Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с тем обладают административно-правовым статусом. Административно-правовой статус органов местного самоуправления означает, что в законодательстве закреплено их право вступать в правоотношения с органами исполнительной власти, а также право быть носителями государственно-управленческих полномочий. Следовательно, в административно-правовых отношениях они могут быть как объектами управления для органов государства, так и субъектами государственного управления.

В первом случае речь идет о публичных обязанностях, которые должны выполнять органы местного самоуправления как и иные юридические и физические лица - соблюдать правила и нормы, надзор за соблюдением которых осуществляют уполномоченные органы государства (например, правила пожарной, дорожной безопасности, санитарные нормы и многие другие).

Во втором случае органы местного самоуправления выполняют государственные функции, закрепленные за ними государством с помощью законодательства – устанавливают местные налоги и сборы, а также льготы и преимущества по ним, принимают различные правила и положения, в том числе такие, за неисполнение которых может быть установлена административная ответственность.

Кроме того, законодательством установлена специальная формула о возможности делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий с передачей им соответствующих материальных и финансовых средств и при наличии их согласия. При осуществлении этих полномочий органы местного самоуправления действуют под контролем со стороны органов государства.

Формула о том, что сущность местного самоуправления состоит в обеспечении самостоятельно и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения, позволяет обратить внимание на то, что описанные выше вопросы, по которым органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия, трудно считать вопросами только местного значения, это вопросы общезначимые, касающиеся публичного интереса, но в силу ряда причин переданные на уровень местного самоуправления. Следовательно, эта деятельность органов местного самоуправления носит характер государственного управления.

28 вопрос. Государственная должность и должность государственной службы: понятие и виды.

Понятие и виды государственной должности

Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач.



Новация Закона «Об основах государственной службы РФ» в части должности в том, что государственные должности занимают не только государственные служащие (лица категорий «Б» и «В»), а и другие лица в государстве, т.е. категории «А», которые, повторим, государственными служащими не являются, поэтому о них далее речи нет.

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

Социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

Организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

Правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Следует различать порядок учреждения должностей и порядок их замещения.

В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном масштабе порядок учреждения государственных должностей.

Должности руководителей высших и центральных органов учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерации относится к их полномочиям.

Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.

Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления правового статуса должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностная инструкция, которая не может быть, как правило, типовой, а должна быть индивидуальной по каждой должности в любой организации, потому что объем работы и в связи с этим должностных полномочий в организациях оказывается нередко не совсем одинаковым даже для одноименных должностей.

О видах должностей следует излагать в связи с их большим количеством, различными способами замещения и т.д.

Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

В заключение характеристики должности можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Местное самоуправление. Элементы, принципы, структура

2. Понятие правовой основы местного самоуправления

2.1 Муниципальные нормативные правовые акты

3. Правовые основы статуса органов местного самоуправления

3.1 Правовые основы статуса представительного органа местного самоуправления

3.2 Правовые основы статуса исполнительного органа местного самоуправления

3.3 Понятие территориальных основ местного самоуправления

Список литературы

1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА

Местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Элементы местного самоуправления:

1) главный субъект местного самоуправления - население, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке;

2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и другие), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации;

3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.

Принципы местного самоуправления:

1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ;

2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти;

3) принцип независимости органов местного самоуправления - самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;

5) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

Под органами местного самоуправления следует понимать избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, имеющие определенную структуру, наделенные властными полномочиями для осуществления деятельности по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций и в организационно-правовых формах, установленных законодательством.

Структура органов местного самоуправления:

1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления);

2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся:

1) управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) охрана общественного порядка;

5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов. Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

В структуру органов местного самоуправления входят:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1 Муниципал ьные нормативные правовые акты

Правовая основа местного самоуправления - это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

3) конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

3.1 Правовые основы статуса представительного органа местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления должен иметь выборный орган местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение

отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Сессии, заседания - их периодичность и порядок определяется уставами местного самоуправления и регламентами представительных органов местного самоуправления не реже чем один раз в 2-3 месяца. Сессии созываются или главой муниципального образования, или председателем представительного органа местного самоуправления.

3.2 Правовые основы статуса исполнительного органа местного самоуправления

На исполнительные органы местного самоуправления возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, состоящие в действиях по выполнению законов государства и решений представительных органов местного самоуправления. Исполнительные органы являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.

В Конституции РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Положения об исполнительных органах местного самоуправления, как правило, содержатся в Конституциях республик, уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, в законах субъектов РФ.

Исполнительные органы местного самоуправления в основном названы администрацией.

Местные исполнительные органы - это фундамент, на котором держится вся исполнительная власть РФ. В состав исполнительных органов местного самоуправления входят так же главы муниципального образования, или главы администраций.

Главы муниципального образования, главы администраций в соответствии с действующими законами об органах местного самоуправления либо избираются на выборах путем прямого тайного голосования, либо избираются из числа депутатов соответствующим представительным органом местного самоуправления. Главы администраций могут быть наняты по контракту.

После избрания или назначения глава исполнительного органа формирует исполнительный орган. Законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований наделяют главу администрации (главу муниципального образования) правом самостоятельно решать вопрос о формировании местной администрации, или по согласованию с представительным органом местного самоуправления.

Для организации работы исполнительного органа (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть комитеты, департаменты, управления, отделы, другие структурные подразделения.

Деятельность создаваемых органов в системе исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемых либо главой администрации, либо по представлению последнего представительным органом местного самоуправления.

Структурные подразделения аппарата местной администрации (исполнительного органа) в ряде муниципальных образований обеспечивает деятельность представительного органа местного самоуправления.

Исполнительный орган (местная администрация) осуществляют свои функции двумя способами:

Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления.

Организационный способ предполагает организацию работы по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, а так же законов и других нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности и гласности, а также на уже названных принципах коллегиальности, а так же на принципах коллегиальности и единоначалия.

Исполнительный орган подотчетен представительному органу местного самоуправления, при этом он является постоянно действующим органом местного самоуправления.

Заседания исполнительного органа - это форма преимущественно используется в том случае, если закон или устав закрепляют принцип коллегиальности в деятельности исполнительного органа или главы администрации.

Коллегиальная форма означает, что все вопросы рассматриваются на заседаниях исполнительного органа, в котором должны принимать участие все члены или большинство членов. Заседания могут быть открытыми и закрытыми. Решения исполнительного органа принимаются путем голосования членами исполнительного органа, они подлежат опубликованию в СМИ или доводятся иным путем до сведения граждан.

Когда глава администрация осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия, он вправе сам принимать решения без обсуждения вопросов на заседаниях.

3.3 Понятие территориальных основ местного самоуправления

Общая характеристика территориальных основ местного самоуправления.

Территория четко определена в уставе муниципального образования. Конституция РФ определяет территориальные основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления обладают территориальным верховенством в вопросах местного значения естественно в пределах муниципального образования. Данный принцип уточняется в ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ».

Территориальное верховенство в вопросах местного значения означает:

1. Территория муниципального образования ограничивается верховенством решений принятых путем прямого волеизъявления граждан муниципального образования, и решений местных органов власти по вопросам местного значения.

2. В границах муниципального образования органы местного самоуправления осуществляют свои властные полномочия, например, по вопросам самостоятельного управления муниципальной собственностью, формированию, утверждению, исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и решению иных вопросов местного значения.

К числу территориальных основ можно отнести определенный законодательством РФ круг территорий. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Территория РФ состоит из: субъектов РФ (общее количество которых 89), так же существует административно - территориальное деление уже непосредственно самих субъектов (районы, микрорайоны и т.д.), название и границы которых определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ, либо с помощью непосредственного волеизъявления народа, например на референдуме.

В законах об административно - территориальном делении субъектов РФ используются различные подходы к определению территориальных пределов местного самоуправления. В РФ существует два вида:

Когда границы муниципального образования не совпадают с границами города или района как административно-территориальной единицы;

Когда происходит совпадение границ местного самоуправления с границами административно-территориальной единицы.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения местного самоуправления, установления их границ и наименований определяется законом субъекта РФ.

«Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий».

Уставы ряда муниципального образования содержат статьи, в которых имеется описание границ с указанием состава земель муниципального образования.

Итог: Территориальная основа местного самоуправления представляет собой совокупность норм, регулирующих территориальное устройство муниципального образования, определяющих состав земель муниципального образования, его границы и порядок их установления и изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

местный самоуправление муниципальный правовой

1. Конституция РФ.

2. ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.,4 августа 2000 г.).

3. Пылин «Основы местного самоуправления».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура представительного органа местного самоуправления. Полномочия представительного органа местного самоуправления. Порядок проведения заседаний представительного органа местного самоуправления. Депутаты представительного органа.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2006

    Понятие местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении. Устав муниципального образования. Экономические основы местного самоуправления. Местный бюджет.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Понятие и принципы местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2007

    Понятие правовой основы местного самоуправления, международно-правовые документы, федеральные законодательные и нормативные акты. Выбор организационных форм самоуправления, его структуры, формирование органов, управление муниципальной собственностью.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2010

    Понятие местного самоуправления, анализ его правовых основ. Положение местного самоуправления в государственном устройстве страны и политической системе общества. Конституция Российской Федерации, законы и правовые акты о местном самоуправлении.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    История местного самоуправления. Этапы формирования местного самоуправления в России. Понятия и принципы местного самоуправления. Предметы ведения и структура местного самоуправления. Формы осуществления, правовые акты, гарантии местного самоуправления.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Понятие правовой основы местного самоуправления (МСУ). Конституция, законы и правовые акты Российской Федерации и ее субъектов о МСУ. Муниципальные правовые акты как обязательные для исполнения на территории муниципального образования, их основные виды.

    реферат , добавлен 07.06.2015

    Правовые основы организации местного самоуправления. Основные теории о сущности, природе и системе местного самоуправления, его основные принципы и функции. Особенности организационных форм осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Понятие, принципы и функции системы местного самоуправления в России. Нормативно-правовые акты местного самоуправления как предмет правоохраны. Нормативно-правовые акты федерального уровня, субъектов российской федерации, и систем местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

    Правила выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности.

Административное право России в вопросах и ответах Конин Николай Михайлович

Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления

Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления

Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления

В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена специальная глава 8, в ряде норм которой закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, но реализация переданных им полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 133 Конституции РФ, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В самых общих чертах конституционная модель местного самоуправления - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Одновременно местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Местное самоуправление представляет собой систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования, - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ и другим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

В систему органов местного самоуправления входят как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации. Глава муниципального образования всегда является выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует представительную муниципальную власть, осуществляет как стратегическое руководство развитием муниципального образования, так и вместе со своим административным аппаратом и через него реализует исполнительную власть в муниципальном образовании, осуществляя весь комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности его населения.

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов 1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:1) создание музеев муниципального

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих В соответствии со ст.254 ГПК гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений 1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений Под предприятием по действующему законодательству

Из книги Гражданское процессуальное право автора

Тема 11. Служба и служащие (административно-правовой статус) 1. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего Каждая социальная категория граждан - рабочий, крестьянин, пенсионер - имеет свой строго определенный

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

5.1. Организационно-правовой статус органов местного самоуправления Конституция Российской Федерации в качестве одного из способов осуществления власти народом наряду с органами государственной власти закрепляет органы местного самоуправления, что позволяет

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Правила производства по данной категории дел регулируются гл. 25 ГПК РФ.

Из книги автора

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданинаЧеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –

Из книги автора

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

Из книги автора

§ 4 Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Рассмотрение жалоб на неправомерные решения, действия (бездействие)

Из книги автора

Какие решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат обжалованию? Рассмотрение жалоб на неправомерные решения, действия (бездействие) органов

Из книги автора

В чем особенности рассмотрения дел по обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих? В ГПК установлены определенные правила разбирательства дел

Из книги автора

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений 1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления,

С учетом появившихся некоторых научно-литературных источников по местному самоуправлению рассмотрим подробнее вопрос о конституционно-правовых основах органов местного самоуправления в Российской Федерации. Если говорить о конституционной основе местного самоуправления, то этим вопросам посвящены ст. 3 (ч. 2), 8 (ч. 2), 12, 15 (ч. 2), 24 (ч. 2), 32 (ч. 2), 72 (п. «н» ч. 1), гл. 8 Конституции. Затем идет, условно говоря, следующий уровень законодательного и иного правового регулирования местного самоуправления. Он состоит в регулировании названных вопросов в законах, в частности, Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06.10.03. // Российская газета. - 2003. - № 12 от 28 августа 1995 г., охватывает серию указов Президента РФ, постановление Государственной Думы «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов РФ» «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов РФ» от 10.06.94. №134 - 1 ГД // Российская газета. - 1994. - № 115..

Среди актов Президента по вопросам реформирования местного самоуправления необходимо выделить, прежде всего, Указы: о мерах по обеспечению реформы местного самоуправления от 21 марта 1994 г. и о реформе местного самоуправления в Российской Федерации от 26 октября 1993 г., а также Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г.

Длительное время в Государственной Думе и в других государственных органах, а также в научных учреждениях шла разработка нового закона, соответствующего современной концепции и реалиям местного самоуправления, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Такой закон, базирующийся на положениях и нормах Конституции РФ, признан был стать стабильной правовой основой местного самоуправления. Такой закон, а именно: Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 12 августа 1995 г. и подписан Президентом РФ 28 августа 1995 г, теперь с изменениями в редакции от 06.10.03. № 131 - ФЗ.

Этот Закон вслед за Конституцией знаменует собой новую веху в становлении в России местного самоуправления. В субъектах РФ также ведется значительная работа по правовому регулировании статуса местного самоуправления.

Конституционно - правовые гарантии местного самоуправления:

В Конституции РФ 1993 г. не только получил признание и юридическое закрепление глубоко демократический институт -- местное самоуправление, но и впервые предусмотрены серьезные гарантии его осуществления. На конституционном уровне совокупность, этих вопросов регламентируется в ст. 133. В ст. 133 установлено, что местное самоуправление РФ гарантирует правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Рассмотрим подробнее названные нормативные положения. Прежде всего, выделим конституционное право органов местного самоуправления на судебную защиту. В этом случае необходимо сослаться на Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», гл. 6 и 7 которого посвящены гарантиям местного самоуправления и ответственности органов местного самоуправления их должностных лиц, а также контроль за их деятельностью Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко - М.: «Статус», 2000..

Выделим наиболее важные моменты.

Первое -- ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, запрещается.

Второе -- решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц места самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Третье -- обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Четвертое -- граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местнoгo самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Пятое -- ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Конституция и рассмотренный выше Федеральный закон - стабильная правовая основа формирования всего массива текущего законодательства о местном самоуправлении. В этом сложном правотворческом процессе активное участие примут федеральные органы государственной власти и аналогичные органы субъектов РФ, население и органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституцион­ного строя Российской Федерации, согласно ст. 12 признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти и составляют самостоятель­ный уровень публичной (общественной) власти и управления. Конституция признает принцип местного самоуправления в той интерпретации, которая содержится в Европейской хартии местного самоуправления (1986 г.). Согласно ст. 3 Хартии «под мест­ным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Однако Конституция РФ допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий - контролироваться государством.

Статус местного самоуправления Конституция РФ раскрывает гл. 8. Организация местного самоуправления опирается на ряд принципов, наибольшее значение среди которых имеют следующие: 1) местное самоуправление в пределах своих полномочие осуществляется самостоятельно; 2) органы местного самоуправле­ния не входят в систему органов государственной власти; 3) мест­ное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение насе­лением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 4) местное само­управление осуществляется гражданами путем референдума, выбо­ров, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; 5) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; 6) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответст­вующих территорий. В Конституции РФ подчеркивается, что ме­стное самоуправления осуществляется с учетом исторических л иных местных традиций.

Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления: 1) право на судебную защиту; 2) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решении принятых органами государственной власти; 3) запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Разделение органов государственной власти и местного само управления не исключает предоставления органам местного само управления полномочий для выполнения конкретных задач. Закон обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать со действие населению в осуществлении права на местное само управление.