Самый большой ледокол в мире: фото, размеры. Ядерный «Ленин»

Россия — это страна, имеющая огромные территории в Арктике. Однако их освоение невозможно без мощного флота, позволяющего обеспечить судоходство в экстремальных условиях. Для этих целей еще во времена существования Российской империи было построено несколько ледоколов. С развитием технологий их оснащали все более современными двигателями. Наконец, в 1959 году был построен атомный ледокол "Ленин". На момент своего создания он являлся единственным в мире гражданским судном с ядерным реактором, которое к тому же могло находиться в плавании без дозаправки в течение 12 месяцев. Его появление на просторах Арктики позволило значительно увеличить длительность навигации по

Предыстория

Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.

Первый атомный ледокол: характеристики и описание

Атомоход "Ленин", который был отправлен на заслуженный отдых в 1985 году, сегодня превращен в музей. Его длина равна 134 м, ширина — 27,6 м, а высота — 16,1 м при водоизмещении 16 тысяч тонн. На судне были установлены два ядерных реактора и четыре турбины общей мощностью 32,4 МВт, благодаря чему оно было способно передвигаться со скоростью 18 узлов. Кроме того, первый атомный ледокол был оснащен двумя автономными электростанциями. Также на его борту были созданы все условия для комфортного проживания экипажа во время многомесячных арктических экспедиций.

Кто создавал первый атомный ледокол СССР

Работа над гражданским судном, оснащенным ядерным двигателем, была признана особо ответственным делом. Ведь Советский Союз, кроме всего прочего, остро нуждался в еще одном примере, подтверждающем утверждение о том, что "социалистический атом" является мирным и созидающим. В то же время ни у кого не вызывало сомнение, что будущий главный конструктор атомного ледокола должен иметь большой опыт в строительстве судов, способных работать в условиях Арктики. С учетом этих обстоятельств было решено назначить на этот ответственный пост В. И. Неганова. Этот известный конструктор еще до войны получил Сталинскую премию за проектирование первого советского арктического линейного ледокола. В 1954 году он был назначен на пост главного конструктора атомохода "Ленин" и приступил к работе вместе с И. И. Африкантовым, которому было поручено заняться созданием атомного двигателя для этого судна. Надо сказать, что оба ученых-конструктора блестяще справились с поставленными перед ними задачами, за что им были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте "Прометей" была создана специальная сверхпрочная сталь.

История строительства ледокола "Ленин"

Непосредственно к работам над созданием корабля приступили в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (в 1957-м он был переименован в Адмиралтейский завод). В то же время некоторые его важные системы и детали были сконструированы и собраны на других предприятиях. Так, турбины были произведены Кировским заводом, гребные электродвигатели — ленинградским заводом “Электросила”, а главные турбогенераторы стали результатом труда работников Харьковского электромеханического завода. Хотя спуск судна на воду состоялся уже в начале зимы 1957 года, ядерную установку смонтировали только в 1959-м, после чего атомный ледокол "Ленин" был отправлен на прохождение ходовых испытаний.

Так как судно было на тот момент уникальным, оно являлось предметом гордости страны. Поэтому во время строительства и последующего тестирования его неоднократно показывали высоким зарубежным гостям, таким как члены правительства КНР, а также политикам, занимавшим на тот момент посты премьер-министра Великобритании и вице-президента США.

История эксплуатации

Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.

Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.

Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.

Аварии на "Ленине"

В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.

Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.

"Арктика"

Со временем для освоения просторов Арктики единственного атомного ледокола стало мало. Поэтому в 1971 году было начато строительство второго подобного судна. Им была "Арктика" — атомный ледокол, который после смерти Леонида Брежнева стал носить его имя. Однако в годы Перестройки судну вновь было возвращено первое название, и оно прослужило под ним вплоть до 2008 года.

"Арктика" — атомный ледокол, который стал первым надводным судном, сумевшим достичь Северного полюса. Кроме того, в его проект изначально была заложена возможность быстрой конвертации корабля в боевой крейсер вспомогательного назначения, способный действовать в полярных условиях. Это стало возможно во многом благодаря тому, что конструктор атомного ледокола “Арктика” вместе с командой инженеров, работавших над этим проектом, обеспечили кораблю повышенную мощность, позволяющую ему преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Что касается габаритов судна, то они составляют в длину 147,9 м и в ширину 29,9 м при водоизмещении в 23 460 тонн. При этом в то время, когда судно находилось в эксплуатации, наибольшая длительность его автономных плаваний составила 7,5 мес.

Ледоколы класса “Арктика”

В период между 1977 и 2007 годами на Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) Балтийском заводе были построены еще пять атомоходов. Все эти суда были спроектированы по типу “Арктики”, и на сегодняшний день два из них — “Ямал” и “50 лет Победы” продолжают прокладывать путь другим кораблям в бескрайних льдах у Северного полюса Земли. Кстати, атомоход под названием "50 лет Победы" был спущен на воду в 2007 году и является последним из произведенных в России и крупнейшим из ныне существующих ледоколов в мире. Что касается трех остальных судов, то на одном из них - “Советском Союзе” - на данный момент ведутся восстановительные работы. Вернуть в строй его планируют в 2017 году. Таким образом, “Арктика" — атомный ледокол, создание которого ознаменовало начало целой эпохи в Более того, использованные при его проектировании конструкторские решения актуальны и сегодня, спустя 43 года после его создания.

Ледоколы класса “Таймыр”

Кроме атомоходов для Советскому Союзу, а затем и России были нужны судна с меньшей осадкой, которые были предназначены для проводки кораблей в устья сибирских рек. Атомные ледоколы СССР (впоследствии России) данного типа - “Таймыр” и “Вайгач” - были построены на одной из судоверфей в Хельсинки (Финляндия). Однако большая часть размещенного на них оборудования, включая силовые установки, отечественного производства. Так как эти атомоходы предназначались для эксплуатации преимущественно на реках, их осадка составляет 8,1 м при водоизмещении 20 791 тонна. На данный момент атомные ледоколы России “Таймыр” и “Вайгач” продолжают работать на Однако вскоре им понадобится смена.

Ледоколы типа ЛК-60 Я

Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.

Новый проектируемый класс сверхсовременных российских ледоколов

Как известно, освоение Арктики внесено в число приоритетных задач, стоящих перед нашей страной. Поэтому на данный момент ведется разработка для создания новых ледоколов класса ЛК-110Я. Предполагается, что эти сверхмощные суда будут получать всю энергию от атомной паропроизводящей установки мощностью 110 МВт. При этом двигателем судна будут служить три четырехлопастных имеющих фиксированный шаг. Главным преимуществом, которым будут обладать новые атомные ледоколы России, должна стать их повышенная ледопроходимость, которая предположительно составит не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м. Таким образом, конструкторы обещают обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике по Северному морскому пути.

Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире

Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.

Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

«Сибирь»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

«Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

«Арктика»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

«Россия»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

«50 лет Победы»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.
В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.
Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

20 ноября 1953 года Совет Министров СССР принял Постановление № 2840-1203 о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой. Ледокол предназначался для проводки в ледовых условиях Арктики по высокоширотным трассам и по Северному морскому пути транспортных судов, а также для экспедиционного плавания в Арктике. Постановлению предшествовало обращение в правительство академиков А.П. Александрова и И.В. Курчатова совместно с руководителями ряда отраслей промышленности и Морского флота, в котором указывалось, что появление мощного атомного ледокола в Арктике позволит более эффективно использовать Северный морской путь как важнейшую транспортную магистраль страны, и одновременно станет убедительной демонстрацией серьезности намерений и планов СССР по использованию атомной энергии в мирных целях.

Следующее постановление правительства от 18 августа 1954 года конкретизировало задачу создания атомного ледокола «Ленин» по срокам, этапам и основным исполнителям работ. Проектирование атомного ледокола возлагалось на Ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»). Главным конструктором ледокола был назначен В.И. Неганов. Разработка проекта атомной паропроизводящей установки (АППУ) поручалась ОКБ Горьковского завода № 92 (позднее ОКБМ). Главным конструктором АППУ был утвержден И.И. Африкантов. Научное руководство проектом ледокола возлагалось на А.П. Александрова, а ядерного реактора – на И.В. Курчатова, который позднее передал свои полномочия А.П. Александрову.

К разработке основных элементов ЯЭУ были привлечены: ОКБ-12 (системы управления и защиты реактора), СКБК Балтийского завода (парогенераторы), ВИАМ (твэлы активной зоны реактора), СКБ ЛКЗ (главные турбины), завод «Электросила» (главные турбогенераторы и электродвигатели), Калужский турбинный завод (вспомогательные турбогенераторы), ЦКБА (арматура) и др.

Строительство атомного ледокола поручили ленинградскому «Адмиралтейскому заводу». Были определены следующие основные параметры атомного ледокола: водоизмещение – 16 000 т, наибольшая длина – 134 м, ширина – 27,6 м, осадка – 9,2 м, максимальная скорость на чистой воде – 19,5 узлов, автономность плавания – 1 год. Мощность главных гребных двигателей – 44000 л.с. Использование электродвижения позволяло улучшить маневренность ледокола, что важно для форсирования тяжелых льдов, движения в составе караванов и обколки проводимых судов во льдах. Для обеспечения надежного движения судна предусматривалось повышенное резервирование систем и оборудования энергосиловой установки: три реактора, четыре главных турбогенератора, две электростанции с пятью вспомогательными турбогенераторами и резервным дизель-генератором.

Три реактора мощностью по 90 МВт обеспечивали суммарное производство 360 т/ч пара при температуре до 310ºС и давлении 28 атм. Каждый реактор имел две петли циркуляции с двумя парогенераторами, двумя циркуляционными насосами и одним аварийным насосом. Использовалась паровая система компенсации давления в первом контуре. В активной зоне реакторов применили топливо на основе диоксида урана с 5 % обогащением по урану-235.

Технический проект АППУ ОК-150 был разработан в марте 1955 года, а 17 июня 1955 года на секции ЯЭУ НТС министерства он был утвержден и рекомендован к запуску в производство.

При разработке проекта АППУ впервые решался целый ряд сложных научно-технических задач. Одной из них было существенное увеличение длительности кампании активной зоны и экономичное использование ядерного топлива. Реализация предложенного научным руководством решения о введении в активную зону выгорающих поглотителей для компенсации избыточной реактивности дала возможность увеличить кампанию активной зоны до 200 суток, а применение циркониевых сплавов в элементах конструкции зоны позволило в 1,5 раза уменьшить потребление урана по сравнению с активными зонами, где для этой цели применялись нержавеющие стали.

В качестве органов регулирования реактивности реактора вместо первоначально спроектированных погружных стержней аварийной защиты, вводимых в активную зону напором насоса, были применены стержни, перемещающиеся внутри сухих гильз и вводимые в активную зону под действием пружин. В биологической защите использовались малодефицитные и более дешевые материалы: сталь, вода, тяжелый бетон.

Большую помощь конструкторам АППУ на всех этапах проектирования установки постоянно оказывали ученые ЛИПАН: А.П. Александров, Н.С. Хлопкин, Б. Г. Пологих и др. Особенно существенной была роль академика А.П. Александрова, который к началу создания АППУ ОК-150 уже обладал большим опытом и авторитетом в атомной энергетике. Он включался в решение вопросов не только научного, но и инженерного, производственного характера. Сотрудники ЛИП АН участвовали в выполнении сложных расчетных работ, поскольку АППУ была наиболее ответственной и сложной частью всей энергетической установки и создавалась впервые при недостаточных знаниях о свойствах и особенностях работы реактора в судовых условиях.

Работы по изготовлению оборудования установки ОК-150 начались на заводе № 92 в 1955 году, получив статус задания первостепенной важности. Контроль над их выполнением осуществлял непосредственно главный конструктор ОКБ И.И. Африкантов. Ритм работы по созданию и изготовлению оборудования ОК-150 был очень напряженным. Цеха завода работали в три смены, сотрудники ОКБ – «от темна до темна», не считаясь с личным временем. После подписания рабочей документации она сразу запускалась в производство. За срыв сроков графика накладывались взыскания. Конечно, встречались ошибки, но они оперативно устранялись, так как были налажены хорошие взаимоотношения между конструкторами и технологами цехов завода.

Атомный ледокол «Ленин» был заложен на верфи «Адмиралтейский завод» в Ленинграде 27 июля 1956 года, а уже 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду. В 1958-1959 гг. на нем был выполнен основной объем работ по монтажу систем и оборудования атомной установки. Самым напряженным был заключительный этап строительства, монтажа и испытаний АППУ. По мере продвижения монтажа оборудования, арматуры и трубопроводов АППУ на Адмиралтейский завод для оказания технической помощи направлялись специалисты ОКБ и завода № 92.

Четкая организация работ и самоотверженный труд многочисленных коллективов, участвовавших в создании первой АППУ, во многом способствовали своевременной, рекордной по срокам сдаче атомного ледокола «Ленин». Его постройка была завершена 12 сентября 1959 года, а 5 декабря 1959 года ледокол был передан в опытную эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству ММФ СССР. Ледокол стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой, причем по мощности он не имел равных среди ледоколов всего мира.

С навигации 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, осуществлял проводку судов на самых тяжелых участках Северного морского пути. О том, что его эксплуатация пока еще опытная, как-то сразу забыли. Он был одним из основных участников ранней проводки судов с лесом на трассе «устье реки Енисей – Баренцево море». В середине навигации ледокол работал в основном в проливе Вилькицкого, который даже летом покрыт тяжелыми льдами и освобождается от них лишь на короткое время при наличии благоприятных ветров. Большое значение имела работа атомного ледокола «Ленин» поздней осенью 1960 года при завершении навигации, когда необходимо выводить изо льдов не только обычные суда, но и суда ледового класса. Атомный ледокол «Ленин» выполнял и высокоширотные экспедиционные рейсы. В 1961 году с его борта была осуществлена высадка экспедиции научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-10». С него неоднократно осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.

За шесть навигаций работы ледокола «Ленин» с АППУ ОК-150 им была обеспечена проводка 457 судов, пройдено во льдах более 62 000 миль. Атомная энергетическая установка безотказно проработала около 26 000 часов, показав свою работоспособность в самых тяжелых условиях эксплуатации – при порывистой качке на волнении, ударах судна о лед и частых изменениях нагрузки. Опыт ее создания и эксплуатации дал ценный материал для дальнейшего совершенствования атомных судовых установок. В частности, была выявлена возможность существенных упрощений технологической схемы и конструкции установки, сокращения количества арматуры, систем контроля и т.д. Надежность и устойчивость работы реакторов с большими возможностями саморегулирования оказались выше, чем предполагалось. Из этого был сделан вывод, что на ледоколе без ущерба для живучести ЯЭУ можно ограничиться двумя и даже одним реактором вместо трех. Кроме того, свойство саморегулирования реактора, в свою очередь, позволило в дальнейшем отказаться от его автоматического регулирования в новых установках.

В процессе эксплуатации проявились и некоторые недостатки в конструкции первой установки, в первую очередь – недостаточная надежность отдельных видов оборудования, низкая ремонтопригодность и др.

Главный же итог эксплуатации первой АППУ ледокола «Ленин» состоял в том, что была в принципе подтверждена возможность создания судовых атомных энергоустановок, их высокая безопасность и эффективность. Очень удачно была выбрана сама область применения ядерной энергии – мощные линейные ледоколы, где уникальные свойства атомного энергоисточника давали наиболее осязаемые, бесспорные преимущества перед традиционными решениями, в том числе по безопасности и экономическим показателям.

В отличие от ледокола «Ленин», созданное приблизительно в то же время в США грузо-пассажирское судно «Саванна» с атомной энергетической установкой имело сугубо опытное назначение. Его эксплуатация решала ограниченную задачу – продемонстрировать работоспособность и безопасность атомного судна. Она не показала каких-либо очевидных экономических или иных преимуществ перед традиционными судами того же назначения. Судно эксплуатировалось с 1962 по 1969 гг. и после завершения намеченной программы испытаний было списано (переоборудовано в плавучий музей), оставшись рядовым эпизодом в атомной программе США. Дальнейшего развития гражданское атомное судостроение в этой стране не получило. В СССР, напротив, создание первого атомного ледокола положило начало развитию новой высокотехнологичной отрасли производства – атомного судостроения – и появлению, в конечном счете, целого флота атомных судов.

После сдачи в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года за создание атомной установки для этого судна и за заслуги в деле развития отечественного реакторостроения ОКБ завода № 92 было награждено орденом Ленина. Этим орденом были награждены также ЦКБ-15 и Адмиралтейский завод МСП СССР. Научному руководителю работ А.П. Александрову, главному конструктору ледокола В.И. Неганову, главному конструктору АППУ И.И. Африкантову и слесарю завода № 92 С.Д. Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Две группы специалистов (всего 12 человек) были удостоены Ленинской премии, в том числе – ведущие специалисты ОКБ Н.М. Царев, В.И. Ширяев, Д.В. Каганов и А.М. Шаматов. Кроме того, большая группа конструкторов, расчетчиков, технологов ОКБ (практически все участвовавшие в разработке проекта установки ОК-150), а также значительное число рабочих, ИТР и руководители завода № 92 были отмечены орденами и медалями.

Учитывая положительные результаты эксплуатации атомного ледокола «Ленин» в 1960-1963 гг. и важную народнохозяйственную роль, которую играют ледоколы в развитии отдаленных районов Крайнего Севера, правительством страны в 1964 году были приняты два постановления, предусматривающих проектирование и постройку серии новых атомных ледоколов проекта 1052. Постановления определяли порядок проектирования и поставки оборудования на головной атомный ледокол этой серии.

На основании этих постановлений ЦКБ «Айсберг» разработало техническое задание на реакторную установку, а ОКБМ разослало всем заинтересованным предприятиям и организациям контрагентские карточки с целью получения согласия на разработку и изготовление составных частей паропроизводящей установки. Основное оборудование и системы новой АППУ разрабатывали ОКБМ и ЦКБ «Айсберг».

В соответствии с техническим заданием на реакторную установку для атомных ледоколов новой серии ОКБМ выполнило предэскизные проработки пяти вариантов установки и «Обоснование выбора АППУ для атомных ледоколов проекта 1052».

В 1966 году закончилась шестая навигация атомного ледокола «Ленин» с реакторной установкой ОК-150. К этому времени основное оборудование установки выработало свой ресурс. Кроме того, появилась течь в корпусе одного из реакторов. Однако остальное оборудование главной энергетической установки и судовые конструкции находились в удовлетворительном состоянии и могли работать еще длительное время при условии восстановления работоспособности АППУ.

Окончание разработки эскизного проекта АППУ ОК-900 дало основание специалистам различных ведомств поднять вопрос о замене выработавшей свой ресурс АППУ этого ледокола на новую установку ОК-900. С этой целью в ОКБМ были выполнены проработки компоновки установки ОК-900 в габаритах реакторного отсека ледокола «Ленин». Один из вариантов удачно «вписался» в отведенные для установки помещения. Главный конструктор АППУ И.И. Африкантов, оценив преимущества этой идеи, добился поддержки предложенного варианта ремонта ледокола в МСМ. После этого первый зам. министра среднего машиностроения А.М. Петросьянц поручил ОКБМ разработать подробные материалы (расчеты, графики, демонстрационные чертежи и др.) по замене установки, по срокам и стоимости выполнения работ, по технологии демонтажа и монтажа оборудования и по заводам-изготовителям оборудования АППУ ОК-900.

Технический проект АППУ был разработан в конце 1966 года под научным руководством ИАЭ им. Курчатова и при участии ЦКБ «Айсберг», ИАТ АН и контрагентов. В новой реакторной установке были также использованы корпусные реакторы водо-водяного типа. Число реакторов сокращено с трех до двух, так как надежность их, по данным эксплуатации первой установки ледокола, оказалась выше первоначально ожидаемой. Два реактора вполне обеспечивают ледоколу выход изо льдов и возвращение на базу при отказе какого-либо оборудования. В несколько раз был увеличен энергозапас активных зон, а их физические параметры и характеристики контура изменены таким образом, чтобы улучшить свойства саморегулирования реакторной установки.

Существенно увеличивался ресурс всего оборудования, упрощалась конструкция 1-го контура за счет сокращения магистралей и устранения арматуры на них. Установка была более приспособлена к ремонтам за счет улучшения доступа к оборудованию, вертикального исполнения механизмов, сосредоточения основных съемных частей в аппаратном помещении, обслуживаемом передвижным краном. АППУ оснащалась комплексной системой автоматики, что освобождало личный состав от постоянных вахт в ее помещениях. Благодаря всему этому экипаж был сокращен на 30 %, стоимость 1 МВт·ч энергии была снижена в два раза, а объем ремонтных работ – в четыре раза.

Учитывая, что постановлением правительства по проекту 1052 не предусматривалась отработка установки на ее наземном прототипе, а комплексные испытания АППУ предполагалось провести в ходе швартовных испытаний головного ледокола этого проекта, применение установки ОК-900 на атомном ледоколе «Ленин» позволяло проверить все принятые схемные и конструкторские решения по новой установке в реальных условиях, отработать системы и оборудование перед запуском их в серийное производство для ледоколов проекта 1052.

Работы по замене АППУ ОК-150 на установку ОК-900 проводились судоремонтным заводом «Звездочка» в г. Северодвинске.

16 марта 1970 года начались заводские швартовные испытания модернизированной установки атомно­го ледокола «Ленин». 20 апреля 1970 года межведомственная комиссия приступила к работе. Она дала высокую оценку качеству монтажа установки ОК-900, механизмов, агрегатов, систем комплексной автоматизации и другим работам, выполненным заводом «Звездоч­ка» и его контрагентами.

23 апреля 1970 г. в 2 часа 30 минут был осуществлен пуск реактора № 2 установки левого борта, а 1 мая 1970 г. – физпуск реактора № 1 установки правого борта. Вывод реакторов на энергетический уровень мощности состоялся 4 мая и 29 апреля 1970 г. (№ 1 и № 2 соответственно). После этого установка ОК-900 начала свою долгую и успешную работу, которая продолжалась вплоть до вывода атомного ледокола «Ленин» из эксплуатации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях был награжден орденом Ленина. Бессменному капитану ледокола Б.М. Соколову, сменившему ушедшего на пенсию первого капитана ледокола «Ленин» П.А. Пономарева, почетному работнику морского флота, почетному полярнику были вручены ордена Ленина и Октябрьской революции, а в 1981 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Несмотря на то, что системы и оборудование АППУ ОК-900 работали надежно, без отказов, начиная с 1984 года атомный ледокол «Ленин» эксплуатировался только на трассе Мурманск – остров Диксон в течение июня-декабря, т. е. в наиболее благоприятных ледовых условиях. Это было вызвано ухудшившимся состоянием корпусных и внутрикорпусных конструкций судна, поскольку проектный ресурс корпуса ледокола – 25 лет – был уже выработан. В конце 1989 года по совокупности показателей состояния корпусных и судовых конструкций было принято решение о прекращении эксплуатации ледокола.

Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

«Сибирь»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

«Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

«Арктика»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

«Россия»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

«50 лет Победы»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.
В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.
Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Всего за историю России и СССР в нашей стране было построено 10 атомных ледоколов, 5 из которых сейчас в строю, а так же ведется постройка еще трех атомных ледоколов проекта 22220.

С одной стороны может показаться, что атомный ледокол это слишком дорогая игрушка, но весь ход истории показывает, что создание удобных торговых путей является огромным стимулом для развития стран и регионов. Так уж сложилось, что основные мировые торговые пути всегда проходили мимо нашей страны. У нас конечно были большие торговые маршруты, например знаменитый путь "из Варяг в Греки", но разве можно его было например сравнить с "Великим шелковым путем", а в новое время с развитием мореходства, когда основная торговля переместилась в мировой океан, наша страна и вовсе оказалась далеко от мировой торговли. Однако с развитием технологий у России появилась возможность реализовать весь свой потенциал как транзита между Европой и Китаем. В начале 20-го века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связала Азию и Европу. Товары шли из Китая в Россию и обратно, однако у железной дороги довольно ограниченная пропускная способность, да и самой дешевым видом перевозки товаров был морской.

В настоящий момент объем торговли между Европой и Китаем настолько огромный, что Северный морской путь (СМП) является отличной альтернативой традиционным маршрутам. Если сравнить маршрут через Суецкий канал и Северный морской путь, то скорость доставки товаров может уменьшиться от 7 до 22 дней в зависимости от Порта разгрузки. Однако транзитная перевозка СМП требует ледокольного сопровождения и соответствующей инфраструктуры. И если с инфраструктурой у нас пока не очень хорошо, то с Ледоколами у нас всегда бы полный порядок, а внимание государства к строительству новых кораблей такого типа только подчеркивает важность освоения Северного Морского Пути, главным локомотивом которого выступают Атомные Ледоколы, железные гиганты, способные проводить торговые суда в самых сложных условиях.

Первый атомный ледокол - Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой. Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года "Ледокол Ленин" принят министерством морского флота.

Уже в первые годы "Ледокол Ленин" показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет

Атомный лихтеровоз Севморпуть

"Севморпуть" уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн - 61880

Длина/Ширина/Высота - 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки мВт (лс) - 29,4 (39436)

Таймыр

Уже на следующий год после "Севморпути" в эксплуатацию был введен атомный ледокол Таймыр, основной задачей которого являлась проводка транспортных кораблей в устья сибирских рек. Корпус судна был построен по заказу СССР в Финляндии, а силовая установка была установлена уже в Ленинграде и в 1989 году "Таймыр" был принят в эксплуатацию. В 2018 году первоначальной ресурс силовой установки будет выработан, возможность продления ресурса так же будет рассмотрена, и скорее всего он будет продлен.

Водоизмещение тонн - 20000

Длина/Ширина/Высота - 151,8 / 29,2 / 15,2

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (2х25000)

Каждый из атомных ледоколов России имеет свою особенность, так и ледокола "Советский союз" есть один весьма интересный пунктик - он может быть в кротчайшие сроки переоборудован в боевой корабль, и даже какую то часть боевого оборудования он всегда имеет на борту в законсервированном состоянии. Принят в эксплуатацию "Советский союз" так же в 1989 году. С 2010 года ледокол находился в отстое, ремонт и переоборудование требовало серьезных затрат и получить финансирование можно было только под серьезные цели. В 2017 году "Советский союз" вновь выйдет на рейсы и основной его задачей будет снабжение строительства Ямал СПГ. Ресурс корабля продлен до 150 тысяч часов и это как минимум обеспечит ему работу до 2025 года.

Водоизмещение тонн - 22920

Осадка - 11м

Максимальная скорость узлов - 20,8

Вайгач

Атомный ледокол "Вайгач" также имеет свою уникальную особенность - благодаря низкой посадке, он может осуществлять навигацию не только в открытом море, но и заходить в устья сибирских рек. Корпус корабля был построен на финской верфи «Хольстрем Хисталахти» в 1989, после чего он был отбуксирован на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где и был осуществлен монтаж энергетической установки и уже в июне 1990 года ледокол был принял в эксплуатацию. В настоящее время "Вайгач" находится в строю как минимум до 2020 года.

Водоизмещение тонн - 20 700

Длина/Ширина/Высота - 152 / 29,2 / 15,2 м

Осадка - 8,1 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (50000) л.с.

Максимальная скорость узлов - 18,5

Ямал

Атомный ледокол "Ямал" был принят в эксплуатацию уже в современной России в 1993 году. Первоначальное его название было "Октябрьская революция", однако после распада союза посчитали неуместным давать такое имя кораблю и выбрали более нейтральный вариант. В настоящий момент "Ямал" занимается не только проводкой кораблей, но и используется в качестве круизного корабля к северному полюсу, именно поэтому впереди на корпусе и нарисована акулья пасть. Ямал будет находится в составе флота до 2022 года, и скорее всего его ресурс будет продлен после замены соответствующих механизмов.

Водоизмещение тонн - 23460

Длина/Ширина/Высота - 150 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 21

class="eliadunit">

50 лет победы

"50 лет победы" - самый новый российский ледокол, принятый в эксплуатацию в 2007 году. Со сроком сдачи он запоздал на 12 лет, и это даже видно по названию. Ледокол был спущен на воду еще в 1993 году, однако на его достройку просто не было денег и строительство заморозили. Возобновили строительство корабля лишь в 2003 году и на достройку понадобилось 4 года. В 2016 "50 лет победы" установил своеобразный рекорд, проведя очень поздний транзитный рейс, который проходил с 21 декабря по 3 января 2017 года. Так же как и ледокол "Ямал", он совершает круизные рейсы к северному полюсу и уже побывал там более сотни раз.

Водоизмещение тонн - 23440

Длина/Ширина/Высота - 159,6 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Ледоколы проекта 22220

Несмотря на наличие в составе Российского флота атомных ледоколов, современные реалии требуют увеличение скорости перевозок и именно для этого с нуля был разработан проект 22220 ЛК-60Я, который имеет более высокую мощность турбин и так же измененный и улучшенный корпус, что позволит осуществлять навигацию на более высокой скорости, а также пробивать более толстый ледяной покров, чем это делали ледоколы предыдущего поколения. Первый ледокол проекта "Арктика" уже спущен на воду, ввод в эксплуатацию назначен на 2019 год. Всего запланирована постройка трех ледоколов проекта ЛК-60Я.

Водоизмещение тонн - 33540

Длина/Ширина/Высота - 173,3 / 34 / 15,2

Осадка - 10,5 / 8,5

Мощность силовой установки мВт (лс) - 35,4х2 (96000)

Максимальная скорость узлов - 22

Перспективный проект - 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. "Лидер" сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Водоизмещение тонн - 71380

Длина/Ширина/Высота - 209 / 47,7 / 20,3

Осадка - 13 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 62,5х2 (170000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Сравнительная таблица атомных ледоколов России

Название

постройки

Водоизм.

тонн.

Осадка