Обеспечение свободы вероисповедания осужденных в иу выражается. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осуждённого и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено статьей 28 Конституции России. Предусмотрено оно и пунктом 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с этим нормативно-правовыми актами гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе такие права есть и у осужденных.

Законодательство, касающееся осужденных, всячески поощряет реализацию права осужденного на свободу вероисповеданий.

Уголовно-исполнительным кодексом России закреплены все основные права и обязанности осужденных к лишению свободы, в частности статьей 14 установлено право осужденных к аресту или лишению свободы по их просьбе и по их выбору пригласить священнослужителя. Обратите внимание, что осужденный имеет право выбора священнослужителя, а праву осужденного корреспондирует обязанность администрации предоставить священнослужителя. Однако есть единственное ограничение этого права: священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Применительно к современной действительности это не должно стать препятствием, так как практически все религиозные организации в России имеют государственную регистрацию.

Следующее важное право, закрепленное этой статьей УИК России: в учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Но здесь так же есть важное ограничение - при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Важное толкование этой нормы дал Верховный Суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации:

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации.

Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Согласно канонам той или иной религии обряды должны проводиться проводиться в рабочее время, либо работать в определенные дни или часы может запрещаться, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

В этом случае конституционное право на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

То есть администрация учреждения должна учитывать такое обстоятельство, как императивные требования религии в тех или иных вопросах, так как ограничения чтения молитвы, например, когда по внутреннему распорядку учреждения положено отдыхать, не преследует правомерную цель ограничения прав, предусмотренную частью 3 статьи 55 Конституции России и не предусмотрено законом. Ограничение этого права может быть обжаловано в установленном законом порядке - н апример в суд, прокуратуру.

Везде возможен компромисс. Так, пропуск рабочего дня может компенсироваться за счет отработки в другое время, а выполнение молитвы в ночное время вообще не нарушает ничьих прав.

Законодатель настолько серьезно уделяет внимание свободе религиозных вероисповеданий в условиях лишения свободы, что согласно той же статье 14 УИК России осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. Но, увы, здесь уже мы видим усмотрение администрации, а не обязанность.

И еще. Согласно статье 118 УИК России право на приглашение священнослужителей не может быть ограничено, даже если осужденный содержится в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах. Даже здесь администрация исправительного учреждения по их просьбе обязана пригласить священнослужителя по выбору осужденных.

Гарантией соблюдения права на свободу совести и вероисповедания является установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению этих свобод. Согласно статье 148 Уголовного Кодекса России незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является преступлением.

Рустем Валиуллин, адвокат

Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы

А.М. РУДАКОВ - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России

В статье рассмотрен предмет одного из неоднозначных институтов, практика правоприменения которого лишь отчасти регулируется законодательными актами. Представлен анализ правового института свободы вероисповедания, его элементов. Впервые раскрывается структура предмета общественных отношений в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания отличная от религиозного аспекта.

Ключевые слова: свобода совести; свобода вероисповедания; информация; осужденные.

Theoretical and legal realization problems of religion freedom

of convicted to imprisonment

A.M. RUDAKOV - Researcher of the Research Laboratory of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article examines the subject of a controversial institution, the practice of which enforcement is only partially regulated by legislation. The analysis of the legal institution of freedom of conscience and freedom of religion, its elements are represented. For the first time is revealed the structure of the object of public relations in the sphere of realization of the freedom of conscience and freedom of religion different from the religious aspect.

Key words: freedom of conscience; freedom of religion; the information is convicted.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания осужденными регламентирована Конституцией Российской Федерации (ст. 28)1, Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объе-динениях»)2, а также ст. 14 УИК РФ3, которая непосредственно регулирует общественные отношения в означенной сфере.

Исходя из научных комментариев ст. 14 УИК РФ призвана обеспечить реализацию так называемых духовных потребностей4 осужденных, организацию духовного вос-питания5 и развития6, соблюдение прав личности в сфере духовного самоопреде-ления7, при этом содержание духовности в тексте не раскрывается. По нашему убеждению, нераскрытый термин не может использоваться в полной мере, в том числе по причине возможности его субъективного толкования.

Нельзя не согласиться с С.К. Бондыре-вой8, которая усматривает существование четырех базисных (первичных) потребностей человека: в веществе, информации, безопасности, продолжении рода. Вторич-

ные потребности формируются путем проекции базисных на объекты, процессы, явления окружающего мира. Особой является потребность в информации, так как получение и усвоение новой информации важно при удовлетворении базисных потребностей. Мерой владения индивидом информацией, поступающей из собственного внутреннего мира, а также содержательным элементом этого мира, по мнению С.К. Бон-дыревой, как раз и является духовность9. Тогда возникает вопрос о том, что является предметом вероисповедания, который способствует формированию духовности субъекта при реализации рассматриваемого правового института.

Предмет регулирования, указанный в ст. 14 УИК РФ, базируется на нормах ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», взятых применительно к осужденным, и также определен частично, а именно касательно лишь организации деятельности религиозных объединений. Вместе с тем правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу вероисповедания не совпадают с деятельностью религиозных объединений: право исповедовать религию

присоединено к реализации свободы вероисповедания конструкцией «в том числе»10.

Обычно свободу вероисповедания рассматривают совместно со свободой совести как единый правовой институт и понимают под ним право исповедовать какое-либо религиозное учение или быть атеистом. В противовес такой трактовке необходимо указать, что в правоприменительной деятельности сложно определить, какие действия являются религиозными обрядами, какое обучение следует считать религиозным. Из закона следует, что религиозными являются действия представителей религиозной организации, но если некая группа не зарегистрировалась в качестве таковой и не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская, даже культурная в случае исповедания определенных культов, в том числе и деструктивных. Стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, духовное знание, как ее уже нельзя будет считать религиозной и ее деятельность не будет подлежать регулированию. Суть проблемы состоит в том, что многие религиозные организации деструктивного характера избегают регистрации для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структура-ми11. В настоящее время в соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации и ст. 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в нашей стране в статусе религиозных групп действуют более 2000 объединений только религиозного типа12. Многие из них трансформируются в общественные (некоммерческие, правозащитные и т.п.) организации. Вместе с этим сложилось множество молодежных субкультур, которые нередко перерастают в контркультуры. Такого рода объединения создаются с определенной целью или целями, которые нередко замалчиваются либо скрыты посредством создания футуроло-гических иллюзий, мифов13, искажения фактов, их субъективной оценки14. Получается, обыденное толкование нормы15 умаляет ее смысл, ввиду этого имеет место ущемление права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания либо злоупотребление данным правом.

Взяв за основу п. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», осуществим расширительное толкование смысла статьи двумя способами: филологическим и словесным.

В целях определения предмета вероисповедания рассмотрим компоненты последнего.

Само слово «вероисповедание» происходит от двух слов: «вера» и «исповедание»16 -это признание в вере кому-либо или чему-либо, какой-либо информации, какому-либо человеку. Вера - компонент доверия, являющийся нерациональным убеждением, не нуждающимся в опытной проверке. Структура доверия содержит в себе также рациональную составляющую, предполагающую расчет на объективную информацию, и обеспечивает возможность контроля ситуации, снижения неопределенности и уязвимости в отношениях. Двухкомпонентная структура доверия обеспечивает выполнение главной функции - приближения к субъекту правоотношений без опасения стать жертвой обмана17. Развитие рациональной компоненты доверия призван обеспечить федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, вера как готовность человека принимать (исповедовать) без критического анализа информацию, воздействие от другого человека является наиболее уязвимой компонентой в межличностных отношениях18. Именно эта часть психической деятельности человека находится под защитой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Таким образом, мы перешли к следующему компоненту предмета вероисповедания - информации. Информация - результат отражения одного объекта в другом, используемый для принятия решений, их реализации19 и в конечном счете для формирования управляющих воздействий20. Информация является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Вместе с тем содержательная и ценностная сторона информации позволила объединить понятия «знание», «смысл» и «информация» в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс»21.

Вопрос о степени веры потребителя такого рода информации (субъекта восприятия) субъектам, предлагающим информацию (субъектам воздействия, влияния), встает ввиду того, что в настоящее время имеется большое количество информации, оформляемой в идеи, концепции, учения, в том числе и религиозные, доктрины и иные идеологические формы22. Этому способствует п. 1 ст. 13 Конституции Российской Федерации. В.С. Малицкий справедливо универсализировал это многообразие в рамках единого

понятия «идеология», а различные формы систематизированной информации представил как типы идеологий. Так, религия, или теистический тип идеологии, отличается тем, что основным ее критерием является вера в существование сверхъестественного существа - Бога23. По меткому выражению С.Г. Кара-Мурзы, «идеология - это замена религии для современного гражданского общества»24. Иными словами, идеология, как и иные учения, концепции, есть способ систематической организации информации, направляющей и ориентирующей человека в его жизнедеятельности, предполагающей формирование чувств у субъекта восприятия или воздействие на них25.

Вместе с тем в культурной среде осуществляется направленное и ориентирующее воздействие на чувственно-эмоциональную сферу посредством интеграции на базе социальных групп, в том числе интернет-сообществ, а также на отдельные категории населения оказывается влияние, обеспечивающее функционирование механизмов интеграции26. Наравне с исторически определенным уровнем развития культуры общества (ранее сформированным на основе господствующих идеологий) могут создаваться и функционировать иные передающие среды - субкультуры27 и контркультуры -как системы норм и ценностей, которые отличают социальные группы от большинства, от господствующей культуры или же являются враждебными этой культуре (контркультура)28.

Основой выбора предмета вероисповедания у потенциального субъекта восприятия, таким образом, являются его отношение к идее (положительное - отрицательное), предложенной субъектом влияния, ее актуальность для него (принимаю -не принимаю). Актуальность выбора определяется отношением субъекта правоис-пользования к своему месту и роли в мире, своим интересам, целям. При выборе предмета вероисповедания у субъекта восприятия формируется соответствующее предмету отношение к себе как члену общества, отдельным категориям людей и обществу в целом, его прошлому (истории) и будущему, к формам организации общественных отношений и духовным и материальным объектам, также подлежащим оценке29.

Таким образом, предметом вероисповедания мы называем информационный ресурс, содержащий фундаментальную (обусловливающую возможность его выбора) и рабочую (обусловливающую возможность

его восприятия) идеи, являющиеся продуктами интеллектуального творчества как самих субъектов влияния, так и иных лиц, реализуемый в обществе субъектами влияния в соответствии со следующими целями: формирование специфических убеждений, типов мышления и в результате мировоззрения у субъектов восприятия; способствование выработке у субъектов восприятия определенных алгоритмов поведения, необходимых для субъектов влияния.

В целях же полного и всестороннего обеспечения реализации свободы вероисповедания потенциальными субъектами восприятия необходимы глубокий анализ при определении субъекта влияния, в частности источника средств финансирования деятельности последнего, выявление истинных намерений субъекта влияния (политические аспекты).

Следует заметить, что в исправительных учреждениях работа по отбору инфор-мации30 осуществляется сотрудниками следующим образом: организация воспитательных (индивидуальных, групповых, культурно-массовых) мероприятий в заданном законодательством информационном направлении; формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение их образовательного и культурного уровня (п. 1 ст. 109 УИК РФ). В результате у осужденных, особенно несовершеннолетних, чей уровень восприятия в отличие от взрослых еще достаточно динамичен, складываются новые убеждения, способные вытеснить прежние, сделавшие возможным совершение преступления. Тем не менее по истечении срока отбытия наказания в виде лишения свободы они снова возвращаются в прежнюю среду, способствующую дальнейшей криминализации личности31. В силу того, что процесс социализации может быть не завершен и с большой вероятностью он проходил до осуждения и будет происходить после (ресоциализация) в условиях, отнюдь не способствующих усвоению адекватных ценностей и моделей поведения, в ситуации неконтролируемого информационного потока как со стороны окружающей социальной среды, так и из иных источников освободившийся в силу необходимости приспособления может вновь быть переориентирован в деструктивном направлении.

Таким образом, предмет вероисповедания, реализуемый в рассмотренном аспекте, позволяет расширить круг мероприя-

тий по формированию социально полезных убеждений у осужденных посредством подбора соответствующих информационных ресурсов: политического, идеологического и исторического. И самое главное, что касается несовершеннолетних осужденных: можно определить критерий подлинного взросления человека, которое наступает с момента, когда тот начинает понимать подлинную мотивацию собственных мыслей, убеждений и поступков, их происхождение -источник и природу последующей реализации свободы совести32.

В связи с этим считаем целесообразным внести следующие изменения в ст. 14 УИК РФ:

В п. 1 включить в состав правового института реализации свободы совести и свободы вероисповедания «иные убеждения», приведя эту норму в соответствие с положениями Конституции РФ («Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»);

П. 2 дополнить вторым абзацем, содержащим ограничения реализации свободы совести и свободы вероисповедания осуж-

денными («Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться требования режима и правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства»);

В п. 4 включить в состав мероприятий по реализации свободы совести и свободы вероисповедания политико-идеологическое информирование («В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, осуществляется политико-идеологическое информирование осужденных, отражающее сложившееся в обществе политическое и идеологическое многообразие. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение, приглашает соответствующих специалистов»).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 См.: Там же.1997. № 39. Ст. 4465.

3 См.: Там же. № 2. Ст. 198.

4 См.: Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.06.2008 г №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Селиверстова // Там же; Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26.09.1997 г № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Там же.

6 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2010. С. 144.

7 См.: Комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. Л.А. Окуньков // СПС «КонсультантПлюс».

8 Светлана Константиновна Бондырева - кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заместитель председателя координационного совета РАО.

9 См.: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М., 2007. С. 53.

10 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

11 См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. http://lib.eparhia-saratov.ru/ books/noauthor/destruction/destruction.pdf; Последствия сектантства. http://www.anticekta.ru/

12 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. М., 2004. С. 311; Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.). http://www. sektainfo.ru/allsects%20analit.htm

1 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

2 Sm.: Tam zhe.1997. № 39. St. 4465.

3 Sm.: Tam zhe. № 2. St. 198.

4 Sm.: Kitrova E.V., Kuz"min V.A. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 10.06.2008 g. №76-FZ «Ob obshhestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel"nogo soderzhanija i o sodejstvii licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel"nogo soderzhanija» // SPS «Konsul"tantPljus».

5 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel"nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. V.I. Seliverstova // Tam zhe; Pjatin S.Ju. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 26.09.1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah» // Tam zhe.

6 Sm.: Ugolovno-ispolnitel"noe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. V.I. Seliverstova. M., 2010. S. 144.

7 Sm.: Kommentarij k Konstitucii RF / Otv. red. L.A. Okun"kov // SPS «Konsul"tantPljus».

8 Svetlana Konstantinovna Bondyreva - kandidat pedagogicheskih nauk, doktor psihologicheskih nauk, professor, akademik RAO, zamestitel" predsedatelja koordinacionnogo soveta RAO.

9 Sm.: Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Duhovnost" (psihologija, sociologija, semantika). M., 2007. S. 53.

10 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

11 Sm.: Novye religioznye organizacii Rossii destruktivnogo i okkul"tnogo haraktera. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ noauthor/destruction/destruction.pdf; Posledstvija sektantstva. http://www.anticekta.ru/

12 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. M., 2004. S. 311; Itogovaja deklaracija konferencii «Totalitarnye sekty idemokraticheskoe gosudarstvo»(Novosibirsk, 9-11 nojabrja 2004 g.). http://www.sektainfo.ru/allsects%20 analit.htm

13 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский анализ: Дис. ... д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 104, 106, 242.

14 См.: Жукова Н.С. Государственная идеология - феномен общественного сознания // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 19.

15 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 319.

16 Исповедовать - признавать, веровать, держать что-либо твердым убеждением (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 2. С. 55).

17 См.: Девятовская И.А. Некоторые аспекты законодательной регламентации отягчающих обстоятельств, связанных с категорией «доверие» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (19). С. 14; Астанина Н.Б. Особенности доверия другим людям у несовершеннолетних правонарушителей // Психология и право. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 31.05.2013 г.).

18 См.: Сидоренков А.В., Вишневкина М.Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 См.: Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Трофимова. М., 2007. С. 26.

20 См.: Философский словарь. http://www.philosophydic. ru/informaciya

21 См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,

B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. С. 387.

22 См.: Гричаникова И.А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2000. С. 20.

23 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 214.

24 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 97.

26 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. С. 136-137.

27 См.: Корженко А.Л. Идеология и современные молодежные субкультуры // Мониторинг общественного мнения. 2010. Нояб.-дек. С. 31.

28 См.: Михайлова Н.В. Культурологические аспекты тендерных субкультур отечественной пенитенциарной системы: Дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2004. С. 51; Современный философский словарь / Под общ. ред. д-ра философ. наук, проф. В.Е. Кемерова. М., 2004. С. 479.

29 См.: Философский энциклопедический словарь /

C.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989. С. 366.

30 См., напр.: Указание ФСИН России от 06.05.2012 г. № 10/15/1-60 «О порядке демонстрации фильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными».

31 См., напр.: Ракитская О.Н., Морозова Н.О. Отношения в семье как фактор совершения преступления насильственного характера // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 52-53.

32 См.: Израбеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М., 2012. С. 155.

13 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy: social"no-filosofskij analiz: Dis. ... d-ra filosof. nauk. Rostov n/D, 2006. S. 104, 106, 242.

14 Sm.: Zhukova N.S. Gosudarstvennaja ideologija - fenomen obshhestvennogo soznanija // Gumanitarnye i social"nye nauki. 2010. № 2. S. 19.

15 Sm.: Lazarev V.V., Lipen" S.V. Teorija gosudarstva i prava: Ucheb. dlja vuzov. M., 1998. S. 319.

16 Ispovedovat" - priznavat", verovat", derzhat" chto-libo tverdym ubezhdeniem (sm.: Dal" V. Tolkovyj slovar" zhivogo velikorusskogo jazyka: V 4 t. M., 1998. T. 2. S. 55).

17 Sm.: Devjatovskaja I.A. Nekotorye aspekty zakonodatel"noj reglamentacii otjagchajushhih obstojatel"stv, svjazannyh s kategoriej «doverie» // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 3 (19). S. 14; Astanina N.B. Osobennosti doverija drugim ljudjam u nesovershennoletnih pravonarushitelej // Psihologija i pravo. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (data obrashhenija: 31.05.2013 g.).

18 Sm.: Sidorenkov A.V., Vishnevkina M.Ju. Doverie doshkol"nikov k neznakomym vzroslym. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 Sm.: Informacionnye sistemy i tehnologii v jekonomike i upravlenii: Ucheb. posobie / Pod red. prof. V.V. Trofimova. M., 2007. S. 26.

20 Sm.: Filosofskij slovar". http://www.philosophydic.ru/ informaciya

21 Sm.: Sociologija: Jenciklopedija / Sost. A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel"kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshhenko. Minsk, 2003. S. 387.

22 Sm.: Grichanikova I.A. Formirovanie nravstvennyh ponjatij i ubezhdenij studentov tehnicheskogo vuza: Dis. ... kand. sociol. nauk. Belgorod, 2000. S. 20.

23 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy. S. 214.

24 Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy. S. 97.

26 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. S. 136-137.

27 Sm.: Korzhenko A.L. Ideologija i sovremennye molodezhnye subkul"tury // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2010. Nojab.-dek. S. 31.

28 Sm.: Mihajlova N.V. Kul"turologicheskie aspekty tendernyh subkul"tur otechestvennoj penitenciarnoj sistemy: Dis. ... kand. kul"turologii. Saratov, 2004. S. 51; Sovremennyj filosofskij slovar" / Pod obshh. red. d-ra filosof. nauk, prof. V.E. Kemerova. M., 2004. S. 479.

29 Sm.: Filosofskij jenciklopedicheskij slovar" / S.S. Averincev, Je.A. Arab-Ogly, L.F. Il"ichev i dr. M., 1989. S. 366.

30 Sm., napr.: Ukazanie FSIN Rossii ot 06.05.2012 g. № 10/15/1-60 «O porjadke demonstracii fil"mov, ispol"zovanija televidenija, radioveshhanija, literatury, gazet i zhurnalov v organizacii vospitatel"noj raboty s osuzhdennymi».

31 Sm., napr.: Rakitskaja O.N., Morozova N.O. Otnoshenija v sem"e kak faktor sovershenija prestuplenija nasil"stvennogo haraktera // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 1 (21). S. 52-53.

32 Sm.: Izrabekov V. Tajna russkogo slova. Zametki nerusskogo cheloveka. M., 2012. S. 155. _

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

4.1. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

7. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Введение

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.

Целью данной работы является изучение проблем возникающих в процессе обеспечения свободы вероисповедания и свободы совести осужденных на сегодняшний день.

Задачи определены следующим образом:

.Определение понятия свободы совести и свободы вероисповедания осужденных;

.Выявление особенностей соблюдения вышеуказанных свобод;

.Анализ норм, определяющих свободы и права осужденных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

«Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах». Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. «В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире».

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные».

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.

Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свобод, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

«Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра».

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на свободу вероисповедания.

2. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения». Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)».

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Право осужденных на свободу вероисповедания может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.

Социальное назначение его обусловлено ролью религии в жизни верующего человека и состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих осужденных. Право на свободу вероисповедания служит одной из форм удовлетворения религиозных потребностей указанной социальной группы.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Походя из действующего законодательства содержание права осужденных складывается из следующих основных элементов:

) права совершать религиозные обряды;

)права получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного культа.

В результате исследования установлено, что право осужденных на свободу вероисповедания является элементом специального правового статуса осужденных, реализуемого как право гражданина в остаточном объеме. В этой связи право осужденных на свободу вероисповедания вытекает из конституционного права граждан на свободу совести и из положений Закона РСФСР о свободе вероисповеданий.

Под реализацией права осужденных на свободу вероисповедания следует понимать регламентированный законодательными и подзаконными нормами об исполнении наказания в виде лишения свободы процесс, включающий в себя согласованные правомерные действия верующих осужденных как субъектов права на свободу вероисповедания, органов, исполняющих наказания, и других лиц, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных.

Данный процесс состоит из следующих стадий:

) стадии обращения осужденных за осуществлением права исповедовать религию;

) стадии создан ил необходимых условий для практического осуществления права на свободу вероисповедания;

) стадии защиты права от посягательств.

) правовое регулирование на уровне законодательства об исполнении наказания в виде лишения свободы;

) правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных актов;

) договорный уровень.

Исходя из результатов исследования, можно внести следующие основные предложения.

Дополнить Закон РСФСР о свободе вероисповеданий:

а) в статье 9 "Светский характер системы государственного образования" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным, при наличии возможностей, получение религиозного образования;

б) в статье 15 "Право на религиозное убеждение" указанием на право администрации мест лишения свободы, при наличии возможностей, разрешать верующим осужденным осуществляемую под контролем администрации деятельность по распространению религиозных взглядов;

в) в статье 24 "Благотворительная деятельность и культурно-просветительская деятельность религиозных объединений" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным и их общинам осуществлять, при наличии возможностей и под контролем администрации, религиозную благотворительную деятельность. Внесение этих дополнений позволит расширить содержание права осужденных на свободу вероисповедания за счет закрепления их законных интересов на религиозное образование, распространение религиозных взглядов и религиозную благотворительную деятельность.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по права человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы совести и вероисповедания, в том числе и в местах лишения свободы.

Список использованной литературы

1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6.

.Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М.: «Зерцало». 2011.

.Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: «Лекс-книга». 2012.

.Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М.: «Инфра-М». 2011.