Воинский уездный начальник. Введение института земских начальников Назначение на должность

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти условия вообще были отменены.

Введение, института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов XIX в., стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до 6 руб. любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем действовать по произволу, не считаясь пи с какими законами. Так, один из земских начальников цинично заявил крестьянам: "Я вам Бог и отец! Что хочу, то с вами и сделаю, кого хочу - милую, кого хочу - наказываю!"

Волостные суды, ранге выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавшими обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г., и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные "методы управления" деревней земскими начальниками.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Самими крестьянами этот закон был воспринят как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

1. Начало восстания в Тургайской и Уральской областях. Цар­ские реформы были встречены казахами с открытым недовольством. Назревало антиправительственное выступление. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 г. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер. Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев на­чались с неповиновения властям. Позднее народ начал вооружаться. Восставшие повсеместно заявляли, что они не желают введения ново­го положения и не хотят иметь начальников из числа российских чи­новников. Они требовали возврата к старым порядкам. Для усмирения возмутителей власти хотели использовать автори­тет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Они были полностью дискредитированы в глазах народа. Тогда власти обратились к представителям мусульманского духовенст­ва Уфимской губернии. Но обращения мусульманских деятелей также остались не услышанными. Среди населения поползли слухи о том, что новые порядки приведут к принятию христианства, службе в ар­мии и увеличению налогов. Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправлен­ные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего. Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекину­лись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600-700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. Мирные способы попыток успокоить казахов не привели к желаемым результатам.

В мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. Назревало военное столкно­вение. 6 мая 1868 г. при озере Джаман-Сай подвергся нападению от­ряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд воз­вратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие. Второй от­ряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию. В начале июня 1868 г. волнения в Уральской области достигли высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявляли согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 г. были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волост­ных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали 3000 человек. Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли во­енные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая числен­ность карательных войск составила около 5000 человек. В Уральской облас­ти действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина. Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия раз­ногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непосле­довательность и предательство временно принявших участие в восста­нии ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавле­нию восстания.

2. Попытка участия Хивы в восстании. Как только дошли слухи о волнениях в Степи, Хива стала подстрекать казахов к восстанию. В январе 1869 г. в Хиву прибыли послы от казахских родов шекты и табын. Последние убедили хивинского хана отправить войско в степь для поддержки казахов. В апреле 1869 г. в местности Шошкаколь появился шеститысячный отряд хивинцев при 4 орудиях. Задачами хивинской военной экспедиции были: во-первых, уничтожить степные укрепления; во-вторых, принять казахов в подданство; в-третьих, оп­ределить количество зякета. Хивинцы имели с собой много халатов и денег с целью склонения на свою сторону местных родоправителей. Но со стороны казахов активной поддержки хивинцы не встретили. Простояв около месяца у Эмбенского поста, они были вынуждены вер­нуться назад. В конце 1869 г. около 7000 кибиток казахов перешли в хивин­ские пределы. Они приняли подданство этого государства. Но когда откочевщики узнали, что их земли будут розданы другим казахским родам, значительная их часть вернулась обратно.

3. Восстание на Мангистау. С введением нового положения зе­мельный вопрос заметно обострился у адайцев на полуострове Ман­гистау.

15 марта 1870 г. мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков, при четырех орудиях в сопровождении влиятельных родоправителей выехал в урочище Куруп навстречу от­кочевывающим аулам. Появление отряда Рукина в степи послужило поводом к восстанию. В местности Бузачи под руководством Досапа Тажиулы и Исы Тленбапулы собралось около 200 вооруженных каза­хов. Произошла схватка. Отряд Рукина был полностью разгромлен. Раненый подполковник застрелился. Эта победа воодушевила повс­танцев. Восстание распространилось на весь Мангистау. Рабочие рыбных промыслов слободки Александровского форта и станицы Николаевской массами бросали работу. Начался захват лодок. Из судов, отнятых в Сарытауском заливе, казахские рабочие образовали флотилию. Позднее она участвовала в осаде Александровского форта. Количество восстав­ших достигло 10 тыс. человек. В апреле 1870 г. восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу. Повстанцам удалось сжечь маяки у форта и раз­громить укрепление Нижнее. Однако артиллерийский огонь заставил их отойти. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониаль­ных властей, но и правительства.

В это время значительно усилилось влияние Англии в Иране. Цар­ское правительство, готовясь к походу против Хивинского ханства, со­средоточивало войска в районе Красноводска. Центр мангистауского восстания оказался в тылу этих войск. Подавление восстания было возложено на наместника Кавказа. В конце мая с Кавказа в Мангистау были переброшены значительные военные силы. Несмотря на самоот­верженное сопротивление казахов-адаевцев, восстание было жестоко подавлено. Царские войска повсюду преследовали повстанцев. Но в 1873 г. вспыхнуло новое восстание адаевцев.

4. Причины поражения и последствия восстания. Восставшие потерпели поражение. Восстание носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцы были плохо вооружены, зачастую - саблями, айбалтами и луками. Ог­нестрельного оружия не хватало. Существовал дефицит боеприпасов. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времени Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укрепле­ний. В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская во­енная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тыс. ки­биток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.

К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 г. из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, а в 1890 г. - уже около 3000 человек. Опасность возмездия заставила предводителей восстания со свои­ми приверженцами в декабре 1870 г. перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстан-улы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам. Царские власти приступили и к такой мере, как вооружение крес­тьянского переселенческого населения. Так, в период с 1892 по 1901 гг. крестьянам одной только Семиреченской области было выдано более 9 тыс. единиц стрелкового оружия. Это не могло не способст­вовать некоторому ухудшению взаимоотношений местного населения и крестьян-переселенцев. В кон. XIX в., опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института плат­ных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «бла­гонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.

5. Продолжение административных реформ в 80-90-е г. XIX в. Восстания 1869-1873 гг. в Младшем жузе доказали незакон­ченный характер реформ, проведенных царским правительством. Необходимость продолжения реформ диктовалась и другими при­чинами. Разделение Казахстана на три генерал-губернаторства не поз­воляло оперативно и системно решать вопросы, связанные с массовым переселением крестьян из европейской части России. Также произош­ло военное присоединение Средней Азии к Российской империи, что потребовало исполъзованиия единого подхода и экономии средств в управлении обширным регионом. Царское правительство планировало решить задачу постепенного слияния края с остальной частью России. И, наконец, положения 1867-1868 гг. изначально носили времен­ный характер.

После многолетних обсуждений 2 июня 1886 г. российский им­ператор Александр III подписал указ об управлении Туркестанским краем. Он вносил некоторые дополнения к «Временному положению» 1867 г. По новому законодательству в состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Сырдарьинская, Ферганская и Самарканд­ская области. В 1897 г. в его состав также вошла Семиреченская об­ласть. Центром Туркестанского генерал-губернаторства по-прежнему оставался город Ташкент. В феврале 1890 г. было утверждено «Временное положение об управлении Закаспийской областью». В состав этого административ­ного образования вошли пять уездов: Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервский, населенные преимущественно туркменами, и Мангышлакский. Последний уезд был населен в основном казахами Младшего жуза (род адай). Третий документ - «Положение об управлении Акмолинской, Се­мипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» был подписан 25 марта 1891 г.. Было образовано Степное генерал-губернаторство, в состав которого вошли Акмолинская, Семипалатин­ская и Семиреченская области. Центр нового территориального обра­зования находился в городе Омске. Уральская и Тургайская области были подчинены напрямую министру внутренних дел. Так, вопросы поощрения казахов, выдачи разрешения на строительство мечетей на­ходились в юрисдикции министра внутренних дел. Таким образом, вместо трех генерал-губернаторств осталось два. Мангышлакский уезд не вошел ни в одно из генерал-губернаторств. В этом проявился имперский принцип «разделяй и властвуй», т.к. единый некогда Младший жуз был поделен на три части. В результате рефор­мы одна часть жуза осталась в составе Внутренней Орды, вторая - в Закаспийской области, а третья - в структуре Степного генерал-губер­наторства. Царское правительство было вынуждено пойти на этот шаг из-за многочисленных восстаний казахов Младшего жуза.

6. Содержание реформ. Изменения носили не только террито­риальный, но и административный характер. Генерал-губернаторов наделили практически неограниченной властью. Степной генерал-гу­бернатор получил право осуществления административной высылки
неблагонадежных в политическом отношении казахов. Военный губернатор был наделен правом утверждения в долж­ности волостных управителей. Были существенно расширены адми­нистративные функции уездных начальников. В их введение перешло утверждение аульных старшин. В крупных городах были учреждены полицейские управления. А в ряде уездных центров стали появляться полицейские приставства. В то же время были ослаблены позиции ка­захского суда биев. С целью упорядочения вопроса переселения крестьян из европей­ской части России были созданы переселенческие управления. Увели­чился размер кибиточной подати до 4 рублей в год, что не могло нега­тивно не сказаться на социально-экономическом положении казахского населения.

7. Последствия завершения реформ. Продолжение админист­ративных реформ в 80-90-х гг. XIX в. окончательно превратило
Казахстан в колониальную окраину Российской империи. Произошла централизация управления краем. Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения. В 1902 г. был введен институт крестьянских начальников.Они по своему статусу стояли выше казахских волостных управителей. В переселенческом вопросе крестьянские начальники заняли односто­роннюю позицию защиты интересов крестьян. Просьбы и требования коренных жителей Степи игнорировались. В своих обращениях и пе­тициях казахи всегда требовали ликвидировать эту должность. Поли­цейские функции постепенно стали переходить от аульных старшин и волостных управителей к полицейским чинам и крестьянским началь­никам.

Контрибуция - денежный взнос, налагаемый победителем на побежденного. Крестьянский начальник - административная должность, введенная в Казах­стане в 1902 г. для управления переселенческим крестьянством и казахским насе­лением. Мангистау (Мангышлак - русское название местности) - полуостров на восточ­ном побережье Каспийского моря. Александр III (1845-1894) - российский император с 1881 г.


Похожая информация.


Подчинённость

В мирное время на обязанность уездного воинского начальника возлагались:

приём, распределение и отправление в войска новобранцев, учёт запасных офицеров , чиновников , врачей и нижних чинов, ратников ополчения , учёт нижних чинов, находящихся в отпусках по болезни, призыв в учебные сборы прапорщиков запаса, нижних чинов запаса и ратников ополчения, призыв запасных на поверочные сборы, пересылка нижних чинов и арестантов , принятие мер к призрению нижних чинов и их семейств, определение запасных сверхсрочно-служивших нижних чинов на места по вольному найму, собирание военно-статистических сведений и хранение в исправности воинского имущества.

В военное время уездный воинский начальник заведывал:

призывом офицеров и нижних чинов из запаса на действительную службу, распределением запасных нижних чинов по частям войск, согласно мобилизационному расписанию, отправкой маршевых команд , приёмом ратников ополчения, наблюдал за эвакуированными больными и ранеными, наблюдал за содержанием военнопленных .

Управления

При каждом уездном воинском начальнике состояло особое управление. Управления разделялись на 3 разряда: высший, средний и низший. В состав управления входили:

Помощник уездного воинского начальника (где положен по штату), делопроизводитель , писари и писарские ученики, для обучения которых при управлениях учреждались писарские классы, по окончании коих ученики распределялись по военным управлениям и заведениям.

Кроме того, при управлениях содержались сверхсрочно-служащие унтер-офицеры и сверхштатные, неспособные к строевой службе нижние чины, назначавшиеся для присмотра за имуществом запасных батальонов . При некоторых управлениях состояли прикомандированными на 2 года особые обер-офицеры , заведовавшие складами имущества запасных батальонов или пересыльной частью управления.

Назначение на должность

Уездные воинские начальники назначались по по особому кандидатскому списку, в который зачислялись штаб-офицеры и капитаны , командовавшие ротой не менее года подряд или 2-х лет с промежутками или же заведовавшие в те же сроки отдельной частью делопроизводства в военных управлениях не ниже должности старшего адъютанта или столоначальника и выдержавшие особое испытание.

Численность

К 1910 году насчитывалось 562 управления уездных воинских начальников (в Европейской России - 510, на Кавказе - 28, в Сибири - 23, в Средней Азии - 1). В Финляндии обязанности уездных воинских начальников исполняли окружные воинские начальники (13), подчинённые Гельсингфорсскому коменданту. В Туркестане 22 отдельных воинских начальника подчинялись начальникам 1-й и 2-й Туркестанских резервных бригад. Также было 16 отдельных воинских начальников в Сибири и Степном крае , подчинявшихся соответствующим окружным начальствам.

Таким образом всего насчитывалось 613 воинских начальника.

В других странах

В Германии органами местного управления, соответствующими уездным воинским начальникам, являлись командиры ландверных округов . При командире ландверного округа состояли управления, адъютанты, несколько отставных офицеров, унтер-офицеры и рядовые. Командиры назначались из штаб-офицеров, неспособных к строевой службе. Подчинялись командирам пехотных бригад , которые, в свою очередь, подчинялись командирам корпусов , вследствие чего устанавливалась прочная связь между управлением местных войск и строевым управлением армии.

В Австро-Венгрии низшими органами местного военного управления являлись: для действующей армии начальники полковых округов комплектования , для австрийского ландвера - начальники ландверных полковых участков комплектования и для венгерского ландвера - начальники гонведских округов и командиры кадров запасных гонведских полков . Связь местного и строевого управления устанавливалась в лице командира корпуса, но затем общее управление разъединялось, т.к. в отношении полевых войск командиры корпусов были подчинены военному министру, а по делам ландвера - главнокомандующему ландвером и министру земской обороны. В Венгрии связи между местными и строевыми управлениями не было.

Во Франции в каждом полковом округе учреждались рекрутские бюро (фр. bureau de recrutement, de mobilisation et de réquisition ). Командиры этих бюро соответствовали уездному воинскому начальнику и подчинялись командиру пехотной бригады, а последний - начальнику дивизии и командиру корпуса, чем достигалась связь с строевым управлением.

Источники

  • Воинский начальник уездный. // Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. - СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911-1915. - Т. 7. Стр. 1-2.
  • Справочная книга для уездных воинских начальников. / Исправил и дополнил (по 1 февраля 1910 года) Н. Ходорович. - СПб.: изд-во В. Березовского, 1910.
  • Общий список офицерским чинам Русской Императорской Армии. СПб.: Военная типография, 1909.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Воинское присутствие
  • Воинский учёт в Российской Федерации

Смотреть что такое "Уездный воинский начальник" в других словарях:

    Уездный воинский начальник - см. Воинский У. начальник …

    воинский начальник - в России с 1874 лицо, возглавлявшее орган местного военного управления в губернии (до 1881) и уезде (до 1918); ведал местными войсками, военно мобилизационной и учётно призывной работой. * * * ВОИНСКИЙ НАЧАЛЬНИК ВОИНСКИЙ НАЧАЛЬНИК в Российской… … Энциклопедический словарь

    Воинский начальник - начальник губернского или уездного местного органа военного управления в дореволюционной России. Уездный В. н. ведал приёмом, распределением и отправкой в войска новобранцев, учётом военнообязанных и призывом их на учебные и поверочные… … Большая советская энциклопедия

    УЕЗДНЫЙ - УЕЗДНЫЙ, уездная, уездное. 1. прил. к уезд (ист.). Уездные границы. 2. Главный в уезде, относящийся ко всему уезду (ист.). Уездный город. Уездный предводитель дворянства. Уездный воинский начальник. 3. перен. Свойственный провинциалам, отсталый,… … Толковый словарь Ушакова

    Воинский уездный начальник Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Воинский уездный начальник - подчиняется начальнику местной бригады (заменяющему прежних губернских В. начальников) и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Красильников, Николай Ксенофонтович - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Аверкиевы - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

    Местное военное управление - орган военного управления в Российской империи, имевший своей главной задачей: в мирное время распоряжения по ежегодному комплектованию армии и заведование чинами запаса; с объявлением мобилизации и во время войны распоряжения об укомплектовании… … Википедия

    Журнал - I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

12 июля 1889 года было подписано "Положение о земских начальниках". Оно стало действовать в 40 губерниях нашей страны, в большинстве из которых земельными угодьями владели помещики. В них были созданы земские участки. В этой статье будут освещены аспекты трудовой деятельности их начальников, наделенных в те времена большими полномочиями.

Предыстория появления данной должности

Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.

В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).

Особые требования к должности

Необходимость введения новой должности объяснялась тем, что в России отсутствовала власть, близкая к народу. В институт земских начальников могли входить только лица, принадлежащие к местному дворянскому сословию. К соискателям предъявлялись особые требования. Они должны были владеть определенным имуществом (земельными угодьями или иной недвижимостью). Начальником земского участка можно было стать, только имея высшее образование.

Если кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, не хватало, на данную должность назначались дворяне, не имеющие нужного образования, у которых за плечами было прохождение военной или гражданской службы. Но в таких случаях они должны были иметь гораздо больший имущественный ценз. Министр внутренних дел имел полномочия в обход всех условий пополнять ряды начальников земских участков местными представителями дворянского сословия.

Служебные преимущества

Земские начальники имели право на позолоченной цепи носить особый знак. Он представлял собой кружок, на одной стороне которого был изображен герб России, обрамленный названием их должности. На другой стороне знака красовалась надпись, указывающая на день утверждения Положения о земских начальниках.

Люди, осуществляющие власть в земских участках, также обладали особой печатью, служащей подтверждением вверенных им полномочий.

Полномочия административного порядка

Земские начальники были наделены следующими административными правами:

  • Принимать решения по искам и спорам, имеющим отношение к поземельному праву крестьян.
  • Производить контроль за решениями органов крестьянского самоуправления.
  • Осуществлять руководство определенными чинами полиции.
  • Предлагать свои вопросы для обсуждения на сходе, собиравшемся в волости.
  • Утверждать или на время освобождать от занимаемой должности старшин.
  • Осуществлять контроль за опекунством сирот и многое другое.

Данные полномочия были действительны только в сельской местности.

Судебные полномочия

Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:

  • Иски по найму земли, не превышающие сумму в 500 рублей.
  • Личные иски на сумму не выше 300 рублей.
  • Иски о нанесенных оскорблениях.
  • Иски о реконструкции поврежденного имущества.
  • Просьбы обеспечить доказательную базы по рассматриваемым искам и другое.

Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.

Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.

Практическая работа

Статус земских начальников с годами приобретал все более важное значение. В расчете на них как на основную исполнительную власть на местах планировались важные дела в государстве.

Чтобы осуществлять контроль за переделами земель, полученных крестьянами в собственность в результате реформ 1860-х годов, был издан соответствующий указ. Он был действителен только в губерниях, в которых функционировали земские участки. В данных местностях, согласно определенному положению, в 1899 году был упорядочен процесс взимания окладных налогов с населения.

Немаловажная роль была отведена представителям данной профессии в Аграрной реформе. Правительство в 1906 году облегчило крестьянам выход из общины. Им было дарована возможность закрепить за собой обрабатываемые собственноручно участки земли. Контроль за исполнением данного указа на местах вели земские начальники. Деятельность этих людей привела к успеху Аграрной реформы.

Начальники земских участков в свою бытность являлись судьями и администраторами в одном лице. До настоящего времени значимость их профессии продолжает получать неоднозначные оценки и представлять интерес для различных исследований.

30 фондов, 5 324 ед. хр., 1891-1917

«Положение о земских участковых начальниках» от 12.07.1889 было введено в Саратовской губернии с 01.07.1891 На должность земских участковых начальников в уезде назначались местные потомственные дворяне министром внутренних дел по представлению губернатора. Выполняли административные, судебные и полицейские функции, утверждали решения крестьянских органов общественного управления, назначали и смещали должностных лиц в них. Уездные съезды являлись второй инстанцией для земских участковых начальников и городских судей, заменили уездные по крестьянским делам присутствия. Съезд состояли из административного и судебного присутствий в составе всех земских начальников уезда под председательство уездного предводителя дворянства, а также исправника и председателя уездной земской управы – в первом и уездного члена окружного суда – во втором присутствии. Земские участковые начальники и уездные съезды подчинялись губернскому присутствию. Ликвидированы постановлением Временного правительства от 04.05.1917. Их функции перешли мировым судьям и мировым съездам.

№ фонда Название Крайние даты документов
Аткарский уездный съезд земских начальников 1910-1914
Балашовский уездный съезд земских начальников 1910-1910
Вольский уездный съезд земских начальников 1896-1910
Земский начальник 1 участка Балашовского уезда 1893-1893
Земский начальник 10-го участка Аткарского уезда 1897-1897
Земский начальник 10-го участка Новоузенского уезда 1899-1899
Земский начальник 3-го участка Аткарского уезда 1913-1913
Земский начальник 3-го участка Хвалынского уезда 1893-1893
Земский начальник 4-го участка Новоузенского уезда 1910-1913
Земский начальник 4-го участка Хвалынского уезда 1916-1917
Земский начальник 5-го участка Хвалынского уезда 1896-1916
Земский начальник 6-го участка Хвалынского уезда 1914-1917
Земский начальник 7-го участка Аткарского уезда 1896-1897
Земский начальник 7-го участка Новоузенского уезда 1905-1905
Земский начальник 7-го участка Петровского уезда 1892-1894
Земский начальник 9-го участка Аткарского уезда 1896-1897
Земский начальник 9-го участка Николаевского уезда 1910-1910
Земский начальник восьмого участка Саратовского уезда 1897-1917
Земский начальник второго участка Саратовского уезда 1893-1914
Земский начальник первого участка Саратовского уезда 1891-1917
Земский начальник первого участка Хвалынского уезда 1893-1893
Земский начальник пятого участка Саратовского уезда 1897-1916
Земский начальник седьмого участка Саратовского уезда 1897-1907
Земский начальник третьего участка Саратовского уезда 1897-1897
Земский начальник четвертого участка Саратовского уезда 1904-1917
Земский начальник шестого участка Саратовского уезда 1908-1913
Николаевский уездный съезд 1913-1913
Новоузенский уездный съезд земских начальников 1913-1916
Петровский уездный съезд ????-????
Саратовский уездный съезд 1891-1917

Циркуляры МВД, Департамента полиции МВД, Переселенческого управления, губернатора, губернского присутствия, губернского продовольственного комитета, губернской казенной палаты, Саратовского уездного съезда земских начальников, уездных землеустроительных комиссий, протоколы заседаний губернского присутствия и Саратовского уездного съезда. Предписания и отчеты земских начальников; протоколы и приговоры волостных и сельских судов. Документы и переписка о деятельности земских начальников, уездных съездов и волостных судов, о проведении аграрной реформы 1906 г., образовании новых волостей и поселков, о положении крестьян и сельских обществ, сборах, налогах и повинностях, продовольственных капиталах, мобилизации на военную службу и призрении семей призванных в армию, выдаче продовольственных и семенных ссуд, наделении землей, о происшествиях, крестьянских волнениях, сельских училищах и библиотеках. Судебные дела о денежных исках за различные правонарушения. Копии удостоверительных актов на земельные участки и усадебные места. Документы о личном составе волостных и сельских правлений; посемейные списки и свидетельства переселенцев; подворные списки крестьян Полчаниновской волости (Ф. 26. Оп.1. Д. 873. 1905 г.); копия ревизской сказки д. Александровки (Гусиной Лапы) Саратовского уезда (Ф. 26. Оп.1. Д. 1105. 1858 г.); списки недоимщиков и нуждающихся крестьян, списки вышедших из общины.