Правила дорожного движения республики беларусь. Права участников дорожного движения – какие обязанности у пешеходов и водителей


Правила дорожного движения, утверждены Постановлением Правительства от 1993г. Ignorancio non est arguomentum – незнание закона не освобождает от ответственности (лат.) Это один из аргументов, почему ПДД знать и соблюдать необходимо!

Пешеход;

Пассажир;

Водитель.


Пешеход – лицо, находящееся вне ТС на дороге и не производящее на ней работу.

ОБЯЗАННОСТИ:

Переходить дорогу в положенном месте.

При пересечении проезжей части, делать это под прямым углом, оценив скорость приближающегося ТС.

Двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам на встречу движению.


Пассажир – лицо, находящееся в ТС, кроме водителя.

ОБЯЗАННОСТИ:

Не отвлекать водителя.

Осуществлять посадку в ТС с правой стороны.

Запрещается открывать двери ТС во время движения.


Водитель – лицо, управляющее ТС.

ОБЯЗАННОСТИ:


Иметь при себе и передавать для проверки документы любому сотруднику полиции.

Не управлять ТС в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По требованию сотрудника ДПС проходить медицинское освидетельствование.

Пользоваться телефоном только с помощью наушника или громкой связи.

Быть пристёгнутым ремнём безопасности.

Предоставлять ТС по требованию сотрудника милиции или медицинского работника.


  1. Виды транспортных средств.

Транспортные средства (ТС)


Механические ТС

(приводятся в движение двигателем объёмом более 50 см3)

Немеханические ТС

(приводятся в движение мускульной силой человека или животного, или двигателем объёмом иене 50 см3)

Механические ТС делятся на следующие категории:

А – мотоцикл, иное ТС РММ* не более 400кг.

В – автомобиль, РММ не более 3,5т, число посадочных мест не более 9 включая

Водительское.

С – автомобиль, РММ равна или более 3,5т, число посадочных мест не более 9 включая

Водительское.

D пассажирский транспорт, число посадочных мест 10 и более, включая водительское.

Е – прицеп, РММ прицепа более 750 кг.

*РММ = СМ + люди + груз

РММ (разрешено максимальная масса) - масса ТС установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

СМ (снаряжённая масса) – масса ТС, готового к отправки.

ФМ (фактическая масса) – масса ТС, на данный момент.

Документы, которые водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотруднику милиции:


  1. Водительское удостоверение.

  2. Свидетельство о регистрации ТС.

  3. Талон технического осмотра.

  4. Страховой полис.

  5. Доверенность на право управления ТС.

  1. ДТП и применение аварийной сигнализации

ДТП (дорожно-транспортное происшествие) – событие, возникшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Действия при ДТП:


  1. Немедленно остановить ТС.

  2. Включить аварийную сигнализацию.

  3. Выставить знак аварийной остановки.

  4. В случае необходимости принять меры для оказания доврачебной мед помощи.

  5. Освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно.

  6. Вызвать сотрудников милиции.

Аварийная световая сигнализация применяется в следующих случаях:


  1. ДТП (+ знак аварийной остановки).

  2. Вынужденная остановка (+ знак аварийной остановки).

  3. Буксировка.

  4. Ослепление водителя.

  5. При посадке детей в ТС, имеющее опознавательные знаки «перевозка детей», и высадке из него.

Знак аварийной остановки выносим:

В Н.П. на 15 метров,

Вне Н.П. на 30 метров.

4. Специальные сигналы (мигалки)

Проблесковые маячки (мигалки) бывают:


  1. Синие

  2. Синий + красный

  3. Жёлтые

  4. Бело-лунные

  1. Включенный маячок синего цвета дает следующие преимущества:

  1. Включённый маячок синего и красного цвета применяется в случаях сопровождения ТС или организованных колонн, и дает те же преимущества, что и синий проблесковый маячок. Данные преимущества распространяются и на сопровождаемые ТС.

Организованная транспортная колонна – это группа из трёх и более ТС, следующих друг за другом, в сопровождении ТС с мигалкой (синий + красный).


  1. Маячок желтого цвета устанавливается на ТС обслуживающие хозяйственные объекты, перевозящие опасные грузы и т.д.
Включенный маячок не дает преимуществ перед другими участниками ДД, а предупреждает об опасности.

  1. Маячок бело-лунного цвета устанавливается на ТС перевозящие денежные средства и ценные грузы.
Включается только совместно со специальным звуковым сигналом и только в случаях нападения.

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Предоставленные участникам дорожного движения права неразрывно связаны с возлагаемыми на них обязанностями. Галас М. Л. пишет: «Общая конституционная обязанность граждан соблюдать законы для участников дорожного движения конкретизирована в Федеральном законе, где в ст. 24 определено, что участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме этого общего положения, в ряде статей Федерального закона определены требования разрешительной системы допуска к управлению механическими транспортными средствами, соблюдение которых следует, по нашему мнению, рассматривать как специальные обязанности водителей.

Этим, по существу, исчерпывается законодательное регулирование обязанностей участников дорожного движения. Практически обязанности участников дорожного движения в настоящее время регламентируются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе, принимаемых на ведомственном уровне. Особое место среди них занимают Правила дорожного движения, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации».

Пешеходы являются самым уязвимым звеном во время дорожного движения, так как при столкновении машины с человеком, особенно на большой скорости в девяносто процентах случаев из ста гибнет пешеход. Поэтому самое важно, что должен понять и, конечно же, запомнить каждый человек, где пешеходы имеют право в соответствии с правилами пересекать проезжую часть. Конечно по пешеходным переходам, скажете вы. И будете правы. Выглядеть пешеходные переходы могут по-разному. Они могут быть надземные или подземные. Они могут быть, если можно так выразиться, обычными, наземными, обозначенными знаками или разметкой(зеброй). Возможны варианты, зависящие неизвестно от чего, к примеру, от прихоти или возможностей дорожных служб и пристрастий чиновников. Пешеходный переход может быть обозначен только знаками, или только зеброй, а может быть не обозначен ни знаками, ни зеброй.

В Правилах также определено, что участникам дорожного движения запрещается повреждать или загрязнять покрытия дорог, снятия, загораживания, повреждения, самовольного устанавливать дорожные знаков, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. При создании помехи для движения они обязаны принять все возможные меры для ее устранения, а при невозможности сделать это - обеспечить доступными средствами информирование участников дорожного движения об опасности и сообщить в полицию. Пешеходам разрешается переходить дорогу на перекрёстках по линиям продолжения тротуаров даже если там нет ни знаков, ни разметки. Проще перечислить места, где пешеход не имеет права в соответствии с ПДД переходить дорогу. Если есть ограждение, не обязательно трёхметровой высоты. Если на дороге есть разделительная полоса. Если водители худо-бедно и изучали Правила дорожного движения в Автошколе, то пешеходы чаще всего вообще никогда не открывали ПДД. А я бы заставлял пешеходов тоже учиться и сдавать экзамены на получение Пешеходного удостоверения. Ведь пешеходы наряду с водителями транспортных средств являются полноправными участниками дорожного движения. Нарушил пешеход правила -- лишать его Пешеходного удостоверения. Идём дальше. Если в пределах видимости есть пешеходный переход или перекрёсток, пересекать проезжую часть в этом месте нельзя. При этом выражение «в пределах видимости» весьма растяжимо и условно, как и многое другое в тексте ПДД. Видимость ведь может зависеть от зрения пешехода. У близорукого пешехода со зрением в -7 диоптрий, забывшего очки дома, «пределы видимости» будут составлять метров 5 от силы.

зрения. Если мы с вами -- пешеход, и если мы с вами водитель. Если мы пешеход, то следует переходить дорогу по надземному либо подземному пешеходному переходу, где мы вообще не попадаем на проезжую часть. Однако не везде есть такие переходы. Тогда следует переходить по регулируемому переходу, при этом учитывая, что не стоит надеяться на то, что все водители уступят вам дорогу даже если у вас разрешающий сигнал светофора. Либо переходим дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Здесь то же самое.

Пешеход имеет преимущество, но не должен надеяться на авось. Он обязан, прежде чем вступать на проезжую часть, оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость, убедиться в том, что переход будет для него безопасен. А водители, конечно, должны уступать дорогу пешеходам, пересекающим дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, а также пешеходу, вступившему на проезжую часть для перехода. По сути, правила предписывают водителям и пешеходам просто договариваться друг с другом. Славно, правда ведь? Это тот пример, когда ПДД вещают нам чрезвычайно разумные вещи. На удивление разумные. Я бы даже сказал, мудрые.

А если мы водители? Тогда всё тоже достаточно просто. Говорим сейчас не столько о требованиях ПДД, сколько о здравом смысле. Видим пешехода, переходящего дорогу в так называемом «Неположенном месте». Есть такой жаргонный термин. При возможности уступаем ему. А создавать такую возможность -- возможность уступить даже пешеходу, который нарушает правила, мы должны, как водитель, сами. Собьёте вы, не дай бог, такого нарушителя, который переходил дорогу невесть где, хлопот не оберётесь потом. В нашей стране ведь прав тот, у кого больше прав. Окажутся у сбитого влиятельные и злые родственники, и придётся вам долго сидеть в местах не столь отдалённых. Да и в любом случае, убив человека даже не специально, и даже не будучи формально виноватым, как с таким грузом жить дальше?

Ну и кроме того, по какой причине пешеход может выйти на проезжую часть в «неположенном месте»? Причин множество. От глупости и разгильдяйства до опьянения. Пусть каждый водитель, костерящий пешеходов за то, что бегают где попало, задаст себе вопрос: А сам я всегда правильно перехожу дорогу?

Основное значение для обеспечения безопасности дорожного движения имеет выполнение его участниками установленного в Правилах порядка действий в различных дорожно-транспортных ситуациях. В совокупности норм, определяющих этот порядок, в зависимости от того, каким образом регламентируются действия участников дорожного движения, можно выделить две группы. Первую группу составляют нормы, в которых конкретизируется общая обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения при выборе режима движения».

Можно привести пример, который произошел совсем недавно и коснулся Вологодской области. Страшная трагедия произошла 23 мая на границе Вологодской и Ярославской областей, погибла юная вологжанка Раиса Манойлова. 23-летняя девушка прилетела из отпуска в Испании и возвращалась с женихом домой трансфером из Москвы. На сентябрь у них была назначена свадьба. Авария произошла у деревни Холм Первомайского района Ярославской области. По данным ГИБДД, 23 мая, примерно в 00.40, на 378-м километре федеральной трассы Москва - Архангельск, микроавтобус «Фиат-Дукато», двигавшийся в сторону Вологды, выехал на полосу встречного движения. Он столкнулся с грузовым автомобилем «Хино». От удара микроавтобус отбросило на следовавший за ним легковой «Мерседес», в котором ехали двое череповчан. На «Фиате», которым управлял 60-летний череповчанин, домой в Вологодскую область возвращались семь пассажиров: четыре женщины и двое мужчин, а также шестилетняя девочка. Удар пришелся в левый бок «Фиата». Наиболее сильные телесные повреждения получили те, кто сидел в салоне слева.По сведениям ГИБДД Ярославской области, четверо пассажиров, в том числе и мама с ребенком, получивших в аварии травмы, госпитализированы в различные медучреждения. Четверо получили ушибы, их врачи оставили на амбулаторном лечении. Водитель «Фиата» от госпитализации отказался. По версии следствия, он заснул за рулем и не справился с управлением. Для Раисы Манойловой полученные травмы оказались смертельными, она погибла на месте. В 2014 году Раиса Манойлова с отличием закончила ВоГТУ, была зачислена в золотой кадровый резерв областного центра. Но девушка решила пойти по стопам мамы, когда-то покорившей небо: поступила, окончив курсы стюардесс, на работу в вологодский авиаотряд. Одновременно получала второе высшее образование в Вологодском госуниверситете - училась на психолога. Увлеченно занималась танцами в шоу-балете «Джокер». Микроавтобус «Фиат» череповецкой транспортной компании «М8» был заказан путешественниками заранее. Водитель забрал их в аэропорту «Домодедово». От места, где произошла трагедия, до дома Рае с попутчиками оставалось менее 100 километров. Раису похоронили в прошлую среду, 25 мая. Родные девушки организовали поминки в том же кафе, где должна была состояться ее свадьба.

Микроавтобус «Фиат-Дукато» принадлежал его водителю. При этом владелец не был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, и соответствующих документов, необходимых для данного вида перевозок, у него не было. Вот наглядный пример того, что, когда кто-то не соблюдает правила дорожного движения погибают люди, в данном случае совсем молодая девушка, которая только начинала жить.

Для водителей таковыми являются положения Правил, относящиеся к выбору скорости движения транспортных средств в пределах установленной, их расположению на проезжей части, выполнению обгона и ряда других маневров. Якимов А.Ю. пишет: «В частности, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, а выбор скорости должен осуществляться с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать ему столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. Перед началом обгона водитель обязан убедиться, что, во-первых, полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам, во-вторых, по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Следует согласиться с Камневым А.А., который считает, что: «Пешеходам вменено в обязанность на нерегулируемых пешеходных переходах выходить на проезжую часть после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них безопасен, а при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода они, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств».

Вторую группу образуют конкретные запреты и предписания о режимах движения. Плошкин А.Г. считает: «К ним относятся, в частности, ограничение максимальной и минимальной скорости движения, порядок действий водителей при движении на регулируемых перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах, приоритеты в движении и т.д. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, они должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. Обязанности пассажиров состоят в соблюдении установленного порядка поездки на транспортном средстве, посадки и высадки».

Определенные коррективы внесены в общие правила назначения административного наказания. Кусков О.Г. пишет: «Так, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.1, которая определяет, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, наказание назначается в виде административного штрафа (даже если в санкции заложено наказание в виде лишения специального права), при этом размер назначаемого собственнику (владельцу) транспортного средства административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи» .

Как известно, постановление о назначении административного наказания направляется в адрес юридического лица как собственника (владельца) транспортного средства. Колосов А.А. указывает: «Учитывая, что само юридическое лицо не может управлятьтранспортным средством, а объективная сторона правонарушения реализуется действиями конкретного водителя-работника, находящегося в трудовых отношениях с юридическим лицом - работодателем, последнее, руководствуясь ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, вправе представить сведения о своем работнике-водителе, который управлял транспортным средством. За этим должно последовать прекращение дела в отношении юридического лица и возбуждение его в отношении физического лица - водителя. В таком случае, как представляется, вопрос о привлечении юридического лица за правонарушения, зафиксированные техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, остается открытым.

Вместе с тем мы полагаем, что привлечение непосредственно юридических лиц к административной ответственности позволило бы оказать эффективное профилактическое воздействие на водителей принадлежащих юридическим лицам транспортных средств и стимулировало бы администрацию автотранспортных предприятий применять меры дисциплинарного воздействия к нарушителям ПДД».

Пункт 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны срок и порядок его обжалования. Однако в данной норме ничего не говорится об ознакомлении лица с положениями ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Очевидно, что данная норма противоречит положениям главы 30 КоАП РФ и, как следствие, при ее применении возникают проблемы.

Как следует из исключения принципа презумпции невиновности при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, обязанность доказывания своей невиновности возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Соответственно собственнику (владельцу) транспортного средства недостаточно будет просто сообщить о том, что автомобилем управляло другое лицо. Вопрос об освобождении его от административной ответственности может быть решен только после предоставления им признательных показаний лица, управлявшего транспортным средством, либо, в случае угона (хищения) автомобиля, соответствующих документов, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

В этой связи нередко утверждается, что при назначении наказания собственнику (владельцу) транспортного средства за правонарушение, которое выявлено с применением технических средств, происходит объективное вменение вины, недопустимое в публично-правовых отношениях, и в этом случае устанавливается административная ответственность без вины. Между тем вина здесь есть. Отметим интересный прецедент, имеющийся в КоАП. Согласно ст. 20.22 этого Кодекса появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет назначение административного наказания родителям или иным законным представителям несовершеннолетних.

Лапин А. Е. указывает «Учитывая, что лица до 16 лет не подлежат административной ответственности, законодатель рассматривает такое правонарушение как виновное деяние их родителей или иных законных представителей, допустивших соответствующее поведение детей. Думается, аналогичный подход может быть прекрасно реализован и в области дорожного движения. При автоматической фиксации нарушения, совершенного лицом, управляющим транспортным средством, в случае, если это лицо не установлено, действие собственника (владельца) данного транспортного средства следует рассматривать как доверие транспортного средства по неосторожности лицу, совершившему нарушение Правил дорожного движения.

Действительно, многие граждане доверяют управление транспортным средством (да и не только управление), не разбираясь, кому они передают источник повышенной опасности, не задумываясь о своей возможной ответственности за неправомерное поведение другого лица. В этом видится их вина в форме неосторожности. Другими словами, к административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения в случае его фиксации, работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средством фото- и киносъемки, видеозаписи привлекается собственник (владелец) транспортного средства, доверивший транспортное средство по неосторожности лицу, нарушившему Правила дорожного движения».

Учитывая изложенное, на наш взгляд, более «чистой» формулировкой ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП представляется следующая редакция: «К административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения в случае его фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средством фото- и киносъемки, видеозаписи привлекается собственник (владелец) транспортного средства, доверивший транспортное средство лицу, совершившему выявленное правонарушение». Более того, представляется целесообразным ст. 2.6.1 перенести из главы 2 в главу 12 КоАП, подчеркнув тем самым, что подобное правонарушение собственника (владельца) транспортного средства следует рассматривать как одно из правонарушений в области дорожного движения.

Необходимо вернуться к редакции ст. 1.5, существовавшей до внесения в КоАП изменений и дополнений Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ. В частности, формулировка ч. 3 ст. 1.5 КоАП должна быть однозначной: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность».

Тема: Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. До¬рожная этика. Цель урока: сформировать четкое представление о дисциплине пешехо-дов, пассажиров, водителей и велосипедистов. Оборудование: плакаты ПДД. Ход занятия: Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транс¬портного средства. В процессе объяснения - работа с текстом правил дорожно¬го движения. 1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать Относя¬щиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленны¬ми сигналами. 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. 1.5. Участники дорожного движения/должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, заго-раживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры. И другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принимать все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить ин¬формирование участников движения об опасности и сообщить в милицию. 1.6.Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Каждый из нас ежедневно переходит дорогу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые являются водителями велосипедов - все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание правил дорожного движения для современного человека - необходимость. А нарушение их может обернуться увечьем и даже гибелью. Представьте, что было бы в городе, если бы хоть одну минуту все води¬тели транспорта и пешеходы не соблюдали установленных правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и светофоры, пешехо¬ды ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги? Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы твориться на дорогах? Хаотичное движение транспортных средств привело бы к тому, что пере¬крестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных слу¬чаев повлекло за собой такое беспорядочное движение транспорта! Нарушился бы график движения автобусов и троллейбусов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе. Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблюдать. В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть общее правило - быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и тем самым не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредитель¬ность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди - пешеход¬ный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пеше¬ход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез - «авось успею», а пропускает машину. Это и есть предупредительность. (Приведите свои примеры.) В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не толь¬ко машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. Но почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось такое правило? Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек по дороге или едет всадник. В правой руке у него оружие, в левой - щит. Видит идущего или едущего навстречу. Как выгоднее с ним раз¬минуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, чтобы не¬ожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по открытому боку. Вот так и поя¬вилась привычка расходиться или разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда. Уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник Дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продол¬жать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Одно из основных требований ПДД к водителям - четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая идет по главной дороге. Какая дорога является главной? А если дороги равнозначны? Значит, есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транспортным сред¬ствам, движущимся справа. При пересечении автомобильной дороги с велоси¬педной дорожкой преимущество имеет автомобиль. Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист. Будьте вежливыми и преду¬предительными. Даже имея право на преимущество проезда, но, увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу. При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевре¬менно подать предупредительный сигнал другим участникам движения. Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать проезжую часть боль¬ше, чем положено для движения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка. Будьте аккуратными и предусмотрительными. Аккуратность - это, преж¬де всего, точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк - нет заднего фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1-2 м. Но именно такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность - родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и ви¬деть чуть дальше - как сложится дорожная ситуация через 3-5 сек. Нужно свое¬временно принимать необходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге. Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. До¬рога не терпит резких маневров: ускорений, торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мще¬ние» на проезжей части никогда к добру не приводило. Свои обязанности должны выполнять и пассажиры (вспомнить, какие). Одним из таких требований является обязательное использование ремней безо¬пасности, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Эффективность применения ремней безопасности не вызывает сомнений, она доказана много¬численными исследованиями и многолетней практикой. При наезде автомоби¬ля, движущегося со скоростью 50 км/ч, на неподвижное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль) на машину воздействуют силы, превышающие ее вес примерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в на¬правлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, которая в 20 раз больше их собственного веса. Некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны: скорости здесь невысокие. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса - эти и еще многие другие причины могут привести к аварии. Ремни безопасности спасают жизни водите¬лей и пассажиров в трех случаях из четырех. Далее следует повторить правила движения пешеходов и требования к движению велосипедистов. Закончить урок можно решением дорожных задач и разбором ДТП.

Вопрос Ответ
· уменьшение количества автомобилей со спецсигналами;

· ужесточение наказаний применяемых к нарушителям;

· развитие общественного транспорта;

· контроль над водителями с агрессивным образом вождения;

· развитие структуры для велосипедистов;

· увеличение уровня безопасности для пешеходов.

· регулировщиков;

· светофоров;

· дорожного оснащения;

· дорожной разметки;

· дорожные знаки.

· за пределами населённого пункта – 90 км/ч;

· в черте города – 60 км/ч.

Да, такие же права имеют медицинские работники.
· юридические лица, которым принадлежат ТС;

· водителям;

· должностным лицам, ответственным за допуск автомобилей к эксплуатации;

· пешеходам;

· велосипедистам.

· надевать жилет со световозвращающими элементами при вынужденной остановке автомобиля вне населённого пункта в темное время суток;

· проводить проверку автомобиля перед выездом на дорогу;

· предоставлять свой автомобиль по требованию инспекторов ДПС и медработников;

· иметь и передавать ВУ, СТС, страховой полис по первому требованию инспектору ДПС.

Статья 24 ФЗ № 196 от 1995 года устанавливает общие права и обязанности участников дорожного движения. При этом ФЗ № 196 опирается на многие иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Статья 24 ФЗ № 196 основывается на ПДД. Так, пункт 4 статьи гласит, что участники дорожного движения обязаны соблюдать правила, установленные для них данным Федеральным законом и прочими нормативно-правовыми актами. Главный, среди таких актов – Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ в 1993 году (с учетом современных редакций).

Главная суть 24 статьи ФЗ № 196 заключается во втором пункте, где указано, что все участники дорожного движения в равной степени могут реализовывать свои права и обязанности, но лишь в том случае, если таковые действия не приведут к ущемлению или нарушению прав иных лиц.

Обязанности водителей

Свод положений, регулирующих обязанности водителей транспортных средств прописан в Правилах дорожного движения в разделе № 2. Так, обязанности водителя транспортного средства: заключаются в следующем:

  • Иметь при себе документы, необходимые для управления ТС (водительские права, ПТС, СТС, страховка ОСАГО) и предъявлять их по необходимости сотруднику ГИБДД.
  • Проверять исправность ТС перед выездом на дорогу.
  • Предоставлять свое транспортное средство по требования сотрудников полиции или работников медицинской службы.
  • Использовать жилет со световозвращающими элементами при вынужденной остановке ТС вне населенного пункта после захода солнца.

В случае ДТП водителю запрещается покидать место аварии и самовольно отъезжать на обочину с дороги (за исключением случаев, когда из-за ДТП полностью останавливается движение на дороге). Также в случае ДТП водитель должен оказать первую помощь пострадавшим и вызвать необходимые экстренные службы: скорую и МЧС.

Водителю запрещается управлять ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Также ему запрещено опасно вождение, которое выражается в неоднократном перестроении с полосы на полосу («игра в шашки»), необоснованном резком торможении и т. д.

Обязанности пешеходов

Четвертый раздел ПДД отдельно устанавливает свод обязанностей пешеходов. Так, здесь указаны следующие положения:

  • Пешеходы обязаны двигаться по тротуару, велосипедной дорожке или обочине. Только при отсутствии всех вышеуказанных вещей разрешается движение по краю проезжей части по направлению транспортного потока.
  • При необходимости, допускается передвижение на проезжей части организованных пеших групп. Максимальная ширина одного ряда – 4 человека. Спереди и сзади группы идут сопровождающие, которые несут с собой флажки красного цвета в дневное время, и фонари красного (сзади) и белого (спереди) цвета после захода солнца.
  • При пересечении дороги на нерегулируемом пешеходном переходе изначально необходимо убедиться в безопасности такого перехода.
  • В случае приближения транспортных средств с включенными спецсигналами (звуковой сиреной, а также маячками синего и сине-красного цветов) пешеходы обязаны пропустить такие ТС, прежде чем переходить дорогу.

Безопасность дорожного движения

Пункт 1 статьи 24 ФЗ № 196 сообщает, что безопасность на дороге гарантируется за счет выполнения требования законодательства РФ. Один из самых важных документов в этом отношении – Стратегия безопасности дорожного движения.


За весь 2017 год в России было зафиксировано 169 432 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 19 088 человек, и было ранено 215 374 человека. С 2013 года показатель аварийности на дорогах РФ неизменно падает, но остается все еще высоким. В связи с этим 22 января 2019 года премьер-министром РФ был подписан указ о разработке упомянутой Стратегии, суть которой сводится к тому, чтобы к 2024 году уменьшить количество смертности на дорогах до уровня 4 человек на 1 000 жителей РФ. По состоянию на 2017 год уровень смертности составлял 7.5 человек на 1 000 жителей РФ.

Планируется, что уровень аварийности будет снижен благодаря принятию следующих мер:

  • Развитие структуры для велосипедистов.
  • Повышение общего уровня безопасности для пешеходов.
  • Отслеживание водителей, склонных к агрессивному вождению.
  • Ужесточение санкций, применяемых к нарушителям.
  • Развитие общественного транспорта, в том числе и системы водных путей.
  • Сокращение транспортных средств, которые имеют право пользования спецсигналами.

Правила дорожного движения

Как уже указано выше, статья 24 ФЗ № 196 во многих пунктах ссылается на иные законодательные акты в сфере регулирования дорожного движения. Основополагающим Законом в этом отношении являются Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства № 1090 от 1993 года.

Правила регулярно дорабатываются и изменяются, подстраиваясь под современные реалии.

Так с 1 июля 2019 года был введен дорожный знак «Зона ограничения движения ТС с низким классом экологической безопасности». Знак означает, что дальнейшее движение запрещено для автомобилей, где установлен двигатель с определенным классом экологической безопасности (Евро-1, Евро-2 и т. д.).

Регулирование дорожного движения

Регулирование дорожного движения выполняется с помощью следующих средств:

  1. Дорожных знаков.
  2. Дорожной разметки.
  3. Дорожного оснащения (бордюры, перила и т. д.).
  4. Светофоров.
  5. Регулировщиков.


При этом следует учесть, что требования дорожных знаков преобладают над разметкой. Также, требования регулировщика преобладают над сигналами светофора.

Особенности дорожного движения

В Российской Федерации установлены следующие особенности ПДД:

  • Максимальная скорость транспортных средств по умолчанию (без наличия дополнительных знаков): в черте города – 60 км/ч, вне населенного пункта – 90 км/ч.
  • Транспортные средства должны двигаться по правой стороне дороги.
  • На обозначенном переходе у пешеходов есть приоритет. Водитель должен пропустить пешехода, а не наоборот.
  • Сотрудники ГИБДД имеют право остановить любое ТС и водитель по требованию инспектора должен показать ему необходимые документы.
  • Сотрудники полиции и медицинские работники могут позаимствовать любое попутное транспортное средство, если это необходимо для выполнения срочного служебного задания.

Большинство указанных правил действует не только в России, но и на территории большинства мировых стран.

В то же время есть и исключения. Например, в Великобритании установлено левостороннее движение.

Ответственность за нарушение ПДД

За нарушение правил дорожного движения предусмотрена административная ответственность. Конкретный вид наказания определяется 12 главой КоАП РФ. Если нарушение ПДД повлекло тяжелые последствия (например, смерть человека), может быть применена уголовная ответственность.

Согласно КоАП РФ административные санкции за нарушение правил дорожного движения в разных случаях могут быть применены к следующим причастным лицам:

  1. Пешеходам.
  2. Велосипедистам.
  3. Водителям.
  4. Должностным лицам, ответственным за допуск ТС к эксплуатации.
  5. Юридическим лицам, которым принадлежат транспортные средства.