Как и где нужно применять скзи — точка зрения фсб. Балашиха и не только! Особенности оформления на работу иностранных граждан С изменениями и дополнениями от

Приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464
"Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

1. Утвердить прилагаемый Регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Регламента, утвержденного настоящим приказом, возложить на заместителей Директора ФСБ России и руководителей служб ФСБ России в части касающейся.

Директор

А. Бортников

Регистрационный N 12394

Установлены общие правила внутренней организации ФСБ России при осуществлении функций в установленной сфере деятельности, в том числе структура и штатное расписание центрального аппарата, полномочия Директора Службы и его заместителей, правила документооборота, порядок законопроектной деятельности, исполнения поручений, рассмотрения запросов и обращений, приема граждан, создания координационных и совещательных органов, рабочих групп и др.

ФСБ России осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивает информационную безопасность РФ, а также координирует контрразведывательную деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Деятельностью ФСБ России руководит Президент РФ.

Приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464 "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации"


Регистрационный N 12394


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня

ЦЕНА ОТ: 600 000 рублей

СРОК ПОЛУЧЕНИЯ: от 45 рабочих дней


Обратная связь

Заказать лицензию ФСБ

Обратная связь

Спасибо за обращение. Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время!

В ведении Федеральной Службы Безопасности РФ, кроме прочих функций, находится оформление, выдача и ведение реестра разрешительных документов. Лицензия ФСБ позволяет коммерческим компаниям, индивидуальным предпринимателям, организациям вариативных правовых форм работать в областях, затрагивающих стратегически важные сведения. К последним относят государственную тайну, конфиденциальные, личные данные.

Правовые основы

Зачем нужна лицензия ФСБ? Законодательство требует оформить ее для деятельности, связанной с:

  • использованием данных, представляющих гостайну — в том числе, оказанием услуг/выполнением работ, при которых она задействована;
  • созданием средств защитной информации, содержащих, работающих с вышеназванной информацией;
  • криптографией, шифровальной техникой.

Работы, напрямую или опосредованно затрагивающие вышеперечисленные сферы, проводят только с разрешения ФСБ России. На практике принцип означает следующее. Компании, ИП, желающие на коммерческой основе сотрудничать с режимным объектом, обязаны озаботиться получением разрешения. Неважно, что фирма собирается делать — реставрировать памятники на территории со спецрежимом, оказывать бухгалтерские, инженерные, клиниговые услуги, возводить здания, хозяйственные постройки и так далее. Нужно пройти стандартизированную процедуру и участвовать в тендере на получение госзаказа. Стандартно обращение в местное Управление органа занимает до четырех-пяти месяцев, при получении через обособленные подразделения — до двух.

Законодательство фиксирует необходимость процедуры в государственных нормах РФ:

  • Законах — №5485-1, 57-ФЗ, 99-ФЗ, 152-ФЗ;
  • Президентском Указе №1203;
  • Положениях, утвержденных Правительством постановлениями №333 (15.04.1995), 63 (06.02.2010).

Фундаментальные нормы дополняют специфические, «узкопрофильные». Предприятия сферы информационных технологий, работающие с конфиденциальной информацией, руководствуются правительственным Постановлением №79 и ФЗ №152.

Выяснив, для чего нужна лицензия ФСБ, стоит указать: существует деление на две условные группы — деятельность, связанная с гостайной и шифрование/криптография. Существенная часть коммерческих организаций сталкивается с первой разновидностью работ. Им требуется наличие лицензии, связанной с государственной тайной.

Выдача лицензии на допуск к гостайне

Официальный разрешительный документ ФСБ России, позволяющий работать с «закрытыми» данными, выдает специализированный орган — Центр ЛСЗ Федеральной Службы Безопасности РФ. Обращаясь впервые, претендент вправе получить разрешение, действующее три года, повторно — пять лет. Территория действия лицензий — вся Россия плюс учреждения, находящиеся вне границ, но принадлежащие стране.

Оказывая услуги, выполняя работы на режимных спецобъектах, предприниматели/компании вынужденно сталкиваются с секретными сведениями, должны «взаимодействовать» с информацией в рамках Закона — для чего нужна лицензия ФСБ. Она необходима:

  • строительным фирмам, возводящим, реконструирующим, выполняющим капитальный ремонт зданий, принадлежащих МВД, ФСИН, Министерству обороны и т.д.;
  • частным структурам, охраняющим режимные/секретные/специальные объекты;
  • организациям торговли, общепита, работающим с «закрытыми» организациями;
  • IT-компаниям, установщикам противопожарных, тревожных сигнализаций, шифровальщикам и прочим фирмам/предпринимателям, соприкасающимся с «закрытыми» данными государственной значимости.

Обращаясь в Центр ЛСЗ, в заявке указывают, для чего нужна лицензия ФСБ. Список составляется в свободной форме, достаточно условен, так как по видам деятельности разрешения не классифицируют. Никаких отдельных «реставрационных» или «строительных» документов Служба Безопасности не оформляет — права, которые дает лицензия, распространяются на любую законную деятельность, связанную с секретными сведениями.

Процедура оформления

Чтобы компания официально работала с государственной тайной, руководитель обязан получить допуск. Существует три формы:

  • первая — максимальная степень (коды запуска ядерного оружия);
  • вторая — «совершенно секретно», выдается в крайних случаях, при серьезном обосновании, после согласования с первым отделом, проверочных мероприятий;
  • третья — «секретно», оформляется сотрудниками режимных структур в штатном порядке по самостоятельному усмотрению, с подачей отчета местному Управлению.

Руководители фирм-исполнителей, ИП получают допуски третьей формы — как физлица — и:

  • проходят обучение в аттестованном учреждении;
  • получают наркологические, психиатрические справки, подтверждающие, что противопоказаний к работе нет;
  • подают в ФСБ России анкету, проходят собеседование по приглашению.

Удачно пройденное собеседование завершает выдача допуска. Директору, кроме него, нужны четыре фото 4см/6см, копия заграничного паспорта. Компания подает в лицензирующий орган оригинал ходатайства заказчика услуг/работ, сведения о руководителях, реквизиты, контактные телефоны, адреса почты. Необходимо оплатить госпошлину (цена регулярно корректируется), предоставить нотариальные копии:

  • устава с зарегистрированными изменениями, учредительного договора;
  • свидетельств ОГРН/ГРН, присвоения ИНН;
  • письма Госстата (статистические коды);
  • решения/протокола создания юрлица, избрания гендиректора;
  • выписки ЕГРЮЛ (не старше 20 суток до даты подачи);
  • договора аренды юрадреса (должен совпадать с реальным), свидетельства собственности на помещения.

Копии вместе с заявлением, анкетой подают в местный Центр. Предприятие параллельно проходит экспертизу, а руководство — аттестацию. Фирмам сферы информационных технологий нужна дополнительная спецлицензия ФСТЭК. Даже без нее пакет объемный — поэтому и требуется профессиональная помощь в получении лицензии ФСБ. Поддержка позволит уменьшить временные затраты, оперативно приступить к работе.

Стандартный порядок оформления разрешений на осуществление деятельности следующий:

  • проверка компании, получение ходатайства заказчика;
  • обучение гендиректора, получение допусков на него;
  • составление пакета документации, подаваемой в ЦЛСЗ;
  • экспертиза ЭАЦ, передача документационного пакета лицензирующему Центру.

Криптографические и шифровальные лицензии

ЦЛСЗ выдает разрешения, предоставляющие право разрабатывать, изготавливать, продавать средства криптографии, шифровки, защиты данных. Процедура получения схожа с вышеописанной, поэтому помощь в получении лицензии ФСБ этого типа уместна и востребована. К поддержке стоит прибегнуть, выполняя работы, оказывая услуги в области шифрования информации, обслуживания телекоммуникационных, инфосистем.

Разрешение требуется организациям, инсталлирующим, монтирующим, обслуживающим шифровально-криптографические средства, предоставляющим заказчикам защищенные каналы связи. Чтобы получить его, понадобится:

  • выполнить требования по персоналу компании, подготовив соответствующие подтверждения;
  • подтвердить права владения техникой (испытательной, контрольно-измерительной), легитимность ПО;
  • предоставить допуски по гостайне;
  • гарантировать конфиденциальность информации.

Через три года после получения разрешения проходят плановую экспертизу. При аудите сверяют заявленное оборудование, ПО, квалификацию сотрудников, сертификаты.

Упростить лицензирование поможет профильная поддержка. Территории, для которых оперативно оформляется лицензия ФСБ — Москва, Санкт-Петербург, регионы. Преимущества поддержки — гарантии правильности, легальности, своевременности, экономия сил, квалифицированные исчерпывающие консультации.

Еще в Советское время на территории СССР, были установлены зоны «ограниченного» пребывания иностранцев. Иностранцы в советское время, могли там появиться, только после предварительного оформления разрешительных документов и по основаниям, перечень которых знало лишь одно КГБ.

Проволока старая и ржавая.
Осталась со времен КГБ.
Иначе получите - ШТРАФ ГУВМ.

Сейчас, перечень таких Зон и Территорий, посещение которых иностранцами, должно оформляться «специальными разрешениями ФСБ», утвержден -

Разрешения на въезд и пребывание на таких территориях, можно получить только в случае действительной необходимости их посещения по особо важным служебным, деловым либо исключительным личным целям (например, посещение больного родственника) и если это не повлечет за собой причинение вреда безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Такое разрешение ФСБ выдается территориальным органом ФСБ России по местонахождению закрытого образования.

Правительство РФ установило Территории с «регламентированным» посещением для иностранных граждан».

Перечень таких территорий утвержден

Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 702 (с посл. изм. и доп.).

Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на такие территории также должен быть согласован принимающими организациями с управлениями ФСБ России по субъекту Российской Федерации по местонахождению принимающих организаций.

За нарушение указанных ограничений иностранец может быть привлечен к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), которой предусмотрено наказание в виде штрафа от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением либо без него. Но с обязательным запретом на въезд в РФ в течении 5-ти лет.

Но это штраф на иностранных граждан. А вот штраф на работодателя, за отсутствие Согласования с ФСБ нахождения иностранцев на этой территории, ведет к наложению обычных штрафов на компанию в размере 400 000 руб. за каждого иностранца. И на директора компании по 50 000 руб. лично за каждого иностранца.

ВНИМАНИЕ - открываю вам «страшную » тайну КГБ.

Эти территории, перечень которых совершенно секретный, были названы «закрытыми» еще в советское время.

И до настоящего времени, ни кому в голову не пришло снять эти, ни чем уже давно не обоснованные ограничения.

И воинских частей там давно нет. И секретные предприятия, давно превратились в коммерческие компании. И производят, что то повседневное.

Но перечень закрытых территорий действует.

А ФСБ, как и КГБ - не видно и не слышно. Но руки у них длинные.

Я обсуждал этот вопрос с сотрудником ФСБ в Балашихе. На улице Фрунзе дом 1. Он показал мне сов. секретную карту Балашихи, которая была все заштрихована - территорией закрытой для иностранцев.

Молоденький сотрудник ФСБ предположил, что после спортивных мероприятий в Сочи, вполне возможно все эти устаревшие ограничения - снимут. Но их не сняли.

Так что извольте, используя иностранную рабочую силу на этих территориях - уведомить ФСБ и Согласовать с ФСБ использование иностранцев.

Обычно, граждане и организации, работающие на таких территориях, хорошо знают на какой «территории» они находятся. Но плохо знают порядок согласования с ФСБ приезда иностранцев на эти территории. А зачастую, Работодатели просто упускают из вида, необходимость оформления «Согласования» с ФСБ.

УВЕДОМЛЕНИЕ ФСБ

Дело в том, что ФСБ отловом таких нарушителей не занимается. А ГУВМ МВД обращает на это внимание только тогда, когда при обычной проверке ГУВМ выявляют иностранцев, работающих на закрытых территориях. Ведь у ГУВМ и своих прямых статей наложения штрафа в КОАП предостаточно.

ПРИМЕР - печальный пример.

Примерно 5 лет назад, к нам обратилась руководитель строительной компании, которая в Балашихе строила Торговый центр. Привлекла граждан Белоруссии, которым не нужны Патенты. Оформила их строго в соответствии с КОАП. И отнесла документы для постановки на миграционный учет на 17 граждан Белоруссии в ФМС.

А ФМС Балашихи потребовали документы Согласования с ФСБ пребывания иностранцев на закрытой территории. Разрешения ФСБ не было. И у директрисы этой компании начались серьезные проблемы. Ей грозили штрафы по 400 000 руб. за каждого иностранца и штрафы по 50 000 руб. лично на нее за каждого иностранца. Узнать общую сумму штрафов вы сможете сами. Умножив все эти цифры на 17!!!

Мы предложили свои стандартные услуги. Которые сводились к затягиванию споров с ФМС, что в последствии позволяло либо ликвидировать компанию. Либо тянуть процедуру привлечения к ответственности на срок свыше 1 года. Что позволяло прекратить дело до вступления в законную силу Штрафов.

Но все испортила «подружка» директрисы. Пожилая и очень стервозная дамочка. Которая заморочила голову директрисе тем, что если они явятся к начальнику УФМС Московской области Молодиевскому нацепив на грудь, все советские ордена и медали. А также пригласят священника - который усовестит Молодиевского и перекрестив его - заставит отменить все штрафы!!!

Может быть Молодиевский и пошел бы на встречу пожилым и очень «совковым» дамам. Особенно в присутствии священника. Но дело было «» . И у дамочек ни чего не вышло.

8-й Центр ФСБ выложил достаточно неожиданный документ . Документ описывает рекомендации в области разработки нормативно-правовых актов в области защиты ПДн. Но этим же документом рекомендуется пользоваться операторам ИСПДн при разработке частных моделей угроз.

Что же думает ФСБ о том, как и где нужно применять СКЗИ?

Документ носит полное название: «Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности». Утвержден документ руководством 8 Центра ФСБ России 31 марта 2015 года.

В преамбуле документа определяется, что рекомендации «для федеральных органов исполнительной власти… иных государственных органов… которые… принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных (далее – ИСПДн), эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности».

Этими же нормами «целесообразно также руководствоваться при разработке частных моделей угроз операторам информационных систем персональных данных, принявшим решение об использовании средств криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) для обеспечения безопасности персональных данных».

Когда же необходимо использовать СКЗИ?

Использование СКЗИ для обеспечения безопасности персональных данных необходимо в следующих случаях:
  • если персональные данные подлежат криптографической защите в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • если в информационной системе существуют угрозы, которые могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ.

Это логично. Но когда угрозы могут быть нейтрализованы только с помощью СКЗИ"?
  • передача персональных данных по каналам связи, не защищенным от перехвата нарушителем передаваемой по ним информации или от несанкционированных воздействий на эту информацию (например, при передаче персональных данных по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования);
  • хранение персональных данных на носителях информации, несанкционированный доступ к которым со стороны нарушителя не может быть исключен с помощью некриптографических методов и способов.

Если второй пункт так же достаточно логичен, то вот первый не столь ясен. Дело в том, что согласно текущей редакции закона «О персональных данных» имя, фамилия и отчество уже являются персональными данными. Соответственно любая переписка или регистрация на сайте (с учетом того, сколько данных сейчас требуют при регистрации) попадают формально под это определение.

Но, как говорится, нет правил без исключения. В конце документа есть две таблицы. Приведем лишь одну строку Приложения № 1.

Актуальная угроза:

1.1. проведение атаки при нахождении в пределах контролируемой зоны.

Обоснование отсутствия (список немного сокращен):
  • сотрудники, являющиеся пользователями ИСПДн, но не являющиеся пользователями СКЗИ, проинформированы о правилах работы в ИСПДн и ответственности за несоблюдение правил обеспечения безопасности информации;
  • пользователи СКЗИ проинформированы о правилах работы в ИСПДн, правилах работы с СКЗИ и ответственности за несоблюдение правил обеспечения безопасности информации;
  • помещения, в которых располагаются СКЗИ, оснащены входными дверьми с замками, обеспечения постоянного закрытия дверей помещений на замок и их открытия только для санкционированного прохода;
  • утверждены правила доступа в помещения, где располагаются СКЗИ, в рабочее и нерабочее время, а также в нештатных ситуациях;
  • утвержден перечень лиц, имеющих право доступа в помещения, где располагаются СКЗИ;
  • осуществляется разграничение и контроль доступа пользователей к защищаемым ресурсам;
  • осуществляется регистрация и учет действий пользователей с ПДн;
  • на АРМ и серверах, на которых установлены СКЗИ:
    • используются сертифицированные средства защиты информации от несанкционированного доступа;
    • используются сертифицированные средства антивирусной защиты.

То есть, если пользователи проинформированы о правилах и ответственности, а двери запираются, то беспокоиться не о чем. Блажен, кто верует. О необходимости контроля за соблюдением правил речь в документе даже не идет.

Что еще интересного есть в документе?

  • для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн должны использоваться СКЗИ, прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

Правда чуть ниже говорится, что список сертифицированных СКЗИ можно найти на сайте ЦЛСЗ ФСБ. Про то, что оценка соответствия не есть сертификация, говорилось неоднократно.
  • в случае отсутствия прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия СКЗИ… на этапе аванпроекта или эскизного (эскизно-технического) проекта разработчиком информационной системы с участием оператора (уполномоченного лица) и предполагаемого разработчика СКЗИ готовится обоснование целесообразности разработки нового типа СКЗИ и определяются требования к его функциональным свойствам.

Очень приятный пункт. Дело в том, что сертификация процесс очень длительный - до полугода и больше (скажем, в случае нашей компании предыдущая сертификация заняла у нас 8 месяцев). Зачастую клиенты используют новейшие ОС, не поддерживаемые сертифицированной версией. В соответствии с этим документом клиенты могут использовать продукты, находящиеся в процессе сертификации.

В документе указывается, что:

При использовании каналов (линий) связи, с которых невозможен перехват передаваемой по ним защищаемой информации и (или) в которых невозможно осуществление несанкционированных воздействий на эту информацию, при общем описании информационных систем необходимо указывать:
  • описание методов и способов защиты этих каналов от несанкционированного доступа к ним;
  • выводы по результатам исследований защищенности этих каналов (линий) связи от несанкционированного доступа к передаваемой по ним защищенной информации организацией, имеющей право проводить такие исследования, со ссылкой на документ, в котором содержатся эти выводы.

Соответственно необходимо иметь документ, анализирующий защищенность канала. При этом не указывается, какие организации имеют право выдавать такие заключения.

Документ содержит перечень сведений, которые необходимо указывать при описании информационных систем. Например:

  • характеристики безопасности (конфиденциальность, целостность, доступность, подлинность), которые необходимо обеспечивать для обрабатываемых персональных данных;
  • используемые в каждой подсистеме или в информационной системе в целом каналы (линии) связи, включая кабельные системы, и меры по ограничению несанкционированного доступа к защищаемой информации, передаваемой по этим каналам (линиям) связи, с указанием каналов (линий) связи, в которых невозможен несанкционированный доступ к передаваемой по ним защищаемой информации, и реализуемые для обеспечения этого качества меры;
  • носители защищаемой информации, используемые в каждой подсистеме информационной системы или в информационной системе в целом (за исключением каналов (линий) связи).

Ну и в заключение скажем, что:
Согласование с ФСБ России частных моделей угроз операторов, подготовленных в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, не требуется.

Регистрационный N 32198

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" 1 и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 96/3 Он "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления" 2 приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России (приложение N 1).

1.2. Перечень документов, представляемых территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России, для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (приложение N 2).

2. Установить, что размер балансовой стоимости федерального движимого имущества, при превышении которого решение территориальных органов ФСБ России о списании такого имущества подлежит согласованию с ФСБ России, составляет 400 тыс. рублей.

Директор А. Бортников

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402; 2012, N 24, ст. 3179; N 53(ч. II), ст. 7916.

Приложение N 1

Порядок согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России

1. Для согласования с ФСБ России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами ФСБ России (далее - территориальные органы), федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России (далее - учреждения, предприятия соответственно), территориальные органы, учреждения и предприятия представляют в соответствующие головные подразделения ФСБ России (далее - головные подразделения) документы, предусмотренные Перечнем документов, представляемых территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России, для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, утвержденным приказом ФСБ России от 17 марта 2014 г. N 147 (далее - документы, необходимые для списания).

2. Документы, необходимые для списания, направляются в головные подразделения с сопроводительным письмом, подписанным начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия.3. Головные подразделения рассматривают поступившие документы, необходимые для списания, и по результатам их рассмотрения готовят заключение о согласовании решения о списании федерального имущества либо об отказе в его согласовании (далее - заключение) с обоснованием причин отказа.

Заключение составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем, начальником головного подразделения. Заключение вместе с документами, необходимыми для списания, представляется соответствующему должностному лицу, полномочному согласовывать решения о списании федерального имущества.

4. В случаях представления документов, необходимых для списания, не в полном объеме либо ненадлежащего оформления таких документов головные подразделения возвращают их для устранения недостатков в территориальные органы, учреждения, предприятия, их представившие, с указанием причин возврата.

5. Общий срок рассмотрения головными подразделениями документов, необходимых для списания, подготовки заключения и представления его соответствующему должностному лицу, полномочному согласовывать решения о списании федерального имущества, не может превышать 40 рабочих дней.

6. При согласовании решения о списании федерального имущества головные подразделения направляют в территориальные органы, учреждения, предприятия с сопроводительным письмом согласованный акт о списании федерального имущества, а при отказе в согласовании указанного решения - документы, необходимые для списания, с обоснованием причин отказа.

Приложение N 2

Перечень документов, представляемых территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России, для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения

1. Для согласования с ФСБ России решения о списании федерального движимого имущества территориальные органы ФСБ России (далее - территориальные органы), федеральные государственные казенные учреждения, находящиеся в ведении ФСБ России (далее - учреждения), представляют в соответствующие головные подразделения ФСБ России (далее - головные подразделения) следующие документы:

1.1. Ходатайство начальника территориального органа, учреждения о согласовании решения о списании объектов федерального имущества.

1.2. Перечень объектов федерального имущества, в котором указываются:

Номер по порядку;

Наименование объекта федерального имущества;

Инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

Год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

Балансовая стоимость объекта федерального имущества на дату принятия решения о списании;

Остаточная стоимость объекта федерального имущества на дату принятия решения о списании;

Срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества;

Срок фактического использования объекта федерального имущества на дату принятия решения о списании.

1.3. Копию приказа начальника территориального органа, учреждения о создании в территориальном органе, учреждении постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (далее - комиссия) (с приложением положения о комиссии и ее состава).

1.4. Копию протокола заседания комиссии, на котором принято решение о списании федерального имущества.

1.5. Акт о списании федерального имущества, подписанный членами комиссии.

1.6. Копию инвентарной карточки учета основных средств.

1.7. Копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате территориального органа, учреждения - копию указанного заключения, выданного организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, с приложением копии лицензии).

1.8. Выписку из реестра федерального имущества для объектов федерального движимого имущества, стоимость которых равна или превышает 500 тыс. рублей, выданную соответствующим территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При отсутствии данной выписки в ходатайстве начальника территориального органа, учреждения должна быть изложена информация о причинах, по которым объект не был внесен в указанный реестр.

1.9. При списании автомобильной, дорожно-строительной техники, бронетанкового вооружения и специальной техники, в состав которой входят транспортные средства, дополнительно представляются:

Копия технического паспорта (паспорта) транспортного средства, паспорт (формуляр) машины;

Копия свидетельства о регистрации транспортного средства;

Акт о разукомплектовании автомобильного комплекса (для специальной техники, включающей в свой состав транспортное средство и установленную на нем специальную аппаратуру).

1.10. При списании ракетно-артиллерийского вооружения, вооружения радиационной, химической и биологической защиты, инженерного имущества и инженерных боеприпасов дополнительно представляются формуляры (паспорта) изделий, если они предусмотрены.

2. Для согласования с ФСБ России решения о списании объектов федерального недвижимого имущества (за исключением объектов незавершенного строительства, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания) территориальные органы, учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФСБ России (далее - предприятия), представляют в головные подразделения документы, перечисленные в подпунктах 1.1 - 1.6 настоящего Перечня, а также следующие документы:

2.1. Акт технического состояния объекта федерального недвижимого имущества, утвержденный начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия и подписанный членами комиссии, за исключением случаев:

2.2. Выписку из реестра федерального имущества, выданную соответствующим территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При отсутствии данной выписки в ходатайстве начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия должна быть изложена информация о причинах, по которым объект не был внесен в указанный реестр.

2.3. Копии свидетельств о государственной регистрации прав собственности Российской Федерации и оперативного управления (хозяйственного ведения) или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированных прав на каждый объект федерального недвижимого имущества, подлежащий списанию.

2.4. Копии свидетельств о государственной регистрации прав собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, в пределах которого располагается объект федерального недвижимого имущества, предлагаемый к списанию, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок с приложением копий имеющихся правоустанавливающих документов на него и кадастрового паспорта земельного участка, за исключением случаев:

Списания объектов федерального недвижимого имущества, подлежащих сносу или демонтажу в целях строительства или реконструкции другого объекта;

Списания объектов федерального недвижимого имущества, местонахождение которых установить невозможно.

2.5. Справку о дальнейшем использовании земельного участка после сноса объекта федерального недвижимого имущества с информацией о наличии других объектов федерального недвижимого имущества, расположенных в пределах этого участка, подписанную начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия, за исключением списания объектов федерального недвижимого имущества, местонахождение которых установить невозможно.

2.6. При списании объектов недвижимого имущества жилищного фонда дополнительно к документам, перечисленным в подпунктах 2.1 - 2.5 настоящего Перечня, представляются:

Справка из территориального органа Федеральной миграционной службы о снятии с регистрационного учета физических лиц по адресу списываемого объекта недвижимого имущества жилищного фонда 1 (по каждому объекту недвижимого имущества жилищного фонда);

Документы, необходимые для подготовки заключения межведомственной комиссии, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" 2 ;

Справка о том, что лица, ранее зарегистрированные в списываемом объекте недвижимого имущества жилищного фонда, фактически в нем не проживают, подписанная начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия.

2.7. При списании объектов федерального недвижимого имущества, подлежащих сносу или демонтажу в целях строительства или реконструкции другого объекта, дополнительно к документам, перечисленным в подпунктах 2.1 - 2.6 настоящего Перечня, представляются копии документов, подтверждающих расположение списываемого объекта федерального недвижимого имущества в пределах границ зоны застройки.

3. Для согласования с ФСБ России решения о списании объектов незавершенного строительства территориальные органы, учреждения, предприятия представляют в головные подразделения документы, перечисленные в подпунктах 1.1, 1.3-1.5, 2.2-2.5 настоящего Перечня, а также следующие документы:

3.1. Перечень объектов незавершенного строительства, в котором указываются:

Номер по порядку;

Наименование объекта по проекту;

Инвентарный номер в случае его присвоения;

Год начала строительства;

Год прекращения строительства;

Объем выполненных строительно-монтажных работ (в процентах);

Стоимость объекта незавершенного строительства на дату принятия комиссией решения о его списании (в рублях).

3.2. Копию заключения о техническом состоянии объекта незавершенного строительства, выданного специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к такому виду работ, с приложением копии свидетельства.

3.3. Копию регистров учета затрат и справку о стоимости объекта незавершенного строительства, подписанные начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия и начальником финансово-экономического подразделения территориального органа, учреждения, предприятия.

4. Для согласования с ФСБ России решения о списании воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания (далее - судно) территориальные органы, учреждения, предприятия представляют в головные подразделения документы, перечисленные в подпунктах 1.1 - 1.6, 2.2 настоящего Перечня, а также следующие документы:

4.1. Акт технического состояния списываемого судна, утвержденный начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия и подписанный членами комиссии, за исключением случая списания судна, когда его местонахождение установить невозможно.

4.2. Копию свидетельства о государственной регистрации судна в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации, Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов. При отсутствии зарегистрированных прав - справку с обоснованием отнесения судна к объектам недвижимого имущества и причин отсутствия зарегистрированных прав, подписанную начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия.

5. Для согласования с ФСБ России решения о списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате умышленного уничтожения, порчи или хищения, а также в результате пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций и (или) по которому срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования (при досрочном списании), дополнительно к документам, перечисленным в подпунктах 1.1 - 1.10, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.3, 4.1 и 4.2 настоящего Перечня, в головные подразделения представляются:

5.1. При списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате их умышленного уничтожения, порчи, хищения или местонахождение которых установить невозможно:

Копия приказа начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия о проведении административного расследования (разбирательства) или копия материалов инвентаризации (ревизии, проверки);

Копия заключения о результатах административного расследования (разбирательства) или выписка из приказа начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия о результатах инвентаризации (ревизии, проверки);

Копия приказа начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия о мерах, принятых в отношении виновных лиц (при наличии);

Документы о принятии мер по защите интересов территориального органа, учреждения или предприятия и возмещению причиненного ущерба или копия постановления о прекращении уголовного дела или копия решения суда (при наличии);

Справка о размере ущерба, нанесенного объекту федерального имущества в результате уничтожения, порчи или хищения, подписанная начальником территориального органа, учреждения и начальником финансово-экономического подразделения территориального органа, учреждения (для движимого имущества);

Справка о возмещении ущерба виновными лицами, подписанная начальником территориального органа, учреждения и начальником финансово-экономического подразделения территориального органа, учреждения (для движимого имущества).

5.2. При списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате пожара, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 5.1 настоящего Перечня, представляются:

Копии актов расследования обстоятельств и причин возникновения пожара, оформленные представителями территориальных органов, учреждений, предприятий, и решение следственного или судебного органа -при недостаче, повреждении или преждевременном выведении из строя федерального имущества в результате пожара с приложением:

Плана объекта, на котором возник пожар, с указанием расположения объектов федерального имущества;

Фотоснимков с места пожара;

Копии ведомости инвентаризации федерального имущества после пожара (для движимого имущества);

Копии ведомости федерального имущества, уничтоженного в результате пожара (для движимого имущества);

Копии индивидуальных учетных карточек на здания, сооружения и иные объекты федерального имущества, пострадавшие от пожара;

Копии акта о пожаре, выданного Государственной противопожарной службой.

5.3. При списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий или иной чрезвычайной ситуации, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 5.1 настоящего Перечня, представляются:

Копия документа, подтверждающего факт аварии, дорожно-транспортного происшествия, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

Фотоснимки поврежденных объектов федерального имущества.

5.4. При списании объектов федерального имущества, по которому срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования (при досрочном списании), за исключением случаев списания объектов федерального недвижимого имущества, подлежащих сносу или демонтажу в целях строительства или реконструкции другого объекта федерального недвижимого имущества, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 5.1 настоящего Перечня, представляются:

Справка с подробным объяснением причин, вызвавших списание объектов федерального имущества до истечения установленного срока полезного использования (в случае, если виновные лица не выявлены);

Копия заключения о техническом состоянии объекта федерального недвижимого имущества, выданная специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к такому виду работ, с приложением копии свидетельства (для зданий и сооружений).

6. Копии представляемых документов должны быть заверены подписью начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия и печатью территориального органа, учреждения, предприятия.

7. В представляемых документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений.

1 Подпункт 57 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного приказом ФМС России от 20 января 2014 г. N 18 (зарегистрирован Минюстом России 27 марта 2014 г., регистрационный N 31755).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 702; 2007, N 32, ст. 4152; 2013, N 15, ст. 1796.