Архимандрит феофилакт. Безутешный феофилакт

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что у одного человека уродился очень большой, богатый урожай, так, что человек, глядя на этот урожай, пребывал в некотором недоумении: «Что мне делать?» – так и говорит Господь в притче Евангельской – Некуда мне собрать плодов моих?» (Лк. 12,17). И дальше он рассуждает, говоря: «Пожалуй, я знаю, что сделаю, – я сломаю те житницы, которые есть у меня сейчас и построю другие, значительно большие, и соберу туда весь урожай мой.» И не только урожай, но и все свое богатство, которое может выражаться и не только в продуктах питания, которые получал земледелец со своих полей. А дальше я скажу своей душе: «Душа! Много добра у тебя на многие годы – покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12,19). .

В самом деле, уродился большой урожай, настолько большой, что его хватит на несколько лет. А это очень серьезная гарантия даже по сегодняшним дням. Мы не можем сверстать порой бюджет на один год вперед – он у нас «трещит по швам». А здесь надежно богатство дал Господь на много лет вперед. Но мы видим реакцию этого человека – он говорит, что все эти годы он будет есть, пить, одеваться и веселиться, покоиться, лежать, и ничего не делать. Господь говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12,20).

Здесь мы видим, что богатство, которое точно всем людям дается всегда от Бога, очень часто дается накануне смерти. Так бывает и в нашей жизни. И мы, слушая это Евангельское повествование, должны быть готовы к тому, что на каждого из нас может обрушиться дикое богатство и нам тоже придется поставить перед собой вопрос: «Что нам делать?» Прежде всего, мы должны подумать, что это – накануне смерти, и уже, памятуя о своей смерти, принять соответствующее решение, как мы распорядимся всем этим, если нам сегодня ночью умирать? Тогда мы будем рассуждать правильно, трезво, разумно.

Именно к этому призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелии, видя и зная нашу немощь человеческую, и зная, что очень часто дьявол свивает себе гнездо рядом с любым богатством. И, к сожалению, для большинства людей получение богатства лишь служит поводом к такой же праздной, безобразной жизни, о которой говорит нам сегодняшнее Евангелие.

Не так поступают, братья и сестры, люди богомудрые. В Житиях святых про преподобного Феодора и его брата сказано, что, когда они пошли в пустыню, то дьявол, чтобы воспрепятствовать их монашескому подвижническому житию, насыпал на дороге огромную кучу золота. Преподобный Феодор, сказано, перепрыгнул через эту кучу легко, красиво и пошел дальше в пустыню подвизаться. А его брат искусился, соблазнился и стал рассуждать: «Пожалуй, возьму-ка я это богатство и послужу им людям больным, престарелым, нуждающимся…» И он не пошел в пустыню, и свое намерение доброго монашеского подвига он отложил. И дальше сказано в Житиях святых, что он погиб. Один прыжок преподобного Феодора превзошел все благие намерения, которые задумал тот, другой его погибший брат.

Известен древний русский рассказ, причем рассказ правдивый. Один священник и четверо братьев из его прихода нашли неподалеку от своего села богатые залежи белого металла, руды, которые, как оказалось, были залежами серебра. Священник приходской стал рассуждать, что на ту часть, которую он может получить, он построит храм – новый, большой, красивый храм, которого не было в селе, – построит богадельню для бедных, школу для детей, то есть – окажет помощь сиротам, всем прочим нуждающимся…

Но прошло три дня и священник стал получать грустные известия. Один из четырех братьев, которые вместе с ним нашли рудник серебра, узнав, какое богатство им привалило, запил, перестал работать. Проезжая на своей лошади рядом с оврагом, пьяный, свалился с телеги, телега его придавила в этом овраге и он погиб. Второй брат поспешил продать свою часть рудника, а затем, узнав, что продал ее слишком дешево, в отчаянии повесился.

Священник решил после этого не брать себе никакой части, поскольку на всем этом руднике, на этом богатстве лежала печать проклятия и крови. Но решил пойти к двум оставшимся братьям и посоветоваться с ними, как им дальше поступить в этом тяжелом случае. Но когда он к ним шел, то один из братьев встретился ему уже в кандалах, будучи под охраной за то, что он со своим родным братом стали препираться, ссориться из-за богатства, не смогли его мирным образом поделить и один из братьев убил другого брата.

Священник, увидев всю плачевную картину, понял, что ему лучше умолчать и скрыть местонахождение этого рудника, потому что знание об этом руднике может привести к тому, что весь приход его погибнет, и из его паствы скоро никого не останется из-за этого рудника. И так священник и сделал, а это место – рудник серебряный, – народ стал называть «гиблым местом» или «логовом сатаны».

Здесь, братья и сестры, говорится о том, что богатство не есть зло. Богатство есть от Бога и не всем людям богатство принесло вред. Оно может принести пользу тем, кто не пристращается к богатству, кто помнит о Боге, о смерти, о будущей загробной жизни. В таком вот духовном трезвении человек способен, имея богатство, им разумно распорядиться и принести добрые плоды.

Но человеческий опыт, братья и сестры, показывает, что таких людей очень немного. К сожалению, для большинства людей внезапное богатство подобно вину, которое опьяняет человека, дурманит, он теряет всякое рассуждение и контроль, и в этом опьянении, как правило, совершает страшные, тяжелые преступления.

Разбирался в суде случай с интендантами, казалось бы, людьми обеспеченными, которые во время войны должны были обеспечивать фронт, солдат, госпитали. Что же оказалось? – Эти люди, имея доступ к богатству, свое право слова, право голоса, свою совесть и действия направили на воровство, расхищение этого богатства, так что солдаты на фронте в окопах были голодными, раненые солдаты лишались возможности попасть в лазарет, иметь нужные лекарства или получать необходимую медицинскую помощь. Вот как богатство застилает глаза, что даже о своих собратьях, находящихся в окопах, люди перестают думать и воровство захватывает все их существо.

В «Прологе» – книгах, где собраны весьма назидательные и полезные рассказы, описывается такой случай. Один старец сказал двум путникам, проходящим мимо, чтобы они не шли дорогой, идущей в гору, потому что там находится страшная змея, которая убивает всех людей, а шли бы другой дорогой. Но эти путники не послушались, пошли в эту гору и нашли там кучу золота. Остановившись перед ним, они стали ссориться, браниться, потому что не смогли ни поделить это золото, ни праведно себя управить и, в конце концов, убили друг друга. Змея поглотила этих двух людей, как она поглощала многих путников, проходящих там за день.

Итак, мы видим, братья и сестры, что наши благочестивые предки, пожалуй, больше всего боялись внезапного богатства, которое приходит без труда и без бережливости. Поэтому Господь и говорит, что «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10,25). Были такие врата в стене града Иерусалима, наподобие нашей таможни, куда верблюд с трудом проползал, если он не был ничем навьючен. Если же на нем что-то было, то верблюд не мог протиснуться в это узкое отверстие в стене города Иерусалима. Вот такая была таможня в Ветхом Завете. Как можно было проверить, есть что-то на верблюде или нет? – Этого верблюда заставляли пройти сквозь маленькое отверстие, под названием «Игольи уши».

Так вот, богатство является таким же обременением, которое может и нам заградить попадание, проход в Царствие Божие. Господь нам прямо говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33)

И сегодняшняя притча свидетельствует, братья и сестры, к сожалению, о том, что мы о прочем заботимся усердно, а вот о Царствии Божием и правде Его заботимся мало.

Наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Феофилакт (Безукладников) был в числе первых насельников Оптиной Пустыни, возрождавших ее с 1988 года. Он охотно поделился с корреспондентом портала «Монастырский вестник» своими воспоминаниями - живыми, зримыми, иногда - окрашенными мягким юмором. Этим интервью мы продолжаем цикл материалов, приуроченных к юбилейной дате - 30-летию первой Божественной литургии, совершенной в обители 3 июня.

Словно птенцы из гнезда вылетали…

Батюшка, Вы помните свой отъезд из Троице-Сергиевой лавры, приезд в Оптину и первое впечатление от святыни, которую предстояло возрождать?

Конечно, помню! И бросившиеся в глаза таблички на стенах оптинских храмов с названием улицы: «Ул. Льва Толстого», и многое-многое другое. Но начать мне хочется с воспоминания об одной лекции в Московской духовной академии. Я учился на первом курсе, когда преподаватель истории Древней Церкви Алексей Иванович Сидоров (человек яркий, пришедший к нам из РАН и знавший три древних языка и три новых) принес какую-то из центральных газет и зачитал заметку на второй полосе. В ней сообщалось, что 17 ноября 1987 года Совет министров СССР подписал Указ о передаче Введенской Оптиной Пустыни в ведение Русской Православной Церкви. Несколькими годами ранее был передан Данилов монастырь, теперь - другая великая святыня. Радость и ликование - вот чувства, которые мы испытывали при этих известиях. Позже услышали, что наместником Оптиной Пустыни назначен архимандрит Евлогий (Смирнов) - очень опытный в духовном плане монах. К тому времени он был первым проректором Московской духовной академии и семинарии, профессором, преподавал пастырское богословие. До этого прошел большую школу в московском Даниловом монастыре, был близко знаком с реставрацией, а главное - с устройством монастырской жизни. Знал, как ее организовывать. Как раз на праздник Святой Троицы в 1988 году мне сообщили, что есть Указ Святейшего Патриарха Пимена о моем переводе из Троице-Сергиевой лавры в Оптину пустынь. И так вышло, что в Духов день, на следующий день после праздника Святой Троицы, меня рукоположили во пресвитера. Во вторник я отслужил раннюю Литургию - только одну-единственную Литургию и смог отслужить в Лавре самостоятельно, да еще - провести вечернюю службу, а уже на следующий день в 7 утра нас ждал автобус «КАВЗИК».

Как-как?

В народе так прозвали рабочий автобус с «вытянутым носом». Само путешествие было весьма примечательным. К пожертвованиям Лавры для Оптиной Пустыни мы добавили то, что подкупили в Софрино, - церковную утварь, облачение. Дальше направились (по одному из дел) в Данилов монастырь и попали на освящение храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших в Патриаршей резиденции.

Освящал его малым иерейским чином наместник монастыря архимандрит Тихон (Емельянов) - ныне здравствующий митрополит Новосибирский и Бердский. Для нас этот исторический по сути момент стал воодушевляющим. Согревали в пути и воспоминания о том, как нас провожали на новое место служения. В Лавре при наместнике архимандрите Алексии (Кутепове), который сейчас возглавляет Тульскую митрополию, существовала традиция: если кто-то из Лавры отбывал в другой монастырь, на другое послушание - или на Святую Землю, или на Святую Гору Афон, или в Почаев, их ставили перед столом президиума, за которым сидел Собор старцев Лавры, и те произносили напутственные слова. Выстроили в ряд и нас четверых - меня, иеромонаха Мелхиседека (Артюхина), двух иеродиаконов - Панхария и Иннокентия. Отец Алексий вспомнил, какое дивное видение было преподобному Сергию Радонежскому: множество прекрасных птиц, никогда им прежде не виданных, и таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они. Будут они украшены великими добродетелями, если последуют стопам твоим». После такого начала он сообщил, что по благословению Святейшего Патриарха Пимена часть лаврской братии переходит в Оптину пустынь, чтобы там началась монашеская и богослужебная жизнь. И большим авансом отец-наместник сказал: «Лучшая часть нашей братии». Помнится, при этих словах нам как-то стыдно стало.

Почему, батюшка? Вы же говорите: «большим авансом»…

В монастыре надо считать себя хуже всех: все спасаются, один я погибаю. Причем в этом ты убеждаешься каждый день. Реально видишь, что это не какой-то афоризм, а сущая правда. Но вернусь ко дню отъезда из Лавры. Наступил трогательный момент прощания: ко мне подошел архимандрит Матфей (Мормыль) как к своему воспитаннику, начавшему петь в лаврском хоре, будучи еще семинаристом. Он попытался меня обнять, пожать мне руку. А я тогда был худенький, и батюшка с юмором произнес: «Да тут ничего нету! Ни обнять, ни пожать нечего!» Из событий следующего дня в памяти запечатлелось и одно испытание или искушение - пожалуй, первое по дороге в Оптину пустынь. Когда мы приехали в Козельск и монастырь был почти рядом - виднелся на другом берегу Жиздры, то оказалось, что мост через реку закрыли. В аварийном состоянии тот мост пребывал давно, вóды быстрой бурной реки давно подмывали опоры, однако закрыли его именно в день нашего прибытия! Пришлось объезжать километров сорок через Стекольный завод. После того, как закончился асфальт, затем железобетонные плиты, пошли колдобины, ухабы, и мы, все семеро (было еще три послушника), так подпрыгивали, что боялись пробить крышу автобуса головой. Не представляю, как оттуда вывозили стеклотару, изготавливаемую на заводе, оставалось ли что-либо в ящиках уцелевшим…

Подъем был необыкновенный! И каждый день - причастники!

Встреча с разрушенной в советское время Оптиной пустынью не вызвала у Вас столь грустного чувства, как та разбитая дорога?

Должен сказать, что до нас здесь какое-то время подвизался иеромонах Иосиф (Братищев), ставший впоследствии наместником возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. Его направили сюда со строителями из Управления по реставрации и строительству Московского Данилова монастыря, и где-то они произвели ремонт, что-то подновили, облагородили. Отец Иосиф входил во взаимодействие с государственной властью, с местными жителями, подготавливал почву для возобновления монашеской жизни. Он был как форпост - передовой пункт, начало и оплот в развитии. Видимо, это его заслуга, что в надвратной церкви в западной башне, увенчанной фигуркой трубящего Ангела, появились фанерный иконостас, временный престол, жертвенник. И вот там первое время совершался весь круг суточных богослужений, начавшихся после нашего приезда. Сразу, как только мы прибыли и пообедали, отец-наместник благословил нас собраться за Введенским собором у того места, где упокоилась большая часть оптинских старцев. Мы отслужили панихиду, а вечером было всенощное бдение. На следующий день - в праздник Владимирской иконы Божией Матери - архимандрит Евлогий совершил освящение храма иерейским чином вместе со своим братом протоиереем Вадимом Смирновым, позже принявшим монашество с именем Никон и ставшим настоятелем Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря. (Сейчас отец Никон подвизается на Святой Горе Афон). Затем они отслужили первую Божественную литургию. Службы пошли ежедневно: утром и вечером, утром и вечером… И каждый день были причастники! Выглядело это интересно: одна цепочка спускалась вниз по ступенькам храма - к запивке, другая цепочка поднималась по ступенькам вверх - к Чаше. Между службами привлекались к труду паломники, потому что крутые деревянные лесенки нужно было подмести, промыть. Только успеют сделать уборку в храме, начинается следующая служба. А когда пройдет по ступенькам человек 80 - то вниз, то наверх, снова надо убирать. Я хорошо запомнил 6 июня 1988 года. В Троице-Сергиевой лавре открылся Поместный Собор, приуроченный к 1000-летию Крещения Руси, а к нам в этот день пришло очень много народа и было более 40 причастников. В какой-то момент появилось ощущение, что плотина, долго сдерживавшая воду, рухнула. С одной стороны, советская власть еще была, был еще жив Советский Союз, но стало очевидным, что уже никак не удержать религиозно-церковную жизнь.

На этом Соборе был канонизирован преподобный Амвросий Оптинский. Как и от кого братия узнала о прославлении старца?

От нашего наместника архимандрита Евлогия. Он поехал на Поместный Собор с иеромонахом Мелхиседеком (Артюхиным), а мы перед самым чином канонизации отслужили последнюю панихиду на могилке старца Амвросия. После того, как отец Евлогий позвонил нам из Лавры и сообщил, что чин канонизации совершился, мы отслужили молебен. В монастыре еще не было иконы старца, поэтому пришлось взять один из его дореволюционных портретов и циркулем аккуратненько вокруг головы провести полоску. Нимб как бы обозначился. Получилась такая икона. Поставили ее посреди храма и первые молебны, первую Литургию служили перед ней. Надо сказать, что на этом юбилейном Соборе многие архиереи стали приглашать архимандрита Евлогия в свою епархию с тем, чтобы он рассказал о возрождении Оптиной Пустыни. Подъем был необыкновенный! И батюшка потом ездил, рассказывал… Люди с большим энтузиазмом слушали его, собирали пожертвования на Оптину пустынь. Хотя буквально через несколько месяцев по всей стране стали открываться монастыри, но мы оказались как бы на полшага впереди: какие-то общецерковные средства из разных епархий поступали к нам, поддерживали монастырь, помогали выходить из разрухи. Приснопамятный митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) был председателем Издательского отдела Московской Патриархии, и на прошениях с просьбой оказать материальную помощь он ставил резолюцию: кому-то 2 тысячи рублей перечислить, кому-то - 3 тысячи. А в наш монастырь - Владыка так почитал оптинских старцев! - он перечислил 200 тысяч рублей. Очень крупная сумма на то время. Я был казначеем, поэтому в памяти и «зацепились» те немалые суммы, которые некоторые архиереи жертвовали от всей души. Например, приснопамятный архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов), (подвижническим трудам которого посвящен изданный в его родной епархии двухтомник «Святитель пламенеющий»), привез в дар от Пензенской епархии 40 тысяч рублей. В другой раз он отправил с пожертвованиями для поддержки Оптиной пустыни своего секретаря - ныне здравствующего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия (Судакова), управляющего делами Московской Патриархии.

Прославленной старцами обители помогала чуть ли не вся страна, пробуждающаяся после затяжной болезни атеизма. Монастырь креп духовно и материально, но нагрузка на братию, вероятно, была огромная? Отец Феофилакт, а какие Вы несли послушания, помимо названного?

Когда мы переходили из Лавры в Оптину, в Лавре насчитывалось где-то человек 140 братии и за каждым было закреплено какое-то свое послушание. Здесь же отец-наместник (жизнь заставляла) столько послушаний давал, что я, увидев, что все запомнить не могу, взял и записал их на листочке. Вышло 16 послушаний. В самом начале отец Евлогий сказал мне: «Ты будешь экклисиархом». От этого слова повеяло древностью. Афоном повеяло! То есть я должен был отвечать за все, что происходит в храме. Был уставщиком, регентовал. Отвечал за корреспонденцию и посылки, одно время заведовал монастырской библиотекой, водил экскурсии. Поначалу нас подвизалось совсем немного, послушаний оказалось достаточно, но ропота не возникало.

Бог поругаем не бывает, или как студентки-комсомолки «поменяли акценты»

Отче, но ведь далеко не всем нравилось, что в Оптиной пустыни возобновилась монашеская жизнь. Чувствовала ли братия какое-то противодействие и, если встречала косые взгляды, то как реагировала?

Кажется, в газете «Известия», в одном из летних номеров за 1988 год появилась заметка, суть которой сводилась к следующему: в недавно открытую Оптину пустынь направили молодых монахов. Откуда они взялись в советское время? Был брошен клич студенткам московских вузов поехать и разобраться с этим вопросом. Некоторые девушки с комсомольским задором приступили к исполнению «важной миссии». Приехав сюда, они начали ходить на все службы, и такое началось! К примеру, я регентую в храме, а девушки станут сзади и прижимаются к тебе. Вот тогда я почувствовал силу монашеской мантии! Реально увидел, какая это защита для монаха! Или служу Литургию, в конце даю крест для целования. Что делают студентки-активистки? Многажды целуют твою руку, становится щекотно, крест чуть не выпадает. Дальше: пойдем, допустим, мы из монастыря в скит, а то и просто прогуляться по лесу, где растут реликтовые сосны, дубы, липы и клены, так эти девушки забегают вперед и начинают друг дружке в пояс кланяться. Привлекают к себе внимание. Но самое-то интересное, чем все закончилось. Все они приняли Крещение, а некоторые даже стали потом насельницами Шамординского женского монастыря!

В одной своей проповеди Вы произнесли такие слова: «Пускай Господь через сегодняшнее Евангелие поможет нам поменять эти акценты внутри нашей души, поможет нам придти в правильное внутреннее духовное устроение». В отношении тех событий 30-летней давности можно утвердительно сказать, что девушкам «поменять акценты» внутри их душ помогла Оптина Пустынь?

Можно утвердительно сказать, что это был наглядный пример, как Божья благодать и оптинские старцы преобразили прибывших сюда с намерениями, отличными от тех, с какими ехали к нам богомольцы. Мы увидели, что зло, которое возникло при удалении от добра, Промысл Божий пресек и - что особенно важно - обратил задор девушек к добрым и благим последствиям. Добавлю: очень многим Оптина Пустынь помогла придти в правильное духовное устроение. Я уже был в Москве - настоятелем храма Живоначальной Троицы в Останкине, где тогда находилось подворье Оптиной Пустыни, но в обитель наведывался. Вспоминается, как в один из своих приездов я пришел в монастырскую баню. Люди помылись, стали одеваться, а один из трудников начал с воодушевлением говорить. Я слушал его и думал: «Боже мой, чего только в твоей речи нет! И какой-то гностицизм, и весь Восток - Рерих, Блаватская и Мережковский со своим неохристианством. Такой густой замес, почти все ереси присутствуют». Видимо, паренек пришел в монастырскую баню, попарился, душа открылась, и он в таком братском кругу стал делиться тем, чем сам проникся, принял за истину. Я как-то запомнил его лицо. Потом через два года Господь снова показал мне этого человека. Приехал я в монастырь в очередной раз, сослужил на Литургии, а он, ставший иноком, иеродиаконом, говорил на той службе проповедь в переполненном храме. Да как говорил! Спокойно, естественно, без бумажки, не читал по какому-то сборнику проповедей. Говорил свою проповедь на основании трудов святых отцов, на основании Слова Божия, цитировал по памяти Евангелие. Подумалось не без волнения: «Тот человек и этот - что было и что стало! Вот что Оптина делает с людьми!»

Отец Евлогий стремился укоренить уставное монашеское богослужение

Батюшка, некоторые из тех, кому посчастливилось видеть своими глазами начало возрождения обители, отмечают, что службы здесь были очень длинные…

Длинные службы в возрождающейся Оптиной - это отдельный разговор. Мы сразу почувствовали, что отец Евлогий - натура творческая в литургическом плане. Практически каждый день он вносил изменения в устав, то есть устав постоянно прибавлялся, становился все шире-шире, больше-больше. И число братии росло. У нас появилось два клироса. Отец-наместник с самого начала был за то, чтобы пели антифонно, чтобы вся братия читала, даже паломников привлекали. Это оказалось чрезвычайно важным. Сегодня многие из тех, кто тогда только начал воцерковляться, стали игуменами монастырей, насельниками обителей. А кульминацией долгого в монастыре богослужения, наверное, было то, что сопоставимо со Святой Горой Афон. Один раз на праздник Святой Троицы служба началась в четыре часа дня. После малой вечерни с акафистом мы пошли поужинали и начали всенощное бдение. Оно шло всю ночь, потом была ранняя Литургия и небольшой технический перерыв, потом пошла поздняя Литургия, вслед за ней - Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв. Закончили мы в три часа ночи. Получается, служба шла 23 часа в сутки. Не замкнули один час… Вот это в моей памяти осталось. Думаю, что и в памяти других людей. А так службы, скажем, всенощные бдения, шли по восемь часов. Начинали мы служить в четыре часа малую вечерню и завершалась она к 12 ночи. В Рождественский пост порой даже междучасье читали, что сегодня крайне редко бывает не только в приходских храмах, но и в монастырях Русской Православной Церкви. Отец Евлогий всячески пытался укоренить уставное монашеское богослужение. И люди это ценили. Откуда только они к нам не приезжали и при этом часами стояли на службах! Может, поначалу многое не понимали, но сам дух богослужений давал ответ на те вопросы и потребности внутренней жизни, которые возникали. Некоторые приезжали после довольно тяжелой жизни, тяжелых событий и размышлений. Время-то было непростое. В те годы в оптинском храме можно было увидеть хиппарей, наркоманов, бомжей, бывших зэков. Длинные службы, я в этом убежден, сыграли свою положительную роль. На той - длившейся без малого сутки! - праздничной службе прозвучало восемь проповедей, которые помогли молящимся углубиться в суть этого праздника, праздничного богослужения. Где еще такое было? И сам отец Евлогий любил читать проповеди, и нас к этому приучал.

Вы знаете, батюшка, не раз доводилось слышать от настоятелей и настоятельниц монастырей, что паломники и духовные чада приезжают в их святую обитель из разных концов страны, не взирая на расстояния. Прилепляются к ней душой, стараются чем-то помочь. А вот местные жители, бывает, смотрят на монастырь как на некую помеху их жизни. Что Вы скажете по этому поводу?

На первых порах недоброжелательное отношение к нам местных жителей чувствовалось явно. Особенно остро оно проявилось, когда мы закрыли рощу между монастырем и скитом. Там еще оптинские старцы сосны сажали и воздух был уникальный! Но через это заповедное место напролом ездила всякая техника, валила деревья, и роща могла погибнуть. Мы трактором перекопали землю с одной стороны и с другой, чтобы невозможно было проехать. Это, конечно, не понравилось местным жителям. В первую очередь тем, у кого имелись дачи за рощей. Пришли они к скиту, группа возмущенных людей, и стали нам выговаривать: они тут живут десятки лет, никаких монахов здесь не было. Мол, кто такие, эти монахи, откуда взялись? Почему начинают чудить: взяли и закрыли проезд через сосновый бор! Но минуло несколько месяцев, и люди, живущие неподалеку от обители, стали меняться. Например, сами призывали наместника: придите, посмотрите, у нас ступенькой дома является надгробная плита. Может, она связана с кем-то из оптинских старцев? Мы готовы ее отдать. Заберите!

Жизнь шла своим чередом. Братия привела в порядок Пафнутьев колодец или источник святого Пафнутия Боровского. Еще старец Амвросий оптинский направлял туда многих: «Пойди, окунись». Люди шли и исцелялись. А старец говорил: «Видишь, тебя преподобный Пафнутий исцелил!» Хотя многие понимали, что получили они исцеление по молитвам батюшки Амвросия, который по великому смирению прикрывал свою благодать, силу своей молитвы. Когда мы прибыли в Оптину, чудотворный колодец находился в плачевном состоянии. Несколько грузовиков высыпали туда грязь, мусор. Но источник с сероводородной водой пробил родник в реку. Длинные водоросли разных цветов - синие, фиолетовые, голубые, желтые - колыхались, создавая причудливую картину, и было видно, как родник впадает в Божью реку Жиздру. Отец-наместник благословил вычистить колодец. На дне мы нашли дореволюционные монеты XIX века и более раннего периода. Колодец был восстановлен, вода в нем все время обновлялась, архимандрит Евлогий благословил нас совершать там Таинство Святого Крещения. Крестилось тогда очень много людей. Порой до 35, 40 человек в день. Крестить мы начинали в Введенском соборе, потом шли на святой источник, люди погружались в воду с головой, и можно было крестить полным чином. Затем все возвращались в храм, священнослужители миропомазывали и воцерковляли новокрещеных.

В июне нынешнего года исполнится 10 лет, как отец Феофилакт был назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, о котором можно с гордостью сказать: он восстановлен в наши дни усилиями Церкви, государства и всех, кто дорожит историей родного Отечества. Два года назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освящал Воскресенский собор, являющий собой копию Воскресенского собора во Святом Граде Иерусалиме. На малом входе за многолетние труды по восстановлению монастыря Предстоятель нашей Церкви возвел игумена Феофилакта (Безукладникова) в сан архимандрита. Постриженик Троице-Сергиевой лавры, стоявший у истоков возрождения Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, отец Феофилакт за время пребывания в двух прославленных обителях впитал в себя их дух, и этот дух сегодня чувствуется в монастыре, воплотившем в жизнь удивительный замысел Патриарха Никона. Обитель действительно стала частичкой Палестины на Московской земле.

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива архимандрита Феофилакта (Безукладникова)

В 1971-1981 года учился в средней школе имени Героя Советского Союза В. Е. Ершова города Чёрмоз . После окончания средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию . По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены» .

В 1982-1984 годы проходил действительную срочную службу в рядах Советской армии в военно-строительных войсках в звании рядового .

Отслужив в армии в 1984 году, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию . Параллельно проходил обучение в регентском классе при Московских духовных школах .

Служение в 1987-1991 годы

В марте 1987 года принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где исполнял общие монастырские послушания. 3 июля того же года наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского .

16 июля 1987 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры митрополитом Кишинёвским и Молдавским Серапионом (Фадеевым) рукоположен в сан иеродиакона . В том же году, по окончании курса в Московской духовной семинарии, продолжил обучение в Московской духовной академии .

30 мая 1988 года в Успенском соборе лавры архиепископом Зарайским Иовом (Тывонюком) рукоположен в сан иеромонаха после чего, отслужив в Лавре одну литургию, был направлен вместе с иеромонахом Мелхиседеком (Артюхиным) , иеродиаконом Панхарием и иеродиаконом Иннокентием возрождать Оптину пустынь . В связи с этим перевёлся на сектор заочного обучения МДА .

Служение в Москве (1991-2008)

Когда перед монастырём встал вопрос об открытии подворья в городе Москве, по решению духовного собора был направлен в столицу. В марте 1991 года при храме Живоначальной Троицы в Останкине было организовано подворье Оптиной пустыни, настоятелем которого стал иеромонах Феофилакт. В декабре 1999 года Останкинский храм утратил статус подворья Оптиной пустыни, став патриаршим подворьем .

В марте 2003 года одновременно назначен назначен настоятелем храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и благочинным Всехсвятского округа города Москвы .

В 2004 года назначен духовным попечителем негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери „Знамение“ в Ховрине» .

15 декабря 2004 года был избран членом Епархиального совета Московской городской епархии .

Продолжал работать руководить восстановительными работами в Троицком храме «мы получили в пользование здание храма и территорию вокруг него площадью более одного гектара, а также смогли восстановить три флигеля, которые исторически существовали на этой территории. В прошлом году к празднику Святой Пасхи удалось завершить восстановление наружной части стен храма. Отреставрирован его интерьер. Осталось провести реставрацию иконостаса и закончить отделку на некоторых других участках <…> Во флигелях разместились учебные аудитории воскресной школы и библиотека духовной литературы для прихожан и всех желающих» .

12 декабря 2008 года указами временно управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности настоятеля храма «Отрада и Утешение» на Ходынском поле и приписных к нему храмов и часовен , должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы . В 2009 году освобождён от настоятельства в Троицком храме в Останкене .

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником

Служение золотому тельцу в разгаре


Веками сложилось в православной церкви убеждение, что монахи должны жить в монастыре. ХХ век внес свои коррективы - монахи теперь служат на приходах в городах, активно занимаются стяжанием денег, постоянно общаются с женщинами. При этом уверяют себя и верующих, что не испытывают никакого соблазна. И вот что самое удивительное - мир их любит! Вспоминается случай из жизни первых монахов-пустынников. Один молодой монах спросил у старца: “Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?” - “Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир сам немедленно отречется от тебя!”

Формально епископом Москвы считается Святейший Патриарх Алексий II, но по сути рулит духовной и материальной жизнью столицы владыка Арсений, его викарий. Сегодня в столице около 600 храмов. Первопрестольная разделена на благочиния - их 15. Во главе каждого - священник или монах. Благочинные отчитываються перед владыкой Арсением. Недавно он почувствовал себя ущемленным. В беседе с близким священником признался: “Какой-то ставрополец (так называют в церковных кругах епископа Ставропольского и Чеченского Феофана) давно владеет роскошной квартирой на старом Арбате, выстроил дачу на Николиной Горе. А я вынужден ютиться в квартирке на Олимпийском проспекте да коротать дни в патриаршей резиденции в Переделкине”.
Эта жалоба немедленно достигла благочинных. Раз в полгода являются они к владыке с отчетами и пухлыми конвертами. Каждый приносит как минимум полмиллиона российской валюты. Как распоряжается владыка Арсений этими приношениями - никто не знает. Говорит, что все идет на нужды патриархии. Никаких расписок, ни подобия учета денег владыка не ведет. Кроме этого существует жесткая такса. Если провинциальный священник хочет получить в Москве приход, он должен принести сребролюбивому владыке от 25 до 50 тысяч американских рублей. Так что бедным его никак не назовешь. Недавно владыка приобрел квартирку на старом Арбате (Староконюшенный переулок, д. 41), пока на подставное, довольно симпатичное женское лицо. И досталась она всего-навсего за 750 тысяч долларов. Необходимо вложить в ремонт еще тысяч триста. Но это уже мелочи.
Безукладный приход
В конце 80-х годов к патриарху обратился главный нарколог Москвы Эдуард Дроздов с предложением восстановить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле. Он был выстроен великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства мужа - великого князя Сергея Александровича. Просьба Дроздова была удовлетворена. Зарегистрировали общину. Архитектор Эдуард Наседкин подготовил необходимую документацию и в течение 15 лет руководил восстановлением храма-памятника. Понадобилось 9 лет, чтобы поднять его из руин. В 1999 году он был освящен патриархом. Несколько членов общины удостоились церковных наград. Началось восстановление больничного храма святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана при Боткинской больнице. Но тут настоятеля отправили на Север России поднимать разоренную епархию.
Владыка Арсений не упустил шанса и назначил нового настоятеля - игумена Феофилакта Безукладникова. Принесло его в Москву откуда-то с дальнего Севера, и попал он поначалу в Оптину пустынь. Когда московская интеллигенция задумала передать храм в музее-усадьбе Шереметевых Русской церкви, то его настоятелем стал 28-летний иеромонах Феофилакт. Поначалу вел себя тихо. Потом вошел в силу и потребовал выделения гектара земли для нужд подворья. И отхапал ее у музея. Первая акция, прославившая ретивого игумена, - разграбление реставрационных мастерских музея в мае 1998 года. Музейщики долго ходили по судам, но поскольку мастерские находились на храмовой земле, то действия Феофилакта были признаны законными.
Тогда-то я начал присматриваться к Феофилакту. Оказывается, Гриша (мирское имя монаха) с детских лет проявлял жгучий интерес к женскому полу. Но родители готовили его к высокой епископской карьере. Широкая натура Гриши (сверстники звали его Распутиным) полностью развернулась, когда он стал настоятелем Останкинского храма. Не пропускал ни одних крестин, выбирал молодых женщин и заставлял их раздеваться догола. Жалобы сыпались на женолюбивого иеромонаха, но он нашел подход к владыке Арсению. Вскоре стал игуменом и был в 2000 году награжден президентом Ельциным медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени - “За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций”.
Быть может, президенту стало известно, что Гриша-Феофилакт наконец-то остановил свой выбор на красавице Жанне, которая родила ему очаровательную дочку. Владыка Арсений сделал Феофилакта настоятелем второго храма и благочинным Всехсвятского округа. И раньше-то его не просто было найти. Став благочинным и семейным человеком, он неуловим. Приезжает как-то священник за получением миро, а благочинного нет. Отвечают ему: “Крестит”. Приезжает второй раз. Ему говорят: “Нетути. Отпевает”.
А в новом храме сказал прихожанам: “Я вас всех разгоню!” И действительно, в январе этого года прошла ревизионная проверка. Никаких нарушений не обнаружено, но разогнаны все, кто в течение 15 лет самоотверженно восстанавливал храм. Несмотря на растоптанные судьбы строителей храма и преданные поруганию полученные ими патриаршие награды, действия Феофилакта опять признаны законными. Настоятель приезжает вечерком для того, чтобы опустошить церковную кружку. Забыто восстановление больничного храма. Священники следуют примеру настоятеля и куют деньгу. Благо, что рядом открылся морг. В храме отсутствует дежурный священник - он теперь дежурит в морге. А Феофилакт нацелился на Тульскую кафедру. Собирает деньги для того, чтобы пробиться в епископы.
Больное православие
Это проблемы не только Русской церкви. Первой оказалась поражена Греческая церковь. Греческие священники давно и легально занимаются коммерческой деятельностью. Второй скандал разразился в Иерусалимской церкви. В начале лета был смещен за коррупцию патриарх Ириней. Глава Элладской церкви архиепископ Христодул заявил, что “были приняты все необходимые меры для самоочищения и для защиты священного института Церкви”. Были отправлены на покой два скандальных митрополита и несколько архимандритов.
В России же тишь да гладь. Постоянным членом Священного синода по-прежнему остается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Свои первые миллионы он сделал на табачных аферах в середине 90-х годов. Недавно поведал любимой газете “Радонеж” о невинных увлечениях. Вилла в Швейцарии дает возможность заниматься горными лыжами, а уединенный коттедж в Финляндии - плаванием. Владыке скоро 60 лет - важно сохранить хорошую физическую форму для борьбы за патриарший престол. Состояние Гундяева перевалило за миллиард долларов.
Увлекшись служением золотому тельцу, епископы забыли о мудрых словах апостола Павла: “Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушения и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с истинного пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний”.

Архимандрит Феофилакт (в миру Григорий Александрович Безукладников ; 1 декабря , Пермская область , РСФСР) - священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит , наместник Новоиерусалимского монастыря .

Биография

Родился 1 декабря 1963 года в городе Оса Пермской области в семье священника . Был пятым из двенадцати детей .

После окончания средней школы города Чёрмоз поступил в Одесскую духовную семинарию . По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены» .

Отслужив два года в армии, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию . В конце учёбы поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

После окончания семинарии 3 июля 1987 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского .

30 мая 1988 года был рукоположён в сан иеромонаха .

С 15 декабря 2004 года был членом московского Епархиального совета .

С 2005 года по 2008 год - настоятель храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» .

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Феофилакт (Безукладников) назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря .

12 декабря 2008 года указами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы .

На период его наместничества пришлась самая большая за всю историю реконструкция и реставрация. В 2008 году после посещения Новоиерусалимского монастыря первыми лицами государства, для воссоздания исторического облика и восстановления святой обители был создан Благотворительный Фонд, сопредседателями попечительского совета которого стали Патриарх Кирилл и премьер Дмитрий Анатольевич Медведев .

25 сентября 2011 года в храме Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прочитал молитвы над игуменом Феофилактом и вручил ему игуменский жезл .

14 августа 2015 года освятил новое здание, построенное для музея «Новый Иерусалим»

8 мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря и на малом всходе возвёл игумена Феофилакта в сан архимандрита .

Напишите отзыв о статье "Феофилакт (Безукладников)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Феофилакт (Безукладников)

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.