Почему и зачем раскольников убил старуху процентщицу. Почему Раскольников совершил преступление? Причины преступления Раскольникова

Основная причина – это удостоверится, что Раскольников «особенный», а в придачу и проверка теории, насколько правильно он её выдумал. Есть еще один момент, но о нем чуть пониже.

Теория Родиона конкретно обозначает, что тот, кто владеет великой идеей, не должен останавливаться перед злодеяниями. Нужны деньги, нужен сразу весь капитал? Возьми их у того, кого считаешь ты лишним в этом мире. Важно только то, что это убийство не должно сказаться на психическом здоровье «преступника», не может возникнуть никакой «болезни». Ибо для великих преступление (в обывательском сознании) не является преступлением.

Итак, Раскольников идет удостовериться, что он «особенный». Мысль такая: «коли убью и, здоровье моё будет нормальным, это дело никак не отразится на душе моей, значит, я особенный, теория верна». Но получилось по-иному, убить старуху без вреда для себя самого не получилось у Родиона, так ведь еще и сестру её заколол не по убеждению, а из-за страха, она — свидетель его ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Тут-то Романович и понял, что никакой он не «особенный» (но в эту мысль он долго не хотел верить). И встает резонный вопрос: «коли я обыватель, муравей, то как это я выдумал такую теорию? Ведь не может же букашка думать выше человека! Теория – обман, дым!»

Надо отметить, что не убить старуху Раскольников также не мог. Написанная статья и такая необычная жизнь породило в Раскольникове мысль, что он далеко не такой как все. Приехал из «деревни», поступил в петербургский университет, где был одним из лучших! А по окончанию учебного заведения, должен был стать юристом, профессия в то время редкая, но крайне нужная. А отчислили за неимение денег для продолжения учебы. Где же справедливость? Вот и пошел Родион думать думы о пути осуществления справедливости в обществе.

Сидеть целый месяц взаперти, обдумывая свою жизнь, свой путь, обкусывая в это время локти от нищеты и несправедливости. Выйти из его положения можно было легко и просто: заняться репетиторством, пойти к Разумихину, узнать, что тот хотел ему предложить, заняться с ним издательством книг и переводов. Но нет, такой путь не для таких, как Раскольников, его жизнь слишком дорога, чтобы он разбрасывал свои минуты на этакую пустоту, да и не подобает таким как он, заниматься чёрт знает чем.

Сидение в своей комнате – это тоже трата времени. Теория начинает принимать более-менее конкретные формы. Заметим также, что данная теория – полет фантазии и бездонный океан тщеславия Раскольникова – главное детище Родиона, он с ней всё время жил, шел рядом с ней. И в этот месяц сидения она явилась перед ним понятой и логичной, опрятной и очень справедливой. А данная теория предлагает, да и Романович не видит другого пути, кроме как убить. Отказаться от этого, значит, отказаться от всей осмысленной жизни. Как понимаем, выбор очевиден. Колебания есть, но страх, о бессмысленности прожитых лет, пугал Родиона больше.

Итак, Родион, идя на убийство, решил удостовериться в том, что: теория верна, он «особенный». Не пойти, значит, доказать, что жизнь его была бессмысленной.

Кого убил Раскольников в романе "Преступление и наказание"?

    Раскольников главный герой романа Преступление и наказание Федора Достоевского. Он убил старуху процентщицу, которой был должен и не мог и не хотел отдавать долг. Убил он ее в самом начале романа, остальная часть романа построена на его муках и раскаяние в содеяном.

    Вот не нравится мне этот романПреступление и наказание.Хотя наверное в жизни так и происходит.Конец не всегда счастливый.Раскольников убил старуху-процентщицу и ее сестру.По мнению Раскольников он очистил мир от зла и спас невинные души молодых людей погрязших в долгах.Хотя кто их просил играть в карты или кабак.После убийства он осознал,что совершил убийствоя себя убили будет наказание.Но самое сильное наказание он получил,когда его мать умерла от тоски и горя.Получается,что он совершил 4 убийства.Но это сугубо мое мнение.

    Убил старуху-процентщицу Алну Ивановну и е беременную младшую сестру, подругу Сони - Лизавету. Итого фактически троих, ну и как говорит сам Родион Романович я не старушку убил, я себя убил, так что в каком -то смысле можно ещ одного приплюсовать.

    Доброго времени суток.

    По роману Федора Михайловича был снят сериал, который давно крутили по первому каналу.

    Если вы не читали сам роман, то в том же телесериала было показано убийство.

    Так вот, Раскольников (главный герой/персонаж романа Достоевского) убил (если быть точнее, то зарубил топором) старушку Алену Ивановну и ее сестру Лизавету .

    То есть, убийств было два.

    Наверное все читали еще в школе бессмертное произведение Федора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание. Поэтому я точно знаю ответ на ваш вопрос. А именно: Раскольников убил старуху-процентщицу. Он убил ее обухом топора, так как не хотел отдавать ей долг.

    В романе Федора Михайловича Достоевского Преступление и Наказание студент Родион Раскольников убил хозяйку своей квартиры - бабку ростовщицу. Тем самым доказывая себе, тварь ли тварь он дрожащая или право имеет.

    В прямом смысле он убил старуху проценщицу и ее сестру.Но в романе есть слова: Ты думаешь я старуху убил!Я себя убил! он убил себя,свое спокойствие, свое будущее, свои мечты.Его расскаяние доводит его до безумия.Совершив преступление, он не смог переступить через себя.

    По моему он тяпнул топориком старуху-процентщицу. Целью убийства было конечно желание обогатиться. Если честно, смысл и мотив этого его поступка понятны, но будучи школьником и попадая под программу обязательного изучения этого произведения, я плохо понял подоплку романа и наивно полагал, что с возрастом пойму. Но во за плечами много лет, а я так и не пойму, что же такого необыкновенного нашли критики и литературоведы в этом произведении Фдора Михайловича, за что его так хвалят?! Может это только за то, что в те времена это было чем-то из ряда вон выходящим?! Ведь в наше время подобный случаев - каждый день и на каждом шагу.

    Родя Раскольников совершил двойное убийство. Он сделал это практически в самом начале книги. В заключительной, 7-й главе первой части романа:

    Алена Ивановна .

    Пожилая женщина, которая давала приходящим к ней деньги в долг в обмен на заклады и взимая соответствующие дням проценты. Она была убита им в первую очередь. Сразу же, как только она развернулась к нему спиной. Убийство было совершено, как повествует Достоевский, ударом по голове обухом топора.

    Лизавета (Лизавета Ивановна).

    Сестра процентщицы Алны Ивановны. Была убита через несколько минут, тем же топором, ударом по черепу лезвием. Второе убийство, как видно из сюжета, не было планируемым. Лизавета пришла в неподходящий момент.

    Всем известное произведение Фдора Достоевского. И фамилию самого преступника вспомнит каждый, даже не читавший эту классику. А вот вопрос о том, кого же убил Раскольников, может некоторых смутить. Убил он старуху процентщицу, звали е Алена Ивановна. Это было им запланировано. А вот убийство е сестры Лизаветы в его планы не входило, она пришла невовремя. И была убита Родионом вслед за своей сестрой.

В измученном мозгу главного героя романа «Преступление и наказание» родилась страшная теория, основная мысль которой оправдывает убийство ради общего блага представителем «высшей» категории людей человека «ненужного».

Образ старухи-процентщицы

Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет. Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение. Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.

Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог.

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

...Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души...

Роль в сюжете

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и отвращение. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок». Отвратительную, болезненную бабку, которая итак скоро распрощается с жизнью, вряд ли кому-то станет жалко. К несчастью, незапланированной жертвой становится Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности. Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».

Спор студента с офицером о старухе

...Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..

Почему Раскольников убивает? Причина чрезвычайно запутанна. Если верить тому, что довольно оптимистично хочет доказать Достоевский, Раскольников был прекрасным молодым человеком, преданным, с одной стороны, семье, с другой - высоким идеалам, способным к самопожертвованию, добрым, великодушным, усердным, однако слишком мнительным и гордым - настолько, что готов был полностью замкнуться в себе, не нуждаясь в каких-либо сердечных отношениях. Этот очень добрый, великодушный и гордый молодой человек отчаянно беден.

Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого негодяя, желая помочь ему закончить университет. Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой цели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так что он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств. Обратите внимание на фашистские идеи, которые развивает Раскольников в своей «статье»: человечество состоит из двух частей, толпы и сверхчеловека, большинство должно повиноваться установленным нравственным законам, но одиночкам, вставшим над толпой, должна быть дана свобода устанавливать свои законы. Сначала Раскольников заявляет, что Ньютону и другим великим ученым следовало бы принести в жертву сотни человеческих жизней, окажись эти человеческие жизни помехой на пути к их открытиям. Позже он почему-то забывает об этих благодетелях рода человеческого, сосредоточив свое внимание на совершенно ином идеале. Все его тщеславные устремления сосредоточены на Наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, посмевшую «подобрать» власть, только и ждущую того, кто «посмеет». Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля человечества к честолюбивому тирану-властолюбцу. Перемена, достойная более тщательного психологического анализа, чем мог предпринять вечно торопившийся Достоевский.

Еще одна излюбленная идея нашего автора заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних - только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям - неведомо. Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы. Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь. Прежде всего, Раскольников - неврастеник, а искаженное восприятие любой философской идеи не может ее дискредитировать. Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями. Но Достоевский прекрасно понимал, что из этого ничего не получится, что если бы даже подобный уравновешенный молодой человек проникся нелепыми идеями, перед которыми не устояла слабая психика Раскольникова, здоровая человеческая природа удержала бы его от умышленного убийства. Ибо отнюдь не случайность, что все преступники у Достоевского (Смердяков в «Братьях Карамазовых», Федька в «Бесах», Рогожин в «Идиоте») не в своем уме.

Чувствуя слабость своей позиции, Достоевский притягивает всевозможные мотивы, чтобы подтолкнуть Раскольникова к пропасти преступных искушений, которая, как мы обязаны верить, разверзлась перед ним стараниями немецкой философии. Унизительная бедность, не только его собственная, но и горячо любимой сестры и матери, готовность сестры к самопожертвованию, низость и убожество намеченной жертвы - такое обилие попутных причин показывает, что Достоевский и сам чувствовал шаткость своих позиций. Кропоткин очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведен до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают».

Я полностью подписываюсь и под утверждением Кропоткина, что «…люди вроде судебного следователя или Свидригайлова принадлежат к области романтического изобретения» . Я пошел бы дальше и добавил к ним Сонечку Мармеладову. Соня ведет свое происхождение от тех романтических героинь, которым не по своей вине пришлось жить вне установленных обществом рамок и на которых общество взвалило все бремя позора и страданий, связанных с их образом жизни. Эти героини никогда не переводились в мировой литературе с тех пор, как в 1731 г. добрый аббат Прево вывел их в образе Манон Леско - гораздо более изысканном и потому более трогательном. У Достоевского тема падения, унижения не покидает нас с самого начала, и в этом смысле сестра Раскольникова Дуня, и пьяная девочка, мелькнувшая на бульваре, и добродетельная проститутка Соня - все они сестры из единой достоевской семьи заламывающих руки героинь. Страстная убежденность Достоевского в том, что физическое страдание и смирение исправляют человеческую природу, коренится в его личной трагедии: должно быть, он чувствовал, что живший в нем свободолюбец, бунтарь, индивидуалист изрядно стушевался за годы, проведенные в Сибири, утратил природную непосредственность, но упорно считал, что вернулся оттуда «исправленным».