Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется. Порядок поступления на государственную гражданскую службу

В разрезе общественного разделения труда государственная служба составляет одну из разновидностей общественно необходимого труда, доступ к которому не должен быть ограничен какими-либо социальными соображениями. В статье 32 Конституции закреплен принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональная пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.

В соответствии с таким положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и общественных объединений, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.

Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:

Близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно братья, сестры родителей и дети супругов), если государственная служба связана непосредственно с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Признания его недееспособным в установленном порядке;

Лишение его права занимать государственные должности на государственной службе в течение определенного срока решением суда;

Наличия заболевания, подтвержденного в установленном порядке;

Отказа от прохождения процедуры прохождения оформления допуска и сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

Наличия гражданства иностранного государства; - отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в соответствии со ст. 12 Закона).

После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. В отличие от рабочего, которого просто принимают на работу соответственно его специальности и уровню квалификации, на службу принимают посредством определенного организационно-правового способа замещения должности. Исторически было множество таких способов замещения - выборы, назначение, по жребию, по наследству, по купле-продаже, дарению, по конкурсу и т.д. Каждое государство из многих способов замещения должностей избирает те, которые наиболее соответствуют его социальной природе, государственно-правовой и национальной форме в данный период. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.

В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел кадров, бухгалтерия и др.), заключается трудовой договор или контракт в установленном порядке.

При назначении на должность совершаются те же юридические действия, особенность имеет административный акт: он обращен, помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений). Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного по существу круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой, из одного региона - в другие. Есть и негативные стороны у назначения: зависимость и «огляд» назначенного лица обращены более вверх, к назначившему органу (должностному лицу), от которого оно полностью зависимо, чем к трудовому коллективу. Трудовой договор (контракт) также обязателен.

Выборы на должность - способ тоже довольно распространенный, формирование органов управления в общественных организациях осуществляется на основе выборности. Основная особенность выборного способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д. Лицо считается избранным после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования. Выборность имеет, как и другие способы замещения должностей, свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести открытость, гласность, большее представление у избирателей о качествах кандидата, прямая зависимость лица от избирателей в процессе осуществления должностных полномочий. Недостатки выборности сказываются на ограниченных возможностях подбора кандидатов, поскольку кандидата должны знать те, кто его будет избирать.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке состязательности, соревнования по принципу: кто более достоин по своим профессиональным качествам? Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц, имеющих, естественно, данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование. По процедуре проведения конкурс близок к выборности, но это самостоятельный способ, особый именно в самой основе - неограниченный круг участников. Конкурс основан на волеизъявлении участника, при выборах же (и назначении) выдвижение кандидата начинается, как правило, с волеизъявления коллектива, органа или вышестоящего должностного лица. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего также заключается трудовой договор (контракт). Условием конкурса является, естественно, наличие хотя бы нескольких участников. По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки, здравоохранения и т.д. Руководителям органов предоставлено право проводить замещение должностей в органе по конкурсу вместо зачисления или назначения, так что возможности конкурса значительно расширены.

Вот те четыре способа замещения должностей, которые предусмотрены действующим законодательством.

При поступлении любым способом гражданин представляет документы, предусмотренные статьей 20 Закона. Для гражданина, впервые принятого на государственную службу, устанавливается испытательный срок от трех до пяти месяцев (ст. 23 Закона). Все в большем числе законодательных актов занимает место норма о принятии лицом, поступившим на государственную службу, государственной присяги. Это установлено в отношении военнослужащих, работников милиции, судей, врачей и некоторых других. Возможно, как это было в России до 1917 г., принятие присяги будет обязательно для каждого государственного служащего.

Выписка из Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3
«О государственной гражданской службе города Москвы»

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 17. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям, установленным законодательством о гражданской службе.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им указанного возраста не допускается.

Статья 18. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс на замещение должности гражданской службы (далее также - конкурс) заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Москвы;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении на иную должность гражданской службы гражданского служащего в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 25 и частями 1, 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с федеральным законодательством.

7. Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из структурного подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) структурного подразделения и структурного подразделения, в котором проводится конкурс), представитель органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания их персональных данных. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на результаты принимаемых конкурсной комиссией решений.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с федеральным законодательством.

12. Положение о конкурсе, определяющее порядок и условия его проведения, устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.

Слово «служба» у многих ассоциируется с нахождением в вооружённых силах на срочной или контрактной службе либо с работой в силовых структурах. Но согласно федеральному и трудовому законодательству служба на государство может носить и гражданский характер.

Это профессиональная деятельность, осуществляемая гражданами РФ, в различных органах власти как на государственном, так и на региональном уровне.

Попасть на такую службу совсем непросто .

Порядок приёма граждан на такую ответственную работу регулируется отдельным Федеральным законом под номером 79, принятым в июле 2004 года. К вакансий в государственных органах выдвигается ряд требований и условий для приёма на работу. А подачу документов в кадровый отдел предваряет обязательное прохождение конкурсного отбора.

Для привлечения молодых и талантливых специалистов на государственную службу, а также для помощи в раскрытии профессионального потенциала используется целый комплекс материальных и нематериальных стимулов.

В социальном плане такая работа всегда будет престижной. А высокий социальный статус позволяет служащему получать от государства дополнительные льготы и преимущества такие, как:

  • возможность бесплатно лечиться и проходить реабилитационные курсы для восстановления здоровья;
  • льготы в медицинской сфере для членов семьи (государство также оплачивает для них медицинские страховки);
  • оплату расходов, связанных с переездами и (или) ;
  • оплату периодов повышения квалификации, переподготовки и (за служащим сохраняется рабочее место и полное денежное содержание);
  • обеспечение служебным транспортом (для личного транспорта, если он используется по служебным нуждам, предусмотрена компенсация за топливо и техническое обслуживание);
  • предоставление вакантного места при реорганизации или закрытии организации;
    помощь в приобретении жилья (в виде единовременной субсидии);
  • предоставление продолжительного (у чиновников высшего звена до 35 дней);
  • предоставление с обязательным учётом выслуги (максимальная продолжительность 45 дней);
  • защиту персональных данных в системе медицинского страхования;
  • возможность выбора лечебного заведения и лечащего врача вне зависимости от места прописки;
  • получение дополнительных пенсионных начислений за выслугу.

К специальным льготам относят обеспечение социального страхования и сохранение оклада в случае утраты возможности трудиться (согласно ФЗ под номером 255, принятому в декабре 2006 года). Такие гарантии наступают:

  • при ;
  • при необходимости пройти дополнительное лечение или реабилитацию;
  • при уходе в декрет или в отпуск по уходу за детьми (для сотрудниц).

Также региональные законодательные акты могут предоставлять служащим право на бесплатный проезд в городском транспорте, на приём детей в детские сады без очереди, на компенсацию при оплате коммунальных услуг.

Условия для поступления и препятствия

Основные требования к соискателям вакантного места содержат следующие минимальные требования:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • обязательно наличие у него гражданства;
  • необходимо хорошо владеть русским языком;
  • и соответствовать требованиям по квалификации (они отличаются в зависимости от должности).

Также ФЗ под номером 79 предусмотрен отдельный перечень препятствий для службы. Быть принятым на такую работу не может:

  • гражданин, признанный утратившим способность трудиться (недееспособный или с ограниченными физическими возможностями);
  • гражданин, имеющий судимость, в том числе условную;
  • гражданин в судебном порядке получивший дисквалификацию и утративший возможность занимать определённые должности;
  • гражданин, отказавшийся дать письменное разрешение на обработку персональной информации, представляющей государственную или коммерческую тайну;
  • гражданин, имеющий медицинское заключение, подтверждающее негодность к такой службе (имеется заболевание, не позволяющее эффективно исполнять служебные обязанности);
  • гражданин, имеющий близких родственников, уже находящихся на государственной службе (их должность является руководящей или подчинённой по отношению к вакантному месту);
  • лицо, имеющее (исключение случаи, предусмотренные международным договором);
  • гражданин, у которого была обнаружена недостоверная информация по имеющимся доходам (имуществу) или предъявление подложных документов.

Дополнительные ограничения могут быть установлены федеральными органами и носить региональный характер.

Особенности поступления на госслужбу

Соискателю должности в государственных органах достаточно сложно найти вакантное место. можно осуществлять через официальные сайты организаций, специальные доски объявлений, размещённые в интернете, либо при личном визите в отдел кадров местного органа власти.

Следует отметить, что в некоторых случаях нанимателем не проводится конкурсный отбор кандидатов.

К таким исключениям из общих правил приёма на работу относят:

  • Случаи найма временного заместителя для категории служащих «помощник» или «руководитель». Нанятый работник замещает отсутствующего служащего до момента его выхода на работу.
  • Случаи приёма на должности, назначение и освобождение от которых осуществляется непосредственно президентом или правительством.
  • Случаи заключения , когда работник нанимается для выполнения определённого вида работ.
  • Случаи приёма в связи с закрытием другой государственной организации или её . Также по льготным принципам принимаются на работу лица, переведённые на другую должность по медицинским показаниям.
  • Случаи, когда работник уже находился в резерве организации и успешно прошёл конкурсный отбор.

Порядок приема на государственную службу

Общий порядок приёма включает в себя такие основные этапы:

  1. Поиск вакансии и уточнение списка , необходимых для поступления на службу.
  2. Рассмотрение кандидатов специальной конкурсной комиссией. На этом этапе претенденту могут отказать в приёме документов на основании несоответствия квалификационным требованиям, выдвигаемым к конкретной должности.
  3. Комиссия формируется отдельным правовым актом соответствующего органа. Обычно в её состав входит представитель нанимателя, представитель органа, осуществляющего контроль данной службы, действующие служащие из профильного структурного подразделения, приглашённые эксперты (например, научные сотрудники или преподаватели вузов).

Претендент на должность должен предоставить комиссии:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • свой паспорт (его копию);
  • , заполненную на специальном бланке, и фотографию;
  • документы об имеющемся образовании (сюда включают документальное подтверждение повышения квалификации, а также сведения об имеющейся учёной степени);
  • трудовую книгу для подтверждения и имеющихся навыков (квалификации);
  • медицинское заключение, подтверждающее отсутствие серьёзных заболеваний или инфекций.

О прохождении конкурса соискатель уведомляется членом комиссии. После чего необходимо представить в кадровый отдел организации документы, необходимые для .

Пакет формируется:

  • из заявления, содержащего краткую просьбу кандидата о трудоустройстве в конкретной организации;
  • из заполненной лично анкеты установленного правительством образца;
  • из паспорта;
  • из трудовой книги (если человек получает работу впервые, книгу для него заводит наниматель);
  • из страхового свидетельства (если трудоустройство происходит впервые, этот документ предъявлять не нужно);
  • из документа, подтверждающего факт постановки на учёт в местной налоговой службе;
  • из документов о полученном образовании;
  • из воинских документов (предъявляются соискателями мужского пола);
  • из сведений об имеющихся доходах, имуществе, а также обязательств в этой сфере.

На следующем этапе издаётся отдельный акт, служащий основанием для заключения с работником трудового контракта. Соискатель назначается на вакантную должность и ему присваивается классный чин.

Испытательный срок

Дополнительный устанавливается для служащего только в случае, если это предусмотрено локальными актами данной организации. Обычно это период от трёх месяцев до года.

Если в акте организации, изданном по случаю оформления трудового контракта, нет информации по сроку испытания, работник считается принятым на службу без его прохождения.

Испытательный срок не назначается:

  • беременным соискательницам;
  • лицам, поступающим на работу по договору с вузом;
  • временным заместителям;
  • лицам, принимаемым по .

  • 9. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие государственную гражданскую службу.
  • 10.Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной гражданской
  • 13. Права государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 14. Обязанности государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 15. Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 16. Запреты, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 17. Требования к служебному поведению, установленные для государственных гражданских служащих.
  • 18. Конфликт интересов на государственной гражданской службе, муниципальной службе.
  • 19. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.
  • 20. Конкурс на государственной гражданской службе, муниципальной службе
  • 21. Испытание при поступлении на гражданскую службу.
  • 22. Служебный контракт на государственной гражданской службе, трудовой договор на
  • 24. Прекращение государственной гражданской службы, муниципальной службы, расторжение служебного контракта (трудового договора), освобождение от должности, увольнение служащих (общая характеристика).
  • 25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы
  • 26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы
  • 27. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
  • 29. Понятие и основные этапы прохождения государственной гражданской службы, муниципальной службы (общая характеристика).
  • 30. Аттестация гражданских служащих.
  • 31. Управление государственной гражданской службой, муниципальной службой.
  • 32. Кадровая работа.
  • 34. Должностной регламент государственного гражданского служащего.
  • 35. Реестры государственных гражданских служащих и кадровый резерв на государственной гражданской службе.
  • 36. Служебная дисциплина на гражданской службе
  • 37. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.
  • 39. Служебное время и время отдыха государственных гражданских служащих.
  • 40. Отпуска на гражданской службе.
  • 41. Оплата труда государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 42. Государственные гарантии на государственной гражданской службе, муниципальной.
  • 43. Гарантии государственной защиты жизни и здоровья государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 44. Основные направления реформирования государственной службы Российской Федерации.
  • 19. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.

    Ст. 32 Конституции РФ – право равного доступа. Ст. 19 Конституции РФ – принцип равенства: не допускается установление ограничений или преимуществ.

    Условия поступления на службу :

      гражданство РФ;

      владение государственным языком РФ;

      возраст (не менее 18 лет и не более 65 лет – для ГГС, на других видах службы могут устанавливаться и др. требования);

    соответствие квалификационным требованиям (уровень образования, стаж, профессиональные знания и навыки).

    20. Конкурс на государственной гражданской службе, муниципальной службе

    Конкурс – установленная законодательством форма реализации право равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, состоящая в особом порядке отбора кандидатур на вакантные должности. Суть – оценка профессионального уровня претендентов.

      конкурс на вакантную должность

      конкурс для зачисления в резерв

    Конкурс проводит конкурсная комиссия. Заседание Конкурсной комиссии проводится при наличии не менее 2-х кандидатов и присутствия при этом не менее 2/3 общего числа членов комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность, либо отказа в таком назначении. Кандидат, участвующий в конкурсе, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством о ГГС. По результатам конкурса издается акт представителя-нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт.

    В соответствии с ФЗ №79 существуют требования, когда несвоевременное предоставление документов, представление их в неполном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа гражданину в приеме документов, если уважительная причина – представитель нанимателя вправе перенести срок их приема. Также претенденту на замещение вакантной должности м.б. отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям по данной должности или в связи с законодательными ограничениями для поступления на ГС и ее прохождения. Отказ направляется претенденту в письменной форме с обоснованием причины отказа.

    Положением определен и порядок участия в конкурсе на вакантную должность действующих гражданских служащих , независимо от того, какую должность он замещает на период конкурса. ГС, изъявивший желание принять участие в конкурсе направляет заявление на имя представителя нанимателя, а кадровая служба гос. органа, в котором ГС замещает должность обеспечивает ему получение необходимых документов для участия в объявленном конкурсе.

    п. 2 ст. 22 ФЗ №79 – случаи, при которых конкурс не проводится :

      при назначении на замещаемую на определенный срок полномочий должность категории «руководители» и «помощники». К данной категории «руководители» относятся все должности руководителей и замов руководителей гос. органов и их подразделений, должности руководителей и замов территориальных федеральных ОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и их заместителей государственных органов их структурных подразделений, ОИВ и гос. органов субъектов РФ. Пример – министерство образования Свердловской области. Кандидаты на должность категории «помощники» подбираются лицами, замещающими гос. должности. Специфика данных должностей – они призваны обеспечить исполнение полномочий лиц, замещающих гос. должности РФ и субъектов РФ, поэтому назначение осуществляется на определенный срок;

      В случае назначения на должность ГС категории «руководители», когда назначение и освобождение осуществляется Президентом РФ. Это правило связано с обстоятельствами, т.к. назначение на данный вид должности происходит с учетом серьезной проверки кандидата.

      В случае заключения со служащим срочного служебного контракта. В данном случае служебно-правовые отношения по должности ограничиваются сроком пребывания в должности.

      В случае назначения ГС на иную должность при обстоятельствах, предусмотренных законом.

    ФЗ №79 предоставляет служащему предоставляет ему иную должность в связи с ослаблением здоровья, сокращением должности, реорганизацией, ликвидацией гос. органа, направлением служащего на переподготовку или повышение квалификации.

      В случаях назначения на должность претендента, состоящего в кадровом резерве. В наст. время на ГС поступают граждане, не состоящие в кадровом резерве, тем не менее законодатель закрепил, что формирование кадрового резерва должно происходить на конкурсной основе.

    В ст. 22 ФЗ№79

    а) Если руководитель принимает решение о проведении конкурса, то он обеспечивает при этом осуществление проверочных мероприятий и оформление допуска к сведениям, составляющим гос. тайну.

    б) случаи, когда представитель нанимателя принимает решение не проводить конкурсный отбор на должность младшей группы. . Служебным законодательством 1995 г. конкурс на младшие должности не предусматривался, это б. связано с невысокими квалификационными требованиями. В ФЗ № 79 в связи с возрастанием требований к гос. службе возросли требования и к младшим должностям. Представитель нанимателя имеет возможность принять решение о проведении конкурса по младшим должностям и тем самым провести отбор наиболее подготовленных претендентов, способных осуществлять служебную деят-ть в современных условиях.

    В связи с нестабильной и сложной экономической ситуацией многие граждане задумываются о работе на госслужбе. Во многом это связано с тем, что государственная служба – это пусть и не самая большая, но стабильная зарплата в конце месяца, медицинское обслуживание в ведомственной клинике, отпускные, а также оплата . Для большого количества коммерческих предприятий, оказавшихся в сложных финансовых условиях, исполнять вышеназванные обязательства крайне сложно. В этой связи у тех, кто решил попробовать себя на государственной гражданской службе, с имеющимся опытом работы или только после института, возникает много вопросов относительно трудоустройства на нее. И это вполне обоснованно, в связи с тем, что порядок поступления и работы на госслужбе отличается от требований бизнеса.

    Основные положения о поступлении и работе на госслужбе закреплены специальным Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». В данном документе отражены правовые, организационные и финансовые основы работы госслужащих Российской Федерации.

    Прежде всего предлагаем определиться, что с точки зрения закона понимается под государственной службой? В соответствии со ст. 3 Закона № 79-ФЗ госслужба представляет собой форму профессиональной деятельности граждан РФ на должностях в государственных органах власти. При этом она подразделяется на федеральную – общероссийскую и региональную – для отдельного субъекта РФ.

    Это значит, что граждане, работающие в службах: налоговая, таможня, министерства финансов или транспорта России и т.д., будут считаться федеральными госслужащими, а граждане, работающие в областных ведомствах, например, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области – региональными госслужащими. Важным элементом государственной службы являются особые ее принципы, которые закреплены ст. 4 Закона № 79-ФЗ:

    • общий приоритет прав и свобод человека;
    • единство государственной службы – федеральной и региональной;
    • равный доступ всех граждан России к госслужбе при соблюдении требований закона;
    • стабильность госслужбы, ее доступность и профессиональная компетентность служащих.

    Как устроиться на работу на госслужбу?

    Порядку поступления на госслужбу посвящена 4 глава Закона № 79-ФЗ. Согласно 21 статье данного закона право трудоустройства на государственную службу имеют граждане России, достигшие 18-ти лет, владеющие русским языком, при их соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к желаемой должности.

    В общем порядке трудоустройство на госслужбу возможно через конкурс, в ходе которого соискатель на государственную должность, проходит собеседование для оценки его профессиональной компетенции и соответствия квалификационным требованиям будущим руководством.

    Это значит, что, если вы соответствуете вышеназванным требованиям статьи 21 Закона № 79-ФЗ, то смело заходите на портал Управленческих кадров, доступный по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/. Именно там кадровые службы федеральных и региональных органов власти публикуют информацию о начале конкурса о трудоустройстве на госслужбу. В каждом объявлении указан орган власти, зарплата и квалификационные требования к вакантной должности, а также перечень необходимых документов для трудоустройства.


    Документы необходимые для поступления на государственную службу

    До начала конкурса о трудоустройстве на госслужбу претендент – соискатель вакантной должности обязан собрать внушительный пакет документов. Как правило, он типовой и все органы власти требуют следующее:

    • личное заявление, которое заполняется при подаче документов;
    • анкета госслужащего, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 года № 667-р, с приложением фотографии претендента;
    • общегражданский ;
    • трудовая книжка;
    • диплом или иной документ об образовании;
    • справка об отсутствии заболеваний по форме 001-ГС/у;

    Важно отметить, что справка для госслужбы по форме 001-ГС/у, должна быть выдана медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию на выдачу подобных документов.

    Кроме того, в отдельных случаях при поступлении на госслужбу кадровики требуют приложить к вышеназванному пакету документов , которую можно оформить самостоятельно через портал Госуслуг.


    У людей поступающих на государственную службу впервые, возникает много вопросов относительно заполнения анкеты. В этой связи на нашем сайте вы можете скачать образец заполненной анкеты.

    Особые требования к госслужащим и запреты для них

    Отличительной особенностью государственной службы является множество ограничений и требований, предъявляемых к служащим. Начнем с ограничений для госслужащих. В соответствии со ст. 16 Закона № 79-ФЗ гражданину будет отказано в поступлении на госслужбу, а действующий сотрудник будет уволен если:

    • признан недееспособным по решению суда;
    • осужден за уголовное преступление или имеет не погашенную судимость;
    • отказывается от получения допуска к государственной тайне, если она обязательна для данной должности;
    • имеет заболевание, препятствующее работе на госслужбе;
    • близкие родственники являются его начальниками или подчиненными;
    • изменяет гражданство России на другую страну;
    • установлены подложные документы при трудоустройстве на госслужбу;
    • уклоняется от представления сведений о доходах и расходах или вносит туда недостоверные данные;
    • уличен в не прохождении военной службы по призыву без законных оснований.

    Внушительный список ограничений для госслужащих дополняется следующими запретами. Назовем ключевые из них, указанные в ст. 17 Закона № 79-ФЗ. Итак, государственным служащим запрещено:

    • по совместительству заниматься ;
    • покупать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    • получать подарки и вознаграждения от физических и юридических лиц;
    • разглашать сведения, отнесенные к государственной тайне;
    • публично высказываться от имени органа государственной власти и еще многое другое.

    Отдельно необходимо отметить, что ст. 20 Закона № 79-ФЗ обязывает госслужащих ежегодно до 30 апреля представлять справку о доходах и расходах за прошедший год. Аналогичную справку представляет и любой гражданин, желающий трудоустроиться в орган государственной власти.

    Подведем итоги обзора закона о государственной службе

    Госслужба – это вид профессиональной деятельности для граждан РФ. Для трудоустройства в орган государственной власти претенденту необходимо соответствовать особым требованиям, предъявляемым к госслужащим, и впоследствии соблюдать многочисленные запреты. Наконец, самое главное, государственная служба – это работа во благо России и ее 143 млн-го населения. Это никогда нельзя забывать гражданам, желающим или уже работающим на государственных должностях!