Сторонние материалы: «Россия в конце XX века - начале XXI века - кратко. Выводы


8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Это привело к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

После распада СССР в РФ начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации гос. собственности, в отказе: от гос. регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Рост цен привел к резкому снижению спроса, а также к обесценению денег. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом товаров из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта и производства российских предприятий. В результате инфляции курс рубля упал в течение пяти лет почти в 16 раз.

В 1993-1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация гос. собственности. Она должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе. Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема - гос. собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды, либо продать. Эта схема вносила неравенство. Преимущество было у членов трудовых коллективов предприятий, а работники непроизводственной сферы практически ничего не получили, т.к. переданные ими в инвестиционные фонды ваучеры пропали вместе с развалившимися фондами. В обществе была создана почва для разногласий.

В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену гос. монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. И отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране.

К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общепит, бытовое обслуживание, треть промышленных предприятий. Приватизация привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила коррупцию, отток капиталов за рубеж.

В стране наблюдалась политическая нестабильность. К осени 1993г. достиг пика кризис властей - законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство). 21 сентября 1993 г. указ Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении конституционной реформы. Началось вооруженное противоборство. Итогом стала ликвидация системы Советов в России.

12 декабря 1993г. принята новая Конституция РФ, предоставлявшая большие полномочия президенту и установившая новую структуру высших органов - Федеральное Собрание, состоящие из двух палат - Совета Федерации и Гос. Думы.

В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. С другой усиления гос. регулирования экономики, продолжения бюджетного дотирования предприятий.

В 1994-1996 гг. Большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Увеличивался бюджетный дефицит. В аграрном секторе экономики началась с реорганизация колхозов и совхозов. Но уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться

Таким образом, милитаризация экономики, ведение военных действий, оказание военной и экономической помощи государствам, неэффективное ведение хозяйства привели к истощению государства и расстройству экономики страны, экономическому, политическому кризису, и распаду СССР.

Последствием этого стали разрушение единого экономического пространства и хозяйственных связей, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе.

Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологическии климат в обществе, стала криминализация общества . Преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой. Огромные суммы денежных средств оказались в теневой экономике (недопоступление средств в бюджетную систему - постоянному недофинансированию бюджетной сферы).

Все это нашло отражение в снижении экономических, демографических и социальных показателей в стране.

За период 1992-1997 гг. в России снизились производства, доходы населения снизились. Во второй половине 90-х годов экономический кризис углубился. В основе его был спад производства, несобираемость налогов, возросший бюджетный дефицит. Указом президента большинство акционерных обществ получили право оставлять дивиденды на собственное развитие. Таким образом бюджет лишился доходов.

В 1998 г. экспорт из страны снизился, а импорт вырос. 17 августа 1998 г. было объявлено о расширении коридора обменного курса валюты; о моратории на оплату долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным обязательствам.

Последствием таких действий стал уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов. Банки, вложившие в гос. ценные бумаги средства вкладчиков были в тяжелом положении, что привело к банковскому кризису . Для восполнения активов банки стали скупать доллары, вызвав повышение цен на валюту. С ростом курса доллара выросли цены на потребительском рынке. Все это стало причиной в августе 1998 г. финансового кризиса.

Ельцин стремился получить поддержку руководителей республик, краев, областей. Ряд республик в составе РФ получили более широкие права и льготы по сравнению с другими регионами. В связи с этим генерал Д. Дудаев, начал проводить политику приводившую к отделению Чечни от России. Этому способствовало то, что в 1992г. выводя воинские части из Чечни, РФ оставил много вооружения. Дудаев вооружил боевиков, стали совершать вооруженные рейды в соседние с Чечней регионы России, совершать террористические акты. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска с целью «восстановления конституционного порядка». В августе 1996 г. между Россией и Чечней было подписано мирное соглашение, но затем военные действия возобновились.

Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития.

После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система . Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

В стране начал развиваться парламентаризм. Выборы стали проводиться на альтернативной основе. Избираться стали президент, губернаторы, мэры. Сформировались на основе свободных выборов Гос. Дума, думы краев, областей, городов. Все это положительно сказалось на общественно-политическом положении в стране, на международных отношениях России с зарубежными государствами, с которыми ранее она находилась в состоянии холодной войны.

Ошибки и негативные явления. Одна из ошибок в том, что, в стране не было создано правительство одной партии ответственное за про ведение определенного политического и экономического курса. Отсутствие у депутатов профессионализма привело к тому, что авторитет Думы в обществе был низок. С выборами 1996 г. появляется новая волна депутатов. Они принимают законы, о высокой заработной плате на уровне министров, большие размеры пенсий для депутатов.

С середины 90-х годов получившие в стране большой размах коррупция, организованная преступность на фоне обнищания населения, привели к отрицательному отношению населения к демократизации. Общество стало склоняться в пользу усиления централизации управления государством.

Экономические последствия . Взятый курс на переход к рыночной экономике привел к разрушению экономических связей между отраслями и предприятиями. Политика устранения государства от управления экономикой, привело к тому, что предприятия были лишены гос. поддержки.

В стране сложилось положение политической социальной неустойчивости. Не оправдались надежды реформаторов на проведение политики монетаризма как регулятора экономического развития. Осуществление такой политики привело к уходу капитала из производственной сферы в финансовую и дальнейшему ослаблению реальной экономики.

Государственный банк РФ отказался осуществлять кассовое исполнение бюджетов. Это вынудило распорядителей бюджетных ресурсов, искать коммерческие банки. Государственное казначейство не могло обеспечить казначейское исполнение территориальных бюджетов.

Ослабление контрольных, правоохранительных функций государства содействовало незаконному вывозу материальных ценностей и капиталов за рубеж. Отказ от винной монополии и предоставление налоговых льгот сократили доходы федерального, региональных и местных бюджетов. Ущерб экономике наносили посреднические фирмы, которые встали между производителями и потребителями их продукции.

Резкое сокращение сферы материального производства как базы получения бюджетных доходов при сохранении высокого уровня расходов (главным образом на финансирование обороны, космических исследований и др.) требовало внешних заимствований. С каждым годом их величина росла.

Социально-демографические последствия. В конце 90-х годов в результате снижения спроса на продукцию примерно 80% российских предприятии находились на грани банкротства. Уровень безработицы вырос с 5,2 до 13,3%. Реальные доходы населения уменьшались, пенсии уменьшились на 15,1%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 28%. Несмотря на ежегодный въезд в Россию беженцев население страны ежегодно уменьшать. Сократилось число медицинских учреждений + повышение цен на медикаменты. В результате с 1990 г. инфекционная заболеваемость выросла на 29%, болезни крови, органов пищеварения, туберкулез.

Последствия реформ в России оказались неутешительными.. Ельцин в конце 1999г. добровольно ушел в отставку. Пол года до президентских выборов и.о. был Путин, на выборах он победил. Начинается усиление роли гос-ва в экономике, с целью создать условия для частного предпринимательства. Начинается переход к региональной экономике. Страна разделена на 7 ФО. В 2001г. начинается укрепление контактов России с Западом, особенно в борьбе против терроризма.

Культура перестает быть политизированной, стала более многообразной. Проникновение западной культуры.



Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Культура России в конце 20 и начале 21 века [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Культура России в конце 20 и начале 21 века переживает трудные времена, связанные с глобализацией, ростом негативных тенденций, связанных с развитием цифровых технологи. При этом культура России в 21 веке остается достойной преемницей исконно русских традиций.

Тенденции культурного развития России до 90-х годов 20-го века

Монумент Родина-мать зовет на Мамаевом Кургане

Ряд актуальных на конец 20 начало 21 века тенденций в культуре обязаны своему появлению 60-м годам прошлого столетия. Именно тогда в моду вошла "научная мотивация", "научное обоснование" всем явлениям, как в культуре, так и в мировоззрении. Религия была окончательно переведена в разряд буржуазной пропаганды и в пережиток царского прошлого. В качестве мер по борьбе с "влиянием религии" стали издавать журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Кроме того, был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Борьба с религиозными взглядами велась и в вузах. Так в большинстве образовательных учреждений вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". На этом фоне увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Имя себе сделал на псевдо фактах о репрессиях и Солженицын, который окончил свое жизнь в США. Не без основания считается, что его произведения о ГУЛАГе содержат намного больше вымысла, чем было модно считать в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Так или иначе, но "патриот" Солженицын окончил свои дни в Америке.

Послевоенная архитектура запомнилась грандиозными проектами времен Сталина, унылыми, типовыми строениями времен Хрущева и развитием метросторотельства. В период с 1949 по 1953 годы в Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков).

Здание МГУ в 1965 году

МОУ «Ульяновская СОШ» Зубцовский р. Тверская обл.

07.01.2012

Терминологическая работа для 9-го класса на 2 варианта.

Тема: «Россия в конце 20 – начале 21 века».

Вариант №1

1.Внеэкономическое принуждение.

1.Существование в системе страны различных политических партий и движений.

2.Многопартийность.

2.Установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

3.Разделение властей.

3.Передача государственного имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

4.Союзный договор.

4.Орган, занимающей определенное место в системе судебных органов.

5.Федерация.

5.Отсутствие в достаточном количестве товаров.

6.Валютный коридор.

6.Ценная бумага целевого назначения.

7.Ваучер.

7.Вид литературы, связанный с обсуждением насущных социальных вопросов.

8.Конвертируемая валюта.

8.Группа членов какой-либо партии и движения в парламенте.

9.Приватизация.

9.Принуждение к труду прямым насилием, личная зависимость работника от работодателя.

10.Товарный дефицит.

10.Ограничение или лишение прав определенной категории граждан по определенному признаку.

11.Инстанция судебная.

10.Договор о принципах и условиях создания союзного государства.

12.Фракция.

11.Течение авангардного искусства 60-90-х гг.

13.Концептуализм.

12.Государство состоящие из федеральных единиц.

14.Публицистика.

14.Денежная единица, подлежащая свободному обмену на волюту другого государства.

15.Дискриминация.

15.Принцып, согласно которому власть в государстве осуществляют независимые исполнители, законодательная и судебная ветви власти.

Ответы: 1-9;2-1;3-15;4-10;5-12;6-2;7-6;8-14;9-3;10-5;11-4;12-8;13-11;14-7;15-10.

Вариант №2

1.Конфедерация.

1.Государство в котором отсутствуют самостоятельные государственные образования.

2.Плюрализм.

2.Тоска по чему-либо.

3.Сепаратизм.

3.Лицо, на которое возложена ответственность за исполнение принятого решения.

4.Унитарное государство.

4.Орган созываемый для разработки конституции.

5.Инфляция.

5.Множественность, многообразие.

6.Либерализация цен.

6.Избиратели.

7.Рыночная экономика.

7.Система взглядов на место и роль страны в мире.

8.Гарант.

8.Общекультурный феномен 70-90 гг., стилевой плюрализм.

9.Референдум.

9.Стремление к отделению, обособлению.

10.Электорат.

10.Социально-экономическая система развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений.

11.Постмодернизм

11.Отказ от государственного регулирования цен.

12.Ностальгия.

12.Объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти.

13.Концепция внешней политики.

13.Бесспорная, не требующая доказательств истина.

14.Конституционная ассамблея.

15.Постулат

15.Рост цен, связанный с увеличением находящихся в обороте бумажных денег.

Ответы: 1-12;2-5;3-9;4-1;5-15;6-11;7-10;8-3;9-14;10-6;11-8;12-2;13-7;14-4;15-13.

Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.

«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.

Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в.
Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

  • в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;
  • в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств и международных организаций;
  • в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;
  • во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по истории

На тему: Международные отношения в конце XX - начале XXI в.

Введение

1. Проблема разоружения в конце XX - начале XXI в.

2. Политическая проблема

5. Африка в системе международных отношений

Заключение

Список литературы

Введение

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на развитие мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений. разоружение африка власть америка

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения прошли длительный исторический путь. Они возникли несколько тысячелетий назад, одновременно с появлением государств и развивались на всех континентах. Однако в связи с относительно быстрым ростом экономической и военной мощи европейских стран, и особенно после великих открытий кон. IV - нач. XVI вв., началась колонизация европейскими дельцами и правительствами стран и регионов в Африке, Латинской Америке, в Азии, а также Австралии, которые лишились самостоятельной роли в международных отношениях, перестали быть субъектами международных отношений и превратились в объекты политики ряда стран Европы. Важнейшим элементом на протяжении столетий были противоречия между капиталистическими странами, а с кон. XIX в. - нач. XX в. - противоречия между империалистическими странами. Начиная с времен Американской революции кон. XVIII в. и до наших дней происходила борьба народов колонизированных стран за свое освобождение. В итоге к кон. XX в. в мире сложилась система более или менее самостоятельных государств, которые вступают между собой в международные отношения. Если на протяжении веков характер и содержание определялись интересами господствующих классов различных государств, то в последние десятилетия, с ростом взаимозависимости и взаимовлияния стран, развитием мирового рынка и международного разделения труда. Такой поворот в международных отношениях был связан с развитием научно-технической и научно-технологической революцией, следствием которых были интенсификация обмена информацией, создание инфраструктур, охватывающих обширные регионы.

Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой стороны - любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, «правила мировой политической игры». Они взаимодействуют и с природной средой, с процессами, происходящими в этой среде,- географическими, климатическими, состоянием сырьевых и энергетических ресурсов. Причем границы природной среды постоянно расширяются. Одним из свидетельств этого стал выход человека в космическое пространство. Человек может и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств, их союзов, но и в планетарном аспекте. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду в процессе хозяйственной деятельности способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях проблем глобальных, общечеловеческих. К концу прошлого столетия наряду с задачей предотвращения ядерной войны возникла новая задача - сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов.

Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения. Они испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Подъем и спад мировой экономики, положение в сырьевой, топливно-энергетической, продовольственной областях, степень вовлеченности того или иного государства в международные экономические отношения, его зависимость от импорта и экспорта, от внешних кредитов и займов - все это факторы, оказывающие значительное влияние на международные отношения. Другим важным элементом международных отношений являются отношения между региональными, межгосударственными объединениями - военно-политическими коалициями, союзами, интеграционными организациями. В основе создания таких объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государств-участников. Третьим элементом международных отношений являются политические правительственные и неправительственные организации.

Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: а) война, б) холодная война, в) мирное существование, г) неприсоединение, д) сотрудничество.

В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

Отношение соперничества;

Отношение сотрудничества.

Изучая процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на планете. Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др. В современных условиях отдельные государства просто не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы.

1. Проблема разоружения в конце 20 - начале 21 в.

Одним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности является контроль вооружений и разоружении в мире. В рассматриваемый период проявилась и другая тенденция в международных отношениях. По мере того как нарастала гонка вооружений, разворачивались военные действия в разных частях света, усиливалось и стремление многих людей защитить мир.

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении. В этой связи Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями были предприняты усилия по контролю вооружению и разоружению в трех областях: ядерные, конвенциональные и биологические вооружения. Однако, к сожалению, человеческое сообщество все еще не имеет четкой программы всеобщего разоружения. В 2004 году страны мира потратили на военные нужды в общей сложности более одного триллиона долларов. Эта сумма означает ассигнование более 6 % всего мирового валового производства на разработку и закупку вооружений. В соответствии с отчетом Международного института мирных исследований в Стокгольме, из общей суммы военных расходов в мире за 2004 около 47% приходится на один только Соединенные Штаты.

В настоящее время торговля оружием составляет существенную часть общей мировой торговли, а точнее около 16% от 5 трлн. долларов мирового товарооборота, это 800 млрд. Продажа вооружений и военной техники в мире продолжает расти, так что оружейные и оборонные предприятия в 2002-2003 гг. увеличили производство на 23%. В 2003 году эти предприятия получили от продажи оружия 236 млрд. долларов, причем 63% пришлось на американские компании. Соединенные Штаты со времени окончания «холодной войны» остаются крупнейшим поставщиком оружия в мире. За ними следуют Россия, Великобритания и Франция. Последние полстолетия страны Ближними Востока были одними из главных покупателей оружия в мире. Факты говорят о том, что между поставками оружия и возникновением кризисов и вслед за этим вооруженных конфликтов разных точках мира существует неразрывная связь.

Ввиду огромной прибыли, получаемой от продажи оружия в мире, некоторые страны - производители оружия, провоцируя трения и разногласия между другими странами, которые потом перерастают в политические и межэтнические конфликты, как бы создают возможность для увеличения сбыта производимого им оружия.

К сожалению, сегодня мировое сообщество под предлогом обеспечения мировой безопасности тратит огромные средства на закупку новейших вооружений. В силу разрушительных последствий наращивания вооружений, а именно войн, конфликтов, разрушений и связанных с этим колоссальных расходов, мировое сообщество вот уже долгие годы стремится как-то обуздать гонку вооружений и добиться всеобщего разоружения.

За последние годы в результате прогресса в разработке все новых вооружений дать качественные и количественные оценки производству вооружений в мире становится все труднее. Сложности добавляет, с одной стороны, растущая точность поражения, а с другой, разработка новых средств перехвата этих вооружений. Сегодня темпы качественного, технического развития средств ведения войны постоянно ускоряется. Поэтому первым делом следует «сбавить обороты». Однако все признаки говорят о том, что мировое сообщество все еще не достигло заметного успеха в контроле вооружений, в обуздании гонки вооружений и всеобщем разоружении. Одной из важнейших международных инстанций, занимающихся вопросами контроля вооружения и всеобщего разоружения, является Организация Объединенных Наций. Эта организация, философия существования которой заключается в охране мира и обеспечения мировой безопасности, с самого начала своей деятельности сталкивалась с проблемами и разногласиями в интерпретации контроля вооружений и разоружения. Изучая послужной список ООН в этой сфере, мы видим, что, несмотря на функционирование многочисленных комитетов и комиссии, ей так и не удалось существенно продвинуться в обуздании гонки вооружений.

К ведомствам ООН, которые так или иначе связаны с контролем вооружений, следует отнести Международное Агентство по Атомной Энергии, Комиссию по неядерным вооружениям, Комиссию по разоружению, Комитет по разоружению и др. Комитет по разоружению, провозгласивший своей целью полное и всеобъемлющее разоружение в мире, действовал за пределами ООН. На протяжении деятельности этого комитета предлагались разные инициативы и программы по обузданию гонки вооружений и всеобщего разоружения. Однако холодная война между США и СССР и напряженность в международных отношениях не позволила реализовать ни один из этих проектов. Деятельность 10-стороннего комитета по разоружению прекратилась в 1960 г. Через три года по договоренности между США, Советским союзом и Великобританией с целью ограничения ядерных испытаний был создан еще один комитет по разоружению, на этот раз в составе 18 стран. С присоединением остальных членов ООН к этому комитету сформировалась конференция по разоружению, которая действует в рамках Организации Объединенных Наций.

Наряду с деятельностью, направленной на контроль и ограничение вооружений в мире, на международном уровне предпринимались и другие усилия по разоружению. С разделением всех вооружений на ядерные и неядерные, между разными странами были заключены договоры и соглашения. Наиболее важные конвенции в этой связи - Московское соглашение от 1963 г. и Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 г.

На данный момент решением всех глобальных проблем занимается ООН. Это организация первоначально создавалась для решения проблем сохранения мира, поэтому проблема разоружения является одной из первостепенных. Решение этой проблемы ООН пыталась найти в течение десятков лет, пытаясь договориться с США и с СССР о взаимном сокращении вооружения, которое к октябрю 1986 года в СССР составляло 10000 ядерных зарядов, а в США 14800 зарядов. Разрабатывались различные законы и резолюции, которые имели цель мирными и законодательными путями прекратить кровопролитные противостояния двух идеологических систем в странах третьего мира, а так же уменьшить степень риска появления новых военных конфликтов (как локальных, так и глобальных). Так, в декабре 1984 г. ООН выступила против перенесения гонки вооружения в космос, приняв, резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях. Хотя эти попытки в разные годы имели разный результат, но в целом проблема разоружения оставалась открытой, и коренных изменений в ее решении не было до конца 80-х годов.

С началом перестройки в Советском союзе (1985 г.) начался процесс сближения двух сверхдержав в вопросах мира и сотрудничества. В ноябре 1987 года состоялась встреча секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а так же связанные с ним протоколы о процедурах ликвидации ракетных средств и об инспекциях. В марте 1989 года в Вене прошли переговоры между странами принадлежащих к ОВД и НАТО, эти переговоры предусматривали сокращение вооружений от Атлантики до Урала. В июле 1991 года в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран. И, наконец, в 1992 году была подписана декларация России и США о прекращении «холодной войны».

Угроза третьей мировой войны перестала быть реальной. И в этом по праву есть заслуга ООН. Но даже после окончания «холодной войны» и разрушения Советского Союза вероятность того, что не уничтоженные ядерные боеголовки снова могут быть нацелены на города мира, не исчезла. Помочь России справится с опасным наследием СССР, обязался международный валютный фонд (МВФ). МВФ также как и ООН является органом, занятым решением глобальных проблем. Он оказывает финансовую помощь для решения этих проблем. Главным образом денежная помощь предоставляется стране в виде кредитов, которые в течение заранее установленного срока нужно выплатить. Таким образом, у любой страны отпадает необходимость поиска финансовых средств для решения своих проблем. Эти средства в любой момент может предоставить МВФ. России на решение внутренних экономических проблем, в том числе и проблем разоружения, так же были предоставлены кредиты МВФ, но об этом речь пойдет потом.

В начале XXI века появились новые методы решения глобальных проблем. К таким методам относится создание «Глобал Кастодианс». Это мировая электронная биржа, которая позволяет привлекать из-за рубежа неограниченные ресурсы на любые сроки. Торговля на этой бирже осуществляется через Интернет, который также является методом решения глобальных проблем. С помощью «Глобал Кастодианс» страны могут закупать любое количество необходимого ресурса, не прибегая при этом к военным методам захвата этого же ресурса. И поэтому излишнее вооружение становиться не нужным.

После развала СССР (декабрь, 1991 г.) Россия стала его преемницей. Она унаследовала все проблемы и долги Советского Союза, потеряв при этом треть территории, более 40% населения, более 30% производственных фондов. Экономика при этом находилась на грани развала, причем эта тенденция наметилась еще в предыдущие годы. Подытоживая сказанное и окидывая взглядом весь процесс наращивания вооружений в мире, можно отметить, что, несмотря на предпринятые усилия, в рамках контроля вооружений и глобального разоружения, гонка вооружений в мире все еще продолжается. По прошествии более полувека с образования Организации Объединенных Наций вклад этой организации в мировое разоружение остается ничтожным. Это обстоятельство в период холодной войны отводило ООН маргинальную, малоэффективную роль в разрешении мировых проблем, в то же время, провоцируя качественное и количественное наращивание вооружений, как ядерных, так и обычных.

В числе стран-производителей и экспортеров оружия США по-прежнему сохраняют, бесспорно, лидирующее положение. Милитаристские планы и амбиции таких держав, как США, еще со времен холодной войны показали, что мировое сообщество еще очень далеко от реализации своего основного чаяния, т.е. контроля вооружений и по мере возможности глобального разоружения, достижения мира во всем мире. Ибо в последние десятилетия США и другие производители оружия продолжают разрабатывать все новые технологии производства новейших вооружений. Это говорит о провале всех миротворческих и разоруженческих усилий, в том числе уже подписанных соглашений и конвенций о контроле и запрещении особо опасных видов оружия. До тех пор пока крупные военные державы вроде США не выполняют своих обязательств по соглашениям о разоружении, все эти конвенции, не имея исполнительных гарантий, остаются лишь красивыми проектами на бумаг.

2. Политические проблемы

В 1991 году произошло событие, полностью изменившее облик мира. Этим событием стало завершение холодной войны и распад Советского Союза. Холодная война представляет собой более чем 40-летний конфликт двух претендующих на мировое лидерство сверхдержав - СССР и США. В течение данного периода времени существовала так называемая биполярная система международных отношений, основанная на балансе сил двух лидеров и их взаимном сдерживании. В конце 80-х годов Советский Союз добровольно отказался от продолжения холодной войны.

Следствием ряда геополитических и социально-экономических ошибок советского руководства, а также политики западных государств, направленной на подрыв основ существования Советского государства, стал распад Советского Союза в декабре 1991 года.

Окончание холодной войны привело к возникновению новой геополитической реальности - так называемого постбиполярного мира. Для него характерна трансформация основных элементов Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, роли и места в системе международных отношений ООН, статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН, механизмов принятия решений по наиболее важным вопросам мировой политики.

Распад Советского Союза в декабре 1991 года стал, по мнению Владимира Путина, «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». Он привёл к резкому изменению баланса сил в мире в пользу одной оставшейся сверхдержавы - Соединённых Штатов - и стал непосредственной причиной последующих войн и вооружённых конфликтов с участием американцев. Ликвидация Советского Союза способствовала значительной дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве, вызвала ряд вооружённых конфликтов (Приднестровский, Грузино-Абхазский, Грузино-Югоосетинский, Армяно-Азербайджанский конфликты, военные действия на территории Чечни, гражданская война в Таджикистане и др.).

В 90-е годы XX века Россия пережила системный политический и социально-экономический кризис, поставивший в повестку дня вопрос о самом существовании страны как суверенного государства.

Наряду с распадом СССР важнейшими геополитическими тенденциями постбиполярного мира стали усиление геополитических позиций США, рост могущества Китая и объединение Европы.

Оставшись единственной сверхдержавой, США предприняли попытку установления мирового господства, взяв на себя функции мирового арбитра и мирового полицейского. Они приняли активное участие во всех наиболее важных международных конфликтах современности, осуществив вооружённое вмешательство во внутренние дела ряда суверенных государств (войны в Персидском заливе, на территории Югославии, в Афганистане и Ираке). Таким образом, нынешняя политика США - это стремление к созданию однополярного мира при полном подчинении всех собственной воле. Следствием политики США стала эрозия норм международного права, разрушение системы международных отношений, созданной после Второй мировой войны, ослабление позиции ООН и других международных структур. Военные действия США и их союзников, осуществлённые без санкции ООН в Югославии и Ираке, подрывают позиции ООН и нарушают основы современной системы международной безопасности, допускающей возможность применения силы только с согласия Совета Безопасности ООН. Предпринимаются попытки «подчинения неэффективной ООН эффективной НАТО», т. е. подмены ООН западными региональными структурами - НАТО и Евросоюзом. Концепции превентивной войны, гуманитарной интервенции и избирательной легитимности наносят удар по основополагающему принципу международных отношений - невмешательству во внутренние дела суверенных государств.

Ярким примером гегемонистской политики США на постсоветском пространстве необходимо рассматривать обострение грузино-югоосетинских и грузино-абхазских отношений в 2007-2008 годах. Итогом эскалации напряжённости стало нападение вооружённых сил Грузии на Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года. Был подвергнут разрушению Цхинвал и другие населённые пункты Южной Осетии. Нападение сопровождалось многочисленными жертвами среди мирных жителей и российских миротворцев. Россия была вынуждена вмешаться в конфликт для защиты своих граждан и предотвращения геноцида югоосетинского населения. В течение пятидневных вооружённых столкновений грузинская армия была разбита и покинула территорию Южной Осетии и оккупированной ранее части Абхазии (Кодорское ущелье).

Грузино-Югоосетинский вооружённый конфликт полностью изменил геополитическую ситуацию не только на Кавказе, но и в целом на постсоветском пространстве. Дальнейшее осуществление миротворческой миссии оказалось невозможным. В этих условиях Россия пошла на единственный оставшийся возможным вариант - признание Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств, установление с ними дипломатических отношений и подписание соглашения о размещении здесь своих вооружённых сил. В то же время в соответствии с так называемым «планом Медведева-Саркози», в приграничные с Абхазией и Южной Осетией районы Грузии введены международные наблюдатели от Евросоюза. Конфликт привёл к укреплению позиций России в регионе, продемонстрировавшей твёрдость в отстаивании своих национальных интересов и интересов своих союзников. В то же время он показал ужесточение позиции Запада в отношении России. Используя политику двойных стандартов, США и их союзники обвинили Россию в совершении агрессии против Грузии, нарушении норм международного права, оккупации грузинской территории. Показательна реакция сенатора Джона Маккейна, призвавшего к исключению России из «Большой восьмёрки», её международной изоляции и введению политических и экономических санкций. Выступая перед своими избирателями, кандидат в президенты США заявил: «Сегодня мы все - грузины». При этом факт агрессии Грузии против Южной Осетии замалчивался, как и вооружённые действия США и их союзников в Ираке, Афганистане, Сербии и других странах.

Достигнуты определённые геополитические успехи. В 1997-1999 гг. под юрисдикцию Китая были возвращены португальская колония Макао и английская колония Гонконг. После одиночества, характерного для периода Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, Китай становится активным участником международных отношений. Целый ряд сопредельных государств, в том числе Северная Корея, Мьянма, Монголия, находятся в сфере влияния Страны восходящего солнца. По данным социологического опроса, проведённого немецким Фондом Бертельсмана в 2007 г. среди населения ведущих стран мира, Китай считают второй по могуществу после. США мировой державой. Главной геополитической тенденцией современной Европы является интеграционный процесс, связанный с деятельностью Евросоюза. Сообщество являлось экономической интеграционной структурой, действовавшей в американской сфере влияния, то есть в западной части Европы.

После завершения советско-американского противостояния начинается процесс динамичного развития сообщества, который шёл сразу по двум взаимно исключающим направлениям - в сторону дальнейшей интеграции его членов и в сторону расширения его рядов.

Евросоюз представляет собой, пожалуй, последний шанс старого геополитического центра мира - Европы - сохранить лидирующие позиции в глобальном масштабе.

Всего в настоящее время ЕС насчитывает 27 государств Европы. По совокупной численности населения Евросоюз составляет 488 миллионов человек, а по объёму ВВП превосходит США.

Новым шагом по пути экспансии Евросоюза на постсоветском пространстве стало создание так называемого Восточного партнёрства. В условиях кризиса процесса евроинтеграции стало очевидным, что дальнейшее расширение ЕС в настоящее время может вызвать усиление внутренних противоречий и дезинтеграционных тенденции внутри Единой Европы. В то же время Евросоюз не снимает с повестки дня идею расширения своей сферы влияния за счёт бывших советских республик. Результатом стало создание под эгидой ЕС новой организации. Идея Восточного партнёрства впервые была озвучена министром иностранных дел Польши 26 мая 2008 года. Через год, 7 мая 2009 года, на саммите в Праге было официально объявлено о его создании. В состав Восточного партнёрства вошли шесть стран постсоветского пространства: Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения. Восточное партнёрство рассматривается Евросоюзом как площадка для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнёрству со странами - восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих стран.

Стремление США к мировому лидерству, рост могущества Китая, интеграция и расширение Евросоюза привели к изменению баланса сил в Евразии и в мире в целом.

3. Развитие исламского движения

Понятие политический ислам впервые вошло в научный и политический оборот после победы исламской революции в Иране в 1979 году. И с тех пор позиции политического ислама не ослабевают, о чем свидетельствуют результаты парламентских выборов последних лет в странах Востока. Исламские партии успешно завоевывают голоса избирателей и вызывают зачастую неадекватную реакцию Запада.

Ислам, появившийся в начале VII века нашей эры - самая молодая из мировых религий. В VII веке большинство разрозненных арабских племен объединились, чтоб противостоять внешним завоевателям Византии и Сасанидскому Ирану. Центром объединения стал Хиджаз - район с наиболее высокоразвитым земледелием, ремеслом и торговлей на Аравийском полуострове- и его города Мекка, Медина и Таиф. Объединению арабских племен способствовало и принятие ими единой религии - ислама- с его строгим монотеизмом и проповедью братства всех мусульман независимо от племенного деления. Начавшиеся с VII века арабские завоевания, способствовали широкому распространению ислама и к Х веку мусульмане стали составлять большинство в халифате - государстве основанного пророком Мухаммедом. Но ислам не только свод духовных канонов, но и образ жизни. Эта религия носит всеохватывающий характер, все стороны повседневной жизни и поведения верующих строго регламентированы - от семейно-брачных отношений до хозяйственной этики и уголовных наказаний. Другой особенностью является то обстоятельство, что эта религия в целом ряде стран Ближнего и Среднего Востока не отделена от государства: практически во всех арабских странах и в Иране она является государственной.

Политизация ислама особенно четко проявилась после проигранной шестидневной арабо-израильской войны 1967 г., когда роль религии в формировании общественного самосознания арабов стала быстро возрастать. Многие мусульмане связывали неудачи арабских стран с отходом их светских правительств от традиционных канонов ислама и видели в возвращении к традиционным исламским ценностям способ восстановления величия не только арабского, но и всего мусульманского мира. Не последнюю роль сыграло также и разочарование в возможностях быстрого преодоления социально-экономической отсталости на путях светских доктрин арабского национализма, арабского социализма и т.п. (Египет, Алжир, Ирак и др.). Это привело к усилению влияния фундаменталистов, утверждавших, что все беды мусульман - в отходе от учения Пророка, и возврат на «путь истинный» даст возможность быстрого возрождения былой мощи и славы мусульманского Востока. В сущности требования фундаменталистов о возвращении к истокам религии - это скорее своеобразный протест против существующей действительности. При этом религия используется в качестве знамени в борьбе против бедности, унижения, попрания прав и т.п.

В то же время, по мнению ряда арабских политологов, стремление правящих кругов ряда западных государств распространить их образ жизни, прибрать к рукам нефтяные богатства мусульманских стран привели к значительной политической и религиозной радикализации в исламском мире. В последней четверти ХХ века силой пришлось пресекать попытки исламистов прийти к политической власти в ряде государств, в частности в Алжире, Египте, Сирии, Таджикистане. В 90-х годах под исламскими лозунгами созрел террористический режим талибов в Афганистане. Причем интересно само появление талибов на политической арене Афганистана. Когда, 1992г. моджахеды пришли к власти и начали ее «делить», события в Афганистане вызвали беспокойство его соседей, справедливо рассматривавших эти события как угрозу региональной стабильности. Не последнюю роль сыграли здесь и экономические интересы ряда стран, в первую очередь США и Саудовской Аравии, нефтяные компании которых включились в борьбу за энергоресурсы Каспия, планируя строительство газопровода Туркмения-Пакистан через афганскую территорию.

Главным спонсором талибов выступил Пакистан, лидеры которого еще с 1956 года вынашивали идею создания афгано-пакистанской конфедерации, содействуя приходу к власти в Кабуле «дружественного», марионеточного правительства. Основная часть талибов проходила жесткую религиозную и военную подготовку в многочисленных пакистанских медресе. Движение «Талибан» базировалось не столько на этнической, сколько на конфессиональной основе. Навязывая Афганистану посредством талибов пуританский ислам, зарубежные спонсоры сделали ставку на пуштунов, стремясь вернуть страну в лоно традиционной пуштунской государственности. Именно из среды пуштунской молодежи из афганских беженцев рекрутировались участники движения. В основу же идеологии движения был положен религиозный фанатизм талибов. Провозглашение талибами Исламского Эмирата Афганистан в 1997 г. явилось одним из заметных компонентов процесса мирового «исламского ренессанса». Исламский экстремизм стал основным содержанием государственной политики вчерашних афганских «семинаристов». Внутри Афганистана этот процесс принял формы жесткого подавления инакомыслия и преследования афганцев, отказывавшихся принять навязываемые им нормы ортодоксального ислама в его крайних формах. Одним из проявлений религиозной нетерпимости талибов стало уничтожение в феврале 2001 года древнейших памятников мировой культуры - гигантских статуй Будды в Бамиане под предлогом их несовместимости с исламом. Впрочем, за этим актом вандализма стояли явные политические мотивы: это был дерзкий вызов мировому сообществу, попытка шантажа и оказания на него давления с целью заставить ООН отменить наложенные на Кабул международные санкции и добиться международного признания. 90-е годы ХХ века стали свидетелями нового подъема деятельности экстремистских террористических организаций и движений, выступавших с религиозно-этнических позиций и добивавшихся главным образом торжества их идеологических и морально-нравственных принципов не только в странах Ближнего и Среднего Востока, но и в России, в частности в Дагестане.

Созданные в 90-е годы движения и организации, поставившие перед собой цель реисламизации общественно-политической жизни в мусульманских странах, реформирования ее по критериям «чистого», первоначального ислама, относятся, по существу, к особой политической идеологии, которая характеризуется термином «исламизм».

С началом ХХI века, когда одной из актуальных проблем человечества и одним из главных приоритетов мировой политики стала задача борьбы против международного терроризма средствах массовой информации к термину «исламизм», добавился термин «терроризм». Это очень опасная тенденция и некорректно и неправомерно использование таких обобщающих терминов при характеристике деятельности экстремистских движений и групп в мусульманском мире.

Терроризм - страшное явление современности. Террористы - это преступники, попирающие и юридические законы, и нормы человеческой морали. Но неверно говорить ни о католических террористах, ни о баскских террористах, ни об исламском терроре. Терроризм нельзя ассоциировать с какой-либо нацией или религией. Хотя, многие религиозные идеологи утверждают, что только они располагают монополией на истину и чаще других прибегают к насильственным способам для того, чтобы «убедить» других в правоте своих взглядов. Примеров тому из истории немало. Можно вспомнить и инквизицию, и Варфоломеевскую ночь, и нынешние события в Ирландии, и т.п. Трагизм ситуации заключается в том, что подобные взгляды и действия приводят к гибели многих ни в чем не повинных людей.

К сожалению, история Дагестана рубежа ХХ-XXI веков, также пополнилась страшным списком жертв террористов: 1996 г. взрыв жилых домов в г. Махачкале на Пархоменко и г. Каспийске, 1999 г. в Буйнакске, 2003 г. в г. Каспийске. В август 1999 года на территорию Цумадинского и Ботлихского районов Дагестана началось вторжение вооруженного отряда исламистов со стороны Чечни, в котором принимали участие наемники-выходцы из арабских стран. Существует точка зрения, что терроризм вечный спутник человечества и как политический феномен появился вместе с динамитом и телеграфом. В наиболее общем виде терроризм можно определить как политически мотивированное насилие. Терроризм обычно находит для себя почву там, где появляются геополитические пустоты, «горячие точки», где ослаблена власть, где слабеют или вообще исчезают государственные и международные механизмы политического и правового регулирования развития общества и разрешения, возникающих при этом противоречий и конфликтов, там, где истинно моральные и гуманитарные принципы в действиях людей и политических движений вытесняются соображениями жажды власти или известности, наживы, личной или групповой выгоды, кровной мести и т.д. Попытки отождествлять ислам как таковой с терроризмом оскорбляют чувства миллионов верующих. Мусульманская религия и по сей день притягивает к себе миллионы людей. Нельзя забывать, что когда ислам начал свое распространение по миру, он создал культуру высочайшую для своего времени уровня.

Таким образом, одной тяжелых проблем начала XXI в. остается сложный комплекс вопросов, связанных с непростыми и чаще противоречивыми процессами, происходившими в исламском мире. Политический ислам в странах Востока и Дагестане явил миру некий сплав разных по вектору и ресурсам, многомерных движений, больше направленный на разрушение, нежели на созидание, так и не сумев предложить обществам и государствам экономическую, социальную, культурную и проч. перспективы развития.

Нарастающая активизация и радикализация исламистов, выдвигающих лозунг создания всемирного халифата (поскольку в арабских летописях в качестве единственного примера праведного государства, его наиболее совершенной формы, возможной в подлунном мире и приемлемой для мусульман, фигурирует «Халифат, который будет жить вечно»), их стремление усилить влияние на мировую политику в своих интересах, не стесняясь в средствах и методах достижения цели, становятся проблемой глобальной и требуют адекватной реакции мирового сообщества.

4. Латинская Америка в системе международных отношений

90-е годы для Латинской Америки стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия» - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. И если общерегиональный усредненный показатель прироста ВВП по региону составлял в год около 2%, то у ведущих государств - Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии - он ежегодно как минимум вдвое превышал этот показатель. Столь впечатляющий экономический успех был достигнут благодаря структурным преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы. В эти же годы был осуществлен переход к активной внешнеторговой политике. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долл.

Заметные перемены произошли и в области социально-политического развития. Начавшийся еще в середине прошлого десятилетия процесс демократизации и перехода к гражданской форме правления в 90-е годы привел к стабилизации конституционных режимов представительной демократии практически во всех странах региона, за исключением Кубы. Резко возрос интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Фактором возросшей взаимозависимости «двух Америк» стал комплекс проблем наркобизнеса и наркотрафика. В целом первую половину 90-х годов можно было бы охарактеризовать как этап сближения «двух Америк», гармонизации межамериканских отношений, наивысшей точкой которого стала встреча глав 34 государств Западного полушария 10-13 декабря 1994 г. в Майами. Однако уже при подготовке саммита проявились разные подходы к его задачам. Латиноамериканские государства, ожидали от саммита, в первую очередь, ответа на конкретный вопрос: как США планируют расширение зоны свободной торговли? В преддверии встречи в верхах латиноамериканская коалиционная дипломатия работала на полных оборотах. В результате вопрос о континентальной зоне свободной торговли был включен в повестку дня и привлек особое внимание. В принятой на встрече в верхах «Декларации принципов партнерства во имя развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на Американском континенте» и в приглавшемся Плане действий, состоящем из 100 пунктов, было провозглашено создание к 2005 г.

Панамериканской зоны свободной торговли. На встрече президентов Америк был принят и ряд других решений. В Майами было провозглашено начало «полномасштабного наступления на коррупцию» и всестороннее противодействие наркобизнесу и наркотрафику. Напомним в этой связи, что в 80-е годы страны полушария накопили немалый опыт многостороннего сотрудничества в силовом противодействии наркокартелям. В целом к середине десятилетия все более проблематичным становилось и расширение НАФТА.

Конгресс США, по сути, заблокировал вступление в эту организацию Чили, вопрос о чем казался практически решенным еще в 1994 г. В то время как североамериканский интеграционный проект сталкивался с немалыми внутренними трудностями, все более заметную роль в международных отношениях начинало играть другое интеграционное объединение - Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР), объединивший двух южноамериканских гигантов - Бразилию и Аргентину, а также соседние Парагвай и Уругвай. Договор о создании объединения был подписан в марте 1991 г. в г. Асунсьон (Парагвай). МЕРКОСУР превратился в наиболее динамично развивающийся интеграционный блок Западного полушария, охватывающий почти 60% территории Латинской Америки, 46% ее населения и около 50% ВВП. МЕРКОСУР во второй половине 90-х годов превратился в больший, чем НАФТА, полюс притяжения для других государств региона. В 1996 г. ассоциированным членом объединения стала Чили - одно из наиболее развитых государств региона. Присоединение этого государства с геостратегической точки зрения как бы открывает объединению ворота в Тихоокеанский регион. В том же 1996 г. к МЕРКОСУР присоединилась Боливия. Начался переговорный процесс по вопросу ассоциации между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций, в которое входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия.Ко второй половине 90-х годов МЕРКОСУР превратился в четвертый по экономическому потенциалу интеграционный блок, по объему ВВП (около 1 трлн. долл.) сравнявшийся со странами АСЕАН. При этом налицо была резкая активизация внерегиональных связей. 15 декабря 1995 г. в Мадриде было подписано соглашение о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Европейским союзом. Такое партнерство не только в целом способствовало наращиванию переговорного потенциала стран - членов МЕРКОСУР, но и существенно укрепляло их позиции в диалоге с Соединенными Штатами, который складывался в середине десятилетия весьма непросто.

По сути, в середине десятилетия столкнулись два подхода к созданию общеконтинентальной зоны свободной торговли. Соединенные Штаты и Канада настаивали на отдельном обсуждении вопроса о присоединении к НАФТА каждого из новых членов, в то время как страны МЕРКОСУР выступали за межблоковый характер переговоров и последующего объединения. В политике США вновь стали просматриваться черты традиционного подхода: стремление разобщить страны региона и иметь с ними дело один на один. В результате НАФТА постепенно поглотила бы вслед за-Мексикой Центральную Америку и Карибский бассейн, а южно-американские страны консолидировались бы вокруг МЕРКОСУР.

Для середины 90-х годов характерно выдвижение на первый план еще одного «чисто латиноамериканского» объединения, в которое входят не только страны - члены МЕРКОСУР, но и практически все ведущие страны Латино-Карибской Америки. Речь идет о Группе Рио - механизме политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона. Группа Рио институционализировалась в 1986 г. и впоследствии становилась все более влиятельным действующим участником международных отношений в Западном полушарии. Особое внимание было уделено вопросам, как незаконная торговля оружием и борьба с наркотрафиком. В частности, отмечалось, что он должен предусматривать процесс ограничения и контроля над обычными вооружениями и разработку мер доверия в этой области, принятой в Асунсьоне декларации отмечается, что свержение законно избранного правительства либо нарушение демократических процедур в одной из стран - членов Группы Рио должно рассматриваться как угроза демократии в других странах-членах и вести к коллективным санкциям.

При этом деятельность Группы Рио не ограничивалась лишь рамками Западного полушария. Так, на саммите в Асунсьоне обсуждалась проблема реформы ООН и, в частности, расширения числа постоянных членов Совета Безопасности (СБ). Страны-участницы подчеркнули необходимость предоставления Латинской Америке одного-двух мест постоянных членов СБ. Вместе с тем в Асунсьоне не удалось определить, какое государство конкретно будет представлять регион в этом качестве. Следует отметить и внерегиональные связи Группы Рио, в частности регулярные встречи министров иностранных дел стран-членов с представителями Европейского союза.

Отмеченная выше тенденция к расширению сферы внешнеполитической активности латиноамериканских стран в середине 90-х годов нашла выражение в активизации связей с бывшими метрополиями - Испанией и Португалией. С 1991 г. стали проводиться ежегодные встречи глав государств и правительств стран Латинской Америки, Испании и Португалии. Ибероамериканское взаимодействие не сводилось лишь к политическому диалогу. На предшествовавшем пятом саммите в Барилоче (Аргентина, 1995 г.) страны сообщества учредили постоянную системусотрудничества, нацеленного на осуществление совместных программ в области науки и техники, образования, проблем мегаполисов, поддержки индейских народностей и др. Особенностью ибероамериканских форумов стало участие в них Кубы. Это существенно расширило сферу диалога с Ф. Кастро, в частности, по вопросам «реинтеграции» Кубы с Латинской Америкой после окончания холодной войны. На очередной встрече в верхах в г. Порто (Португалия, октябрь 1998 г.) президенты ибероамериканских стран приняли специальное обращение к «большой семерке», а также к международным финансовым организациям взять на себя часть ответственности за финансово-экономический кризис в Латинской Америке и обеспечить «прозрачность» механизмов глобального финансового регулирования. Там же, в Порто, Гавана была официально провозглашена в качестве места проведения ибероамериканского саммита в 1999 г.

На встрече в Порто произошло еще одно знаменательное событие. Президент Перу А. Фухимори и президент Эквадора X. Мауад официально провозгласили завершение длившегося более полувека территориального спора между двумя странами по поводу прохождения границы на участке протяженностью в почти 100 км. Относительно новым направлением внешнеполитической активности ведущих государств континента стал Азиатско-тихоокеанский регион. В 90-е годы на первый план вышло стремление подключиться к новому интеграционному полюсу, формирующемуся в АТР. Своеобразным признанием растущего влияния ведущих латиноамериканских государств в мировой политике в целом и расширения их связей со странами региона стал прием Мексики и Чили в качестве полноправных членов в Ассоциацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 1997 г. в эту организацию была принята Перу. Напомним, что АТЭС в последние годы превратилась в орган, координирующий создание в АТР открытой многосторонней системы свободной торговли и инвестиций.

С начала 90-х годов происходило становление российско-латиноамериканских отношений. Однако были факторы, затруднявшие развитие отношений в те годы. К ним в первую очередь следует отнести выявившуюся разнонаправленность в целом схожих процессов внутренних реформ в России и ведущих государствах региона. В то время как Россия во многом в результате примененной в 1992 г. «шоковой терапии» все глубже погружалась в беспрецедентный по масштабам социально-экономический кризис, такие государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили, успешно проводили масштабную приватизацию, привлекали иностранный капитал. Все это порождало в регионе иллюзии не только быстрого присоединения к Северу, но и изменения весовых категорий в отношениях с Россией. И все же у российско-латиноамериканских отношений уже к середине десятилетия обозначились перспективы, далеко выходящие за рамки протокольных связей. Речь идет о значительно расширившейся общности стратегических целей и интересов России и ведущих государств Латинской Америки. Общие парадигмы развития создают принципиально иное поле для партнерства, тем более что исчез мощный идеологический барьер, существенно осложнявший отношения между сверхдержавой Востока и хрупкими демократиями Западного полушария.

Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, приобрели сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Латинская Америка в 90-е годы оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг.; в 1996 г. он превысил 4 млрд. долл.). Другой формой многосторонних отношений стал диалог России с Группой Рио, который в основном разворачивался на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. С 1996 г. начались контакты между СНГ и МЕРКОСУР. В ходе этих контактов рассматривались вопросы расширения торгово-экономических связей между двумя интеграционными объединениями и создания для этого соответствующей организационной инфраструктуры.

В целом вторая половина 90-х годов прошла под знаком активизации российско-латиноамериканских связей, расширения сфер сотрудничества и поиска новых форм партнерства.

5. Африка в современных международных отношениях

С окончанием холодной войны радикально изменилась роль Африки в международных отношениях. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке.

В этой связи к началу 90-х годов как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами. Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Если в 1960 г. Африка обеспечивала себя продовольствием, то с 1980 г. треть африканцев выживает только за счет международной помощи. Вместе с тем население Африки возрастало быстрее, чем население других развивающихся стран. К началу 90-х годов Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Представляют угрозу для Африканского континента и другие серьезные проблемы. Во всех странах южнее Сахары крайне остро стоит проблема СПИДа. Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ. «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

...

История локальных сообществ славянских и кочевых народов Центрального Предкавказья в конце XVIII – начале XX вв. Процесс социокультурного взаимодействия славянского (русского и украинского) и кочевого (туркмен, калмыков, ногайцев) населения Ставрополья.

Экономическая и политическая ситуация в Чехии в конце XIV и начале XV веков. Гуситская революция. Структура чешского государства и политическое положение отдельных слоев общества. Обострение политических противоречий в период Тридцатилетней войны.

курсовая работа , добавлен 04.02.2011

Анализ причин и положительных итогов социально-политического кризиса в Индии в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Расстановка политических сил; этнические конфликты между центром и штатами. Автономистские движения и эволюция партийно-политической системы.

курсовая работа , добавлен 01.02.2012

Этапы развития русско-крымских отношений. Россия и Крым в конце XV-начале XVII в. Русско-крымские отношения во второй половине XVI века. Участие крымских татар в Смуте начала XVII века. Крымское ханство в системе международных отношений.

курсовая работа , добавлен 06.03.2005

Выбор внешнеполитического курса в Швеции и его осуществление. Россия и Швеция – соседи на Севере. Их взаимоотношения в конце XIX – начале XX в. Основные направления развития внешней политики Норвегии и Дании со странами Западной и Восточной Европы.

курсовая работа , добавлен 11.11.2010

Осложнения в традиционные связи Латинской Америки с Западной Европой, усиление экспансии США в регионе. Интервенционистская политика США и обострение антиимпериалистических настроений. Тяжелые условия жизни латиноамериканцев, подъем рабочего движения.

реферат , добавлен 17.09.2009

В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и идиш. Хедер - еврейская религиозная начальная школа. Талмуд-Тора - школа для бедных еврейских мальчиков. Женские гимназии Беларуси.

реферат , добавлен 22.02.2011

Основные особенности экономического развития Франции в конце XIX – начале XX вв. Внешняя и колониальная политика страны. Влияние заключения соглашения Антанты на развитие внешней политики Французской республики. Особенности колониальной политики Франции.