Раздел первый. Основные положения

Понятие конституционного строя и его основ

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно.

Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция. Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права.

Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права.

При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции.



В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название. Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

Система основ конституционного строя Российской Федерации

Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, закрепляется в гл. 1 Конституции РФ. Некоторые из этих принципов Конституция РФ только декларирует, и их содержание раскрывается нормами других частей Конституции РФ, а также иным законодательством Российской Федерации. Некоторые же принципы Конституция РФ детально раскрывает, определяя их содержание.

Принципы, составляющие основы конституционного строя, взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же в более широком или более конкретном смысле. Именно поэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор отдельных характеристик российского государства.

Основы конституционного строя рассматриваются примерно в том же порядке, в каком они закреплены в тексте Конституции РФ.

Человек, его права и свободы - высшая ценность

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность , исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина , отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует , соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ.

Основные характеристики государственного суверенитета:

1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении Российской Федерации, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;

3) суверенитет государстване является неограниченным . С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации;

5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;

6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства . Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

Федеративное государство

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями.

Различаются две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство.

Унитарное государство представляет собой государство с централизованной систему государственной власти, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства (административно-территориальных единиц), составные части не обладают самостоятельностью в решении каких-либо государственно-правовых вопросов.

Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).

Конституция РФ в ст. 5 закрепляет в числе основ конституционного строя основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:

1) Российская Федерация - конституционно-правовая , то есть провозглашенная федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

2) субъекты Российской Федерации равноправны . Конституция РФ в ч. 1 ст. 5 провозглашает равноправие субъектов Федерации, однако оно является лишь формальным. Уже в ч. 2 ст. 5 республики называются государствами и им предоставляется привилегия иметь конституции в отличие от других субъектов, которые могут принимать уставы. В дополнение к объявленному равенству ч. 4 ст. 5 Конституции РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие в отношениях с федеральными органами означает равенство возможностей получения полномочий в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Формальность равноправия субъектов Федерации заключается в том, что реально разделение полномочий происходит на основе не только Конституции РФ (ст. 71-73), не только многостороннего Федеративного договора, участниками которого являются почти все субъекты Российской Федерации, но и двусторонних договоров между субъектом и Федерацией, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;

3) государственная целостность - принцип федеративного устройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории Российская Федерация может решать только сама. Выражением государственной целостности являются единое правовое ** и экономическое пространство, единое гражданство;

4) единство системы государственной власти . Этот принцип означает, что система государственной власти в Российской Федерации строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Из данного принципа также вытекает необходимость проведения общей государственной политики всеми субъектами государственной власти;

5) разграничение предметов ведения и полномичий между органами государственной власти Российской Федерации к органами государственной власти субъектов Федерации . Данное положение является механизмом реализаций федеративного устройства государства, в нем заключается сущность этой формы государственного устройства. Конституция выделяет и перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), а также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). В рамках не указанных в Конституции РФ предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ);

6) равноправие и самоопределение народов как принцип также положен в основание федеративного устройства. Принцип равноправия и самоопределения народов как принцип федерализма относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации, их праву осуществлять государственную власть на соответствующей территории. Данный принцип не означает права выхода субъектов из Российской Федерации.

Правовое государство

Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Традиционно выделяется несколько основных признаков (принципов) правового государства:

1) господство права;

2) обеспеченность прав и свобод человека;

3) разделение властей.

Основным принципом, выражающим сущность правового государства, является господство (верховенство) права .

Верховенство права выражается в нескольких моментах:

1) единство права и закона . Законы и деятельность государства и его органов должны быть правовыми, то есть соответствовать естественным правам и свободам человека. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2) верховенство Конституции , ее прямое действие. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

3) соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов . Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

4) соблюдение иерархии источников права . Верховенством в этой системе обладает Конституция РФ, а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Далее следуют иные источники права Российской Федерации.

Принцип обеспеченности прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с главным принципом основ конституционного строя - приоритетом человека, его прав и свобод как высшей ценности и выражается не только в номинальном признании и закреплении в законодательстве основных прав и свобод человека, но и в реальном их действии.

Можно назвать несколько признаков, характеризующих обеспеченность прав человека:

1) непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, возможность применения судами непосредственно конституционных норм, в которых закреплены права и свободы, для защиты нарушенных прав;

2) наличие в законодательстве эффективных и адекватных содержанию прав и свобод механизмов их реализации;

3) наличие различных форм защиты нарушенных прав: административной, судебной (суды общей юрисдикции и конституционные суды). Принцип разделения властей будет рассмотрен как отдельная основа конституционного строя России.

Социальное государство

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства , согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека).

Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя.

Это: - охрана труда и здоровья людей; - установление гарантированного минимального размера оплаты труда; - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; - развитие системы социальных служб; - установление государственных пенсий, пособий; - иные гарантии социальной защиты;

3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

Светское государство

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством.

1) отделение церкви от государства . Этот принцип означает:

во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) отделение школы от церкви . Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной . Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;

4) равенство религиозных объединений перед законом . Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:

во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России... принимает настоящий Федеральный закон»; во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому ), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный суд РФ.

Самостоятельно (см. Правоохранительные органы).

Основы конституционного строя РФ

Понятие «основы» оценивают по-разному. Основы это кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. Так под основой можно понимать конституцию в целом, но вынесение этой категории невозможно без толкования понятия «конституционный строй». «Конституционный строй это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе конституции происходит соблюдение прав и свобод человека, разделение властей, равноправие форм собственности, а так же судебная защита прав и свобод индивида.» определение Румянцева, из книги «основы конституционного строя». Государственный строй, там где элементов правового государства не существует, общественный строй урегулирован законом соотношения сил в стране. В науке существует точка зрения, что правовое государство - это такая организация власти, которая имеет правовой характер. Здесь заметна идеологическая нагрузка, упор на права и свободы - это качественная характеристика. По структурной характеристике, государственный строй - это форма государственности реально существующая в стране. Соотношение государственного строя и конституционного. Государственный строй это фактическая конституция общества.
Конституционный строй это государственный строй в условиях реальной конституции. Если конституция фиктивна, то
конституционного строя не будет. Даже конституция тоталитарного строя создает конституционный строй, т.к. для юридической науки не важно содержание, важна сама форма. Если государственный строй укладывается в реалии конституции, он конституционный. По содержанию конституционный строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический.

Принцип демократизма, федерализма, правовой государственности, республиканской формы правления. Это основные четыре принципа нашей конституции. При разработке конституции, исчез пятый принцип - социальной государственности. Возможно, это попытались исправить в ст. 2 конституции права и свободы индивида объявлены высшей ценностью. Другая категория ученых считает,
что принципов больше пяти:

принцип приоритетного статуса человека;

принцип народовластия;

принцип суверенной государственности;

принцип разделения властей;

принцип федерализма;

принцип социальной государственности;

принцип идеологического многообразия;

принцип многообразия;

принцип светской государственности;

принцип конституционности и государственности;

принцип самостоятельность местного самоуправления.



Но можно принципы обобщить под одним каким-либо общим названием, например, принцип демократической государственности включает в себя: народовластие, государственный суверенитет, многообразие экономических основ народовластия, принцип политического и идеологического многообразия, светской государственности. Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо
принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.

Охрана и защита прав и свобод - дело государства, оно должно создавать такие условия, при которых права и свободы могут быть
реализованы в полном объеме.

Правовой статус индивида - юридическая категория, которая характеризует место индивида в иерархии участников правоотношений.

Правовой статус человека - это категория международного права, которая обозначила идеальный набор прав и свобод индивида, который должен стать эталоном для каждого государства.

Во внутреннем праве государства нет людей, есть гражданин, иностранец и лицо без гражданства, это характеризуется политико-юридическими отношениями с государством. Человек по научному определению, это млекопитающее животное обладающее возможностью высшей нервной деятельности, и если исходить из этого, то он имеет право на жизнь, охрану своей популяции В продолжение популяции. Иностранные граждане это те, кто находясь на территории РФ не является гражданином России и является гражданином другого государства. Лицо без гражданства (апотрид) человек, который не имеет доказательства принадлежности ни к одному государству. Гражданин это лицо, которое находится в гражданстве конкретного государства.

Что такое гражданство:
это правоотношение;
это принадлежность лица к государству.

Понятие принадлежности обычно относится к вещам, а если так, то государство может нас заложить за долги, продать и т.д. Это
противоречит основным международным принципам. Нельзя гражданство считать правоотношением, т.к. для этого надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Следовательно недееспособные не являются гражданами данного государства, например, младенцы, они не являются участниками правоотношений. Есть третья точка зрения на гражданство, ее представляют Воеводин и Златопольский, по их мнению это особая политико-юридическая связь лица с государством, которая является предпосылкой для возникновения правового статуса индивида в государстве.

Признаки гражданства (исходя из точки зрения, что это связь):

взаимность

а) взаимность прав у государства и индивида;

б) взаимные обязанности государства и индивида;

в) взаимная их ответственность.

правовой характер государства, правовая урегулированность гражданства. Отношения гражданства регулируются федеральным законом.

Политический характер гражданства проявляется в том, что:

а) наличие собственного гражданства является суверенными признаком любого государства;

б) совокупность граждан формируется из народа государства, который является источником политической власти.

Протяженность во времени и пространстве. Гражданство это связь не одномоментная. Гражданство связано с территорией

государства, а в ряде случаев имеет выход за пределы государственной территории. Во времени гражданство начинается с момента его приобретения и заканчивается моментом прекращения гражданства. Специфическим признаком РФ является его федеральных характер. Это значит, что у нас есть единое федеральное гражданство, т.е. в нашем случае (Альтер-нативная федерация), что гражданин РФ является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Если федерация союзная - гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином федерации в целом.

Принципы

Неотъемлемость гражданства, человек сам выбирает к гражданству какого государства он хочет принадлежать. И в нашем государстве нельзя лишать помимо воли самого гражданина его гражданства. Хотя лишение гражданства индивида можно было бы ввести в качестве дополнительного наказания в суде, за особо опасные преступления, которые умаляют авторитет государства, гражданином которого он является. Но необходимо подчеркнуть, что лишение гражданства может осуществляться только судебным органом.

Принцип равного гражданства означает, что независимо от способа получения гражданства, граждане имеют равные возможности в реализации своих прав и свобод. Но даже в США права гражданина зависят от способа получения гражданства. Если приобрели гражданство натуральным способом (т.е. не по рождению) индивиды не могут, например, баллотироваться на
пост президента США.

Принцип исключительной допустимости, двойного гражданства. Это может быть осуществлено только в исключительных случаях, предусмотренных международными договором и федеральным законом (на данный момент 2000 г. такого закона нет).

Сочетание принципов почвы и крови при приобретении гражданства. Принцип почвы - лицо приобретает гражданство того
государства, на территории которого оно родилось. Принцип крови - лицо наследует гражданство своих родителей. В реальности
принцип почвы и крови в чистом виде не существуют. Бывают коллизии принципов почвы и крови. Международное гражданство
всегда считало двойное гражданство явлением аномальным, т.к. лицо оказывается под юрисдикцией 2-х государств, и поэтому могут возникнуть разные проблемы. Например, во время Второй мировой, Гитлер призвал этнических немцев (проживающих на территории СССР) подняться против своего государства. И были поставлены в тяжелое положение: если они не будут помогать Гитлеру он их убьет, а если будут помогать, СССР их как предателей тоже казнит. Может быть коллизия обязанностей, например, иммигрантов из СССР в Израиль, обязывали идти служить в армию, хотя они эту обязанность уже исполнили в СССР. Множественное гражданство может иметь свои плюсы, например, позволяет сделать более обширной защиту гражданина. Повышенная защита и расширение гарантий прав для граждан данного государства выражается в конституции и законе о гражданстве, в которых идет речь о защите прав граждан защита за границей посредством консульств. Только граждане РФ обладают правом иметь в собственности землю и природные ресурсы. НЕ граждане не могут обладать избирательным правом в высшие органы государственной власти и субъектов РФ и могут (в исключительных случаях) обладать только активным избирательным правом в органы местного самоуправления.

Решение вопроса о достаточности этих прав. Гарантия права на землю полностью не осознана. Например, забота Франции о
гражданах проявляется в том, что ее граждане на территории Франции пользуются повышенной защитой прав и свобод, так например, если придут устраиваться на работу гражданин и иностранец с совершенно одинаковыми профессиональными данными, предпочтение должно быть отдано гражданину этой страны.

Возможность почетного гражданства как поощрительная мера государства. Почетное гражданство не дает гражданских прав, но
оно создает льготы для приобретения гражданства натуральных способом.

Способы приобретения гражданства:

Признание гражданства. В конституции этого способа нет. Признание происходит через наделение гражданством путем

принятия нового закона. Желание лица на признание его гражданином, как правило, не требуется. И в других случаях, когда
речь идет о лицах проживающих на территории, ранее являющейся территорией данного государства.

По рождению, приобретение в соответствии с принципами почвы и крови.

По ходатайству, т.е. путем натурализации, сущность которой заключается в подаче лицом заявления на приобретение
гражданства на имя главы государства.

Путем регистрации. Подается заявление и решение принимается уже на главой государства, а органами МВД или
дипломатическим представительством.

Восстановление в гражданстве имеет место быть тогда, когда лицо было лишено гражданства принудительно, а затем вновь его
приобрело. Но оно не является самостоятельной процедурой осуществляющейся по ходатайству, по регистрации, путем
отмены решения о лишении лица гражданства.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    человек, его права и свободы как высшая ценность;

    народовластие;

    полнота суверенитета Российской Федерации;

    равноправие субъектов РФ;

    единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

    экономическая свобода как условие развития экономической системы;

    разделение властей;

    гарантии местного самоуправления;

    идеологическое многообразие;

    политический плюрализм (принцип многопартийности);

    приоритет закона;

    приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

    особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2 Конституции, - обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа - характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть; Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации

Основы Конституции Российской Федерации

Правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом, главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ представляет собой основной действующий правовой акт государства, закрепляющий основы конституционного строя РФ, а также непосредственно государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, образование трех ветвей органов власти и системы местного управления. Конституция России состоит из Преамбулы, где закреплены гуманистические и демократические ценности государства и 2х разделов, определяющих основы общественной, политической, экономической, правовой социальной систем в России, фиксирующие основные права и свободы личности, федеральное устройство государства и порядок внесения правок и изменений в высший нормативно-правовой акт страны.

Основы конституционного строя РФ

Для начала следует пояснить, основы конституционного строя Российской Федерации установлены статьями 1-16 главы 1 Конституции РФ. Конституционный строй России являет собой систему политико-правовых, экономических и социальных отношений, которые не только устанавливаются, но и строго охраняются действующей Конституцией. Среди важных признаков конституционного строя можно выделить:

    народный суверенитет,

    нерушимость общепризнанных прав и свобод человека,

    разделение власти. \

Принципы конституционного строя РФ

В соответствии с нормативно-правовым актом основы конституционного строя РФ – есть система принципов, охватывающих все сферы общественной жизни общества и государства в целом – социально-экономическую, политико-правовую, культурно-идеологическую, международную и иную. Рассмотрим на наиболее важных принципах конституционного строя России:

    Политико-правовая сфера:

    принцип народовластия (статья 2) – выборная система избрания верховной государственной власти и местного самоуправления на определенный срок;

    принцип приоритета прав и свобод человека (статья 2) является основным предметом обеспечения и защиты конституционного строя;

    принцип правового характера государства (статья 1) - государ¬ство самоограничивает себя дейст¬вующими в нем правовыми норма¬ми, данным нормам обязаны подчиняться все без исключения должностные лица, государствен¬ные органы, общественные организации и граждане;

    принцип республиканизма (статья 1) – наше государство представляет собой смешанную республику, одновременно обладая признаками парламентской и президентской республики.

    принцип федерализма (статья 1) – устанавливает форму демократизации управления государством; принцип разделения власти (статья 10) - на основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную; принцип местного самоуправления (статья 12);

    принцип отделения религии от государства (статья 14).

    Социально-экономическая сфера:

    принцип многообразия и равенства форм собственности (статья 8,9);

    принцип единого экономического пространства (статья 8);

    принцип социальной направленности политики государства (статья 7) - главной задачей государства определено достижение высокого общественного прогресса, при котором характеризуется рост благосостояния граждан, в том числе, улучшения их жизни, удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

    Культурно-идеологическая сфера :

    принцип идеологического плюрализма (статья 13);

    принцип отделения идеологии от государства (статья 13);

    принцип равенства религии и религиозных объединений (статья 14).

    Международная сфера:

    принцип приоритета правил международных договоров РФ над внутренними законами (статья 15);

    принцип открытости российской правовой системы (статья 15).

Таким образом, правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом, главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.


Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.
Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
демократический характер государства;
правовой характер государства;
социальный характер государства;
федеративная форма государственного устройства;
республиканская форма правления;
признание частной собственности, равенство всех форм собственности;
суверенитет;
единое экономическое пространство.
Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.
Политические и духовные основы конституционного строя.
Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.
Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.
Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.
Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.
Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.
Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.
Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.