Что такое коэффициент дефлятор. Смотреть что такое "Дефлятор" в других словарях

К1 - это коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде, и необходимый для расчета налоговой базы, например, по ЕНВД - единому налогу на вмененный доход (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ). Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р).

Коэффициент-дефлятор на 2019: К1 для ЕНВД, УСН, ПСН, НДФЛ, Торговый сбор, налог на имущество

Приказом от 30 октября 2018 г. №698 Министерство экономического развития РФ ввело для 2019 года коэффициенты-дефляторы, при расчетах , а также при исчислении налоговой базы по НДФЛ для иностранцев, работающих по патенту. Введен также коэффициент-дефлятор при расчета и для .

Законодательство
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2018 г. N 698 на 2019 год
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2017 г. N 579 на 2018 год
  • ПРИКАЗ от 03 ноября 2016 г. N 698 на 2017 год
  • ПРИКАЗ от 20 октября 2015 г. N 772 на 2016 год

Коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год.

1 . Коэффициент К1 для ЕНВД «вмененки» установлен в следующих величинах:

  • 2019 г. - 1,915
  • 2018 г. - 1,868
  • 2017 г. - 1,798
  • 2016 г. - 1,798
  • 2015 г. - 1,798
  • 2014 г. - 1,672
  • 2013 г. - 1,569.

2 . Коэффициент-дефлятор для УСН , начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 млн руб.) и для дальнейшего применения спецрежима (60 млн руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (). Установлены следующие значения:

  • 2019 г. - 1,518 (в целях определения лимита доходности, как для желающих перейти на «упрощенку», так и для уже действующих упрощенцев, коэффициент-дефлятор не применяется до 01.01.2020)
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1,067
  • 2013 г. - 1.

3 . Коэффициент-дефлятор для ПСН (патента) равен:

  • 2019 г. - 1,518
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1,067
  • 2013 г. - 1

По закону размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переведенным на ПСН, не должен выходить за рамки минимального и максимального размеров (100 тыс. рублей и 1 млн. рублей соответственно; п.7 ст. ) с учетом индексации на коэффициент-дефлятор ПСН .

4 . Коэффициент-дефлятор по НДФЛ для иностранцев , работающих по найму у физлиц на основании патента установлен:

  • 2019 г. - 1,729
  • 2018 г. - 1,686
  • 2017 г. - 1,623
  • 2016 г. - 1,514
  • 2015 г. - 1,307
  • 2014 г. - 1,216

По действующему законодательству мигранты, которые оказывают физическим лицам услуги непредпринимательского характера (няни, рабочие), должны получить патент. На основании этого документа в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. в месяц (ст. ). Эти платежи подлежат индексации на коэффициент-дефлятор.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 227.1 НК РФ.

5 . равен:

  • 2019 г. - 1,518
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1

6 . Коэффициент-дефлятор для расчета " " (применяется только к розничным рынкам) равен:

  • 2019 г. - 1,317
  • 2018 г. - 1,285
  • 2017 г. - 1,237
  • 2016 г. - 1,154
  • 2015 г. - 1.

Увеличение коэффициента-дефлятора для УСН и ЕНВД в 2016 году

Итак, в целях применения упрощенки величина этого коэффициента составляет 1,329. Т.е. доходы тех, кто с 2016 г. подумывает перейти на УСНО, по итогам 9-ти месяцев 2015 г. не должны превышать 59,805 млн руб. (45 млн руб. х 1,329) (п.2 ).

При этом всем упрощенцам в 2016 г. нужно будет следить за тем, чтобы доходы по итогам 1 квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года не превысили 79,74 млн руб. (60 млн руб. х 1,329) (п.4, 4,1 ).

На вмененке в 2016 г. ситуация осталась прежней, как и в 2015 году. Увеличение коэффициента с 1,672 (в 2014г.) до 1,798 (в 2015г.) увеличило налоговую нагрузку на плательщиков ЕНВД (). К примеру, если вмененщик оказывает услуги общепита и площадь зала обслуживания посетителей составляет 50 кв.м., то квартальная база для исчисления ЕНВД в 2014г. будет равна (без учета коэффициента К2) 250,8 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,672). В 2015г. налог при таких же условиях придется заплатить с 269,7 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,798). Получается, что в связи с ростом коэффициента-дефлятора квартальная база «подорожает» на 18,9 тыс. руб., а налог вырастет почти на 3 тыс. руб.

К1 - это коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде, и необходимый для расчета налоговой базы, например, по ЕНВД - единому налогу на вмененный доход (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ). Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р).

Коэффициент-дефлятор на 2019: К1 для ЕНВД, УСН, ПСН, НДФЛ, Торговый сбор, налог на имущество

Приказом от 30 октября 2018 г. №698 Министерство экономического развития РФ ввело для 2019 года коэффициенты-дефляторы, при расчетах , а также при исчислении налоговой базы по НДФЛ для иностранцев, работающих по патенту. Введен также коэффициент-дефлятор при расчета и для .

Законодательство
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2018 г. N 698 на 2019 год
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2017 г. N 579 на 2018 год
  • ПРИКАЗ от 03 ноября 2016 г. N 698 на 2017 год
  • ПРИКАЗ от 20 октября 2015 г. N 772 на 2016 год

Коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год.

1 . Коэффициент К1 для ЕНВД «вмененки» установлен в следующих величинах:

  • 2019 г. - 1,915
  • 2018 г. - 1,868
  • 2017 г. - 1,798
  • 2016 г. - 1,798
  • 2015 г. - 1,798
  • 2014 г. - 1,672
  • 2013 г. - 1,569.

2 . Коэффициент-дефлятор для УСН , начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 млн руб.) и для дальнейшего применения спецрежима (60 млн руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (). Установлены следующие значения:

  • 2019 г. - 1,518 (в целях определения лимита доходности, как для желающих перейти на «упрощенку», так и для уже действующих упрощенцев, коэффициент-дефлятор не применяется до 01.01.2020)
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1,067
  • 2013 г. - 1.

3 . Коэффициент-дефлятор для ПСН (патента) равен:

  • 2019 г. - 1,518
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1,067
  • 2013 г. - 1

По закону размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переведенным на ПСН, не должен выходить за рамки минимального и максимального размеров (100 тыс. рублей и 1 млн. рублей соответственно; п.7 ст. ) с учетом индексации на коэффициент-дефлятор ПСН .

4 . Коэффициент-дефлятор по НДФЛ для иностранцев , работающих по найму у физлиц на основании патента установлен:

  • 2019 г. - 1,729
  • 2018 г. - 1,686
  • 2017 г. - 1,623
  • 2016 г. - 1,514
  • 2015 г. - 1,307
  • 2014 г. - 1,216

По действующему законодательству мигранты, которые оказывают физическим лицам услуги непредпринимательского характера (няни, рабочие), должны получить патент. На основании этого документа в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. в месяц (ст. ). Эти платежи подлежат индексации на коэффициент-дефлятор.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 227.1 НК РФ.

5 . равен:

  • 2019 г. - 1,518
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1

6 . Коэффициент-дефлятор для расчета " " (применяется только к розничным рынкам) равен:

  • 2019 г. - 1,317
  • 2018 г. - 1,285
  • 2017 г. - 1,237
  • 2016 г. - 1,154
  • 2015 г. - 1.

Увеличение коэффициента-дефлятора для УСН и ЕНВД в 2016 году

Итак, в целях применения упрощенки величина этого коэффициента составляет 1,329. Т.е. доходы тех, кто с 2016 г. подумывает перейти на УСНО, по итогам 9-ти месяцев 2015 г. не должны превышать 59,805 млн руб. (45 млн руб. х 1,329) (п.2 ).

При этом всем упрощенцам в 2016 г. нужно будет следить за тем, чтобы доходы по итогам 1 квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года не превысили 79,74 млн руб. (60 млн руб. х 1,329) (п.4, 4,1 ).

На вмененке в 2016 г. ситуация осталась прежней, как и в 2015 году. Увеличение коэффициента с 1,672 (в 2014г.) до 1,798 (в 2015г.) увеличило налоговую нагрузку на плательщиков ЕНВД (). К примеру, если вмененщик оказывает услуги общепита и площадь зала обслуживания посетителей составляет 50 кв.м., то квартальная база для исчисления ЕНВД в 2014г. будет равна (без учета коэффициента К2) 250,8 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,672). В 2015г. налог при таких же условиях придется заплатить с 269,7 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,798). Получается, что в связи с ростом коэффициента-дефлятора квартальная база «подорожает» на 18,9 тыс. руб., а налог вырастет почти на 3 тыс. руб.

Каким образом коэффициент-дефлятор влияет на размер налоговых обязательств иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в безвизовом режиме? В связи с чем это актуально для организаций и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2015? Почему значение коэффициента-дефлятора важно для лиц, находящихся на УСНО и ПСНО? Каким образом коэффициент-дефлятор используют организации и предприниматели, применяющие в отношении отдельных видов деятельности систему налогообложения в виде ЕНВД?

Понятие коэффициента-дефлятора приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ . Такой коэффициент устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год Минэкономразвития и подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором установлен. Коэффициент-дефлятор рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. На 2015 год коэффициенты-дефляторы определены Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 № 685 .

Коэффициент-дефлятор для иностранцев

В целях применения гл. 23 НК РФ коэффициент-дефлятор нужен для определения размера фиксированного авансового платежа по НДФЛ, уплачиваемого иностранным гражданином. До 01.01.2015 иностранцы платили такие платежи только в случае осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . С указанной даты получать патент (и, соответственно, уплачивать фиксированные авансовые платежи) придется также иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, если они хотят устроиться на работу по трудовому или гражданско-правовому договору к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. (Это правило не распространяется на высококвалифицированных специалистов, которые по-прежнему должны иметь разрешение на работу.) Только при наличии патента указанный гражданин может быть привлечен к трудовой деятельности (п. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 115‑ФЗ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357‑ФЗ , ст. 327.2 новой гл. 50.1 ТК РФ , введенной Федеральным законом от 01.12.2014 № 409‑ФЗ ). В свою очередь, патент выдается иностранному гражданину при наличии документа, подтверждающего уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента (п. 6 ст. 13.3 Федерального закона № 115‑ФЗ ).

В соответствии с п. 2 , 3 ст. 227.1 НК РФ фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются иностранным гражданином за период действия патента в размере 1 200 руб. в месяц, подлежащем индексации:

  • на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (на 2015 год, как указано выше, он составляет 1,307);
  • на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ. Приведем некоторые такие коэффициенты, установленные на 2015 год, и рассчитаем с их учетом размер фиксированного авансового платежа на месяц.
Закон субъекта РФ Размер коэффициента Размер фиксированного авансового платежа
Закон г. Москвы от 26.11.2014 № 55 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Москвы» 2,5504 4 000 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 2,5504)

Закон Московской области от 27.11.2014 № 155/2014-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2015 год»
Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 648-111 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Санкт-Петербурга» 1,9128 3 000 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 1,9128)

Закон города Севастополя от 27.11.2014 № 86-ЗС «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Севастополя» 1,6 2 509 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 1,6)

Закон Нижегородской области от 27.11.2014 № 163-З «Об установлении на 2015 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на территории Нижегородской области» 1,45 2 274 руб.

(1 200 руб. х 1,307 х 1,45)

Если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1.

Выясним, что должны учитывать организации и индивидуальные предприниматели в случае привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина на основе патента в части исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Налоговый агент может столкнуться с тем, что общую сумму НДФЛ, исчисленную с доходов иностранных граждан, следует уменьшить на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду. Здесь нужно учитывать, что уменьшение производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору иностранца (на основании его письменного заявления) при условии наличия документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, и получения от налогового органа уведомления о подтверждении права на проведение такого уменьшения. Уведомление направляется налоговиками в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогового агента (п. 6 ст. 227.1 НК РФ ).

Кстати, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превысит сумму НДФЛ, исчисленную по итогам этого периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не признается суммой излишне уплаченного налога, поэтому она не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Роль коэффициента-дефлятора у «упрощенцев»

Для того чтобы перейти на УСНО, а также сохранить возможность применения данного специального налогового режима, доходы организации не должны превышать предельного размера (в отношении индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам на момент перехода на УСНО не установлено).

Переход организации на «упрощенку» с начала нового календарного года допускается при условии, что по итогам девяти месяцев года, в котором подается уведомление, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав вместе с внереализационными доходами (по данным налогового учета) не превышают 45 млн руб. Данная величина дохода - ограничитель перехода на УСНО - подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Это означает, что для перехода на УСНО с 01.01.2015 предельная величина дохода (45 млн руб.) должна быть скорректирована на коэффициент-дефлятор, установленный на 2014 год (он равен 1,067 - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2013 № 652 ). Коэффициент-дефлятор, установленный на 2015 год, в размере 1,147 подлежит применению для корректировки предельной величины доходов в 45 млн руб., чтобы установить возможность перехода на УСНО с 01.01.2016.

К сведению

О переходе на УСНО с начала нового календарного года налоговый орган нужно известить не позднее 31 декабря года, предшествующего году применения спецрежима. Лица, не сделавшие это в установленный срок, не вправе применять УСНО (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ).

Обратите внимание: если организация, решившая перейти на УСНО, применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности, контролю подлежат доходы по тем видам деятельности, в отношении которых налогообложение производится в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 4 ст. 346.12 НК РФ ).

После перехода на «упрощенку» обязанность по контролю величины доходов остается (у индивидуальных предпринимателей возникает): по итогам отчетного (налогового) периода доходы, учитываемые в целях исчисления единого налога, не должны превышать 60 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ ). Эта предельная величина доходов тоже подлежит корректировке на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год. (Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговыми периодом признается календарный год.)

Правильность представленных расчетов подтверждают финансисты (см. письма от 13.01.2014 № 03‑11‑06/2/248 , от 13.12.2013 № 03‑11‑06/2/54977 ).

Если наряду с УСНО налогоплательщик в отношении отдельных видов деятельности использует систему налогообложения в виде ЕНВД, предельный размер доходов для применения УСНО следует считать исходя из «упрощенных» доходов. То есть в этом случае применяется такой же подход, что и при контроле предельной величины доходов в момент перехода на УСНО. Прямо об этом в Налоговом кодексе не сказано, но именно такого мнения придерживается Минфин (письма от 27.03.2013 № 03‑11‑06/2/9647 , от 28.05.2013 № 03‑11‑06/2/19323 ).

Для индивидуального предпринимателя может оказаться актуальным вопрос о том, как определить предельную величину доходов по УСНО, если он по отдельным видам деятельности применяет ПСНО. Ответ представлен непосредственно в Налоговом кодексе: при определении величины доходов для целей соблюдения ограничения по доходам учитываются доходы по обоим специальным налоговым режимам. Причем этот принцип действует в целях контроля правомерности применения не только УСНО (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 ), но и ПСНО (абз. 5 п. 6 ст. 346.45 ). При ПСНО доходы от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, не должны превышать 60 млн руб. (Обратите внимание: эта предельная величина доходов не корректируется.)

Напоминание

К «патентным» видам деятельности относится оказание услуг общественного питания через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому такому объекту (пп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ).

Минфин изложенные требования трактует следующим образом (см. письма от 10.10.2014 № 03‑11‑11/51237 , 03‑11‑11/51236 ). Доходы, полученные в течение календарного года в рамках осуществления «патентных» видов деятельности, не должны превышать 60 млн руб., а в совокупности с «упрощенными» доходами - предельной величины доходов, определенной по правилам гл. 26.2 НК РФ (в 2014 году - 64 020 тыс. руб., в 2015 году - 68 820 тыс. руб.).

Применение коэффициента-дефлятора «вмененщиками»

Коэффициент-дефлятор организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в отношении определенных видов деятельности применяют систему налогообложения в виде ЕНВД, нужен для того, чтобы рассчитать налоговую базу для исчисления суммы единого налога. В целях применения гл. 26.3 НК РФ указанный коэффициент имеет обозначение К1 . Формула расчета налоговой базы выглядит так:К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. Его значение устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Формула расчета налоговой базы по единому налогу в случае оказания в 2015 году услуг общественного питания через объект организации общепита, имеющий зал обслуживания посетителей, выглядит так:

В случае оказания в 2015 году услуг общественного питания через объект организации общепита, не имеющий зала обслуживания посетителей, налоговая база рассчитывается так:

Влияние коэффициента-дефлятора на «патентную» налоговую базу

В соответствии с п. 7 ст. 346.43 НК РФ законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСНО. (От размера такого потенциального дохода зависит налоговая база.) В пункте 2 ст. 346.48 НК РФ уточнено: установленный на календарный год законом субъекта РФ размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта РФ.

Устанавливая размер потенциально возможного к получению годового дохода, региональные власти должны учитывать, что он не может быть менее 100 тыс. руб. и более 1 млн руб. (если только иное не предусмотрено п. 8 ст. 346.43 НК РФ ). Причем эти минимальный и максимальный размеры подлежат индексации на коэффициент-дефлятор (на 2015 год он составляет 1,147). Отсюда размер потенциально возможного к получению годового дохода в 2015 году не может быть менее 114 700 руб. и более 1 147 000 руб.

Но следует иметь в виду, что п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъектам РФ среди прочего предоставлена возможность увеличения максимального размера потенциально возможного к получению годового дохода при оказании услуг общественного питания (но не более чем в десять раз). Итак, в отношении услуг общепита максимальная планка потенциального дохода может быть увеличена до 10 раз, поэтому диапазон действий субъекта РФ при установлении размера возможного дохода на 2015 год колеблется от 114 700 до 11 470 000 руб.

Кроме того, субъекты РФ могут устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости:

  • от средней численности наемных работников;
  • от количества обособленных объектов (площадей) в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (в том числе услуг общепита);
  • территории действия патентов по муниципальным образованиям (группам таких образований) (эта возможность предоставлена Федеральным законом от 21.07.2014 № 244‑ФЗ ). Так, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по услугам общественного питания дифференцирован в зависимости от места оказания услуг Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» в редакции, действующей с 01.01.2015. Он составляет 6 000, 2 100 или 3 000 тыс. руб. на один обособленный объект общепита. В связи с этим сумма налога, подлежащего уплате за 2015 год по одному объекту общепита, может составить 180 000 руб. (3 000 000 руб. х 6%).
А вот для индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг общепита на основе патента на территории Ленинградской области, размер потенциально возможного к получению дохода зависит от средней численности наемных работников за налоговый период (календарный год). В соответствии с Законом Ленинградской области от 07.11.2012 № 80-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области» в редакции, действующей с 01.01.2015, размер потенциального дохода за год при оказании услуг общественного питания составляет:
  • 3 млн руб. (если у предпринимателя нет наемных работников);
  • 6 млн руб. (если средняя численность наемных работников за 2015 год составит не более 5 человек);
  • 10 млн руб. (если средняя численность превышает 5 человек).
* * *

Минэкономразвития ежегодно на каждый следующий календарный год устанавливает значения коэффициентов-дефляторов, применяемых в налоговых целях. Так, организации и индивидуальные предприниматели с 2015 года вправе привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме и получивших патент. В свою очередь, последний выдается только при условии уплаты иностранцем НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, размер которого, в частности, зависит от установленного коэффициента-дефлятора.

Организации, принявшие решение перейти на УСНО с начала нового календарного года, соответствующий коэффициент-дефлятор используют для того, чтобы установить предельную величину доходов за 9 месяцев года, в котором в налоговый орган направляется уведомление о смене налогового режима. Коэффициент-дефлятор «упрощенцам» нужен также для контроля величины налоговых доходов (в 2015 году для того, чтобы не слететь с льготного режима налогообложения, доходы не должны превышать 68 820 руб.).

Лица, применяющие в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (например, при оказании услуг общепита) систему налогообложения в виде ЕНВД, коэффициент-дефлятор используют для определения налоговой базы (величины вмененного дохода). Значение коэффициента-дефлятора может оказать влияние и на налоговую базу при ПСНО. Это связано с тем, что устанавливаемый субъектом РФ потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход ограничивается минимальным и максимальным размерами, корректируемыми с учетом коэффициента-дефлятора.

Комментарий к Приказу Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год"

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (ст. 11 НК РФ). В п. 2 ст. 11 НК РФ дается расшифровка некоторых понятий, которые используются в целях НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах. Среди них законодатель дал определение понятию "коэффициент-дефлятор". Под ним понимается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
Коэффициенты-дефляторы устанавливаются (если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Значения коэффициентов-дефляторов определяются в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором они устанавливаются.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные функции, является Минэкономразвития России (п. 1 Положения о министерстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437). Выполняя указанное поручение законодателя, Минэкономразвития России и выпустило комментируемый Приказ от 07.11.2013 N 652, которым были установлены значения коэффициентов-дефляторов на 2014 г., необходимые в целях применения отдельных норм четырех глав части второй НК РФ:

  • 1,216 - в целях применения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ;
  • 1,067 - в целях применения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ;
  • 1,672 - в целях применения гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ;
  • 1,067 - в целях применения гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ.

ЕНВД

Одним из расчетных показателей, используемых для , в соответствии с положениями гл. 26.3 НК РФ является коэффициент-дефлятор К1.

Напомним, что объектом налогообложения при уплате ЕНВД признается вмененный доход - потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом условий, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (п. 1 ст. 346.29, абз. 2 ст. 346.27 НК РФ).

Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

Под базовой доходностью понимается условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Величина базовой доходности установлена ст. 346.29 НК РФ. Она соответствует единице физического показателя и приведена в расчете на месяц.

Базовая доходность корректируется (уменьшается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

С учетом вышеуказанного налоговая база по ЕНВД рассчитывается по следующей формуле (пп. 9 п. 5.2 Порядка для отдельных видов деятельности, утв. Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@):

НБ = БД x К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3),

где НБ - налоговая база; БД - базовая доходность; К1 - коэффициент-дефлятор; К2 - корректирующий коэффициент; ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности, такие как: ассортимент товаров (работ, услуг); сезонность; режим работы; величина доходов; особенности места ведения предпринимательской деятельности; площадь информационного поля электронных табло; площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения; площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения; количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ).

Данный коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).

Смысл введения в формулу расчета вмененного дохода коэффициента-дефлятора заключается в том, что вмененный (потенциально возможный) доход должен изменяться в зависимости от изменения уровня потребительских цен на товары, работы и услуги. То есть задача дефлятора - учитывать колебания (а в настоящее время - неуклонный рост) потребительских цен и приводить вмененный доход в соответствие с текущим уровнем инфляции. Поэтому логично бы из года в год определять К1 нарастающим итогом.

Но вначале данный коэффициент устанавливался исходя из уровня инфляции только за прошлый год без учета значений, сложившихся в предшествующих годах. Впервые коэффициент-дефлятор для ЕНВД был введен на 2004 г. - 1,133 (Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2003 N 337). В 2005 г. К1 был снижен до 1,104 (Приказ Минэкономразвития России от 09.11.2004 N 298), но это было связано с 1,5-кратным увеличением базовой доходности. При установлении коэффициента-дефлятора на 2006 г. его размер возрос до 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277), на 2007 г. же - уменьшился до 1,096.

Минфин России в начале 2007 г. предложил при расчете суммы единого налога на вмененный доход с 1 января 2007 г. использовать значение коэффициента, определяемого как произведение коэффициентов К1, установленных на 2006 и 2007 гг. (Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62):

К1расч (1,241) = К12006 (1,132) Х К12007 (1,096)

Последовав этим разъяснениям, плательщики ЕНВД в I квартале 2007 г. при исчислении данного налога корректировали базовую доходность на расчетное значение коэффициента К1, равное 1,241.

Финансисты, поняв, что они несколько превысили свои полномочия, по прошествии трех месяцев вернулись к значению коэффициента К1, установленного Приказом N 359 в размере 1,096. Суммы же ЕНВД, исчисленные за I квартал 2007 г. с применением коэффициента-дефлятора в размере 1,241, предлагалось перерассчитать в установленном порядке (Письмо Минфина России от 25.06.2007 N 03-11-05/141).

На 2008 г. К1 (1,081, Приказ Минэкономразвития России от 19.11.2007 N 401) вновь был установлен исходя из уровня инфляции только за прошлый год без учета значений, сложившихся в предшествующих годах.

Определение коэффициента-дефлятора для ЕНВД исходя из уровня инфляции только за прошлый год явно не устраивало Минфин России, с подачи которого были внесены изменения в абз. 5 п. 1 ст. 346.27 НК РФ. С 2009 г. коэффициент-дефлятор К1 рассчитывался как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (пп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Отметим, что с 1 января 2013 г. в ст. 346.27, в которой приводятся основные понятия, используемые в гл. 26.3 НК РФ, осталось лишь упоминание о том, что коэффициент К1 - это устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор (пп. "а" п. 21 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а расшифровка данного определения (см. выше) стала даваться в упомянутом п. 2 ст. 11 НК РФ (п. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).

Как видим, необходимость перемножать величины коэффициентов-дефляторов действительно появилась начиная с 2009 г. - с даты вступления в силу Закона N 155-ФЗ . Причем перемножать их должны не плательщики ЕНВД, а Минэкономразвития России, так как в его обязанности входит принять и опубликовать коэффициент-дефлятор К1, а не некий коэффициент, учитывающий только инфляцию за прошлый год.

На 2009 г. коэффициент-дефлятор К1 был установлен в размере 1,148. И он опять был определен исходя из уровня инфляции только за прошлый год, без учета ранее действовавших значений коэффициента. Финансисты объяснили это тем, что размер данного коэффициента-дефлятора определялся в 2008 г., то есть до вступления в силу положений Закона N 155-ФЗ. Поэтому при его расчете коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2008 г., не учитывался (Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-11-03/25).

Подтвердив это, налоговое ведомство уточнило, что новый порядок расчета коэффициента-дефлятора К1, учитывающий изменения, внесенные в гл. 26.3 НК РФ Законом N 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010 г. (Письмо ФНС России от 18.12.2008 N ШС-6-3/943@).

Так оно и случилось: на 2010 г. коэффициент-дефлятор К1 был установлен в размере, равном 1,295 (Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 N 465). Это подтвердил Минфин России в Письме от 27.11.2009 N 03-11-11/216, разъяснив, что размер коэффициента-дефлятора К1 на 2010 г. рассчитан как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде (в 2009 г.), и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (то есть за 2009 г.). Поэтому при исчислении ЕНВД за налоговые периоды 2010 г. коэффициенты-дефляторы, установленные на 2009 и 2010 гг. (1,148 и 1,295), налогоплательщикам перемножать не следует.

В дальнейшем значение коэффициента-дефлятора лишь возрастало:

  • 1,372 - на 2011 г. (Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2010 N 519);
  • 1,4942 - на 2012 г. (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 N 612);
  • 1,569 - на 2013 г. (Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2012 N 707).

И вот теперь - 1,672 на 2014 г.

Сумма исчисленного налога при использовании рассматриваемого специального налогового режима определяется перемножением величины налоговой базы на ставку налога (С), которая составляет 15% (ст. 346.31 НК РФ):

Сенвд = НБ Х С

Рассчитанную сумму налога плательщики ЕНВД могут уменьшить на совокупность:

  • страховых взносов уплаченных (в пределах исчисленных сумм с выплат и вознаграждений работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, за тот же период времени в соответствии с законодательством РФ):

на обязательное пенсионное страхование;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

на обязательное медицинское страхование;

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые три дня временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя в силу пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
  • платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если величина страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя.

При этом величина ЕНВД не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50% (п. п. 2 и 2.1 ст. 346.32 НК РФ).

При начислении страховых взносов с доходов физических лиц в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС большинство плательщиков ЕНВД в 2014 г. продолжат использовать общий тариф страховых взносов, установленный ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования": 22% - в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в ФСС РФ, 5,1% - в ФФОМС.

Пример . Организация оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Численность работников, оказывающих такие услуги, в январе - 6 человек, феврале - 7, марте - 8. Фонд оплаты труда работников в январе - марте (без учета выплаченного пособия по временной нетрудоспособности 4476 руб.) составил 429 324 руб. Установленный нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района корректирующий коэффициент К2 для такой деятельности составляет 0,92.
Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование работников за I квартал 2014 г. начислены в сумме 128 797,20 руб. (429 324 руб. x (22% + 2,9% + 5,1%)) и полностью уплачены в этом квартале. Страховые взносы на случай травматизма за I квартал в сумме 1717,30 руб. (429 324 руб. x 0,4%) были уплачены до 31 марта.
Базовая доходность при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - 12 000 руб/чел. в месяц. Размер налоговой базы за I квартал 2014 г. составит 387 636,48 руб. (12 000 руб/чел. x 1,672 x 0,92 x (6 чел. + 7 чел. + 8 чел.)). Исчисленная сумма ЕНВД - 58 145 руб. (58 145,47 (387 636,48 руб. x 15%)).
Совокупность начисленных страховых взносов и выплаченного пособия по временной нетрудоспособности - 134 990,50 руб. (128 797,20 + 1717,30 + 4476) - превосходит половину исчисленной суммы налога (134 990,50 > 29 072,50 (58 145 x 50%)). Поэтому организация может уменьшить ЕНВД на 50%. Следовательно, к перечислению в бюджет подлежит 29 073 руб. (58 145 - 29 072).

УСН

По упрощенной системе налогообложения законодателем установлены величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающие право:

  • "упрощенца" на применение УСН и
  • потенциального "упрощенца" на возможность перехода к использованию данного специального налогового режима.

Таковыми в прошлом году являлись следующие суммы доходов:

  • 60 000 000 руб. за налоговый период (п. 4 ст. 346.12 НК РФ) и
  • 45 000 000 руб. по итогам девяти месяцев года (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Обе эти величины предельного размера доходов подлежат индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Напомним, что согласно первоначальной редакции данной нормы величина предельного размера доходов подлежала индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. И последнее уточнение об учете ранее применяемых коэффициентов-дефляторов толковалось по-разному.

Первый раз для "упрощенки" коэффициент-дефлятор был установлен на 2006 г. в размере 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284). И он, как видим, совпадал с величиной коэффициента-дефлятора для ЕНВД. После чего их значения стали разниться.

На 2007 г. величина рассматриваемого коэффициента равнялась 1,241 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360).

Выше приводилось, что Минфин России предлагал "вмененщикам" использовать именно эту величину в качестве коэффициента К1. И она получалась как произведение коэффициентов-дефляторов, установленных на 2006 и 2007 гг.

Минфин России же в Письме от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснил, что размер коэффициента-дефлятора для УСН на 2007 г. установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 г. в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 г. в размере 1,096 x 1,132). Данное Письмо руководство ФНС России направило нижестоящим налоговым органам Письмом от 15.12.2006 N ШС-6-02/1206@.

Похоже, в Минэкономразвития России при выпуске Приказов не сориентировались с редакциями норм гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, касающимися коэффициентов-дефляторов.

Аналогия продолжилась и в дальнейшем. Величина коэффициента-дефлятора для УСН неизменно возрастала: 1,34 - на 2008 г. (Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357), 1,538 - на 2009 г. (Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395). И каждый год финансистами выпускалось разъяснение о том, что в установленном для "упрощенки" значении принятого коэффициента-дефлятора учтены их величины за предыдущие календарные годы (Письма Минфина России от 11.06.2010 N 03-11-06/2/91, от 31.08.2009 N 03-11-09/292, от 31.08.2009 N 03-11-06/2/169, от 30.12.2008 N 03-11-05/322, от 31.01.2008 N 03-11-04/2/22).

Но отдельные налогоплательщики четко следовали приведенной выше первоначальной норме и осуществляли перемножение коэффициентов. И такую позицию "упрощенцев" нередко поддерживали арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 22.10.2009 N А49-2533/2009, ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2009 N А44-3833/2008, ФАС Московского округа от 07.09.2011 N А40/9673-11).

При этом судьи ФАС Московского округа в Постановлении N А40/9673-11 сослались на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08. Высшие же судьи посчитали, что величина предельного дохода для перехода на УСН подлежит индексации не только на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития России на текущий год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Данное Постановление руководство ФНС России направило нижестоящим налоговым органам и рекомендовало учитывать позицию Президиума ВАС РФ при проведении контрольных мероприятий (Письма от 31.08.2009 N ШС-22-3/672@, от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@).

И в конце концов ситуацию "разрулил" законодатель. Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации":

  • с 22 июля 2009 г. было приостановлено до 1 января 2013 г. действие абз. 1 и 2 п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ, а также
  • введены п. 2.1 в ст. 346.12 и п. 4.1 в ст. 346.13 НК РФ, которыми устанавливались предельные размеры доходов для потенциального "упрощенца" по возможности перехода на УСН - 45 000 000 руб. и для "упрощенца" по возможности применения данного специального налогового режима - 60 000 000 руб. (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона N 204-ФЗ).

С начала прошлого года, как видим, вновь стала действовать норма по индексации предельных размеров доходов. В связи с чем Минэкономразвития России и установил в целях применения гл. 26.2 НК РФ на 2014 г. величину коэффициента-дефлятора 1,067.

Следовательно, налогоплательщики, использующие УСН, вправе будут применять ее в 2014 г. , пока их доходы , определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысят 64 020 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,067).

Напомним, что согласно ст. 346.15 НК РФ доходами при "упрощенке" являются:

  • доходы от реализации, исчисляемые согласно ст. 249 НК РФ, и
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

При этом доходы, полученные:

  • в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ;
  • в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, путем пересчета в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату их получения.

Отметим, что доходы :

  • предусмотренные ст. 251 НК РФ;
  • в виде дивидендов, процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ, - для организаций;
  • облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 35 и 9% в порядке, установленном гл. 23 НК РФ, - для индивидуальных предпринимателей, -

в исчисляемую их сумму не включаются (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ устанавливаются правила учета доходов при переходе на УСН. Так, в налоговую базу по УСН:

  • включаются на дату перехода на "упрощенку" суммы денежных средств, полученные до перехода на этот специальный налоговый режим в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет при использовании УСН, и
  • не включаются денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Организация, которая решит перейти на "упрощенку" с 1 января 2015 г. , может это осуществить, если ее доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, за девять месяцев 2014 г. не превысят 48 015 000 руб. (45 000 000 руб. x 1,067).

ПСН

Налоговая база при патентной системе налогообложения определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН в соответствии с гл. 26.5 НК РФ, определяемого на календарный год законом субъекта РФ (п. 1 ст. 346.48 НК РФ).

Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 000 руб., а его максимальный размер не может превышать 1 000 000 руб. (п. 7 ст. 346.43 НК РФ).

Минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при этом подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 НК РФ).

Таким образом, минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2014 г. составят 106 700 руб. и 1 067 000 руб. И именно из этого интервала законами субъекта РФ должны устанавливаться размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности.

Напомним, что субъекты РФ вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ):

  • не более чем в 3 раза - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42 и 43 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
  • не более чем в 5 раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек;
  • не более чем в 10 раз - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

НДФЛ

Граждане РФ имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан. Такие граждане могут прибывать в Россию в порядке, не требующем получения визы. При этом они должны достичь возраста восемнадцати лет и у каждого такого иностранного гражданина должен быть патент, выданный в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Патент выдается на срок от одного до трех месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта РФ, в котором он выдан (п. 8 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Законодатель обязал иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Законом N 115-ФЗ, самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ.

Уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц.

Фиксированный авансовый платеж иностранный гражданин должен уплатить по месту своего жительства (месту пребывания) до дня начала срока, на который:

  • выдается патент либо
  • продлевается срок действия патента.

Иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, с доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц на основании патента, уплачивают НДФЛ по ставке 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей.

Если сумма уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Размер фиксированных авансовых платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 3 ст. 227.1 НК РФ). Поэтому Минэкономразвития России комментируемым Приказом установил в целях применения гл. 23 НК РФ на 2014 г. величину коэффициента-дефлятора 1,216 .

Статья 227.1 НК РФ была введена в гл. 23 НК РФ Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 3 ст. 5 Закона N 86-ФЗ) и вступила в силу с 21 мая 2010 г. - с момента опубликования Закона (п. 3 ст. 9 Закона N 86-ФЗ). За прошедшие с этого момента три с половиной года индексация ни разу не осуществлялась. Устанавливая значение коэффициента-дефлятора 1,216, Минэкономразвития России, по-видимому, это как раз и учло.

Если обратиться к коэффициентам-дефляторам для ЕНВД, то значения коэффициентов, учитывающих изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, за 2011 г. - 1,089 (1,4942: 1,372), за 2012 г. - 1,05 (1,569: 1,4942), за 2013 г. - 1,067. Превосходство произведения этих трех величин, 1,22 (1,067 x 1,05 x 1,089), над установленным размером коэффициента на 2014 г. в 1,0033 (1,22: 1,216) можно объяснить округлением.

Установленный коэффициент-дефлятор обязывает всех иностранных граждан, имеющих рассматриваемый патент, уплачивать в текущем году по 1216 руб. (1000 руб. x 1,216) ежемесячно.

Указанные иностранные граждане (п. 1 ст. 229 НК РФ) обязаны представить налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год (ст. 216 НК РФ)). Законодатель освободил их от такой обязанности (п. 6 ст. 227.1 НК РФ), если:

  • общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от их деятельности, не превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
  • налогоплательщик выезжает за пределы РФ до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от его деятельности, не превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей.

Один из факторов экономического роста - увеличение покупательной способности граждан страны. На ее основе рассчитывается внутренний валовой продукт, демонстрирующий экономическое благополучие людей и финансовую устойчивость предприятий. В показатель включают денежную величину товаров (услуг), которые будут использоваться людьми. Изменение этого показателя влияет на инфляцию. Макроэкономические исследования важны для экономики любого государства. Исследуя на их основе динамику за определенные периоды, специалисты делают выводы:

  • о финансовой стабильности в стране;
  • об уровне благосостояния граждан.

Что такое дефлятор?

Дефлятор - это статистический коэффициент. Он необходим для корректного пересчета финансовых показателей в денежном выражении. Главная задача дефлятора - это приведение текущих ценовых показателей к конкретным ценам прошлого временного отрезка. В числовом измерении дефлятор можно сравнить с индексом увеличения цен. То есть, дефлятор - это показатель, демонстрирующий стоимостное изменение товаров народного и производственного назначения. Это статистический прием, позволяющий сглаживать различие между рыночной и базовой ценой. Главные показателями, используемые для пересчета:

  • дефлятор ВВП (ДВВП);
  • дефлятор ВНП (ДВНП).

ВВП и его индексы

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это макроэкономический показатель. Он обозначает стоимостную характеристику товаров, созданных в территориальных пределах страны за определенный отрезок времени. Дефлятор ВВП называют еще косвенным ценовым дефлятором. Он показывает отношение суммарной цены набора товаров потребления (услуг) данного года к суммарной стоимости этого же набора в базовом году. Показатель демонстрирует, насколько уменьшение или увеличение ВВП в базовых ценах года произошло из-за изменения уровня цен в экономике.

При расчете дефлятора ВВП используется два показателя ВВП:

  • номинальный, соответствующий нынешнему положению вещей;
  • реальный, соответствующий базисному периоду.

При этом существует два пути исчисления:

  • В первом за основу берется оговоренный товарный набор в базовых ценах конкретного года. Числитель равен стоимости продукции, произведенной за базисный временной отрезок по текущим ценам. Знаменатель - показателю в базисных ценах периода. Это индекс Лайспереса.
  • Во втором случае числитель принимается равным стоимости товаров текущего периода, знаменатель - стоимости продукции, произведенной в отчетный временной отрезок в ценах базисного. Это индекс Пааше. Он похож на индекс Лайспереса, но применяется для текущего периода.

Оба индекса несовершенны. Они не способны показать изменение суммарного уровня цен. В связи с этим иногда может использоваться индекс Фишера, корректирующий недочеты в расчетах и представляющий среднее геометрическое из индексов.

Поэтому самый точный расчет роста уровня цен и инфляции демонстрирует индекс Фишера.

  • Если дефлятор превышает единицу, то реальный ВВП меньше номинального ВВП и значит реальный уровень цен повысился, наблюдаются инфляционные процессы (снижение реальных доходов населения и предприятий, обесценение денежной массы).
  • Если дефлятор меньше единицы, то реальный ВВП больше номинального ВВП и значит реальный уровень цен понизился, наблюдаются дефляционные процессы (увеличение доходов).
  • Если показатель равен единице, то идет процесс стагнации в экономике.

Дефлятор и индекс цен

Дефлятор не нужно путать с индексом потребительских цен (ИПЦ):

  • Дефлятор ВВП аналогичен индексу Пааше. За базис расчетов принимаются данные действующего периода.
  • ИПЦ рассчитывается как индекс Ласпейреса. В расчете используются товары базисного года.
  • При расчете ИПЦ учитываются только цены товаров, потребляемые населением страны (потребительская корзина).
  • При расчете дефлятора используется сборник всех товаров (услуг), произведенных внутри страны. Этот набор видоизменяется в зависимости от корректировки предпочтений потребителей (граждан страны). Все новые товары, используемые потребителями, или появление совершенно уникальных новых товаров (услуг) на рынке берется в расчет дефлятором. Он отражает реальную потребительскую корзину населения страны, где все товары учтены в определенной доле потребления по конкретной рыночной стоимости (цене).
  • Стоимость импортного товара, потребляемого гражданами, при расчете ИПЦ учитывается. При расчете дефлятора импорт не берется в вычисление.

Разница между дефлятором и ИПЦ незначительная в числовом измерении. Законодательная власть многих стран Европы, в том числе и Российской Федерации, используют ценовой индекс при ежегодном экономическом планировании бюджета страны (например, расчет выплат социальных пособий, расчеты с бюджетными организациями). Различия между числовыми значениями показателей ВВП влияют на бюджетные доходы и расходы государства.

Недостатки индексов

К преимуществам индекса дефлятора относят то, что он учитывает:

  • актуальные цены текущего периода;
  • цены на импортные потребляемые населением товары;
  • только произведенные товары и услуги, необходимые для расчета валового продукта конкретной страны.

Недостатки дефлятора следующие:

  • Динамика реальных цен оказывается чересчур высокой при снижении дефлятора, а при повышении потребительских цен - чересчур низкой. Дефлятор не может продемонстрировать доходный эффект при рассмотрении изменения цен корзины потребителя, потому что он включает индекс Пааше.
  • Он основан и на индексе Лайспереса, рассчитанному на базисе потребительских цен. Он не вникает в изменения корзины потребления вследствие корректировки цен. Он показывает эффект дохода, однако не учитывает замещающий эффект.

Самые распространенные ошибки

Расчет макроэкономических показателей сложная, трудоемкая работа, которой занимаются специалисты в Минэкономразвитии РФ. В частных расчетах нередко встречаются недочеты и просчеты в вычислении того или иного индекса.

Поскольку дефлятор ВВП рассчитывается как отношение ВВП разных лет, нередко встречаются такие распространенные ошибки, как:

Что показывает дефлятор?

Экономический дефлятор рассчитывает Федеральная служба государственной статистики. Коэффициент-дефлятор по годам подлежит официальному опубликованию на сайте Минэкономразвития РФ в следующем порядке. Значения показателя публикуются вместе с расчетом валового внутреннего продукта и дублируются трижды:

  • предварительный расчет;
  • данные просмотра и анализа;
  • окончательные данные.

Индекс демонстрирует уровень инфляции или дефляции по отношению к определенному расчетному периоду. Существует несколько индексов, измеряющих обесценивание денег:

  • дефлятора;
  • потребительских цен.

С помощью специальных показателей можно измерить инфляционный уровень (обесценивания денежной массы), получить возможность контролировать и влиять на изменение уровня текущей цены, действующей на рынке на данный момент и базовой цены. Дефлятор это и показывает. С помощью расчетных данных показателя можно проконтролировать, сделать оценку изменениям в прибыли или любых иных экономических показателях.

Формула

Расчетная формула дефлятора при делении номинального ВВП (Nominal GDP) на показатель (GDP deflator) и умножении результата на сто демонстрирует показатель реального ВВП (Real GDP). Этот процесс называется дефляцией номинального ВВП в реальный. Дефлятор ВВП равен:

Номинальный внутренний валовый продукт рассчитывается при помощи цен текущего года. Реальный ВВП включает в себя расчет с использованием цен базового года. Если полученное значение больше ста процентов, то это говорит об инфляционных процессах, а если меньше ста процентов, то наоборот о дефляционных процессах.

Публикация показателя

В странах Европейского союза, да и в США статистика этого показателя ведется поквартально каждый год. Этот статистический метод демонстрирует рост или спад валового продукта страны и сигнализирует о необходимости принятия срочных государственных мер для увеличения его роста.

2012 2013 2014 2015 2016 2017
109,1 105,4 107,5 108,0 103,2 105,5

Прогноз индекса дефлятора по данным Федеральной службы статистики России в текущем 2018 году составляет всего два процента. Это довольно низкий показатель экономического развития страны (самый низкий на протяжении последних нескольких лет развития). Для ускорения процесса требуется совершенствование отношений между государственным и частным сектором посредством:

  • проектного рефинансирования;
  • торгового перекредитования (замена одного долгового обязательства на новое другое обязательство на более выгодных рыночных условиях);
  • ипотечного кредитования под залог коммерческих объектов недвижимости юридических лиц.

Финансовые проблемы Российской Федерации заключаются в отсутствии вложений в реальную экономику страны, который является локомотивом для роста внутреннего валового продукта государства.

Для создания условий привлечения вложений требуется:

Остановимся на государственной программе, которая касается населения страны. Она направлена на:

  • поддержание экономического роста;
  • снижение уровня бедности граждан (сейчас около трети населения находятся за чертой бедности);
  • доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума населения;
  • уменьшение числа граждан с доходами ниже минимума для проживания.

В целом программа должна оказать благоприятное влияние на рост ВВП государства. Реализовываться программа будет за счет следующих мероприятий:

  • увеличения потребительского спроса;
  • роста трудовой активности женщин с детьми;
  • поддержки отраслей тяжелого и легкого машиностроения, металлургии, строительства (в том числе производства материалов).

Причины роста ВВП в 2018 году

Среди основных рассматриваются следующие:

  • увеличение внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением санкций на ввоз импортных продуктов;
  • увеличение расходов на государственный заказ в сфере военного производства (например, кораблестроения).

Причины спада ВВП в 2018 году

Здесь специалисты отмечают:

  • падение цен на нефтепродукты;
  • снижение притока инвестиционных вложений в реальный эффективный бизнес страны;
  • отток иностранного капитала из-за ухудшений межполитических отношений России, стран Европейского союза и США;
  • спад доходов граждан;
  • сокращение дефицита бюджета.

Меры государственной поддержки экономики России

На протяжении трех лет Минэкономразвитие России декларирует реализацию следующих целей:


Основные опасности для российской экономики в 2018 году делятся на внешние и внутренние.

К внешним относятся:

К внутренним причисляют:

  • уменьшение потребительского кредитования;
  • снижение розничного товарооборота;
  • сокращение инвестирования в бизнес;
  • сокращение программ развития.

В текущем году экономический рост в России может быть ограничен:

  • высоким уровнем безработицы;
  • незначительным ростом эффективности труда;
  • сокращением инвестиций в основные фонды предприятий на фоне снижения доходов компаний;
  • низкой финансовой активностью со стороны партнеров России на мировой арене;
  • снижением привлечения заемных средств для компаний нефинансового сектора;
  • сокращением инвестиций для капитализации предприятий;
  • замедлением роста реальных доходов населения и финансирования частных клиентов, как следствие снижение темпов роста спроса потребителей, являющихся главным локомотивом экономического роста.

Развивающий вклад в темпы прироста ВВП в текущем году может внести:

Развитие инвестиционной среды крайне необходимо. На сегодняшний день по данным Минэкономразвития России требуется влить в экономику страны около пяти триллионов рублей для дальнейшего стабильного роста ВВП.

Инвестирование должно быть посредством:

  • расширения внутренних и внешних рынков сбыта произведенной продукции;
  • увеличения экспортных возможностей за счет снижения импортных;
  • развития трудового капитала (повышения качества высшего и среднего образования в стране, поддержки молодых специалистов, создания рабочих мест внутри страны);
  • повышения производительность труда.

ИПЦ ежегодно обязан публиковаться службой государственной статистики России на официальном сайте.

Периоды На товары и услуги На продовольственные продукты На непродовольственные объекты На услуги
2013 106,5 107,3 104,5 108,0
2014 111,4 105,4 108,1 110,5
2015 112,9 114,0 113,7 110,2
2016 105,4 104,6 105,6 104,9

Экономический смысл

Дефлятор Минэкономразвитие страны использует как косвенный ценовой показатель для расчета стоимостной характеристики продуктов и услуг конкретного государства за определенный временной отрезок.

При ожидании увеличения данного показателя происходит:

  • значительный рост курса валюты;
  • существенное увеличение процентных ставок по размещению и привлечению заемных средств.

С полной уверенностью можно утверждать, что индекс дефлятора оказывает влияние на внутренний и на валютный рынок страны.