Мелом расчерчен асфальт на квадратики! Правила игры в классики. Игры во дворе

Классики - игра, очень популярная в нашем детстве. Игра была любима у девочек всех возрастов. Помните? Все дворы и тротуары были изрисованы меловыми квадратиками «классиков». Сегодня существует отличная альтернатива мелкам - напольные мягкие коврики-пазлы с цифрами посередине. Они продаются почти в любом детском магазине, и «собрать» из них любое поле для классиков можно где угодно, даже в доме.

Правила игры Классики

Существут варианты классиков с битой и без нее.

Классики обыкновенные

Необходима бита - коробочка от леденцов, гуталина или просто камень. Для игры необходимо выбрать асфальтированную площадку, примерно 1,5 на 2,5 метра. На ней мелом рисуется прямоугольник и разделяется на классы . Каждый класс - это квадрат 40 на 40 или 50 на 50 сантиметров. Всего классов должно быть 10 (по числу классов в школе).

Игроки распределяют очередность прыжков.

Первый игрок кидает биту на 1 (первый класс) и начинает его «пропрыгивать »:

Прыгаем на одной ноге на 1, потом на 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, потом одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, далее необходимо развернуться в прыжке на 180%, и при этом оказаться опять двумя ногами на 9-10, и прыгаем обратно по тому же принципу.

Если первый класс удалось пройти без ошибок, игрок переходит во второй класс, передвигая биту ногой на цифру 2, и так далее до 10го класса.

Прыгать всегда необходимо начинать с цифры 1, независимо от того, в каком классе ты находишься.

На обратном пути от 10 к 1 игрок останавливается и поднимает свою биту, даже если он стоит на одной ноге.

Если бита улетела за пределы нужного квадрата, очередь переходит к следущему игроку. Если игрок или бита попали в огонь, сгорает один класс (бита передвигается на один уровень назад).

Если игрок случано заступил за линию нужного квадрата или не удержал равновесие на одной ножке, ход переходит к другому игроку.

Побеждает тот, кто первым дойдет до 10 класса.

Сегодня существует отличная альтернатива мелкам - напольные мягкие коврики-пазлы с цифрами посередине. Они продаются почти в любом детском магазине, и «собрать» из них любое поле для классиков можно где угодно, даже в доме.

«Классики» - не просто занимательная игра для детей. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. Надо возвращать замечательные игры нашего детства из небытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские игры – «классики»

Подготовила: воспитатель-методист по ФИЗО МДОУ № 45

Зиновьева Татьяна Викторовна

Классики – детская подвижная игра, пик популярности которой, приходился на советское детство нынешних родителей, бабушек и дедушек. У современных детей другие приоритеты – они заняты телевизором, компьютером и прочими благами техники и сегодня почти позабыты веселые и подвижные игры для девочек – классики, резиночки, скакалки.

Это довольно печальная тенденция, ведь никакие электронные развлечения не способны заменить активных игр на свежем воздухе, которые непосредственно полезны для детского здоровья, а также помогают развивать коммуникативные навыки. Надо возвращать замечательные игры нашего детства из небытия.

«Классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Для игры в классики на асфальте нам понадобиться всего-то собственно асфальт, мел для рисования на нем и «бита» - круглая плоская коробочка, например, от крема для обуви. А еще благоприятная погода и дружная компания. Существует несколько вариантов этой игры, от которых зависит вид поля.

Рассмотрим самые популярные из них.

А) На асфальте чертится фигура «классов». Формы ее бывают разные.

Длина клеток от 30 до 50 см, ширина - 50 см. Клетки обозначаются цифрами. У каждого из играющих бита - это небольшой плоский камешек, черепок, жестяная баночка.

Один из играющих становится перед чертой кона и бросает свою биту в первый класс. Если это удалось, то игрок прыгает на одной ноге туда, где лежит бита, подбирает ее и прыгает дальше. Так же бросают биту во все последующие классы. Выигрывает тот, кому удалось окончить последний класс первым.

Если играющий попадет битой на черту или не в тот класс, куда следовало, встанет на обе ноги, наступит на линию, то он должен уступить место следующему игроку. Когда опять подойдет его очередь, он продолжает играть с того класса, в котором совершил ошибку.

В фигуре отмечаются те классы, в которых можно отдохнуть (в них игрок встает на две ноги), или наоборот, в которые нельзя наступать (обозначенные «огонь», «болото»). Если в них попадает бита, то все пройденные классы «сгорают». Надо начинать с начала.

Разновидности игры

1. Попав битой в нужный класс, игрок прыгает до него на одной ноге и выталкивает биту носком ноги назад через все предыдущие классы за коновую линию, а сам прыгает через следующие клетки фигуры. Из четных классов надо прыгать на правой ноге, а из нечетных - на левой.

2. Бросив биту в очередную клетку, игрок прыгает до нее на одной ноге, а последующие клетки преодолевает, перемещая носком ноги перед собой биту. Из последней клетки выбивает ее через коновую черту.

3. Чертят фигуру и нумеруют клетки. Размер каждой клетки 30 х 30 см. Надо прыгать по порядку из одной клетки в другую на двух ногах. Перед игрой договариваются, в какую сторону надо сделать поворот во время прыжка.

Для всех вариантов классов существуют общие обязательные правила:

1. Прыгая, не вставать на линии, разделяющие клетки.

2. Не допускается, чтобы бита попадала на линии, разделяющие клетки.

3. Нельзя, чтобы бита перескочила очередную клетку.

4. Передвигать биту строго по номерам клеток.

В) Варианты игры в «классики»

Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.

Верхний полукруг называется "котел". Также нужно найти биту - это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).

Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда. Дальше есть два варианта этой игры

Вариант 1. Обычный .

"Простые" классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.

Дальше кидаем на 2 квадрат (это - "второй класс") и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На "обратном пути" нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться - тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода - прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый "осилит" 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в "котел", то сгорает один "класс" (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого "набрали").

Вариант 2. Разнообразный.

Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно "провести" по всем классам - от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.

Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим "классом" и дальше выполняем по очереди задания "классы":

Первый - обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).

Второй - кидаем биту на цифру "2" с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное - дойти до 10 квадрата.

Третий - "кочерга". Прыгаем на правой ноге, "пиная" биту всегда влево на следующий квадрат. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 5м квадрате.

Четвертый - на левой ноге. Биту "пинаем" все время вправо. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 6м квадрате.

Пятый - прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно.

Шестой - прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).

Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.

Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).

Девятый - кидаем биту на "9" и прыгаем с закрытыми глазами.

и Десятый - ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого - в десятый), биту при этом можно не трогать.

Обязательные условия:

Если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.

С битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение - пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).

Если попал в "котел", сгорает целый класс - переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.

Не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!


Очень часто ежедневные прогулки с ребенком становятся унылыми и скучными.
Предлагаю вам несколько идей подвижных игр, которые помогут разнообразить очередную прогулку по парку или скверу, где много асфальта и нет игровых городков. Все что вам нужно - это захватить с собой коробочку с разноцветными мелками, упаковку влажных салфеток и хорошее настроение.

5 подвижных игр на асфальте

1. Подвижная игра-прыгалка "Классики"

Идею детской игры в самые обычные классики можно изменить до неузнаваемости.
Совсем не обязательно рисовать классическую таблицу с цифрами от 1 до 10.

Нарисуйте на асфальте мелками разноцветные круги. Постарайтесь располагать их все вместе. Количество кругов каждого цвета должно быть равным. Обозначьте первый и последний круг - откуда нужно начать и куда попасть. Теперь каждый игрок выбирает свой цвет и перемещается только по кругам своего цвета, ошибаться нельзя.

Правила детской подвижной игры можно разнообразить, как вам хочется:

  • - попасть камушком в свои круги;
  • - прыгать по кругам на одной ножке, на двух, попеременно;
  • - можно задействовать кость: сколько точек выпадет, столько кругов игроку нужно пропрыгать;
  • - можно пронумеровать круги, как настоящие классики;
  • - нарисовать внутри буквы и, прыгая, составлять заданные слова.

Играя, детки не только подвигаются, но и запомнят пару новых букв или цифр.

"Классики" можно нарисовать в форме длинной ленты-змеи, прямой или скрученной и бегать по её контуру.

2. Подвижная игра - бродилка "Кто быстрее"

Кроме классиков можно нарисовать всевозможные лабиринты.

Не обязательно такой правильный, как на фото. Лабиринт можно нарисовать в форме круга, треугольника, любой фигуры. Такая игра хорошо подойдет для компании ребятишек.

Устройте соревнования, а чтобы определить победителя воспользуйтесь секундомером. Дети любят соревноваться.

Если ваш ребенок катается на велосипеде, используйте тот же метод.
Напишите сами (или предоставьте это детям) мелом цифры, буквы, фигуры на асфальте. В любом порядке, с любыми промежутками, только покрупнее.

Предложите ребенку, катающемуся на велосипеде, проезжать по тем или иным цифрам, знакам, буквам, рисункам - побродить по заданному маршруту.

Это хорошее занятие на развитие крупной моторики и улучшения навыков езды на велосипеде.

Такие подвижные игры выручают, когда по близости нет детских городков, песочниц и качелей.

3. Подвижная игра - "Дорисуй картинку"

Нарисуйте на асфальте какую-нибудь геометрическую фигуру, а ребенок пусть пририсовывает к ней еще одну, и так по очереди с таким расчетом, чтобы в последствии могла получиться целостная картина.

Еще вариант - Наметьте точками контуры рисунка на асфальте, и пусть ребенок обведет его сплошной линией, стараясь не отрывать мелок от асфальта. Это может быть контур домика, звезды или кораблика.

Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко - дорисовываем веточку и листик; на воздушный шар - дорисовываем ниточку; на солнышко - дорисовываем лучики и т.д.

Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или заштриховывать.

Самый экстремальный вариант, возможный при условии, что асфальт достаточно чистый - лечь ребенку на асфальт, а вы его обведете, либо наоборот. Потом получившееся изображение можно раскрасить, прорисовать одежду, добавить в руки различные предметы. Несмотря на то, что у взрослых сразу возникают криминальные ассоциации, детям очень нравится такие автопортреты.

Более приемлемый вариант - обвести и раскрасить тень.

Интересную игру, развивающую воображение и творческое мышление, описывает в своей книге "Грамматика фантазии" Джанни Родари:

"Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую - настоящий перпетуум мобиле. Я видел, как дети увлекаются этой игрой, на лету схватывая ее правила. Первый рисует, предположим, овал глаза. Второй, интерпретируя овал по-своему, пририсовывает к нему куриные ноги. Третий вместо головы изображает цветок. И так далее. Конечный продукт интересует играющих меньше, чем сама игра, чем борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои, чем неожиданности и открытия, случающиеся на каждом шагу, в виде движения, которое Умберто Эко назвал бы, наверное, "миграцией содержания". Однако в итоге изображение может заключать в себе и целый рассказ. Ненароком появляется необычный персонаж, эдакое чудо-юдо, или фантастический пейзаж."

4. Подвижная игра - "Строим город"

Построить конечно не получится, а вот нарисовать вполне будет по силам.

Для этой игры понадобится белый мелок и игрушечные машинки. Рисуем дороги и перекрестки, парковки и гаражи, не забываем про пешеходные переходы для кукол! Помимо дорог можно нарисовать дома, магазины, скверы и парки развлечений – возможно, именно так и выглядит идеальный город. По "городским" дорогам нужно катать машинки и придумывать истории, куда едет, зачем, кого встречает и т.п. По ходу игры дорисовываются необходимые детали. Если машинок под рукой нет, подойдут камушки, палочки и другой подручный материал.

5. Подвижная игра-прыгалка "Резиночки"

Еще одна замечательная, но забытая очень подвижная игра. Почему сейчас девочки не играют в неё. Это наша вина. Мы не рассказываем, не показываем, а только удивляемся, почему девчонки не знают, как в неё играть.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния ребенка при переходе из детского сада в школу. Поэтому активизируется поиск таких подходов к его оздоровлению, воспитанию и развитию средствами физкультуры, которые могли бы как повышать физическую подготовленность дошкольника, так и развивать его умственные и познавательные способности.
Создаваемая в дошкольных учреждениях предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, быть доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников.
В детском саду «Теремок» при организации двигательной активности детей на воздухе в качестве предметно-развивающей среды разработаны игры с использованием рисунков на асфальте.
Игры не требуют специального оборудования и дополнительного места. Их легко организовать там, где есть асфальт, – на групповом участке или дорожке вокруг детского сада.
Количество участников не ограничено, правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей без выбывания.
Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности и использование других рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию движений, выносливость, пространственную ориентировку, глазомер.
Занятия с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур), кругозор детей, пополняют их словарный запас.
Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.
Еще игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.
Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий эмоциональнее и разнообразнее.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина детских товаров "3D-TOY.RU". В каталоге магазина Вы найдёте большое количество интересных товаров для детей и подростков. 3D ручки, аксессуары к ним (ABS, PLA, PRO пластик), трафареты, запасные части и инстурменты, умные GPS детские часы, Часы Smart Watch Q60 (https://3d-toy.ru/catalog/smart-baby-watch/smart-baby-watch-q60/), конструкторы из металла, пластика, дерева, глины, LEGO и многое другое. Гарантия качества, доступные цены, удобный поиск по каталогу, доставка по всей России. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете по ссылке: https://3d-toy.ru/.

Варианты игр и упражнений для старших дошкольников (5-7 лет)

«Воздушный шарик»

На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур с порядковыми номерами (рис. 1).
Рисунок используется для игр, упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика.

Рис. 1

    «Кто быстрее?» (эстафета). Участвуют одновременно 2–4 команды, каждая из которых выстраивается с одной стороны «шарика» напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками на одной или двух ногах с мячом между коленями по «фигурам» от цифры «1» до цифры «5» по порядку номеров.
    Выполнив задание, они выпрыгивают из «шарика» с противоположной стороны, в то время как в соревнование включаются следующие участники команды, и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне «шарика». Эстафета повторяется, выполняются прыжки в обратном порядке.

    «Донеси – не урони» (эстафета). Дети передвигаются по «фигурам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

    «По местам». Ребята встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «синие!» начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета, по сигналу «зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на зеленых «фигурах», по сигналу «оранжевые!» – те, кто находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д. Участники двигаются вокруг «шарика», отбивая мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой). По команде «по местам!» ребята стараются найти «фигуру» своего цвета.
    При повторении игры дети двигаются вокруг «шарика» подскоками, галопом.

«Змейка»

На асфальте вычерчивают две дорожки, равные по длине и количеству поворотов (рис. 2, 2а).
Рисунок «Змейка» интересен для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений.

Рис. 2, 2а

    «Быстрая команда» (эстафета).

1-й вариант. Две одинаковые по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда построена на другом конце «дорожки».
2-й вариант. Ребята выполняют ведение баскетбольного (футбольного) мяча.
3-й вариант. Бег через короткую скакалку.
4-й вариант . Две команды одновременно начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты. Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

    «Хоккейный слалом» (аттракцион). Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».

    «Донеси – не урони» (аттракцион). Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.

    «Полоса препятствий» (эстафета). На каждом повороте «дорожки» установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети пробегают дистанцию, пролезая в них. Победителем определяется команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

    «Пройди с мешочком на голове». Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.

    «Лови – бросай – упасть не давай». Дети строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть «дорожки», который бросает мяч каждому игроку способом «снизу» («от груди с ударом о пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему этим же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в ловле или броске мяча остается на своем месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней части «дорожки» от ведущего.

«Фрукты – овощи – ягоды»

Для организации двигательной активности детей на асфальте нужно изобразить овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу (рис. 3). Через рисунки можно отразить и другие темы, например: транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей через игры и упражнения.

Рис. 3

    «Найди свою грядку». Дети располагаются в «домиках». По сигналу «яблоки» начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных домиков», по сигналу «морковь» к ним присоединяются участники из «морковных», по сигналу «вишня» включаются в игру дети из «вишневых». По команде «в огород!» все стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры нужно менять способ передвижения ребят по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в игре больше, чем «домиков», то в одном «домике» могут находиться по 2 игрока. Следует отметить быстрых и внимательных ребят.
    Когда дети двигаются вокруг рисунка, они отбивают мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

    Не задень

Ведение мяча «змейкой» между фруктовыми, овощными и ягодными «домиками».

«Осенние листочки»

На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты одномоментного участия детей (рис. 4). Изображают несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке на двух противоположных сторонах площадки. Темы для игр: спорт, транспорт, цифры, фигуры, фрукты – овощи – ягоды, цветы и т.д.

Рис. 4

    «Кто быстрее?» (эстафета).

1-й вариант.Дети располагаются на «листочках», количество которых должно соответствовать числу ребят. По сигналу воспитателя «клен» бегут наперегонки только дети, стоящие на «кленовых листочках». Они добегают до таких же «листочков» на другой стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другие «листочки».
Двигаются ребята с мешочком на голове.
2-й вариант. Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч. Можно использовать разные способы его ведения.

«Божья коровка»
(«Бабочка»)

На крыльях «божьей коровки» нарисованы следы (цифры) (рис. 5). Аналогичный вариант – «бабочка» с геометрическими фигурами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания на данном рисунке можно выполнять индивидуально и подгруппой детей, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

Рис. 5

    «Кто быстрее (с мячом между коленями)?» (эстафета). Дети делятся на две команды и располагаются с одной стороны «божьей коровки» около каждого ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыжки с мячом между коленями по порядку номеров. Выполнив задание, они обегают «божью коровку» сбоку и передают мяч следующему участнику своей команды, встав в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все ребята выполнят задание.

    «Донеси и не урони» (эстафета). Команды передвигаются по «цифрам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

    «По местам!». Дети встают на любую «цифру». Ведущий громко считает от 1 до 12. Каждый из ребят, чью «цифру» назвал ведущий, начинает ведение мяча вокруг «божьей коровки». По сигналу «по местам!» каждый старается найти свое место.

    «Баскетболисты».

1-й вариант. Дети передвигаются по «следам», одновременно выполняя ведение мяча.
2-й вариант. Ведение мяча «змейкой» между цифрами.

«Дубовый листок»

На асфальте изображают огромный лист (дубовый или кленовый). Его контуры представляют собой извилистую дорожку. Рисунок используется для проведения упражнений и эстафет. Эффективен поточный способ организации детей.

    «Баскетболисты». Ведение мяча «змейкой» между «насекомыми», по контуру «листочка».

«Гусеница» («Паровозик»)

Две-три одинаковые «гусеницы» (рис. 6) или «паровозика» подходят для соревнования 2–3 команд. Рационально использовать поточный способ организации детей.

Рис. 6

    «Кто быстрее?» (эстафета).

1-й вариант.Дети строятся в две команды. По сигналу ведущего первые участники команд начинают прыжки по следам «гусеницы» (стрелкам «вагончиков») и остаются на противоположной стороне рисунка. Затем задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится с другой стороны.
2-й вариант. Прыжки на одной, двух ногах с мешочком между коленями.

    «Баскетболисты». Ведение мяча «змейкой» между «вагонами».

«Цветок»

Рисунок интересен для организации индивидуальной и соревновательной деятельности детей (рис. 7). Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

Рис. 7

    «Кто быстрее?» (эстафета).

1-й вариант. Дети строятся в команды. По сигналу первый участник начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигает цифры 15, стартует следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда вся команда добирается до последней цифры.
2-й вариант. Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
3-й вариант. Задание выполняется с мешочком (мячом) между коленями.

«Солнышко с косичками»

«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность ребят через игры, упражнения и эстафеты (рис. 8). Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

Рис. 8

    «Кто быстрее до флажка?» (эстафета). Дети выстраиваются в команды на «бантиках» по 2 ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру «солнышка» по порядку номеров. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и в обратном порядке прыжками возвращается на свой «бантик».

В это время вторые участники эстафеты отслеживают правильность выполнения задания товарищами по команде. После окончания эстафеты выбирается победитель, который быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, и дети в командах меняются ролями.
Ребята совершают прыжки на одной ноге или на двух с мячом (мешочком) между коленями.

    «Найди свой бантик». Дети располагаются на «бантиках». Если ребят по количеству больше, чем «бантиков», то на каждый «из них» встают по 2–3 человека. По сигналу «зеленые» начинают выполнять ведение мяча вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых «бантиках», по сигналу «синие» к ним присоединяются стоящие на синих и т.д. По сигналу «по местам» все стараются занять «бантик» своего цвета. Ведение мяча ребята выполняют одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

Таким образом, игры на асфальте помогают развитию двигательных качеств и способностей детей, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они повышают функциональные возможности организма ребенка, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.: ил.
2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997. – 192 с.
3. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.: ил. – (Внимание: дети!).
4. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2002. – № 1.

Ирина Евгеньевна Париева

Разноцветными мелками

Можно все нарисовать.

С разноцветными мелками

Можно с пользой поиграть.

Актуальность проекта :

Непременный атрибут летних игр на улице - обычные мелки для рисования на асфальте . То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые можно играть на улице, используя обычные асфальтные мелки . Не все знают, что мелки - это не только замечательные рисунки, но и веселые, увлекательные, полезные игры . Игры на асфальте - это отличный способ поиграть с пользой. Данный проект поможет детям познакомиться с наиболее известными играми, даст возможность затем самостоятельно организовать такие игры у себя во дворе , на прогулке.

Цель проекта :

Решение задач развития игровой деятельности детей, решение программных задач по образовательным областям в свете ФГОС ДО.

Организация игр на асфальте в летний период позволит решить программные задачи по следующим образовательным областям :

Социально -коммуникативное развитие :

Формирование готовности у детей к совместной деятельности, развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие доброжелательного отношения к окружающим;

Развитие у детей способности преодолевать физическое и психолого-эмоциональное напряжение;

Становление самостоятельности у детей;

Формирование у детей первичных представлений о безопасных играх на асфальте с целью воспитания осознанного отношения к выполнению правил безопасного поведения.

Познавательное развитие :

Развитие внимания, памяти, мышления, способности устанавливать простейшие связи;

Развитие способностей анализировать; обобщать;

Формирование элементарных математических представлений.

Речевое развитие :

Пополнение словарного запаса детей;

Развитие свободного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие образного представления;

Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса у детей;

Развитие у ребенка умения создавать простые изображения, передавая в рисунке признаки предмета : форму, цвет, размер;

Создание условий для освоения детьми рисунков на большой поверхности асфальта цветными мелками .

Физическое развитие :

Развитие физических качеств у детей (выносливость,быстроту, ловкость) ;

Организация двигательной активности детей в летний период;

Развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями других детей.

Ожидаемые результаты :

Активное участие детей в проектной деятельности ;

Освоение доступных знаний о разнообразии игр на асфальте ;

Формирование у детей умения самостоятельной организации подобных игр.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

Формулирование задач и цели проекта .

Подбор методической, справочной литературы по тематике проекта .

2 этап. Выполнение проекта .

Подготовка и организация игр. Проведение игр.

3 этап. Результаты.

Обработка и оформление материала по теме. Составление картотеки игр.

Работа по проекту :

В рамках работы над проектом нам хочется подчеркнуть ряд преимуществ игр на асфальте :

1. Эти игры являются содержательно-насыщенными и развивающими, так как позволяют решать программные задачи по всем образовательным областям.

2. Эти игры являются доступными , так как не требуют специального оборудования и дополнительного места, их легко организовать там, где есть асфальт .

3. Количество участников в этих играх не ограничено, правила могут предусматривать участие всех детей.

4. Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но по-разному, через разные виды двигательной активности, одна и та же игра может иметь разные правила.

5. Эти игры легко использовать как для совместной деятельности взрослого и детей, так и для деятельности группы детей, а так же для самостоятельной деятельности детей.

В сети Интернет представлены различные картотеки игр, мы решили составить ее следующим образом :

1.«Цветные кружочки» Цель : дети прыгают по кружочкам, соблюдая порядок. Важно находить нужную цифру, не нарушая порядок счета. Можно усложнять задания (прыгать через один, прыгать только лицом вперед, прыгать только на двух ногах-одной ноге и т. д.) Развивается внимание, координация движений, закрепляется знание порядкового счета.

2.«Классики» Здесь дети прыгают по клеточкам с цифрами от 1 до 10 и обратно. Прыгать на одной ножке, на двух, попеременно, в зависимости от количества клеток. Можно кидать на старте камушек на одну из клеток, и забирать его на обратном пути.

3. «Светофор» Цель : совершить прыжок на нужный цвет по сигналу воспитателя. Дети встают у линии, воспитатель называет цвет «красный, желтый, зеленый» , ребенок должен прыгнуть на нужный цвет и прыгнуть обратно, не разворачивая корпус, то есть «задом на перед» . В этой игре дети закрепляют цвета светофора, развивают навык прыжка в длину, слуховое внимание. Можно заменить прямое название цвета, т. е. говорить смысловое значение- «стоп!» , «внимание!» , «иди!» .


4.«Крестики-нолики» Цель : необходимо собрать 3 символа в трех направлениях : горизонтально, вертикально, по диагонали, игра рассчитана на двух человек. Сначала обговаривается, кто каким символом будет играть : крестиком или ноликом. Затем дети поочередно рисуют мелом свои знаки так, чтобы в итоге получилась линия их трех крестиков или трех ноликов. Эта игра развивает внимание, мышление, быстроту реакции.


5.«Лабиринт» . Цель : найти выход из лабиринта- замкнутого пространства со множеством преград-стен. Имеет два входа-выхода с противоположных сторон лабиринта, заходить можно в любой из них и двигаться к выходу на другой стороне лабиринта. В этой игре развиваются пространственные представления, пространственные понятия, логическое мышление, внимание.


6.«Лабиринт по кругу» Цель : найти выход из лабиринта. Форма лабиринта – круг. Имеет 3 входа-выхода, и дойти можно разными путями до центра и обратно. Можно обыграть лабиринт, положив в центр куклу, и отправить принца ее «спасать из замка дракона» . Можно положить в центр морковку, и накормить зайчика и т. д. В этой игре дети развивают пространственные представления, логическое мышление, внимательность.


7.«Буквы на облаках» Здесь можно играть разными способами :

ребенок прыгает по облакам и придумывает слова на заданную (облаком) букву;

педагог называет слово, а дети встают на то облако с буквой, на которую это слово начинается : мама – облако с буквой «М» ;

можно выделять не первый, а последний звук в слове- кран - облако с буквой «Н» ;

а можно наоборот- придумать слово на букву, нарисованную в понравившемся облаке.

Цель :развивать и закреплять навыки звукового анализа, зрительный образ букв. Развивать память, мышление.


8.«Змейка» .Цель : развивать координацию движений, точность, внимание. Игра на первый взгляд проста, но ее могут усложнить различные варианты : «Полоса препятствий» , «Донеси – не урони» , «По ровненькой дорожке» , «Караси и щука» , разные виды ведения мяча (футбольный, баскетбольный, воздушный шарик и т. д.)


9.«Гусеница» . Дети становятся точно на нарисованные подошвочки, двигаются прыжками от хвоста гусеницы (или от головы) . Приходится прыгать и вперед, и назад, и боком. Цель : развивать координацию движений, точность, умение ориентироваться в пространстве. Игру можно так же разнообразить вариантами : «По следам» , «Попади в каждый след» , «Баскетболисты» , «Целься точнее» , «Пройди и перешагни» .


10.«Солнышко с косичками» . Игроков столько же, сколько косичек. Движение может иметь несколько направлений : в круг, из круга. Прыгать можно на одной ноге, на двух, прямо, задом, левым боком, правым боком. Можно просто переступать. Цель : развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию, память, логическое мышление, внимание, ловкость. Варианты игр : «Поменяйся местами» , «С кочки на кочку» , «Кто быстрее?» , «Найди свой бантик» , «Попади в цель» , «Удочка» , «Кто сделает меньше прыжков?» , «Птички в гнездышках» .