Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком. Контрольные вопросы (тесты) для проверки знаний требований охраны труда

Руководителю каждого предприятия необходимо помнить, что обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст.211 ТК РФ).

Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 219 Трудового кодекса устанавливает право работника:

1. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

2. На получение достоверной информации от работодателя:

  • об условиях и охране труда на рабочем месте,
  • о существующем риске повреждения здоровья,
  • о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса, под охраной труда подразумевается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
  • правовые,
  • социально - экономические,
  • организационно - технические,
  • санитарно - гигиенические,
  • лечебно - профилактические,
  • реабилитационные,
  • иные мероприятия.
Соблюдение требований охраны труда и контроль за их выполнением осуществляется работодателями в следующем порядке (ст.217 Трудового кодекса):

1. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников свыше 50 человек, необходимо:

  • либо создать службу охраны труда,
  • либо ввести должность специалиста по охране труда (с соответствующей подготовкой или опытом работы в данной сфере).
2. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, решение:
  • о создании службы по охране труда,
  • о введении должности специалиста по охране труда,
принимается с учетом специфики производственной деятельности такой компании.

3. При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда,
осуществляют их функции и несут ответственность:
  • работодатель - ИП (лично),
  • руководитель организации,
  • другой уполномоченный работодателем работник, организация, специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по договору ГПХ.
В целях обеспечения:
  • правильной организации системы охраны труда,
  • безопасных условий труда, организации необходимо разработать локальные правовые акты по охране труда.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти локальные акты представляют собой правовую основу системы охраны труда в компании.

Так же эти нормативные акты могут помочь компании предотвратить несчастные случаи на производстве и значительно упростят процедуру рассмотрения таких случаев, если, не смотря на усилия работодателя, они будут иметь место.

Выполнение правил по охране труда обязательно как для работодателя, так и для работников организации.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к организации системы охраны труда на предприятиях, обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, а так же методология составления правил и инструкций по охране труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст.211 Трудового кодекса, порядок:

  • разработки,
  • утверждения,
  • изменения
подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда , в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся (п.2 Постановления №1160):

1. Стандарты безопасности труда (ГОСТы).

2. Правила и типовые инструкции по охране труда.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

  • санитарные правила и нормы,
  • санитарные нормы,
  • санитарные правила,
  • гигиенические нормативы,
устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

При разработке правил по охране труда необходимо учитывать положения системы ГОСТов по безопасности труда.

В частности, требования ГОСТа 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», целью которого является:

  • содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов,
  • исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом,
  • профессиональных заболеваний на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание системы управления охраной труда в организации.

Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

В связи с этим работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

Основные элементы управления охраной труда:

  • политика,
  • организация,
  • планирование и применение,
  • оценка,
  • действия по совершенствованию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

При организации службы охраны труда, производственная компания должна руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

В соответствии с п.1 Постановления №14, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда.

Работники Службы в своей деятельности руководствуются (п.5 Постановления №14):

  • законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ,
  • соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым),
  • коллективным договором,
  • соглашением по охране труда,
  • другими локальными нормативными правовыми актами компании.
РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве базы, при разработке правил по охране труда в компании, можно использовать порядок разработки:

  • межотраслевых,
  • отраслевых
правил по охране труда, утвержденный Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 17. 12.2002г. №80).

1. составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

2. утверждение технического задания на разработку правил;

3. разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

4. составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

5. подготовка проекта окончательной редакции правил.

Изложение требований правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования.

В правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства РФ.

В виде приложений к правилам могут оформляться:

  • таблицы,
  • графики,
  • карты,
  • схемы,
  • и т.п.
В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать следующие главы:

1. Общие требования.

В данном разделе указывается:

  • сфера действия правил;
  • описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
  • допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

Этот раздел содержит:

  • требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
  • меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
  • способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
  • способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
  • меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
  • рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

В главе приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.

4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

В данном разделе приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.

5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

В данной главе отражаются особенности:

  • исходных материалов,
  • заготовок,
  • полуфабрикатов,
  • готовой продукции,
  • отходов производства,
рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.

При необходимости в правила по охране труда могут быть включены и другие главы.

Проект окончательной редакции правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы, при его наличии.

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Инструкции по охране труда являются одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности труда в компании.

Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002г. №80 утверждены «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда», которые регламентируют:

  • порядок разработки инструкций по охране труда,
  • порядок утверждения инструкций по охране труда,
  • требования к содержанию инструкций по охране труда.
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из:
  • должности сотрудника,
  • профессии или вида выполняемой работы.
В соответствии с п.5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.2. Постановления №80, разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом ст.212 Трудового кодекса РФ.

Положениями ст.212 ТК РФ установлено, что на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В связи с этим работодатель обязан обеспечить в числе прочих мер безопасности:

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе:

  • межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда),
  • требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.
Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением №8, содержащемся в Постановлении №80.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают:

  • безопасное ведение технологических процессов (работ),
  • безопасную эксплуатацию оборудования.
Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

В соответствии с п.5.6 Постановления №80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Так же инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • изменении условий труда работников;
  • внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

У руководителя каждого подразделения должны храниться:

  • действующие в подразделении инструкции по охране труда,
  • перечень этих инструкций.
Инструкции по охране труда для работников могут быть:
  • либо выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже,
  • либо вывешены на рабочих местах или участках,
  • либо хранятся в ином месте, доступном для работников.
Рекомендуемые формы журналов учета:
  • инструкций по охране труда для работников,
  • учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации,
приведены в приложениях №9 и №10 в Постановлении №80.
  • межотраслевых,
  • отраслевых
типовых инструкций по охране труда.

Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

  • действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;
  • изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);
  • определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
4.3. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:

1. Общие требования охраны труда.

В разделе отражаются:

1.1. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка.

1.2. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.

1.3. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы.

1.4. Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.

1.5. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.

1.6. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

В данный раздел включаются:

2.1. Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты.

2.2. Порядок проверки исправности:

  • оборудования,
  • приспособлений и инструмента,
  • ограждений,
  • сигнализации,
  • блокировочных и других устройств,
  • защитного заземления,
  • вентиляции,
  • местного освещения
  • и т.п.
2.3. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).

2.4. Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

3. Требования охраны труда во время работы.

Данный раздел может предусматривать:

3.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.

3.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).

3.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.

3.4. Действия, направленные на предотвращения аварийных ситуаций.

3.5. Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.

4.2. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

4.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.

5.2. Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности.

5.3. Требования соблюдения личной гигиены.

5.4. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

При необходимости в типовую инструкцию по охране труда можно включать и другие разделы.

В разделе "Требования охраны труда по окончании работ" рекомендуется отражать:

4.5. В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

В тексте инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны.

В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

Обратите внимание: После того, как в организации будут разработаны и утверждены правила и инструкции по охране труда, с ними необходимо ознакомить каждого сотрудника под роспись.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержден Постановлением Правительства РФ 23 мая 2000 г. № 399 (табл. 26.1).

Таблица 26.1

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих

государственные нормативные требования охраны труда

Нормативные правовые акты

Федеральный

орган исполнительной власти, утверждающий документ

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России*

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)

Минздрав России*

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой России

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России**

Госатомнадзор России**

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России*

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы исполнительной власти

Примечания.

*В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцразвития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

    ГОСТ 12.0.004–90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

    СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам.

    СП 2.2.1.1312–03. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.

    ГН 2.1.8/2.2.4.019–94. Временные допустимые уровни (ВДУ) воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой связи.

    СНиП 12.03–2001. Безопасность труда в строительстве. Общие положения.

    СП 12-136–2002. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и в проектах производства работ.

    ПБ 10-382–00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

    ПОТ РО-14000-005–98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения.

    ТИО РМ-073–2002. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом и др.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов обязательными для исполнения являются нормы и/или правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ). Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06–96.

Вопросы безопасности, касающиеся чрезвычайных ситуаций в РФ, регламентируются стандартами БЧС. Основополагающим стандартом системы является ГОСТ Р 22.0.01–94 БЧС. Безопасность в ЧС. Основные положения.

Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

    при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

    при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    при внедрении новой техники и технологий;

    по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др.

Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарии к ст. 211 ТК РФ


1. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти (порядок их принятия определен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"), а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установлено следующее. В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

2. В соответствии с установленным порядком межотраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.

Правила по безопасности, инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в соответствии с Приказом Госгортехнадзора России от 14 апреля 2005 г. N 219.

Перечень действующих СНиПов (приводится по Общероссийскому

строительному каталогу СК-1 "Нормативные и методические

документы по строительству")

СНиПы по вопросам проектирования, производства строительных

материалов и конструкций и организации строительства

документа Наименование документа Взамен чего введен

1.04.03-85 Нормы продолжительности

строительства и задела в

строительстве пред-

приятий, зданий и

сооружений (изд. 1991 г.

с изменениями)

1.05.03-87 Нормы задела в жилищном

строительстве с учетом

комплексной застройки СН 104-81

1.06.04-85 Положение о главном

инженере (главном

архитекторе) проекта Положение, утв.

Постановлением

Госстроя СССР от 30

декабря 1969 г. N 150

2.01.07-85 Нагрузки и воздействия

(изд. 2003 г. с

изменениями) Глава СНиП II-6-74

2.01.09-91 Здания и сооружения на

подрабатываемых

территориях и

просадочных грунтах Глава СНиП II-8-78

2.02.01-83 Основания зданий и

сооружений (изд. 1995

г. с изменением N 1) СНиП II-15-74, СН 475-75

2.02.02-85 Основания

гидротехнических сооруже-

ний (изд. 2004 г. с

изменением) СНиП II-16-76

2.02.03-85 Свайные фундаменты СНиП II-17-77

2.02.04-88 Основания и фундаменты

на вечномерзлых

грунтах СНиП II-18-76

2.02.05-87 Фундаменты машин с

2.03.02-86 Бетонные и железобетонные

конструкции из плотного

силикатного бетона СН 165-76

2.03.03-85 Армоцементные конструкции СН 366-77

2.03.04-84 Бетонные и железобетонные

конструкции,

предназначенные для

работы в условиях

воздействия повышенных и

высоких температур СН 482-76

2.03.06-85 Алюминиевые конструкции Глава СНиП II-24-74

2.03.09-85 Асбестоцементные

конструкции СН 265-77

2.03.11-85 Защита строительных

конструкций от коррозии СНиП II-28-73, СН 65-76

2.03.13-88 Полы СНиП II-В.8-71

2.04.01-85 Внутренний водопровод и

канализация зданий (изд.

1996 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-30-76 и СНиП II-

2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные

сети и сооружения (изд.

1996 г. с изменением 1) Глава СНиП II-31-74

2.04.03-85 Канализация. Наружные

сети и сооружения СНиП II-32-74

2.04.12-86 Расчет на прочность

стальных трубопроводов СН 373-67

2.05.02-85 Автомобильные дороги

(изд. 2004 г. с

изменениями) СНиП II-Д.5-72,

2.05.03-84 Мосты и трубы (изд. 1996

г. с изменением 1) СНиП II-Д.7-62, СН

200-62, СН 365-67

2.05.06-85 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями 1,2 и 3) СНиП II-45-75

2.05.07-91 Промышленный

транспорт (изд. 1996

г. с изменением 1)

2.05.09-90 Трамвайные и

троллейбусные линии СНиП II-41-76

2.05.11-83 Внутрихозяйственные

автомобильные дороги в

колхозах, совхозах и

сельскохозяйственных

предприятиях и

организациях

2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы,

прокладываемые на

территории городов и

других населенных пунктов СНиП 2.05.13-83

2.06.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения СНиП II-52-74

2.06.04-82 Нагрузки и воздействия на

гидротехнические

сооружения (волновые,

ледовые и от судов) (изд.

1995 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-57-75

2.06.05-84 Плотины из грунтовых

материалов (изд. 1991 г.) СНиП II.4-73(II-53-73)

2.06.06-85 Плотины бетонные и

железобетонные СНиП II-54-77

2.06.07-87 Подпорные стены,

судоходные шлюзы,

рыбопропускные и

рыбозащитные сооружения СНиП II-55-79

2.06.08-87 Бетонные и железобетонные

конструкции

гидротехнических

сооружений СНиП II-56-77

2.06.09-84 Туннели гидротехнические СН 238-73

2.06.14-85 Защита горных выработок

от подземных и

поверхностных вод

2.06.15-85 Инженерная защита

территорий от затопления

и подтопления

2.07.01-89 Градостроительство.

Планировка и застройка

городских и сельских

поселений (изд. 1994 г.

с изменениями 1 и 2 и

дополнениями) СНиП II-60-75

2.08.02-89 Общественные здания и

сооружения (изд. 2003 г.

с изменениями) СНиП 2.08.02-85

2.09.03-85 Сооружения промышленных

предприятий СНиП II-91-77, СН

302-65, СН 471-75

2.09.04-87 Административные и

бытовые здания (изд. 2001

г. с изменениями) Глава СНиП II-92-76

2.10.02-84 Здания и помещения для

хранения и переработки

сельскохозяйственной

продукции СНиП II-98-77

2.10.03-84 Животноводческие,

птицеводческие и

звероводческие здания и

помещения

2.10.04-85 Теплицы и парники СНиП II-100-75

2.10.05-85 Предприятия, здания и

сооружения по хранению и

переработке зерна СН 261-77

2.11.02-87 Холодильники Глава СНиП II-105-74

2.11.03-93 Склады нефти и

нефтепродуктов. Про-

тивопожарные нормы СНиП II-106-79

3.01.03-84 Геодезические работы в

строительстве СНиП III-2-75

3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию

законченных

строительством объектов.

Основные положения СНиП III-3-81

3.02.01-87 Земляные сооружения,

основания и фундаменты СНиП 3.02.01-83, СНиП

III-8-76, СН 536-81

3.02.03-84 Подземные горные

выработки СНиП III-11-77

3.03.01-87 Несущие и ограждающие

конструкции СНиП III-15-76, СН 383-

67, СНиП III-16-80, СН

420-71, СНиП III-18-75,

СНиП III-17-78, СНиП

III-19-76, СН 393-78

3.04.01-87 Изоляционные и отделочные

покрытия Разделы СНиП III-20-74,

СНиП III-21-73, СНиП

III-B.14-72, ГОСТ 227-

53-77, ГОСТ 22844-77,

ГОСТ 23305-78

3.04.03-85 Защита строительных

конструкций и

сооружений от коррозии СНиП III-23-76

3.05.01-85 Внутренние санитарно-

технические системы

3.05.03-85 Тепловые сети

3.05.04-85 Наружные сети и

сооружения водоснабжения

и канализации (изд. 1995

г. с изменением 1)

3.05.05-84 Технологическое

оборудование и тех-

нологические трубопроводы

3.05.06-85 Электротехнические

устройства

3.05.07-85 Системы автоматизации СНиП III-34-74

3.06.03-85 Автомобильные дороги СНиП III-40-78

3.06.04-91 Мосты и трубы СНиП III-43-75,

ВСН 81-80, ВСН 98-

74, ВСН 109-64,

ВСН 163-69, ВСН

3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила

обследований и испытаний

3.07.01-85 Гидротехнические

сооружения речные

3.07.02-87 Гидротехнические морские

и речные транспортные

сооружения Разделы 1 и 3 СНиП III-

3.07.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения (изд. 1995 г.

с изменением 1)

3.09.01-85 Производство сборных

железобетонных

конструкций и изделий СН 324-72, СН 488-76,

СНиП II-7-81 Строительство в

сейсмических районах

(изд. 2000 г. с

изменениями) Глава СНиП II-А.12-69

81 Каменные и армокаменные

конструкции (изд. 2004 г.

с изменениями) СНиП II-В.2-71

81 Стальные конструкции

(изд. 1995 г. с

изменениями) СНиП II-В.3-72, СНиП

II-И.9-62, СН 376-67

80 Деревянные конструкции Глава СНиП II-В.4-71

76 Кровли СН 394-74

76 Котельные установки СНиП II-Г.9-65, СН 350-

75 Электростанции тепловые СНиП II-И.8-62, СН 372-

80 Генеральные планы

промышленных предприятий

(изд. 1994 г. с измене-

ниями) СНиП II-М.1-71

80 Подземные горные

выработки СНиП II-М.4-65

76 Генеральные планы

сельскохозяйственных

предприятий СНиП II-97-76

СНиП II-108-

78 Склады сухих минеральных

удобрений и химических

средств защиты растений СНиП II-Н.6-67

СНиП III-10-

75 Благоустройство

территорий Глава СНиП III-К.2-67,

СНиП III-24-

75 Промышленные печи и

кирпичные трубы СНиП III-Г.12-62

СНиП III-39-

76 Трамвайные пути СНиП III-Д.4-62

СНиП III-41-

76 Контактные сети

электрифицированного

транспорта СНиП III-Д.9-62

СНиП III-42-

80 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями

СНиП III-44-

77 Тоннели железнодорожные,

автодорожные и

гидротехнические.

Метрополитены СНиП III-Б.8-68, СНиП

96 Инженерные изыскания для

строительства. Основные

положения СНиП 1.02.07-87

2003 Инструкция о порядке

разработки, согласования,

экспертизы и утверждения

градостроительной

документации МДС II-7.2000

2001 Безопасность труда в

строительстве. Часть 1.

Общие требования СНиП 12-03-99

2002 Безопасность труда в

строительстве. Часть 2.

Строительное

производство СНиП III-4-80, ГОСТ

12.3.035-84, ГОСТ

12.3.038-85, ГОСТ

96 Основные положения

создания и ведения

государственного

градостроительного

кадастра Российской

Федерации

97 Пожарная безопасность

зданий и сооружений (изд.

2002 г. с изменениями) СНиП 2.01.02-85

99 Стоянки автомобилей

(изд. 2004 г. с

изменением)

95 Геофизика опасных

природных воздействий

99 Строительная

климатология (изд.

изменением) СНиП 2.01.01-82

95 Естественное и

искусственное освещение

(изд. 2003 г. с

изменением) СНиП II-4-79

97 Планировка и застройка

территорий садоводческих

(дачных) объединений

граждан, здания и

сооружения (изд. 2001 г.

с изменением) ВСН 43-85

2001 Производственные здания СНиП 2.09.02-85

2001 Складские здания СНиП 2.11.01-85

95 Железные дороги колеи

1520 мм СНиП II-39-76, СНиП

III-38-75, СН 468-74

96 Аэродромы СНиП 2.05.08-85, СНиП

97 Тоннели железнодорожные и

автодорожные СНиП II-44-78, СНиП

III-44-77 в части ж.д.

и автодор. тоннелей,

искл. приемку

99 Подземные хранилища

газа, нефти и продуктов

их переработки СНиП 2.11.04-85

2001 Доступность зданий и

сооружений для

маломобильных групп

населения ВСН 62-91, кроме треб.

к специализ. зданиям

2002 Газораспределительные

системы СНиП 2.04.08-87, СНиП

95 Разработка и применение

норм и нормативов расхода

материальных ресурсов в

строительстве. Основные

положения СНиП 5.01.18-86

95 Федеральные (типовые)

элементные нормы расхода

цемента при изготовлении

бетонных и железобетонных

изделий и конструкций СНиП 5.01.23-83

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие на основании документов Государственной системы стандартизации РФ, в частности:

ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены";

ГОСТ Р 1.5-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения";

ГОСТ 12.0.001-82 "Система стандартов безопасности труда. Основные положения".

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, направляются ими при необходимости в федеральные надзоры.

3. В соответствии со ст. 370 ТК представители профсоюзов имеют право принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ.

4. В настоящее время действуют следующие отраслевые правила по охране труда:

Правила по охране труда для полиграфических организаций и Типовые инструкции по охране труда для полиграфических организаций, утв. Приказом МПТР России от 4 декабря 2002 г. N 237;

Правила по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи, утв. Приказом Минсвязи России от 25 декабря 2002 г. N 148;

Правила по охране труда в кондитерской промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 48;

Правила по охране труда в животноводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 49;

Правила по охране труда при проведении мелиоративных работ, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 50;

Правила по охране труда в табачной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 51;

Правила по охране труда для организаций крахмалопаточной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 52;

Правила по охране труда в птицеводстве и птицепереработке, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 53;

Отраслевые правила по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 26;

Отраслевые правила по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 27;

Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи, утв. Приказом Минсвязи России от 10 апреля 2003 г. N 39;

Правила по охране труда на послеуборочной подработке и хранении семян сахарной свеклы, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 887;

Правила по охране труда в организациях по хранению и переработке зерна, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 888;

Правила по охране труда в растениеводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 889;

Правила по охране труда в мясной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 890;

Правила по охране труда при эксплуатации объектов очистки сточных вод организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 891;

Правила по охране труда при производстве спирта, водки, коньяка, вин, пива и соков, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 892;

Правила по охране труда в масложировой промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 893;

Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса в условиях радиоактивного загрязнения территории, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 894;

Правила по охране труда при производстве хлебопекарных дрожжей, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 895;

Правила по охране труда в хлебопекарной и макаронной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 896;

Правила по охране труда в молочной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 897;

Правила по охране труда при хранении плодоовощной продукции, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 898;

Правила по охране труда работников АПК при использовании пестицидов и агрохимикатов, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 899;

Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. N 269;

Правила по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утв. Приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403.

1. Как следует из содержания ч. 1 ст. 211, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда согласно ч. 10 ст. 209 ТК содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

2. Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.).

Государственные нормативные требования охраны труда, закрепленные в других федеральных законах, чаще всего направлены на обеспечение безопасности граждан (включая работающих) и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (например, Закон об использовании атомной энергии, Закон о радиационной безопасности населения, Закон об уничтожении химического оружия, Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов).

3. Государственные нормативные требования охраны труда (а не просто требования охраны труда, как было указано в прежней редакции ч. 2 ст. 211) обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

4. Значительная часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако к настоящему времени указанный порядок еще не разработан. В части, не противоречащей законодательству, сохраняют свое значение Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) и Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5), а также разъяснения о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 (БНА РФ. 2007. N 23).

Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов РФ должны исходить из того, что включаемые в них требования не могут быть ниже государственных, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет (п. п. 4, 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295).

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Инструкции по охране труда для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80).

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

5. Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

6. Что касается функционирования системы нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в которую согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, то они в настоящее время сохраняют свою силу лишь в определенной части.

Как предусмотрено п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, со дня введения в действие этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Это правило распространяется также на государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. (п. 1 Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" // БНА РФ. 2004. N 8). Этим же Постановлением Госстандарта России государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона о техническом регулировании национальные стандарты применяются на добровольной основе. Их применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе в установленном порядке вносить изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (п. 1.1 ст. 46 Закона о техническом регулировании в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ).

Программа разработки конкретных технических регламентов и сроки их разработки утверждены распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (СЗ РФ. 2004. N 46 (ч II). Ст. 4551).

Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о технических регламентах, документах национальной системы стандартизации, международных стандартах, правилах стандартизации, нормах стандартизации и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств и международных договорах в области стандартизации и о правилах их применения создан информационный фонд технических регламентов и стандартов. Функционирование этого фонда обеспечивается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, взаимодействующим с федеральными органами исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процесс трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой. Место, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат соответствия) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность – совокупность действия людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.

Работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая её руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора.

2 Сфера применения законодательства о труде.

Действие законодательства распространяется на:

Работодателей;

Работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях;

Членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

Студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профобразования, проходящих производственную практику;

Военнослужащих, направляемых на работу в организации;

Граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации – законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.

3 Государственные нормативные требования охраны труда.

Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее – требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Постановление правительства Российской Федерации «О нормативно – правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» № 399 от 25. 05. 2000 определяет порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда разрабатывает Министерство труда и социального развития, отраслевые правила - соответствующие органы исполнительной власти.

Виды нормативных правовых актов по охране труда

Наименование нормативного правового акта

Органы, утверждающие нормативные правовые акты

сокращенное

Правила по охране труда межотраслевые Межотраслевые типовые инструкции по охране труда

Минтруд России

Отраслевые правила по охране труда

Типовые инструкции по охране труда

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности

Правила устройства и безопасной эксплуатации

Инструкции по безопасности

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Гос. энергетический надзор

Гос. надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

Госстандарт России

Госстрой России

Строительные нормы и правила

Своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы)