Табу обычаи традиции мораль. Происхождение права

Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе

Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

Особенности социальной власти . В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. объект и субъект власти здесь совпадали);

3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

4. покоилась на традициях;

5. подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;

6. носила личностный характер, в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

Социальные нормы первобытного общества . Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т.е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.

Особенности социальных норм . Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:

1. естественно-природный характер формирования;

2. действие на основе механизма обычая;

3. синкретность, нерасчлененность норм

4. мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;

5. доминирование запретов.;

6. распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»);

7. нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;

8. специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.


Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытие. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведений о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Агрокалендари – система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Лекция 3. Историческое развитие нравственности

Основные понятия:

Табу; обычаи; принцип "око за око"; традиционная нравственность; принцип патриархальности; верность традиции; уважение к старшим; почитание отца; принцип коллективизма; "золотое правило нравственности"; принцип трудолюбия; нравственная иерархия видов труда; принцип патриотизма; борьба с врагами; любовь к своей земле; священное чувство Родины, патриотизм; служение государству; приверженность ко всему национальному; воинский этос; верность; побратимство; дружба; мужество; трусость; вежливость; этикет; щедрость; монотеизм; рыцарь; индивидуализация нравственной жизни; рациональные мотивы; равноправие от природы; общечеловеческие ценности; принцип индивидуализма; деньги; "человек, сделавший себя сам"; пролетарский нравственный образец; интернационализм; идеология; достижения советской морали; недостатки советской морали.

Донравственные формы социальной регуляции

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:

они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

они не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

на браки между близкими родственниками;

на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи - следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

3) обычай обосновывается аргументом "так принято", моральный поступок обосновывается аргументом "это добро";

4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;

6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.

Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны - праздник первого снопа - дожинки - колядки) и жизненный цикл (родинные - свадебные - похоронные).

Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на "своих"):

1)"Око за око" - негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

коллективное ("всем миром" мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови - "кровная месть").

2) Дарение - позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип "око за око" ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.

Традиционная нравственность

Традиционная нравственность - исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала - именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них - верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.

Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.

Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.

Принцип коллективизма (общинности)

Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

Единство и взаимность в сообществе поддерживались по "золотому правилу нравственности":

чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);

относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиционной нравственности противоречива.

С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным актам, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение "высшему".

С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, "сбивается с пути истинного", ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.

Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором - ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении - ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими.

1. Изначальный смысл слова патриотизм (по латыни patria - родина, pater - отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм - это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, - в этом и состоял патриотизм.

2. Принадлежность к "своим" существует в рамках противопоставления "чужим". Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм обнаруживает свой агрессивный оттенок.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле, как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

4. Любые ценности традиционного общества (в том числе, как уже отмечалось, земля) имели сакральное обоснование. В этом плане патриотизм - это священное чувство Родины, похожее на религиозное. Родина - это не историко-географическая общность, а символическая реальность, по отношению к которой человек осуществляет служение. Патриотизм здесь - не земная эгоистическая привязанность ко всему "своему", но привязанность к высшим моральным ценностям (свобода, смысл жизни), которые и олицетворяет Родина.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Пол влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот - это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

6. Патриотизм может трактоваться и как приверженность ко всему национальному ("любовь к своему народу"), хотя выпячивание этнического фактора в содержании патриотизма может вести как к нравственному возрождению, так и к нравственному одичанию народа.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной и гуманной, многие понятия традиционной нравственности сформировались в воинских коллективах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, называются воинским этосом .

Этос воинов основан на представлении об избранности этой социальной группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравственности как правой силе (военная победа понимается как свидетельство нравственной правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в роли отца, по отношению к которому воин хранит верность , аналогичную патриархальной. Между соратниками устанавливаются взаимосвязанные отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородственных связей - это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения как дружба . Соперничество в воинской среде происходит среди "своих", равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество , храбрость, смелость - необходимые добродетели воинского этоса, а трусость - самый презренный порок. Чтобы нравственно упорядочить соперничество среди "своих", разрабатываются правила вежливости , изысканный этикет для избежания ситуаций, которые могли быть расценены как покушение на честь. Нравственность воинов существенно отличается от общего массива традиционной нравственности. Как уже упоминалось, воины с презрением относились к труду. Поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость . Воинам присущи прямота, честность, простота и ясность в определении критериев добра и зла.

В целом нужно отметить, что устойчивость традиционной нравственности связана с цикличностью сельскохозяйственных занятий, ее устойчивое существование сделало ее основой всех последующих нравственных форм, которые, модифицируя содержание традиции, наслаивались на нее.

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью

Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты :

монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие - младшие, мужчины - женщины);

бог мировых религий - духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;

бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;

человек в мировых религиях трактуется как "венец творения", нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как "ближний" В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладал коллектив, а не индивид. Гуманизм не входил в число принципов традиционной нравственности;

появилось Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.

Мировые религии преобразовали традиционную нравственность . Изменилась категориальная и мотивационная структура морального сознания. Традиционные поступки осмысляются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах "милосердия" к "ближнему"). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только "не убивай", "не кради", но и "не гневайся", "не желай…"). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция поднимается на новый, более сложный уровень, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, рассчитанный на личность, а не на общину, выдвигающий единые, нравственные требования, по крайней мере, к единоверцам.

Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в традиционном ключе. Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.

Нравы средневековья

Нравы средневековья сформировались на основе :

традиционной нравственности;

религиозной морали;

влияния социальной структуры феодального общества.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу "отцы" и "дети": низшие должны почитать высших, а высшие - заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря , в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

хорошего рода ("благородным");

верным своему господину;

верным данному слову (обету);

благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков);

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве "ближнего", упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как "воин Христов", он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на поле битвы.

Нравственность modernity. Буржуазная мораль

Modernity ("современность") - историческая эпоха, следующая за эпохой традиционных обществ, период формирования индустриальных обществ и культуры, существенно отличающейся от традиционной. В разных странах модернизация привела к построению различных социальных систем.

Капиталистический способ производства разрушил социальную базу традиционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.

Изменения в способе регуляции

С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение социальной структуры: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество "атомизируется". В результате:

появляется индивидуальный субъект моральной регуляции (в отличие от коллективного субъекта регуляции, свойственного традиционной нравственности);

появляется личность, способная к автономной саморегуляции на основе рациональных мотивов (а не эмоционального переживания ситуации); обладающая устойчивыми моральными принципами;

люди провозглашаются равноправными от природы;

утверждается идея общечеловеческих ценностей (которой не знала ни одна из предшествовавших нравственных систем).

Таким образом, способ нравственной регуляции достигает развитой формы, присущей современной морали.

Ценностные ориентации буржуазной морали

В противовес коллективистским ориентациям традиционной нравственности утверждается принцип индивидуализма, который предполагает следование нравственным нормам, исходя из индивидуальных мотивов и соображений, что отличает данный принцип от эгоизма, предполагающего следование собственным интересам, независимо от норм морали.

Закономерно, что идеалом такого сообщества становится "человек, сделавший себя сам" (self made man). Если человек традиционной нравственности гордился тем, что ему досталось от предков или сообщества, буржуазный моральный субъект гордится собственными моральными достижениями, добродетелями, которые он воспитал в себе сам.

Принцип трудолюбия оказывается обязательным для всех членов общества, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма тщательное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.

Деньги в системе буржуазной морали трактуются как нравственная ценность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель: финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных деяний. С другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и трудолюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него окружающих.

Принцип патриотизма , известный и в традиционной нравственности, получил в буржуазной морали новое наполнение (и даже сам термин был изобретен в период Великой французской революции). В период формирования национальных государств, Родина стала пониматься не как историко-культурная данность, доставшаяся человеку по наследству, но как предмет его мировоззренческого выбора. Органический патриотизм сменяется гражданским патриотизмом , который предполагает сознательное участие индивида в делах общества, свободно основанного на единстве интересов, активное участие в формировании социально-политического строя своего государства (с помощью выборов и прочих демократических механизмов).

Буржуазный нравственный образец представляет достижение в нравственном развитии человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности). В то же время, буржуазная система нравственности, как и всякая другая, несовершенна (индивидуализм все-таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей).

Нравственность modernity. Мораль советского общества

Советская система нравственности может быть представлена как разновидность нравственности modernity при сохранении многих элементов традиционной нравственности. Поэтому внравах советского общества можно выделить следующие составляющие:

1 . Образцы традиционной нравственности, что неудивительно для страны, экономика которой сохраняла аграрный характер почти до начала ХХ века, а проводимые модернизации оказались незаконченными или неудачными;

2. По способу регуляции советская мораль соответствовала критериям modernity, хотя по линии ценностей буржуазная и советская системы находились в открытой конфронтации. Проводимая политика по перемещению населения (миграция из деревни в город, направление людей на "стройки коммунизма", переселение народов) привела к исчезновению традиционных социальных структур (сословий, семей, общин). В СССР было провозглашено и осуществлено равноправие людей. Советский человек представлял собой индивидуального субъекта моральной регуляции, который руководствовался рациональными убеждениями (коммунистическими). Выработанные таким образом нравственные устои выдерживали почти любое жизненное испытание: человек продолжал держаться своей морали при любых обстоятельствах.

Общность советских людей была не локальной, как в традиционных обществах, а достаточно широкой, это была "вся страна", "пролетарии всех стран", "все прогрессивное человечество". Классовый характер морали считался преходящим, сущность же ее - общечеловеческой. Предполагалось, то коммунистическая мораль - это и есть будущая мораль всего человечества.

3. Пролетарский нравственный образец.

Поскольку пролетариат был провозглашен господствующим классом, то его нравственный образец получил широкое распространение. Он основывается на коллективизме , причем этот коллективизм эпохи modernity отличается от традиционного. Общность здесь является не органической, а механической, кроме того, интересы отдельного коллектива подчинены интересам более широкой общности (страны). Пролетариев характеризует солидарность с теми, кому "нечего терять, кроме своих цепей", отсутствие частной собственности стало предпосылкой равенства внутри этой социальной группы. Производственные условия закономерно приводят пролетария к принципу интернационализма , что представляет собой вторую после христианства историческую попытку утвердить моральное равенство между народами. Это не противоречило формированию принципа патриотизма , предполагавшего любовь к социалистической Родине. В целом пролетарский нравственный образец носит героический характер и напоминает некоторыми чертами нравственный образец рыцаря.

4. Марксистско-ленинская идеология, по функциям напоминающая религиозную. Обыденное моральное сознание (зачастую традиционное) оформлялось коммунистической идеологией с образованием таких понятий как "советский патриотизм", "социалистический коллективизм", "интернациональный долг", "честь коллектива" и. т.п.

высокое чувство долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;

наличие нравственного идеала (коммунизм), предполагающего реализацию в земной жизни;

неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков;

общечеловеческую ориентацию.

Недостатки советской морали являются оборотной стороной ее достоинств и неотделимы от них:

смешивание собственно морального идеала с социально-политическим мешало проверять, морален ли сам политический идеал;

попытки осуществлять моральную регуляцию с помощью политических механизмов и социальных институтов (партийных организаций, собраний трудового коллектива, товарищеских судов, профсоюзных комитетов), разрушали моральную саморегуляцию личности;

некорректное решение проблемы моральных целей (коммунизм) и средств (репрессии), проводило к тому, что умение жертвовать собой оборачивалось принесением в жертву других людей;

коллективизм вырождался в "подчинение личных интересов общественным".

Современная нравственность и ее перспективы

В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности :

архаической системы регуляции;

традиционной нравственности;

традиционной религиозной морали;

нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах.

Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

Контрольные вопросы по теме №3

Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю?

Какие виды табу Вы знаете?

К кому следует проявлять уважение, согласно традиционной нравственности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип трудолюбия?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриотизма?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриархальности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип коллективизма?

Какая историческая система нравственности называется традиционной?

Что предполагает принцип индивидуализма в этике?

Что предполагает принцип коллективизма в этике?


Новости:

Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей. Другими словами, это принятые в обществе представления людей о должном и неправильном поведении, о добре и зле. Религия как один из компонентов включает принципы морали. Моральные установки также характерны и для этических учений. Мораль сегодня регулирует отношения людей в любом обществе.

Ученые предполагают, что первичной формой морали стали табу. Табу - это жёсткие запреты на определённые действия. Например, уже в древних обществах были введены табу на половые отношения с родственниками и на совершение надругательских действий над умершими. Табу облекались мистикой, страхом наказания за нарушение.

С развитием общества возникали обычаи - исторически сложившиеся, многократно повторяемые формы действий, которые в глазах членов общества приобрели обязательное значение. Обычай - привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное. Обычаи могут меняться. Они охватывают широкие сферы социальных отношений - личные, семейные, профессиональные, образовательные и т.п. Например, обычай вставать, приветствуя преподавателя, входящего в аудиторию - многократно повторяемое действие в большинстве школ и вузов.

Глубоко укоренившиеся в общественном сознании, передаваемые неизменными из поколения в поколение обычаи, правила поведения, становятся традициями. Обычаи чаще всего выполняются только потому, что "так принято". Традиции же облекаются эмоциональной окраской - стремлениями и усилиями людей сохранить и воспроизвести традиции. Например, некоторые семьи из поколения в поколение передают традиции и свято хранят их.

Функций морали много, и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные:
- регулятивная – мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
- мотивационная – мораль мотивирует человека, стимулирует его делание что-то сделать или не сделать. Например, молодой человек уступил в общественном транспорте место бабушке. Мотивом этого поступка стали его моральные принципы;
- ценностно-ориентационная – мораль является жизненным ориентиром для человека, показывает ему, что является хорошим, а что плохим;
- конститутивная – мораль устанавливает высшие, главенствующие над всеми другими регуляторами формы поведения людей. Например, моралью установлено правило «не укради». Оно стало высшим регулятором в большинстве обществ;
- координационная - мораль координирует действия людей, обеспечивает согласованность их поведения;

Воспитательная - мораль влияет на воспитание человека.

Многие учёные смешивают понятие морали и нравственности. Тем не менее, можно проследить тонкости различий в их понимании. Мораль - это сфера общественного сознания, даже сфера культуры, обобщающая правила поведения людей. А нравственность - конкретные принципы реального поведения человека.

Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования - общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру - включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные.

Однако, можно выделить и различия норм морали и права:
- мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
- нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
- за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
- нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
- моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально.

Моральные принципы, - правила поведения, - являются составной часть нравственной культуры личности. Нравственная культура личности - степень усвоения и поддержки личностью морального и нравственного сознания, культуры общества. Это важнейший элемент воспитания.

Современная нравственная культура основывается на множестве моральных принципов. Среди них можно выделить "золотое правило нравственности", высказанное ещё Иммануилом Кантом: "Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе". Важнейшим моральным принципом является также гуманизм - человеколюбие, признание личности каждого, учёт её потребностей и интересов, запрет насилия и агрессии. Другой нравственный принцип - моральная автономия личности. Он означает возможность человека выбирать способы своих действий и нести за них ответственность. Ответственность личности возможна тогда, когда она вправе сама определять линию своего поведения. Немаловажным нравственным принципом также является гуманизм - человеколюбие, признание права каждого человека на счастье. Гуманизм требует отказа от любых форм насилия над человеком.

Однородность социальных норм первобытного общества

В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества, для всех членов общины. Они получили название мононормы (от монос “единый”, норма – “правило”) - нормы, соединяющей в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера; обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции; единые правила, неразделенные на религиозные, морально-этические и иные. Например, запрет убийства члена своего коллектива объяснялся с религиозной точки зрения как запрет богов, нарушение которого будет прегрешением и повлечёт за собой божьи кары. Одновременно, такое деяние считалось с морально-этической точки зрения нехорошим делом. Одновременно, существовал обычай - пищевой запрет на употребление в пищу мяса людей своей общины; кроме того, существовала угроза мести со стороны родичей за убийство.

Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством (тот, кому был причинён вред, сам должен был позаботиться об охране своих интересов с помощью родственников), моральными санкциями (это божья кара, осуждение общественного мнения, угрызения собственной совести), третейским судом старейшин. Третейский суд был судом добровольным, который ставил своей целью сохранить мир и согласие в общине, а значит примирить стороны, предотвратить перерастание конфликта в состояние постоянной вражды внутри общины. Примирение означало компромиссное соглашение враждующих сторон.

Многие споры и конфликты в общине разрешались самими спорящими сторонами в порядке саморегуляции. Члены общины были жизненно заинтересованы в сохранении внутреннего мира, в объединении усилий, во взаимопомощи. Санкция за нарушение норм поведения в условиях саморегуляции была такова: кто не соблюдает правила, тому не помогут в работе.

Табу

Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность. Для табу характерно отсутствие всякого обоснования. Люди должны были слепо подчиняться этим запретам. Человек, нарушивший табу, причинял вред всему обществу.

Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещались убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.

Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная или общественная. Общественная кара заключалась в смертной казни, изъятии имущества нарушителя, изгнании из общины. Религиозная кара наводилась на нарушителя сверхъестественными существами и мистическим путем. Она выражалась, например, болезнью, смертью от удара молнии и пр. Этнографами были записаны случаи, когда туземец умирал от одного ужаса, что им нарушено табу.

Например, как-то один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, запрещено, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Остатки от трапезы вождя были табу, и съевший их, даже по неведению, должен был заболеть и умереть.

Мораль

Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым действия людей подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Добро - это действия людей, по данным опыта, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия. Эти действия одобряются обществом. Зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Подобного рода действия осуждаются обществом и влекут за собой санкции (неблагоприятные последствия) для нарушителя. Моральными санкциями являются божья кара, угрызения собственной совести и осуждение общественного мнения.

Нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Основные нравственные правила таковы: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе делали». Другими словами: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Отсюда двоякое требование: не вредить другим или не делать зла и делать другим добро или помогать ближнему, нуждающемуся.

Табу и мораль регулировали отношения между членами одного коллектива - общины, рода. Люди в первобытном обществе делились на своих и чужих. К чужим был возможен другой подход, прямо противоположный: «Если наши украли лошадь у чужих - это добро, если у наших чужие украли лошадь - это зло».

Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления. Нормы морали обеспечиваются моральными санкциями: Божья кара, разного рода неодобрение, порицание со стороны общественного мнения и угрызения совести (совесть - это внутренний судья). Все эти санкции могут одинаково распространять свое действие и на обеспечение осуществления права. Особенность права состоит в том, что независимо от общих моральных санкций оно устанавливает еще свои специфические юридические санкции. Отличительными признаками юридической санкции являются точная определенность страдания, причиненного нарушителю нормы права, а также определенность правоохранительных органов, предназначенных для приведения санкций в исполнение. Ни одного из этих признаков нет в моральных санкциях.

Создаваемое религиозной верой представление о каре Божьей по самому своему существу чуждо внешней определённости. Реакция совести зависит от индивидуальных особенностей человека, хотя предполагается, что когда окружающие человека люди осуждают его поступки, у него возникает чувство вины и стыда перед ними за свои действия. Реакция общественного мнения, хотя и проявляется в известном внешнем давлении на нарушителя моральной нормы, но не отличается определенностью. Нарушающий моральную норму не знает наперед, в чем выразится реакция общественного мнения, - она разнообразна: начинаясь с простого словесного выражения порицания, она может доходить до кровавой расправы. Общественное мнение не обладает определенными, заранее установленными органами для выражения общественного порицания.

Обряды и миф

К социальным нормам первобытного общества можно отнести также обряды и мифы. Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Например, обряды похорон и поминок умерших, свадебный обряд, обряд вступления в должность вождя и др.

Важным регулятором поведения людей были мифы. . В обиходной речи «миф» - это выдумка. В философии под мифом понимают особую форму мысли, наиболее простую, наиболее всеобщую, присущую человеку на всех ступенях развития - и на первоначальной, и на нынешней. Миф - это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Миф - это предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошёл народ. Например, миф о братьях Каине и Авеле, Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие, Щеке и Хориве (основатели Киева). У каждого народа есть исторические мифы - это мифы о своей истории, географические мифы - о соседях и о других народах. Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живёт коллективная память народа, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства. В мифах сконцентрирован опыт поведения, разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Миф является побуждением к действию. Он представляет собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Почитание предков предполагает: если они вели себя так, то мы не можем, не утратив достоинства, вести себя хуже. Происхождение обязывает.

Вот, к примеру, миф о том, как к Петру I привели пленных шведских офицеров после Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены, напряжены: откуда они знают, что с ними будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит: «Пировать будем!». И во время пира шведы сидят среди русских, с такими же бокалами в руках, перед ними тарелки, полные еды. И Пётр поднимает тост: «За наших учителей!». Было? Не было? В любом случае в этом предании урок: будь великодушным к побеждённому врагу. Не мсти. Не злобствуй. Умей учиться у врага, и если научился чему-то, признай это вслух. Уклонись от ненависти, от сведения счётов. В средине XX века русские вели себя с поверженным врагом, как в начале XVIII-го. Пленные немецкие солдаты не стали ответчиками за преступления, совершённые армией нацистов в России. Они привлекались к восстановительным работам, жили в условиях, которые не были хуже условий жизни русских, их даже сытнее кормили, одевали в трофейную немецкую форму и лечили, если заболеют. В войнах в горячих точках конца XX - начала XXI веков русские проявили то же отношение к вчерашним вооружённым врагам, взятым в плен.

Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

Обычай

На первое место среди социальных норм выдвинулись обычаи. Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Сила обычая основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении его на практике. Авторитет обычая был основан на старине : «так поступали отцы и деды», «чем старей, тем правей», «повальный обычай, что царский указ».

Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. В общине были знатоки обычаев, к которым в случае спора обращались спорящие стороны за консультацией. Они говорили, что надо делать так-то, потому что именно так делали предки. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обязанности мужчины и женщины, кары за обиду и причиненный вред (кровная месть), обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

Происхождение права. Обычное право и судебный

Прецедент

Право постепенно выделяется из однородных социальных норм. Причины появления права, выделения из правил общежития норм права следующие:

1. Численный рост социальной группы, формирование территориальной общины (вόждества), которое объединяло общины под властью одного правителя и насчитывало несколько тысяч человек. Когда социальная группа невелика (в соседской земледельческой общине насчитывалось от 100 до 300 человек), жизнь и поведение каждого человека проходили на глазах у всех. Ему было не ускользнуть от внимания и осуждения своих сородичей. Но значительный рост численности группы ослаблял влияние общества на личность, так как внимание общества рассеивалось между большим числом людей и люди, хотя бы отчасти, сумели освободить свое поведение от общественного контроля.

2. Нарушение однородности социальной группы. Однородная социальная группа, которая не обнаруживает никаких различий ни по происхождению, ни по богатству, сильна единством своих интересов, взглядов, преданий. Расслоение социальной группы по богатству (обладающие имуществом имущие и не обладающие имуществом неимущие), по происхождению (знатные и незнатные), по завоеванию (победители и побежденные) подрывало эту однородность.

В пределах одной и той же группы сталкивались уже прямо противоположные интересы. Например, то, что с точки зрения побежденных хорошо, то с точки зрения победителей дурно, то, что первые будут одобрять, то вторые будут порицать, а между тем общественное мнение сильно только своим единством. Тогда становится ясна недостаточность этого способа охраны правил общежития. Кризис обычая, когда общественное мнение теряет свою силу и люди перестают следовать тому, что принято, с необходимостью ведет к возникновению правового обычая.

3. Рост общественной группы и нарушение её однородности привело к увеличению числа правил, необходимых для сохранения сплоченности. Как бы медленно ни развивалась жизнь, а всё же число правил постепенно накапливалось. Удержание всех их в памяти становилось затруднительным для стариков, а отсутствие письменности и грамотности возлагало всю надежду на человеческую память. Возможно, что более новые правила, не вполне согласовались с прежними. В действии общественного мнения появилось некоторое замешательство, которым готовы были воспользоваться одни члены общества за счет других.

При таком положении становилась очевидной необходимость выделения особой группы норм, поддерживаемых более энергичными средствами. Переход социальных норм от состояния однородности к состоянию разнородности обуславливался зарождением суда от имени власти, когда произошло формирование ранних государств в форме общин (городов) - государств.

Зарождение права стало возможным только с появлением суда, организованного государственной властью и обособленного от суда общественного. Суд есть деятельность государственной власти, направленная на защиту и восстановление права в случаях спора о праве или нарушения права. Решения государственного суда обеспечивалось государственным принуждением.

Древнейшим и первоначальным источником права всех народов является обычное право. Правовые обычаи (обычное право) - это обычаи, признаваемые и защищаемые государством. Правовые обычаи - правила поведения людей (нормы права), сложившиеся в жизни (практике) людей в течение длительного времени в силу повторяемости их в действиях людей, признанные государством в лице судов или других государственных органов в качестве общеобязательных норм поведения и обеспечиваемые силой государственного принуждения. Так как право строится на принуждении, а организованными принудительными средствами располагает государственная власть, то обычаи приобретают правовой характер только вследствие предоставления им защиты со стороны государства. Обычай не может стать нормой права помимо воли государственной власти. Обычай становится правовым только вследствие того, что суд своим решением обеспечит сложившейся норме юридическую защиту. Из общей массы обычаев выделяются те, которые признаются судом, - это правовые обычаи. Суд обеспечивает свою защиту одним обычаям, и отказывает в этой защите другим. Государство признает уже сложившиеся обычаи и наделяет их правовым характером, придавая им, безусловно, обязательную силу, в форме защиты отдельных случаев судом.

Обязательность неправового обычая догосударственного общества основана на старине: я обязан поступать так, потому что так поступали предки, и так поступают теперь все, а правовой обычай дополнительно к авторитету предков охраняется государственным принуждением. Правовые обычаи, в отличие от неправовых обычаев, обеспечиваются силой государственного принуждения.

Нормы обычного права, хотя и создаются в своем содержании помимо государственной власти, но юридическую обязательность они приобретают по воле государственной власти. Обычное право исходит от общества, оно безлично, то есть автор его неизвестен. Для образования обычного права необходима длительность и непрерывность его соблюдения.

Правовой обычай - право неписаное, нигде письменно не фиксируется. Нормы обычного права передаются устно, словесно из поколения в поколение. «Нормы обычного права хранятся непосредственно в народной памяти и на первоначальных стадиях развития получают внешнее выражение исключительно в тех самых действиях, в которых они осуществляются. Действия, совершаемые во исполнение нормы обычного права, сопровождаются особыми обрядами, цель которых подчеркнуть их правомерность, и становятся таким образом юридическим символами. Таковы, например, рукобитье при заключении договора, передача дерна при продаже земли, посажение на стол при вручении княжеской власти и т. п. Все эти обрядовые действия являются не только формой совершения юридических сделок, но и символическим выражением нормы обычного права, регулирующей соответственные юридические отношения». Нормы обычного права проявляются не только в повседневной жизни, в особых формальных обрядовых действиях, но и в судебных решениях (судьи выносят решение на основе обычаев), в высказываниях сведущих людей, знатоков обычного права, обычно людей старого возраста, которые помнили как поступали предки, а опытность, связанная с продолжительной жизнью, внушала особую авторитетность их суждениям. Обычное право выражается в юридических пословицах и поговорках, которые имеют форму кратких положений и выражают правовое сознание народа: «Кто желает решить дело по справедливости, тот должен выслушать обе стороны».

Постепенно роль государственного суда укреплялась. Между сторонами возникали споры, для решения которых не было соответствующих норм обычного права и отсутствовали письменные законы. Во всех таких случаях суду приходилось создавать новые юридические нормы по поводу данного конкретного случая. Тем самым появляются судебные прецеденты как новый самостоятельный источник права, равносильный обычному праву. Судебные прецеденты - это нормы права, правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела. Решение суда обеспечивается государственным принуждением. Авторитет судебного прецедента основывается на том, что так было, хотя бы и один раз.

Таким образом, тот момент, когда суд стал выбирать из предложенных ему правил, обычаев или стал творить новые правила путем прецедента, - был моментом зарождения права. Правовой обычай есть норма, сложившаяся в обществе и лишь признанная государством в качестве общеобязательной нормы и обеспеченная силой государственного принуждения. Судебный прецедент есть новая норма, созданная судом при вынесении им решения по отдельному случаю. Право зародилось, когда стали образовываться государства в форме ранних монархий.


табу и ограничений, основных ценностей и воззрений различных социальных групп, ограни-ченный доступ к СМИ и ограниченное информационное обеспечение. Все это неизбежно материализуется в повышении общей степени риска при принятии тех или иных управленческих решений. Международная маркетинговая деятельность обусловливается также требованиями принятых под эгидой ООН международных правил и кодек сов,

  • табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз мы, обеспечивающие их выполнение [Норт, 1997а]. В этом опре-делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор-тивных играх (например, в футболе).
  • 3.4.2. Коллективная (общинная) собственность
    табу. Члены группы, которые нарушают правила, регулирующие доступ к ре сурсу и распределяющие издержки, связанные с сохранением ре сурса, подвергаются санкциям, зависящим от тяжести проступка. Так, поддержание в исправном состоянии и производственное использование ирригационных систем в японской деревне тре бовало тяжелого труда по удалению грязи и сорняков из водных каналов, чистки дренажной
  • 13.1. Подходы к государственному стимулированию экономического роста.
    табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста1. Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия - изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с це лью достижения лзолотого правила. Важным является также
  • 15.7. Россия в лпровале рынка
    табу, не афишировал ся. Доход высших звеньев пролетарской элиты второго поколения, по подсчетам того же Восленского, превосходил средний уровень трудящихся примерно в де сять раз, однако не во многие сотни, как на Западе. И именно такое положение элиту начало угнетать. Пролетарская элита третьего поколения являлась уже полной противополож ностью, антитезой поколения первого. Произошла переоценка
  • 1. Основные характеристики родового строя
    табуированном) и бе зусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу) , относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бы товым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм,
  • 1.3. КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ?
    табу, социальные перегородки, ка стовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламента ция многих сторон частной жизни). Но и в современном обществе традиции и обычаи оказывают влияние на многие стороны эко номической жизни - деление профессий на лмужские и лжен ские, приемлемый обществом уровень дифференциации дохо дов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в
  • 2.4 Трудовые ресурсы мира
    табу и т.д.), а также как партнеры по бизнесу. Если Вы причастны к организации зарубежного производства или хотя бы представительства фирмы, к организации совместной деятельности или найму на работу представителей некоренных народов или зарубежных стран, Вам небезразличны такие качества будущих работников, как уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и
  • 3.5. Структура занятости и качество трудовых ресурсов
    табу и т.д.), партнёров по бизнесу (обязательность, сочетание государственных и личных интересов, роль личных связей в деловых отношениях), будущих работников (уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и ответственность, инициативность и творческий потенциал, а также присущие им человеческие слабости и национальные привычки). Для бизнеса важнейшей
  • Возникновение денег
    табу на добыгую дичь или зверя: охотник не мсжет есть то, что он подстрелил или поймал, поэтому он должен обменять своо добычу на другую пишу у когсенибудь из сопламенни- ков. Английский социолог и этнограф Б. №линовский упоминает занятный обычай жителая острюва Трюбриан отдавать часть урожая и охотничьей до- бычи лMI/жу сестры, даже когда сестры в действительности нет. Американский востоковед
  • 1.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    табу исчерпали свое влияние. Более того, в городах женщины работали вдали от своего очага. Они очень быстро переставали кормить грудью ребенка, что создавало возможность для беременности13. Другие же обычаи продолжали сохранять свое влияние. Не могло быть и речи об абортах, стерилизации и контрацепции, так как это ставило под вопрос в этих обществах сам смысл существования женщины. Экономическое
  • 2. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
    табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И если стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой мир не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую
  • 3. Теории, учитывающие социальные и политические изменения.
    табу - одни из тех правил, которые очень четко соблюдались в первобытных обществах. Если вы, женившись на девушке из другого племени, по какой-то причине напали на ее соплеменника, вы тем самым автоматически нападаете на какого-то ее родственника (отца, брата, деда и т.д.), что порождает дополнительные издержки по нарушению прав собственности людей того племени. Кстати, этот сюжет встречался и в
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. Распространение только на данный родовой коллектив. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. Специфические санкции - осуждение поведения
  • ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы. Вышеперечисленные плюс нормы моды. Тест 10. Каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе? Толкование и правотворчество. Санкционирование и правотворчество. Систематизация и санкционирование. Тест 11. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества? Общеобязательная нормативность, формальная
  • 2.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРИОДА
    табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; выражали интересы всех членов рода и
  • 12.2. Внелегальный рынок как институциональная система
    табу на ис-пользование насилия в качестве регулятора повседневной жизни, стремление к монополизации насилия накладывают четкий отпечаток и на поведение представителей мафии в экономической сфере. Ограничений на поиск прибыли у связанного с мафией предпринимателя значительно меньше, чем у легального предпри-нимателя. Первый в случае необходимости не остановится перед применением насилия, тогда как
  • 13.1. Три вида институциональных рамок
    табу) К Кроме того, существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются ни в писаном, ни в неписаном праве. Индивиды выбирают их спонтанным образом и добровольно следуют их предписаниям. В последнем случае речь идет об институтах как совместных стратегиях, принимающих форму соглашений и лфокальных точек2. Например, при желании найти друг друга в условиях невозможности достигнуть