Общество синих ведерок» Петр в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что появление камер на пешеходных переходах может привести к тому, что водители станут в массовом порядке получать штрафы.

«Проблема заключается в том, что сегодня нерегулируемые пешеходные переходы часто «рисуют» через многополосные трассы, что само по себе очень опасно. Проектировщики за это впоследствии не отвечают, те, кто принимает работы — тоже. Всю ответственность перекладываю на водителей, — утверждает Шкуматов. — Массовая установка камер никакого отношения к безопасности не имеет.

Для сравнения: установить светофор стоит около миллиона руб., а такой камеры — около трех миллионов руб. Светофор с точки зрения безопасности гораздо эффективнее, но ведь он не приносит денег, которыми можно закрывать дырки в бюджете. В конечном итоге это может привести только к увеличению аварийности и смертности на дорогах».

Законопроект был одобрен правительственной комиссией в январе 2017 года, в феврале его внесли на рассмотрение в Госдуму, в июне текущего года депутаты одобрили поправки в первом чтении.

Согласно официальной статистике ГИБДД, за восемь месяцев 2017 года на российских дорогах произошло более 29,5 тыс. аварий с участием пешеходов, в которых погибли почти три тыс. и пострадали чуть больше 28 тыс. человек. При этом большая часть погибших пешеходов — 1,9 тыс. человек — оказалась под колесами автомобилей по своей собственной вине.

Ежегодно в ПДД, которые регулируют отношения между пешеходами и водителями, вносятся поправки и различные изменения. Штраф за пешехода на переходе 2019 года будет назначаться, даже за те действия, которые в прежних правилах не были прописаны.

В новых правилах сделано не так много изменений, но знать их необходимо, так как они очень важны и нарушения строго наказываются, суммы штрафов очень большие. А совсем недавно в правилах произошло повышение штрафа, за любые нарушения связанные с пешеходами.

В прежних правилах «пешеходный переход» был только определенным участком проезжей дороги, который обозначался специализированным знаком и особой разметкой по дорожному полотну.


Сейчас «пешеходный переход» может располагаться не только на проезжей части, но и на трамвайных путях, которые могут располагаться именно по полосе разделения.

В итоге получается, что пешеходу обязан уступить дорогу даже трамвай, но и пешеход должен помнить, что у такого транспорта большой вес и длинный тормозной путь, потому спешить переходить дорогу под колесами не стоит.

В прежних правилах, в статье 11.4 автомобиль не мог совершать обгон другой машины на переходе, только если на нем находился пешеход. Сейчас эту приписку из правил убрали. Теперь автомобиль не имеет право совершать обгон независимо от того, есть ли на переходе пешеход или нет. При нарушении этих правил, водители будут получать штрафы за пешеходов.

Под изменения попал не только обгон автомобиля, по новым правилам теперь перед пешеходом должны останавливаться даже машины, которые движутся по соседним полосам, если один из водителей начал торможение или вовсе остановился. Раньше другие водители могли продолжать движение, если пешеход отсутствовал. Изменения внесли в статью 14.2.


На данный момент, все машины, которые движутся в одну сторону, обязаны начинать притормаживать, если один из них притормозил, в противном случае на водителей будет наложен штраф.

Что значат понятия «уступить дорогу» и «пропустить пешехода»

Есть водители, которые не совсем понимают понятие «пропустить пешехода» и как это должно делаться по правилам. Но в ПДД в статье 14.1 этот вопрос прописан очень четко и понятно. Начинать процесс притормаживания и остановку требуется не только тогда, когда пешеход уже переходит дорогу, но и как только он ступил на переход. Это касается переходов, не регулируемых светофорами. В последних изменениях это правило захватило и трамвайные пути, к тому же произошла замена термина «пропусти пешехода» на термин «уступи дорогу».

В правилах расписан конкретный порядок действий того, как следует уступить дорогу пешеходу. Также в статье прописано, что участвующий в движении не имеет право проводить различные действия, которые в свою очередь способны заставить других участвующих, у которых есть преимущество, изменить направление или увеличить скорость передвижения. К прежнему понятию «пропусти пешехода» подобных предписаний не было, поэтому от него решили вовсе отказаться.

Поправки в правилах ГИБДД коснулись и велосипедистов, которые переезжают по переходу. Теперь они должны спешиться для переезда через проезжую часть. С новым законом, если велосипедист стал участником ДТП, который он спровоцировал, у водителя автомобиля проблем возникает намного меньше, в документах, которые будут составляться во время ДТП, теперь указывается, что велосипедист нарушил статью 24.8 ПДД.

Штрафы за непропуск пешехода на переходе 2019

В итоге получается, что если водитель не пропустил пешехода, то водитель будет материально наказан, за такое нарушение теперь выписывается штраф в 1500 – 2500 рублей. Но стоит знать, что такое решение будет невозможно обжаловать, если у сотрудника ГИБДД есть доказательство факта нарушения. Чаще всего в качестве доказательства сотрудники предоставляют записи с регистраторов или камер, на которых будет запечатлено нарушение.

Необходимо ли подавать на обжалование? Ориентируйтесь по обстоятельствам. Если перед водителем оказалась другая машина, которая перегородила видимый обзор, и он не смог увидеть пешехода, который начал переходить дорогу, то закон может принять вашу сторону. Если же водителю ничего не мешало, и дорога хорошо просматривалась, а он не пропустил пешехода, то штраф от 1500 до 2500 рублей придется оплатить.

Но, тем не менее, водитель должен знать, что нужно делать если решение все-таки придется обжаловать. Для начала рекомендуется вспомнить что такое «уступи дорогу», в нем нет договоренности, в каком порядке должно идти движение участвующих, а только прописывается требование, что таких действий совершать не надо, которые способны изменить сторону движения и скорость движущихся, которые имеют приоритет, в данном случае это пешеходы.

Если по новым правилам в соседних полосах движения около зебры другие машины не замедлились и не остановились, а ваше движение никаких помех передвижению пешехода не создало, то шанс на обжалование сильно возрастает. Но даже здесь можно встретить сопротивление от сотрудников госавтоинспекции.

Но лучше не рисковать, и пропускать пешеходов в любом случае, даже если соседние машины не стали этого делать, так как штраф за непропуск пешехода довольно велик. Соблюдение правил не только оберегает семейный бюджет, но и спасает от последствий за возможные увечья пешеходу. Тем более в этом году произошло увеличение штрафа за такое нарушение, его увеличили с 1500 рублей до 2500 рублей.

Ответственность пешеходов и штрафы за невыполнение ими ПДД

Очень часто обычные люди нарушают правила перехода дороги, а это ведет к аварийным ситуациям. Пешеходы должны знать, что правила придуманы не только для автолюбителей, но и для них тоже.

В ПДД есть статьи 12.29 часть с 1 по 3 и 12.30 части 1 и 2, в них подробно прописано, сколько сумма штрафа и что за санкции будут наложены на пешехода, если он не будет соблюдать правила:

  • За несоблюдение ПДД – 500 рублей;
  • За несоблюдение ПДД и формирование различных препятствий для движения транспорта – 1000 рублей;
  • За несоблюдение правил, при котором нанесен вред здоровью малой и средней тяжести – 1500 рублей.

В итоге для пешеходов также прописаны правила, которые он должен не укоризненно соблюдать:

  • Переход улицы должен производиться только в специально разрешенных для этого местах;
  • Переход улицы должен производиться непосредственно на сигнал светофора, который это разрешает или по сигналу регулировщика;
  • Переход дороги производится непосредственно под прямым углом и к бордюру, если отсутствует специальная разметка, то переходить дорогу по диагонали строго запрещено;
  • Прежде чем начать пересекать дорогу, требуется убедиться в том, что это безопасно, то есть отсутствуют движущиеся машины, бросаться им под колеса строго запрещается 🙂
  • Необходимо смотреть в обе стороны, и просматривать возможные автомобили, которые могут двигаться в вашу сторону, во время выезда из-за припаркованной машины или маршрутного такси.

Очень часто у людей происходит грубое нарушение – они замирают, если увидят машину, движущуюся на них. В соответствии с ПДД переход дороги пешеходом должен производиться без единой остановки. Но стоит знать, что если на дороге появился автомобиль, оборудованный проблесковыми маячками, требуется немедленно покинуть дорогу или сделать остановку на специальном островке безопасности.

Как оспорить штраф, если не пропустил пешехода

Часто водителей интересует не только вопрос, что если не пропустил пешехода, и какой штраф в 2019 году, а есть ли возможность его оспорить.

Если все-таки водителю выписывают штраф, за то, что он не пропустил пешехода, то возможность его оспорить есть. Можно остановить пешехода и привлечь его как свидетеля, что это он выбежал на дорогу под машину, и не оценил перед этим ситуацию. Данный способ можно использовать, только если нарушение не фиксировалось видео камерами. И если пешеход окажется адекватным и решит помочь автолюбителю.

Также можно сделать и по-другому, если инспектор не способен позвать пешехода, так как он уже ушел, то можно смело утверждать, что пострадавшая сторона отсутствует, а значит, помех никто не создавал.

Такие оспаривания применяются, только если человек внезапно появился на дороге, например, выходил из-за трамвая. В соответствии с ПДД, каждый пешеход перед выходом на дорогу обязан оценить ситуацию. Водитель не может тормозить постоянно (хотя по правилам должен), как только автобус или трамвай остановились на остановке.

Но стоит помнить, что соблюдение всех правил, не только поможет уберечься от возможных штрафов, но и не стать участником ДТП. Удачи на дорогах!

Что значит "пропустить пешехода"? Просто замедлиться или остановиться? В каких случаях можно продолжать движение? Нужно ли стоять все время, пока открыты двери трамвая и как оспорить штраф? Консультирует наш юрист.

Типичная ситуация №1. Нерегулируемый переход

Тут давайте разберем, с какого момента будет считаться, что вы, водитель, не уступили дорогу пешеходу, а также рассмотрим само понятие «уступить дорогу» и что означает понятие «пропустить пешехода»?

В соответствии с п.1.2. ПДД уступить дорогу значит не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость.

А в соответствии с п.14.1 ПДД вы, приближаясь на автомобиле к нерегулируемому пешеходному переходу, обязаны снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для осуществления перехода.

Поэтому, проанализировав нормы ПДД, можно сделать вывод, что если пешеход находится на переходе и он только начал переходить проезжую часть вдалеке от вас, а вы проедете, не создавая ему помех, то можете смело ехать. Но все же на всякий снизьте скорость для полной уверенности, а то вдруг он рванет или окажется на роликах. И если придется, то немедленно остановитесь для того, чтобы пешеход мог беспрепятственно пройти.

Типичная ситуация №2. Трамвайная остановка

Ох уж эти инструкторы в автошколах… Это они приучили водителей с младых ногтей оттормаживаться перед остановившимся посреди дороги трамваем и ждать, пока не закроются двери. Вы тоже так делаете? Ну что ж, сочувствую.

Читаем пункт 14.6. ПДД и находим для себя много нового. Оказывается, «водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней». Улавливаете суть? Уступить дорогу, но не стоять все время, пока двери открыты.

Если увидели, что останавливается трамвай, притормозите и оцените, собирается кто-то входить/выходить или нет. Если никого нет, то, продолжая оглядываться по сторонам, чтобы не пропустить «нежданчика», медленно двигайтесь вперед и не задерживайте машины, стоящие позади вас.


Типичная ситуация №3. Регулируемый переход

На первый взгляд все просто. Если вам - красный, а пешеходам - зеленый, то стоим и ждем, пока загорится разрешающий сигнал. Ну а как быть с переходами, которые располагаются после поворота? Тут выходит, что и вы едете на зеленый, и пешеходы идут на него же. Но не всегда! Обратите внимание, какой горит свет на пешеходном светофоре. Очень может быть, что там красный, и тогда имеет смысл посигналить в качестве предупреждения ДТП (это не запрещено Правилами) и двинуться дальше. Ну а если для пешеходов горит зеленый, то тут действует та же схема, что и с нерегулируемым переходом. Если мешаете людям, останавливайтесь. Если не мешаете, продолжайте движение.


Вас остановили за то, что вы не пропустили пешехода

Сначала оговоримся: если вы действительно нарушили, то будьте готовы выложить 1 500 рублей. Мешать пешеходам переходить дорогу нельзя, и на этом поставим точку. Все нижеперечисленное касается ситуаций, когда вас остановили несправедливо. Например, если по факту вы не доставили пешеходам никаких неудобств.

Попросите инспектора составить протокол и потребуйте пригласить пешехода, которого якобы вы, по мнению инспектора, не пропустили, и приобщить его показания к протоколу. Только сам пешеход сможет сказать, заставили ли вы его изменить направление и скорость или нет. Препятствовать инспектор вам не может, так как он сам обязан обо всем предупредить пешехода в соответствии со статьей 25.1 КоАП и статьей 51 Конституции РФ.

Если инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, на то, что типа «мне что, за ним бегать, что ли, он уже далеко», то в таком случае состав правонарушения отсутствует - без показаний пешехода или видеозаписи доказать, что вы не уступили ему дорогу, невозможно. А бремя доказывания, как я писал в , на ком лежит? Правильно, только на плечах инспектора. Вы не обязаны ничего ему доказывать и спорить с ним не нужно, пусть составляет протокол.

В проколе пишем, что ПДД не нарушали. Помеху пешеходам не создавали. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требуйте помощи адвоката. И в десятидневный срок отправляйте заявление в суд.


Самое печальное обстоятельство: вы сбили пешехода

Надеюсь, такого с вами никогда не случится. И тем не менее, а что если так? Тут все зависит от места ДТП. Если человек сбит на пешеходном переходе, то вас практически наверняка привлекут к административной или уголовной ответственности, в зависимости от тяжести последствий наезда.

Впрочем, если есть свидетели и/или запись видеорегистратора, которая может подвердить, что пешеход сам нарушил ПДД, то шанс избежать наказания есть. Итак, как же должен вести себя пешеход? Открываем раздел 4 ПДД и видим:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


Таким образом, если произошло ДТП, в котором Правила нарушил пешеход, а не вы, вам следует собрать свидетельские показания (совершеннолетние родственники или друзья, сидящие с вами в салоне, тоже подойдут для этого) и приобщить к делу видеозапись с регистратора, если она имеется. Если человека сбили вне пешеходного перехода, то доказать невиновность, как вы понимаете, будет значительно проще.

При всем при этом вы должны понимать, что, доказав невиновность, водитель все равно обязан оплачивать лечение пешеходу. Согласно статье 1079 Гражданского Кодекса РФ водитель несет ответственность за причинение вреда здоровью или жизни потерпевшего, независимо от того, кто виновник ДТП. Если под колеса, двигавшегося, в соответствии с ПДД автомобиля с тротуара вдруг падает пьяный в стельку человек, водитель будет компенсировать вред его здоровью. Точнее, в рамках лимита по ОСАГО это сделает страховая компания, и кошелек придется доставать только если лимит превышен.

Однако с пешехода, виновного в ДТП, страховая водителя вправе потребовать возместить вред, причиненный автомобилю, если таковой имел место быть. Существует практика Верховного суда, который в подобном случае подтвердил справедливость требований страховой компании.

Пешеходный переход хоть и предназначен для того, чтобы люди могли безопасно им пользоваться для пересечения дорожной полосы, не является столь безобидной зоной. При движении по пешеходным переходам стоит учитывать ПДД даже тем, кто не находится в этот момент за рулем. По статистике ГИБДД, большй процент ДТП приходится именно на неправильное поведение пешеходов. В новой редакции закона штраф за пешехода можно получить за то, что ранее не было нарушением.

Новая редакция ПДД

С 2014 года введены обновления в ПДД, которые определяют взаимодействие пешеходов и водителей на дороге. При этом считаться нарушением, а следовательно и караться штрафом, будет то, что могло быть не включено в старую версию Правил.

Несмотря на немногочисленность поправок, стоит обратить внимание на все пункты, поскольку они имеют большое значение для автолюбителя.

Изменения ПДД можно разделить следующим образом: дается более точное понятие пешеходного перехода, для велосипедистов вводится запрет на проезд по пешеходному переходу, определены новые правила пропуска пешеходов и введен запрет на обгон на пешеходных переходах.

Рассмотрим эти изменения более подробно:

  • Под пешеходом теперь подразумевается не только человек, находящийся в зоне «зебры», но и тот, кто переходит дорогу напрямую на трассе все специальных разметок. Теперь часть ответственности за ПДД ложится на пешеходов в том плане, что у машин всегда есть определенный тормозной путь, а водитель не всегда сможет успеть затормозить. Также никто не отменял большие загруженные автомобильные потоки.
  • Согласно пункту 14.1 ПДД, водитель не мог осуществлять обгон ТС на переходе только при наличии на нем пешеходов, то теперь это условие постоянно и не зависит от наличия человека в пределах «зебры» .
  • Термин «Пропустить пешехода» заменили на «уступить дорогу», что означает - вне зависимости от скорости пешехода водитель обязан его пропустить, даже если тот пару мгновений назад наступил на полосатую дорожку.
  • Велосипедистам же пунктом 24.8 ПДД прописана необходимость спешиваться . Эта поправка существенно облегчает жизнь водителям, если в ДТП виноват велосипедист.

Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе

Сумма наказания за нарушение правил пропуски пешехода регламентируется статьей 12.18 КоАП. Если водитель не пропустил пешехода, штраф составляет не менее 1500 рублей .

Однако, стоит учитывать один важный факт. Если пешеход сам виноват в случившемся ДТП, так как перешел дорогу при красном сигнале светофора или в месте, не отмеченном специальной разметкой, то именно он, а не водитель, обязан уплатить штраф за нарушение Правил.

В этом случае он создал опасную ситуацию для всех участников движения.

Отдельным типом нарушения считается, когда автовладелец препятствует движению людей на пешеходном переходе при зеленом сигнале для пешеходов. В этом случае штраф за пешеходный переход составит:

  • Если продолжено движение на красный свет, предусмотрен штраф от 1000 рублей, при повторном нарушении сумма может достигать 5000 р. Когда имеются регулярные рецидивы, водитель может лишиться удостоверения на 4-6 месяцев.
  • Если авто остановилось на территории пешеходного перехода , а не с краю от него, и создает помехи движению пешеходов, полагается штраф не менее 800 рублей.

Таким образом, если водитель не пропустил пешехода, пересекающего дорогу через «зебру», то на него налагаются совсем другие санкции, чем если бы он просто пересек пешеходный перекресток при включенном красном свете светофора. При фиксации на видео обычно все заканчивается выплатой максимального штрафа. Если пешеход не был пропущен, вступает в силу статья 12.18 КоАП.

Уголовная ответственность наступает, когда пешеход не только не был пропущен, но еще и оказался сбит водителем.

Не пропустил пешехода как доказать свою невиновность

Бывают ситуации, когда вы сбили на пешеходном перекрестке человека, который сам виновен в возникновении ДТП. В таких случаях вы можете доказать инспектору свою непричастность к нарушению следующими способами:

  • Использовать показания самого потерпевшего, если он подтвердит, что сделал неверное решение и пошел через дорогу в неположенный момент
  • Если пешеход покинул место ДТП и находится вне зоны досягаемости для инспектора, у вас также есть шанс оправдаться, поскольку нет пострадавшего
  • Используйте показания свидетелей, находившихся на тот момент рядом, а также запись с авторегистратора. Современная техника помогает решать спорные вопросы во многих ситуациях.

Если водитель не уступил дорогу пешеходу или проехал на красный свет, провоцируя ситуацию с риском для всех участников движения, будьте готовы заплатить штраф инспектору. Если же ваше нарушение было зафиксировано на камеру, лучше всего будет проверить штраф на официальном сайте ГИБДД. Оплатить его, чаще всего, можно либо через интернет, либо через иные службы, предоставляющие такую возможность.