Нравственные ценности и ориентиры. Теоретические основы формирования нравственных ориентиров у младших школьников на уроках литературного чтения

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима - высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности - это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить "опыт добрых дел", следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное - построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное - основой этого мировоззрения является религия и 3. научное - опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее - и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие - мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль - едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность - это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование - 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу - 34 %; получить престижную работу - 26 %; достичь материального достатка - 42 %; иметь хорошее здоровье - 50 %; моя семья - 70 %; получать от жизни удовольствие - 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить - 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".

Должны ли быть у человека нравственные ориентиры? Какими они могут быть? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. М. Богата.

Раскрывая проблему выбора нравственных ориентиров, автор знакомит нас с одним письмом от некой Елены Константиновой, которая рассказывает о своей бабушке, которую называет "душой семьи, её главой и хранительницей" и которая "легко и весело решала все... проблемы и жизненные неурядицы".

Несмотря на нелёгкую жизнь: сын пропал без вести на войне, тяжёлые полевые работы - бабушка не утратила жизнелюбия.Рассказчица вспоминает, как бабушка под бомбёжкой выносила из горящего вагона маленьких детей, как носила "добавку" в детский дом, имея на руках своих малолетних детей. Бабушки уже нет в живых, но для рассказчицы она является нравственным ориентиром, так как, оказываясь в сложной, а иногда и в безвыходной ситуации, она всегда думает, как бы в этом случае поступила бабушка, от которой при жизни исходила "правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души".

Авторская позиция заключается в следующем: в жизни должны быть нравственные ориентиры, например, доброе, сострадательное отношение к людям, любовь к ближним, забота о них, стойкость, честность, умение ценить жизнь. Иногда эти нравственные ориентиры мы находим в близких людях и берём с них пример.

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что у каждого человека должны быть нравственные принципы, как путеводная звезда, которым они должны следовать, оказавшись в ситуации выбора. Главный нравственный принцип давно сформулирован в Евангелии: чего себе не желаешь, того другим не делай. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • 1 вариант - Проблема выбора нравственных ориентиров по отрывку Евгения Михайловича Богата (2018 38 вариантов И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева)

Любовь к людям, сострадание, милосердие, доброта должны быть нравственными ориентирами в жизни.

Приведу литературный аргумент. В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" нравственным ориентиром для Петра Гринёва стал наказ отца: "Береги честь смолоду".Чувство долга, верность слову, преданность - это те нравственные ценности, которые он хранит и не отступает от нравственных принципов ни при каких обстоятельствах. Не боясь казни, Гринёв отказывается признавать в самозванце Пугачёве Петра Третьего, так как для него лучше смерть на плахе, чем позор на всю жизнь.

Ещё один литературный пример верности своим нравственным ценностям найдём в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". В Соне Мармеладовой автор показывает "ненасытимое сострадание", готовность жертвовать собой ради ближнего. Оказавшись на краю пропасти, став девушкой с "жёлтым билетом", Соня верит, что Бог больше не допустит худшего, например, того, что сестрёнка Полечка повторит судьбу Сони, как мрачно предсказывает Раскольников, желая испытать девушку и сделать её своей единомышленницей, восстановить против Бога и его миропорядка. Но вера в Бога, любовь к ближнему спасли не только Соню, но и Раскольникова, долго сопротивлявшегося Божьей правде.

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры - это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая - это мощный остов каждого выдающегося общества.

Уже отмечалось, что нравственность и мораль изучаются специальной философской дисциплиной - этикой (с. 11,26). В данной же теме о личности важно определить наши морально-нравственные ориентиры, которые регулируют социальные отношения, направляя их в сторону гуманизации (чтобы люди, как говорит Бердяев, были человечными, а не создавали себе звериный мир). Напомним (c.l 1), что нравственность - это те внутренние (духовные и душевные) качества человека (нравы), которые основаны на идеалах добра (справедливости, чести, любви, сострадания, долга) и которые определяют его поведение в обществе и природе. Высшая нравственность - это когда индивид нравствен наедине с собой, потому что добро по указу или напоказ - не добро.

В свою очередь мораль представляет собой внешние требования к действиям человека и охватывает совокупность идеалов, принципов и норм благого поведения людей по отношению друг к другу, к обществу, к природе. Моральные требования императивны (повелительны), т.е. подлежат безусловному выполнению, если индивид хочет быть человеком, а не скотом. В то же время эти требования (в отличие от правовых норм) не записаны в законах и не предполагают жёсткого внешнего контроля. Каждая личность сама определяет и ведёт свою линию поведения, руководствуясь самосознанием, своей совестью, чувством личного достоинства, чести и желанием (или нежеланием) того, чтобы о ней лучше думали другие.

Нормы морали никто не "придумывает". Они воспроизводятся повседневно силой наших массовых привычек, велений, оценок и через воспитание передаются новым поколениям людей. Так, одна из древнейших заповедей "чего не любишь в другом, того не делай сам" прошла сквозь века и укоренилась в сознании разумного большинства человечества как золотое правило нравственности. Это правило отражено и в Библии: "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами" (Мф 7:12, Лк 6:31).

Таким образом, морально и нравственно всё то, что ведёт к добру. А в основе нравственности, по Швейцеру, лежат такие человеческие способности, как любовь, эмпатия (с.69), сострадание и принцип "благоговения перед жизнью" (уважение ко всему живому - к человеку, животным, растениям, ко всей природе). Кто-то, например, способен без жалости насиловать и убивать соплеменников (как тот российский "офицер", который задушил чеченскую девушку в 2000 году). А другой может горевать даже над сломанной веточкой...

Чехов с горечью рассказывает, как охотились они с художником Левитаном. Тот подстрелил вальдшнепа. Антон Павлович поднял раненую птицу: "длинный нос, большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: - Голубчик, ударь его головкой по ложу... - Я говорю: не могу... А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать" (70-11,569).

Так что абсолютно не прав Ницше, утверждавший, что "сострадая, слабеешь". Не слабеешь, а избавляешься от звериного, становишься человеком, радуешь душу и возвышаешь дух. Не случайно чуждый состраданию Ницше умер в болезнях и муках в свои 56. А великий альтруист Швейцер, который полвека сострадательно лечил африканцев, ушёл из жизни спокойно, мирно, с достоинством - в 90. При этом философ и врач Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, а Черчилль назвал его "Гением человечности".

Вывод. Моральный, нравственный человек ясно различает добро и зло и подчиняет своё поведение доброму. Аморальный же - значит безнравственный, злой. Крайние примеры безнравственности - когда мать бросает своего маленького ребёнка или когда взрослые дети бросают своих родителей-стариков. Мы - люди (а не звери), и потому в ответе за тех, кого родили и кто дал жизнь нам.