Теория всего. Пользование недрами и договор Кто должен ликвидировать скважину собственник или недропользователь

Общество имеет право на добычу артезианской воды из скважины в соответствии с действующей лицензией. По условиям лицензии добытая из скважины вода является собственностью недропользователя. Общество заключило с Компанией А договор аренды имущества (в т.ч. скважина) по которому Арендатор (Компания А) возмещает Арендодателю (Общество) затраты на водоснабжение. Планируется оформление ежемесячно актов на реализацию воды. Правомерно ли таким образом оформлять реализацию воды? Имеет ли право Общество передать в аренду скважину? Либо Арендатор должен самостоятельно оформлять на себя лицензию, поскольку только он будет пользователем данной скважины? Кто в данной ситуации осуществляет уплату водного налога?

Организация имеет право передать скважину по договору аренды. Но лицензию за забор воды должен получить арендатор, который фактически производит забор. Арендатор же и обязан уплачивать водный налог. Добытая вода будет принадлежать арендатору сразу. Поэтому арендодатель реализацию оформлять не должен.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Если организация на основании соответствующих разрешительных документов, выданных в установленном порядке, осуществляет водопользование, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ, такая организация признается плательщиком водного налога.

При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ, данная организация также признается плательщиком водного налога (Письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-06-05-02/13793 (направлено Письмом ФНС России от 09.04.2015 № ГД-4-3/5980@), от 12.10.2007 № 03-06-03-02/14).

Dодозаборное сооружение - это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (п. 55 ГОСТ 19185-73).

Водозаборная скважина относится к водозаборным сооружениям для забора подземных вод.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса РФ). В аренду могут быть переданы в том числе сооружения (п. 1 ст. 607 ГК РФ). По общему правилу право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ).

Таким образом, скважина является инженерным гидротехническим сооружением и организация - собственник водозаборной скважины вправе передать ее в аренду.

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Статья 11 Закона РФ № 2395-1 и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Таким образом, лицензию за забор должен получить арендатор. Водный налог в любом случае обязан платить арендатор, осуществляющий добычу воды. Вода сразу принадлежит арендатору. Так, на основании статьи 606 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Обоснование

1. Из статьи 606 Гражданского кодекса РФ
Статья 606. Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Андрей Кизимов , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 . То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили . Из этого правила есть исключения .

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлевать больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

И второе: если такой вид водопользования не лицензируется. Например, не лицензируется забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта, если одновременно выполняются три условия:

  • организация использует воду только для хозяйственно-питьевого или технического назначения;
  • организация изымает воду с помощью простейших водозаборных сооружений. Это копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников;
  • водоносный горизонт не может быть источником центрального водоснабжения.

Подтвердить, соответствует ли деятельность организации этим условиям или нет, должно территориальное отделение Роснедр.

Это следует из положений Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и пункта 1.3 Инструкции Роскомнедр от 14 апреля 1994 г.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности , грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Такая ответственность установлена Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • термальных вод;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • пожарной безопасности;
  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыболовства и охоты;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Государство всегда будет контролировать полезные ископаемые и всех, кто пользуется недрами, при этом регулирование водопользования находится на первом месте из-за ограниченности запасов и тесной связи качества воды с благополучием и эпидемиологической обстановкой. Практически повсеместно потоки питьевого качества отбирают из пластов с помощью скважин на воду, при правильной организации добыча может приносить немалый доход. Соответственно, государство пытается контролировать деятельность по разработке и получать свою часть дохода с помощью принятых законов и лицензирования. Конечно, отдельного закона о скважинах на воду властями еще не принято, но этого и не требуется, так как большая часть вопросов урегулирована действующими нормами законодательства и подзаконными актами.

Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду

На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:

  • Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
  • Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами", с изменениями;
  • Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583 . Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.

К сведению! Ответственность за нарушение норм закона о водопользовании определена статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. За проведение работ по обустройству скважины под воду без получения лицензии предусматривается наказание штрафом.

Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц - 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.

Что можно по закону без регистрации и лицензии

Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.

Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:

  • Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
  • Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
  • Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
  • Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.

Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.

Как регистрируется водоносная скважина

Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.

К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.

Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.

Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду

По закону бурение ствола артезианской скважины должна выполнять специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение буровых работ. Найти такую контору несложно, но они вряд ли возьмутся бурить ствол до оформления пакета разрешительных документов. Кроме того, стоимость работ составляет от 5 до 10 тыс. долл., поэтому артезианку нередко пробивают в складчину.

Удобный с технической стороны вариант бурения артезианской скважины под воду тормозится несовершенством закона «О недрах», так как многие положения о совместном пользовании просто не прописаны или не конкретизированы.

По закону лицензию на пользование артезианским водозабором выдает Министерство природных ресурсов. Прежде чем обращаться за лицензией, нужно будет получить несколько разрешений и согласований:

  • Выполняется расчет планируемого потребления воды, разумеется, не самостоятельно, а специалистами. Проектный расчет согласуется с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
  • По предоставленным планам территории отделением Роспотребнадзора выносится решение о пригодности вашего участка под обустройство скважины. По закону на площади 60 на 60 м не должно быть строений, ближайшие источники загрязнения находятся на удалении более 300 м, а в почве не должно быть опасных веществ;
  • На основании этих документов можно получать согласование и заказывать проект бурения и обустройства ствола артезианской скважины.

После получения готового проекта можно обращаться в местное отделение Министерства природных ресурсов за получением лицензии. Кроме разрешений и согласований, по закону для получения лицензии на новые скважины нужно предоставить подтверждение права собственности и регистрационные документы на участок земли.

После бурения скважины на воду по закону должен быть составлен паспорт объекта с указанием характеристик скважины. Построенный ствол по закону должен быть принят в эксплуатацию комиссией. Составляется акт и протокол обследования, на основании которых сведения о регистрации скважины на воду внесут в госреестр Управления федеральной регистрационной службы, как на объект недвижимости.

Как зарегистрировать уже готовую скважину

Получить лицензию на уже действующую скважину зачастую сложнее, чем на новую. Но делать это необходимо по закону в любом случае, особенно, если скважина дает хороший дебит чистой воды. Сегодня источник качественной воды может оказаться не менее прибыльным, чем нефтяная жила, вопрос только в организации процесса сбыта. Поэтому есть смысл искать способ, как узаконить и оформить водозабор.

Для регистрации действующей скважины необходимо подать в отдел лицензирования местного управления МПРиЭ заявление, документы на участок, в том числе генеральный план и решение Роспотребнадзора о санитарном благополучии участка.

До 2020 г регистрация и получение лицензии для полулегальных скважин выполняется в порядке так называемой «водной амнистии». Если расположение водозабора и отбираемый объем воды не наносят вреда экологии и стратегическим водным запасам региона, то в большинстве случаев решение легализовать скважину принимается по закону достаточно быстро.

В качестве обоснования можно сослаться на отсутствие в регионе качественных источников питьевой воды, огромное значение водозабора для ведения хозяйства или обеспечения насущных потребностей предприятия.

Заключение

Нередко инспекция выезжает для проверки на местности указанных в заявлении сведений, поэтому придумывать и сочинять небылицы с целью получить заветную регистрацию нет смысла. Однажды отказав, природопользовательские чиновники крайне неохотно дают разрешение по повторному обращению. Кроме того, может быть выставлено предписание о постройке ограждения или сносе ряда объектов, расположенных на даче в санитарной зоне ствола. По закону необходимо выполнить требования и в трехдневный срок письменно проинформировать инспекцию о проведенных мероприятиях. Сам процесс выдачи лицензии займет не более трех дней.

p>

Скважины эти бурились в различное время на территории 55 субъектов Федерации, причем в 16 из них работы велись предприятиями союзных министерств, которые, как говорится, приказали долго жить.

По мнению экспертов, буровые скважины различного целевого назначения, особенно глубокие скважины на нефть и газ, могут стать источником негативного влияния на окружающую среду и недра. Учитывая, что таких скважин десятки тысяч, степень воздействия на природу может быть весьма значительной.

Сегодня многие скважины находятся в критическом состоянии. Между тем большое количество таких скважин не состоит на балансе ни государства, ни недропользователей, то есть по сути являются бесхозными, а, стало быть, спросить за их состояние не с кого.

Для предотвращения возможных экологических катастроф, связанных с разгерметизацией таких скважин, необходимо постоянно проводить мониторинг их технического состояния, а при необходимости устранять возникающие аварийные ситуации. Выполнение таких работ по всем скважинам за счет средств федерального бюджета не представляется возможным из-за высокой стоимости работ.

С другой стороны, значительная часть поисковых и разведочных скважин, давших промышленные притоки нефти и газа, была законсервирована до ввода их в эксплуатацию. Многие из них в связи с реорганизацией или ликвидацией геологоразведочных предприятий не имеют балансодержателя, находясь в государственной собственности. Часть законсервированных скважин после проведения работ по расконсервации и ремонту может давать продукцию и вовлекаться в хозяйственный оборот.

В соответствии с действующим Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, реализация скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, должна была осуществляться на основании решения Росимущества или его территориального органа по восстановительной стоимости.

При этом вопросы, связанные с приемом-передачей скважин, должны решаться и согласовываться комиссией, создаваемой решением Росимущества. Такая комиссия пока не создана, но это дело ближайшего будущего.

Работа по учету законсервированных и ликвидированных параметрических и поисково-разведочных нефтяных и газовых скважин была начата министерством природных ресурсов в 2003 году. Первоочередной задачей стало сведение разрозненной информации о скважинах в единый реестр. Такой реестр создан, он содержит сведения более чем о 40 тысячах скважин. В нем заложены их технические, геологические, экономические и имущественные характеристики. Из общего числа учтенных в реестре скважин 12 638 находятся в нераспределенном фонде недр (в т. ч. 3340 содержатся на балансе частных компаний). По предварительным данным, в госсобственности находятся 7723 скважины, представляющие интерес для хозяйственного оборота, в т. ч. 2476 из них эксплуатируются.

Работа по учету и инвентаризации глубоких нефтяных и газовых скважин продолжается в настоящее время. Федеральное агентство по недропользованию в 2005 году за счет средств федерального бюджета организовало проведение работ по актуализации базы данных федерального реестра глубоких скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств, и выработке методических приемов его анализа с целью повышения эффективности использования скважин.

Актуализация федерального реестра скважин позволит создать основу для решения ряда практических задач, в том числе экологических и экономических.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.

Лицензирование скважин - для чего это нужно?
Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр . Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» - главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства . Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование , с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:
· Лицензия на геологическое изучение
· Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения . В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.
Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ . Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу .
Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина , используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод .

Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах» , собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд . При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт , в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения . Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами , которые являются источниками централизованного водоснабжения.
На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:
· 3000 - 5000 рублей для граждан
· 30 000 - 50 000 рублей для должностных лиц
· 800 000 - 1 000 000 для юридических лиц
Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение . Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину , либо ее ликвидировать .
Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.
Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов . Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ . В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.
Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения .
Таким образом, суммарный штраф , на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение , а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
· 7.3 КоАП
· 8.13 пункт 2 КоАП
· 8.13 пункт 4 КоАП
· 8.42 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод , в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году . Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:
· Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение
· Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором
· Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину
Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году . С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод , при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров , не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.
На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод :
· Получить лицензию на геологическое изучение;
· Разработать проект геологического изучения;
· Пройти государственную экспертизу проекта;
· Провести работы по геологическому изучению, включающие:
1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
2) Гидрогеоэкологическое обследование территории;
3) Бурение скважин;
4) Геофизические исследования;
5) Опытно-фильтрационные работы;
6) Гидрогеохимические исследования;
7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов

· Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
· При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки - пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти
При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - пройти государственную экспертизу запасов подземных вод

· Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:
1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;
3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

· Получить лицензию на добычу подземных вод;
· При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (6) 2001г

К вопросу о правах на буровые скважины

Цыганов В.Г., Главный государственный регистратор Тюменской области, председатель Тюменской областной палаты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к.ю.н., доцент; Емельянов А.С., и.о. начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ, к.ю.н.; Матвеев Т.Г., Ученый секретарь Тюменского юридического института МВД РФ, к.ю.н.

Существующее на сегодняшний день законодательство и его реализация в топливно-энергетическом комплексе зачастую порождают проблемы юридического характера, связанные с возникновением, переходом, обременением (ограничением) и прекращением прав на буровые скважины и иное горное оборудование. В настоящее время принято считать, что пользователь недр является собственником созданного или приобретенного им горного имущества. Но так ли это? Для ответа на этот вопрос необходимо комплексно рассмотреть статус буровых скважин, определив являются ли они объектами недвижимости и установив их собственника. Решение поставленных вопросов по мнению авторов позволит избежать возникновения юридических споров между собственником скважины, недропользователем и государством, внесет ясность в отношения, возникающие в процессе разработки недр и добычи полезных ископаемых.

Буровая скважина - это горная выработка круглого сечения глубиной свыше 5 метров и диаметром обычно 75-300 мм, проводимая с помощью буровой установки. Скважина проходят с поверхности земли и из подземных горных выработок под любым углом к горизонту. Различают начало скважины (устье), дно (забой) и ствол. Глубины скважин составляют от нескольких метров до 12 и более километров. При бурении разведочных скважин на твёрдые полезные ископаемые их диаметр обычно составляет 59 и 76 мм, на нефть и газ -100-400мм .

По назначению скважины подразделяются на:

1. разведочные - для геологических целей, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, изучения структур, геофизических работ, поисков и разведки полезных ископаемых;

2. эксплуатационные - для добычи нефти и газа, подземных вод, минеральных солей и др.;

3. вспомогательные - нагнетательные, наблюдательные, пьезометрические, вентиляционные, водоотливные, дегазационные;

4. специальные - замораживающие, тампонажные, дренажные и т.п.;

5. взрывные - для размещения в них зарядов взрывчатых веществ.

Буровая скважина создаётся последовательным разрушением горных пород, удалением выбуренной породы и, при необходимости, закреплением стенок скважины от обрушения.

В разведочных скважинах применяют тонкостенные обсадные трубы либо тампонируются быстросхватывающимися смесями. Эксплуатационные и глубокие разведочные скважины крепят металлическими обсадными трубами и цементируют. Обсадные трубы свинчиваются или свариваются.

Технология крепления буровых скважин на нефть и газ включает установку в устье первой обсадной колонны длиной обычно до 20 метров, называемой направлением. Для обеспечения вертикальности или наклонной направленности последующему стволу скважины и для перекрытия неустойчивых верхних пород и изоляции газо-водяных притоков спускают вторую колонну обсадных труб - так называемый кондуктор длиной от десятков до сотен метров. В кольцевое (затрубное) пространство между стенками скважины и кондуктором с помощью промывочной или специальной жидкости через кондуктор закачивается цементный раствор. После окончания бурения до проектной глубины и проведения геофизических работ, выявляющих наличие продуктивных горизонтов (нефть, газ и др.), в скважину спускают эксплуатационную колонну обсадных труб. Во избежание перетоков нефти или газа в вышележащие горизонты, а воды в продуктивные пласты пространство скважины за эксплуатационной колонной также заполняется цементным раствором .

Из вышесказанного следует, что буровая скважина является сложным инженерным сооружением, неразрывно связанным с землей и участком недр и не перемещаемым в пространстве. Исходя из этого, буровую скважину необходимо признавать объектом недвижимости по признаку сооружения, соответственно, на буровые скважины должен распространяться общий правовой режим сооружений как объектов недвижимости. Говоря о скважинах как об объектах недвижимости следует отметить, что таковыми являются только эксплуатационные скважины, а также разведочные глубокого бурения, имеющие научное значение. Разведочные скважины, чье длительное использование не предполагается, а также взрывные скважины вообще не являются вещами в силу того, что они создаются для однократного использования и не приобретают самостоятельного хозяйственного назначения. Специальные и вспомогательные скважины представляют собой элементы тех объектов недвижимости для обслуживания которых они создаются и рассматриваться в качестве отдельной вещи не могут.

Основной особенностью буровых эксплуатационных скважин является то, что служат они исключительно для использования определенного участка недр, путем добычи полезных ископаемых, залегающих на одном из его горизонтов. Таким образом можно говорить о том, что буровые эксплуатационные скважины предназначены для обслуживания разрабатываемого участка недр и имеют общее с ним хозяйственное назначение. Следовательно в соответствии со ст. 135 ГР РФ буровые эксплуатационные скважины следует признать принадлежностью, а участок недр, для использования которого они предназначены, главной вещью.

Указанная выше норма предусматривает, что принадлежность, если иное не предусмотрено договором, следует судьбе главной вещи. Особенностью недр как объекта недвижимость является то, что они в силу ст. 1.2 Закона «О недрах» могут находиться только в государственной собственности. Анализ названных норм и соглашений о недропользования показывает, что эксплуатационные буровые скважины следует признать находящимися в государственной собственности.

Целесообразно данный вывод было бы закрепить или опровергнуть законодательно, т.е. в нормативном правовом акте, которым может стать Горный кодекс РФ (его проект внесен на рассмотрение в Федеральное собрание РФ), определив, что связанное горное оборудование, к которому относятся и эксплуатационные буровые скважины, является государственной собственностью. В этом случае в том же нормативном правовом акте следует закрепить за недропользователем права на справедливую компенсацию затрат, связанных с созданием, приобретением этого имущества и порядок пользования им.

В этой связи возникает необходимость в разработке специальных положений о владении, распоряжении и пользовании буровыми эксплуатационных скважинами, а также иным горным оборудованием. Распоряжение горным оборудованием при этом возможно либо с согласия специально уполномоченного государственного органа (например, Министерства РФ по природным ресурсам или Министерства государственного имущества РФ), либо путем предоставления недропользователю права самостоятельно распоряжаться данным имуществом (за исключением его отчуждения).

Примечания

1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). /Под. ред. А.М. Прохорова. Изд. 3-е. -М.: «Советская энциклопедия», 1976, т. 23. С.500.

2. Удянский С.Н. Бурение нефтяных и газовых скважин. -М., 1961.

3. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах»// Ведомости РФ от 16 апреля 1992 г., №16, ст. 834

От редакции

Не все эксперты, ознакомившиеся с текстом статьи в ходе ее подготовки к печати, согласились с содержащимися в ней выводами. В частности, вызвал дискуссию вопрос о государственной собственности на эксплуатационные буровые скважины.

Предлагаем заинтересованным специалистам высказать свое мнение по поднятому кругу проблем.