Преступление и наказание раскольников убивает старуху. Почему Раскольников совершил преступление? Причины преступления Раскольникова


Раскольников совершил страшное преступление – он убил старуху-процентщицу и сестру ее, как случайного свидетеля, но он вовсе не является обычным преступником. Родион Раскольников – человек мыслящий, он разработал собственную философскую концепцию, ради проверки которой и отважился на этот чудовищный эксперимент, на «убийство по совести». В романе интересным образом сочетается глубокий психологический анализ его душевного состояния с резкой критикой его бесчеловечной теории.

По своей натуре Раскольников добрый и отзывчивый человек, он мучительно воспринимает чужую боль, как свою.

Рискуя собственной жизнью, Родион спасает детей из огня, своими скудными грошами делится с отцом недавно умершего товарища, последние деньги отдает семье Мармеладовых. Это честный и одаренный юноша, наделенный пытливым, острым умом. Однако, вместе с этим, он горд, не слишком общителен и крайне одинок, возможно, потому, что уверен в своей исключительности. Обстоятельства складываются таким образом, что гордость Раскольникова постоянно уязвляется: он вынужден прятаться от хозяйки квартиры, которой задолжал, питается объедками, на улице появляется в рубище, вызывая насмешки прохожих.

В убогой обстановке нищенской конуры с низким потолком Раскольников долгое время размышлял над несправедливым устройством мира.

Наконец, в уме голодного и больного человека сформировалась чудовищная теория преступления. Раскольников приходит к выводу о том, что все люди на земле делятся на два класса: на обыкновенных людей, которые составляют большинство и вынуждены подчиняться чужой воле; и на необыкновенных людей (таких, как Наполеон), которых очень мало, но они обладают силой и могут управлять миром. Люди необыкновенные ради поставленных целей не останавливаются ни перед чем, они навязывают большинству свои убеждения, а если нужно могут пойти и на преступление. У таких людей имеются свои особые критерии зла и добра.

Раскольникова одолевают мучительные сомнения: он не знает, к какому разряду ему отнести самого себя. Юноше хочется доказать всем вокруг и себе самому, в том числе, что он не «тварь дрожащая», а настоящий «властелин судьбы». В разговоре с Соней Мармеладовой, он уверенно заявляет, что самое главное – это власть. Ведь обладая властью, можно осуществить любые цели, помочь страдающим и спасти обездоленных.

В романе Достоевского не раз упоминается Наполеон. Этот образ в середине 60-х годов XIX века приобретает в России особое значение. В эту пору происходило бурное развитие капитализма. Многие писатели уделяли в своих произведениях значительное место обличению буржуазного индивидуализма и высмеивали распространенный тогда бонапартизм. В эти годы Толстой создал «Войну и мир», где много места посвящено этой теме. Пушкин в своих произведениях тоже затрагивал тему многочисленных «наполеонов», появляющихся в обществе.

В романе «Преступление и наказание» звучит острая критика идеи «сильной личности». Достоевский прекрасно понимал, что деление людей на обыкновенных и избранных таит в себе губительную опасность для всего человечества.

Интересно, что Достоевский сделал приверженцем бесчеловечной теории не хищного и корыстного властолюбца, а искреннего и чуткого страдальца за все несчастное человечество. Автору важно было показать, что на путь насилия может встать и добрый, честный человек, при этом он неизбежно нанесет только вред себе и другим.

Стремления Родиона Раскольникова исключительно гуманны: он мечтает помочь людям и избавить их от нищеты и страданий. А вот его теория об избранности отдельных личностей антигуманна, поскольку она может стать оправданием произвола и беззакония. Недаром ведь, убив жадную и скверную старушонку-ростовщицу, Раскольников вынужден был убить и ее добрую сестру Лизавету. Автор демонстрирует, как одно зло неизбежно влечет за собою другое.

Безусловно, Достоевский рассматривает идею преступления отвлеченно, только в нравственном плане. Он не пытается выделить особо революционное насилие, которое совершается ради избавления от гнета и унижения. Значит, главная мысль его произведения заключается в следующем: дело не в том, как обосновать преступление, его вообще нельзя никак обосновывать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.

Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.

Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты

Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом – разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.

Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он – “Наполеон”, что он может убить старуху ради счастливого будущего.

люди гениальные люди обычные, то есть “материал”

Раскольников надеялся доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а “Наполеон”, который может переступить через убийство ради светлого будущего.

Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.

Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна) портила глаза за копеечной работой и т. д.

Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.

Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.

Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?

Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за “светлое будущее” его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).

Раскольников считал старуху-процентщицу “вошью”, недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:

была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего – все предназначалось какому-то монастырю

Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими “благородными” намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания

В результате, Раскольников не только не “освободил” Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.

Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.

Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.

Раскольников не учел того, что он не подходит на роль хладнокровного убийцы. Он понял, что “старуха была ошибкой”. Он осознал, что больше не сможет жить спокойно и счастливо после страшного преступления. Раскольников догадывался об этом, но все-таки пошел на убийство.

В результате, он сам в своих глазах оказался “вошью”, потому что струсил своего поступка, потому что не воспользовался ограбленным, не использовал эту “добычу” на построение своего будущего.

Парадоксально, но Раскольников не потратил ни одного украденного рубля (деньги начали гнить под камнем, где Раскольников спрятал “добычу”).

Наказание настигло Раскольникова не на каторге, а его сразу же после преступления. Его главным наказанием стали душевные терзания, которые “съедали” его с самого начала.

Сразу после преступления Раскольников понял, что больше не сможет жить прежней жизнью после того, что он сделал. Он осознал, что не должен был совершать этого убийства. Но не потому, что ему стало жалко старуху или Лизавету, а потому что он оказался слаб, чтобы быть преступником.

Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
  2. Преступление и наказание. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”....
  3. Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто “встревоженных”...
  4. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к раннему романтическому периоду творчества М. Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к...

На вопрос Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы? заданный автором Гуля САмигуллина лучший ответ это Причин преступления Раскольникова несколько:
1. СОЦИАЛЬНЫЕ: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре) .
2. НРАВСТВЕННЫЕ: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть "через кровь" других людей.
3. ИСТОРИЧЕСКИЕ: теория Раскольникова выросла из разочарования молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Ответ от Звукосочетание [гуру]
проценты)


Ответ от шеврон [гуру]
Идея "убить одного спасти миллионы)


Ответ от Папироса [гуру]
нехватка средств к существованию


Ответ от [ *** NiXoN *** ] [гуру]
Вместо того, чтобы думать, как бедному студенту прокормиться в большом городе, Раскольников размышлял об абстрактных вещах.
Как собственно и все герои нашего времени. Все как один абсолютно непрактичные, но жутко романтичные =)
Правильно - а нафига писать о других-то? Практичных - их и в жизни хаватает. Такие никому не интересны

Бедность.Родиону захотелось доказать себе,что он "право имеющий".человек,который может решить,кому жить,а кому умирать.у него не хватило силы духа,чтобы доказать свою теорию на практике.обратите внимание,кого он ставит в пример?колоритные личности.Достоевский не опроверг теорию Раскольникова,хотя в школе нам пытались навязать такое мнение.
________________________________________
Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»). Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда ALLSoch.ru 2005 началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и пол


Ответ от Елена Забрудская [активный]
Теория о том, что с одной стороны "глупая, бессмысленная, злая старушонка, которая завтра же сама умрет", а с другой "молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки"
Цитата: "Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь. "


Ответ от Ольга Григорова [гуру]
Тварь я дрожащая или право имею? Вот таким он задавался вопросом. Насколько помню школу, роман меня даже немного пугал, он мрачный, и такое впечатление, что у Достоевского не все в порядке с головой. Какое-то в нем глубочайшее отчаяние. вам не кажется?


Ответ от Marlen [новичек]
bezvihodnost situasii


Ответ от Оксуша [новичек]
Раскольников, главный герой романа, имеет свою теорию о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «имеющих право». Себя он относит ко 2ой категории и хочет себе это доказать, убив старуху проценщицу. Также убив ее Раскольников хочет восстановить не справедливость. Ведь старуха имеет много денег, которые ей, в принципе, не нужны, она их хранит, а Родион Романович бедный студент, которому не на что жить, платить за учебу, а также проценщице. Его сестра вынуждена выйти замуж не по любви, а ради благополучия семьи.
Поэтому Раскольников и решается на преступление.


Кого убил Раскольников в романе "Преступление и наказание"?

    Раскольников главный герой романа Преступление и наказание Федора Достоевского. Он убил старуху процентщицу, которой был должен и не мог и не хотел отдавать долг. Убил он ее в самом начале романа, остальная часть романа построена на его муках и раскаяние в содеяном.

    Вот не нравится мне этот романПреступление и наказание.Хотя наверное в жизни так и происходит.Конец не всегда счастливый.Раскольников убил старуху-процентщицу и ее сестру.По мнению Раскольников он очистил мир от зла и спас невинные души молодых людей погрязших в долгах.Хотя кто их просил играть в карты или кабак.После убийства он осознал,что совершил убийствоя себя убили будет наказание.Но самое сильное наказание он получил,когда его мать умерла от тоски и горя.Получается,что он совершил 4 убийства.Но это сугубо мое мнение.

    Убил старуху-процентщицу Алну Ивановну и е беременную младшую сестру, подругу Сони - Лизавету. Итого фактически троих, ну и как говорит сам Родион Романович я не старушку убил, я себя убил, так что в каком -то смысле можно ещ одного приплюсовать.

    Доброго времени суток.

    По роману Федора Михайловича был снят сериал, который давно крутили по первому каналу.

    Если вы не читали сам роман, то в том же телесериала было показано убийство.

    Так вот, Раскольников (главный герой/персонаж романа Достоевского) убил (если быть точнее, то зарубил топором) старушку Алену Ивановну и ее сестру Лизавету .

    То есть, убийств было два.

    Наверное все читали еще в школе бессмертное произведение Федора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание. Поэтому я точно знаю ответ на ваш вопрос. А именно: Раскольников убил старуху-процентщицу. Он убил ее обухом топора, так как не хотел отдавать ей долг.

    В романе Федора Михайловича Достоевского Преступление и Наказание студент Родион Раскольников убил хозяйку своей квартиры - бабку ростовщицу. Тем самым доказывая себе, тварь ли тварь он дрожащая или право имеет.

    В прямом смысле он убил старуху проценщицу и ее сестру.Но в романе есть слова: Ты думаешь я старуху убил!Я себя убил! он убил себя,свое спокойствие, свое будущее, свои мечты.Его расскаяние доводит его до безумия.Совершив преступление, он не смог переступить через себя.

    По моему он тяпнул топориком старуху-процентщицу. Целью убийства было конечно желание обогатиться. Если честно, смысл и мотив этого его поступка понятны, но будучи школьником и попадая под программу обязательного изучения этого произведения, я плохо понял подоплку романа и наивно полагал, что с возрастом пойму. Но во за плечами много лет, а я так и не пойму, что же такого необыкновенного нашли критики и литературоведы в этом произведении Фдора Михайловича, за что его так хвалят?! Может это только за то, что в те времена это было чем-то из ряда вон выходящим?! Ведь в наше время подобный случаев - каждый день и на каждом шагу.

    Родя Раскольников совершил двойное убийство. Он сделал это практически в самом начале книги. В заключительной, 7-й главе первой части романа:

    Алена Ивановна .

    Пожилая женщина, которая давала приходящим к ней деньги в долг в обмен на заклады и взимая соответствующие дням проценты. Она была убита им в первую очередь. Сразу же, как только она развернулась к нему спиной. Убийство было совершено, как повествует Достоевский, ударом по голове обухом топора.

    Лизавета (Лизавета Ивановна).

    Сестра процентщицы Алны Ивановны. Была убита через несколько минут, тем же топором, ударом по черепу лезвием. Второе убийство, как видно из сюжета, не было планируемым. Лизавета пришла в неподходящий момент.

    Всем известное произведение Фдора Достоевского. И фамилию самого преступника вспомнит каждый, даже не читавший эту классику. А вот вопрос о том, кого же убил Раскольников, может некоторых смутить. Убил он старуху процентщицу, звали е Алена Ивановна. Это было им запланировано. А вот убийство е сестры Лизаветы в его планы не входило, она пришла невовремя. И была убита Родионом вслед за своей сестрой.

Здесь стоит поговорить о самом Родионе Раскольникове, его личностных свойствах, человеческих качествах. Интерес представляет даже имя и фамилия, которые автор дал своему герою. Родион Раскольников - человек, рождённый расколотым и порождающий раскол, наследник суровых, непримиримых борцов против “антихриста” в русской истории - раскольников - старообрядец. История русского церковного раскола началась с собора 1666-1667 годов и свержения патриарха Никона, запретившем переход русской православной церкви в лоно “государства”, когда анафеме были преданы восьмиконечный крест, двуперстие и другие символы и порядки старой византийской православной церкви. С этой даты начинаются гонения на старообрядцев, гонения, породившие протопопа Аввакума, самосожжения целых старообрядских деревень, не желавших признать власть “государевой” церкви, уход раскольников-бегунов в поисках “святого Белогорья” в далёкие неизвестные земли Сибири, Алтая, камчатки, Аляски. Это был путь подвижничества, борьбы, отречения от “благ мира сего” во имя “света любви Христовой”.

Не зря Порфирий Петрович в своём последнем разговоре с Раскольниковым признаётся: “Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру или бога найдёт”. Это признание его антипода, человека закона и власти.

Что касается окружающих и близких Раскольникова, то многие из них любят и уважают Родиона.

Велико обаяние личности Раскольникова, его “широкого сознания и глубокого сердца”. Поразил Соню Раскольников, когда посадил он её, опозоренную, растоптанную, изгнанную, рядом с сестрой и матерью, а потом поклонился ей - страдалице, жертве, - всему страданию человеческому поклонился. Целый новый мир неведомо и смутно сошёл тогда в её душу - целый мир, сначала непонятный Соне, но - это-то Соня сразу поняла - “новый”, чуждый, враждебный миру безысходного “привычного” мучения, общепринятой морали.

Любят Раскольникова, ибо “есть у него эти движения”, непосредственные движения чистого и глубокого сердца, и он, Раскольников, любит - мать, сестру, Соню, Полечку. И потому глубочайшее отвращение и презрение испытывает к ежечасно и ежеминутно разыгрывающемуся вокруг трагическому фарсу бытия, калечащему тех, кого он любит. И отвращение это тем сильнее, чем уязвимее душа Раскольникова, чем беспокойнее и честнее его мысль, чем строже совесть, а именно это - душевная уязвимость, беспокойная и честная мысль, неподкупная совесть, - влечёт к нему сердца.

Не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери терзают Раскольникова, а, так сказать, нужда всеобщая, горе вселенское - и горе сестры и матери, и горе погубленной девочки, и мученичество Сонечки, и трагедия семейства Мармеладовых, беспросветная, безысходная, вечная бессмыслица, нелепость бытия, ужас и зло, царствующие в мире, нищета, позор, порок, слабость и несовершенство человека - вся эта дикая “глупость создания”.

Томас Манн заметил, что своим героем, Раскольниковым, Достоевский “освобождал от бюргерской морали и укреплял волю к психологическому разрыву с традицией, к преступлению границ познания”. Да, для Раскольникова не существует бюргерская, мещанская мораль, она не связывает его могучий дух (ведь он перед Соней преклонился!), для него нет традиций, он хочет преступить не только нравственные и социальные, но, в сущности, земные физические законы, сковавшие природу человеческую. Ему мало земного, “эвклидовского” разума, он хочет совершить скачок, “трансцензус” по ту сторону, за границы познания, доступные человеку. Этот скачок должен поставить Раскольникова в особые отношения с миром, ибо тогда он сможет в себе самом найти Архимедову точку опоры, чтобы перевернуть мир.

И Раскольников чувствует себя способным и на большее, он хочет взвалить себе на плечи бремя тяжести неимоверной, поистине сверхчеловеческой. На истерический вопрос Сони: “Что же делать?”, после мучительного разговора о будущем, фатально предопределённым детям Катерины Ивановны (“Разве Полечка не погибнет?”), Раскольников отвечает так: “Сломать что надо, раз и навсегда, да и только: и страдание взять на себя!”

Весь этот бунт не только против мира, но и против бога, отрицание божественной благости, божественного смысла, предустановленной необходимости мироздания. Навсегда запомнилась Достоевскому богоборческая аргументация его друзей-петрашевцев: “Неверующий видит между людьми страдания, ненависть, нищету, притеснения, необразованность, беспрерывную борьбу и несчастия, ищет средства помочь всем этим бедствиям и, не нашед его, восклицает: “Если такова судьба человечества, то нет провидения, нет высшего начала! И напрасно священники и философы будут ему говорить, что небеса провозглашают славу Божию! Нет, - скажет он, - страдания человечества гораздо громче провозглашают злобу Божию!” “Бог, бог такого ужаса не допустит!” - говорит Соня после разговора о гибели, которая неизбежно ждёт детей Катерины Ивановны. Как не допустит?! Допускает! “Да, может, и бога-то совсем нет!” - отвечает Раскольников.

Убийство старухи - единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу всё разъясняющий: “Тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”.

Раскольникову его эксперимент нужен именно для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая, как он до поры до времени глубоко убеждён, непреложна, неопровержима. “Казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений” - это перед убийством. Но и потом, сколько бы раз он ни возвращался к своим мыслям, сколь строго он ни судил бы свою идею, казуистика его только вытачивалась всё острее и острее, делалась всё изощрённее. И уже решившись выдать себя, он говорит сестре: “Никогда, никогда не был я сильнее и убеждённее, чем теперь!” И наконец не каторге, на свободе, подвергнув свою “идею” беспощадному нравственному анализу, он не в силах от неё отказаться: идея неопровержима, совесть его спокойна. Сознательных, логических опровержений своей идее Раскольников не находит до конца. Ибо вполне объективные особенности современного мира обобщает Раскольников, уверенный в невозможности что-либо изменить, бесконечность, неизбывность человеческого страдания и разделение мира на угнетённых и угнетателей, властителей и подвластных, насильников и насилуемых, или по Раскольникову, на “пророков” и “тварь дрожащую”.

Вот он раскол, раскол внутри самого героя, между разумом и сердцем, между “казуистикой” идей и “влечениями” сердца, между “Христом и истиной”. В 1854 году, выйдя с каторги, Ф.М.Достоевский напишет Н.Д.Фонвизиной, что если бы ему доказали, “что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа”, то ему “лучше хотелось бы остаться с Христом, нежели с истиной”.
Достоевский допускает (пусть теоретически), что истина (которая есть выражение высшей справедливости) может оказаться вне Христа: например, если “арифметика” автоматически докажет, что дело обстоит именно так. Но в таком случае сам Христос как бы оказывается вне Бога (вернее, вне “арифметики”, тождественной в данном случае мировому смыслу). И Достоевский предпочитает остаться “со Христом”, если вдруг сама истина не совпадает с идеалом красоты. Это тоже своего рода бунт: остаться с человечностью и добром, если “истина” по каким-либо причинам окажется античеловеческой и недоброй.
Он выбирает “слезинку ребёнка”.

И именно поэтому - в этом гениальность романа Ф.М.Достоевского - как бы параллельно с “вытачиванием казуистики” всё нарастает, усиливается и наконец побеждает опровержением раскольниковой идеи - опровержением душой и духом самого Раскольникова, сердцем, “которое обитель Христа”. Это опровержение не логическое, не теоретическое, не умственное - это опровержение жизнью. Глубочайшая уязвлённость ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Идея породила действие - убийство старухи-процентщицы, убийство намеренное, и, убийство ненамеренное, еёслужанки - Лизаветы.