Выезд на встречку. Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен Выезд полосу предназначенную встречного движения

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения , либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии с частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи , -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 25.12.2012 № 252-ФЗ).

При подготовке к защите и при участии в производстве по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ - административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами, или по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ - лишение права управления транспортными средствами на срок один год, рекомендуем учесть изложенные ниже позицию Конституционного Суда, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации , а также мнение и правовую позицию отдельных судей.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в редакциях постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. № 23 и от 09 февраля 2012 года № 2 по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД);

е) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 "Круговое движение".

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:

в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно пункту 1 Приложения № 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Позиция и мнение Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению запроса городского суда и жалоб граждан по конституционности положений части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в Определениях , :

Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации предусматривающей административную ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами, следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения . Именно на это ориентирует суды постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 11 ноября 2008 года № 23) (ссылку см. выше), согласно пункту 12 которого по части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации необходимо квалифицировать прямо запрещенные Правилами дорожного движения действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в том числе в случае нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки. ... ответственности за него, по смыслу части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с его статьями 2.1 и 2.2, подлежат водители, совершившие соответствующее деяние как умышленно, так и по неосторожности . Этим не исключается учет формы вины нарушителя при индивидуализации ответственности и определении размера административного наказания в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающими, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. ...если выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью , т.е. имел место в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам совершившего его лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, - при том что данная опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, - в соответствии со статьей 2.7 КоАП Российской Федерации такое отступление от Правил дорожного движения Российской Федерации не является административным правонарушением и не влечет за собой административной ответственности лица, управлявшего транспортным средством.

В качестве иллюстрации к изложенному выше, приводим позицию и выводы заместителя председателя Московского городского суда Дмитриева А.Н. по рассмотрению надзорной жалобы при привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: "Довод С.А.С. о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку он начал обгон, пересекая прерывистую линию дорожной разметки, а пересек линию дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ, завершая маневр, не влечет отмену обжалуемых судебных решений, так как при указанных обстоятельствах действия С.А.С. по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ квалифицированы правильно. В данном случае горизонтальная линия дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ разделяет транспортные потоки противоположных направлений, поэтому нарушением ее требований является не только пересечение при выезде на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, но и движение в зоне ее действия по полосе дороги во встречном направлении. Данный довод основан на неверном толковании ПДД РФ. Оснований для переквалификации действий С.А.С. на ст. 12.16 КоАП РФ не имеется" ().

Аналогичные выводы сделаны заместителем председателя Московского городского суда Дмитриевым А.Н. при рассмотрении надзорных жалоб по привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в и в : "Не имеет правового значения, при какой дорожной разметке обгон был начат, если завершен он был при наличии разметки, пересекать которую Правилами дорожного движения запрещено". Согласно выводу заместителя председателя Московского городского суда то обстоятельство, что Г.Т.А. не предпринял мер к возвращению в полосу попутного направления без нарушения ПДД и длительное расстояние следовал по стороне встречного движения при наличии дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к ПДД РФ, объективно свидетельствует о наличии у него умысла на совершение вменяемого ему административного правонарушения. При этом нарушением требований дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к ПДД РФ является как ее пересечение, так и движение во встречном направлении слева от нее и возвращение в полосу попутного направления в зоне ее действия ().

По мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. запрет выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, установлен законодателем вне зависимости от наличия или отсутствия дорожной разметки, и отсутствие разметки и (или) знаков не является доказательством того, что дорога не имеет четыре полосы, и не означает, что выезд на встречную полосу на ней разрешен ( , ).

Следует отметить, что заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. отличается несвойственными судебной системе в целом принципиальностью и справедливостью при рассмотрении дел, предусматривающих выезд на встречку ()

Несмотря на то, что в целом судьи Верховного Суда РФ придерживаются разъяснения Верховного Суда РФ, изложенного выше, и позиции Конституционного Суда РФ, однако отдельные судьи Верховного Суда РФ порой излагают свое мнение по рассматриваемому вопросу, принципиально отличающееся от мнения и позиции Конституционного и Верховного Судов.

Так, заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Военной коллегии Хомчик В.В. при рассмотрении надзорной жалобы И.А.М. установил, что И.А.М. при обгоне другого транспортного средства пересек горизонтальную линию дорожной разметки 1.11 без каких-либо нарушений, а завершил обгон, пересекая горизонтальную линию дорожной разметки 1.1. Кроме того, судья также установил, что материалами дела не подтверждается, что И.А.М. был нарушен п. 11.4 ПДД РФ. На основе изложенного судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах вывод о виновности И.А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, является необоснованным, и отменил решения нижестоящих судов.

Резюмирующий вывод заместителя Председателя Верховного Суда РФ - председателя Военной коллегии Хомчика В.В. по итогам рассмотрения надзорной жалобу заключается в том, что совершая обгон с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с требованиями разметки проезжей части дороги, И.А.М. не совершил административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, а именно: выезд в нарушение имевшейся в данном месте проезжей части дороги разметки на полосу, предназначенную для встречного движения. И.А.М. при завершении обгона, возвращаясь на полосу своего движения, пересек линию дорожной разметки 1.1, чем допустил нарушение п. 1.3 Правил дорожного движения РФ. При таких обстоятельствах в действиях И.А.М. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги. (см. - ).

Аналогичную позицию занимает и ряд судей нижестоящих инстанций.

Так, в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении судьей Чертановского районного суда г. Москвы сделан вывод, что мировым судьей была неправильно дана юридическая квалификация действиям М.И.Ф., так как из представленных документов и видеозаписи усматривается, что М.И.Ф. осуществил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, осуществленный в месте, где это не запрещено ПДД РФ, знаками или разметкой, а возвращение на ранее занимаемую полосу произошло с пересечением сплошной линии разметки, таким образом, его действия образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ. Действия М.И.Ф. судьей Чертановского районного суда квалифицированы по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ (решение от 27.12.2011г. № АП-12.15-241/11).

Согласно выводу судьи Верховного Суда РФ Меркулова В.П., приведенному в по надзорной жалобе П.В.В., из системного анализа ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и п. 1.2 ПДД РФ следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории . Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного кодекса.

Одним из наболевших вопросов, который до сих пор рассматривается не в пользу водителей транспортных средств, является вопрос объезда общественного транспорта на неорганизованных должным образом остановках маршрутных транспортных средств, сопряженный с пересечением сплошной, то есть с пересечением линии дорожной разметки 1.1 приложения № 1 к ПДД РФ, и выездом на встречную полосу движения, и, как итог, предусматривающем административную ответственность согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ "Препятствие " - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Однако, подавляющее большинство судей не рассматривает общественный транспорт, остановивший для посадки/высадки пассажиров на полосе движения в нарушение требований Правил ДД, создавая помеху для движения других участников движения, при отсутствии возможности объезда транспортного средства справа, в частности, в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м (п. 12.4 ПДД РФ). При этом, зачастую, место остановки маршрутных транспортных средств никак и ничем должным образом не обозначено.

Зачастую инспектора ДПС подменяют понятие "объезд" стоящего на остановке общественного транспорта, "обгоном", что принимается мировыми судьями в качестве выезда на встречную полосу без должного выяснения и рассмотрения фактических обстоятельств дела и, опять же, естественно, не в пользу водителя.

Однако есть и положительные решения по рассматриваемому вопросу.

Так, по мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. совершение объезда препятствия, автобуса, в месте отсутствия дорожного знака 5.16 "Место остановки автобуса или (троллейбуса)", не является правонарушением, влекущим ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ().

В решении судьи Чертановского районного суда г. Москвы указано, что К.В.В. просит отменить постановление мирового судьи, указывая о том, что он начал обгон стоявшего на остановке общественного транспорта автобуса при прерывистой линии дорожной разметки. Перед началом маневра он убедился в отсутствии встречных транспортных средств и видимый участок дороги был достаточен для безопасного выполнения маневра. По мнению заявителя, остановка общественного транспорта оборудована с нарушением требований государственных стандартов (ГОСТ Р 52766-2007, п. 5.3.3; ГОСТ Р 52289-2004) – она не имеет заездного кармана. Как установил судья районного суда из показаний К.В.В., материалов дела, в частности, схемы места совершения административного правонарушения, показаний свидетеля ФИО4, Дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, следует, что К. начал обгон стоявшего на остановке транспортного средства при прерывистой линии дорожной разметки, разрешающей выезд на проезжую часть дороги, предназначенную для встречного движения. Своевременно возвратиться в свою полосу движения ему помешал автобус, в связи с чем он действительно выехал за сплошную линию разметки, проехал ее и вернулся в свою полосу движения вновь при наличии прерывистой линии дорожной разметки. Данные объяснения не опровергаются представленными в суд материалами. Проанализировав представленные материалы в их совокупности, толкуя, в соответствии со ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения в виновности лица в его пользу, суд приходит к убеждению о том, что действия К.В.В. должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, поскольку он совершил несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги п. 1.1 Приложения 2 ПДД РФ (решение от 12.01.2012г. б/н).

Рекомендуем при организации защиты по делам об административных правонарушениях, тем или иным образом связанных с выездом на встречку (выезд на встречную полосу движения , выезд на встречку ), когда вменяется нарушение требований дорожной разметки, дорожных знаков, иного порядка организации дорожного движения, запрашивать через суд схему (проект) организации дорожного движения, размещения дорожных знаков и нанесения дорожной разметки участка дороги на момент совершения вменяемого правонарушения с целью всестороннего, полного и объективного выяснения, рассмотрения и исследования обстоятельств дела.

Не будет лишним проверить и убедиться на соответствие размещенных дорожных знаков и нанесенной разметки на рассматриваемом участке дороги ГОСТ" у Р 52289-2004, иным стандартам и нормативным документам, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также документально зафиксировать их состояние, особенности рельефа местности, геометрических параметров дороги, наличие растительности, строений, сооружений или иных объектов, в том числе транспортных средств, особенности дорожной обстановки, на момент вменяемого правонарушения, в процессе или сразу же после составления процессуальных документов.

Например, при оценке состояния дорожных знаков следует проверить и убедиться в их наличии, а впоследствии оценить их на соответствие утвержденному проекту организации движения, проверить соответствие типоразмера, высоты установки, расстояния до края проезжей части, проверить наличие механических повреждений стоек и щитков, наличие повреждений и загрязнений световозвращающей пленки, влияющих на их восприятие водителями, проверить отсутствие наклона стойки, прочность прикрепления щитка знака к стойке, соответствие окраски щитка и стойки, а также светотехнических параметров знака нормам. При оценке состояния разметки следует проверить правильность ее нанесения, а впоследствии проверить на соответствие проекту организации дорожного движения, проверить ширину выделенных разметкой полос движения, ширину, длину и толщину нанесенных линий, в обязательном порядке следует визуально оценить степень износа разметки по наличию световозвращающих свойств. Повторимся, желательно, а порой и просто необходимо, зафиксировать все документально, в том числе и с помощью средств фото- и/или видеозаписи. Кроме того, свои замечания следует отразить в протоколе об административном правонарушении, либо в объяснении на отдельном листе, приложив его к протоколу, и на схеме нарушения ПДД, в объяснении или иных документах, представляемых при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Для подтверждения собственных доводов и опровержения сведений, изложенных в процессуальных документах и/или полученных при опросе ИДПС на заседании суда, имеет смысл привести элементарные математические расчеты, обосновывающие расстояния, линейные, временные и иные параметры по фактическим обстоятельствам события, с целью попытаться убедить судью в малозначительности совершенного правонарушения с переквалификацией Ваших действий на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, в кратковременном или вынужденном характере Вашего действия, что выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью.

Частично примеры дорожных ситуаций, связанных с выездом на встречку , приведены на страничках сайта " и "примеры дорожных ситуаций и типовые примеры допускаемых правонарушений с разъяснениями ГУ ОБДД МВД России на февраль 2013 года: и ".

Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев независимо от наличия/отсутствия отягчающих обстоятельств дела суды ограничиваются назначением штрафа в размере 5" 000 рублей независимо от того, согласны Вы или нет с вменяемым правонарушением, явились ли Вы или нет на заседание суда. В случае вынесения наказания в виде административного штрафа в размере 5" 000 рублей законом Вам предоставлена возможность уплатить половину суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа (часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ). Копию соответствующего платежного документа необходимо представить в суд, вынесший постановление.

Рекомендуем перед тем, как принять решение о стратегии и тактике защиты в суде ознакомиться с практикой данного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Результат анализа постановлений мировых судей города Москвы по рассмотрению административных дел, предусматривающих ответственность по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, свидетельствует, что количество положительных решений не превышает 1,06 % от общего числа опубликованных судебных актов (по состоянию на 14.03.2014г.): в 75 % случаев производство прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, 25 % - по отсутствию состава.

В процессе подготовки защиты в суде рекомендуем ознакомиться со сведениями, изложенными на страничках: " ", " ".

В случае возникновения вопросов Вы можете получить полноценную и профессиональную консультацию, воспользовавшись контактными данными на страничке " ".

В Правилах дорожного движения описаны четыре случая, запрещающие выезжать на встречную полосу:

п. 9.2. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

п. 9.3. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 (обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение)), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается".

п. 11.4. «Обгон с выездом на встречную полосу движения запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».

При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот", 1.12.1, 1.12.2 - "Опасные повороты", 1.29 "тоннель", 1.31.1, 1.31.2 "Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью".

п. 15.3. «… Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства …».

По правилам дорожного движения линии горизонтальной разметки , и пересекать запрещается!

В результате нарушений требований дорожных знаков: , повлекшие движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образуется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 и частью 3 КоАП РФ.

Любое нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, следует квалифицировать по частям 3 и 4 статьи 12.15 и по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ.

Наказание за выезд на встречку

На сегодняшний день применяют следующее наказание за встречку :

Помимо отсутствия обозначения перехода разметки в сплошную линию в суде Вам может помочь «крайняя необходимость». Т.е. если Вы совершили данный маневр с целью предотвращения аварийной ситуации. Например, уклонялись от выезжающего с второстепенной дороги транспорта, от летящих в Вас кирпичей из кузова КАМАЗа.

Если же и с разметкой все в порядке и крайней необходимости не было, то тут даже самый хороший адвокат может не помочь. В любом случае у Вас есть лишь 10 дней на обжалование постановления, поэтому консультация юриста не помешает. Опытный юрист посоветует Вам, как избежать лишения прав, просто оплатив штраф, т.к. выезд на встречку в любом случае наказывается.

Видео по теме:

Михаил Алексеев, автомобильный журналист
Дата публикации: 27.10.2011
Обновлена Дмитриевым Виталием 14.04.2016
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Комментарии адвоката

На вопросы редакции нашего сайта отвечает адвокат Центра содействия автовладельцам Spravami.ru Евгений Липатов.

Часто возникают случаи, когда разметка на дороге стерта или засыпана снегом. В итоге получается, что автомобиль пересекает двойную сплошную линию разметки. Как быть в таких ситуациях?

В подобных случаях водителю лучше произвести фотографии участка дороги, где дорожная разметка стерта или засыпана снегом, чтобы доказать тот факт, что нарушение ПДД произошло не по вине водителя. Фотосъемку лучше производить в присутствии свидетелей, которые в случае необходимости смогут подтвердить, когда и где она производилась.

Если висит знак "Движение прямо или направо", а водитель производит поворот налево, то это считается встречкой? Если да, то какое наказание предусмотрено за это действие: штраф или лишение?

Действия водителя будут квалифицированы, как выезд на "встречку" в том случае, если он, нарушив требования предписывающего знака выехал на дорогу с односторонним движением. В противном случае он будет нести ответственность по ст. 12.16 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф в размере 100 рублей. Как правило, с той стороны, с которой движение по дороге с односторонним движением запрещено, устанавливается дорожный знак "Въезд запрещен" ("кирпич"). Если же при совершении маневра водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия будут квалифицироваться по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ (Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия), что повлечет наложение штрафа от тысячи до полутора тысяч рублей.

Однако, существуют такие моменты, когда выезд на встречную полосу движения не будет караться наказанием. Такие случаи достаточно распространены. Встречкой не будет считаться объезд препятствия по встречной полосе, если других выходов просто нету. Надо только аккуратно это сделать, не создав помех. Например, на дороге с двумя полосами для движения в одном направлении объезд препятствия на левой полосе осуществляется только по правой стороне. Но если полоса одна, то выезд на встречную полосу разрешается.

Если Вас поймали "за встречку", скорее всего инспектор составит протокол и изымет права. Потом группа разбора решает, наложить штраф или передать дело в суд. Обычно смотрят на историю по единой базе. Если человек не имел серьезных проблем с ПДД за последний год, налагают штраф прямо в группе разбора. Хотя, некоторые группы разбора, увидев в протоколе статью 12.15.4, сразу выписывают повестку в суд. Судьи тоже смотрят в первую очередь на "послужной список", а также слушают нарушителя. Если последний раскаивается или имеет смягчающие обстоятельства (например, нарушение правил беременной женщиной), суд может вынести постановление о штрафе.

Поэтому если вы попались по статье 12.15.4, лучше всего согласиться с сотрудником ГИБДД и отдать ему права. А затем при разборе "раскаяться" инспектору. В крайнем случае Вас отправят в суд. Но в отличие от сотрудников ГИБДД судьи более лояльны к тем, кто признает себя виновным, и назначают минимальное наказание - штраф. Но если Вы твердо уверены, что правил не нарушили, а протокол был составлен несправедливо, начните "войну" с первых же минут. В протоколе в графе "Объяснения нарушителя" напишите: "ПДД не нарушал, требуется квалифицированная юридическая помощь". Далее составьте жалобу (либо с помощью юриста, либо на интернет-форуме) и зарегистрируйте ее в отделе ГИБДД. Ответ на жалобу обязаны дать в течение 10 дней, но реально получается до месяца. А у суда есть на Ваше лишение прав лишь два месяца с момента нарушения. И тогда велики шансы, что дело просто не успеют рассмотреть вовремя.

Теперь более подробно разберем ситуации, которые могут случиться на дороге. Сначала они выглядят неоднозначными, но надо всегда понимать, за какое нарушение должно следовать лишение прав, а за какое - денежный штраф.

Отзывы и мнения в автомобильных сообществах

Георгий Фёдоров 12 сен 2008 в 0:07
Брат обгонял как-то машину, которая ехала наполовину по обочине 20 км. в час. Разметка прерывистая. Знак был 3.20. Остановили. Написали 4 часть. Я съездил, сфотографировал со всех ракурсов место, разметку, следы машины на обочине, померил рулеткой все расстояния. Составил красивую схемку с указаниями размеров дороги, ширины полосы, ширины автомобиля. Объяснил судъе, что там в одной полосе помещаются спокойно два этих авто. Продиктовал брату объяснение. Составил свое объяснение. Подал ходатайство о вызове инспектора (сам не знаю зачем). Инспектор не являлся. В последний день срока рассмотрели без инспектора и закрыли за отсутствием состава.

Георгий Фёдоров 12 сен 2008 в 0:08
Объяснение в рамках производства по административному делу:

Инспектором по розыску ОГИБДД г. Колпино старшим лейтенантом милиции Заручейниковым Николаем Николаевичем 18 мая 2008 года был составлен протокол об административном правонарушении 78 АА № в отношении Федорова М.В.
Из объяснения Федорова М.В. видно, что он не выезжал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, и не пересекал линию разметки 1.5, разделяющую встречные транспортные потоки, а выполнил опережение транспортного средства двигавшегося по обочине дороги.
Габариты транспортных средств и проезжей части (что видно из схемы, предоставленной защитником суду в качестве доказательства) позволяют выполнить данное действие без выезда на полосу встречного движения даже, если бы автомобиль который опередил Фёдоров М.В. двигался не по обочине, а по этой же полосе.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, обгоном считается «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы».
В соответствии с пунктом 9.1 ПДД РФ, «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.»
На указанной дороге имеется разметка 1.5, что видно из фотоснимков, представленных суду в качестве доказательств и из объяснения Федорова М.В. Следовательно на данном отрезке дороги количество полос для движения определено разметкой и равняется двум. По одному ряду в каждом направлении.

Прошу суд обратить внимание на то, что местом совершения административного правонарушения в протоколе указан дом №55 по улице Загородная, а местом составления протокола дом №47 по той же улице, где стоял автомобиль ДПС, в котором и находился инспектор Заручейников Н.Н. в момент остановки Федорова М.В. стажером наряда ДПС, дежурившим совместно с инспектором Заручейниковым Н.Н. Нумерация домов по улице Загородная односторонняя и последовательная, и эти два дома разделяет расстояние в 250 метров и поворот дороги. Кроме того, автомобиль ДПС стоял в жилом массиве среди деревьев и кустарника. Данные факты говорят о том, что инспектор Заручейников Н.Н. не мог видеть предполагаемое правонарушение.
Согласно статьи 28.1 КоАП РФ Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Так как инспектор Заручейников Н.Н. не является лицом непосредственно обнаружившим достаточные данные о наличии события административного правонарушения, к нему не поступали сообщения, заявления и другие материалы из государственных и правоохранительных органов, а также физических и юридических лиц, не поступали сообщения из средств массовой информации и так далее, он не имел права составлять протокол об административном правонарушении.

Согласно пункта 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны свидетели, если таковые имеются.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении №5 от24.03.2005г. в пункте 4 указал, что «Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении»
Стажер ДПС, дежуривший совместно с инспектором Заручейниковым Н.Н., остановил автомобиль Фёдорова М.В. якобы за нарушение пункта 1.3 ПДД, после чего и был составлен протокол инспектором Заручейниковым Н.Н.
Отсюда следует, что стажер ДПС, остановивший автомобиль Фёдорова М.В. является свидетелем по данному делу и его данные должны были быть записаны в протокол об административном правонарушении, чего сделано не было.
Исходя из вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также пунктом 3 статьи 26.2 КоАП РФ, которая гласит, что «не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона», считаю, что недопустимо использовать протокол об административном правонарушении в качестве доказательства по данному делу, так как он составлен с нарушением закона.

Также защита на основании слов Федорова М.В. выражает свое несогласие со схемой, составленной инспектором Заручейниковым Н.Н., имеющейся в деле.

Поскольку объяснения и схема, предоставленные инспектором Заручейниковым Н.Н. в определенной мере вступают в противоречия с объяснениями и схемой, предоставленной Федоровым М.В., при рассмотрении дела следует учитывать тот факт, что инспектор является лицом заинтересованным, так как при рассмотрении дела могут быть установлены факты превышения им должностных полномочий в части неправомерности составления протокола об административном правонарушении.

В случае противоречия представленных суду доказательств, и невозможности предоставления дополнительных доказательств, появляются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статья 1.5 КоАП РФ, устанавливает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Это подтверждает Верховный Суд РФ, который в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 указал, «При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.»

На основании вышеизложенного, заявляю что Федоров М.В. не совершал действие, квалифицируемое Правилами как «обгон» и, следовательно, не нарушал требований знака 3.20, запрещающего обгон транспортных средств, и не выезжал на полосу встречного движения, за что предусмотрена ответственность статьей 12.15 пункт 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также считаю начатое в отношении Федорова М.В. дело об административном правонарушении необоснованным из-за отсутствия события административного правонарушения.

В случае несогласия суда с какими-либо сведениями, содержащимися в представленных доказательствах и объяснениях, прошу суд истребовать эти сведения из соответствующих органов и опросить свидетелей.
Прошу суд обратить внимание на то, что за трехлетний водительский стаж Федоров М.В. совершил лишь одно незначительное правонарушение, что подтверждено справкой о правонарушениях, имеющейся в деле, и является косвенным доказательством порядочности и законопослушности обвиняемого.

Руководствуясь вышеизложенным и на основании статьи 1.5; подпункта 1 пункта 1 статьи 24.5; пункта 5 статьи 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прошу суд прекратить начатое в отношении Федорова М.В. производство по делу об административном правонарушении.

Данное объяснение прошу приобщить к материалам дела.

Вячеслав Сухов 27 сен 2008 в 11:11
Друзья хочу поделится опытом решения седебнлгл разбирательства в свою сторону. 02 Августа 2008 года в 11 часов 15 минут следуя на реку Луга из СБ с женой с целью отдохнуть. В районе Красного села на сьезде с виадука (Ул. Ленина д.1.) обогнад грузовик вместе где нанесена разметка 1.11. Проехав 390м от виадука меня останавливает сотрудник гибдд и утверждает,что я нарушил обогнал грузовик в месте действия знака обгон запрещен (который действительно стоял на вьезде на виадук.

После долгих и упорных споров мы сели в их мусоровозку ну и начелся развод, статья 12.15 КРФ об АП. ч4. лишение вобщем денег давай но сколько точно не сказал.

В связи с моей полной невиновности был послан нах.... в прямом смысле.
при подписании протакола я ему сказам меня прав не лишат...

Подготовка началась за 2-дня составил реч для суда.

Ваша честь!
02 Августа 2008 года в 11 часов 15 минут Инспектором ГиБдд в отношении меня, Сухова Вячеслава, был составлен протокол об административном правонарушении АД №46 84 31
В Протоколе Инспектором указано, что Я (дословно) совершая обгон, пересек, дорожную разметку 1,1 совершил выезд на полосу встречного движения.

По факту возбужденного в отношении меня дела об административном правонарушении считаю необходимым объяснить следующее:
Совершая обгон автомобиля, ГАЗ при съезде с виадука действительно пересек дорожную разметку(место пересечения дорожной разметки моим автомобилем фото №4 , НО в месте, где дорожная разметка, нанесенная на проезжую часть, соответствует разметке 1.11 – данная разметка разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону.

И в связи с крайней необходимостью данного маневра т.к. А.М. Газ двигался с нарушением рядности (Попросту говоря его, болтало по дороге)

Также считаю необходимым объяснить следующее:
Что расстояния от окончания съезда с виадука до места расположения сотрудника ГИБДД составившего протокол об административном правонарушении составляло около 350-370 метров Фото №2 Данный факт ставит под сомнение то, что сотрудник ГИБДД мог отчетливо видеть место пересечения дорожной разметки Фото №3 сделано с места расположения сотрудника ГИБДД с оптическим 3-х кратным приближением.
При въезде на виадук установлен знак 3.20 "Обгон запрещен" Фото №1
«Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.
Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».

Таким образом, есть два варианта установка знака "Обгон запрещен" - с временем действия знака и с зоной действия знака. Если нет таблички «Время действия», то знак, запрещающий обгон, установлен из-за ограниченной видимости и поэтому действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной.
Для ограничения зоны действия, знак «Обгон запрещен» (п.5.4.31 ГОСТ Р 52289-2004) ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона».

Если же после знака «Обгон запрещен» началась прерывистая разметка, фактически разметка начинается там, где закончилась зона ограниченной видимости, то есть, я выехал на полосу встречного движения там, где выезд не запрещен. Разметка и стационарно установленные дорожные знаки не могут противоречить друг другу. Утверждения инспектора ДПС о том, что знак имеет приоритет перед разметкой – сказка – т.к. об этом не написано в ПДД, ГОСТ-е или любом другом Нормативно Правовом Акте.
Преимущество над разметкой имеет только временный знак. Под временным знаком понимается знак на переносной стойке

В связи с отсутствием события административного правонарушения в моих действиях считаю необходимым дело об административном правонарушении в отношении меня – прекратить.

К речи были приложенные фотографии разметки, фото с места, где стоял гаишник, и въезд на виадук с целью доказательства, что знак обгон запрещен не временный.

Судья вынесла решения вызвать гаишника в суд для дачи показаний...

После этого было 4-суда на 3 из них гаишник не явился, судья которая вынесла решение вызвать гаишника ушла в отпуск и меня отправили в другой участок, где судье пришлось вновь все объяснять.

На 4-суд пришел гаишник и мне в первые показали схемму которую оннарисовал и во мое удивление на встрече прям передо мной нарисованы 3-машины.

Когда обгонял видимость была 1,5-2 км. и ни одной встречной машины.

Ну тут меня понесло, что ваша честь как он мог видеть в каком месте я совершал обгон если до него 390 м. и прям передо мной 3 машины.

Судья... действительно КАК???

И тут гаишник заладил...я все видел, я все видел, я все видел.

В общем, судья его выгнала и сказала, что если я еще раз появлюсь в участке 105 то меня точно лишат...

К слову, за 5-посещений насмотрелся на такое кол-во людей которые в суде 2-слова связать не могли ну в итоге 0,4-0,6-1,5-2 г. лишения.
На 5 суд я насмотревшись как творится наше правосудие с правами досрочно распрощался.

Никогда для водителя не будет лишним знать, что такое выезд на полосу встречного движения и штраф за это. Административное взыскание может достигать 5-ти тысяч рублей или лишения прав на 1 год.

Начиная повествование, смею предположить, что данная статья вызовет массу оппонирования и даже противодействия. А все потому, что в ПДД данная проблема детальнейшим образом не регламентирована. Ситуация усугубляется еще и тем, что в разделе 1.2 ПДД многие понятия, о которых мы сегодня будем говорить, попросту не прописаны. Поэтому нам предстоит не столько цитировать, сколько комментировать ПДД. А комментирование – право любого человека. Отсюда – масса мнений, суждений, выводов. И все дальше истина…

Что такое выезд на полосу встречного движения по ПДД?

Самый первый вопрос и самая первостепенная проблема – это квалификация понятия «выезд на полосу встречного движения». В противном случае, отсутствует предмет разговора. Что же это такое? Некоторые полагают, что любое движение через «встречку» будет считаться выездом. Это не так!

По нашему глубокому убеждению (и, кстати, согласно букве закона – КоАП РФ), следует принципиально различать два блока маневров, связанных с движением по территории встречной полосы (или стороны дороги, которая выделена для встречного движения).
Итак, бывают:

1. Собственно выезд на полосу встречного движения (далее будем для этого объемного понятия применять термин «ВЫЕЗД»);

Выезд на полосу встречного движения

2. Пересечение «встречки».

Пересечение полосы встречного движения при развороте

К выезду на полосу встречного движения следует отнести маневр, сопряженный с пусть даже и непродолжительным, но прямолинейным движением по «встречке» (параллельно проезжей части) с последующим возвращением (или с целью возвращения) в свою полосу. Наиболее явные маневры с такой квалификацией — это обгон, движение по «односторонке» навстречу потоку и объезд. Осуществляя их, водитель действительно вынужден двигаться прямолинейно по встречной полосе.

Что до второго блока маневров – мы назвали такие «пересечением», – то их необходимо квалифицировать в качестве движения сквозь «встречку», то есть не в прямолинейном направлении, а под углом (прямым, тупым или острым). При этом целью маневра является покидание полосы своего движения или вообще прекращение движения. К таковым маневрам следует отнести поворот налево, разворот, парковка на левой стороне дороги, движение задним ходом и пр.

Сделаем вывод! Никогда не путайте квалификации ВЫЕЗДа и пересечения. Особенно при нарушении ПДД, связанных с ними. От этого зависит размер штрафных санкций.

Штраф

Два таких разных ВЫЕЗДА (судим по штрафам!)

Давайте поговорим об ответственности за ВЫЕЗД. Итак:

  1. совершая обгон;
  2. объезд;
  3. выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку.

Выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку водитель всегда осуществляет выезд на полосу встречного движения.

Что же ждет правонарушителя за попрание в случае незаконного ВЫЕЗДа, то есть противоправного движения по встречной полосе?

Отметим сразу, что в последнем случае (связанном с движением по «встречке» на «односторонке») водитель всегда нарушает ПДД. И за это КоАП РФ штрафует его административным штрафом в 5 тыс. рублей или, как вариант, лишением на срок 4-6 месяцев права управления ТС (ч.3 ст.12.16 КоАП).

За повторное совершение подобных действий – повлечет за собой «лишение» уже на 1 год. Как альтернатива – 5-тысячный штраф, в случае фиксации правонарушения с помощью технических (фото, видео и пр.) средств (ч.3.1 ст.12.16 КоАП).

Такие серьезные санкции обусловливаются опасностью действий водителя, который (намеренно или случайно!) создает помехи движению, что объективно ведет к возникновению на таком участке дороги.

Абсолютно такие же штрафные санкции ждут горе-водителя в случае совершения им обгона в тех местах, где такой маневр запрещен знаками, разметкой или нормами раздела 11 ПДД. Правонарушителю предстоит выложить те же самые 5000 рублей или приготовиться к неприятной перспективе 4-6-месячного лишения прав.

При повторном совершении подобного деяния – 1 год лишения водительского удостоверения или же аналогичный 5-тысячный административный штраф (пп.4-5 12.15 КоАП). Мотивация КоАП в части строгости наказания понятна и здесь – опасность выполнения маневра обгона на запрещенных для этого участках.

Обгон на железнодорожном переезде

А вот совершение объезда по встречной полосе, когда такой маневр не допустим Правилами, влечет за собой принципиальное иное наказание. Оно более легкое и менее затратное для водительского кошелька. Более того, оно никак не связано с лишением прав. Всего-то административный штраф в сумму от 1 до 1,5 тысяч рублей (ч.3 ст.12.15 КоАП).

Объезд неподвижного неисправного транспорта, перекрывающего полосу движения. Штраф 1-1.5 тысячи рублей.

Нет, конечно, это тоже деньги. Но, согласитесь, данные санкции за объезд не идут ни в какое сравнение с наказанием за обгон и движение по «односторонке». Такая явная лояльность за, казалось бы, аналогичное правонарушение объясняется просто: при объезде предполагается непродолжительное нахождение на встречной полосе, да и то – в качестве вынужденной меры.

Как разграничить обгон и объезд при выезде на встречку?

Столь разнящиеся санкции за совершение похожих правонарушений сразу же заставляют пытливый ум водителя-нарушителя цепляться за возможность смягчения ответственности. И такая возможность теоретически существует.

Дело в том, что в п.1.2 ПДД понятие объезда не прописано, а вот с обгоном – как раз наоборот. Понятие «обгон» четко регламентировано.

Обгоном называют опережение транспортного средства (1-го или нескольких), когда такой маневр однозначно связан с перестроением на «встречку». (Напомним, что опережением в РФ, согласно опять же п.1.2 ПДД, считается следование со скоростью большей, чем скорость попутного ТС).

И получается, что, если водитель не совершал опережения (то есть ТС, которое находилось впереди, стояло), то и наказывать за обгон нельзя, ибо никакого обгона в помине не было. Максимум водителю можно в 1-1,5 тыс. рублей за неправомерный объезд.

Как избежать произвола ГИБДД?

А вот это – ВАЖНО! Попробуем рассмотреть наиболее частые способы «развода» водителей со стороны работников ГИБДД. Главный их метод – это подмена понятий при квалификации правонарушений со стороны водителей. Подмены – с целью усиления штрафных санкций (а, следовательно, взяток!).

1. Подмена объезда обгоном.

Мы уже касались в предыдущем разделе этого способа «развода». Главное, помнить: выехали на «встречку» из-за неподвижного объекта, значит, — совершили объезд. А не обгон.

2. Фальсификация обгона.

Это очень распространенное явление среди сотрудников ДПС, рассчитывающих на элементарные незнания ПДД водителями. Очень часто за обгон принимают любое опережение ТС. Это неправильно! Только связанное с выездом на полосу встречного движения! Нет выезда на встречную полосу движения — нет обгона!

Это не обгон, а опережение транспортных средств, так как нет выезда на полосу встречного движения

3. Формирование ложного понятия – « ».

Это, пожалуй, самый популярный гаишный «развод». А водители ведутся на 5-тысячный штраф или 4-6-месячное лишение, инкриминируемый им гаишниками. Давайте разберемся!
Первое, с чего начнем: НЕТ ТАКОГО ПОНЯТИЯ в КоАП РФ. И наказания за это нет. Вернее, наказания есть, но не за «сплошную». «За сплошную» — это босяцко-гаишный термин. Наказывают за иное! И наказаний очень много. Но разные квалификации предполагают и разные наказания.

Ситуация 1. Пересечение «сплошной» (или «двойной сплошной») с выездом на «встречку».

Пересечение сплошной с выездом на встречку. Штраф 5000 руб или лишение прав на 4-6 месяцев

Это – обгон или объезд, то есть ВЫЕЗД. Мы их уже рассмотрели (как и санкции за такие нарушения). Тут не попишешь!

Ситуация 2. Пересечение «сплошной», обозначающей полосы движения, без выезда на «встречку».

Это перестроение из одной («своей») полосы в другую («свою») полосу. Никакого выезда здесь нет, и «драконова» санкция применяться не может.

Ситуация 3. Пересечение «сплошной», которая обозначает край проезжей части и .

Пересечение сплошной на обочине

Это тоже иное правонарушение, и иная санкция. ВЫЕЗДом здесь тоже «не пахнет».
Ситуация 4. Пересечение «сплошной», обозначающей парковочные места.

Квалификация этого правонарушения также не связана с ВЫЕЗДом.
Не попадайтесь на уловки инспекторов ДПС!

Сделаем вывод…

Выезд на полосу встречного движения и штраф за это – проблема несложная. Если, конечно, знаете ПДД и можете их применить для своей защиты! Главное, помнить: если не совершаете обгона и движения навстречу по «односторонке», то никаких серьезных штрафных санкций не последует. Максимум – 1,5 тыс. рублей, а минимум – вообще никакого наказания из-за отсутствия состава правонарушения.

В Правилах дорожного движения зафиксировано более двадцати ситуаций, при которых запрещен выезд на полосу встречного движения. К примеру, за выезд на встречную полосу движения, по которой уже движется другой автомобиль, КоАП карает штрафом в 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Лишение прав в этом случае неприменимо, если нарушение зафиксировали видеокамеры. Повторный выезд на полосу встречного движения вне зависимости от того, кто его зафиксировал, влечет лишение прав на 1 год.

В одной статье сложно рассмотреть все случаи выезда на полосу встречного движения, со всеми нюансами дорожной разметки и сопутствующих знаков. Для этих целей лучше всего обратиться к тексту Правил дорожного движения. Мы расскажем о наиболее частых ситуациях и укажем, какие меры взыскания к ним применимы.

Ответ очевиден. Выезд на встречную полосу разрешен в тех случаях, когда это не запрещено Правилами. И таких случаев не слишком много:

  1. Узкая дорога, на которой нет разметки, нет запрещающих обгон знаков и других условий, которые запрещали бы выезд на встречку. При этом водитель самостоятельно определяет, какая часть дороги отведена встречному транспорту. Если нет разметки и дорожных знаков, то число полос всегда будет четным. Точное их количество водитель определяет на глаз (как правило, это 2 или 4 полосы);
  2. Дорога с тремя полосами, на которой нет дорожных знаков, запрещающих обгон или разворот по встречной полосе. Три полосы обязательно должны быть размечены краской, иначе дорога будет двух или четырехполосной;
  3. Другие случаи, которые являются незначительными модификациями первых двух.

Обгон попутной машины

При обгоне машины, идущей по левой крайней полосе, с пересечением обычной сплошной линии или двойной, водитель наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При этом причины, побудившие водителя это сделать (торопился, попутная машина ехала с неприлично низкой скоростью) суду и инспектору ГИБДД будут совершенно не важны.

Поворот налево на перекрестке с заездом на встречку

Если водитель при повороте на перекрестке немного не рассчитал траекторию движения и случайно заехал на встречную полосу (хотя бы одним колесом), то наказание будет суровым – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Это следствие нарушения п. 8.6 Правил.

Поворот на Т-образном перекрестке под запрещающий знак

Поворот под «кирпич» на перекрестке с односторонним движением обойдется водителю в 5000 рублей. Если нарушение отягчено созданием аварийной ситуации на дороге, то штраф заменяется лишением прав до полугода. КоАП квалифицирует такой поступок как пренебрежение дорожными знаками и разметкой.

Выезд на встречную полосу движения при езде на многополосной дороге

Выезд на соседнюю полосу на дороге с четырьмя и более полосами штрафуется лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Не важно, была ли на дороге разметка полос или нет. Если разметка отсутствует, водитель должен самостоятельно рассчитать, где находится встречная полоса (ровно на половине ширины дороги).

Выезд на полосу для общественного транспорта

Пересечение одинарной или двойной сплошной линии при обгоне с выездом на встречную полосу, которая предназначена только для движения автобусов, троллейбусов и маршруток, наказывается лишением прав на срок до полугода. Такие полосы встречного движения общественного транспорта обычно снабжены знаком 5.11, а на дороге рисуется буква «А».

Игнорирование знака «Обгон запрещен»

При обгоне попутных машин, когда этот маневр запрещен знаком 3.20, водитель рискует лишиться прав на срок 4 – 6 месяцев. Наличие разметки, ее вид (сплошная или прерывистая), скорость обогнанного автомобиля – все это не имеет значения, важен лишь запрещающий знак.

Выезд на полосу встречного движения трамваев

Если водитель решается на обгон попутного трамвая и выезжает на рельсы, то это создает серьезные помехи встречному трамваю и условия для возникновения аварии. Наказание за такое лихачество – лишение прав до полугода.

Выезд перед «закрытым» перекрестком

Если водитель решил обогнать попутный транспорт перед перекрестком с плохой видимостью и поэтому выехал на встречную полосу, то это приведет к лишению прав. Такой маневр создает серьезную угрозу ДТП. Нарушение будет признано даже в том случае, если на дороге не было знака «Обгон запрещен» или сплошной дорожной разметки.

Нарушение правил в зоне железнодорожного переезда

Выезды на полосу встречного движения в зоне действия знаков 1.1 и 1.2 (ж/д переезд) однозначно наказывают лишением прав. Один из вариантов ситуации – обгон попутных машин перед опущенным железнодорожным шлагбаумом с желанием перескочить поближе к переезду.

Важно! Во всех указанных случаях вместо лишения прав может применяться административный штраф до 5000 рублей. Конкретную меру взыскания обычно определяет суд, и она зависит от множества изменчивых факторов.

Объезд препятствия


Объезд препятствия

Выезды на встречную полосу движения по автомобильной дороге или трамвайным путям встречного направления в целях объехать препятствие наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. Под препятствием понимается недвижимый объект, который невозможно объехать справа. Препятствием не является дорожная пробка, а также транспортное средство, припаркованное по Правилам. А вот место аварии – это препятствие.

Разворот или поворот при запрещающей разметке

Если водитель пересекает сплошную линию разметки или отрезок дороги с запрещающим знаком выезда на встречную полосу в целях разворота или поворота, то ему грозит административный штраф от 1000 до 1500 рублей.

Одновременное движение по своей и встречной полосе

Частичные выезды на полосу встречного движения (езда на середине дороги) наказывается точно так же, как и обычный выезд на встречку – штрафом до 5000 рублей или лишением прав до 6 месяцев.

Езда по линии разметки

Наезд одним колесом точно на линию дорожной разметки не является ее пересечением и не может наказываться лишением прав. В этом случае, если такой маневр заметил сотрудник ГИБДД, водителю придется выплатить штраф в 500 рублей.

Как защититься от лишения прав?

Если инспектор ГИБДД настаивает на лишении прав за выход на встречную полосу движения, то следует настоять на занесении в протокол вашей версии событий, сделав упор на подробном описании правонарушения:

  • В каком состоянии находится дорожная разметка или дорожные знаки;
  • Маневры всех участников правонарушения;
  • Видимость на дороге (погодные условия, время суток);
  • Точная последовательность событий;
  • Освещение на дороге.

Если при нарушении были свидетели, потребуйте от них письменных показаний. Нелишним будет сфотографировать место происшествия или составить графическую схему маневров. Для снимков подойдет и обычный сотовый телефон.

Что необходимо сфотографировать?

  1. Маркеры места (километровые столбы, здания с номерами домов и названием улиц, мосты и тоннели);
  2. Дорожные знаки и разметка;
  3. Любые дорожные элементы (перекрестки, обочина и тротуар, трамвайные пути, полосы движения общественного транспорта).

Протокол правонарушения инспектор отправляет судье. Чтобы не заниматься этим делом самостоятельно и не пускать его на самотек, можно обратиться за помощью к автоюристам. А можно заняться изучением материала самостоятельно и хорошо подготовиться к суду, собрав достаточно материалов для доказательства своей позиции.

За выезд на полосу встречного движения в зависимости от сложившейся ситуации можно заработать не только штраф, но и лишиться прав на вождение транспортным средством. Такие запрещенные правилами маневры в любом случае достаточно опасны, а в тех местах, где не предусмотрен объезд или обгон, они неприемлемы, а в некоторых случаях просто трагичны.

Чтобы определиться с ситуациями, запрещающими или разрешающими иногда выезд на полосу встречного движения, нужно четко знать, что является выездом на встречку? Такого определения в правилах движения нет, но наказание за это нарушение предусмотрено в соответствии с частью четвертой статьи 12,15 ПДД, где допускается конфискация прав вождения.

Попадание машины во встречный поток

Ситуаций, отвечающих такому определению много, рассмотрим основные случаи:

  • переезд через полосу при различных маневрах на дороге;
  • одновременное движение по своей и встречной полосе;
  • езда по разметочной линии;
  • пересечение разметочной линии при маневре только задним колесом;
  • переезд через встречку при выезде с пересекающихся дорог.

Определение полосы движения имеет такое же немаловажное значение, как и встречная полоса. В правилах движения ей дается описание , как любой из полос продольного направления, обозначенной или нет разметкой, шириной, достаточной для проезда автомашин в один ряд.

Попаданием на встречный поток движения является фактическое расположение транспорта на нем для продолжения поступательного движения далее. Часто автомобиль оказывается на встречке при выполнении маневра, при этом выезда как такового по определению, нет. Машина пересекает разметку, но так как полоса для передвижения не используется, то и выездом это назвать нельзя.

Пересечение встречки при совершении маневра

Действие совершается в ситуации, когда выполняется разворот с пересечением двойной сплошной или поворот в подобных условиях. Количество сплошных линий особого значения не имеет, так как при разделении ими транспортных потоков не допускается пересечение каждой из них. В этой ситуации происходит маневр с нарушением разметки.

Передвижение на своей и встречной полосе одновременно

Ситуация предполагает использование встречной полосы для частичного движения по ней, таким образом, осуществляется выезд навстречу транспорту, при этом присутствует нарушение правил разметки на дороге. Статья 12,15 в части четвертой предусматривает конфискацию прав.

Движение автомобиля по разметочной линии

Определить выезд на встречку может только дорожный патруль. Но проезд непосредственно по самой полосе разметки не считается попаданием во встречный поток, так как нужно иметь по факту его пересечение. Движение по разметке является нарушением пункта 9,7 ПДД , за который по статье 12,15 в первой части предусмотрен штраф.

Пересечение разметочной линии задним колесом при совершении маневра

Ситуация полностью аналогична предыдущей, так как пересекать сплошную разметку на дороге запрещается в любом случае. Ответственность наступает по статье 12,16 ПДД в части второй и предусматривает штраф 1 тыс.- 1 тыс. 500 р.

Перемещение на встречную полосу с пересекающихся дорог через сплошную разметку

Это сложный и неоднозначный случай, описанный в статье 8,6 ПДД:

  • поворот производится таким образом, чтобы при выезде с пересекающейся дороги нет выезда на полосу встречного движения;
  • поворот направо производится ближе к правому боку дороги.

Выезд на полосу встречного движения в связи с поворотом нарушает статью 8,6 ПДД, хотя автомобиль не предполагает движение навстречу транспорту, но он не должен появиться на встречке дороги, на которую совершается поворот. Нарушение квалифицируется по статье 12,15 в части четвертой.

Нет выезда на полосу встречного движения, если авто поворачивает на попутную полосу с пересечением встречки. Несмотря на то, что часть машины оказывается на полосе встречного передвижения, выезда на нее не происходит. Но маневры не по правилам остаются , но не может быть наказано по статье о расположении транспорта на дороге.

В каких случаях передвижение по встречке запрещено?

Трасса с четырьмя полосами и больше

В случае передвижения транспорта по такой дороге, независимо от факта нанесения разметочной полосы, выезд в поток встречных автомашин запрещается, это правило записано в п. 9,2 ПДД. На трассах с двусторонним движением, помещающим четыре или более полосы, запрещается выполнять повороты или развороты в любых местах по желанию, для этого существуют перекрестки и специально разрешенные правилами участки, обозначенные разметкой. Выполнять объезд с выездом на встречку запрещено всегда.

В некоторых случаях разрешается производить объезд:

  • если можно его совершить без попадания на встречку;
  • если на дороге две или три полосы, с выездом на встречку или в среднюю полосу, предназначенного для поворота, при этом по ходу движения не должен присутствовать переезд.

Объезд запрещено производить:

  • на четырех и более полосной трассе с выездом на встречку;
  • нельзя обгонять с выездом на крайнюю полосу в левый ряд на дороге с трехполосным движением;
  • перед переездом железной дороги не разрешается выезд во встречный поток, независимо от размеров проездного пространства;
  • если дорога имеет любой из видов запрещающей разметки, то сколько бы полос ни было в наличии, производить маневры с выездом на встречку не разрешено;
  • если на участке дороги имеется знак о запрещении обгона, любой объезд не выполняется;
  • если автомобиль, передвигающийся впереди, выполняет обгон машины или объезд препятствия;
  • транспорт впереди на своей полосе включил световой сигнал о повороте налево;
  • следующее за транспортом впереди авто начало выполнять обгон;
  • если после выполнения объезда водитель машины не сможет безопасно вернуться на первоначальную полосу движения.

Места, где нельзя производить обгон:

  • объезд не разрешается делать на регулируемых и простых перекрестках при передвижении по второстепенной улице;
  • на участке дороги с пешеходным переходом;
  • ближе стометровки перед переездом железной дороги и на самих шлагбаумах;
  • не разрешается обгонять или объезжать препятствия на путепроводах, мостах, под ними, на эстакадах, в тоннелях, на участках с ограниченным видимым пространством;
  • запрещается выезд из перекрестной дороги на левую сторону трехполосной трассы.

Объезд препятствия

В 2016 году в России за подобное нарушение применяются два вида наказаний:

  • уплата штрафа;
  • конфискация прав.

Понятие препятствия включает в себя неподвижный предмет или объект на полосе, по которой передвигается водитель, поврежденный транспорт, разрушение дороги, другие предметы, мешающие продолжать езду в заданном направлении. Препятствием не является пробка из машин или авто, сделавшее остановку по требованиям ПДД.

Если автомобилист мог объехать препятствие справа, но не воспользовался этой возможностью и обогнал его слева, при этом пересекая разметочную линию для разделения противоположных потоков, то это повлечет штраф по статье 12,15 в третьей части.

Обгон едущего впереди трактора

Если в технических характеристиках трактора указана максимальная скорость передвижения более 30 километров в час, то он не относится к категории тихоходных средств. Поэтому обгон такого транспорта через сплошную повлечет конфискацию прав или уплату штрафа 5 тыс. р. Тихоходные трактора (с максимальной скоростью меньше 30 км в час) в зависимости от технических показателей обгонять разрешается через сплошную даже в зоне запрещающего знака на обгон, и автомобилист наказан не будет.

Сложность заключается в том, что не все трактористы в курсе об обязательности установки на транспорте знака принадлежности к тихоходному средству. Водитель, которому мешает передвигаться тихо едущий трактор, так никогда и не узнает, можно ли его обгонять, так как скорость, с которой транспорт передвигается по трассе, не является показателем его максимальной скорости.

Меры наказания за выезд навстречу транспорту

Наказание регламентируется статьей 12,15 во второй части:

  • выезд на встречку, по которой должен двигаться трамвай или создание препятствий его передвижению, наказывается штрафом от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р. (в зависимости от желания инспектора патрульной дорожной службы);
  • объезд препятствия по трамвайному пути со встречным движением наказывается штрафом аналогичного размера;
  • разворот или поворот налево с переездом сплошной полосы с наличием запрещающего знака послужит причиной наложения штрафа от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р.

Штрафы за нарушение сплошной полосы в остальных случаях

По статье 12,15 ПДД в четвертой части за выезд на встречку в 2016 году может налагаться не только лишение прав, но административный штраф.

Конфискация прав вождения за повторное нарушение сплошной разметки

в 2016 году предусмотрена дополнительная конфискация прав за аналогичное повторное нарушение, это прописано в статье 12,15 в ее пятой части:

  • повторение нарушения предусматривает конфискацию прав на год, а если нарушение зафиксировано средствами современного видеонаблюдения в автоматическом режиме, то сумма выписанного штрафа по статье составит 5 тыс. р.;
  • если работник органов ДПС лично остановил водителя, повторно нарушившего сплошную полосу, то срок лишения прав составит один год, фиксация на автоматических камерах и средствах видеорегистрации повлечет за собой штраф 5 тыс. р.

Статьи, в которых предусмотрены наказания, регламентируют штраф только за выезд во встречный поток автомобилей и нарушение разметочной линии , если это произошло вразрез с ПДД. Если нарушения правил нет, а машина пересекла сплошную полосу, то наказания водителя не последует.

Ситуация, когда можно пересекать сплошную без штрафов

Неширокая дорога

Узкая дорога без запрещающих обгон дорожных знаков и иных условий, делающих выезд во встречный поток невозможным, не устанавливает ограничений для водителя в вопросе движения по противоположной полосе при обгоне, объезде, повороте или развороте.

Неширокая дорога и отсутствие разметочных полос позволяет водителю самостоятельно определить количество потоков . В таком случае левая сторона дороги считается стороной для движения встречного автотранспорта. Эти требования отражаются в 9,1 пункте ПДД. Если на дороге полностью отсутствует разметка, то на ней предполагается четное число полос (два или четыре), трех полос на таких трассах не бывает. Дорога в это случае должна быть неширокой, потому что широкая трасса предполагает четыре полосы, но в таком случае маневры с выездом на встречку повлекут за собой штраф.

Трехполосная дорога в обязательном порядке должна иметь разметочные полосы, иначе она будет считаться двух или четырехполосной в зависимости от ее ширины. На трехполосной дороге без присутствия запрещающих знаков можно совершать маневры без опасности получить штраф или лишиться прав.

Две рассмотренные ситуации можно рассматривать как исключительные случаи, при которых попадание на встречку происходит безнаказанно, так как различные маневры на ней разрешаются правилами ПДД.

В заключение следует сказать, что для езды по трассе и улицам населенных пунктов следует четко изучить ПДД , в частности, обгон, поворот, разворот и объезд с использованием полосы встречного движения. Тем более что экономия времени при передвижении с нарушением правил движения очень сомнительна, но при этом велик риск потерять водительские права на определенный срок и потерять приличную сумму на уплату штрафа.